Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках технологии
статья по технологии на тему
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание первостепенной задачей современной образовательной системы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Духовно - нравственное воспитание учащихся на уроках технологии
Сегодня важность вопроса о духовно-нравственном воспитании наших детей признают все: общество, родители, школа. В настоящее время добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни и продолжают нарастать негативные тенденции в молодежной среде: распространяется равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и институтам власти; сохраняется высокий уровень преступности, распространяется наркомания и алкоголизм среди молодежи; ухудшается физическое и психическое состояние молодежи.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание первостепенной задачей современной образовательной системы.
Новые требования ФГОСТ к духовно-нравственному воспитанию проявляются:
- в перестройке взглядов учителя на новое (принятие нового): для поворота ребенка к духовности учитель сам должен стать носителем высших духовных ценностей;
- духовно- нравственное воспитание - сквозная линия всего школьного уклада жизни (урочная и внеурочная деятельность на основе ресурсной интеграции и социального партнерства);
- Духовно-нравственное воспитание предполагает интеграцию усилий школы, семьи, социума
Нравственное воспитание согласно требованиям Федеральных стандартов осуществляется по пяти направлениям:
➢ урочная деятельность;
➢ внеурочная деятельность
➢ внешкольная деятельность
➢ семейное воспитание;
➢ изучение культурологических основ традиционных российских религий.
Школьный возраст – время, когда закладываются основы духовной личности. Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. А также развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Предмет «Технология» играет огромную роль в формировании творческой, нравственно воспитанной личности. Трудовое обучение в школе становится качественно другим. Сегодня недостаточно только освоить определенные трудовые умения, сегодня нужно научить ребенка на уроках технологии решать проблемы, включая его в творческие, ролевые, исследовательские виды деятельности.
В своей педагогической деятельности ведущую роль отвожу проектно-исследовательской деятельности, как одной из инновационных форм организации учебно-воспитательного процесса. В процессе работы над проектом происходит тесное личностное взаимодействие ученика с учителем на принципах сотрудничества, сотворчества, партнерства. Благоприятная психологическая атмосфера дает возможность каждому ребенку работать в оптимальном для него темпе и создает для него ситуацию успеха
Использование проектной технологии является необходимым, так как образовательная область «Технология» предполагает создание проектов обучающимися на всех ступенях школьного образования
Духовно – нравственное воспитание и развитие через проектную деятельность на уроках технологии и внеклассных мероприятиях включает в себя аспекты:
- гражданский – формирование творческой личности с активной жизненной позицией:
- политехнический – предполагает политехническую подготовку учащихся, использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, а также воспитание культуры труда, уважения к труду, чувства ответственности и долга, способствует профессиональному самоопределению учащихся;
- здоровьесберегающий – предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества;
- патриотический – региональный компонент, который предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, изучение народных промыслов, что способствует любви к своему городу, воспитывает гражданина своей Родины;
Приведу примеры творческих исследовательских проектов учащихся, которые были представлены на конкурсах различного уровня и заняли призовые места:
краеведческой направленности: «Народные умельцы микрорайона Амурсельмаш»; «Народные мотивы в современном фартуке», "Кукла: традиции и современность"
профориентационной направленности: «Есть такая профессия - Родину защищать»; «Портфолио – путь к профессиональному самоопределению»; «Влияние семьи на мой профессиональный выбор», "Выбор профессии - путевка в жизнь", "Проблемы трудоустройства подростков г. Белогорска"
экологической направленности - «Вторая жизнь пластиковой бутылки», «Мусорный карнавал», "Чай-волшебный напиток"
эстетической направленности – «История русского костюма»; «Школьная форма: за и против»;
«Интерьер кухни»; «Маленькие шедевры» (изонить); «Использование предметов декоративно – прикладного творчества в интерьере жилого дома» , "Коса - девичья краса"
патриотической направленности: «Моя малая Родина – Белогорск»; «Овеянные славою флаг наш и герб»; «Патриотом быть, а не слыть», "Маленькая искорка олимпийского огня"
духовной направленности: «Дорога к храму»; «Пробуждение», Механизмы
эмоционально - психологического воздействия рекламы на человека"
В результате реализации проектной деятельности обучающиеся повышают уровень духовно-нравственной культуры, овладевают следующими социальными умениями и навыками:
- самостоятельно добывать знания и пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач:
- работать в группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и т.д.);
- устанавливать широкие человеческие контакты, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
- пользоваться информационно-исследовательскими методами: собирать и обрабатывать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Если выпускник школы приобретает указанные навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах.
Заключение: Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к личности учителя. Новой школе нужен новый учитель. Действенность духовно-нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Новые требования ФГОС к духовно-нравственному воспитанию Духовно- нравственное воспитание - сквозная линия всего школьного уклада жизни (урочная и внеурочная деятельность на основе ресурсной интеграции и социального партнерства) Духовно-нравственное воспитание предполагает интеграцию усилий школы, семьи, социума Учитель сам должен стать носителем высших духовных ценностей
Нравственное воспитание согласно требованиям Федеральных стандартов осуществляется по пяти направлениям: урочная деятельность; внеурочная деятельность; внешкольная деятельность; семейное воспитание; изучение культурологических основ традиционных российских религий.
Учитель Ученик Субъект Субъект Сотрудничество Проектное обучение
краеведческой направленности; профориентационной направленности; экологической направленности ; эстетической направленности; патриотической направленности; духовно - нравственной направленности Исследовательские проекты:
Исследовательская работа: «Кукла: традиции и современность» Девятых Алина 5 «Б» класс Проблема : нужно ли мне, современному ребенку в век информационных технологий, заниматься куклами?
Волшебный мир оригами 6 кл Проект: «Подарок малышке» 9 кл Исследовательская работа: «Маленькие шедевры» 5 кл «Коса – девичья краса» 7 кл Мороз Светлана
Дорога к храму 10 класс «Мой путь к профессии» 5класс «Народные мотивы в современном фартуке » 6 класс «Дорога к храму» 11 класс «Маленькая искорка олимпийского огня» 8 класс «Моя малая Родина – Белогорск» «Моя малая Родина – Белогорск»
1) нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма) 2) нравственного облика (терпение, милосердия, кротость, незлобивость) 3) нравственной позиции (способность к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний) 4) нравственного поведения (готовность служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности ) Духовно-нравственное воспитание- это процесс формирования
Алгоритм действий учителя Создание ситуации морального выбора Уважение результатов чужих усилий, признание прав других детей Продуктивное взаимодействие со сверстниками Формирование моральных представлений к нарушению требований морали Формирование собственного «Я» Развитие самосознания школьников Формирование психологических предпосылок морального поведения Использование на практике морально – этических знаний и убеждений Смена социальных ролей Формирование групповых норм, контролируемых детьми Формирование духовно-нравственных навыков будет протекать успешнее, если учитель будет последовательно применять на практике морально-этические знания и убеждения.
«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». Л.Н.Толстой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интеллектуально-духовное воспитание учащихся на уроках технологии
В презентации показана творческая работа учащихся в швейном, кулинарном цехах и на уроках ИЗО....
базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики
Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....
Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся
Статья об основных направлениях и результатах работы школьного музейного уголка "История школы в истории города" МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...
Статья "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроке технологии на основе использования народного искусства"
Сохранение и возрождение народных традиций, национальной самобытности русского народа - актуальная проблема воспитания духовно-богатой личности. В статье даны рекомендации: как можно на уроках техноло...
Презентация на тему: "Духовно - нравственное воспитание учащихся на уроках технологии"
Презентация к докладу на родительском собрании...
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках технологии
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках технологии...
Развитие духовно-нравственного, творческого потенциала личности на уроках технологии
На протяжении двух лет я также работаю над темой самообразования: «Развитие творческой личности на уроках технологии». Наиболее ярким примером в достижении поставленной цели является творч...