Методические рекомендации учителю" Игровые технологии"
методическая разработка по биологии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_deyatelnost.docx | 62.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ШАХТЕРСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
ШАХТЕРСКАЯ МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ ШАХТЕРСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА
ПОДГОТОВИЛИ:
КОБЕЛЕВА Е.В.
ШАХТЕРСК – 2015
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра.
Й.Хейзинга
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоениенорм человеческого общежития.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):
• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
• творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
• эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры,
логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекателъно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр (рис. 4).
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.
И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Классификационные параметры игровых технологий
По уровню применения: все уровни.
По философской основе: приспосабливающаяся.
По основному фактору развития: психогенные.
По концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные + гештальт + суггестия.
По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД + СУМ + СЭН +СДП.
По характеру содержания: все виды + проникающие.
По типу управления: все виды - от системы консультаций до программной.
По организационным формам: все формы.
По подходу к ребенку: свободное воспитание.
По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие.
По направлению модернизации: активизация.
По категории обучаемых: массовая, все категории.
Спектр целевых ориентаций
• Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
• Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
• Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
• Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Концептуальные основы игровых технологий
• Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.
• Игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н.Узнадзе).
• Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С.Выготский).
• Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов" (А.Н.Леонтьев).
• Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
• Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
• В возрастной периодизации детей (Д.Б.Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.
Особенности игровых технологий
Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс.
Игровые технологии в младшем школьном возрасте
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.
В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.
Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно - моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.
Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.
В отечественной педагогике имеется ряд таких игровых технологий («Сам Самыч» В.В.Репкина, «Мумми-тролли» томских авторов, персонажи «Волшебника Изумрудного города», «Приключений Буратино» я т.д.), встроенных в основное содержание обучения.
Методика обучения детей теории музыки В.В.Кирюшина. Эта методика основана на соответствии каждому музыкальному понятию одушевленного персонажа (октава - жирафа, терция — сестрица, диссонанс — злой волшебник и т.п.). Все герои испытывают различные приключения, в которых проявляются их сущностные признаки и качества. Вместе с героями дети с трехлетнего возраста незаметно для себя усваивают самые сложные музыкальные понятия и умения, понятия ритма, тональности, начала гармонии.
Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.
Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
Деловые игры
Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.
Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного комитета, совета наставников, отдела, цеха, участка и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.
Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».
«Деловой театр». В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки - научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.
Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.
Технология деловой игры состоит из следующих этапов (рис. 5).
Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.
Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.
Этап подготовки
— общее описание игры
— содержание инструктажа
— подготовка материального обеспечения
Ввод в игру
— постановка проблемы, целей
— условия, инструктаж
— регламент, правила
— распределение ролей
- формирование групп
— консультации
Этап проведения
Групповая работа над заданием
- работа с источниками - тренинг - мозговой штурм - работа с игротехником
Межгрупповая дискуссия
— выступления групп — защита результатов — правила дискуссии — работа экспертов
Этап анализа и обобщения
— вывод из игры
— анализ, рефлексия
— оценка и самооценка работы
— выводы и обобщения
— рекомендации
Рис. 5. Технологическая схема деловой игры
Этап проведения - процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.
Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор.
Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.
Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.
Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.
Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.
Игровая деятельность в обучении
Статья отнесена к разделу: Преподавание истории и обществознания, Общепедагогические технологии
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка.
Игра актуальна в настоящее время и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. Важной задачей школы становиться развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Игра способна решить еще одну проблему. Сегодняшнюю школу критикуют за перенасыщенность вербальных, рациональных методов и средств обучения, за то, что не принимается во внимание природная эмоциональность детей. Игра по своей роли синтетична, она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.
Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из своих (взрослых) соображений удобства, порядка и целесообразности. В силу своих сложившихся стереотипных взаимоотношений со взрослым, ребенок не всегда может проявить свою субъективную сущность. В игре же он решает эту проблему, создавая собственную реальность, творя свой мир.
Что такое дидактическая игра?
Термин “дидактические игры”, под которым понимались специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры, впервые ввели Ф.Фебель и М. Монтессори".
Многие исследователи неоднократно с болью констатировали, что “являясь главным и вечным атрибутом детства, фактором социализации и развития ребенка в школе, игра никак не может получить законную “прописку” ни на уроках, ни в до образовательной работе”.
Чем же является дидактическая игра по своей сути?
Дидактическая игра - это занимательная для субъекта учебная деятельность в условных ситуациях. Поскольку обучение это “процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навыков”, можно сказать, что дидактическая игра - условная занимательная для субъекта деятельность, которая направлена на формирование знаний, умений и навыков.
Понимание сущности дидактической игры позволяет выделить наиболее значимые ее составляющие (компоненты):
деятельность, понимаемая как важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности; в этой деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер;
условность, которая понимается как признак отражения действительности, указывающий на нетождественность образа и его объекта.
Деятельность для того, чтобы быть игровой, должна быть занимательна для играющего. Деятельность в игре — не цель, а средство. А занимательность - это цель. В учебной деятельности условность направлена на обучение, на возможность упражнения, тренировки различных умений и навыков.
Структура игры
Исходя из вышеуказанной схемы, игра может стать дидактической, если учебный материал, или какая-то его часть может лечь в основу содержания игры: обычно образовательный материал становится содержанием условного компонента, а развивающий - содержанием деятельностного компонента.
Для детей увлекательная условность делает незаметной, эмоционально положительно окрашенной и увлекательной монотонную деятельность по усвоению, повторению, закреплению или усвоению информацию.
Классификация игровой деятельности.
Сущность игры заключается в создании занимательной условной ситуации, благодаря которой деятельность приобретает игровой характер. Поэтому и разделять игры целесообразно исходя из того, за счет чего эта условность достигается. Классификация по сущностной игровой основе: игры с правилами; ролевые игры; комплексные игровые системы (например, КВН). Классификация по структурным элементам урока, в зависимости от дидактических целей игры:
игры для изучения нового материала;
игры для закрепления;
игры для проверки знаний;
обобщающие игры;
релаксационные игры-паузы.
Дидактическая игра по истории является практической деятельностью, в которой дети используют знания, полученные не только на уроках истории, но и в процессе изучения других учебных дисциплин, а также из жизненного опыта. Несомненным достоинством является то, что посредством игр знания синтезируются, становятся более жизненными. В этом смысле имеет право на существование классификация по межпредметным связям: историко-литературные; историко-филологические; историко-географические; историко-математические и т.п.
Иногда, планируя учебный процесс, необходимо разделить обучающие игры по источнику познания: визуальные, диалоговые, массовые и т.д.
Это только несколько моделей классификации игр, которые позволяют показать некоторые возможности их систематизации в зависимости от целей использования игры в разных аспектах деятельности.
Психолого-педагогические возможности игровой деятельности в обучении. Остановимся на наиболее важных, на наш взгляд, психолого-педагогических возможностях игры, которые могут быть использованы на уроках.
Во-первых, игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является, то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Ф.И. Фрадкина, исследуя мотивы участия школьников в играх, замечает, что некоторые учащиеся участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т.п.
Во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.
Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся.
В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению.
В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В научно-педагогических исследованиях об игре даже появился термин “эмоциональный ускоритель” обучения.
Уникальная особенность игры в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, “вообразить то, что он не видел, может представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было”.
В игре ребенок может осуществлять самостоятельный поиск знаний.
В игре происходит огромная воспитательная работа, что неоднократно рассматривалось в трудах многих педагогов.
Игра и учебная наглядность.
На этапе изучения нового материала средствами игры могут осуществляться разнообразные методы обучения: словесный (устное и печатное слово), наглядный, практический.
На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом. Принцип наглядности сформулировал в конце XVII века обосновал Я.А.Коменский: “все, что только можно представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрения, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащие вкусам - вкусом, доступное осязанию - путем осязания”.
Этот принцип актуален и в наше время. Он находит свое отражение в многообразии видов наглядности и их классификации. В классификацию по внешним признакам методисты включают печатное, экранное и звуковые средства обучения. Чаще всего они обращаются к классификации по содержанию и характеру исторического образа, выделяя наглядность предметную, изобразительную и условно-графическую.
Рассмотрим более подробно классификацию наглядных средств по их содержанию, в нее входит:
Естественная монументальная наглядность: подлинные монументальные исторические памятники прошлого и памятные места.
Подлинные предметы материальной культуры, археологические находки и вещественные остатки.
Специально изготовленная макетная наглядность: модели, реконструкции.
Изобразительная наглядность картины, репродукции.
Условно-графическая наглядность: схемы, таблицы, графики аппликации, ТСО, кинофильмы, компьютеры, компакт диски.
Предметная наглядность создает образы подлинных исторических памятников. Она дает возможность учащимся почувствовать колорит эпохи. В этом плане также ценны научные объемные реконструкции. Они воссоздают в определенном объеме вещественные памятники и облик когда-то живших людей.
Значительное место среди изобразительной наглядности занимают учебные картины наглядные пособия специально созданные иллюстраторами к темам созданного курса. Чтобы учебные картины было легко воспринимать с любого места в классе, тематические картины делают достаточно большими и яркими.
Учебные картины подразделяются на событийные, типологические и культурно-исторические. Событийные картины дают представление об исторических событиях, чаще всего они воссоздают решающий момент в истории и требуют сюжетного рассказа.
Типологические картины воссоздают многократно повторяющийся исторические факты и события типичные для изучаемой эпохи.
Культурно-исторические картины знакомят с предметами быта и памятниками материальной культуры. На них изображают памятники архитектуры и архитектурного стиля, скульптуры, различные механизмы и принципы их работы.
На уроке картина используется с различными целями, как исходный источник знания или как зрительная опора в рассказе учителя; как иллюстрирование изложения рассказа или как средство его закрепления. Для раскрытия того или иного процесса демонстрируется сразу несколько картин, например, чтобы показать изменение архитектурных памятников в разные периоды истории.
Какова же последовательность работы с картиной на уроке?
Методист В.Г. Карцев предлагает следующие действия:
Учитель открывает или вывешивает картину в тот момент, когда по ходу объяснения подходит к описанию изображения на ней.
Дает учащимся некоторое время для восприятия изображения.
Начиная рассказ, указывает место и время действия.
Дав общее описание обстановки, фона, на котором развернулось действие, останавливается на главном.
Выявляет детали и частности.
В заключении делает общий вывод, указывает существенные признаки явления.
При работе с картиной учащиеся приобретают умения ее анализировать, извлекать из нее знания, использовать картину в своем рассказе и самостоятельно строить по ней рассказ.
Для обработки умений можно привлекать на урок несколько картин, но не более двух - трех обилие иллюстративного материала ослабит интенсивность восприятия детей, а многочисленные образы перепутаются в их сознании и осложняют восприятия нового.
Работа с наглядностью на уроке истории строится посредством наблюдения и анализа содержания наглядного объекта. Если учитель использует учебную картину, он добивается, чтобы школьники не просто “взглянули на картинку”, а действительно увидели, что там изображено, обратили внимание не только на общий план, но и рассмотрели детали, которые часто наиболее важны для исторического анализа. В традиционной методике такая работа может строиться на основе сюжетно-образного повествования или художественного описания по событийной картине. В рассмотрении типологической картины наиболее характерный прием — беседа, помогающая учащимся самостоятельно извлекать знания.
Средствами игры учащиеся получают игровое задание, которое побуждает их внимательно рассмотреть картину, чтобы потом на основе увиденного и услышанного на уроке воплотить в собственный образ, приближенный к историческому.
В игре “Живая картина” необходимость внимательного анализа диктует последующее сценическое творчество, поскольку ученикам дается задание “оживить” какое-либо историческое событие по учебной картине.
Игру “Экскурсия” можно проводить при необходимости внимательного рассмотрения репродукции картины, изображения скульптурной композиции или архитектурного памятника.
Игры направлены большей частью на развитие воображения школьников на основе образного, событийного, “очеловеченного” исторического материала, который не поддается однозначному толкованию и ставит перед учащимися проблемы, в том числе и нравственного характера.
В играх с правилами реализуются, в основном, мнемонические способности, а также отдельные мыслительные операции. Они эффективны при изучении материала, в котором содержится много имен, дат, терминов.
Практика показала: чем выше уровень интеллектуального развития класса или группы учащихся, участвующих в игре, тем более интересны для них ролевые игры. В них осуществляется работа на преобразующем и творческо-поисковых уровнях познавательной деятельности. Однако чтобы участвовать в ролевой игре, учащиеся должны достаточно глубоко владеть знаниями по той или иной теме. Если же игра используется при изучении нового материала, учащимся необходимо владеть знаниями предыдущей темы. Обычно ролевой игре предшествует предварительная подготовка, несущая большую дидактическую нагрузку. Она включает самостоятельный поиск и восприятие информации, ее творческую переработку в соответствии с условиями ролевой игры.
Ролевые игры полифункциональны, они могут “объять необъятное”: гармонически объединить фактический и творческий материал; обычное восприятие информации и творческую работу; эмоциональный и логический способы восприятия действительности. Проигрывание роли, внутренне раскрепощая ребенка, создает условия, при которых может развиваться творчество.
В играх с правилами, в основном, используется воспроизводящие и преобразующие уровни познавательной деятельности. Простота и доступность объясняет их большую популярность среди учащихся. Игры с правилами могут гораздо чаще использоваться, т.к. они обычно не содержат этапы предварительной подготовки и не продолжительны по времени.
В результате анализа использования игр на уроке истории выявляется следующая методика ведения дидактических игр в процессе изучении нового материала на основе активизации познавательной деятельности:
1. Постановка учебно-игрового задания перед изучением нового материала. Это адресованное учащимся задание может быть направлено на выполнение одной из логической операции (выделение главного, сравнения и пр.) или на развитие исторического воображения. Кроме того, задание работает и на занимательность обучения и, т.о. мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы школьников. Организация самостоятельной работы учащихся по выполнению учебно-игрового задания при изучении нового материала.
2. Применение полученных учащимися знаний в ходе кульминации и заключительного этапа игры (при этом изучение нового материала и его закрепление объединяется в единый процесс). В зависимости от замысла учителя данное положение при проведении игры может быть реализовано на одном уроке или растянуто на несколько уроков.
Достоинство такой методики урока состоит в следующем:
A) игра мотивирует, стимулирует и активирует познавательные процессы школьников - внимание, восприятие, мышление, запоминание и воображение;
Б) игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность;
B) одним из главных достоинств является повышение интереса к предмету практически у всех учащихся в классе;
Г) посредством игры задействуется “ближняя перспектива” в обучении;
Д) игры позволяют развить специальные способности учащихся к знаниям истории: историческую память учащихся, в первую очередь на исторические факты, явления, представления; способность к ретроспективному мышлению, к мысленной реконструкции картины исторического мышления; способность к историческому сопереживанию;
Е) игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего учащиеся получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.
ЭЛЕМЕНТЫ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ
Игра “Бросайка”
Тема: “Побег”. 6-й класс.
Цель: развитие творческих способностей, закрепление терминологии и знаний по теме “Побег”.
Содержание игры: ученики разбиваются на несколько команд. Каждая команда поочередно выбрасывает кубик и попадает на одну из станций.
Название станций:1. Лаборатория 4. Театральная
2. Литературная 5. Загадочная
3. Знатоки 6. Дегустационная
Примерное содержание вопросов на каждой станции.
1. Лаборатория
Рассказать опыт, доказывающий:
А) Дыхание листа | Г) Необходимость света для фотосинтеза |
Б) Испарение воды листьями | Д) Нарастание побега верхушкой |
В) Необходимость углекислого газа для фотосинтеза |
2. Театральная
С помощью пантомимы изобразить:
А) Кактус | Г) Листопад |
Б) Процесс дыхания | Д) Фотосинтез |
В) Развитие побега из почки | Е) Засыпающий цветок |
3. Литературная
Сочинить четверостишие, используя слова: листок, стебелек, свет, сахар, кислород.
4. Загадочная
Предлагается отгадать 3 загадки.
5. Знатоки
Надо быстро ответить на 6 вопросов.
- Фотосинтез ? это …?
- Газ, который поглощается в процессе дыхания?
- Как еще называются зеленые пластиды?
- Что называется устьицем?
- Что называется межклетниками?
- Какое жилкование имеют двудольные растения?
- Какой лист называется сложным?
- Какие растения имеют тройчатые листья?
- Участок стебля между двумя ближайшими узлами?
- Какие почки развиваются на верхушках побега?
- Какие растения имеют непарноперистые листья?
- Как называются участки стебля, где развиваются листья?
- Как еще называется цветочная почка?
- Какое органическое вещество образуется в процессе фотосинтеза?
- Как называется угол между листом и выше лежащем междоузлием?
- Что называется концом нарастания?
- Что называется листовой мозаикой?
- Что происходит с энергией в процессе фотосинтеза?
6. Дегустационная
В коробочках из-под киндер-сюрпризов находятся различные растения, которые надо угадать по запаху.
Например:
черный перец | герань душистая | душистый перец |
лавровый лист | липовый цвет | тмин |
тысячелистник | ваниль |
На каждой станции команде предлагается задание. Правильно выполненное задание оценивается в 3 балла. Побеждает в игре та команда, которая наберет наибольшее число баллов.
Игра “Знаток биологии”
Тема: “Систематика растений”. 7-й класс.
Цель: развитие творческих способностей, обобщить, углубить и закрепить знания и умения по теме “Систематика растений”.
Учащиеся разбиваются на 6 команд, которые вместе с учителем передвигаются по игровому маршруту (схеме).
Маршрут:
1. Разминка 3 балла | 4. Коктейль-зал 2 балла |
2. Презентация 4 балла | 5. Ярмарка 2 балла |
3. Тропа препятствий 5 баллов | 6. Подумай-отгадай3 балла |
Содержание станций
Разминка
По кругу каждая команда отгадывает загадку (какое растение, семейство) ⎯ 3 раза.
1.1 На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар
(одуванчик, семейство сложноцветные)
1.2 Белые горошки
На зеленой ножке.
(ландыш, семейство лилейные)
- Синий мундир
Белая подкладка
В середине сладко.
(слива, семейство розоцветные)
- Сижу на ветке
Мала, как мышь,
Красна, как кровь,
Вкусна, как мед.
(вишня, семейство розоцветные)
- В поле ⎯ метелкой,
В мешке ⎯ жемчугом.
(пшеница, семейство злаковые)
- Удивительное солнце
В этом солнце сто оконцев,
Из оконцев тех глядят
Сотни маленьких галчат.
(подсолнух, семейство злаковые)
- Круглое, румяное,
С дерева упало,
Любе в рот попало.
(яблоко, семейство розоцветные)
- Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки.
(горох, семейство бобовые)
- Не книжка, а с листьями.
(капуста, семейство крестоцветные)
- Прежде, чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(лук, семейство лилейные)
- Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна»
(картошка – картофель, семейство пасленовые)
- Как на нашей грядке
Выросли загадки,
Сочные, да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленые,
К осени краснеют.
(помидоры – томаты, семейство пасленовые)
- Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто мимо пройдет,
Всяк поклон отдает.
(земляника, семейство розоцветные)
- Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет.
(красная и черная смородина, семейство розоцветные)
- Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.
(ромашка, семейство сложноцветные)
- Кто ни прикасается,
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки.
(репейник, семейство сложноцветные)
- Икру похвалишь
А уху не сваришь.
(баклажан, семейство пасленовые)
- Одноусый дед в соломинку одет.
(овес, семейство злаковые)
Презентация
Каждая команда должна отгадать описанное растение.
С первого раза ⎯ 4 балла
Первая подсказка ⎯ 2 балла
Вторая подсказка ⎯ 1 балл
1.А) Цветет это растение 1 раз в жизни. Случается это раз в 50 и даже в 100 лет. В это время слой зерен на земле достигает 15 см. Настоящее пиршество для целых полчищ грызунов.
Б) Из стебля этого растения можно построить дом, изготовить мебель для него, провести в нем водопроводные трубы, сделать посуду и многое другое. А на вооружении японской армии еще в начале ХХ века были орудия со стволами из этого растения. Кроме того молодые побеги его съедобны.
В) Растет оно невероятно быстро ⎯ до 1 м в сутки. Его растущие побеги могут проложить асфальт. И высоты он огромный ⎯ до 37 метров.
(Бамбук)
2.Иностранец, угощающийся в китайской столовой творогом и сыром, говядиной и рыбой, часто не подозревает, что все эти разнообразные блюда порой делаются из единственного продукта ⎯ семян растения …. В них рекордно много белка – до 45%.
(Соя)
3.А) В Х веке из ткани, изготовленной из этого растения, шили прочную верхнюю одежду, паруса, из волокон делали канаты.
Б) Весной зеленые щи и витаминные салаты из молодых помогает вспомнить образовавшийся за зиму недостаток витаминов в организме.
В) О нем упоминается в сказке Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди». С его помощью Элиза спасает своих братьев.
(Крапива)
4.А) Чудесный гость далекого Ирана,
Любимец опаленных солнцем стран,
Раскрыл, как чашу, венчик свой багряный,
Но кочевой ему был жребий дан:
Он стал жильцом холодного тумана,
Цветком Голландии, где неустанно
Соленым ветром дышит океан.
В XVII это растение попало в Голландию и нашло там вторую Родину. Высокий стройный стебель придает растению гордый вид.
Б) Весной степи Поволжья и Алтая покрываются красными, желтыми и пестрыми цветками этих дикорастущих растений. Благодаря запасу питательных веществ, отложенных в луковицах, оно зацветает рано. И один из первых радует глаз на бульварах и в скверах.
(Тюльпан)
5.А) Самый ароматный и самый изящный из ранних весенних цветов. По латыни он называется конваллярия майалисс, что означает «лилия долин, цветущая в мае».
Б) Его цветки и листья используют для приготовления сердечных капель и в производстве духов и мыла.
(Ландыш)
Тропа препятствий ⎯ 5 баллов
Каждая команда получает тест (3 мин.), на который должна ответить.
Выполнив тест, должен получиться ответ: БОРЩЕВИК
- Какие признаки характерны для всех живых организмов?
А Активное передвижение
Б Дыхание, питание, рост, размножение
В Поглощение из почвы растворенных в воде минеральных солей
Г Образование органических веществ из неорганических
- Особенности жилкования листьев, строение корневой системы, число семядолей в семени свидетельствует о принадлежности к тому или иному
Л Виду
М Роду
Н Семейству
О Классу
- Внесение в почву удобрений перед посевом пшеницы:
П Повышает испарение воды
Р Улучшает минеральное питание растений
С Усиливает дыхание корней
Т Улучшает освещение растений
- Почему водоросли считают наиболее простоорганизованными растениями?
Щ Не имеют тканей и органов
Э Живут преимущественно в воде
Ю Осуществляют фотосинтез днем
Я Клетка водорослей имеет оболочку, цитоплазму, ядро, хлоропласты
- Почему грибы НЕЛЬЗЯ считать растениями?
Г У них нет корней
Д У них нет листьев
Е Их клетки не содержат хлоропластов, и поэтому в них не происходит фотосинтез
Ж Они не имеют тканей
- Как отличить бактерии от одноклеточных водорослей?
А Они питаются, дышат, размножаются
Б Их тело покрыто оболочкой
В Они не имеют ядра и хлоропластов
Г Они не могут активно передвигаться
- Выведением новых сортов растений и пород животных занимается
Ж Экология
З Френология
И Селекция
К Систематика
- Мхи считают более высокоорганизованными растениями по сравнению с водорослями т.к.
Л Они многоклеточные
И Они размножаются спорами
К У них впервые появились ткани и органы (лист и стебель)
М Клетки их содержат хлоропласты
Коктейль ⎯ зал
В коробочках из-под киндер-сюрпризов находятся различные растения, которые надо отгадать по запаху. Задание выполняет 1 представитель от команды. Каждое угаданное растение ⎯ 2 балла.
Ярмарка
На столе лежат различные предметы:
1) цветная капуста 2) белокочанная капуста 3) сладкий перец 4) помидоры 5) яблоки 6) груши
7) малиновое варенье 8) горошек консервированный (банка) 9) фасоль (банка) 10) картофель
11) лук 12) чеснок 13) пшеничная мука (пакет) 14) ромашка аптечная (чай) 15) микстура
от кашля (термопсис) 16) репа 17) горчица (порошок) 18) плоды шиповника 19) кукуруза (банка).
От команды выходит по 1 представителю, выбирают предмет, называют растение и семейство. Каждый правильный ответ ⎯ 2 балла.
- цветная капуста; семейство крестоцветные
- белокочанная капуста; семейство крестоцветные
- сладкий перец; семейство пасленовые
- помидоры; семейство пасленовые
- яблоня; семейство розоцветные
- груша ; семейство розоцветные
- малина; семейство розоцветные
- горох; семейство бобовые
- фасоль; семейство бобовые
- картофель; семейство пасленовые
- лук; семейство лилейные
- чеснок; семейство лилейные
- пшеница; семейство злаковые
- ромашка аптечная; семейство крестоцветные
- термопсис, солодка; семейство бобовые
- репа; семейство крестоцветные
- горчица; семейство крестоцветные
- шиповник; семейство розоцветные
- кукуруза; семейство злаковые
Подумай-отгадай
Каждая команда получает задание в виде «морфологического ящика» (задания составляются на знание признаков семейств покрытосеменных растений).
Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. Она награждается знаком “Знаток биологии”.
Урок “Прощание с биологией”
(спаренный урок)
Цель: обобщить, углубить и закрепить знания по теме “Отделы растений”, развивать творческие способности учащихся.
Класс делится на 5 команд:
Отдел покрытосеменные.
Отдел водоросли.
Отдел папоротникообразные.
Отдел мхи.
Отдел голосеменные.
Каждая команда готовит ряд заданий:
Презентация отдела (5 мин.).
Самое, самое… (3 мин.).
Наглядность (оформление стола, газеты, ребусы, кроссворды) (5 мин.).
Вопросы к выступающим по другим отделам (2 мин.).
Перед уроком команда оформляет свой стол. Каждая команда представляет свой отдел (1 – 3 задание). Затем другие команды задают им вопросы. На доске оформляется табло.
Команда | Презентация (5 баллов) | Самое-самое (5 баллов) | Наглядность (5 баллов) | Вопросы (1 балл) | Ответы (1 балл) |
1.Покрытосеменные | |||||
2. Водоросли | |||||
3.Папоротникообразные | |||||
4. Мхи | |||||
5. Голосеменные |
Подводятся итоги и по рейтингу выставляются оценки. В заключительной части урока каждый выполняет тестовое задание и получает еще одну оценку.
Урок “Прощание с зоологией”
Цель: обобщить, углубить и закрепить знания по теме “Хордовые”, развить творческие способности учащихся.
Класс делится на 5 команд:
- Рыбы.
- Земноводные.
- Пресмыкающиеся.
- Птицы.
- Млекопитающие.
Каждая команда получает задания:
- Презентация (5мин.).
- Самые, самые… (5мин.).
- Наглядность (5мин.) (кроссворды, ребусы, газеты, книжки-раскладушки).
- Вопросы остальным командам.
Перед уроком команда оформляет свой стол. Команда представляет свой класс животных (1 – 3 задание). Затем другие команды задают им вопросы.
На доске оформляется табло.
Команда | Презентация (5 баллов) | Самое-самое (5 баллов) | Наглядность (5 баллов) | Вопросы (1 балл) | Ответы (1 балл) |
1. Рыбы | |||||
2.Земноводные | |||||
3.Пресмыкающиеся | |||||
4. Птицы | |||||
5. Млекопитающие |
Список литературы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические рекомендации "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках технологии"
материал, цель которого обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить...
Методические рекомендации "Групповые технологии на уроках русского языка и литературы"
Цель моей работы – обобщить и поделиться опытом использования групповых технологий на уроках русского языка и литературы в среднем и старшем звене ОУ. Структура ра...
Методические рекомендации учителю технологии
О преподавании учебного предмета «Технология» в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2014 – 2015 учебном году...
Методические рекомендации «Игровые технологии в обучении дошкольников и младших школьников Правилам дорожного движения»
Данные методические рекомендации предназначены для работы по профилактике правил дорожного движения педагогов дополнительного образования. Методические рекомендации показывают, как с помощью игр...
Методические рекомендации "Игровая технология в развитии слуховой и зрительной памяти ребёнка"
Методические рекмомендации по теме: "Игровая технология в развитии слуховой и зрительной памяти ребёнка" содержат методику выбора и организацию проведения игр во время подготовки детей старшего дошкол...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по технологии проведения совместного собрания родителей и детей в 6-8 классах по теме «Безопасность в интернете» с использованием метода кейса
Настоящие методические рекомендации для классных руководителей представляют собой технологию проведения совместного собрания родителей и детей в 6-8 классах, используя метод кейса. Для применения эт...
Методические рекомендации использования технологии развития критического мышления при изучении курса биологии для формирования и развития универсальных учебных действий в теме «Царство Растения» (5 класс)
Данный материал может быть использован для проведения урока по биологии в 5 классе. Использована технология развития критического мышления....