Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Мунгалова Ирина Петровна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_snyatiya_merok.docx35.68 КБ

Предварительный просмотр:

Дата предъявления плана

Подпись

Дата проведения урока

Оценка

Подпись

Учитель

Методист

Раздел: Технология изготовления швейного изделия (фартука)

Тема 44 и 45 урока: Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука (2 часа)  

Цели:

1. образовательные:

- ознакомить учащихся с видами одежды;

- сформировать понятия о процессе изготовления одежды;

2. развивающие:

- развивать  навыки по измерению фигуры человека;

- развивать эстетический вкус;        

3. воспитательные:

- воспитывать аккуратность и внимательность при выполнении практической работы

Методы обучения: словесный (рассказ, беседа),  объяснительно-наглядный (слайды),  побуждение к мысли (фронтальный опрос),  контроль усвоенных знаний (практическая часть).

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, ручка, презентация, сантиметровая лента, шнурок, проектор.

Ход урока:

1. Вводно-мотивационный

Действия учителя: Приветствует. Проверяет готовность учащихся к уроку. Сообщает тему и цели урока.

Действия учеников: Включение в учебную деятельность. Внимательно слушают учителя.

2. Повторение пройденного материала.

Действия учителя: задает вопросы ученикам

  1. Что такое шов?
  2. Что определяет ширина шва?
  3. Какие виды швов вы узнаете?
  4. Где применяют стачной шов?
  5. Где применяют накладной шов?

Действия учащихся: отвечают на заданные вопросы:

1. Шов – это место соединения двух или нескольких деталей строчкой.

2. Ширина шва определяет расстояние от строчки до среза детали.

3. Виды швов: соединительные, краевые, отделочные.

4. Применяют для соединения срезов деталей (боковых, плечевых и др.).

5. Применяют для настрачивания тесьмы на основную деталь.

Анализ этапа:  Проводя  фронтальный опрос, учитель актуализирует знания и осуществляет обратную связь. 

3. Изучение нового материала

Слово учителя:         

По своему назначению одежду разделяют на:

  • бытовую,
  • производственную,
  • спортивную,
  • форменную.

Эту классификацию можно представить в виде схемы:

 http://festival.1september.ru/articles/512861/img1.gif

При выполнении домашних работ по уборке жилья или приготовлении пищи обычно надевают фартук и повязывают косынку. Головные уборы исключают возможность попадания волос в продукты и пищу. Фартуки шьют из хлопчатобумажной и льняной ткани, так как эти ткани хорошо стираются и утюжатся.

Классификация фартуков (слайды 1 и 2 презентации)

 Фартуки могут быть:

  • дополнением к национальному костюму (слайд №3); 
  • элементом рабочей одежды (слайд №4);
  • нарядными - для сервировки стола при обслуживании гостей (слайд №5) 

Фартук (или передник) – широко распространенная и почти неизменяющаяся часть одежды с древнейших времён и до наших дней (слайд №6).

 

История фартука начинается с древних Египта и Греции (слайд №7) 

 Уже в ранний период существования Египта мужчины, состоящие на государственной службе, пользовались примитивной драпировкой, прикрепляемой спереди к поясу из узкой полоски кожи или связанные (сплетённые) тростниковые стебли. С течением времени фартук становится распространённым видом одежды. Это был кусок ткани, средняя часть которой собиралась в складки и прикладывалась к корпусу спереди. Остальная часть ткани обёртывалась вокруг тела и крепилась свободным концом, заправляемым за среднюю часть. Держался фартук с помощью пояса. Средняя часть его имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму.

Начиная с эпохи средневековья, фартук становится постоянной принадлежностью рабочей одежды.

Женский фартук со временем стал принадлежностью туалета замужней женщины. В XVI в. фартук непременно украшал жён именитых горожан. В Германии жёны бюргеров носили иногда даже двойные фартуки (спереди и сзади).

(слайд № 8). Фартук периодически входил в моду среди высших слоёв населения. Француженки дома и на прогулке во времена правления Людовика XIV (1660-1710 гг.) повязывали маленький фартук из дорогой ткани с богатой отделкой по краю 

Во времена первой мировой войны фартук становится необходимой частью одежды. Многие женщины должны были выполнять мужскую работу: дородного мастера, механика и т.п. таким образом, из “одежды горничных” фартук превратился в рабочую женскую одежду. Вероятно, с этого времени он перестаёт существовать как чисто декоративный элемент и становится принадлежностью бытовой одежды для работы в домашних условиях, также являясь производственной одеждой (слайды № 9 и 10).

Однако в наши дни на производстве вместо фартука всё чаще используют новую специальную одежду. Многие работники предпочитают удобные и практичные халаты или комбинезоны. Исчезает фартук и из гардероба домохозяек. Возможно, что этот вид одежды со временем останется только в музеях и книгах по истории костюма.

 Проблемная ситуация:

Двум ученицам предлагается выйти к доске и примерить фартук и головной убор. Учащиеся замечают, что на одной девочке фартук сидит хорошо, а другой мал. “Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить её по определённому размеру”
Для снятия мерок и измерения деталей при раскрое ткани служит сантиметровая лента. Изобрел её в 1810г. французский портной.

Изготавливается лента из клеёнчатых материалов длиной 150 см. На концах - металлические заклепки, предохраняющие от износа и придающие им дополнительную жёсткость.

При снятии мерок необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Обвязать туловище на уровне талии шнурком для более точного её определения
  2. Стоять прямо с опущенными руками.
  3. Сантиметровую ленту не натягивать и не ослаблять
  4. Мерки снимают по правой стороне
  5. Мерки длины снимают безотрывно и записывают полностью
  6. Мерки обхватов и ширины снимают полностью, но записывают в половинном размере, так как чертёж строят на одну половину фигуры.

Все измерения записывают условными обозначениями (слайд №11) 

 Инструкционная карта “Мерки для построения чертежа фартука на поясе”.

Наименование мерки

Условное обозначение

Приём измерения

Назначение мерки

Мои мерки, см.

Полуобхват талии

Ст

Измеряется вокруг туловища по самому узкому месту

Для расчёта длины пояса

 

Полуобхват бёдер

Сб

Измеряется вокруг туловища по линии бёдер горизонтально

Для расчёта ширины фартука

 

Ширина нагрудника

Шн

Измеряется горизонтально на уровне груди

Для расчёта ширины нагрудника

 

Длина нагрудника

Дн

Измеряется от линии талии вверх до нужной длины

Для определения длины нагрудника

 

Длина изделия

Ди

Измеряется от линии талии до желаемой длины

Для определения длины фартука

 

Анализ этапа: При объяснении нового материала кроме слова учителя так же используется наглядно иллюстративный метод. При помощи ярких, цветных картинок учитель проводит не только обучение, но и эстетическое воспитание. В то же время происходит формирование внутренней мотивации учебной деятельности (благодаря представленным фотографиям  ученикам хочется лучше изучить тему, чтобы в будущем красиво и практично изготовить свой фартук). Помимо привлечения внутреннего мотива цели учитель использует и внешние мотивы учебной деятельности. Нацеливает учащихся перед изучением материала на то, как будут проверены усвоения этих знаний в конце урока, тем самым, связывая в воедино мотивационный, информационный, контролирующий блоки.

4. Закрепление материала. Практическая часть

Учитель даёт задание – выполнить практическую работу № 9 «Снятие мерок» (учебник, с. 47). Учитель, обходя рабочие места, контролирует правильность выполняемой работы, снятие мерок, слаженность и точность работы в парах, четкое заполнение табличной формы в рабочей тетради.

Деятельность учащихся: Внимательно слушают правила выполнения, советы. Обсуждают задание. Выполняют задание.

Анализ этапа: Осуществляя связь теории с практикой, учитель активизирует учебную деятельность, предлагая самостоятельную работу. В то же время он умело сочетает различные каналы восприятия: тактильный, зрительный, слуховой. При выполнении практической работы, учащиеся учатся применять полученные знания на практике, происходит формирование опыта. У учащихся развивается наблюдательность, воображение, образное мышление. Учитель, в свою очередь, гармонично сочетает коллективный (давая советы всему классу) и индивидуальный (помогая каждому) подход к обучению.

5. Контроль

Действия учителя: По окончании работы проводится коллективная проверка: учащиеся рассказывают последовательность снятия мерок, их названия, обозначения, сравнивают полученные результаты. Отвечают на вопросы:

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Что научились делать?

Учитель проводит анализ урока, обращает внимание учащихся на недочеты, выявляет выявление ошибки. Сообщает  оценки за теоретические знания и выставляет оценки за практическую работу.

Домашнее задание: § 10, учебник на с. 45; ответить на вопросы в конце параграфа; уметь объяснить значение основных понятий по теме урока; практиковаться в снятии мерок с членов семьи.

Анализ этапа: В заключение урока, ребята рассказывают об этапах проделанной работы. Тем самым у учащихся вырабатывается умение объективно оценивать свой труд и труд окружающих. Учитель, в свою очередь, осуществляет контроль степени усвоенных знаний у учащихся.  

Вывод: на уроке учитель грамотно сочетает в элементы дидактического цикла (мотивация, изучение нового материала, закрепление, контроль). Благодаря чему он достигает поставленной цели, решая при этом множество других задач обучения, развития, воспитания.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: 

Материалы и инструменты: сантиметровая лента, учебник, рабочая тетрадь, тесьма или тонкий пояс для фиксации линии талии.

Снять с себя мерки самостоятельно очень сложно. Поэтому
попроси соседку по парте снять с тебя мерки, необходимые
для построения чертежа фартука.

  1. Заполни нижеследующую таблицу в рабочей тетради.

Последовательность

Название мерки

Обозначение мерки

Результаты измерений



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок "Снятие мерок для построения чертежа выкройки"

конспект открытого урока "Снятие мерок для построения чертежа выкройки".Урок "открытия" нового знания на основе системно-деятельностного подхода.Итоговую оценку учащиеся получили исходя из указанных к...

Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука

Данный урок закрепляет знания в области истории фартука, дает познания для построения чертежа выкройки – мерки,  правила  снятия мерок,  сформирует навыки снятия мерок, воспитывает таки...

Конспект урока с применением ИКТ для 5 класса «История фартука. Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука»

Данный урок начинает раздел "Технология изготовление швейного изделия". В первой части урока рассматривается назначение одежды, роль фартука в жизни человека. Особое внимание уделяется истории фартука...

Презентация Power Point к уроку «История фартука. Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука» в 5 классе.1 часть

Данная презентация содержит большой наглядный материал по истории фартука и правилам снятия мерок....

план-конспект урока "Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука"

план-конспект урока "Снятие мерок для построения чертежа выкройки  фартука"...

Конструирование. Снятие мерок для построения чертежа выкройки

Урок технологии 5 класс для обучающихся с нарушением слуха...