Методика реализации программы по технологии на базе швейной мастерской
учебно-методический материал по технологии на тему

В работе представлена проблема обучения образовательной области «Технология» в малокомплектных школах. Даны методические рекомендации по реализации программы на базе швейной мастерской. Предложены практические наработки автора. Программа автора апробирована при совместном обучении мальчиков и девочек в спецшколе №3 г. Москвы. Ключевые слова: технология, программа, методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_realizatsii_programmy_po_tekhnologii.odt28.89 КБ

Предварительный просмотр:

Методика реализации программы по технологии

в общеобразовательных школах при совместном обучении девочек

и мальчиков на базе мастерской  по обработке ткани

Раиса Васильвна Пронина, к.п.н.

Муниципальное казенное

общеобразовательное учреждение

 Столбовская средняя

 общеобразовательная школа

Учитель технологии

г. Чехов, Московская обл.

Россия

В статье представлена проблема обучения образовательной области «Технология» в малокомплектных школах. Даны методические рекомендации по реализации программы на базе швейной мастерской. Предложены практические наработки автора. Программа автора апробирована при совместном обучении мальчиков и девочек в спецшколе №3 г. Москвы.

Ключевые слова: технология, программа, методические рекомендации

    В ряде малокомплектных школ существует проблема обучения образовательной области «Технология», в связи с тем, что  класс не делится на группы девочек и мальчиков. Учителям технологии приходиться использовать программы для общеобразовательных школ, перестраиваться и учить девочек столярному и слесарному делу, а мальчиков кулинарии и рукоделию.

      Краткий анализ положения образовательной области «Технология» в  данных школах  и проблем в их деятельности,  позволили определить цель и задачи организации процесса обучения  и создание  программы и методического пособия для ее успешной и качественной  реализации программы. В статье даются методические рекомендации по реализации программы «Технология» на базе мастерской  по обработке ткани, методика реализации программы. Программа   содержит следующие  модули: техника безопасности,  рукоделие, основы машиноведения, основы материаловедения, основы конструирования и моделирования, технология обработки ткани (с выполнением проекта), ведение дома (с элементами семейной экономики),

                                                                       

профессиональное самоопределение. Построение программы призвано обеспечивать тесную смысловую взаимосвязь и преемственность содержания на всех этапах подготовки учащихся. Модули программы  рассчитаны на взаимосвязь между собой для восприятия учащимися законченности изучаемых понятий и значимости практического применения любых из них  в жизни.        

    Изучая модуль швейного материаловедения, учащиеся знакомятся с различными видами швейных материалов, их свойствами, влияющими на раскрой, пошив, отделку и уход за изделиями, сшитыми из них. Соответственно, изученные теоретические понятия  на уроках материаловедения используется непосредственно в практической деятельности в модуле технологии обработки ткани. Так, если в 5 классе изучаются ткани их хлопка и льна, то изделия на этом этапе предлагается изготовить именно их таких тканей. В процессе их обработки учащиеся закрепляют знания о свойствах ткани, учатся использовать теоретические знания на практике. Таким же образом подобраны изучаемые темы по материаловедению и обработке ткани в других классах, что представлено в таблице №1.                                                                                   

                                                           Таблица №1

Выбор объектов труда

в соответствии с изучаемым швейным материалом

Класс

Вид швейного материала

Изготавливаемый объект труда

5

Льняная ткань

Хлопчатобумажная ткань

Игрушка «Домовенок»

Поварской колпак

6

Шерсть

Шелк

Панно «Букет моей маме» - вышивка  шелковыми лентами

7

Ткани из химических и смесовых волокон

Сувенир «Сердечко»

Комплект для кухни

8

Фурнитура

Нетканые материалы

Массажер из пуговиц

Несессер для инструментов

9

Трикотаж, мех, кожа, отделочные материалы

Футляр для мобильного телефона

Рюкзак молодежный

           Принцип преемственности модулей  программы четко прослеживается в изучении тем модулей рукоделия, машиноведения и технологии обработки ткани.

                                                                     

Это необходимо для практического закрепления изученного ранее материала.  Упражнения по выработки навыков выполнения изученных трудовых приемом учащиеся выполняют во время изготовления изделий. Поэтому выбор объектов труда модулей  рукоделия и технологии обработки ткани не случаен  и соответствуют видам изучаемых в этом году трудовых приемов.

                                                      Таблица №2

Выбор объектов труда в соответствии с трудовыми приемами

Класс

Трудовые приемы

модуля «Рукоделие»

Трудовые приемы

модуля «Машиноведение»

Объекты труда

модуля «Технология обработки ткани»

5

Выполнение ручных стежков: прямой, косой

Выполнение прямых строчек с закрепками

Игрушка «Домовенок»

Поварской колпак

6

Выполнение вышивки лентами

Выполнение краевых швов

Панно «Букет моей маме» - вышивка  шелковыми лентами

Передник

7

Выполнение петельных стежков и строчек, воздушных петель

Выполнение зигзагообразной строчки в аппликации

Сувенир «Сердечко»

Комплект для кухни

«Прихватка, грелка на чайник»  

8

Пришивание пуговиц

Обметывание срезов на

спецмашине.

Массажер из пуговиц

Чехол для инструментов

9

Приемы по работе с кожей

Выполнение приемов ВТО

Футляр для мобильного телефона

Рюкзак молодежный

  Модуль «Основы конструирования и моделирования» изменен в предложенной программе в связи с тем, что часть  класса составляют мальчики и разрабатывать модели женской одежды, предложенные в учебниках по технологии, не логично. Новое содержание модуля дает такие  понятия как: конструирование и моделирование, мода, виды одежды, приемы конструкторской разработки швейных изделий, применяемых и девочками и мальчиками (передники, рюкзаки и др.) или используемые в быту (комплект

                                                                     

для кухни, несессер для инструментов и др.). Обязательной темой в модуле  выделяется работа в 8 классе с журналами мод, в которых даны выкройки в натуральную величину разных размеров. Из журналов мод учащиеся  постигают основы цветовых решений, стилей и фасонов одежды, умение комплектовать виды одежды. В то же время учащиеся учатся снимать мерки с фигуры человека, рассчитать свой размер, находить  его в переплетении линий чертежа выкроек журнала, уточнять конструкторские линии элементов одежды (рельефы, карманы, линии талии, бедер и др.). Они изготавливают лекала выбранной модели. Этот сформированный навык используется подростками в самостоятельной работе по пошиву изделий в домашних условиях.

       При планировании уроков модуля «Машиноведения» первого года обучения упор делается на изучение устройства швейного оборудования и трудовым приемам работы на электрических швейных машинах и работе с утюгом,  изучаются темы, тесно связанные с производственными условиями труда, такие как: устройство и работа специализированных (краеобметочных и с зигзагообразной строчкой) швейных машин, оборудование раскройного производства,  оборудование цеха влажно-тепловой обработки швейных изделий. Это нацеливает учащихся на выбор технических специальностей, привлекает их во время экскурсий к выбору профессий швейного производства.          

     Знакомство с профессиями швейной и текстильной промышленности происходит за счет включения в программу модуля «Профессиональное самоопределение».  В 5-7 классах происходит знакомство с профессией ткач, швея и др. непосредственно на предприятии, путем организации экскурсий. Программа предусматривает знакомство с рядом профессий ткацкого, швейного производства и мужских профессий служб быта. Содержание программы в старших классах (8-9кл.) базируется на наиболее распространенных  технологических процессах в сфере производства, домашнего хозяйства. Это ресурсосберегающие технологии, технологии ремонтно-отделочных работ, переработки и утилизации отходов, по

                                                           

рациональному использованию домашнего бюджета с учетом современных социально-экономических условий. Корректировка профессиональных планов – одна из основных задач, решаемых  при изучении модуля «Профессиональное    самоопределение» в 9 классе. Умение сделать адекватный выбор с учетом своих способностей и возможностей, получить представление о порядке трудоустройства на предприятия.

     Модуль «Ведение домашнего хозяйства (с элементами экономики)» предполагает формирование навыков организации своего жилища, поддержание в нем чистоты и уюта с использованием современных технических средств и домашних приборов. Учащиеся не только знакомятся  с ними, но и учатся экономичному  использованию ресурсов: тепла, воды, электрической энергии. Тем самым постепенно вводится понятие экономика, столь важное в ведении домашнего хозяйства.  В 8-9 классах расширяется за счет включения в программу основ составления бюджета семьи, понимания учащимися потребностей членов семьи, способов сохранения денежных средств и их приумножения.  

      Теоретический материал  обязательно предусмотрен в каждом модуле программы и дается на уроках с использованием методов беседы, рассказа, комментариев учителя, игровых ситуаций, зарисовкой схем, заполнением таблиц, просмотров иллюстративного материала. Основные понятия, даты, терминология швейных работ, схемы машинных швов фиксируются учащимися в рабочих тетрадях и при проверке знаний используются ими. Самостоятельные работы по изготовлению объектов швейных изделий обуславливает развитие у учащихся способности к творчеству, осознания своей значимости, успешности, анализу проделанного, планирования подобных работ на дому.        

     После теоретического материала, изложенного учителем, необходимо организовать практическую работу по закреплению нового материала.   Организация практических работ предусматривает четко спланированные задания для малых групп и индивидуальных заданий, чтобы выделить

                                                             

временные отрезки урока, на которых показываются трудовые приемы, выполняются обходы учителем для оказания помощи учащимся, подводятся итоги и осуществляется рефлексия всех участников процесса. Подобная организация позволяет учителю получать обратную связь, корректировать свою деятельность и деятельность учащихся, диагностировать уровень технологической грамотности обучаемых, поддерживать и направлять их по правильному пути.  Практические работы на уроках технологии предполагают перемещение учащимися по мастерской, особенно во время пошива изделий. Поэтому учитель заранее разрабатывает маршрут передвижения.  Лучшим подспорьем в этом является тактика сопровождения учащихся со стороны учителя,  применение таких методов воспитания как требование, перспектива или приемы стимулирования.  Таким образом,  практические работы, с одной стороны, развивают активность и самостоятельность учащихся, формируют навыки проектирования, с другой, воспитывают в них чувство ответственности, помощи, уступок. У учащихся формируются важные  компетенции: аналитические, коммуникативные, творческие, рефлексивные, которые дают возможность  осознанно применить их с пользой для себя, своей семьи и школы. Ощутить радость от труда от красиво изготовленной вещи, подарить ее и получить в знак благодарности комплимент.

        Использование игровых технологий в деятельности педагогов на уроках технологии предполагается тогда, когда у учащиеся отсутствует желание включаться в трудоемкую, не знакомую для них деятельность.  У учителя всегда должны быть заготовлены игровые моменты, помогающие ему вовлечь подростков в выполнение задания через игру. Игра в команде, где каждый ученик ответственен за ее итог, является серьезным делом, и возлагает на каждого участника определенного к ней отношения. Так, во время изучения свойств тканей, рекомендуется провести игру «Суд над тканью». Для этого учащиеся делятся на две мини группы, в которых у каждого есть особая роль и задание. Это может быть ткач, художник по тканям, химик, модельер, врач-

                                                                   

гигиенист и др. На заранее заготовленных бланках для разных профессий даются задания-эксперименты по определению свойств ткани с оговариванием времени на выполнение заданий. На опытных образцах ткани, участники процесса проделывают «опыты». Ткачи определяют нить основы и утка, рассматривая ткань через лупу. Художники изучают расцветку и виды отделки ткани. Химики, смачивая ткань в разных растворах, определяют качество волокон. Модельеры пытаются найти наиболее рациональные способы раскладки ткани для раскроя. Врачи-гигиенисты определяют влияние ткани на организм человека во время ее эксплуатации. В конце игры представители от каждой группы выносят вердикт – быть данной ткани на современном рынке или нет, объясняя причину.

    На уроках машиноведения при обучении тем по устройству и работе на швейной машине не всегда с первого раза удается привлечь к этой работе мальчиков, которые считают это не мужским делом. Тогда в ход идет «хитрая» методика привлечения следующим образом. Кто не хочет учиться шить, будет учиться осваивать  роль мастера по ремонту швейного оборудования. Роль дана, мальчиками она воспринята положительно. Но в каждой игре есть свои правила. Разбирая швейную машину для чистки и смазки, нужно запомнить последовательность обратной сборки. После сборки нужно проверить шьет ли она. Для этого необходимо ее заправить по схеме, используя карты сопровождения. А сам процесс прокладывания строчки захватывает любого и вот тема урока пройдена. Ребенок доволен, в ходе игры он забывает о своем недавнем недовольстве. Его «Я» обретает адекватную форму, он счастлив. На таких уроках каждый ученик оказывается в демократичном окружении, никто не помнит о своих учебных неудачах. Игра – общение равных.  

  Учитывая значение информационных технологий в современной жизни человека и увлеченность подростков данному виду обучения, в программе предусмотрены виды практических работ по использованию компьютера, как мощного инструментального средства поддержки  технологической

                                                                 

деятельности учащихся на уроках. Так, при изучении темы о моде, стилях одежды, учащиеся, используя свои мерки, снятые с фигуры человека и внесенные в задания программы, могут получить готовые разработанные выкройки выбранных моделей одежды. Целесообразно использовать компьютерные технологии  для тестирования учащихся по итогам четверти в таких модулях, как швейное материаловедение, семейная экономика, машиноведение. Проектная деятельность не мыслима без использования   данной технологии для оформления проекта, вычисления себестоимости изделий, подготовки презентаций защиты проектов.    

   Подводя итог, хочется отметить, обладая профессиональными компетенциями, учитывая методические рекомендации, предложенные в данной статье, учитель технологии дает возможность как девочкам, так и мальчикам освоить навыки предпрофильной подготовки, навыки ведения домашнего хозяйства, стать творческими личностями.

Список литературы.

1. Пронина Р.В. Методика реализации программы образовательной области «Технология». Учебно-методическое пособие. - М.: УЦ»Перспектива», 2009. - 52 с.

2.  Педагогические технологии формирования креативной компетенции детей и взрослых в системе непрерывного образования. Материалы V международной научно-практической конференции / Под редакцией Э.К, Никитиной. М.:МГПИ, 2010, С.204.

3. Пронина Р.В. Программа образовательной области «Технология». Классы совместного обучения девочек и мальчиков на базе швейной мастерской. - М.: УЦ «Перспектива», 2009. -40с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика реализации межпредметных связей при обучении технологии

Презентация доклада на семинаре учителей технологии...

Исследовательская работа " Методика реализации технологии В.Ф. Шаталова в старших классах на уроках математики"

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педа...

Рабочая программа по Технологии 5 класс "швейное дело"

Рабочая программа по технологии "швейное дело" предназначена для учителей, работающих с детьми ОВЗ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Швейная мастерская»

Данная программа позволяет расширить знания и совершенствовать навыки в области материаловедения, машиноведения, конструирования, моделирования и изготовления швейных изделий, приобретённые на уроках ...