Методические рекомендации учителю технологии
методическая разработка по технологии на тему
О преподавании учебного предмета «Технология» в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2014 – 2015 учебном году
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodich_rekom_uchitelyu_tekhnologii.doc | 252 КБ |
Предварительный просмотр:
О преподавании учебного предмета «Технология»
в общеобразовательных организациях Челябинской области
в 2014 – 2015 учебном году
1. Нормативные, инструктивные и методические документы, обеспечивающие организацию образовательного процесса по предмету «Технология»
В 2014-2015 учебном году в общеобразовательных организациях Челябинской области реализуются Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования.
Переход в инициативном порядке на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС ООО) в 2014-2015 учебном году осуществляется в общеобразовательных организациях при наличии определённых условий: материально-технических, психолого-педагогических и учебно-методического и информационного обеспечения.
Преподавание предмета «Технология» в общеобразовательных организациях определяется следующими нормативными документами и с учетом следующих методических рекомендаций.
Нормативные документы
Федеральный уровень
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
- Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
- О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
- Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047
- Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)
- Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
- Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
- Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).
- О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.01.2011 г. № 19739).
- О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).
Региональный уровень
- Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
- Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.
- Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г. № 01/4591.
Методические рекомендации
- Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.
- Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.
- Информационно-методические материалы для родителей о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.
- Информационно-методические материалы о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для учащихся 8–11 классов / http://ipk74.ru/news.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию Федерального компонента государственного образовательного стандарта
Федеральный уровень
- Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089.
- О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126.
Региональный уровень
- О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839.
- О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области / Письмо от 31.07.2009 г. №103/3404
Федеральные государственные образовательные стандарты
общего образования
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. № 19644).
Инструктивные и методические документы, обеспечивающие реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
Федеральный уровень
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М. : Просвещение, 2009.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. М. : Просвещение, 2011.
- Примерная программа основного общего образования по физике. 7-9 классы / Программа для общеобразовательных учреждений. Технология. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М. : Дрофа, 2010. – 334 с.
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по физике. 10-11 классы. Базовый уровень / Программа для общеобразовательных учреждений. Технология. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов . – М. : Дрофа, 2010. – 334 с.
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по физике. 10-11 классы. Профильный уровень / Программа для общеобразовательных учреждений. Технология. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов . – М. : Дрофа, 2010. – 334 с.
- Примерные программы по учебным предметам. Технология. 7-9 классы. – М. : Просвещение, 2011. - 48 с.
Региональный уровень
- О приоритетных направлениях повышения квалификации педагогических и руководящих работников областной системы образования Челябинской области в 2014 году / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 12.02.2014 г. № 03-02/889.
- О проведении мониторинга оценки качества образования в общеобразовательных организациях Челябинской области / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 15.04.2014г. № 03-02/2669.
- Об особенностях повышения квалификации в условиях введения ФГОС общего образования / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области № 24/5868 от 08.08.2012 г.
- О введении ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области с 01 сентября 2012 г./ Приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 01-1786 от 09.06.2012 г.
- О порядке введения ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях с 01 сентября 2012г. / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 24/ 6142 от 20.08.2012 г.
- Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева ; Мин-во образования и науки Челяб. обл. ; Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. – Челябинск : ЧИППКРО, 2013. – 164 с.
2. Рекомендации по разработке программ учебных предметов, курсов
Данные рекомендации разработаны для классов, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2010 № 1897) и федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089).
Реализация федеральных государственных образовательных стандартов
основного общего образования
Программы учебных предметов, курсов являются структурным компонентом основных образовательных программ основного общего образования, которые в свою очередь являются локальным нормативным актом общеобразовательной организации.
Целью программ учебных предметов, курсов деятельности является обеспечение достижения учащимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования. Задачами программ учебных предметов, курсов является определение содержания, объёма, порядка изучения учебного материала по отдельным учебным предметам, курсам с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса общеобразовательной организации и контингента учащихся.
Структура программ учебных предметов, курсов определяется требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего (начального общего и основного общего) образования.
При определении содержания программ учебных предметов, курсов используются положения основных образовательных программ общего образования общеобразовательной организации и при необходимости – материалы примерных программ по учебным предметам, курсам, а также авторские программы учебных предметов, курсов. Программы учебных предметов, курсов разрабатываются учителем (разработчик), группой учителей (разработчики) общеобразовательной организации как для уровня образования (основного общего образования), так и на отдельный учебный год в соответствии с положениями основных образовательных программ общего образования общеобразовательной организации. Порядок разработки программ учебных предметов, курсов, внесение изменений и их корректировка определяется локальным нормативным актом общеобразовательной организации.
Структура программ учебных предметов, курсов для основного общего образования
Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования общеобразовательной организации с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы основного общего образования.
Программы отдельных учебных предметов, курсов в соответствии с п. 18.2.2. федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
С целью дифференциации образования и с учетом сложившейся системы подготовки учащихся к последующему профессиональному образованию и трудовой деятельности, местных социально-экономических условий, стандарт содержания образования по технологии реализуется в рамках трёх направлений: «Технология. Индустриальные технологии», «Технология. Технологии ведения дома», «Технология. Сельскохозяйственный труд». Для направления «Индустриальные технологии» базовым является раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов», для направления «технологии ведения дома» – разделы: «Создание изделий из текстильных материалов», «Кулинария». Для направления «сельскохозяйственный труд» – разделы «Растениеводство» и «Животноводство» (агротехнологии) дополняются необходимыми разделами одного из направлений «Технология. Индустриальные технологии», «Технология. Технологии ведения дома».
Технологическая подготовка учащихся без учёта гендерного подхода в образовании является недопустимой.
Содержание программ отдельных учебных предметов, курсов основного общего образования представлено в Таблице 1. где п.п. 1. «Содержание разделов Программ отдельных учебных предметов, курсов основного общего образования»; п.п.2. «Соответствие содержания разделов Программ учебных предметов, курсов содержанию основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения».
Таблица 1
Содержание программ отдельных учебных предметов, курсов основного общего образования
*Обозначается дополнительные источники при формировании разделов Программ учебных предметов, курсов.
В структуру программ учебных предметов, курсов локальным нормативным актом общеобразовательной организации могут быть включены дополнительные разделы, например, календарно-тематическое планирование по конкретному учебному предмету, курсу; оценочные материалы. В таблице 2 предлагаются рекомендации по содержанию данных разделов.
Таблица 2
Содержание Программ отдельных учебных предметов, курсов основного общего образования
Календарно-тематическое планирование по конкретному учебному предмету, курсу |
Календарно-тематическое планирование по каждому учебному предмету, курсу разрабатывается для каждой параллели отдельно на каждый (предстоящий) учебный год. Календарно-тематическое планирование разрабатывается каждым учителем самостоятельно на основе тематического планирования. Календарно-тематическое планирование может состоять из следующих блоков: 1. Тема (раздел) (количество часов). 2. Тема и содержание каждого занятия. 3. Количество часов 4. Основные виды деятельности обучающихся (по теме раздела). 5. Практическая часть курса. |
*возможно использование материалов Примерных программ отдельных учебных предметов, курсов в части представления календарно-тематического планирования по конкретному учебному предмету, курсу, учебного пособия: Ф.А.Зуева Рабочая программа предметной области «Технология». Федеральные государственные образовательные стандарты.–Челябинск:ООО «Пронто», 2014 |
Оценочные материалы |
В разделе представляются контрольно-измерительные материалы, которые используются для измерения достижения обучающимися планируемых (метапредметных и предметных) результатов. Данные контрольно-измерительные материалы используются для проведения текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся. |
*возможно использование материалов Примерных программ отдельных учебных предметов, курсов в части представления контрольно-измерительных материалов по учебному предмету, курсу, учебного пособия: Ф.А. Зуева Инструментарий оценивания предметных результатов в рамках технологической подготовки (работа с одарёнными детьми): учебное пособие.– Челябинск: 2013.–120 с. |
Реализация федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования
Рабочая программа учебного предмета, курса является составной частью образовательной программы общеобразовательной организации. Она призвана обеспечить гарантии в получении учащимися обязательного минимума содержания образования в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089) и спецификой местных условий.
При разработке рабочих программ учебных предметов, курсов учитель может использовать примерные программы по учебным предметам, авторские программы к учебникам. Примерные программы по учебным предметам, курсам позволяют всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии образования учащихся средствами учебного предмета, курса предмета, конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственного образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам учебного предмета, курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета, курса с учетом возрастных особенностей учащихся, логики учебного процесса, межпредметных и внутрипредметных связей.
По своей структуре и содержанию рабочая программа учебных предметов, курсов представляет собой документ, составленный с учетом:
- требований федерального компонента государственных образовательных стандартов;
- обязательного минимума содержания образования по учебному предмету, курсу;
- максимального объема учебного материала для учащихся;
- требований к уровню подготовки выпускников;
- объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом общеобразовательной организации для реализации учебных предметов, курсов в каждом классе;
- познавательных интересов учащихся;
- целей и задач образовательной программы школы;
- выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.
Стандарт содержания образования по технологии реализуется в рамках трёх направлений: «Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Сельскохозяйственный труд». Для направления «технический труд» базовым является раздел «Создание изделий и конструкционных и поделочных материалов", для направления «обслуживающий труд» – разделы: «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Кулинария»; для направления «сельскохозяйственный труд» – разделы «Растениеводство» и «Животноводство» (агротехнологии) дополняются необходимыми разделами одного из направлений «Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд».
Необходимость отражения в рабочей программе учебных предметов, курсов данных аспектов обуславливает определение элементов ее структуры. В письме Министерства образования и науки Челябинской области от 31 июля 2009 года № 103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» рекомендована примерная структура рабочих программ учебных предметов, курсов. Структура рабочих программ учебных предметов, курсов утверждается локальным нормативным актом общеобразовательной организации и может включать следующие компоненты:
- титульный лист;
- пояснительная записка;
- содержание программы учебного курса;
- учебно-тематический план;
- календарно-тематическое планирование;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- характеристика контрольно-измерительных материалов;
- учебно-методическое обеспечение предмета и перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя и учащихся.
Данная структура рабочей программы учебного предмета, курса носит рекомендательный характер. Рабочая программа учебных предметов, курсов определяет объём, порядок, содержание изучения учебных предметов, курсов.
Титульный лист, должен содержать полное наименование общеобразовательной организации в соответствии с уставом; наименование учебного предмета, курса; указания на принадлежность программы учебного предмета, курса к уровню общего образования; срок реализации данной Программы учебного предмета, курса; сведения о разработчике (разработчиках): (ФИО, должность); год утверждения рабочей программы учебного предмета, курса.
В пояснительной записке раскрывается статус документа, его структура, даётся общая характеристика учебного предмета, курса, его место в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется роли конкретного учебного предмета, курса в формировании общеучебных умений, навыков и способов деятельности, ключевых компетенций учащихся. В пояснительной записке указывается какая примерная (авторская) программа послужила основанием для разработки программы учебного предмета, курса, особенности представляемой программы. В пояснительной записке отражаются те изменения, которые предлагает учитель внести с учётом особенностей контингента учащихся, целевых ориентиров учебного предмета, курса, особенностей общеобразовательной организации, а также требования к уровню подготовки учащихся с учётом внесённых изменений.
Основное содержание раскрывает необходимый уровень знаний, умений и навыков, который формируется у учащихся.
Календарно-тематическое планирование. В данный раздел включается календарно-тематическое планирование, структура может состоять из следующих блоков: тема (раздел) (количество часов); тема и содержание каждого урока; количество часов; дата проведения урока; практическая часть курса, способствующая обеспечению функционально-прикладного характера обучения по предмету « Технология».
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам изучения конкретного предмета.
Учащиеся должны знать / понимать (даётся перечень необходимых для усвоения и воспроизведения каждым учащимся знаний); уметь (даётся перечень конкретных умений и навыков данного учебного предмета, курса, основанной на более сложной, чем воспроизведение, деятельности: анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и др.); использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности (группа умений, которыми учащийся может пользоваться самостоятельно в повседневной жизни, вне образовательного процесса). При этом допускается внесение в программу учебного предмета, курса дополнительного материала, расширяющего и углубляющего знания учащихся. Рекомендуется определять требования к уровню подготовки учащихся по итогам каждого года обучения.
Характеристика контрольно-измерительных материалов. В данном разделе описывается организация оценивания уровня подготовки учащихся по конкретному учебному, курсу и даётся характеристика контрольно-измерительных материалов при организации текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации.
Для реализации предмета « Технология» для учащихся 10-11 классов на базовом и профильном уровнях используется программа «Технология. 5-11 класс/под ред. Ю.Л. Хотунцева. М.: Мнемозина, 2012
В профильных классах средней школы изучение технологии должно быть направлено не только на овладение знаниями и умениями, заданными федеральным компонентом государственного образовательного стандарта содержания образования, но и на их развитие и углубление с учетом выбранной специализации. С целью социальной защиты выпускников общеобразовательных организаций в основной и средней школе в рамках предмета «Технология» может осуществляться профессиональная подготовка, что особенно актуально для учащихся сельских общеобразовательных организаций.
При организации профессиональной подготовки используется «Аннотированный перечень программной и учебно-методической литературы для профессиональной подготовки обучающихся» (журнал «Школа и производство».2010.№ 5-8).
3. Рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при изучении учебного предмета
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования» часы, выделяемые ранее в региональный компонент областного базисного учебного плана (Приказы Министерства образования и науки Челябинской области от 01.07.2004 г. № 02-678, от 16.06.2011 г. № 04-997) на изучение отдельных предметов (10 класс – «Технология», 1 час; 11 класс – «Технология», 1 час), переносятся в компонент общеобразовательной организации. В соответствии с решением коллегии Министерства образования и науки Челябинской области от 25 марта 2008 г. №2/1 «Об организации трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации учащихся» рекомендуем в универсальных 10-11 классах выделить для изучения предмета "Технология" по 1 часу из часов школьного компонента.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» формулирует в качестве принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства (ст. 3).
Государственный образовательный стандарт общего образования (2004 г.) включает три компонента: федеральный, региональный (национально-региональный) и компонент общеобразовательной организации. За счет учебного времени из регионального (национально-регионального) компонента (не менее 10% учебных часов) предполагается изучение содержания учебного предмета на примерах отражающих особенность Челябинской области.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего (2009 г.), основного общего (2010 г.), среднего (полного) общего (2012 г.) образования на основе принципа преемственности определяют содержание деятельности образовательного учреждения (организации) по учету региональных, национальных и этнокультурных особенностей региона при разработке и реализации основных образовательных программ. Требования ФГОС общего образования к структуре основных образовательных программ соответствующего уровня образования определяют подходы к целям, содержанию и организационным механизмам реализации компонента образовательной программы, отражающего национальные, региональные и этнокультурные особенности региона.
ФГОС общего образования предусматривают разработку общеобразовательной организации части образовательной программы соответствующего уровня образования, формируемой участниками образовательного процесса (в объеме 30% – основного общего образования и 1/3 – среднего общего образования). Содержательное наполнение части каждой из реализуемых основных образовательных программ, формируемой участниками образовательного процесса, должно отражать образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе по изучению национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона. Все разделы и структурные компоненты основных образовательных программ, определенные федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, предусматривают возможности включения таких особенностей в их содержание.
Специалистами ГБОУ ДПО ЧИППКРО подготовлены методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке и реализации основных образовательных программ общего образования. Они адресованы педагогическим и руководящим работникам общеобразовательных учреждений, специалистам муниципальных органов управления образования и муниципальных методических служб. В методических рекомендациях предложено нормативное и научно-педагогическое обоснование направлений и задач включения национальных, региональных и этнокультурных особенностей в содержание основных образовательных программ общего образования. Дана общая характеристика модели разработки соответствующих программ, изложены условия ее эффективной реализации в реальной практике общего образования. Специальное внимание уделено презентации технологии разработки основных образовательных программ общего образования на основе учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей.
При формировании рабочей программы по технологии как части основной образовательной программы необходимо отразить национальные, региональные и этнокультурные особенности в следующих разделах: пояснительная записка, общая характеристика учебного курса, предметные результаты освоения учебного курса (по предметам, определенным ФГОС); содержание учебного курса; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса. При отражении национальных, региональных и этнокультурных особенностей педагогу следует обратить внимание на следующее пособие: Ф.А.Зуева Содержание национально-регионального компонента в преподавании предметов технологического цикла.– Челябинск: ЗАО «Цицеро», 2012.– 151 с.
4. Анализ учебников из федерального перечня на 2014-2015 учебный год
В соответствии с частью (пунктом) 4 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:
1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Порядок формирования федеральных перечней учебников изменен с 1 сентября 2013 года (утверждён приказом Минобрнауки России от 5 сентября 2013 г. № 1047 «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования») (далее - Порядок).
В соответствии с утвержденным Порядком федеральный перечень учебников утверждается приказом Минобрнауки России не реже 1 раза в три года. Помимо учебников в образовательном процессе, могут использоваться учебные пособия, изданные в организациях, которые включены в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях (утвержден приказом Минобрнауки России от 14 декабря 2009 г. № 729, с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки России от 13 января 2011 г. № 2 и от 16 января 2012 г. № 16).
Необходимо подчеркнуть, что организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программ, вправе использовать в образовательной деятельности учебники, приобретенные ранее, в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067, но не более 5 лет.
Полный перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 декабря 2009 г. N 729 "Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях" с изменениями и дополнениями от: 13 января 2011 г. и 16 января 2012 г. представлен на информационно-правовом портале «ГАРАНТ» http://base.garant.ru/197289/#text#ixzz2z6dibP6g.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (далее «Федеральный перечень учебников») рекомендуется образовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования учебники, находящиеся в библиотечном фонде, и приобретенные в соответствии с приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2012 г. № 1067 использовать до их физического износа (до 5 лет).
Федеральный перечень учебников включает в себя три части:
1. Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы.
2. Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений.
3. Учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.
При реализации обязательной части основной образовательной программы по учебному предмету «Технология» в 2014-2015 учебном году рекомендуется использовать учебники, включенные в федеральный перечень и представленные в таблице № 3.
Таблица № 3
Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы
1.2. Основное общее образование
1.2.6 Технология (предметная область)
I. Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы | ||||||||
1.2.6.1.1.4 | Под редакцией Казакевича В.М., Молевой Г.А. | Технология. Технический труд | 8 | ДРОФА | http://www.drofa.ru/52/ | |||
1.2.6.1.2.1 | Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. | Технология. Обслуживающий труд | 5 | ДРОФА | http://www.drofa.ru/53/ | |||
1.2.6.1.2.2 | Кожина О. А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. | Технология. Обслуживающий труд | 6 | ДРОФА | http://www.drofa.ru/53/ | |||
1.2.6.1.2.3 | Кожина О.А., Кулакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. | Технология. Обслуживающий труд | 7 | ДРОФА | http://www.drofa.ru/53/ | |||
1.2.6.1.2.4 | Кожина О. А, Кулакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. | Технология. Обслуживающий труд | 8 | ДРОФА | http://www.drofa.ru/53/ | |||
1.2.6.1.3.1 | Конышева Н. М. | Технология. Технологии ведения дома | 5 | Издательство «Ассоциация XXI век» | http://main-school.umk-garmoniya.ru/tehnolog/index. php | |||
1.2.6.1.3.2 | Конышева Н. М. | Технология. Технологии ведения дома | 6 | Издательство «Ассоциация XXI век» | http: //main- school. umk-garmoniya.ru/tehnolog/index.php | |||
1.2.6.1.3.3 | Конышева Н. М. | Технология. Технологии ведения дома | 7 | Издательство «Ассоциация XXI век» | http: //main- school. umk-garmoniya. ru/tehnolog/index. php | |||
1.2.6.1.4.1 | СасоваИ.А., Павлова МБ., Гуревич М.И., Дж. Питт. / Под ред. Сасовой И.А. | Технология. 5 класс | 5 | Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ | http://vgf.ru/tehnS | |||
1.2.6.1.4.2 | Сасова И.А., Павлова М. Б., Гуревич М.И. / Под ред. Сасовой И.А. | Технология. Технологии ведения дома. 6 класс | 6 | Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ | http://vgf.ru/tehnS | |||
1.2.6.1.4.3 | СасоваИ.А., Гуревич М.И., Павлова М.Б. / Под ред. Сасовой И.А. | Технология. Индустриальные технологии. 6 класс | 6 | Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ | http://vgf.ru/tehnS | |||
1.2.6.1.4.4 | СасоваИ.А., Павлова М.Б., Шарутина А.Ю., Гуревич М.И. / Под ред. Сасовой И.А. | Технология. Технологии ведения дома. 7 класс | 7 | Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ | http://vgf.ru/tehnS | |||
1.2.6.1.4.5 | СасоваИ.А., Гуревич М.И., Павлова М.Б. / Под ред. Сасовой И.А. | Технология. Индустриальные технологии. 7 класс | 7 | Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ | http://vgf.ru/tehnS | |||
1.2.6.1.4.6 | Сасова И, А., Леонтьев А.В., Капустин B.C. / Под ред. Сасовой И.А. | Технология. 8 класс | 8 | Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ | http://vgf.ru/tehnS | |||
1.2.6.1.5.1 | Синица Н.В., Самородский П.С, Симоненко В.Д., Яковенко О.В. | Технология. 5 класс | 5 | Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ | http://vgf.ru/tehn2 | |||
1.2.6.1.5.2 | Синица Н. В., Самородский П.С, Симоненко В.Д., Яковенко О.В. | Технология. 6 класс | 6 | Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ | http://vgf.ru/tehn2 | |||
1.2.6.1.5.3 | Синица Н.В., Самородский П.С, Симоненко В.Д., Яковенко О.В. | Технология. 7 класс | 7 | Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ | http://vgf.ru/tehn2 | |||
1.2.6.1.5.4 | Матяш Н.В., Электов А.А., Симоненко В.Д., Гончаров Б.А., Елисеева Е.В., Богатырёв А.Н., Очинин О.П. | Технология. 8 класс | 8 | Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ | http://vgf.ru/tehn2 | |||
1.2.6.1.6.1 | Синица Н.В., Симоненко В.Д. | Технология. Технологии ведения дома. 5 класс | 5 | Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ | http://vgf.ru/tehnl | |||
1.2.6.1.6.2 | Тищенко А.Т., Симоненко В.Д. | Технология. Индустриальные технологии. 5 класс | 5 | Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ | http://vgf.ru/tehnl | |||
1.2.6.1.6.3 | Синица Н.В., Симоненко В.Д. | Технология. Технологии ведения дома. 6 класс | 6 | Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ | http://vgf.ru/tehnl | |||
1.2.6.1.6.4 | Тищенко А.Т., Симоненко В.Д. | Технология. Индустриальные технологии. 6 класс | 6 | Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ | http: //vgf. ru/tehn 1 | |||
1.2.6.1.6.5 | Синица Н.В., Симоненко В.Д. | Технология. Технологии ведения дома. 7 класс | 7 | Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ | http .//vgf ru/tehn 1 | |||
1.2.6.1.6.6 | Тищенко А.Т., Симоненко В.Д. | Технология. Индустриальные технологии. 7 класс | 7 | Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ | http .//vgf ru/tehn 1 | |||
1.2.6.1.6.7 | Симоненко В.Д., Электов А.А., Гончаров Б.А., Очинин О.П., Елисеева Е.В., Богатырёв А.Н. | Технология. 8 класс | 8 | Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ | http://vgf.ru/tehnl | |||
| ||||||||
2.2.7.1.1.3 | Ковалёва Е.А. | Технология. Сельскохозяйственный труд. 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)* | 7 | Издательство «Просвещение» | www.prosv.ru/umk/adapt0-9 | |||
2.2.7.1.1.4 | Ковалёва Е.А. | Технология. Сельскохозяйственный труд. 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)* | 8 | Издательство «Просвещение» | www.prosv.ru/umk/adapt0-9 | |||
2.2.7.1.1.5 | Ковалёва Е.А. | Технология. Сельскохозяйственный труд. 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)* | 9 | Издательство «Просвещение» | www.prosv.ru/umk/adapt0-9 | |||
2.2.7.1.2.1 | КартушинаГ.Б., Мозговая Г.Г. | Технология. Швейное дело. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)* | 5 | Издательство «Просвещение» | www. prosv. ru/umk/adaptO-9 | |||
2.2.7.1.2.2 | КартушинаГ.Б., Мозговая ГГ. | Технология. Швейное дело. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)* | 6 | Издательство «Просвещение» | www.prosv.ru/umk/adapt0-9 | |||
2.2.7.1.2.3 | Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. | Технология. Швейное дело. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)* | 7 | Издательство «Просвещение» | www.prosv.ru/umk/adapt0-9 | |||
2.2.7.1.2.4 | Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. | Технология. Швейное дело. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)* | 8 | Издательство «Просвещение» | www.prosv.ru/umk/adapt0-9 | |||
2.2.7.1.2.5 | КартушинаГ.Б., Мозговая Г.Г. | Технология. Швейное дело. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)* | 9 | Издательство «Просвещение» | www.prosv.ru/umk/adapt0-9 |
В издания учебников со знаком «ФГОС» внесены следующие дополнения по сравнению с предыдущими изданиями:
- элементы содержания образования в соответствии с программой учебного предмета «Технология» и с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего, среднего общего образования;
- примерный перечень тем проектов;
- ссылки на интернет-ресурсы.
Подробная информация об учебниках представлена на официальных сайтах издателя (издательств).
Решение о выборе и использовании учебников общеобразовательной организацией. При этом необходимо учитывать, что предметная линия рассчитана с 5-го по 9 классы, переход с одного учебника на другой в этот период недопустим.
5. Рекомендации по изучению наиболее сложных тем
На всех ступенях обучения предусмотрено выполнение учащимися проектных работ. Творческие проекты как обязательный содержательный компонент технологической подготовки должны соотноситься с образовательными потребностями и запросами обучаемых, тенденциями социально-производственного развития региона, потребностями работодателей в кадрах. При разработке проектов главной задачей педагогов является выявление новизны представляемых проектов, оригинальность выполненного изделия, новаторство, идеи автора. Важными характеристиками творческих проектов должны являться следующие:
а) самостоятельность выбора темы и её соответствие содержанию изложенной проблемы;
б) актуальность проекта с точки зрения потребительского спроса;
в) технологическое решение и конструктивные особенности изделия, владение приёмами
выполнения отдельных элементов;
г) грамотное сочетание цветовой гаммы в проектируемых изделиях и оригинальность
проектного решения;
д) многофункциональность и вариативность демонстрируемого изделия;
е) способность участника олимпиады оценивать результаты своей проектной деятельности;
ж) понимание сути задаваемых вопросов и аргументированность в ответах.
Выделены следующие критерии, которые используются при оценивании проектных работ.
1.Оценка пояснительной записки проекта (до 12 баллов):
- общее оформление;
- актуальность, обоснование проблемы и формулировка темы проекта;
- сбор информации по теме проекта, анализ прототипов;
- анализ возможных идей, выбор оптимальной идеи;
- выбор технологии изготовления изделия;
- экономическая и экологическая оценка будущего изделия и технологии его изготовления;
- разработка конструкторской документации, качество графики;
- описание изготовления изделия ;
- описание окончательного варианта изделия;
- эстетическая оценка выбранного варианта;
- экономическая и экологическая оценка готового изделия;
- реклама изделия
2.Оценка изделия (до 20 баллов)
- оригинальность конструкции;
- качество изделия;
- соответствие изделия проекту;
- практическая значимость.
- 3. Оценка защиты проекта (до 18 баллов)
- формулировка проблемы и темы проекта;
- анализ прототипов и обоснование выбранной идеи;
- описание технологии изготовления изделия;
- четкость и ясность изложения;
- глубина знаний и эрудиция;
- время изложения;
- самооценка;
- ответы на вопросы.
- Максимальное число баллов за выполнение и презентацию проектов – 50 баллов.
6. Рекомендации по организации и содержанию внеурочной деятельности на основе предметного материала
При разработке рабочих программ факультативных и элективных курсов по предмету необходимо учитывать структуру, определенную в рекомендациях Министерства образования и науки Челябинской области (Письмо от 21.07.2009 г. № 103/3404).
Основными этапами проектирования программ факультативных и элективных курсов по предмету являются:
1. Обоснование актуальности курса на основе анализа нормативных документов, научно-методических материалов, социального заказа, рынка труда, профессиональных интересов учащихся.
2. Анализ возможностей реализации курса на основе анализа уровня требований к подготовке учащихся, образовательных программ и учебных планов.
3. Определение цели и дидактических задач курса.
4. Определение принципов отбора содержания курса и его осуществления на основе определения содержательных линий, инвариантной компоненты, принципов конструирования вариативных компонентов.
5. Планирование учебной проектной деятельности учащихся через отбор форм и методов, отбор форм контроля и самоконтроля, разработку информационного обеспечения курса.
В таблице № 4 представлено сравнение форм внеурочной деятельности
Таблица№ 4
Основные сходства и различия факультативных и элективных курсов
Факультативные курсы | Элективные курсы |
Сходство | |
1. Цель: углубление знаний, развитие интересов, способностей и склонностей учащихся, их профессиональное самоопределение | |
2. Выбираются учащимися на основе собственных интересов | |
3. Содержательно могут далеко выходить за рамки школьных учебных предметов и не должны их дублировать. | |
4. Отсутствие государственных образовательных стандартов и государственного итогового контроля по результатам их изучения | |
Различия | |
Выбираются лишь частью учащихся | Выбираются каждым учеником |
Занятия вынесены за сетку часов в расписании занятий | Указаны в расписании, как и остальные уроки |
Занятия необязательны для посещения | Занятия обязательны для посещения |
Длительность минимум 34 ч. Занятия планируются на весь учебный год | Длительность от 6–8 до 72 ч, могут быть рассчитаны на 1–2 месяца, на четверть, полугодие |
Может быть предложен один курс по одному предмету | Должно быть предложено избыточное количество по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. |
При реализации программ факультативных и элективных курсов, входящих в учебный план общеобразовательной организации, необходимо использовать учебники и учебные пособиям, включенные в состав Федерального перечня учебников на 2013/2014 учебный год, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. № 106
В соответствии с ФГОС ООО внеурочная деятельность является обязательным компонентом содержания ООП ООО. Организационными механизмом реализации внеурочной деятельности является план внеурочной деятельности как рекомендуемый структурный компонент организационного раздела ООП ООО.
План внеурочной деятельности может включать курсы внеурочной деятельности, направленных на достижение, в первую очередь, личностных и метапредметных результатов, отраженных в ООП образовательного учреждения. Эти результаты сформулированы в Планируемых результатах программ междисциплинарых курсов (ООП НОО п 2.1; ООП ООО п. 1.2.3.1. и п. 1.2.3.3.).
Для реализации плана внеурочной деятельности педагогами разрабатываются программы курсов внеурочной деятельности. При разработке программ курсов внеурочной деятельности необходимо учитывать структуру, определенную в п. 18.2.2. ФГОС СО. Программы курсов внеурочной деятельности содержат:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели среднего (полного) общего образования с учётом специфики курса внеурочной деятельности;
2) общую характеристику курса внеурочной деятельности;
3) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;
4) содержание курса внеурочной деятельности;
5) тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся;
6) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.
При выборе форм организации деятельности учащихся, отборе содержания курса, разработке мониторинга его результативности необходимо использовать Методические рекомендации по внеурочной деятельности издательства «Просвещения» (http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=16622). При проектировании внеурочной деятельности педагогу следует обратить внимание на следующие пособия:
1) Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. организаций / авторы-составители: Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодковой и др. М : Просвещение, 2013. – 96 с.;
2) Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с.
3) Зуева Ф.А., Солодкова М.И. Программы элективных курсов предпрофильного и профильного образования.– Челябинск: изд-во ИИУМЦ «Образование», 2010.– 241 с.
4) Зуева Ф.А. Основы профессионального самоопределения и карьера (изд.перераб. и дополн.). –Челябинск: Цицеро, 2012.–71 с.
7. Информационные ресурсы, обеспечивающие методическое сопровождение образовательного процесса по предмету «Технология»
В своей работе педагогу необходимо использовать ресурсы, размещенные на информационно-консультационном портале ФЦПРО (http://fgos74.ru/), Центра методической и технической поддержки внедрения ИКТ в деятельность ОУ и обеспечения доступа к образовательным услугам и сервисам (http://ikt.ipk74.ru/), а также материалы виртуального методического кабинета (http://ipk74.ru/virtualcab) официального сайта ГБОУ ДПО ЧИППКРО (http://ipk74.ru/).
Зуева Флюра Акрамовна,
8(351) 264-01-51
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации учителю" Игровые технологии"
Методические рекомендации учителю" Игровые технологии"...
РЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕМИНАР учителей технологии в рамках регионального методического объединения учителей технологии «ТЕМП» «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ТЕХНОЛОГИИ» 24.02.2015
На данном семинаре рассматривался современный урок технологии и его анализ.Современный урок технологии - это урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её...
Выступление на городском методическом объединении учителей технологии Практикум «Возможности использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности на уроках технологии»
Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают обучающимся понимание и запо...
Методические рекомендации учителю по организации уроков иностранного языка с учетом здоровьесберегающих технологий
Материал будет полезен учителям иностранного языка. Необходимость разработки системы уроков с использованием здоровьесберегающих технологий, способствующих повышению и укреплению знаний о з...
Методические рекомендации учителям географии по теме "ИКТ технологии на уроках географии как средство формирования УУД учащихся
Новизна и теоретическая значимость методической разработки состоят в том, что выявлены и теоретически обоснованы средства формирования УУД на основе реализации дидактических возможностей ИКТ при осуще...
Учебно-методическое пособие для учителей математики учителя математики ГБОУ школы № 519 Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны «Методические рекомендации учителю по разработке занятия-игры по математики для учащихся старших класс
В соответствии с Федеральными государственными стандартами образования производится обучение и осуществление внеклассной и внешкольной деятельности учащихся 5-9 классов; а ...
Методические рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов
Методические рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов...