РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии для 5 класса (ФГОС)
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему

Николенко Дмитрий Александрович

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»

(направление «индустриальные технологии»)

5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение «Средняя образовательная школа №5»

 город Алзамай Иркутская область Нижнеудинский район

«Согласовано»

Заместитель директора МКУ СОШ №5

_____________ /Тебенькова О.В./

                   2014 г.

«Утверждаю»

Директор МКУ СОШ №5

___________/Серова Г.В./

Приказ № ____                  2014  г.

«Согласовано»

Руководитель МО

____________/Иксанова Л.В. /

Протокол № ___

от «____»____________2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по технологии  для  5  класса

                                                           

                                                                 

 Разработана учителем технологии

                                                     Николенко Д.А.

                                                   

2014- 2015  учебные года

         РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»

(направление «индустриальные технологии»)

5 класс

Рабочая программа учебного предмета «Технология» ступени основного общего образования составлена на основе

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 года (с последующими изменениями);
  • Примерной программы по технологии для основной школы;
  • авторской рабочей программы «Технология. Трудовое обучение»  рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2007 г. Авторы программы: В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцев.
  • учебной программы по технологии основной общеобразовательной программы основного общего образования МКУ СОШ №5

I. Пояснительная записка 

 Программа учебного предмета »Технология»   позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, об общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, задает тематические и сюжетные линии курса, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и вариант последовательности их изучения с учетом межпредметных и внутри- предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, сензитивных периодов их развития.

 Она предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению авторского учебного курса с учетом позиции и творческого потенциала педагога, индивидуальных способностей, интересов и потребностей учащихся, материальной базы образовательных учреждений, местных социально-экономических условий, национальных традиций характера рынка труда.

   Программа по курсу «Технология» выполняет следующие функции:

• информационно-семантическое нормирование учебного процесса. Это обеспечивает детерминированный объем, четкую тематическую дифференциацию содержания обучения и задает распределение времени по разделам содержания;

  • организационно-плановое построение содержания. Определяется примерная последовательность изучения содержания технологии в основной школе и его распределение с учетом возрастных особенностей учащихся;
  • общеметодическое руководство. Задаются требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предоставляются общие рекомендации по проведению различных видов занятий.

Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.

Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели учебного предмета «Технология».

Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.

Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.

В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.

  •  Программа предмета «Технология» составлена с учетом полученных учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности

II. Общая характеристика учебного предмета «Технология»

. Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

  Содержанием  программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • технологическая культура производства;
  • распространенные технологии современного производства;
  • культура, эргономика и эстетика труда;
  • получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
  • основы черчения, графики, дизайна;
  • элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
  • знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
  • методы  творческой, проектной деятельности;

В процессе обучения технологии учащиеся:

познакомятся:

с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией

  • с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями;
  • с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;
  • с производительностью труда; реализацией продукции;
  • с рекламой, ценой, налогом, доходом и прибылью; предпринимательской деятельностью; бюджетом семьи;
  • с экологичностью технологий производства;
  • с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий);
  • с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда; культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;
  • с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства;
  • с устройством, сборкой, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (приборов, аппаратов, станков, машин, механизмов, инструментов)

овладеют:

  • навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
  • навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера
  • умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;
  • умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;
  • навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на  рабочем месте ;
  • основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;
  • умением соотносить с личными потребностями и особенностями требования, предъявляемые различными массовыми профессиями к подготовке и личным качествам человека;
  • навыками организации рабочего места.

Каждый компонент  программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, должно предваряться освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующий раздел по учебному плану может даваться в конце каждого года обучения. Вместе с тем методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его потребительной стоимости).

Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.

Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий.

Темы раздела «Технологии домашнего хозяйства» включают в себя обучение элементам семейной экономики, освоение некоторых видов ремонтно-отделочных и санитарно-технических работ. Соответствующие работы проводятся в форме учебных упражнений с использованием стендов и наборов раздаточного материала.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов. При этом возможно проведение интегрированных занятий, создание интегрированных курсов или отдельных комплексных разделов.

III. Описание места учебного предмета «Технология» в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Технология» изучается с 5-го по 8-й класс. в том числе:  в 5 и 6 классах — по 70 ч из расчета 2 ч в неделю, в 7 и 8 классах—по 35 ч, из расчета 1 ч в неделю.  

Дополнительное время для обучения технологии может быть выделено за счет резерва времени в базисном учебном (образовательном) плане. Занятия в 8 и 9 классах могут быть организованы вне обязательной учебной сетки часов во внеурочное время как дополнительное образование во второй половине дня.

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного

предмета «Технология»

Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Общие результаты технологического образования состоят:

  • в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;
  • в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
  • в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;
  • в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.

Изучение технологии призвано обеспечить:

  • становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;
  • развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
  • формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;
  • приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения предмета в 5 классе учащимися основной школы курса «Технология» являются:

  •  Умение ясно, точно грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи

• Представление о технологической науке как сфере человеческой деятельности об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации 

• Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении технологических задач

 • Умение контролировать процесс и результат учебной и практической деятельности

 • Способность к эмоциональному восприятию технологических объектов, задач, решений, рассуждений 

• Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию 

• Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности

 • Бережно относится к природным и хозяйственным ресурсам

Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

• Выражение желания учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

• Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

 • Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

 • Самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;

 • Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

 • Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.

Метапредметными:

• Первоначальные представления об идеях и о методах технологии как об универсальном языке науки и техники;

• Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения технологических проблем и представлять её в понятной форме;

 • Умение понимать и использовать средства наглядности (технические рисунки, чертежи, эскизы, схемы.) для иллюстрации, изготовления изделия ;

• Умение самостоятельно организовывать и выполнять различные творческие работы по созданию технических изделий ;

• Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы ;

• Соблюдать нормы и правила культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

 • Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

• Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

• Определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

 • Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

 • Поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы; 

• Самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

 • Виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов; 

• Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

 • Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных; 

• Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками; 

• Объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива; 

• Диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

 • Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

 • Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными:

Умение работать с текстом, грамотно выражать свои мысли с применением терминологии и символики;

 • Умение выполнять работы ручным инструментом;

 • Умения пользоваться изученными инструментами;

• Умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;

• Подбирать материал с учетом характера объекта труда и технологии;

 • Соблюдать трудовую и технологическую дисциплину;

 • Уметь достигать необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций ;

• Сочетать образное и логическое мышление в процессе проектной деятельности;

 • Распознавать виды, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

 • Владеть методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации.

В познавательной сфере:

• Рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

• Оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения; 

• Владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;

;• Классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды;

 • Распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; 

• Владение методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

 • Применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; 

• Владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

 • Применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.  

В трудовой сфере:

 • Планирование технологического процесса и процесса труда;

 • Подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; 

• Проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

 • Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений; 

• Соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены; 

• Соблюдение трудовой и технологической дисциплины; 

• Обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

 • Подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

• Контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; 

• Выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

 • Документирование результатов труда и проектной деятельности; 

• Расчет себестоимости продукта труда;

 • Примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.  

В мотивационной сфере: 

• Оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности; 

• Согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

 • Осознание ответственности за качество результатов труда; 

• Наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

 • Стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

  В эстетической сфере:

 • Дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ; 

• Моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

 • Разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;

 • Эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

 • Рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды. 

 В коммуникативной сфере:

• Формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

 • Оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;

 • Публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

 • Разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов.  

В физиолого-психологической сфере: 

• Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

 • Достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

 • Соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований; 

• Сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

V. Содержание учебного предмета «Технология»

Содержание курса «Технология» определяется образовательным учреждением с учётом региональных особенностей, материально-технического обеспечения, а также использования следующих направлений и разделов курса:

Раздел 1. ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ (не менее 36  ч)

Тема 1: Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов

Древесина и ее применение. Виды древесных материалов их характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины. Области применения древесных материалов. Отходы древесины и их рациональное использование. Профессии, связанные с производством древесных материалов и восстановлением лесных массивов.

Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж. Технический рисунок детали. Эскиз детали и изделия. Графическое изображение соединений деталей на чертежах. Общие сведения о сборочных чертежах. Спецификация составных частей изделия и материалов на технической и технологической документации. Правила чтения сборочных чертежей. Технологическая карта и ее назначение.

Виды контрольно-измерительных и разметочных инструментов для изготовления изделий из древесины. Точность измерений, и допуски при обработке.

Верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины и древесных материалов. Основные технологические операции ручной обработки древесины и древесных материалов, особенности их выполнения: разметка, пиление, долбление, сверление отверстий; сборка деталей изделия, контроль качества; столярная и декоративная отделка деталей и изделий.

Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами. Технологии изготовления деталей различных геометрических форм ручными инструментами.

Примерный перечень лабораторно-практических и практических работ. Распознавание древесины и древесных материалов. Выявление природных пороков в материалах и заготовках. Исследование твердости древесины и древесных материалов.

Чтение и выполнение технических рисунков, эскизов и чертежей деталей различной формы. Использование ЭВМ для подготовки графической документации. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия по технологической документации.

Организация рабочего места столяра. Ознакомление с видами и способами применения контрольно-измерительных и разметочных инструментов.

Ознакомление с видами и рациональными приемами работы ручными инструментами, приспособлениями.

Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам.

Защитная и декоративная отделка изделия. Выявление дефектов в детали (изделии) и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда при использовании ручного инструмента и оборудования верстака. Уборка рабочего места.

Тема 2: Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов

Сверлильный станок: устройство, назначение. Инструменты и оснастка для работы на сверлильном станке. Приемы работы на сверлильном станке. Правила безопасности труда при работе на сверлильном станке.

Токарный станок и его устройство. Организация рабочего места токаря. Ручные инструменты и приспособления для изготовления деталей на токарном станке. Технология токарных работ. Правила безопасности труда при работе на токарном станке.

Современные технологические машины и электрифицированные инструменты: виды, назначение область применения, способы работы.

Компьютеризация проектирования изделий из древесины и древесных материалов, автоматизация процессов производства.

Экология заготовки, производства и обработки древесины и древесных материалов.

Профессии, связанные с производством и обработкой древесины и древесных материалов.

Примерный перечень лабораторно-практических и практических работ. Организация рабочего места для сверлильных и токарных работ. Ознакомление с видами и способами применения контрольно-измерительных и разметочных инструментов, применяемых при сверлильных и токарных работах.

Ознакомление с устройством, приспособлениями и приемами работы на сверлильном станке.

Ознакомление с устройством и технологической оснасткой токарного станка для обработки древесных материалов. Организация рабочего места для выполнения токарных работ с древесиной, проверка станка на холостом ходу.

Ознакомление с видами и рациональными приемами работы ручными инструментами, приспособлениями, применяемыми при токарных работах. Выполнение рациональных приемов выполнения различных видов токарных работ.

Изготовление деталей и изделий на станках по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам.

Защитная и декоративная отделка изделия. Выявление дефектов в детали (изделии) и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда при работе на станках. Уборка рабочего места.

Тема 3: Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов

Конструкционные металлы и их сплавы, основные физико-механические свойства и область применения. Черные и цветные металлы. Основные технологические свойства металлов. Виды, способы получения и обработки слитков металла, проката. Исследование технологических свойств металлов.

Профессии, связанные с добычей и производством металлов.

Виды, свойства и способы получения искусственных материалов. Назначение и область применения искусственных материалов в машиностроении. Особенности обработки искусственных материалов. Экологическая безопасность при изготовлении, применении и утилизации искусственных материалов.

Особенности графических изображений деталей и изделий из металлов и искусственных материалов. Сборочные чертежи. Спецификация составных частей и материалов. Допуски и посадки, их обозначение в технической документации. Правила чтения сборочных чертежей. Применение ЭВМ при проектировании и разработке графической документации на детали и изделия.

Точность обработки и качество поверхности деталей. Контрольно-измерительные и разметочные инструменты, применяемые при работе с металлами и искусственными материалами.

Основные сведения о процессе резания, пластического формования и современных технологиях обработки металлов и искусственных материалов на станках.

Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Ручные инструменты и приспособления для обработки металлов и искусственных материалов, их назначение и способы применения. Основные технологические операции обработки металлов ручными инструментами, спецификация инструментов, особенности выполнения работ.

 Основные технологические операции обработки искусственных материалов ручными инструментами, спецификация инструментов, особенности выполнения работ.

Способы механической, химической и декоративной лакокрасочной защиты и отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов. Современные отделочные материалы и технологии нанесения декоративных и защитных покрытий.

Примерный перечень лабораторно-практических и практических работ. Распознавание видов металлов, сортового проката и искусственных материалов. Исследование твердости и пластичности металлов. Оценка возможности их использования с учетом вида и предназначения изделия. Подбор заготовок для изготовления изделия.

Чтение технических рисунков, эскизов и чертежей деталей и изделий из тонколистового металла, проката и проволоки и искусственных материалов. Определение последовательности изготовления детали и изделия по технической документации.

Организация рабочего места.

Определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей.

Изготовление деталей по чертежу и технологической карте.

Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение.

Защитная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда. Уборка рабочего места

Тема 4: Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов

Современные ручные технологические машины и механизмы для выполнения слесарных работ.

Операции и приемы работы с металлами и искусственными материалами на сверлильном станке. Оснастка сверлильного станка для выполнения работ с металлом.

Токарно-винторезный станок: устройство, назначение, приемы подготовки к работе, приемы управления и выполнения работ. Инструменты и приспособления для работы на токарном станке. Основные операции токарной обработки и особенности их выполнения. Особенности точения изделий из искусственных материалов.

Фрезерный станок: устройство, назначение, приемы работы. Инструменты и приспособления для работы на фрезерном станке. Основные операции фрезерной обработки и особенности их выполнения.

Современные обрабатывающие центры и станки с числовым программным управлением. Роботизированные комплексы.

Перспективные технологии производства деталей из металлов и искусственных материалов.

Виды соединений деталей из металлов и искусственных материалов, их классификация и способы выполнения. Особенности выполнения сборочных работ.

Правила безопасности труда при выполнении работ на станках.

Экологические проблемы производства, применения и утилизации изделий из металлов и искусственных материалов.

Профессии, связанные с обработкой металлов.

Примерный перечень лабораторно-практических и практических работ. Ознакомление с видами современных ручных технологических машин и инструментов.

Чтение технических рисунков, эскизов и чертежей деталей и изделий, изготовляемых на станках. Определение последовательности изготовления детали и изделия по технической документации.

Изучение устройства токарного и фрезерного станков. Проверка работы станков на холостом ходу. Регулировка станков (вспомогательные механизмы и приспособления). Установка режущего инструмента на станках.

Организация рабочего места.

Определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей.

Изготовление деталей по чертежу и технологической карте.

Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение.

Соблюдение правил безопасности труда при работе на станках.

Тема 5: Технологии художественно-прикладной обработки материалов

Традиции, обряды, семейные праздники. Национальные орнаменты и на элементах быта и одежде, художественно-прикладные изделия.

Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Региональные виды декоративно-прикладного творчества (ремесел). Единство функционального назначения, формы и художественного оформления изделия. Эстетические и эргономические требования к изделию. Понятия о композиции.

Виды природных и искусственных материалов и их свойства для художественно-прикладных работ. Основные средства художественной выразительности в различных технологиях.

Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов с древесиной и древесными материалами в России.

Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов с металлами в России.

Технологии художественно-прикладной материалов различными видами инструментов (2-3 вида технологий по выбору учителя[1]). Разработка изделия с учетом прагматического назначения и эстетических свойств. Составление рабочей документации. Освоение приемов выполнения основных операций ручными инструментами, механизма технологическими машинами.

Правила безопасности труда при выполнении художественно-прикладных работ с древесиной, древесными материалами и металлами.

Примерный перечень лабораторно-практических и практических работ. Ознакомление с характерными особенностями различных видов декоративно-прикладного творчества народов России.

Определение требований к создаваемому изделию. Разработка эскизов изделий и их декоративного оформления .

Выбор и исследование материалов и заготовок с учетом декоративных и технологических свойств, эксплуатационных качеств изделий. Определение последовательности изготовления деталей. Выполнение подготовительных работ по созданию изделия.

Изготовление изделия с применением технологий ручной и механизированной обработки материалов. Отделка и презентация изделий.

Соблюдение правил безопасности труда.

Раздел 2: ТЕХНОЛОГИИ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА (не менее 15ч)

Тема  1: Технологии ремонта и ухода за деталями интерьера, одеждой и обувью

Способы ухода за различными видами половых покрытий, лакированной и мягкой  мебели, их мелкий ремонт.

Средства для ухода за раковинами и посудой. Средства для ухода за мебелью. Выбор и использование современных средств ухода за одеждой и обувью. Способы удаления пятен с одежды и обивки мебели.

Экологические аспекты применения современных химических средств и препаратов в быту

Выбор технологий длительного хранения одежды и обуви. Уход за окнами. Способы утепления окон в зимний период.

Профессии в сфере обслуживания и сервиса.

Примерный перечень лабораторно-практических и практических работ. Выполнение мелкого ремонта обуви, мебели, восстановление лакокрасочных покрытий и сколов. Удаление пятен с одежды и обивки мебели. Соблюдение правил безопасности и гигиены.

Тема  2: Эстетика и экология жилища

Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации.

Понятие об экологии жилища. Оценка и регулирование микроклимата в доме. Современные приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль освещения в интерьере.

Способы определения места положения скрытой электропроводки. Современные системы фильтрации воды.

Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи. Правила пользования бытовой техникой.

Примерный перечень лабораторно-практических и практических работ. Оценка микроклимата в доме. Определение места положения скрытой электропроводки. Разработка плана размещения осветительных приборов. Подбор бытовой техники по рекламным проспектам. Разработка вариантов размещения бытовых приборов.

Тема  3: Бюджет семьи

Источники семейных доходов и бюджет семьи. Потребности человека. Минимальные и оптимальные потребности членов семьи. Потребительская корзина одного человека и семьи. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения и рынка потребительских товаров.

Потребительские качества товаров и услуг. Планирование расходов семьи. Правила поведения при совершении покупки. Права потребителя и их защита.

Подбор на основе анализа рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи. Формирование потребительской корзины семьи с учетом уровня доходов ее членов и региональных рыночных цен.

Примерный перечень лабораторно-практических и практических работ. Оценка имеющихся и возможных источников доходов семьи. Планирование недельных, месячных и годовых расходов семьи с учетом ее состава. Изучение цен на рынке товаров и услуг с целью минимизации расходов в бюджете семьи.

Анализ качества и потребительских свойств товаров. Выбор способа совершения покупки. Усвоение положений законодательства по правам потребителей.

Планирование возможной индивидуальной трудовой деятельности: обоснование объектов или услуг, примерная оценка доходности предприятия.

Тема 4: Технологии ремонтно-отделочных работ

Виды ремонтно-отделочных работ. Современные материалы для выполнения ремонтно-отделочных работ в жилых помещениях. Инструменты и приспособления для выполнения малярных работ.

Правила безопасной работы при окрашивании поверхностей.

Назначение и виды обоев. Виды клеев для наклейки обоев. Технологии наклейки обоев встык и внахлест.

Способы размещения декоративных элементов в интерьере.

Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных и строительных работ.

Способы решения экологических проблем, возникающих при проведении ремонтно-отделочных и строительных работ.

Примерный перечень лабораторно-практических и практических работ. Подготовка поверхностей стен помещений под окраску или оклейку: заделка трещин, шпатлевание, шлифовка. Подбор и составление перечня инструментов. Выбор краски по каталогам. Окраска поверхностей. Подбор обоев по каталогам и образцам. Выбор обойного клея под вид обоев. Наклейка различных типов обоев (на лабораторных стендах).

Выполнение эскизов оформления стен декоративными элементами.

Оформление эскиза приусадебного (пришкольного) участка с использованием декоративных растений.

Тема 5: Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации

Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме. Система канализации в доме. Мусоропроводы и мусоросборники.

Виды инструментов и приспособлений для санитарно-технических работ. Их назначение, способы и приемы работы с ними.

Устройство водоразборных кранов и вентилей. Способы монтажа кранов, вентилей и смесителей. Устройство сливных бачков различных типов.

Причины подтекания воды в водоразборных кранах и вентилях, сливных бачках. Способы ремонта запорной аппаратуры.

Утилизация сточных вод системы водоснабжения и канализации. Экологические проблемы, связанные с их утилизацией.

Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических или ремонтно-отделочных работ.

Примерный перечень лабораторно-практических и практических работ. Ознакомление со схемой системы водоснабжения и канализации в школе и дома. Ознакомление с сантехническими инструментами и приспособлениями. Изготовление троса для чистки канализационных труб. Изготовление резиновых шайб и прокладок к вентилям и кранам.

Разборка и сборка запорных устройств системы водоснабжения со сменными буксами. Учебные работы по замене прокладок и установке новых герметизирующих колец в запорных устройствах со сменными буксами.

Раздел  3: ЭЛЕКТРОТЕХНИКА (не менее 6 ч)

Тема 1: Электромонтажные и сборочные технологии

Общее понятие об электрическом токе, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приемников электрической энергии. Условные графические обозначения на электрических схемах. Понятие об электрической цепи и ее принципиальной схеме. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ. Установочные изделия. Приемы монтажа и соединений установочных проводов и установочных изделий. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ.

Профессии, связанные с выполнением электромонтажных и наладочных работ.

Примерный перечень лабораторно-практических и практических работ. Чтение простой электрической схемы. Сборка электрической цепи из деталей конструктора с гальваническим источником тока. Исследование работы цепи при различных вариантах ее сборки.

Электромонтажные работы: ознакомление с видами и приемами пользования электромонтажными инструментами; выполнение упражнений по механическому оконцеванию, соединению и ответвлению проводов.

Подсоединение проводов к электропатрону, выключателю, розетке. Ознакомление с видами и приемами пользования электромонтажными инструментами. Монтаж проводов в распределительной коробке. Изготовление удлинителя. Использование пробника для поиска обрыва в цепи. Проверка пробником соединений и проводов в простых электрических цепях.

Тема 2: Электротехнические устройства с элементами автоматики

Принципы работы и способы подключения плавких и автоматических предохранителей. Схема квартирной электропроводки. Подключение бытовых приемников электрической энергии.

Работа счетчика электрической энергии. Способы определения расхода и стоимости электрической энергии. Возможность одновременного включения нескольких бытовых приборов в сеть с учетом их мощности. Пути экономии электрической энергии.

Понятие о преобразовании неэлектрических величин в электрические сигналы. Виды датчиков: механические контактные, биметаллические реле.

Понятие об автоматическом контроле и регулировании. Виды и назначение автоматических устройств. Элементы автоматики в бытовых электротехнических устройствах. Простейшие схемы устройств автоматики.

Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека.

Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ.

Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.

Примерный перечень лабораторно-практических и практических работ. Изучение схем квартирной электропроводки. Сборка модели квартирной проводки с использованием типовых аппаратов коммутации и защиты.

Сборка и испытание модели автоматической сигнализации, достижения максимального уровня жидкости или температуры (из деталей электроконструктора).

Тема  3: Бытовые электроприборы

Применение электрической энергии в промышленности, на транспорте и в быту.

Электроосветительные и электронагревательные приборы, их безопасная эксплуатация. Характеристики бытовых приборов по их мощности и рабочему напряжению. Виды электронагревательных приборов. Пути экономии электрической энергии в быту.

Технические характеристики ламп накаливания и люминесцентных ламп дневного света. Их преимущества, недостатки и особенности эксплуатации.

Общие сведения о новых электрофизических методах нагрева, о бытовых микроволновых печах, их устройстве и правилах эксплуатации. Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации бытовых холодильников и стиральных машин.

Примерный перечень лабораторно-практических и практических работ. Оценка допустимой суммарной мощности электроприборов, подключаемых к одной розетке и в квартирной (домовой) сети. Исследование соотношения потребляемой мощности и силы света различных ламп.

Раздел 4: СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (не менее 2 ч)

Тема 1: Сферы производства и разделение труда

Сферы и отрасли современного индустриального производства. Основные составляющие производства. Основные структурные подразделения производственного предприятия.

Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Влияние техники и технологий на виды, содержание и уровень квалификации труда. Приоритетные направления развития техники и технологий в конкретной отрасли (на примере регионального предприятия). Уровни квалификации и уровни образования.

Факторы, влияющие на уровень оплаты труда.

Понятие о профессии, специальности, квалификации  и компетентности работника. Виды сквозных профессий по отраслям индустриального производства.

Примерный перечень лабораторно-практических и практических работ. Анализ структуры предприятия и профессионального разделения труда.

Ознакомление с деятельностью производственного предприятия.

Тема 2: Профессиональное образование и профессиональная карьера

Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы индустриального производства и сервиса в регионе. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Специальность, производительность и оплата труда.

Профессиональные качества личности. Профессиональный отбор кадров. Диагностика и самодиагностика профессиональной пригодности к выбранному виду профессиональной деятельности.

Источники получения информации о профессиях и путях и уровнях профессионального образования. Выбор и характеристика по справочнику условий поступления и обучения в профессиональном учебном заведении.

Возможности построения карьеры в профессиональной деятельности.

Примерный перечень лабораторно-практических и практических работ. Ознакомление по Единому тарифно-квалификационному справочнику с массовыми профессиями. Ознакомление с профессиограммами массовых для региона профессий. Анализ предложений работодателей на региональном рынке труда.

Поиск информации о возможностях получения профессионального образования в различных источниках, включая Интернет. Диагностика склонностей и качеств личности. Построение планов профессионального образования и трудоустройства.

Раздел 5: ТЕХНОЛОГИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (не менее 9 ч)

Тема 1: Исследовательская и созидательная деятельность

Порядок выбора темы проекта. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг.

Обоснование конструкции изделия и этапов ее изготовления.

Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки вариантов отделки). Творческие методы поиска новых решений: морфологический анализ, метод фокальных объектов. Экспертные методы сравнения вариантов решений.

Методы поиска научно-технической информации. Применение ЭВМ для поиска информации и формировании базы данных

Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования. Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД). Применение ЭВМ при проектировании изделий. Классификация производственных технологий. Технологическая и трудовая дисциплина на производстве. Соблюдение стандартов на массовые изделия.

Методы определения себестоимости изделия. Производительность труда. Цена изделия как товара. Основные виды проектной документации. Способы проведения презентации проектов.

Экономическая оценка стоимости выполнения проекта.

Примерный перечень практических работ. Обоснование выбора изделия на основе личных потребностей. Обоснование идеи изделия на основе маркетинговых опросов. Поиск необходимой информации и создание баз данных с использованием ЭВМ.

Коллективный анализ возможностей изготовления изделий, предложенных учащимися. Выбор видов изделий. Конструирование и дизайн-проектирование изделия с использование компьютера, определение состава деталей. Выполнение эскиза, модели изделия. Подготовка чертежа или технического рисунка. Составление учебной инструкционной карты.

Подготовка технической и технологической документации с использованием ЭВМ. Изготовление деталей и контроль их размеров. Сборка и отделка изделия. Оценка себестоимости изделия с учетом затрат труда, ее сравнение с возможной рыночной ценой товара. Разработка варианта рекламы. Подготовка пояснительной записки. Оформление проектных материалов. Презентация проекта.

Варианты тематики проектов

Изделия из древесины и поделочных материалов. Предметы обихода и интерьера, шахматы, головоломки, настольные игры, куклы, подставки для салфеток, вешалки для одежды, рамки для фотографий, настольные игры, народные игры, карнизы, конструкторы, массажеры, модели автомобилей, судов и т.п., макеты памятников архитектуры, макеты детских площадок, раздаточные материалы для учебных занятий, оборудование для лабораторных и практических работ, спортивные тренажеры и др.

Изделия из сплавов металлов и искусственных материалов. Ручки для дверей, головоломки, блесны, элементы интерьера, инвентарь для мангала или камина, наборы для барбекю, коптильни, украшения, спортивные тренажеры, багажники для велосипедов, подставки для цветов, приборы для проведения физических экспериментов, макеты структур химических элементов, модели машин и механизмов, наглядные пособия, оборудование для лабораторных работ и др..


VI.  Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся 5 классов по направлению

«Индустриальные технологии» (68ч)

Урок №

Колич.

часов

Тема  урока

       Виды учебной деятельности

Дата  

Коррекция

1-6

6

Технологии обработки конструкционных материалов.(36 ч)

Вводное занятие.

Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов.

Распознавать материалы по внешнему виду. Читать и оформлять графическую документацию. Составлять последовательность выполнения работ. Организовывать рабочее место. Выполнять измерения. Выполнять упражнения с ручными инструментами. Соблюдать правила безопасности труда.

7-14

8

Технология машинной обработки древесины и древесных материалов.

Управлять сверлильным и токарным станками. Организовывать и выполнять работы по технической и технологической документации. Оформлять и представлять презентацию результатов труда. Соблюдать правила безопасности труда.

15-20

6

Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов.

 Распознавать виды материалов. Оценивать их технологические возможности. Читать техническую документацию. Составлять и выполнять по нормативам последовательность операций. Выполнять действия на основе технологической документации. Контролировать качество результатов деятельности . Выявлять дефекты и устранять их. Оформлять и представлять презентацию результатов труда. Соблюдать правила безопасности труда. Оценивать экологическую безопасность.

21-28

8

Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов.

Знакомиться с видами современных ручных технологических машин и инструментов. Читать технические рисунки , эскизы,  и чертежи деталей изделий, изготовляемых на станках. Определять последовательность изготовления детали и изделия по технической документации. Изучать устройство токарного и фрезерного станков. Проверять работу станков на холостом ходу. Устанавливать режущий инструмент на станках . Организовывать рабочее место.

Определять допустимые отклонения размеров при изготовлении деталей. Изготавливать детали по чертежу и технологической карте. Контролировать визуально и инструментально качество деталей . Выявлять дефекты  и  устранять их. Соблюдать правила безопасности труда  при работе на станках.

29-36

8

Технологии художественно-прикладной обработки материалов.

   

Анализировать особенности различных видов декоративно-прикладного творчества. Формулировать задание на изделие. Моделировать, макетировать, графически и документально оформлять проект. Выбирать материалы и средства для выполнения технологического процесса. Планировать технологические операции. Оптимизировать приёмы выполнения работ . Соблюдать правила безопасности труда.

37-38

2

Технологии домашнего хозяйства.(15 ч)

Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними.

Выполнять мелкий ремонт обуви, мебели, восстанавливать лакокрасочные покрытия и сколы. Осваивать технологические операции по удалению пятен с одежды и обивки мебели.

39-42

4

Эстетика и  экология жилища.

Оценивать микроклимат в доме. Проводить диагностику места положения скрытой электропроводки. Разрабатывать план размещения  осветительных приборов. Подбирать параметры бытовой техники по рекламным проспектам. Разрабатывать варианты размещения бытовых приборов.

43-44

2

Бюджет семьи.

  Оценивать источники доходов семьи . Планировать расходы семьи .Минимизировать расходы в бюджете семьи . Анализировать и проверять качество и потребительские свойства товаров . Усваивать и трактовать положения законодательства по правам потребителей. Проектировать возможную индивидуальную трудовую деятельность.

45-48

4

Технологии ремонтно-отделочных работ.

Осуществлять оптимальную подготовку рабочего места для эффективной деятельности . Подбирать инструменты.. Выбирать краски по каталогам. Подбирать информацию о материалах по каталогам и образцам.. Выбирать средства для трудового процесса . Выполнять эскизы оформления стен. Декоративными элементами . Создавать эскиз приусадебного (пришкольного) участка с использованием декоративных растений с помощью специальных программ ЭВМ.

49-51

3

Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации.

Определять составляющие системы водоснабжения и канализации в школе и дома. Осваивать приёмы пользования  инструментами и приспособлениями .Проектировать и изготавливать простые инструменты и полуфабрикаты. Разбирать и собирать  элементы изучаемой системы. Тренироваться в выполнении технологических операций .

52-53

2

Электротехника.(6 ч)

Электромонтажные и сборочные технологии.

  Читать схемы. Собирать электрические цепи по схемам. Контролировать работу цепи. Тренироваться в использовании инструментов и приспособлений. Овладевать умениями по выполнению технологических операций. Проектировать и изготавливать электрифицированные установки. Контролировать  результаты труда. Выполнять правила безопасности труда электробезопасности.

.

54-55

2

Электротехнические устройства с элементами автоматики.

 

Исследовать схемы и цепи электроустановок. Проектировать и собирать модели реальных объектов.

56-57

2

Бытовые электроприборы.

Оценивать эксплуатационные параметры электроприборов и цепей. Исследовать характеристики источников света. Подбирать оборудование с учетом гигиенических и функциональных требований. Соблюдать правила безопасной эксплуатации электроустановок.

58

1

Современное производство и профессиональное образование.(2 ч)

Сферы производства и разделение труда.

Анализировать структуру предприятия и профессионального деления работников. Исследовать деятельность производственного предприятия, фермы или предприятия сервиса.

59

1

Профессиональное образование и профессиональная карьера.

Оценивать ситуацию на рынке труда по массовым для региона профессиям. Анализировать предложения работодателей на региональном рынке труда. Находить информацию и составлять базу данных о путях профессионального образования. Проводить диагностику и самодиагностику способностей, склонностей и качеств личности.

60-65

6

Технологии исследовательской и опытнической деятельности.(9 ч)

Исследовательская и созидательная деятельность.

Обосновывать идею изделия на основе маркетинговых опросов. Находить необходимую информацию в печатных изданиях и Интернете.

Осуществлять коллективный анализ возможностей изготовления изделий. Выбирать виды изделий. Конструировать и выполнять дизайн –проектирование  с применением ЭВМ. Создавать эскизы и модели. Графически оформлять проект, составлять технологическую карту. Подготавливать документацию на ЭВМ. Оценивать себестоимость  изделия. Разрабатывать варианты рекламы. Подготавливать  пояснительную записку. Оформлять проектные материалы. Проводить презентацию проект

66-67

2

Защита проекта

  Определять  и формулировать проблемы. Заниматься поиском необходимой информации для решения проблемы. Разрабатывать варианты решения проблемы. Обосновывать выбор лучшего варианта и его реализовывать.

68

1

Итоговое занятие.

Подводить  итоги  работы за год.


VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса по предмету «Технология»

  • Для реализации целей и задач обучения технологии по данной программе используется УМК
  •  Технология: комплект учебников для 5 класса по образовательной программе  «Школа 2100»

К техническим средствам обучения, которые используются на уроках технологии, относятся

  • компьютер;
  • возможности информационного центра;
  • деревообрабатывающие станки;;
  • электрофицированный инструмент;
  • металлорежущие станки;
  • механические сжимы и зажимы;
  • наборы столярных  инструментов;
  • наборы слесарных  инструментов;
  • наборы  инструментов для электромонтажных работ.

Общая характеристика кабинета технологии. 

Занятия по технологии проводятся на базе кабинетов и мастерских по соответствующим направлениям обучения или комбинированных мастерских.

Кабинет или мастерская может размещаться на любом этаже школьного здания, кроме полуподвальных и подвальных помещений. По санитарным нормам площадь рабочих помещений должна быть не менее 4,5 м2 на одного учащегося для отдельной мастерской по обработке ткани и кабинета кулинарии и 5,4 м2 — для комбинированной мастерской.

В учебно-методический комплект для образовательной области «Технология» входят учебники, рабочие тетради для учащихся, методические рекомендации по организации учебной деятельности для учителя, методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских, таблицы, плакаты, электронные наглядные пособия, специально разработанное оборудование для лабораторно-практических работ, технические средства обучения, включая компьютер с комплексом обучающих программ и выходом в Интернет.

Большое внимание при работе в мастерских  обращено на соблюдение правил санитарии и гигиены, электро- и пожарной безопасности, безопасных приемов труда учащихся при выполнении технологических операций. Для этого мастерские оборудованы соответствующими приспособлениями и оснащаются наглядной информацией.

VIII. Планируемые результаты изучения предмета «технология»  5 класса

 Знать: – основные требования к техническому рисунку, эскизу и чертежу;

 – основные параметры качества детали: форма, шероховатость, размеры каждой элементной поверхности и их взаимное расположение; способы осуществления их контроля; 

– пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье; 

– условия к посадке и правила ухода за растениями, способы размножения растений; 

– что представляет собой текстовая и графическая информация; 

– требования к материалам, которые необходимо учитывать при их обработке; 

– общее устройство столярного верстака, уметь пользоваться им при выполнении столярных операций; 

– назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного инструмента (разметочный, ударный и режущий) и приспособлений для пиления (стусло, упор); способы пользования ими при выполнении соответствующих операций; 

– основные виды механизмов по выполняемым функциям, а также по используемым в них рабочим частям;

 – виды пиломатериалов;

 – возможности использования микрокалькулятора и ЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий; 

– источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации;

Уметь:

 – рационально организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;

 – выполнять основные операции по обработке древесины ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по инструкционно-технологическим картам; 

– читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения; – понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;

 – графически изображать основные виды механизмов передач; 

– находить необходимую техническую информацию; 

– осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;

 – читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;

 – выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном станке; 

– соединять детали склеиванием, на гвоздях, шурупах;

 – владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками); 

– применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности;

 – набирать и редактировать текст; 

– создавать простые рисунки; 

– работать на ПЭВМ в режиме калькулятора.   

  • Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного предмета: Примерная программа по технологии 5-9 класс (Стандарты второго поколения) Москва « Просвещение» 2010 Программа курса «Тищенко А.Т., Симоненко В.Д. Технология. Индустриальные  технологии). УМК « Технология. Индустриальный труд. 5 класс» 1. «Технология. Индустриальные технологии», 5 класс. Авторы: А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко;

 2. Технология. Тищенко А.Т., Буглаева Н.А. Технология. Индустриальные технологии. Рабочая тетрадь. 5 класс 3. Технология. Индустриальные технологии. 5 класс. Методическое пособие для учителя  (авторы Е.Глозман, А.Глозман, О. Ставрова  ). Плакаты и таблицы по столярным, слесарным, электротехническим и ремонтным работам. Наглядные пособия.

Современное производство и профессиональное самоопределение

Выпускник научится построению 2—3 вариантов личного профессионального плана и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на региональном рынке труда.

Выпускник получит возможность научиться:

• планировать профессиональную карьеру;

• рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства;

• ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению образования;

• оценивать свои возможности и возможности своей семьи для предпринимательской деятельности.


[1] Для учащихся основной школы могут быть рекомендованы следующие технологии художественно-прикладных работ: резьба по дереву, инкрустация, выжигание, плетение из лозы и соломки, фигурное точение древесины и пластмасс, чеканка, технологии просечного металла, лоскутное шитье, роспись ткани, узелковый батик, различные виды вязания, тиснение по коже, изготовление изделий из глины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

рабочая программапо физической культуре

рабочая программа по физической культуре (ФГОС)...

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...

Рабочая программапо природоведению 5 кл (надомное обучение детей с ограничеснными возможностями здоровья)

Рабочая программасоставлена по курсу природоведения 5 класс, с использованием УМК А. А. Плешакова, Н. И. Сонина. Рабочая программа сосотавлена с учётом ограниченных возможностей здоровья учащихс...


 

Комментарии

Николенко Дмитрий Александрович

С 2015 учебного года у нас технология начинается по ФГОС.