Рабочая программа по технологии 7 класс (Вариант для мальчиков)
рабочая программа по технологии (7 класс) на тему
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основании рабочей программы В. Д. Симоненко /авт. -сост. О. В .Павлова – 2 – е изд. – Волгоград: Учитель, 2011.
Настоящая программа рассчитана на учащихся 7 класса. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин).
В 7 классе на курс отведено 70 часов в год или 2 часа в неделю (согласно расписанию). I четверть – 18 часов, II четверть – 14 часов, III четверть –20 часов, IV четверть – 18 часов.
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и компетенциями. Это определило цели обучения технологии:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
• приобретение знаний по разделам технологии обработки конструкционных материалов, машиноведения, культуры дома, художественной обработки материалов, информационных технологий;
• овладение способами деятельности по решению учебно-производственных задач, связанных с разработкой и изготовлением определенного изделия, технологии его обработки, наладке оборудования, приспособлений и инструментов;
• освоение компетенций - умение действовать автономно: защищать, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя разные источники; способность работать с разными видами информации: символами, чертежами, схемами, тестами, таблицами, осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде пяти тематических блоков, обеспечивающих, формирование компетенций.
В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков экологической культуры и экологической морали учащихся.
Во втором - дидактические единицы, которые содержат сведения о возможностях использования ПЭВМ в работе. Это содержание обучения является базой для развития информационно-коммуникативной компетенции учащихся.
В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие область социальной этики, культуры ведения дома, национальных традиций и обеспечивающие развитие межкультурной компетенции.
В четвертом блоке - дидактические единицы, которые содержат сведения о технологии обработки конструкционных материалов; это позволяет развивать социально-трудовую компетенцию учащихся.
В пятом блоке представлены дидактические единицы, содержащие сведения по машиноведению и профориентации.
Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Методы и формы организации учебного процесса
Основной формой организации учебного процесса является урок, который позволяет организовать практическую, творческую и проектную деятельность, причем проекты могут выполняться учащимися как в специально выделенное в программе время, так и интернироваться с другими разделами программы.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые проекты труда.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии являются комбинированный урок.
Формы и методы контроля
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Уроки изучения нового, на которых учитель дает материал «крупными» блоками, или в форме лекции, или сочетая беседу с самостоятельной работой школьников.
Текущий контроль проводится по ходу изучения нового и его организационные формы зависят о группы изучаемых или формируемых знаний, а также специфики содержания учебного материала.
Уроки отработки закрепления нового, на которых учитель организует индивидуальную, групповую, или фронтальную работу школьников. Текущий контроль проводится не только учителем, но и учащимися, т.к. параллельно с изучением нового, его закреплением осуществляется формирование и закрепление умений самоконтроля и взаимоконтроля. Парная и групповая формы контроля при этом являются эффективным средством.
Уроки итогово-тематического контроля (1-2 урока), на которых подводятся итоги изучения всей темы в форме урока–зачета, деловой игры, практической работы и т.д.
В процессе теоретического обучения основными методами контроля являются устная проверка знаний учащихся, а также письменная проверка, проводимая в форме тематических и текущих проверочных работ, «технических диктантов», коллективного обсуждения разработанной учащимися технологической документации. Для теоретического обучения характерна также практическая проверка умений учащихся применять знания в практических условиях: сборка схем, измерения, наладка механизмов, поиск неисправностей и др. К методам практической проверки знаний и умений учащихся следует также отнести и практические работы.
В процессе производственного обучения основным методом контроля являются проверка выполняемых и выполненных учебно-производственных работ учащихся: текущая, периодическая (контрольные и проверочные работы) и итоговая (выпускные квалификационные пробные работы). Из специфических форм организации контроля производственного обучения следует отметить межоперационный контроль работ учащихся, самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, поэтапную аттестацию учащихся, выполнение учащимися межпредметных заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp.docx | 26.2 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 30.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока | Кол–во часов | Дата план | Дата Факт | Тип урока | Цель | Содержание деятельности | Обязательный минимум | Методы урока | |
1 четверть (18 часов) | |||||||||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. | 1 | Введение новых знаний | Познакомить с правилами работы в мастерской. | Читают параграф, отвечают на вопросы. | Знать: правила безопасной работы в мастерской. | Словесные Практические | ||
Технология создания изделий из древесины. Элементы машиноведения. (21 часа). | |||||||||
2 | Физико-механические свойства древесины. | 1 | Введение новых знаний | Научить определять плотность и влажность древесины. | Читают параграф, отвечают на вопросы. Выполняют лабораторную работу. | Знать: древесные материалы; физические и механические свойства древесины; правила сушки и хранения древесины. Уметь: определять плотность и влажность древесины. | Словесные Практические Наглядные | ||
3 4 5 | Конструкторская и технологическая документация. Технологический процесс изготовления деталей. | 3 | Комбинированный урок | Научить составлять технологическую карту. | Читают параграф, отвечают на вопросы. Выполняют практическую работу. | Знать: конструкторские документы; основные технологические документы. Уметь: составлять технологическую карту. | Словесные Практические Наглядные | ||
6 7 | Заточка дереворежущих инструментов | 2 | Комбинированный урок | Научить затачивать дереворежущий инструмент. | Читают параграф, отвечают на вопросы. Формируют умения затачивать инструмент. | Знать: инструменты и приспособления для обработки древесины; требования к заточке дереворежущих инструментов; правила безопасной работы при заточке. Уметь; затачивать дереворежущий инструмент. | Словесные Практические Наглядные | ||
8 9 | Настройка рубанков, фуганков и шерхебелей. | 2 | Комбинированный урок | Научить настраивать инструменты для строгания древесины. | Читают параграф, отвечают на вопросы. Выполняют практическую работу. | Знать: устройство инструментов для строгания; правила настройки рубанков, фуганков и шерхебелей; правила безопасности во время работы. Уметь: настраивать инструменты для строгания древесины. | Словесные Практические Наглядные | ||
10 | Отклонения и допуски на размеры деталей. | 1 | Комбинированный урок | Научить определять наибольшие и наименьшие допустимые размеры вала и отверстия. | Читают параграф, отвечают на вопросы. Выполняют практическую работу. | Знать: последовательность выполнения технологических операций. Уметь: определять наибольшие и наименьшие допустимые размеры вала и отверстия. | Словесные Практические Наглядные | ||
11 12 13 14 | Шиповые столярные соединения. Разметка и изготовление шипов и проушин | 4 | Комбинированный урок | Научить выполнять шиповое соединение; изображать шиповое соединение на чертеже. | Читают параграф, отвечают на вопросы письменно. | Знать: область применения шиповых соединений; разновидности шиповых соединений и их преимущества; основные элементы шипового соединения; последовательность выполнения шипового соединения; графическое изображение на чертеже; инструменты для выполнения шипового соединения; правила безопасной работы. Уметь: выполнять шиповое соединение; изображать шиповое соединение на чертеже. | Словесные Практические Наглядные | ||
15 16 | Соединение деталей шкантами и шурупами в нагель. | 2 | Комбинированный урок | Научить выполнять соединения деревянных деталей шкантами, шурупами в нагель. | Читают параграф, отвечают на вопросы. Выполняют практическую работу. | Знать: инструменты для выполнения деревянных деталей; виды клея для их соединения; последовательность сборки деталей шкантами, нагелями и шурупами; правила безопасной работы. Уметь: выполнять соединения деревянных деталей шкантами, шурупами в нагель. | Словесные Практические Наглядные | ||
17 18 | Точение конических и фасонных деталей. | 2 | Комбинированный урок | Научить читать технологическую карту; точить детали конической и фасонной формы; контролировать качество работы. | Читают параграф, отвечают на вопросы. Выполняют практическую работу. | Знать: приёмы работы на токарном станке; инструменты и приспособления для выполнения точения; технологию изготовления конических и фасонных деталей; способы контроля размеров и формы обрабатываемой детали; правила безопасной работы. Уметь: читать технологическую карту; точить детали конической и фасонной формы; контролировать качество работы. | Словесные Практические Наглядные |
2 четверть (14 часов) | |||||||||
19 20 | Точение декоративных изделий из древесины. Профессии и специальности рабочих, занятых в деревообрабатывающей промышленности. | 2 | Комбинированный урок | Научить подбирать материал и необходимые режущие и измерительные инструменты; читать чертёж и технологическую карту; размечать заготовки; точить деталь на станке; контролировать качество выполняемых изделий. | Читают параграф, отвечают на вопросы. Выполняют практическую работу. Строят чертеж детали декоративного изделия. | Знать: породы деревьев, наиболее подходящие для точения; правила чтения чертежей; последовательность изготовления изделий точением; правила безопасной работы. Уметь: подбирать материал и необходимые режущие и измерительные инструменты; читать чертёж и технологическую карту; размечать заготовки; точить деталь на станке; контролировать качество выполняемых изделий. | |||
21 22 | Мозаика на изделиях из древесины. Технология изготовления мозаичных наборов. | 2 | Комбинированный урок | Научить подбирать материалы и инструменты для выполнения мозаики; делать эскиз с элементами мозаичного набора; выполнять мозаичный набор. | Читают параграф, отвечают на вопросы. Выполняют практическую работу. | Знать: способы выполнения мозаики; виды узоров; понятие орнамент', инструменты для выполнения мозаики; технологию изготовления мозаичных наборов; приёмы вырезания элементов мозаики; правила безопасной работы. |
Технология создания изделий из металлов. Элементы машиноведения. (16 часов) | |||||||||
23 24 | Классификация сталей. Термическая обработка стали. | 2 | Комбинированный урок | Научить выполнять операции термообработки; определять свойства стали. | Читают параграф, отвечают на вопросы. Выполняют лабораторную работу. | Знать: виды сталей, их маркировку; свойства сталей; виды термообработки стали; основные операции термообработки. Уметь: выполнять операции термообработки; определять свойства стали. | Словесные Практические Наглядные | ||
25 26 27 28 | Чертежи деталей, изготовленных на токарном и фрезерном станках. | 4 | Комбинированный урок | Научить выполнять чертежи; измерять детали; читать чертежи. | Читают параграф, отвечают на вопросы. Выполняют практическую работу. | Знать: понятия сечение и разрез, графическое изображение тел вращения, конструктивных элементов; виды штриховки; правила чтения чертежей. Уметь: выполнять чертежи; измерять детали; читать чертежи. | Словесные Практические Наглядные | ||
29 30 | Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ-6. | 2 | Введение новых знаний | Научить составлять кинематическую схему частей станка; читать кинематическую схему. | Читают параграф, отвечают на вопросы. Составляют кинематическую схему. | Знать: назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ-6; инструменты и приспособления для рабjты на токарном станке; специальности, связанные с обработкой металла. Уметь: составлять кинематическую схему частей станка; читать кинематическую схему | Словесные Практические Наглядные | ||
31 32 | Технология токарных работ по металлу. | 2 | Комбинированный урок | Научить подготавливать рабочее место; закреплять деталь; подбирать инструменты; устанавливать резец; изготовлять детали цилиндрической формы. | Читают параграф, отвечают на вопросы. Выполняют практическую работу. | Знать: виды и назначение токарных резцов, их основные элементы; приёмы работы на токарном станке; правила безопасности; методы контроля качества. Уметь: подготавливать рабочее место; закреплять деталь; подбирать инструменты; устанавливать резец; изготовлять детали цилиндрической формы. | Словесные Практические Наглядные |
3 четверть (20 часов) | ||||||||||
33 34 | Технология токарных работ по металлу. | 2 | Комбинированный урок | Научить подготавливать рабочее место; закреплять деталь; подбирать инструменты; устанавливать резец; изготовлять детали цилиндрической формы. | Читают параграф, отвечают на вопросы. Выполняют практическую работу. | Знать: виды и назначение токарных резцов, их основные элементы; приёмы работы на токарном станке; правила безопасности; методы контроля качества. Уметь: подготавливать рабочее место; закреплять деталь; подбирать инструменты; устанавливать резец; изготовлять детали цилиндрической формы. | Словесные Практические Наглядные | |||
35 36 | Устройство настольного горизонтально-фрезерного станка НГФ-110Ш. | 2 | Введение новых знаний | Научить составить кинематическую схему частей станка; подготавливать станок к работе; выполнять на станке операции по обработке деталей; контролировать качество работы. | Читают параграф, отвечают на вопросы. Выполняют практическую работу. | Знать: устройство и назначение настольного горизонтально-фрезерного станка; приёмы работы на нём; виды фрез; правила безопасности. Уметь: составить кинематическую схему частей станка; подготавливать станок к работе; выполнять на станке операции по обработке деталей; контролировать качество работы. | Словесные Практические Наглядные | |||
37 38 | Нарезание наружной и внутренней резьбы | 2 | Введение новых знаний | Научить нарезать наружную и внутреннюю резьбу; выявлять дефекты. | Читают параграф, отвечают на вопросы. Выполняют практическую работу. | Знать: назначение резьбы; понятие метрическая резьба', инструменты и приспособления для нарезания наружной и внутренней резьбы; правила изображения резьбы на чертежах; приёмы нарезания резьбы вручную и на токарно-винторезном станке; правила безопасной работы. Уметь: нарезать наружную и внутреннюю резьбу; выявлять дефекты. | Словесные Практические Наглядные |
Декоративно-прикладное творчество (12 часов) | |||||||||
39 40 | Художественная обработка металла (Тиснение по фольге) | 2 | Комбинированный урок | Читают параграф, отвечают на вопросы. Выполняют практическую работу. | Знать: виды и свойства фольги, инструменты и приспособления для её обработки; технологическую последовательность операции при ручном тиснении; правила безопасной работы. Уметь: готовить инструменты; подбирать рисунок; выполнять тиснение по фольге. | Словесные Практические Наглядные | |||
41 42 | Художественная обработка металла (ажурная скульптура). | 2 | Комбинированный урок | Научить разрабатывать эскиз скульптуры; выполнять правку и гибку проволоки; соединять отдельные элементы между собой. | Читают параграф, отвечают на вопросы. Выполняют практическую работу. | Знать: виды проволоки; способы её правки и гибки; инструменты и приспособления для обработки проволоки, их устройство и назначение; приёмы выполнения проволочных скульптур; правила безопасной работы. Уметь: разрабатывать эскиз скульптуры; выполнять правку и гибку проволоки; соединять отдельные элементы между собой. | Словесные Практические Наглядные | ||
43 44 | Художественная обработка металла (мозаика с металлическим контуром). | 2 | Комбинированный урок | Научить разрабатывать эскиз художественной обработки изделий металлической контурной мозаики; выполнять накладную филигрань различными способами | Читают параграф, отвечают на вопросы. Выполняют практическую работу. | Знать: особенности мозаики с металлическим контуром и накладной филиграни; способы крепления металлического контура к основе; инструменты для выполнения накладной филиграни; правила безопасной работы. Уметь: разрабатывать эскиз художественной обработки изделий металлической контурной мозаики; выполнять накладную филигрань различными способами | |||
45 46 | Художественная обработка металла (басма). | 2 | Комбинированный урок | Научить выполнять технологические приёмы бессменного тиснения. | Читают параграф, отвечают на вопросы. Выполняют практическую работу. | Знать: особенности басменного тиснения; способы изготовления матриц; технологию изготовления басменного тиснения; правила безопасности. Уметь: выполнять технологические приёмы басменного тиснения | Словесные Практические Наглядные | ||
47 48 | Художественная обработка металла (пропильный металл). | 2 | Комбинированный урок | Научить выполнять изделия в технике пропильного металла. | Читают параграф, отвечают на вопросы. Выполняют практическую работу. | Знать: инструменты для выполнения работ в технике пропильного металла; особенности данного вида художественной обработки металла; приёмы выполнения изделий в технике пропильного металла; правила безопасной работы. | Словесные Практические Наглядные | ||
49 50 | Художественная обработка металла (чеканка на резиновой подкладке). | 2 | Комбинированный урок | Научить подготавливать инструмент и материал к работе; подбирать и наносить на металл рисунок; выполнять чеканку. | Читают параграф, отвечают на вопросы. | Знать: инструменты и приспособления для выполнения чеканки; технологию чеканки; правила безопасной работы Уметь: подготавливать инструмент и материал к работе; подбирать и наносить на металл рисунок; выполнять чеканку. | Словесные Практические Наглядные |
Технологии ведения дома. (5 часов) | |||||||||
51 52 | Основы технологии оклейки помещений обоями. | 2 | Комбинированный урок | Научить выбирать обои и клей; выполнять оклеивание помещений обоями. | Читают параграф, отвечают на вопросы. | Знать: назначение, виды обоев и клея; инструменты для обойных работ; последовательность выполнения работ при оклеивании помещения обоями; правила безопасности. Уметь: выбирать обои и клей; выполнять оклеивание помещений обоями. | Словесные Практические Наглядные |
4 четверть (18 часов) | |||||||||
53 54 | Основные технологии малярных работ. | 2 | Комбинированный урок | Научить выбирать малярные и лакокрасочные материалы и инструменты; подготавливать поверхность к окраске; выполнять малярные работы. | Читают параграф, отвечают на вопросы. | Знать: о видах малярных и лакокрасочных материалов, их назначении, инструментов для малярных работ; последовательность проведения малярных работ; правила безопасной работы. Уметь: выбирать малярные и лакокрасочные материалы и инструменты; подготавливать поверхность к окраске; выполнять малярные работы. | Словесные Практические Наглядные | ||
55 | Основы технологии плиточных работ. | 1 | Комбинированный урок | Читают параграф, отвечают на вопросы. | Словесные Практические Наглядные |
Проектирование и изготовление изделий (15 часов). | ||||||||||
56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 | Творческий проект. | 15 | Практическое занятие. | Научить самостоятельно выбирать изделия; формулировать требования к изделию и критерии их выполнения; конструировать и проектировать изделие; изготавливать изделие; оформлять проектную документацию; представлять творческий проект. | Выбирают изделие, конструируют и проектирую изделие, изготовляют изделие, оформляют проектную документацию, представляют творческий проект. | Знать: этапы работы над творческим проектом; виды проектной документации; методы определения себестоимости; технологическую последовательность изготовления изделия. Уметь: самостоятельно выбирать изделия; формулировать требования к изделию и критерии их выполнения; конструировать и проектировать изделие; изготавливать изделие; оформлять проектную документацию; представлять творческий проект | Словесные Практические Наглядные |
Предварительный просмотр:
Казённое общеобразовательное учреждение Ханты –Мансийского автономного округа –Югры
«Специальная учебно –воспитательная школа №2»
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УР КОУ «Специально учебно –воспитательная школа №2» ___________________/ О.Н. Караваева (Ф.И.О.) «_____»___________________________2014г | УТВЕРЖДАЮ: И.о. Директора КОУ «Специально учебно –воспитательная школа №2» _______________________/ В.Т. Гречаная Приказ № ______от «___»______________2014г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Технология
ДЛЯ 7 КЛАССА
НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
(II ступень)
г. Сургут 2014 г.
Составитель: программы по технологии Осипов О.А. ,
Рабочая программа составлена на основании рабочей программы В. Д. Симоненко /авт. -сост. О. В .Павлова. – 2 – е изд. – Волгоград: Учитель, 2011.
В данной программе предложены разделы изучения технологии в 7 классе. В процессе развернутого изложенного материала по темам в каждом классе указывается количество годовых и недельных часов.
Рабочая программа утверждена на заседании методического совета,
протокол № ____ от «____» ____________ 2014 г.
Председатель методического совета_______________ В.Т. Гречаная
(подпись) (Ф.И.О.)
Одобрена методическим объединением учителей,
протокол № ____ от «____» __________ 2014 г.
Руководитель ________________ ___________________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основании рабочей программы В. Д. Симоненко /авт. -сост. О. В .Павлова – 2 – е изд. – Волгоград: Учитель, 2011.
Настоящая программа рассчитана на учащихся 7 класса. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин).
В 7 классе на курс отведено 70 часов в год или 2 часа в неделю (согласно расписанию). I четверть – 18 часов, II четверть – 14 часов, III четверть –20 часов, IV четверть – 18 часов.
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и компетенциями. Это определило цели обучения технологии:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
• приобретение знаний по разделам технологии обработки конструкционных материалов, машиноведения, культуры дома, художественной обработки материалов, информационных технологий;
• овладение способами деятельности по решению учебно-производственных задач, связанных с разработкой и изготовлением определенного изделия, технологии его обработки, наладке оборудования, приспособлений и инструментов;
• освоение компетенций - умение действовать автономно: защищать, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя разные источники; способность работать с разными видами информации: символами, чертежами, схемами, тестами, таблицами, осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде пяти тематических блоков, обеспечивающих, формирование компетенций.
В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков экологической культуры и экологической морали учащихся.
Во втором - дидактические единицы, которые содержат сведения о возможностях использования ПЭВМ в работе. Это содержание обучения является базой для развития информационно-коммуникативной компетенции учащихся.
В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие область социальной этики, культуры ведения дома, национальных традиций и обеспечивающие развитие межкультурной компетенции.
В четвертом блоке - дидактические единицы, которые содержат сведения о технологии обработки конструкционных материалов; это позволяет развивать социально-трудовую компетенцию учащихся.
В пятом блоке представлены дидактические единицы, содержащие сведения по машиноведению и профориентации.
Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Методы и формы организации учебного процесса
Основной формой организации учебного процесса является урок, который позволяет организовать практическую, творческую и проектную деятельность, причем проекты могут выполняться учащимися как в специально выделенное в программе время, так и интернироваться с другими разделами программы.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые проекты труда.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии являются комбинированный урок.
Формы и методы контроля
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Уроки изучения нового, на которых учитель дает материал «крупными» блоками, или в форме лекции, или сочетая беседу с самостоятельной работой школьников.
Текущий контроль проводится по ходу изучения нового и его организационные формы зависят о группы изучаемых или формируемых знаний, а также специфики содержания учебного материала.
Уроки отработки закрепления нового, на которых учитель организует индивидуальную, групповую, или фронтальную работу школьников. Текущий контроль проводится не только учителем, но и учащимися, т.к. параллельно с изучением нового, его закреплением осуществляется формирование и закрепление умений самоконтроля и взаимоконтроля. Парная и групповая формы контроля при этом являются эффективным средством.
Уроки итогово-тематического контроля (1-2 урока), на которых подводятся итоги изучения всей темы в форме урока–зачета, деловой игры, практической работы и т.д.
В процессе теоретического обучения основными методами контроля являются устная проверка знаний учащихся, а также письменная проверка, проводимая в форме тематических и текущих проверочных работ, «технических диктантов», коллективного обсуждения разработанной учащимися технологической документации. Для теоретического обучения характерна также практическая проверка умений учащихся применять знания в практических условиях: сборка схем, измерения, наладка механизмов, поиск неисправностей и др. К методам практической проверки знаний и умений учащихся следует также отнести и практические работы.
В процессе производственного обучения основным методом контроля являются проверка выполняемых и выполненных учебно-производственных работ учащихся: текущая, периодическая (контрольные и проверочные работы) и итоговая (выпускные квалификационные пробные работы). Из специфических форм организации контроля производственного обучения следует отметить межоперационный контроль работ учащихся, самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, поэтапную аттестацию учащихся, выполнение учащимися межпредметных заданий.
Тематическое планирование по технологии 7 класса
№ п/п | Тема раздела (блока) | Кол-во часов | Краткое содержание | Обязательный минимум ЗУН | Примечание |
1. | Введение | 1 | Содержание курса «Технология». Задачи и программные требования по предмету. Правила безопасной работы в мастерской. | УДЗ: -сущность понятия технология, задачи и программные требования по предмету «Технология», правила поведения в мастерской. | |
2. | Технология создания изделий из древесины. Элементы машиноведения. | 21 | Физико-механические свойства древесины. Конструкторская и технологическая документация. Технологический процесс изготовления деталей. Заточка дереворежущих инструментов. Настройка рубанков, фуганков и шерхебелей. Отклонения и допуски на размеры деталей. Шиповые столярные соединения. Разметка и изготовление шипов и проушин. Соединение деталей шкантами и шурупами в нагель. Точение конических и фасонных деталей. Мозаика на изделиях из древесины. Технология изготовления мозаичных наборов. | УДЗ: - древесные материалы; физические и механические свойства древесины; - конструкторские документы; основные технологические документы; - инструменты и приспособления для обработки древесины; - устройство инструментов для строгания - последовательность выполнения технологических операций; - породы деревьев, наиболее подходящие для точения; правила чтения чертежей; УДУ: - определять плотность и влажность древесины. - настраивать инструменты для строгания древесины. - составлять технологическую карту - затачивать дереворежущий инструмент. - определять наибольшие и наименьшие допустимые размеры вала и отверстия. - подготавливать рабочее место; закреплять деталь; - нарезать наружную и внутреннюю резьбу. | |
3. | Технология создания изделий из металлов. Элементы машиноведения. | 16 | Классификация сталей. Термическая обработка стали. Чертежи деталей, изготовленных на токарном и фрезерном станках. Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ-6. Технология токарных работ по металлу. Технология токарных работ по металлу. Устройство настольного горизонтально-фрезерного станка НГФ-110Ш. Нарезание наружной и внутренней резьбы. | УДЗ: -виды сталей, их маркировку; свойства сталей; виды термообработки стали; основные операции термообработки. - понятия сечение и разрез, графическое изображение тел вращения, конструктивных элементов; виды штриховки; правила чтения чертежей. - понятия сечение и разрез, графическое изображение тел вращения, конструктивных элементов; виды штриховки; правила чтения чертежей. - виды и назначение токарных резцов, их основные элементы; приёмы работы на токарном станке; правила безопасности; методы контроля качества. -виды и назначение токарных резцов, их основные элементы; приёмы работы на токарном станке; УДУ: - выполнять операции термообработки; - выполнять чертежи; измерять детали; - составлять кинематическую схему частей станка; -подготавливать рабочее место; закреплять деталь; подбирать инструменты; -подготавливать рабочее место; закреплять деталь; - нарезать наружную и внутреннюю резьбу; | |
4. | Декоративно-прикладное творчество. | 12 | Художественная обработка металла (мозаика с металлическим контуром, басма, пропильный металл, чеканка на резиновой прокладке, ажурная скульптура, тиснение по фольге). | УДЗ: - виды и свойства фольги, инструменты и приспособления для её обработки; - виды проволоки; способы её правки и гибки; инструменты и приспособления для обработки проволоки; - особенности мозаики с металлическим контуром и накладной филиграни; - устройство и назначение настольного горизонтально-фрезерного станка; УДУ: -готовить инструменты; подбирать рисунок; выполнять тиснение по фольге; - разрабатывать эскиз скульптуры; -выполнять технологические приёмы басменного тиснения; | |
5. | Технологии ведения дома. | 5 | Основы технологии оклейки помещений обоями. Основные технологии малярных работ. Основы технологии плиточных работ. | УДЗ: - назначение, виды обоев и клея; инструменты для обойных работ; - о видах малярных и лакокрасочных материалов, их назначении, инструментов для малярных работ; УДУ: - выбирать малярные и лакокрасочные материалы и инструменты; - выбирать обои и клей; выполнять оклеивание помещений обоями. | |
6 | Проектирование изделий | 15 | Техническая эстетика изделий. Основные требования к проектированию изделий. Элементы конструирования. Разработка творческого проекта Выбор и оформление творческого проекта. | УДЗ: - этапы работы над творческим проектом; виды проектной документации; методы определения себестоимости; технологическую последовательность изготовления изделия УДУ: - этапы работы над творческим проектом; виды проектной документации; методы определения себестоимости; технологическую последовательность изготовления изделия |
Учебно-методический комплекс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС. Рабочая программа по технологии для девочек и мальчиков 5 класса.
Данная рабочая программа разработана для совместного обучения мальчиков и девочек (гендерный подход) на основе примерной программы общего образования по предмету «Технология», авторской программы по у...
Рабочие программы по технологии вариант для мальчиков 5-7 классы
2013-2014 год....
Рабочие программы по технологии вариант для мальчиков 8-9 классы.
2013-2014 год....
Рабочая программа по технологии 5 класс (Вариант для мальчиков)
Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основании рабочей программы В. Д. Симоненко /авт. -сост. О. В .Павлова – 2 – е изд. – Волгоград: Учитель, 2011....
Рабочая программа по технологии 6 класс (Вариант для мальчиков) -
Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основании рабочей программы В. Д. Симоненко /авт. -сост. О. В .Павлова – 2 – е изд. – Волгоград: Учитель, 2011....
Рабочая программа по технологии 7класс ( вариант для девочек)
Рабочая программа разработана на 2014-2015 учебный год на основе нормативных документов. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ изучается в рамках направления «Техноло...
Рабочая программа по технологии Симоненко ФГОС 5класс(мальчики) 2016-2017
Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Технология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразов...