Профориентационные сказки
методическая разработка по технологии (9 класс) на тему

Шаймарданова Лилия Максумовна

 Занимательный материал по технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proforientatsionnye_skazki.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ СКАЗКИ

(По мотивам и сюжетам народных сказок)

Автор-составитель Иван Петрович Арефьев

ТРИ СЧАСТЛИВЦА

Позвал однажды отец своих трех сыновей и подарил первому из них работу часовщика, второму — пахаря, а третьему — кошку.

— Я уже стар стал,— сказал он,— скоро мне помирать придется, вот и хочу я вас чем-нибудь обеспечить перед своей смертью. Денег у меня нет, и то, что я вам даю, стоит будет не мало, но главное в том, чтобы с толком его применить к делу: стоит вам только найти такую страну, где подобных работ и вещей еще не знают, и счастье вам будет обеспечено.

Отец умер, и вот старший ушел из дому со своей работой часовщика, но куда он ни приходил, часовщики всюду были давно известны: в городах он видел часы издали на башнях, где они исправно ходили — и никто, увидев часы, не удивлялся, и было не похоже, чтоб благодаря этой работе можно было счастье свое найти. Но вот случилось ему, наконец, попасть на остров, где люди не только про время не слышали, но и времени счет вести не умели. Они, конечно, знали, когда утро, когда вечер, но если они просыпались ночью, то никто не знал, который час.

— Вот поглядите, — сказал он, — что маленькие часики могут все изменить. Они будут окликать вас ночью трижды в положенное время, а когда они звенят в последний раз, это значит, что скоро взойдет солнце.

Людям это понравилось, они решили целую ночь не спать, а с великой радостью слушать, как часы отчетливо и громко пели в два, в четыре, и в шесть часов, указывая время. Они спросили, не продаст ли он им свой опыт и часы, и сколько за них потребует денег.

— Столько золота, сколько осел дотащить сможет — ответил он.

— И деньги-то малые за такую профессию, — обрадовались они и охотно заплатили ему то, что он потребовал.

Воротился он со своим богатством домой, братья его увидели, удивились, и сказал средний из них.

— Пойти, что ли и мне? Может, и я сбуду свою работу так же удачно. Но поначалу было оно как-то на то не похоже: повсюду встречал он крестьян, и у них тоже были пахари. Но, наконец, и ему посчастливилось попасть на остров, где люди о пахарях до той поры и понятия не имели. Когда у них хлеба созревали, они подвозили к полям пушки и выстрелами срезали хлеб. Но дело это было не надежное. Одно ядро стреляло слишком далеко, другое вместо стебля попадало в колосья, и от выстрела они разлетались, и много зерен пропадало понапрасну, а кроме того, было много лишнего шума, Вот пошел второй брат на поле и стал хлеб убирать машиной: да так бесшумно и быстро, что люди от изумления так рты и пораскрывали. Они были согласны отдать ему за такую косилку все, что он потребует. И вот получил он лошадь, на которую золота навьючили столько, сколько она могла тащить.

А третий брат думал, думал и решил организовать цирк. Поехал он по белу свету с кошкой и начал показывать цирковые представления детишкам. Путешествуя по странам, он заводил себе новых друзей— собак, медведей и т.д. А цирков в то время еще не было. И его с радостью принимали везде.

ДВЕ ДОЛИ

Жили да были два брата. Задумали они жениться. Старший взял бедную, а младший богатую, и живут они вместе. Вот начали жены их между собой ссориться да вздорить.

Братья смотрели, смотрели, видят, что жены не ладят, разделили все добро поровну и разошлись.

У старшего брата, что ни год, то дети рождаются, а хозяйство все хуже идет, до того дошло, что совсем разорился. Пока хлеб да деньги были, на детей глядя, радовался, а как обеднял и детям не рад. Решил он идти просить помощь у младшего брата. Но тот наотрез отказал:

— Живи, как сам знаешь! У меня свои дети подрастают.

— Одолжи, — просит, — хоть на один день лошадь, пахать не на чем!

— Сходи в поле и возьми на один день, да смотри, не замучь.

Бедный пришел на поле и видит, что какие-то люди на братниных лошадях землю пашут.

— Стой! — закричал он. — Кто вы такие?

— А ты кто?

— Я? Да это лошади моего брата!

— А разве ты не видишь, — отозвался один из пахарей, — что я Счастье твоего брата; он пьет-гуляет, ничего не знает, а мы на него работаем?

— Куда же мое Счастье девалось?

— А твое Счастье вон там под кустом лежит, ни днем, ни ночью ничего не делает, только спит! Ладно, — думает мужик, — доберусь я до тебя!

Пошел, вырезал толстую палку, подкрался к своему Счастью и ударил его по боку изо всей силы. Счастье проснулось и спрашивает:

— Чего-то это ты дерешься?

— Еще не так побью! Люди добрые землю пашут, а ты без просыпу спишь!

— А ты, небось, хочешь, чтобы я на тебя пахал? И не думай!

— Что ж, все будешь под кустом лежать? Ведь это мне умирать с голоду придется?

— Ну, если хочешь, чтобы я тебе помогал, так бросай крестьянское дело. Оно и мне не по душе, и я к нему непривычен, и у тебя к нему нет способности. А займись торговлею. Я в купеческих делах толк знаю.

— Да было бы на что! Мне есть нечего, а тут еще в торг пускаться.

— Ну, сними со своей жены сарафан да продай. А уж я стану помогать, ни на шаг не отойду!

— Хорошо!

Поутру говорит бедняк жене:

— Ну, жена, собирайся, поедем в город.

— Зачем?

— Хочу новым делом заняться. Торговать стану.

— С ума, что ли, спятил? Детей кормить нечем, а он в город собирается!

— Делай, что говорят! Укладывай вещи, забирай детей и пойдем.

Вот и собрались. Заперли наглухо свою избушку и пошли в город.

Пришел бедный с женой и с детьми в город, нанял себе квартиру и начал торговать. А Счастье, как и обещано, во всем помогало ему. Разбогател старший брат в самое короткое время и записался в купцы.

Стали они всей дружной семьей жить-поживать да добра наживать, да лихо избывать. А купец часто Счастье вспоминает и благодарит его за то, что надоумил и помог «свое дело» в жизни найти, что сказывается очень важно.

ТРИ БРАТА

Жил-был отец с тремя сыновьями. Выросли сыновья молодцами, один другого лучше. Вот и говорит им отец:

— Ступайте, дети, по белу свету странствовать, людей посмотрите и какому-нибудь делу научитесь. Тому из вас, кто самым лучшим мастером вернется, я свой дом оставлю.

Послушались братья отца и поехали, кто куда.

Долго ходил старший сын. Вдруг видит кузница стоит, а там кузнец работает. Долго смотрел старший сын, да так увлекся, что решил и сам попробовать. Вот и нанялся помощником к кузнецу. Работал и день, и ночь, что вскоре стал отличным специалистом. «Вот, — думает старший сын, — какую я себе специальность выбрал. Да и отцу понравится. Теперь я смогу любую работу выполнить, любую деталь починить».

А тем временем второй сын уже устроился учеником у слесаря. Хорошая, нужная работа, да и по душе пришлась. «И дом у отца отремонтирую и новый со временем смогу построить,— думал средний сын.

Вот только третий, младший сын устроился учеником продавца. Но не все так просто оказалось, как он думал. И в ценах разбираться, а также находить к каждому определенный подход, оставаться спокойным, вежливым, тактичным — все это требовалось от него. Но не выдержал долго этой работы третий сын и пошел дальше. Затем решил бухгалтером стать. Да и здесь не повезло. Все эти расчеты, доходы, расходы так умучили младшего сына, что и здесь не долго он задержался. Пошел дальше и вдруг видит, стоит человек и что-то рисует на белой бумаге. Да так умело он все это делал, что и третий сын решил испытать свой счастье. Попросил кисть, краски, лист бумаги и стал старательно вырисовывать различные узоры. Кисть так и слушалась его, будто всю жизнь он только этим и занимался. Таким образом, и младший сын нашел по душе себе работу.

Настал день, когда вернулись все три брата домой к отцу. Рассказали про свои успехи. На что отец ответил:

— Все вы искусные мастера, каждый выбрал себе по душе профессию. Вот и не знаю я, кому дом свой оставить. Живите вы все вместе, обогащайте свой опыт и обучайте других этому. Ведь любая профессия, если она по душе, приносит пользу не только вам, но и окружающим людям.

Согласились братья, да так все дружно и живут с тех пор.

НАУЧИСЬ РЕМЕСЛУ

Было или не было — жил на свете один царь, у него был единственный сын. Состарился этот царь и задумал женить сына.

А сын говорит:

— Позволь мне обойти наше царство— сам выберу себе невесту!

Царь сказал:

— Иди, ищи!

Отправился царевич. Ходит он по всем городам и селениям, смотрит, ищет — никак не найдет невесты. Только в одном бедном селении на самой его окраине, в самом бедном доме, увидел он девушку невиданной под солнцем красоты, и с первого же взгляда влюбился в нее без памяти. Говорит ей царевич:

— Будь моей женой!

А девушка спрашивает:

— Скажи, какое ремесло ты знаешь?

Он отвечает:

— Никого не знаю, я — царевич!

— Не знаешь — твоя беда! — говорит девушка,

— А быть царевичем — это еще не ремесло! Сегодня ты царь, а завтра нет — тогда как хлеб добывать будешь? Пойди, научись какому-нибудь ремеслу, только тогда выйду за тебя.

Загрустил царевич, не знает, какому ремеслу можно научиться поскорее. Пришел к отцу, рассказал:

— Девушку я выбрал. Лучше ее нет на всем свете. Только она не согласилась выйти за меня замуж. Прежде, — говорит, научись ремеслу. Не могу я отказаться от этой девушки. Не могу смотреть на других. Одна она мне нужна. Помогите мне изучить какое-нибудь ремесло.

Вызвал царь всех ремесленников. Пришли: столяры, сапожники, портные, каменщики, печники. Спрашивал царь столяра:

— Ты, в какой срок можешь научить царевича своему ремеслу?

— В пять лет, — отвечает столяр.

— О! За пять лет моя невеста выйдет замуж, не дождется меня, — говорит царевич.

Спросил других:

— Кто научит царевича своему ремеслу поскорее?

Сапожник говорит:

— Научу за 4 года!

Каменщик говорит:

— Научу за 3 года!

Печник говорит:

— Научу за 2 года!

Наконец вышел один старик и сказал:

— Я выделываю шкуры и шью шубы. За три дня обучу царевича своему ремеслу!

Обрадовался царевич, пошел к скорняку и за три дня научился выделывать шкуры и шить шубы. И для детей, и для взрослых.

После того отправился он к девушке.

— Зачем опять пришел? — спрашивает девушка.

— Тебя сватать.

— А ремесло изучил?

— Изучил. Шубы шить умею.

— Ну и это ремесло пригодится! — говорит девушка. — Пойду теперь за тебя замуж!

Поженились они и зажили счастливо. Вскоре старый царь умер. Стал царствовать царевич. Захотелось ему однажды посмотреть свое царство — кто как живет, кто чему радуется, кто о чем горюет, что о нем самом говорят. Нарядился он в одежду бедняка и пошел.

Шел, шел и пришел в какой-то город, и захотелось ему есть. Подошел он к одному из домов, вошел в него, поздоровался и говорит:

— Накормите меня добрые люди!

Встретили его хозяева ласково, не отказали— накормили.

А это были разбойники— людоеды. Подвели они царя к погребу, открыли дверь.

— А вот посмотри сам — сказали разбойники, да и столкнули его в погреб.

Осмотрелся царь, видит — сидят в погребе еще три человека.

— Почему вы здесь сидите? — спрашивает царь. Что с вами сделают?

— Убьют нас эти людоеды-разбойники и съедят, — отвечают ему пленники. — Да и тебе этого тоже не миновать.

Испугался царь, не знает, что делать.

Убили разбойники тех трех пленников. Пришел черед царя. Сказал царь разбойникам:

— Не убивайте меня! Я вам такую шубу сошью, что тысячу рублей за нее дадут! Несите ее прямо к молодой царице — она не торгуясь, купит.

Обрадовались разбойники, принесли шкуры. Стал царь мастерить шубу. Смастерил, украсил ее так, что глаз не отведешь. А между узорами вышил слова: «Сижу в плену у разбойников-людоедов в таком-то городе, в таком-то доме, в погребе. Не придете через два дня на помощь — убьют меня».

Взял один разбойник шубу и понес во дворец. Принес царице, стал продавать. Рассмотрела царица шубу, прочитала слова. Отдала за шубу тысячу рублей и отпустила разбойника. Потом кликнула воинов и пошла с ними за разбойником вслед — выручать мужа. Разбойник идет, ничего не подозревает, а царица с воинами — за ним. Пришли, окружили разбойничий дом. Никому из него не выскочить.

Бросились воины в дом, схватили всех разбойников и перебили. Спустились в погреб, освободили царя и привели к жене.

— Видишь — говорит она, — не знай, ты ремесла и не помогло бы тебе, что ты царь, закололи бы тебя как барана и съели.

— Правда твоя, — отвечает царь, — не быть бы мне в живых. Выручило меня только мое ремесло!

КАК КОЛОБОК ПРОФЕССИЮ ИСКАЛ

Жил был Колобок. Целыми днями на травке валялся да на солнышке грелся. И вот как-то надоело ему это. И решил он по белу свету идти профессию искать, чтоб по душе была. Настал день, когда Колобок отправился на поиски своего призвания.

Катится Колобок через поле. Видит, Кролик-овощевод работает в поле, грядки поливает. Спрашивает Кролик Колобка:

— Куда катишься, Колобок?

— Да вот иду по белу свету профессию искать, чтоб нравилась.

Говорит Кролик:

— Иди ко мне в помощники, будем работать вместе.

Подумал Колобок и решил остаться у Кролика, попробовать себя в этой отрасли. Проходит неделя, и говорит Колобок Кролику:

— Нет, Кролик, не могу я быть овощеводом. Не хочу капусту выращивать, морковку сажать. Не по душе мне это.

Покатился Колобок дальше. Катится лесом. Видит, стоит кузница. Выходит из нее Медведь-кузнец и спрашивает Колобка:

— Далеко ли катишься, Колобок?

— Да вот, иду профессию искать, чтоб по душе была.

А Медведь говорит:

— Ступай ко мне в помощники, вместе работать будем.

Подумал Колобок и решил попробовать, остался у Медведя-кузнеца. Проходит неделя, и говорит Колобок Медведю:

— Нет, Медведь, не подходит мне это. Не лежит у меня душа к молоту и наковальне. Пойду дальше.

Катится Колобок дальше. В город прикатился. Встречает свою давнюю знакомую Лису. Разговорились они, оказалось, что Лиса парикмахером работает. Поделился с ней, что идет профессию искать, чтоб по душе была. А Лиса предлагает:

— А ты иди, Колобок, ко мне в ученики. Будем вместе людям радость дарить.

Подумал Колобок и остался у Лисы. Проходит неделя, и говорит Колобок:

— Нет, Лиса, не могу я остаться, не подходит мне это занятие. Тут и с людьми надо уметь обращаться и ножницами орудовать…

И пошел Колобок дальше. Встречает волка, а Волк бухгалтером работает. Рассказал ему Колобок, зачем по белу свету путешествует. А Волк и говорит:

— А давай, Колобок, вместе работать будем. Помощники мне нужны. Понравится — так останешься, а нет — неволить не буду.

Остался Колобок у Волка. Проходит неделя, и говорит Колобок:

— Нет, Волк, не мила мне эта профессия, душа другого просит. Да и запутался я с этими бумажками, с кредитами и, как его там, дебетом.

Покатился Колобок дальше. Долго катился, устал. Время к вечеру, а остановиться негде. Постучал в первый дом — никто не ответил. Зашел — никого. Видит, холсты лежат, кисти, краски, палитра. Взял Колобок кисть в правую руку, палитру — в левую, подошел к холсту. Принялся рисовать. Да так увлекся, так ему это пришлось по душе, что прорисовал Колобок двадцать дней и двадцать ночей без отдыха. А кисть так и скачет по холсту, оставляя замысловатые следы. Остановился Колобок и подумал:

— Вот здесь-то я и останусь. Вот что мне нужно было. Вот к чему у меня призвание — красоту творить!

ЗОЛОТАЯ РЫБКА

На море, на океане, на острове на Буяне стояла небольшая ветхая избушка: в той избушке жили старик да старуха. Жили они в великой бедности; старик сплел сеть и стал ходить на море да ловить рыбу. Только так и добывал дневное пропитание. Раз как-то закинул старик свою сеть, начал тянуть, и показалось ему так тяжело, как доселе никогда не бывало: еле-еле вытянул. Смотрит, а сеть пуста, всего-навсего одна рыбка попалась, зато рыбка не простая — золотая. Взмолилась ему рыбка человеческим голосом: «Не бери меня, старичок! Пусти лучше в синее море, я тебе пригожусь; обладаю я волшебной силой, могу человека обучить любому ремеслу, любому делу, какому он только пожелает. Старик подумал— подумал и говорит: «Мне ничего от тебя не надобно, ступай себе в море!»

Бросил золотую рыбку в воду и воротился домой. Спрашивает его старуха: «Много ли поймал, старик? — Да всего-навсего одну золотую рыбку и ту бросил в море, крепко она взмолилась: отпусти, — говорит, в синее море, я тебе пригожусь, обучу любому ремеслу, какому только пожелаешь. Пожалел я рыбку, не взял с нее выкупа, даром на волю пустил». «Ах ты, старый черт! Попалось тебе в руки большое счастье, а ты и владеть не сумел».

Озлилась старуха, ругает старика с утра до вечера, не дает ему покоя: «Хоть бы сделала меня рыбка поварихой! Я бы и деньги зарабатывала, и дома всякие деликатесы готовила!» Не выдержал старик, пошел к золотой рыбке; пришел к морю и крикнул громким голосом: «Рыбка, рыбка. Стань в море хвостом, ком не головой». Рыбка приплыла к берегу: «Чего тебе, старик, надо? — Старуха осерчала, просит сделать ее поварихой. — Ступай домой, будет твоя старуха поварихой, овладеет этим ремеслом в совершенстве». Воротился старик: «Ну что, старуха, овладела ли ты мастерством приготовления пищи?»— «Поварихой-то я стала, да вот беда — не умею я торты печь, ступай к золотой рыбке, попроси, чтоб сделала из меня кондитера».

Пошел старик на море: «Рыбка, рыбка! Стань в море хвостом, ко мне головой». Приплыла золотая рыбка: «Что тебе надо, старик?»— «Старуха прислала, хочет стать кондитером». — «Хорошо, будет она кондитером». Воротился старик, только в дверь, а старуха опять на него накинулась: «Ступай, — говорит, к золотой рыбке, попроси, чтоб сделала меня швеей, в нашей одежде уже ходить нельзя, того и гляди, развалится, надо новую шить!» Пошел старик на море: «Рыбка, рыбка!» Стань в море хвостом, ко мне головой». Рыбка приплыла, стала к нему головой, в море хвостом и спрашивает: «Что тебе, старик, надо?»— «Сделать старуху швеей, она ругается, не дает мне покою: не хочу, говорит, ходить в старой одежде: она того и смотри, вся развалится!» «Не тужи, старик. Ступай домой да молись богу, все будет сделано».

Воротился старик, в его избушке стоит машина швейная, и старуха за ней сидит, строчит. Себе сарафан сшила и деду рубаху. Увидала она старика, пуще прежнего рассердилась, начала пуще прежнего ругаться: «Ах ты, старый пес!» Не умеешь ты счастьем пользоваться. Сделал меня швеей и, чай, думаешь, дело сделал! Нет, ступай-ка опять к золотой рыбке да скажи ей, не хочу я быть простой портнихой, хочу быть модельером, разные модели одежды придумывать и в ателье работать, чтоб меня добрые люди уважали и слушались, при встречах в пояс кланялись».

Пошел старик на море, говорит громким голосом: «Рыбка, рыбка! Стань в море хвостом, ко мне головой». Приплыла рыбка, стала в море хвостом, к нему головой: «Что тебе, старик, надо?» Отвечает старик: «Не дает мне старуха покоя, совсем вздурилась, не хочет быть простой швеей, хочет быть модельером». «Хорошо, не тужи. Ступай домой да молись богу, все будет сделано».

Воротился старик, а старухи из избы и след простыл, пошел он ее искать в город. Заходит в ателье, а его старуха там, в кабинете сидит, чертежи рассматривает да приказы раздает. «Здравствуй, жена! — говорит старик. «Ах ты, невежа этакий! Как ты мог обозвать меня, уважаемого человека, своею женою?» После того поставила старуха старика дворником, чтоб двор убирал. «Экая ведьма — думает старик. — Далось ей счастье, а она, как свинья, зарылась, уж за мужа меня не считает!».

Ни много, ни мало прошло времени, наскучило старухе быть модельером, потребовала к себе старика и приказывает: «Ступай, старый черт, к золотой рыбке, скажи ей, не хочу я быть модельером, хочу быть директором фирмы.

Пошел старик на море: «Рыбка, рыбка! Стань в море хвостом, ко мне головой». Приплыла золотая рыбка: «Что тебе, старик, надо?». «Да что, вздурилась моя старуха пуще прежнего: не хочет быть модельером, хочет быть директором».

Воротился старик, а вместо избы стоит коттедж трехэтажный под золотою крышею, позади большой сад раскинулся, а перед самим дворцом зеленый луг. Приходит старик на фирму, там старуха в кабинете директора в дорогом платье на высоких креслах сидит да приказы отдает. В приемной секретарша сидит, без разрешения никого не пускает.

Ни много, ни мало прошло времени, наскучило старухе быть директором, велела разыскать старика и представить перед свои очи светлые. Поднялась суматоха, служащие суетятся, секретарь бегает: «Какой такой старик?». Насилу нашли его на хоздворе, повели к директору. «Слушай, старый черт! — говорит ему старуха, — ступай к золотой рыбке да скажи ей, не хочу быть директором фирмы, хочу быть владычицей всего мира, чтобы все меня слушались». Старик было отнекиваться, но не тут-то было!

Скрепя сердце пошел старик на море, пришел и говорит: «Рыбка, рыбка! стань в море хвостом, ко мне головой». Золотой рыбки нет, как нет. Зовет старик в другой раз, опять нет! Зовет в третий раз, вдруг море зашумело, взволновалось: то было светлое, чистое, а тут совсем почернело. Приплыла рыбка к берегу: «Чего тебе, старик, надо?»— «Старуха еще пуще вздурилась: уж и не хочет совсем работать, хочет быть владычицей мира, над всеми властвовать и повелевать!».

Ничего не сказала старику золотая рыбка, повернулась и ушла в глубину моря.

Старик воротился назад, смотрит и глазам не верит: стоит на месте дворца небольшая ветхая избушка, а в избушке сидит старуха в изодранном сарафане. Начали они жить по-прежнему, старик опять принялся за рыбную ловлю; только как часто не закидывал сеть в море, не удалось больше поймать золотой рыбки.

КАК ИВАН СЧАСТЬЕ ИСКАЛ

Это было давным-давно, когда солнышко вставало и заходило после того, как петухи прокричат. И вот в это тяжелое время в одной деревне жил Иван. Не было у него ни братьев, ни сестер, не было у него и родителей. И однажды он решил пойти по белу свету и найти счастье.

Скопил немного денег и пошел в град Святополк, чтобы научиться чему-нибудь. Долго ли мало ли он шел и, наконец, добрался до города. Устроился у одного мастера стеклодува подмастерьем. Три года учился у него. Научился делать из стекла много разных красивых вещей. И однажды прослышал, что дочь купца очень любит красивые вещи из стекла. Выплавил ей лебедя, как живого, и подарил ей, думая, что она полюбит его за это. А купчиха подарок взяла, а Ивана прогнала. Расстроился Иван и ушел из города, куда глаза глядят. И однажды по дороге встретил он старика-ведуна. Старик сказал: «Иван, счастье придет к тебе в дом само…»

После этого Иван долго шел и, наконец, попал в лес. И решил Иван остаться в лесу. На опушке леса построил себе дом, такой красивый, что любой купец позавидует. Посадил вокруг дома сад из яблонь и груш, и других разных растений.

Но однажды в лесу услышал он плачь. То девушка заблудилась и плакала. Нашел он ее и привел к себе в дом. И понял Иван, что сбылись слова старика. Полюбила девушка Ивана и осталась у него в доме. Стали они жить долго и счастливо.

Правильно говорят, что любят не за красивые речи, а за доброе сердце и трудолюбие!

КАК ИВАН ДУРАЧОК ПРОФЕССИЮ ВЫБИРАЛ

В некотором царстве, некотором государстве, в самой глуши и самой тиши жил был старик. И было у того старика три сына. Первый сын Федот видный парень, силушкой не обижен, ловок и сообразителен. Второй сын Степан красив, как бог, на балалайке играет, стихи и сказки сочиняет, книжки без конца читает. Ну, а третий сын Иван по полям и лугам бродит, цветочки рассматривает, коровами и овцами налюбоваться не может, право слово, Иванушка-дурачок.

И вот пришло время молодцам жизнь-судьбу устраивать, профессию выбирать. И решил тогда старик-отец положиться на случай. Чему быть, того не миновать. Вывел он своих сыновей в чисто поле, дал им лук и стрелы и велел стрелять в разные стороны. «Куда упадет, там и будет каждый из вас работать, такова моя воля!»— сказал старик. Первым стрелял Федот. Упала его стрела на банковский двор. Вторым стрелял Степан. Упала стрела его на заводской двор. Старик-отец стоит гордый, довольный, от радости слезы на глазах навернулись, нарадоваться на двух старших сыновей не может. И вот пришло время стрелять Иванушке-дурачку. Натянул он тетиву лука, завертелся вокруг себя и выстрелил. Упала стрела Ивана в месте не виданном и загадочном.

«Ну что ж,— молвил старик,— Вот ваша судьба — судьбинушка и решена. Собирайтесь, сыновья мои, в путь далекий, не близкий. Исполняйте свою работу добросовестно. Отца старого не позорьте и «лихом» не поминайте!». Делать нечего. Собрались три брата и отправились на следующий день каждый в свою сторону. А отец на печь забрался и известий от сыновей дожидается.

День прошел, другой прошел. Вот и неделя пролетела. И вот как-то на закате дня в дверь постучали, открыл старик, а на пороге Федот. «Что же случилось, Федот?— спрашивает старик, — Али работа тебе не по душе пришлась, али ты с ней не справился?» Отвечает Федот отцу: «Батюшка! Не могу я там более работать, нет больше моих сил. Ничего плохого про то место, где работал, сказать не могу. Банк-здание большое и красивое, все там чисто, тишина и покой. Назначили меня писарем, т.е. целый день на одном месте сидеть и бумажки из одной стопы в другую перекладывать. Тишина кругом гробовая, на уши давит, чуть с ума не сошел. Вот я день сижу, бумагой шуршу, второй сижу, третий сижу и чувствую, сейчас не выдержу, не своим голосом закричу. Уволился я, батюшка, по собственному желанию, не серчай!» Слушал отец старшего сына внимательно. Как закончил тот свой рассказ, старик и говорит: «Ничего не поделаешь сынок, если работа не по сердцу, лучше никакой работы не надобно!»

Уже вдвоем сидят на печи: старик-отец и Федот. Ждут известий от двух других братьев. Вот день прошел, другой пролетел, на третий день дверь отворяется, и входит Степан, средний сын. Слез отец с печи, да и сказать ничего не успел, упал Степан ему в ноги и давай рыдать, историю свою рассказывать. «Пришел я в то место, куда стрела указала — на завод, ничего плохого я про то место сказать не могу: люди все простые, веселые, все ко мне хорошо относятся. Поставили меня у машины огромной, железной, и работа моя заключалась в том, чтобы за рычаги дергать и ту адскую машину работать заставить, а как только норму по производству диковинных деталей сделаю, необходимо мне было их на склад перетащить. Я хоть силушкой не обижен, но чувствую, надорвусь. А в цехе нашем еще такой шум, гам стоит, хоть уши воском заливай. Не смог я там работать! Не по душе мне это дело!» Выслушал его старик и говорит: «Ничего не поделаешь, сынок, если работа не по сердцу, то лучше никакой работы не надобно!»

Вот уже втроем сидят на печи, ждут вестей от Иванушки, младшего сына.

А наш Иванушка-дурачок шел лесами дремучими, плыл морями кипучими, полями, да садами цветущими. Долго ли, коротко ли шел-брел Иван, но вот однажды увидел он поляну дивную, а посередь ее стоит красоты не виданной дворец, а над тем дворцом надпись: «Школа профессиональной подготовки». Стрела Иванушки прямо в эту надпись и угодила. Оробел сперва Иван, но собрал все свое мужество и переступил порог школы. А внутри он увидел, видимо, не видимо молодежи, ребят своего возраста. Встретил он и других людей — седобородых, умудренных опытом, как потом оказалось, то были мудрецы-преподаватели, встречались и люди среднего возраста — энергичные, задорные — это были рабочие, специалисты различных профессий. Направили Ивана к великому князю, директору школы, а тот его и спрашивает: «Что тебе, добрый молодец, понадобилось в нашей стране Профориентации. Зачем сюда пожаловал?» А Иванушка ему и отвечает, так, мол, и так, пришел на работу устраиваться. «Ну что же,— молвил светлый князь. — «Прежде, чем на работу устраиваться, нужно профессию выбрать. А выбрать дело по душе очень сложно. Потому необходимо знать свои интересы, склонности, способности, познакомиться с множеством профессий, попробовать и испытать свои силы в конкретной практической деятельности. Необходимо много сделать, многому научиться! Если ты согласен этот трудный путь пройти, то добро пожаловать в нашу школу!» Не долго раздумывая, Иван с радостью согласился.

Быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Иванушка за то время многое узнал, многому научился, Он узнал, что существует огромное множество профессий, которые необходимо выбирать каждому человеку очень тщательно и индивидуально, на случай надеяться нельзя! Мир профессий очень разнообразен, и каждый должен выбрать себе дело по душе. Жизнь Ивана во время обучения просто кипела. Он ходил на лекции, беседы, встречи с рабочими— специалистами. Регулярно посещал библиотеку, где знакомился с разными профессиями. Побывал на множестве экскурсий на различные предприятия: заводы, фабрики, больницы, столовые, банки и т.д. А сколько раз отвечал на различные вопросы анкет, проходил тестирование, медицинские обследования, на профконсультации, что и сам со счету сбился.

Но вот, наконец, настал тот день, когда вызвал его к себе великий князь-директор школы и говорит: «Закончил успешно ты обучение в нашей школе. Теперь ты знаешь, какую профессию выбрать, куда пойти работать?».— «Да, светлый князь! — отвечает Иван, — понял я, что значит выбрать профессию, какой это великий труд. И дело по душе себе нашел. Буду я фермером на земле работать. Буду поля обрабатывать, урожаи высокие выращивать, живность всякую растить да радоваться!» «Нет, подожди, Иван! Прежде, чем специалистом хорошим стать, нужно еще не мало узнать. Теперь впереди у тебя дорога длинная и трудная в царство «Высшее образование. Собирайся, и в путь!»— молвил светлый князь.

Но прежде, чем идти в то царство-государство, Иванушка решил домой наведаться, отца-батюшку навестить, его благословение получить. Приходит Иван домой в родную сторонушку. А на встречу ему старик-отец и два брата. Рассказал им Иван свою историю, и после ночи длинной, бессонной, разговоров бесконечных решили Федот и Степан тоже в ту школу «Профориентационной подготовки» поступить. Благословил их всех: Федота, Степана и Ивана старик-отец на дело правое, велел хорошо учиться, старика не позорить. Закончив школу, братья тоже выбрали себе профессию по душе, не в тягость, а в радость, Федоту по душе пришлось ремесло кузнеца, а Степан решил стать писателем.

А что дальше случилось с Иванушкой-дурачком и его братьями, то уже другая сказка-история. А этой сказке конец, а кто слушал молодец!

ВЕРШКИ И КОРЕШКИ

Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:

— Мужик. Я тебя сломаю.

А мужик тот не простой был. Работал он агрономом в одном фермерском хозяйстве. А поскольку медведь— детина и здоровая, но не образованная, то обмануть его будет не сложно. Говорит мужик медведю:

— Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.

— Быть так, — сказал медведь. А коли обманешь, так в лес ко мне не езди.

Сказал и ушел в дубраву.

Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубравы вылезает:

— Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.

— Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки.

Отдал мужик медведю всю ботву, а репу положил на воз и повез в город продавать.

Навстречу ему медведь:

— Мужик, куда ты едешь?

— Еду, медведюшка, в город корешки продавать.

— Дай-ка попробовать: каков корешок?

Мужик дал ему репу. Медведь как съел:

— А-а! — заревел. Мужик, обманул ты меня!

Твои корешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.

На другой год мужик посеял на том месте рожь.

Приехал жать, а уж медведь его дожидается:

— Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю.

Мужик говорит:

— Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.

Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь положил на воз и увез домой.

Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог.

Рассердился он на мужика, да так и остался ни с чем.

А мужик живет припеваючи, ест блины с пирогами да репу пареную, да вспоминает добрыми словами профессию свою нужную — агроном.

МАШЕНЬКА И МЕДВЕДЬ

Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька. Она приехала на летние каникулы из большого города.

Собрались раз подружки в лес по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой Машеньку.

— Дедушка, бабушка, — говорит Машенька, — отпустите меня в лес с подружками!

Дедушка с бабушкой отвечают:

— Иди, только смотри от подружек не отставай, не то заблудишься. Пришли девочки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька-деревце за деревце, кустик за кустик и ушла далеко-далеко от подружек.

Стала она аукаться, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются.

Ходила, ходила Машенька по лесу совсем заблудилась.

Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит — стоит избушка. Постучала Машенька в дверь, не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась.

Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку, села и думает: «Кто же здесь живет? Почему никого не видно?…»

А в этой избушке жил большой медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил. Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.

— Ага, — говорит, — теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, пол мыть, кашу варить, меня кашей кормить. Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Так и стала она жить у медведя. По утрам подметалась в избе и протирала пыль, как ее учила мама, а кашу научила готовить бабушка. Хотя трудностей у девочки не было, все равно очень уж хотелось домой, потому что переживала за бабушку с дедушкой. Медведь на целый день уйдет в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не выходить.

— А если уйдешь, — говорит, — все равно поймаю и тогда съем.

Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти не знает, спросить не у кого. Перебирала все варианты, как учили родители. Ведь из любой ситуации должен быть выход!

Вдруг Машеньке вспомнилась школьная экскурсия, которая проходила на заводе хлебопекарной промышленности. Здесь девочка впервые услышала название таких профессий, как пекарь, тестомес, о каждой из них подробно рассказывали, показывали, передавали свой опыт, наставляли словами и делом.

А в школе во время беседы девочки делились доступными рецептами приготовления различных сдобных изделий. С этим заданием Машенька справилась не хуже остальных. А особенно девочке запомнились такие слова:

«Хлеб— это жизнь, это самое необходимое, что нужно человеку во все времена. Будет хлеб, будет продолжаться жизнь.

Машенька сразу же взялась за дело. Она впервые занялась выпечкой изделий и проявила максимум старания и терпения. Эти робкие шаги и начали определять выбор будущей профессии.

Пирожки удались на славу!

Приходит медведь из лесу, а Машенька и говорит ему:

— Медведь, отпусти меня на денек в деревню: я бабушке да дедушке гостинцев снесу.

— Нет, — говорит медведь, — ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу!

А Машеньке того и надо! Достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:

— Вот, смотри, я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!

— Ладно, — отвечает медведь, — давай короб!

Машенька говорит:

— Выйди на крылечко, посмотри, не идет ли дождик!

Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила.

Вернулся медведь, видит короб готов. Взвалил его на спину и пошел в деревню.

Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит:

Сяду на пенек,

Съем пирожок!

А Машенька из короба:

Вижу, Вижу!

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

Удивился медведь: «Ишь, какая глазастая и хитрая! Высоко сидит, далеко глядит!»

Пошел медведь скорее, пришел в деревню, нашел дом, где бабушка с дедушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота:

— Тук-тук-тук! Отпирайте, открывайте! Я вам от Машеньки гостинцев принес.

А собаки почуяли медведя и бросились на него, бегут, лают. Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес. Вышли тут дедушка да бабушка к воротам. Видят, короб стоит.

— Что это в коробе? — говорит бабушка.

А дедушка поднял крышку, смотрит и глазам не верит: в коробе Машенька сидит, живехонька и здоровехонька.

— Как же тебе, внученька, удалось от медведя убежать? — спросила бабушка.

— А все спасибо пирожкам! — засмеялась Машенька. — Я сама их испекла, попробуйте.

— Очень вкусно! — ответили старики. А Машенька задумчиво:

— Мне очень хочется научиться хлеб печь.

— А ты знаешь, Машенька, — ответила бабушка, — твоя мама, всю свою жизнь занималась хлебопечением, у нее были очень чуткие руки. Ей обязано человечество изобретением хлеба.

Машенька воскликнула:

— У меня есть огромное желание вникнуть во все тонкости профессии пекаря, ведь она такая нужная и необходимая. Благодаря ей я и осталась жива.

— Ведь мне уже надо задумываться о будущем. Хотя знаю, что в любом деле бывают трудности и легкой работы не бывает, но нужно воспитывать желание хорошо трудиться!

Обрадовались дедушка с бабушкой за внучку. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме "Сказки. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»., 6 класс

Цели урока: образовательные:выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символическое значение яблока, композиционные и языковые особе...

Тест к уроку по сказке В.А. Жуковского "Спящая царевна" и творческие работы детей "Энциклопедический словарь устаревших слов в сказке", исследовательская работа "Сходство и различие сказки В.А. Жуковского с народной сказкой"

Данный материал содержит три вида работы:1. Итоговый тест по сказке.2. Исследовательскую работу обучающихся 5 класса на тему: "Сходство и различие сказки В.А.Жуковского "Спящая царевна" с народными ск...

Профориентационные экскурсии и встречи - важный элемент работы по профориентационному самоопределению.(из опыта работы)

Профориентационные экскурсии и встречи-важный элемент  в работе по профориентационному самоопределению школьников. Экскурсий на предриятия и встречи с людьми различных профессий помогают обучающи...

Профориентационная онлайн-викторина "Путь к успеху. Профориентационная прокачка"

Цель мероприятия: расширить знания обучающихся о мире профессий.Задачи мероприятия:· способствовать приобретению подростками знаний о профессиях;· систематизировать знания учащихся о про...

Система организации профориентационного обучения.Профориентационное содержание уроков химии

Данный материал предназначен для педагогов, знакомит педагогов с организацией профориентационной работы на уроках химии в школе....