Исследовательская работа " Методика реализации технологии В.Ф. Шаталова в старших классах на уроках математики"
методическая разработка по математике на тему

Бородина Ольга Алексеевна

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.

В российском образовании сегодня провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

В педагогической теории сложилось объективно существующее противоречие: требования к качеству массовой подготовки учеников растут, а обучение остаётся усреднённым. Требуется внедрение, как новых технологий обучения, так и эффективных технологий, прошедших испытание педагогической практикой. Одной из таких технологий является педагогическая технология В.Ф. Шаталова.

Данная технология в своей основе имеет идею повышения наглядности изучаемого материала. Наглядность при обучении применяется в целях лучшего и более активного усвоения и запоминания информации. Примером наглядности являются используемые в технологии В.Ф. Шаталова опорные конспекты. В них последовательно отображены особенно яркие, активизирующие запоминание материала цифры, слова и зарисовки.

Обладая высоким учебно-воспитательным потенциалом, технология В.Ф. Шаталова, несмотря на большую эффективность, в современной школе на уроках математики используется недостаточно. Данное противоречие между высокой значимостью и эффективностью данной технологии и недостаточным уровнем ее реализации в педагогической практике определяют тему нашего исследования: "Методика реализации технологии В.Ф. Шаталова в старших классах на уроках математики"

Объектом исследования данной работы является технология обучения В.Ф. Шаталова.

Предмет исследования: процесс реализации технологии В.Ф. Шаталова в учебном процессе в старших классах при изучении математики.

Целью данного исследования является выявление педагогических приемов и условий эффективного использования методики обучения В.Ф. Шаталова в общеобразовательной школе на уроках математики в старших классах.

Гипотеза исследования: применение технологии В.Ф. Шаталова соответствует возрастным особенностям старшеклассников и имеет потенциальные особенности, повышающие эффективность учебно-воспитательного процесса.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

– выявить подходы к пониманию педагогических технологий;

– выявить особенности педагогической технологии В.Ф. Шаталова;

– проанализировать педагогический опыт реализации технологии В.Ф. Шаталова и выявить основные элементы методики ее использования на уроках математики в старших классах общеобразовательной школы.

В ходе проведенной работы использовались следующие педагогические методы исследования: изучение научной и психолого-педагогической литературы по теме исследования,  обобщение, анализ, классификация, наблюдение, обобщение передового педагогического опыта, методы статистической обработки информации.

Практическая значимость исследования: проведенные исследования будут полезны студентам при подготовке соответствующих разделов по методике преподавания математики, а также при изучении технологий обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

Методика реализации технологии В.Ф. Шаталова в старших классах на уроках математики

автор: Бородина Ольга Алексеевна

учитель математики и физики

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1392 имени Д.В. Рябинкина"

 

Москва 2016


Содержание

Введение        

1. Педагогическая технология как категория и механизм обучения        

2. Особенности технологии В.Ф. Шаталова        

3. Методика и педагогический опыт реализации
технологии В.Ф. Шаталова
        

Заключение        

Список использованной литературы        4


Введение

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.

В российском образовании сегодня провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

В педагогической теории сложилось объективно существующее противоречие: требования к качеству массовой подготовки учеников растут, а обучение остаётся усреднённым. Требуется внедрение, как новых технологий обучения, так и эффективных технологий, прошедших испытание педагогической практикой. Одной из таких технологий является педагогическая технология В.Ф. Шаталова.

Данная технология в своей основе имеет идею повышения наглядности изучаемого материала. Наглядность при обучении применяется в целях лучшего и более активного усвоения и запоминания информации. Примером наглядности являются используемые в технологии В.Ф. Шаталова опорные конспекты. В них последовательно отображены особенно яркие, активизирующие запоминание материала цифры, слова и зарисовки.

Обладая высоким учебно-воспитательным потенциалом, технология В.Ф. Шаталова, несмотря на большую эффективность, в современной школе на уроках математики используется недостаточно. Данное противоречие между высокой значимостью и эффективностью данной технологии и недостаточным уровнем ее реализации в педагогической практике определяют тему нашего исследования: "Методика реализации технологии В.Ф. Шаталова в старших классах на уроках математики"

Объектом исследования данной работы является технология обучения В.Ф. Шаталова.

Предмет исследования: процесс реализации технологии В.Ф. Шаталова в учебном процессе в старших классах при изучении математики.

Целью данного исследования является выявление педагогических приемов и условий эффективного использования методики обучения В.Ф. Шаталова в общеобразовательной школе на уроках математики в старших классах.

Гипотеза исследования: применение технологии В.Ф. Шаталова соответствует возрастным особенностям старшеклассников и имеет потенциальные особенности, повышающие эффективность учебно-воспитательного процесса.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

– выявить подходы к пониманию педагогических технологий;

– выявить особенности педагогической технологии В.Ф. Шаталова;

– проанализировать педагогический опыт реализации технологии В.Ф. Шаталова и выявить основные элементы методики ее использования на уроках математики в старших классах общеобразовательной школы.

В ходе проведенной работы использовались следующие педагогические методы исследования: изучение научной и психолого-педагогической литературы по теме исследования,  обобщение, анализ, классификация, наблюдение, обобщение передового педагогического опыта, методы статистической обработки информации.

Практическая значимость исследования: проведенные исследования будут полезны студентам при подготовке соответствующих разделов по методике преподавания математики, а также при изучении технологий обучения.


1. Педагогическая технология как категория и механизм обучения

Впервые термин "педагогическая технология" появился в 20-е годы ХХ века. В настоящее время педагогические технологии рассматриваются как один из видов человековедческих технологий и базируются на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента. Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности.

Понятие "Педагогическая технология" в последнее время употребляется широко, хотя неопределенно и неоднозначно. Обычно оно означает приемы работы учителя в сфере обучения и воспитания. В зарубежной педагогике значение этого понятия ограничено сферой обучения. Рассмотрим наиболее распространенные определения и понятия, связанные с темой исследования, встречающиеся в педагогической литературе.

Термин "технология" стал утверждаться, когда внимание педагогов и исследователей обратилось к особенностям педагогического воздействия на школьников [11]. Воздействие осуществляется как момент раскрытия, демонстрации и передачи личностного ценностного отношения педагога к чему или к кому бы то ни было. От того, насколько ярко ему удается "выразить себя в содержании и форме" зависит ответная реакция воспитанника, внутренне переживающего это отношение (сопереживание к человеку, ощущение радости от успеха другого).

Термин "педагогическая технология"' появился в журналах высокоразвитых стран в 60-х годах. В США с 1961 года издается журнал "Педагогическая технология", в Англии с 1964 года издается журнал "Педагогическая технология и процесс обучения", в Японии — "Педагогическая технология" с 1965 года, в Италии – с 1971 года. ЮНЕСКО выпускает серию "Педагогические технологии" в бюллетенях международного бюро по образованию.

Понятие "технология обучения" в нашей стране появилось в конце 60-х годов, а в 70-е годы завоевало большое число сторонников. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. Рассмотрим основные подходы к определению педагогической технологии.

По мнению И.П. Волкова педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения [5].

В.М. Монахов считает, что педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя [13].

В материалах ЮНЕСКО даётся следующее определение: это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования [7].

Для М.В. Кларина педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей [8].

В.П. Беспалько понимает под педагогической технологией содержательную технику реализации учебного процесса [2]. При этом глубинный смысл педагогической технологии исследователь видит в следующем:

1) необходимо отойти от экспромтов и перейти к предварительному проектированию;

2) следует разрабатывать структуры и содержание учебно-познавательной деятельности учащегося;

3) должны присутствовать диагностичное целеобразование и объективный контроль качества усвоения учащимися учебного материала и развития личности в целом;

4) обязательная реализация принципа целостности структуры и содержательности компонентов учебно-воспитательного процесса.

В работе "Технология обучения в системе высшего образования" Ф. Янушкевич [34], один из ведущих специалистов в этой области, определил, что технология обучения – это система указаний, которые в ходе использования современных методов и средств обучения должны обеспечить подготовку специалиста за возможно более сжатые сроки при оптимальных затратах сил и средств.

Расширенную трактовку понятия дает Н. В. Маслова, которая трактует педагогическую технологию, как систему, включающую в себя концепцию образования, цель образования, методику, учителя, ученика, администрации, здания, учебники и учебные пособия, программы, технические средства обучения (ТСО), финансирование [11].

Т.А. Стефановская, рассматривая сущность педагогических технологий, исходит из следующих положений: "Педагогика – это наука о воспитании и обучении, составляющих единый педагогический процесс. Слагаемые педагогического искусства – это знания о педагогическом процессе + педагогические умения + педагогическая техника при грамотно организованном общении, соединенном с профессиональной увлеченностью, убежденностью, верой и педагогической импровизацией.

Если педагогический процесс рассматривать как совокупность последовательных действий учителя и учащегося (воспитателя и воспитанника) с целью образования, развития и формирования личности последнего; организацию педагогического процесса как совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса, помня, что действие предполагает не только ответ на вопрос "что", но и "как наиболее эффективно", то вполне логично под педагогической технологией понимать организацию педагогического процесса в соответствии с конкретной теоретической парадигмой" [22].

В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости педагогическим процессом, его проектирование и возможность анализа путем поэтапного воспроизведения. Сущность педагогической технологии состоит в том, чтобы, опираясь на постоянную обратную связь, гарантировать достижение четко поставленных целей. Поэтому технология постановки целей становится важнейшим исходным условием педагогической технологии.

Педагогическая технология предполагает точность и предсказуемость результата, осознание путей его достижения. Ясно, что педагогические технологии не могут быть чем-то принципиально иным по сущности, чем другие технологии. Как и любые иные, они имеют свои особенности и в том, какими методами и средствами оперируют, и в том, с каким "материалом" имеют дело. Их специфика проявляется и в наличии воспитательного компонента (а отсюда их отчасти вероятностный характер), и в необходимости учета философского, психологического, медицинского и экологического аспектов проблемы. Например, Н. Е. Щуркова в целом ряде монографий, научных статей раскрывает сущность понятия "педтехнология", её структуру, слагаемые, принципы и пути применения в практической педагогической деятельности воспитателя, учителя, классного руководителя, логику изложения материала и его преподавание. В монографии "Педагогическая технология (педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника)" и других своих работах [33] она раскрывает ее суть как "сумму и систему научно-обоснованных приемов и методов педагогического воспитательного воздействия на человека или группу людей" [32, стр. 68].

Н.Е. Щуркова приводит наиболее существенные признаки педагогических технологий:

  1. технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора.
  2. технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата.
  3. технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся (на договорной основе) с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения.
  4. элементы педагогической технологии должны, с одной стороны, быть воспроизводимы любым учителем, а с другой — гарантировать достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками.
  5. органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Подобно тому, что в педагогической теории не существует единого и устоявшегося определения педагогической технологии, т.е. нет общепринятого понятия, так и не существует единого мнения по поводу сущности и структуры педагогической технологии. Разные авторы по-своему рассматривают данную проблему, поэтому и изучать ее следует в соответствии с различными мнениями. Рассмотрим точки зрения на проблему ведущих специалистов: Т.А. Стефановской, Г.К. Селевко и В.А. Сластёнина.

Г.К. Селевко [19] полагает, что педагогическая технология в максимальной степени связана с учебным процессом – деятельностью ученика и учителя, её структурой, средствами, методами и формами. Поэтому, согласно его теории, в структуру педагогической технологии входят три компонента:

  1. концептуальная основа;
  2. содержательная часть (цели обучения – общие и конкретные, содержание учебного материала);
  3. процессуальная часть – технологический процесс (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности школьников, методы и формы работы учителя, деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала, диагностика учебного процесса).

В.А. Сластёнин [20] подчеркивает, что одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его конструирование, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности. Автор выделяет следующие компоненты педагогической технологии:

  1. аналитическая деятельность (завершающаяся постановкой диагноза).
  2. прогностическая и проективная творческая мыслительная деятельность.
  3. анализ, прогноз и проект - "неразрывная" триада при решении любой педагогической задачи.

Первый компонент в структуре - аналитическая деятельность – должен заканчиваться постановкой педагогического диагноза. В практической педагогике термин "педагогический диагноз" означает оценку общего состояния педагогического процесса или его отдельных компонентов в процессе обучения.

Технология обучения Т.А. Стефановской базируется на следующих ведущих идеях: интеграция педагогических дисциплин; интенсификация процесса обучения через использование мнемосхем; диагностическая основа и содержание учебных дисциплин, детерминированное взаимосвязью объективных и субъективных условий. В качестве основных компонентов педагогической технологии автор выделяет:

  • целевую установку;
  • содержательный компонент;
  • собственно технологический (организационный) компонент;
  • экспертно-оценочный компонент. [22]

Технология обучения представляет собой:

  1. Определенный способ осуществления педагогической деятельности по достижению образовательных целей.
  2. Сущность способа состоит в рациональном расчленении деятельности на процедуры и этапы с их последующей координацией и синхронизацией.
  3. Это расчленение осуществляется предварительно, сознательно и планомерно на основе и с использованием научных знаний, передового опыта педагогики и смежных, связанных с ней наук.

Кроме того, технология обучения выступает в двух формах:

  • программы действий, содержащей процедуры и операции;
  • деятельности, построенной в соответствии с этой программой.

Ход технологически организованного учебного процесса может выглядеть следующим образом:

  1. общие цели и содержание обучения.
  2. диагностичные цели обучения, выраженные через реальные действия учеников.
  3. процесс обучения.
  4. диагностика.
  5. в случае несовпадения результатов и диагностично сформулированных целей вводится коррекция процедур обучения.
  6. снова проводится диагностика.

Ориентация на цель, диагностическая проверка текущих результатов, разбивка обучения на отдельные обучающие эпизоды - в итоге создается воспроизводимый обучающий цикл, состоящий из следующих моментов:

  • планирование обучения на основе точного определения его желаемого эталона в виде набора наблюдаемых действий учащихся;
  • предварительная оценка обученности учащихся;
  • обучающая фаза - совокупность учебных процедур, сопровождающаяся коррекцией на основе оперативной обратной связи;
  • оценка результатов.

Описанная последовательность этапов (фаз) фактически представляет собой циклический алгоритм деятельности учителя, повторение которого (с соответствующими вариациями целей, конкретных процедур обучения и способов контроля) исчерпывает весь учебный процесс.

Признаки технологически организованного учебного процесса:

  • постановка диагностичных целей.
  • планирование обучения на основе точного определения желаемого эталона в виде наблюдаемых действий учащихся.
  • предварительное тестирование учащихся и конкретизация учебных целей с учетом реальных возможностей школьников.
  • последовательная ориентация всего хода обучения на цели, которая обеспечивается наличием оперативной обратной связи и сопровождается соответствующей коррекцией хода обучения
  • разбивка обучения на отдельные воспроизводимые обучающие циклы.
  • полная управляемость процессом обучения.
  • гарантированность конечного результата.

Стержневым компонентом педтехнологии, по мнению Щурковой Н.Е., является педагогическая техника (владение педагогом своим психофизическим аппаратом и умение понять отношение ученика по его психофизическому аппарату). Для коррекции отношения и поведения учитель использует педагогическую оценку. Нельзя себе представить учебно-воспитательный процесс без предъявления воспитанникам педагогического требования, разрешения и создания педагогического конфликта, реализации информационного воздействия, творческого решения педагогических ситуаций. Сочетание названных компонентов педтехнологий обеспечивает педагогу творческий успех. [33]

Таким образом, подводя итог, сказанному, отметим, что понятие "технология обучения" в нашей стране появилось значительно недавно – в конце 60-х годов. Педагогическая технология представляет собой системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин). Структура технологии включает в себя три компонента: концептуальная основа, содержательная часть (цели обучения – общие и конкретные, содержание учебного материала), процессуальная часть – технологический процесс (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности школьников, методы и формы работы учителя, деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала, диагностика учебного процесса) (Г.К. Селевко).

К существенным признакам педагогических технологий относят: концептуальность, целесообразность, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся, воспроизводимость и гарантированность достижения планируемых результатов, наличие диагностических процедур.

Всем названным признакам в полной мере отвечает педагогическая технология В.Ф. Шаталова. Рассмотрим особенности данной технологии подробнее.


2. Особенности технологии В.Ф. Шаталова

Концептуальную основу образовательной модели В.Ф. Шаталова составляет идея о том, что эффективная технология обучения позволяет раскрыть потенциал каждого ученика за счет активизации работы психофизиологических механизмов, обеспечивающих восприятие, анализ и систематизацию информации, а также создания благоприятных психологических условий для полноценной самореализации личности.

Традиционные образовательные модели не дают такой возможности. По словам профессора В. Дьяченко в условиях классно-урочной системы невозможно обучать каждого ученика в соответствии с зоной его ближайшего развития. Он считает, что такой вид обучения задерживает развитие учащихся, в результате чего происходит невидимая для всех трагедия: дети, которые очень хотят учиться и могли бы быстро продвигаться вперед, должны делать то, что не обеспечивает их продвижение, их развитие. "Так гаснет интерес к учению, гибнут, не раскрывшись, миллионы талантов” [14].

Основной целью образовательной модели В.Ф. Шаталова является "раскрытие миллионов талантов" путем использования приемов интенсивного обучения, в результате чего ученики начинают ощущать себя не только и не столько объектами, сколько субъектами учебно-воспитательного процесса. В.Ф. Шаталов считает необходимостью, чтобы для каждого ученика годы учения, годы детства, отрочества и юности стали точкой опоры на всю последующую жизнь. Точка опоры – это обретение достоинства, в основе которого честь, совесть, правда, высокое представление о человеке и его предназначении на земле. И если все действия и поступки учителя, все его большие и малые находки, все избранные им приемы и средства обучения не одушевлены этой главной педагогической целью, то они не будут значить ровным счетом ничего. В классе и в школе в первую очередь должна быть забота о достоинстве человека [27].

Системность образовательной модели В.Ф. Шаталова обусловлена взаимосвязью всех ее частей и логикой учебно-воспитательного процесса.

Выделим основные особенности и условия эффективности применения технологии:

  • применение опорных сигналов – наглядное выделение и объединение однотипных формул или свойств, чтобы детям было проще сгруппировать, запомнить и воспроизвести схожий по каким-то критериям изучаемый материал;
  • использование опорных конспектов – зашифрованное представление материала, получаемое из опорных сигналов;
  • создание проблемных ситуаций – должны создаваться для каждого ученика, а не для какой-то группы ребят;
  • использование игровых моментов – служат для поддержания рабочего тонуса и бодрого настроения;
  • неоднократное повторение – концентрирует внимание учащихся на самом существенном и главном в изучаемом материале;
  • постоянный контроль знаний – осуществляется на каждом уроке и играет большую мотивационную и психологическую роль.

Рассмотрим обозначенные особенности технологии.

Опорные сигналы и опорные конспекты – основные категории технологии обучения В.Ф. Шаталова. Они основываются на феномене идентификации словесного образа и текста.

Опорные сигналы в системе В.Ф.Шаталова – оригинальный вид наглядности, играющий существенную роль. В опорных сигналах в соответствии со спецификой излагаемого на уроке материала моделируется изучаемый абстрактно теоретический материал программы (общепринятые научные понятия, формулы, графики). Опорные сигналы включают знаки, отражающие средства конкретизации, использованные при объяснении содержания абстрактно теоретического материала: конкретные рисунки, значки, ключевые слова, короткие предложения и т.д. Обязательное включение в опорные сигналы эмоционально яркого материала, позволяющего закрепить в памяти существенные компоненты новых знаний.

Логика построения опорных сигналов, отражающая содержательные связи между единицами излагаемой информации, их четкая классификация по уровням значимости, воспроизведенная в рассказе учителя, служат образцом, на основе которого формируются эти приемы у школьников. Жестко регламентируемое время на устные ответы (3-5 мин), ориентирует школьника на краткое и точное изложение сущности усваиваемых знаний. Частота опроса, предусмотренная системой В.Ф.Шаталова, гораздо выше, чем в обычных классах.

Опорные сигналы в первую очередь строятся на принципах неожиданности и экономности. В пособиях с опорными сигналами по разным учебным предметам можно встретить самые неожиданные слова и предложения. Например, "записи с опорными сигналами по физике такие как кварк, Древний Рим, усики, Аморфное состояние неустойчиво – глицерин и т.п…" Но в то же время каждый из этих сигналов несет в себе обильную информацию и помогает восстановить ее содержание. [25].

Действительно, применение опорного сигнала помогает восстановить в памяти ранее понятую информацию. Но чтобы определенный значок стал для учащегося опорным сигналом, связанная с ним информация должна быть понята школьником. Если же это достаточно сложный фрагмент материала, то возникает необходимость выполнения специальной работы по организации понимания каждым школьником данного фрагмента.

Пример опорных сигналов приведён на рис.1 и рис.2. На первом рисунке отражено правило сокращения дробей, которое изучается в 6 классе. На нём отображена дробь, в которой рядом с членами числителя и знаменателя находятся зажжённые лампы. Учащиеся видят, что общий множитель имеется у всех слагаемых числителя и у всех слагаемых знаменателя алгебраической дроби, то его также можно "погасить". Преимущество этого сигнала в том, что вместо какой-то буквы, стоит конкретный предмет, который все прекрасно знают.

Ошибка! Объект не может быть создан из кодов полей редактирования.

Рис. 1. Опорный сигнал по теме "Сокращение дробей"

На втором рисунке изображены действия над арифметическими дробями при сложении и вычитании. При изучении этой темы необходимо чётко представлять как следует поступать при работе с дробями. Для этого они выносятся на опорный сигнал и визуально стрелочками показано, какие операции необходимо выполнить. Это позволяет учащимся легче усвоить и запомнить алгоритм действий при вычислении дробей.

безымянный1

Рис.2. Сложение и вычитание дробей.

Опорные конспекты одними учителями разрабатываются и используются при изучении крупных и сложных тем, как для закрепления изученного материала, так и для последующего детального ответа ученика по пройденной теме. Другие учителя разрабатывают их для всех новых тем. В опорные конспекты включается не только непосредственный материал из учебника, но и дополнительный, расширяющий данную тему. Поэтому при подготовке к уроку используется и материал учебника, и другая методическая литература, в том числе сборники опорных конспектов. Использование опорных конспектов на уроке одни учителя мотивируют как средство зрительного запоминания изучаемого материала, служащее его усвоению, как конспект, на который "посмотрел – вспомнил", в то же время другие учителя используют их без всякой мотивации, непосредственно давая ученикам на уроке.

Опорный конспект выстраивается из опорных сигналов как из кирпичиков. Он помогает учащемуся воспринимать какую-либо тему целостно благодаря тому, что связи между отдельными элементами после расшифровки учителя становятся понятными.

Опорные конспекты способствуют лучшему усвоению материала, потому что конспект позволяет глубже разобраться в изучаемом материале, легче запомнить материал, грамотно и точно излагать материал при ответе, систематизировать полученные знания. Использование опорных конспектов позволяет учителю наглядно представить весь изучаемый материал учащимся и сконцентрировать их внимание на наиболее трудных местах, многократно повторять изученное, провести оперативный контроль усвоения материала, привлечь к контролю знаний родителей. Сверхмногократное повторение с включением трех видов памяти – зрительной, слуховой и моторной – приводит к успешному усвоению учащимися изучаемого материала. У большинства людей зрительное восприятие является главным. Нервы, ведущие от глаза к мозгу в 20 раз толще, чем те, что идут от уха к мозгу. А вот контуры знаков и слов не воспринимаются зрительно, потому что не характеризуют изображение.

Основные принципы составления опорного конспекта:

  • лаконичность (300–400 печатных знаков).
  • структурность (4–5 связок, логических блоков).
  • смысловой акцент (рамки, отделение одного блока от другого, оригинальное расположение символов).
  • унификация печатных знаков.
  • автономность (каждый из 4–5 блоков должен быть самостоятельным).
  • ассоциативность.
  • доступность воспроизведению.
  • цветовая наглядность и образность.

Использование опорных сигналов и опорных конспектов основано на наглядности в обучении. Наглядностью в обучении математике называется совокупность материальных, материализованных, идеальных действий, совершаемых как обучающим, так и обучаемым в ходе реализации дидактической цели наглядного обучения [26].

Наглядность, образность при изучении математики является одной из важнейших сторон профессиональной педагогической направленности преподавания. При этом необходимо найти правильное сочетание изложения с опорой на наглядность и чисто дедуктивного стиля изложения материала. Наглядность должна создавать впечатление очевидности доказываемых утверждений, превращать доказательство в осознанное продвижение к ясной цели. Рисунок, сопровождающий строгое логическое математическое доказательство, играет ту же роль, что и чертеж в геометрии.

Рассмотрим пример возможного опорного конспекта при изучении темы рациональные числа (см. рис. 3). 

В данном опорном конспекте полно отражена информация о рациональных числах начиная от определения, которое подкреплено не только теоретическими данными о тех числах, которые входят в состав рациональных, но и конкретными примерами, позволяющими освежить в памяти этот материал. Так же достаточно широко рассмотрены свойства действий с рациональными числами, что даёт учащимся чёткое рассмотрение всех возможных вариантов при сложении и умножении. Это систематизирует и обобщает знания, а так же может служить наглядным пособием при выполнении практических заданий.


РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА -

числа, которые можно записать в виде отношения а/n, где а - целое, а n - натуральное число.

98

Любое рациональное число можно записать:

  • в виде десятичной дроби: 1/4 = 0,25; 4/2 =2,0
    или 
  • в виде периодической дроби: 1/3 =0,333…=0,(3).

СВОЙСТВА ДЕЙСТВИЙ С РАЦИОНАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ

99

Рис. 3. Опорный конспект по теме "Рациональные числа".

В процессе формирования математических представлений существенную роль играет специфика математических знаний, умений, навыков и методов. Математика оперирует с объектами уже представляющими абстрагирование от действительного мира и, как правило, обобщающими разнообразные реальные и идеальные ситуации: интеграл как обобщение и абстрагирование понятий площади, длины, объема, но в то же время абсолютно непрерывная функция; производная как обобщение и абстрагирование понятий касательной, скорости, плотности, но в то же время переменная площадь, заключенная под непрерывной кривой. Эти идеальные объекты являются основными для формирования других абстракций. Поэтому опоры для внутренних действий, вырабатываемые в процессе обучения математике следует искать не только во внешних действиях учителя, но и среди остаточных знаний в памяти учащихся.

Не обходится технология обучения В.Ф. Шаталова и без проблемного обучения, которое реализуется в том случае, если учителю удается создавать проблемные ситуации, ища выход из которых, школьники осваивают неизвестные ранее знания или способы деятельности. Однако учитель работает одновременно с группой учащихся, каждый из которых имеет определенный запас знаний, отличный от других. Тогда учитель вынужден создавать проблемную ситуацию, ориентируясь на какой-то конкретный “слой” учащихся, чаще всего на “середняков”. В этом случае для “сильных” учащиеся, которые сразу видят путь решения, и для “слабых”, даже и не понимающих, что есть проблема, проблемной ситуации не будет. Для полноценной реализации проблемного подхода учитель должен либо создавать проблемную ситуацию для каждого свою, либо обеспечить всем школьникам одинаковые стартовые возможности, поскольку “главный механизм, обеспечивающий человеку возможность обнаружения нового, ранее неизвестного отношения, свойства, новую смысловую характеристику явления, составляет образование новой связи. Новое, неизвестное человеку отношение, закономерность раскрываются лишь через установление новых связей с уже известным.

Таким образом, чтобы организовать проблемную ситуацию для всех (в смысле для каждого), надо чтобы, по крайней мере “уже известное” для них было одинаковым, и одинаково хорошо понятым. Применение технологического приема "доводящих карточек" позволит уравнять "стартовые возможности" членов учебной группы.

Важнейшим компонентом технологии интенсивного обучения В.Ф. Шаталова является спортивные и игровые приемы, с помощью которых решается задача поддержания высокого рабочего тонуса, бодрого, оптимистического настроя. Шаталов утверждает, что слишком рано угасает педагогический интерес к играм, которые верой и правдой призваны служить развитию смекалки и познавательных интересов детей на всех без исключения уровнях возрастного развития. Таких возможностей, которые раскрывает игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом отношении урок.

Система В.Ф.Шаталова предусматривает вторичное воспроизведение изучаемого преподавателем. Цель такого изложения – сконцентрировать внимание учащихся на самом существенном, главном в новом материале, подчеркнуть важнейшие связи между его компонентами, сходство и различие между близкими понятиями. Учитель лишь очень кратко упоминает о приведенных при объяснении фактах, примерах, опыта и других средствах конкретизации. В процессе вторичного воспроизведения материала учитель способствует установлению связи между излагаемым материалом и знаками опорных сигналов.

Реализация принципа быстрого движения вперед может быть осуществлена только при условии внедрения таких форм повторения, которые обеспечивают надежность усвоения программного материала всеми, без каких-либо исключений, учащимися. Достижению этой цели служит методика обучения по листам группового контроля, которая может быть эффективно использована и в традиционных условиях. Можно сказать, что именно этот первый лист при правильной постановке работы с ним может стать тем ядром конденсации, вокруг которого образуется устойчивое поле основных знаний. Работа по листу группового контроля начинается без промежутка, и в таком темпе заложен свой смысл: потерям времени в течение года места не будет. Сразу же раздаются брошюры, открывается первая страница, и учитель начинает давать ответы на все вопросы. Без суеты, без спешки, обстоятельно проговаривая все тонкости ответов, расставляя смысловые интонации на каждом фрагменте правил. Каждое правило подкрепляется одним или несколькими примерами.

Учет и оценивание знаний в технологии обучения В.Ф. Шаталова играет не только диагностическую, но и в огромной мере психологическую, мотивационную, воспитательную роль. Оценка, с точки зрения В.Ф. Шаталова, – очень тонкий и взрывоопасный инструмент, требующий умного и умелого обращения. В противном случае она теряет свой педагогический смысл, превращаясь в средство угнетения личности.

Проверяя письменные работы по воспроизведению опорных сигналов, учитель не исправляет ошибок. Он фиксирует их в своем сознании и кладет тетрадь в одну из стопок – “5”, “4” или “3”. Через несколько минут оценки будут объявлены, а свои ошибки каждый увидит сам (это предусмотрено), едва только откроет альбом с опорными сигналами. Таким образом, оценка учителя дополняется самооценкой.

Любую нежелательную для себя оценку ученик получает право исправить. Не “закрыть” новой оценкой, полученной за ответ по другому материалу, как это было раньше, а исправить в полном смысле этого слова. Для этого достаточно подойти к учителю и сообщить ему о своей готовности ответить именно по "проваленному" разделу.

При двух-трех уроках в неделю педагог, работающий по традиционным методикам, не имеет возможности спрашивать учеников чаще 2-3 раз в четверть. Оценка в таких условиях становится идолом, и значительная часть учеников учатся во имя оценки, развращая тем самым себя до конца дней своей жизни стремлением к сиюминутному успеху. Обилие оценок в новой системе работы уводит оценку с ведущих позиций, отнимая у нее право давления на личность. И в школу приходит всеобщая нацеленность на знания, на общий трудовой успех, на поиск. Мотивом учения становится познавательный интерес. В. Ф. Шаталов пишет о том, любой даже самый слабый ученик может учиться лучше и, соответственно, получать лучшие оценки.

Каждая оценка, получаемая учеником, заносится на большой лист – ведомость открытого учета знаний. Каждый ученик знает, что любая нежелательная оценка может быть исправлена. Они лишь констатируют, какой именно материал усвоен плохо или недостаточно. И этот сигнал тоже побуждает к действию, ежедневно напоминая: ты еще не ликвидировал пробел. Все оценки, кроме отличных, выставлены простым карандашом. Любую нежелательную для себя оценку ученик получает право исправить. Не “закрыть” новой оценкой, полученной за ответ по другому материалу, как это было раньше, а исправить в полном смысле этого слова. Для этого достаточно подойти к учителю и сообщить ему о своей готовности ответить именно по “проваленному” разделу.

Таким образом, система выставлении, предлагаемая В.Ф. Шаталовым обладает следующими преимуществами по отношению к традиционной:

  1. Учителю нет более необходимости выставлять оценки и ставить свою подпись во избежание подделок;
  2. Сообщать родителям о нерадивости и недисциплинированности ребят не приходится;
  3. Записывать параграфы домашних заданий не нужно – они отпечатаны в брошюрах с опорными сигналами;
  4. Номера упражнений для самостоятельной работы дома вынесены на отдельные листы.

Ежедневный всеохватывающий контроль в форме письменных работ и резкое увеличение количества устных ответов в разных формах не могут не сказаться положительно на отношении ребят к учебе и на их знаниях. Это мощные психологические факторы направленного действия. Уже после 2–3 уроков приходит абсолютное понимание: лазеек нет, необходимо работать ежедневно.

При работе по данной методике, готовясь к уроку, даже самый слабый ученик может несколькими повторами укрепить свои знания и не сделать при выполнении письменного задания ни единой ошибки. В результате в ведомость будет выставлена отличная оценка, вне зависимости от прошлых провалов. Таким образом, ученик начинает работать, ориентируясь на самоконтроль.

Используя технологию обучения В.Ф. Шаталова в старших классах, необходимо учитывать психологические особенности учащихся. Поэтому целесообразно иногда не представлять конспект в готовом виде, а давать домашнее задание: прочитать новый материал и по нему составить опорный конспект, а затем на уроке провести небольшой конкурс на выявление лучшего. Следует проводить игровые моменты состязательного типа, потому что в этом возрасте учащиеся стремятся проявить свое "Я", выделиться среди сверстников. Проверку домашнего задания следует проводить в виде "лавинного" опроса. При оценке знаний учеников давать возможность учащимся самим оценивать товарищей.

Для ребят старших классов характерна некоторая отчуждённость от внешнего мира, самоанализ и поиск своего места среди сверстников, поэтому стоит обращать больше внимания на самостоятельную работу, творческие задания.

В традиционных условиях происходит медленное, но неуклонное накопление груза прошлых ошибок, которые увлекают ребят одного за другим в пучину отчуждения, разочарования и полнейшей беспомощности. Удерживаются на поверхности единицы. Новая система взаимоотношений, и это понимает каждый, позволяет в любой момент начать жизнь сначала – с первой отличной оценки за письменное воспроизведение листа с опорными сигналами [26].

По мнению учителей, использующих элементы технологии В.Ф. Шаталова, обладает рядом преимуществ: наглядность, компактное изображение материала и его улучшенное усвоение, активизацию памяти, развитие умения правильно, грамотно и кратко излагать свои мысли. Благодаря этой технологии проще систематизировать материал, увеличить объём изучаемого материала, она облегчает усвоение сложных и объёмных тем. Контроль знаний становится более широким.


3. Методика и педагогический опыт реализации технологии В.Ф. Шаталова

С целью выявления степени использования технологии В.Ф. Шаталова в обучении математике мной проведен опрос учителей математики школ г. Новозыбкова и Новозыбковского района Брянской области. Результаты исследования представлены на диаграмме (Рис.1).

В ходе исследования состояния использования технологии В.Ф. Шаталова в учебном процессе выяснилось, что лишь около 23% учителей используют её элементы, а 77% учителей не используют вообще или используют достаточно редко.

Рис. 1. Степень использования элементов технологии В.Ф. Шаталова учителями математики

Выявляя причину такого состояния дел, я в опрос включила вопрос, позволяющий выяснить уровень знаний учителей математики особенностей технологии В.Ф. Шаталова. Опрос учителей математики об особенностях технологии показал, что около четверти опрошенных смогли назвать отличительные черты данной технологии (см. Рис.2).

Рис. 2. Уровень знаний учителей математики особенностей технологии В.Ф. Шаталова

Мной разработаны и составлены опорные конспекты по тригонометрии и по теме "Чтение графика функции".

Опорный конспект по тригонометрии приведен на рис.4. На данном опорном конспекте (Рис. 4) отражена информация об определении тригонометрических функций и их свойств. Причём синус и косинус рассмотрены одновременно, что ведёт к лучшему запоминанию, как логическому, так и визуальному. К этому конспекту может прилагать ряд вопросов, на которые ученик без труда ответит:

  1. Дай определение синуса угла а.
  2. Дай определение косинуса угла а.
  3. Объясни с помощью единичного круга: для каких значений угла а справедливы определения sin a и cos a?
  4. В каких пределах могут изменяться значения sin a и cos a?
  5. Сравни величины, используя единичную (тригонометрическую) окружность: 1) cos160° и cos 161°; 2) sin 300° и sin 299°

m1m2

m3m4

Рис. 4. Опорный конспект по тригонометрии.

Опорный конспект к теме "Чтение графика функции", представлен на рис. 5. Тема посвящена одному из центральных вопросов математики – исследованию поведения функции по ее графику.

В опорный конспект включены все данные, необходимые для грамотного и достаточно полного анализа геометрического способа задания функциональной зависимости. Специальное расположение отдельных блоков позволяет перейти от исходных позиций (области определения и множества значений - верхние блоки) к обнаружению сведений, заложенных в центральном и нижних блоках.

безымянный1

Рис. 5. Опорный конспект по теме "Исследование поведения функции по ее графику"

Таким образом, среди важнейших методических приемов реализации технологии В.Ф. Шаталова выделятся:

– личностно ориентированный подход к учащемуся, проявляющийся в предоставлении каждому школьнику свободы выбора темпа и приемов изучения учебного материала;

– применение опорных сигналов, позволяющих активизировать мнестические процессы школьника;

– применение элементов деятельностного подхода, выражающегося в активной роли учащегося в процессе обучения;

– применение элементов проблемного изложения учебного материала.


Заключение

В ходе решения первой поставленной задачи я проанализировала литературу по теме исследования и установила, что категория "технология обучения" в отечественном образовании появилось в конце 60-х годов XX в. Под  педагогической технологией понимается "системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования". Структура технологии включает в себя концептуальную основу, содержательную и процессуальную части. К существенным признакам педагогических технологий относят: концептуальность, целесообразность, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся, воспроизводимость и гарантированность достижения планируемых результатов, наличие диагностических процедур.

Рассматривая особенности педагогической технологии В.Ф. Шаталова, я установила, что ее концептуальную основу составляет идея о том, что эффективная технология обучения позволяет раскрыть потенциал каждого ученика за счет активизации работы психофизиологических механизмов, обеспечивающих восприятие, анализ и систематизацию информации, а также создания благоприятных психологических условий для полноценной самореализации личности.

Среди ключевых особенностей  педагогической технологии В.Ф. Шаталова выделяются:

  • применение опорных сигналов – наглядное выделение и объединение однотипных формул или свойств, чтобы детям было проще сгруппировать, запомнить и воспроизвести схожий по каким-то критериям изучаемый материал;
  • использование опорных конспектов – зашифрованное представление материала, получаемое из опорных сигналов;
  • создание проблемных ситуаций – должны создаваться для каждого ученика, а не для какой-то группы ребят;
  • использование игровых моментов – служат для поддержания рабочего тонуса и бодрого настроения;
  • неоднократное повторение – концентрирует внимание учащихся на самом существенном и главном в изучаемом материале;
  • постоянный контроль знаний – осуществляется на каждом уроке и играет большую мотивационную и психологическую роль.

Решая задачу выявления методических особенностей и педагогического опыта применения технологии В.Ф. Шаталова, мной проведен опрос учителей математики школ г. Новозыбкова и Новозыбковского района Брянской области. В ходе исследований установлено, что лишь около 23% учителей используют её элементы в своей работе, а 77% учителей не используют вообще или используют достаточно редко. Причина такого состояния дел, как установлено в ходе опроса учителей, заключается в низком уровне знаний учителей математики особенностей технологии В.Ф. Шаталова – только 26% учителей назвали отдельные особенности технологии.


Список использованной литературы

  1. Атутов П.Р. Технология и современное образование // Педагогика, 1996, № 2. c.115
  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 78 с.
  3. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения, вопросы терминологии. // Педагогика, 1993 № 5. с.89
  4. В.Ф. Шаталов – учитель и педагог. URL: www.vrn.fio.ru/works/6/2/isuch.htm. 10.03.2012
  5. Волков И.П. Учим творчеству. М.: Педагогика, 1982. 126 с.
  1. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н. В. Щурковой. М.: Педагогика, 1998. 171 с.
  2. Глоссарий терминов по технологии образования. Париж, Юнеско, 1986.
  1. Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность. Рига: Эксперимент, 1996, 118 с.
  2. Коровина А.Д. Современные педагоги-новаторы. Л.: Сфера, 1984.
  3. Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н. В. Щурковой. М. 1997. – 248 с.
  4. Маслова Н.П. Ноосферное образование. М.: Новости, 2002. 230 с.
  5. Методика В.Ф. Шаталова в современной школе. URL: www.kaverinyua.narod.ru/ok.htm. 25.04.2012
  6. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995. 146 с.
  7. Нодель Феликс // Школьные технологии. 1998, № 5. С. 57 
  8. Окунев А.А. Как учить не уча. СПб.: Питер Пресс, 1996. 688 с.
  9. Педагогическая энциклопедия / Под ред. Давыдова В.В. М., 1993. 608 с.
  10. Подласый И. П. Педагогика: Учебное пособие для высших педагогических учебных заведений. Кн. 1. М.: Просвещение; Гуманитар. изд. центр "ВЛАДОС", 1996. 630 с.
  11. Сайт ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского». URL: www.yspu.yar.ru/projects/infomet/grafred/predmet.htm. 12.04.2012.
  12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М.: Народное образование., 1998, 286 с.
  13. Сластёнин В.А. Педагогика: Учеб. пособие. М., 1997. – 224 с.
  14. Соловейчик И. Методика Шаталова продолжает жить. М.: Просвещение, 1997. 226 с.
  15. Стефановская Г.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998, 321 с.
  16. Фрадкин Ф.А. Гаврилин А.В. Технология формирования личности в рефлексологической педагогике // История пед.технологии. М., 1993, стр. 23-25.
  17. Шамова Т.И. Активизация учения школьников М., 1982. 208 с.
  18. Шаталов В.Ф. и др. Опорные конспекты по кинематике и динамике. М., Просвещение, 1989.
  19. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М.; "Педагогика", 1979. 136 с.
  1. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза М., Просвещение, 1980. 95 с
  2. Шаталов В.Ф. Соцветие талантов. М.: Просвещение, 1980. 142-175 с.
  3. Шаталов В.Ф. Точка опоры. М.: Педагогика, 1987. 157 с.
  4. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. М., Педагогика, 1989. 412 c.
  1. Шаталов В.Ф., Шейман В.М. Опорные сигналы по математике для 7 класса. Киев.: ГУП ЦРП, 1978. 240 с.
  2. Щуркова Н. В. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М. 1994.
  3. Щуркова Н.В. Педагогическая технология как учебная дисциплина // Педагогика, 1993, N 2, с.66-70.
  1. Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. М.,1986, 211 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии

Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии  9обобщение педагогического опыта)...

«Элективный курс «Деловой английский» как один из способов реализации предпрофильного обучения английскому языку обучающихся старших классов основной школы»

Использование английского языка в области делового общения  предполагает наличие у участников коммуникации достаточного  запаса знаний об  особенностях  и стратегии  реч...

Использование информационно - коммуникационных технологий при обучении физики в старших классах.

Цель: Используя современные компьютерные технологии повысить мотивацию у учащихся в изучении физики.Задачи:1.      Изучить коллекцию существующих цифровых ресурсов для э...

Технология веб-квест как способ повысить коммуникативную компетенцию и мотивацию учащихся старших классов на уроках иностранного языка.

Задача современного учителя иностранного языка состоит в  том,  чтобы  создать  условия  практического овладения языком для  каждого  учащегося,  выбрать  ...

«Социальная адаптация учеников с ограниченными возможностями здоровья в старших классах на уроках математики»

Проект реализуется через полную интеграцию общеобразовательных знаний по математике, предусмотренных программой коррекционной школы с использованием современных информационно-коммуникативных технологи...

Организация проектной деятельности учащихся старших классов на уроке информатики с использованием облачных технологий

В современном мире успех определяется способностью человека работать с информацией, анализировать, отбирать и применять ее. Обучение в школе может и должно быть построено с учетом постоянно развивающи...

Реализация принципа формирования речевого общения у неслышащих учащихся на уроках математики.

Рассматриваются вопросы работы над развитием речи неслышащих учащихся на уроках математики...