Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Дата предъявления плана | Подпись | Дата проведения урока | Оценка | Подпись | |
Учитель | |||||
Методист |
Раздел: Технология изготовления швейного изделия (фартука)
Тема 44 и 45 урока: Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука (2 часа)
Цели:
1. образовательные:
- ознакомить учащихся с видами одежды;
- сформировать понятия о процессе изготовления одежды;
2. развивающие:
- развивать навыки по измерению фигуры человека;
- развивать эстетический вкус;
3. воспитательные:
- воспитывать аккуратность и внимательность при выполнении практической работы
Методы обучения: словесный (рассказ, беседа), объяснительно-наглядный (слайды), побуждение к мысли (фронтальный опрос), контроль усвоенных знаний (практическая часть).
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, ручка, презентация, сантиметровая лента, шнурок, проектор.
Ход урока:
1. Вводно-мотивационный
Действия учителя: Приветствует. Проверяет готовность учащихся к уроку. Сообщает тему и цели урока.
Действия учеников: Включение в учебную деятельность. Внимательно слушают учителя.
2. Повторение пройденного материала.
Действия учителя: задает вопросы ученикам
- Что такое шов?
- Что определяет ширина шва?
- Какие виды швов вы узнаете?
- Где применяют стачной шов?
- Где применяют накладной шов?
Действия учащихся: отвечают на заданные вопросы:
1. Шов – это место соединения двух или нескольких деталей строчкой.
2. Ширина шва определяет расстояние от строчки до среза детали.
3. Виды швов: соединительные, краевые, отделочные.
4. Применяют для соединения срезов деталей (боковых, плечевых и др.).
5. Применяют для настрачивания тесьмы на основную деталь.
Анализ этапа: Проводя фронтальный опрос, учитель актуализирует знания и осуществляет обратную связь.
3. Изучение нового материала
Слово учителя:
По своему назначению одежду разделяют на:
- бытовую,
- производственную,
- спортивную,
- форменную.
Эту классификацию можно представить в виде схемы:
При выполнении домашних работ по уборке жилья или приготовлении пищи обычно надевают фартук и повязывают косынку. Головные уборы исключают возможность попадания волос в продукты и пищу. Фартуки шьют из хлопчатобумажной и льняной ткани, так как эти ткани хорошо стираются и утюжатся.
Классификация фартуков (слайды 1 и 2 презентации)
Фартуки могут быть:
- дополнением к национальному костюму (слайд №3);
- элементом рабочей одежды (слайд №4);
- нарядными - для сервировки стола при обслуживании гостей (слайд №5)
Фартук (или передник) – широко распространенная и почти неизменяющаяся часть одежды с древнейших времён и до наших дней (слайд №6).
История фартука начинается с древних Египта и Греции (слайд №7)
Уже в ранний период существования Египта мужчины, состоящие на государственной службе, пользовались примитивной драпировкой, прикрепляемой спереди к поясу из узкой полоски кожи или связанные (сплетённые) тростниковые стебли. С течением времени фартук становится распространённым видом одежды. Это был кусок ткани, средняя часть которой собиралась в складки и прикладывалась к корпусу спереди. Остальная часть ткани обёртывалась вокруг тела и крепилась свободным концом, заправляемым за среднюю часть. Держался фартук с помощью пояса. Средняя часть его имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму.
Начиная с эпохи средневековья, фартук становится постоянной принадлежностью рабочей одежды.
Женский фартук со временем стал принадлежностью туалета замужней женщины. В XVI в. фартук непременно украшал жён именитых горожан. В Германии жёны бюргеров носили иногда даже двойные фартуки (спереди и сзади).
(слайд № 8). Фартук периодически входил в моду среди высших слоёв населения. Француженки дома и на прогулке во времена правления Людовика XIV (1660-1710 гг.) повязывали маленький фартук из дорогой ткани с богатой отделкой по краю
Во времена первой мировой войны фартук становится необходимой частью одежды. Многие женщины должны были выполнять мужскую работу: дородного мастера, механика и т.п. таким образом, из “одежды горничных” фартук превратился в рабочую женскую одежду. Вероятно, с этого времени он перестаёт существовать как чисто декоративный элемент и становится принадлежностью бытовой одежды для работы в домашних условиях, также являясь производственной одеждой (слайды № 9 и 10).
Однако в наши дни на производстве вместо фартука всё чаще используют новую специальную одежду. Многие работники предпочитают удобные и практичные халаты или комбинезоны. Исчезает фартук и из гардероба домохозяек. Возможно, что этот вид одежды со временем останется только в музеях и книгах по истории костюма.
Проблемная ситуация:
Двум ученицам предлагается выйти к доске и примерить фартук и головной убор. Учащиеся замечают, что на одной девочке фартук сидит хорошо, а другой мал. “Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить её по определённому размеру”
Для снятия мерок и измерения деталей при раскрое ткани служит сантиметровая лента. Изобрел её в 1810г. французский портной.
Изготавливается лента из клеёнчатых материалов длиной 150 см. На концах - металлические заклепки, предохраняющие от износа и придающие им дополнительную жёсткость.
При снятии мерок необходимо придерживаться следующих правил:
- Обвязать туловище на уровне талии шнурком для более точного её определения
- Стоять прямо с опущенными руками.
- Сантиметровую ленту не натягивать и не ослаблять
- Мерки снимают по правой стороне
- Мерки длины снимают безотрывно и записывают полностью
- Мерки обхватов и ширины снимают полностью, но записывают в половинном размере, так как чертёж строят на одну половину фигуры.
Все измерения записывают условными обозначениями (слайд №11)
Инструкционная карта “Мерки для построения чертежа фартука на поясе”.
Наименование мерки | Условное обозначение | Приём измерения | Назначение мерки | Мои мерки, см. |
Полуобхват талии | Ст | Измеряется вокруг туловища по самому узкому месту | Для расчёта длины пояса |
|
Полуобхват бёдер | Сб | Измеряется вокруг туловища по линии бёдер горизонтально | Для расчёта ширины фартука |
|
Ширина нагрудника | Шн | Измеряется горизонтально на уровне груди | Для расчёта ширины нагрудника |
|
Длина нагрудника | Дн | Измеряется от линии талии вверх до нужной длины | Для определения длины нагрудника |
|
Длина изделия | Ди | Измеряется от линии талии до желаемой длины | Для определения длины фартука |
|
Анализ этапа: При объяснении нового материала кроме слова учителя так же используется наглядно иллюстративный метод. При помощи ярких, цветных картинок учитель проводит не только обучение, но и эстетическое воспитание. В то же время происходит формирование внутренней мотивации учебной деятельности (благодаря представленным фотографиям ученикам хочется лучше изучить тему, чтобы в будущем красиво и практично изготовить свой фартук). Помимо привлечения внутреннего мотива цели учитель использует и внешние мотивы учебной деятельности. Нацеливает учащихся перед изучением материала на то, как будут проверены усвоения этих знаний в конце урока, тем самым, связывая в воедино мотивационный, информационный, контролирующий блоки.
4. Закрепление материала. Практическая часть
Учитель даёт задание – выполнить практическую работу № 9 «Снятие мерок» (учебник, с. 47). Учитель, обходя рабочие места, контролирует правильность выполняемой работы, снятие мерок, слаженность и точность работы в парах, четкое заполнение табличной формы в рабочей тетради.
Деятельность учащихся: Внимательно слушают правила выполнения, советы. Обсуждают задание. Выполняют задание.
Анализ этапа: Осуществляя связь теории с практикой, учитель активизирует учебную деятельность, предлагая самостоятельную работу. В то же время он умело сочетает различные каналы восприятия: тактильный, зрительный, слуховой. При выполнении практической работы, учащиеся учатся применять полученные знания на практике, происходит формирование опыта. У учащихся развивается наблюдательность, воображение, образное мышление. Учитель, в свою очередь, гармонично сочетает коллективный (давая советы всему классу) и индивидуальный (помогая каждому) подход к обучению.
5. Контроль
Действия учителя: По окончании работы проводится коллективная проверка: учащиеся рассказывают последовательность снятия мерок, их названия, обозначения, сравнивают полученные результаты. Отвечают на вопросы:
- Что нового узнали на уроке?
- Что научились делать?
Учитель проводит анализ урока, обращает внимание учащихся на недочеты, выявляет выявление ошибки. Сообщает оценки за теоретические знания и выставляет оценки за практическую работу.
Домашнее задание: § 10, учебник на с. 45; ответить на вопросы в конце параграфа; уметь объяснить значение основных понятий по теме урока; практиковаться в снятии мерок с членов семьи.
Анализ этапа: В заключение урока, ребята рассказывают об этапах проделанной работы. Тем самым у учащихся вырабатывается умение объективно оценивать свой труд и труд окружающих. Учитель, в свою очередь, осуществляет контроль степени усвоенных знаний у учащихся.
Вывод: на уроке учитель грамотно сочетает в элементы дидактического цикла (мотивация, изучение нового материала, закрепление, контроль). Благодаря чему он достигает поставленной цели, решая при этом множество других задач обучения, развития, воспитания.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
Материалы и инструменты: сантиметровая лента, учебник, рабочая тетрадь, тесьма или тонкий пояс для фиксации линии талии.
Снять с себя мерки самостоятельно очень сложно. Поэтому
попроси соседку по парте снять с тебя мерки, необходимые
для построения чертежа фартука.
- Заполни нижеследующую таблицу в рабочей тетради.
Последовательность | Название мерки | Обозначение мерки | Результаты измерений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок "Снятие мерок для построения чертежа выкройки"
конспект открытого урока "Снятие мерок для построения чертежа выкройки".Урок "открытия" нового знания на основе системно-деятельностного подхода.Итоговую оценку учащиеся получили исходя из указанных к...
Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука
Данный урок закрепляет знания в области истории фартука, дает познания для построения чертежа выкройки – мерки, правила снятия мерок, сформирует навыки снятия мерок, воспитывает таки...
Конспект урока с применением ИКТ для 5 класса «История фартука. Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука»
Данный урок начинает раздел "Технология изготовление швейного изделия". В первой части урока рассматривается назначение одежды, роль фартука в жизни человека. Особое внимание уделяется истории фартука...
Презентация Power Point к уроку «История фартука. Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука» в 5 классе.1 часть
Данная презентация содержит большой наглядный материал по истории фартука и правилам снятия мерок....
Презентация Power Point к уроку «История фартука. Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука» в 5 классе.2 часть
Продолжение презентации....
план-конспект урока "Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука"
план-конспект урока "Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука"...
Конструирование. Снятие мерок для построения чертежа выкройки
Урок технологии 5 класс для обучающихся с нарушением слуха...