Мои уроки
план-конспект занятия по технологии на тему
Здесь представлены конспекты уроков с презентациями. Некоторые уроки содержат формирование УУД на уроках технологии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока «В стране мастериц»
Раздел «Технология обработки ткани».
Класс: 6.
Выполнила: Неяглова Л.М.
Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний и умений.
Цели урока:
обучающая - систематизировать и обобщить теоретические знания,
закрепить практические умения, проверить итоговые знания по разделу
«Технология обработки ткани»;
развивающая - способствовать развитию речи учащихся, развитию
умения анализировать, сравнивать и выделять главное, критично оценивать
свою работу, способствовать формированию и развитию познавательного
интереса к предмету, развитию самостоятельности, творчества, эстетического вкуса.;
воспитательная - способствовать формированию у учащихся навыков
культуры труда; точности, аккуратности, умения планировать свою деятельность, воспитанию коммуникабельности.
профориентационная - знакомство с профессиями дизайнера, закройщика и швеи.
Оснащение урока: ножницы, иглы, портновский мелок, лоскуты
тканей, карточки- задания с образцами тканей, карточки-схемы, компьютерная презентация.
Методы обучения. Инструктаж, практическая работа, дидактические игры.
Форма проведения. Игра-путешествие.
Ход урока
Организационный момент. Постановка цели и задач урока.
Сегодняшний урок - это путешествие в Страну мастериц. На пути к ней
вы вспомните все, чему научились на уроках по технологии, покажите те знания, умения и навыки, которые Вы получили, покажите свое творчество, фантазию, изобретательность. Продолжите знакомство с профессиями дизайнера одежды, закройщика, швеи.
Итак мы отправляемся в путешествие.
Первая остановка - станция «Храбрый портняжка». В доме храброго
портняжки видим, что на столе у него лежат различные инструменты. Какие
именно, узнаем, отгадав загадки.
Бежит свинка,
Золотая спинка,
Носочек стальной,
А хвостик льняной. (Иголка с ниткой)
Инструмент бывалый -
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет и стрижет. (Ножницы)
То назад, то вперед
Ходит, бродит пароход
Остановишь - горе,
Продырявит море. (Утюг)
Работая, храбрый портняжка использует различные ткани. Мы прибываем
на станцию «В стране тканей» и сейчас узнаем, что вы знаете о тканях?
Вопросы:
1. Материал, из которого шьют одежду? (Ткань).
2. Из чего ткут ткань? ( Из пряжи).
3.Что собой представляет ткань? (Длинная широкая лента, полученная
путем переплетения долевых и уточных нитей)
4. Что образуется по краям ткани? (Кромка).
5. Что такое кромка? (Кромка - неосыпающийся край ткани).
6. Какого происхождения волокна льна и хлопка? (Растительного).
7. Какого происхождения волокна шелка и шерсти (Животного).
Задание. На образце ткани без кромки определить направление нити
основы.
Задание. На карточке под номерами представлены образцы ткани. Они
отличаются друг от друга по волокнистому составу, отделке, толщине.
Разложить образцы тканей по номерам (номер ткани соответствует названию в карточке)
Задание. Разгадывание монограммы. Давайте разгадаем предложенные загадки, а первые буквы загаданных слов помогут нам в этом.
С буквой В – пальто теплее. (Ватин)
А на платье и бельё ткань на букву С пойдет. (Ситец)
С буквой К – цветной шнурок во шве.(Кант)
С буквой Ш – платок на голове. (Шелк)
Наше путешествие продолжается, и мы прибываем на станцию «Мастер
Самоделкин». В его доме есть разные машины и, конечно, швейные. Сейчас
мы узнаем, хорошо ли вы знаете как работают основные органы швейной машины, расскажите принцип действия основных рабочих органов швейной машины,которые участвуют в процессе образования стежка.
- игла
- челнок
- нитепритягиватель
- лапка
- зубчатая рейка
Следующая остановка - станция «Поляна чудес». На ней растут цветы -
не простые, а волшебные. Но чтобы собрать букет цветов нужно потрудиться и ответить на вопросы.
Задание. Дать определение свойствам ткани.
- Прочность
- Сминаемость
- Драпируемость
- Пылеемкость
- Теплозащитность
- Осыпаемость
- Усадка
Вы справились с заданием и набрали целый букет цветов, молодцы!
Впереди у нас станция «Дом Белошвейки». Белошвейками в старину
называли мастериц, которые шили красивое белье. Посмотрим, кто из вас
мог бы посоревноваться с белошвейкой.
Задание. На экране карточка с условным изображением машинных
швов. Определите какие швы изображены на экране. (вподгибку с закрытым срезом - 4; стачной вразутюжку - 1; накладной - 3; Вподгибку с открытым срезом -5; стачной взаутюжку -2;)
Задание.А теперь поиграем в «3 Е». Ваше задание – отгадать слова и вписать в клеточки.
Три «Е»
Отгадайте слова и впишите в пустые клеточки
1. Первую Е снимают в ателье. ( Мерки)
2. Это Е у Вас на столе. (Сантиметр)
3. Этим Е занимаются на уроках технологии. (Конструирование)
Задание. По теме влажно – тепловые работы
Расставьте правильно буквы
Усл. обозн. | Содержание работы |
В | Уложить припуски шва на одну сторону и закрепить их в таком положении |
Г | Удалить замины на изделии, выполнить окончательную влажно-тепловую работу |
Д | Уменьшить толщину шва или края детали |
Приутюжить ( д ), заутюжить ( в ), отутюжить ( г ).
Мы прибываем на конечный пункт нашего путешествия - станцию
«Ателье Дюймовочки». Нас встречают разные специалисты - это художник-дизайнер,закройщик, швея, расскажите,что же Вы знаете об этих профессиях.
Учащиеся готовят сообщения о профессиях в стихотворной форме.
О дизайнере:
Чтоб дизайну научиться
Нужно много потрудиться
Надо думать и гадать
Как лучше ткань нам подобрать
Сделать платьица эскиз,
Рисовать и верх и низ
И про цвет не забывать
Чтобы вам модель создать
О закройщике:
Чтоб закройщиками стать
Также нужно много знать
На столе кругом лежат разные лекала
Чертежи кругом пестрят,
Работы здесь не мало.
Режим вдоль и поперек
Разные детали.
Большая точность здесь нужна,
Чтобы их сметали.
О швее:
У швеи и днем и ночью
Труд тяжелый очень, очень
И опять без промедленья
Браться за заказ пора.
Вот и быстрая машина,
Вот и острая игла,
Строчка бегает за строчкой
И всего за три часа
Будь то бы в волшебной сказке
Происходят чудеса.
Рукава, перёд и низ
Как по дуновению
Превращаются у нас
В дивные творения.
Мы узнали о профессиях, а теперь давайте покажем свое мастерство.
И первое – это дизайнерские способности.
Задание по группам.
Нужно нарисовать изделие для жаркого, летнего дня и составить техническое описание модели (время 5 мин).
Вы предложили очень интересные модели. А теперь давайте посмотрим какие модели предлагают нам российские дизайнеры на предстоящее лето.
А теперь нам предстоит попробовать себя в роли закройщиков.
Закройщик не только раскраивает изделия, но также снимает мерки. Именно от правильного и точного снятия мерок зависит посадка изделия на фигуре. А теперь продемонстрируйте свои навыки и умения в этом направлении.
Задание по группам.
- группа
Вгр
Сг
Шс
- группа
Дтс
Ст
Шг
А сейчас покажите какие вы мастерицы – швеи. Как вы научились крепко и красиво пришивать пуговицы. Всем известно, что пуговицы можно пришить разными способами. Я предоставляю вам возможность выбрать самим способ пришивания пуговицы. Так пришьем же пуговицу на счастье.
Задание.
Пришывание пуговицы любым способом.
А теперь посмотрите, что же означает каждый из вариантов пришивания пуговицы и сравните с вашим вариантом и озвучьте ваши предсказания.
Подведение итогов.
Сегодня мы совершили удивительное путешествие в страну мастериц, где вы показали свои знания, умения, навыки, которые вы получили на уроках технологии. Также вы продемонстрировали свое творчество, фантазию, изобретательность и даже показали какие вы талантливые поэты, дизайнеры, закройщики и швеи. Спасибо всем за урок, выставление оценок.
Предварительный просмотр:
Разработала Неяглова Л.М.
7 класс
Тип урока: комбинированный
Тема раздела: «Конструирование швейного изделия»
Тема урока: «Снятие мерок для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом»
Цели и задачи урока:
образовательная – закрепить знания учащихся о видах женского платья; научить правильно снимать мерки для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом;
воспитательная – воспитывать внимательность во время занятия, доброжелательные отношения при работе в команде;
развивающая – развивать пространственные представления о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека через ориентирные точки и определять положение этих линий по отношению друг к другу.
Методы проведения занятия:
Беседа по пройденному материалу на тему: «Виды женского платья»;
Объяснение нового материала на тему: «Снятие мерок для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом»;
Демонстрация приемов снятия мерок на фигуре человека;
Практическая работа-игра «Ателье»
Межпредметные связи:
математика – снятие мерок и запись результатов измерения;
русский язык – грамотное написание понятий «Антропометрические», «Цельнокроеное»;
анатомия – строение фигуры человека; антропометрические точки;
литература – фрагмент произведения Л.Н.Толстого «Война и мир» (описание сюжета примерки платья Наташи Ростовой)
Наглядные пособия и ТСО: компьютерная презентация по теме;
образец цельнокроеного изделия.
Инструменты и приспособления: рабочая тетрадь, чертеж выкройки сорочки, учебный манекен, сантиметровые ленты, линейки, шнуры.
Раздаточный материал: изображение фигуры человека (по количеству учащихся), ярлыки от одежды.
Ход урока
- Организационная часть .
Готовность к занятию.
- Сегодняшний урок вам предстоит провести в таком, непривычном для вас, кругу общения. Вы имеете хорошую возможность продемонстрировать свои знания предмета «Технология». А я со своей стороны постараюсь пополнить ваши знания чем-то новым. Кроме этого я бы хотела, чтобы наше общение на сегодняшнем уроке оставило приятные впечатления.
Итак, тема урока: «Снятие мерок для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом».
Вам предстоит научиться правильно снимать мерки, для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Я рекомендую быть внимательными во время занятия, чтобы в конце урока вы уверенно могли сказать себе: «Теперь я знаю больше!»
(Учащиеся записывают тему урока в тетрадях)
2.Повторение пройденного материала.
На прошлом уроке вы ознакомились с видами плечевых изделий.
Вопросы:
- Какие изделия относятся к плечевой одежде и почему они так называются? (платье, сарафан, халат, жилет, блузка)
- Что значит цельнокроеное платье? (детали лифа и рукава выкроены цельно)
Демонстрируется модель цельнокроеного изделия
- Чтобы построить выкройку, что для этого необходимо иметь? (мерки).
3.Сообщение познавательных сведений
(презентация слайдов по теме урока)
- Научиться правильно снимать мерки важно не только для построения основы чертежа, но и для правильного подбора готовых выкроек из журналов, их проверки и коррекции под свои размеры.
В нашей стране с 1980 года введена новая маркировка швейных изделий. На товарных ярлыках, прикрепленных к одежде для детей, указывается не менее двух чисел, например, 158-80, где 158 – рост; 80 – обхват груди.
На взрослой одежде маркировка состоит из трех чисел, например, 164-84-92, где:
164 – рост;
84 – обхват груди;
92 – обхват бедер.
Третье число на ярлыке одежды для взрослых указывает на величину обхвата талии – у мужчин, и обхват бедер у женщин.
Что означают цифры на ярлыке? (учащиеся сверяют данные на ярлыках и в таблице, представленной на экране).
От точности снятия мерок зависит правильность построения чертежа и, как следствие, посадка изделия на фигуре, поэтому при снятии мерок необходимо соблюдать определенные правила.
Работа с учебником (учащиеся зачитывают «по цепочке» правила снятия мерок)
- Чтобы научиться правильно снимать мерки, необходимо
мысленно провести линии на фигуре человека через ориентирные точки.
Давайте вообразим гладкую поверхность воды и человека, постепенно выходящего из нее на берег:
- первый раз он остановился, когда вода дошла до яремной впадины – линия шеи;
- второй раз – до выступающих точек груди – линия груди;
- третий раз – до самого узкого места туловища – линия талии;
- четвертый раз – на уровне наиболее выступающих точек ягодиц – линия бедер;
- пятый раз вода доходила до той линии, где предполагается низ изделия - линия низа изделия.
(Демонстрация слайдов на экране)
Учащиеся подписывают линии на изображении фигуры человека (раздаточный материал с изображением фигуры человека)
Запись в тетрадях «Антропометрические измерения»
(Обращаются к словарю для пояснения слова «Антропометрия». Учитель обращает внимание на правописание данного слова).
- Размерные признаки (мерки) обозначаются сокращенно:
Обхваты – О
Полуобхваты – С
Ширины – Ш
Высоты – В
Длины – Д
(Демонстрация на экране)
Все мерки можно подразделить на две подгруппы:
Мерки обхватов Мерки длин
Ош Ди
Ог Дст
Оп
4. Практическая работа «Снятие мерок»
- А теперь давайте научимся правильно снимать мерки, для этого нам пригодится учебный манекен, сантиметровая лента и ваше внимание.
(Учитель демонстрирует снятие мерки Сг, сопровождая пояснением. Далее предлагает провести снятие мерок учащимся по желанию, учитель сопровождает их действия пояснением. На доске производят запись снятых мерок).
Во все времена люди стремились одеваться красиво и модно. Страстными модницами были женщины. Доказательство тому произведения писателей-классиков. Вот одно из них – роман Л.Н.Толстого «Война и мир», где описывается сюжет примерки нового платья главной героиней Наташей Ростовой:
«…к Ростовым приехала модистка от мадам Шальме, и Наташа, затворив дверь в соседней с гостиной комнате, очень довольная развлечением, занялась примериванием новых платьев. Надев сметанный на живую нитку еще без рукава лиф и загибая голову, она гляделась в зеркало, как сидит спинка.» (с.256, т.2)
В то время модные платья шили модистки. А в наше время профессии этих людей носят совсем иные названия. Какие профессии вы можете назвать? (модельер, швея и т.д.). Какие известные модельеры работают в нашей стране? (Юдашкин, Зайцев)
Практическая работа-игра «Ателье»:
- Сейчас я вам предлагаю посетить ателье и посмотреть работу наших «профессионалов». Я хочу пригласить трех учащихся по желанию.
1-я учащаяся – закройщица, ей предстоит проводить измерения;
2-я учащаяся – приемщица – она следит за выполнением требований снятия мерок и записывает их величину;
3-я учащаяся – заказчик – сообщает о своих желаниях будущей модели.
(учащиеся выполняют действия в соответствии с выбранными «ролями», далее все вместе дают оценку работе).
5. Закрепление материала (тест – задание с выбором правильного ответа)- 5 минут
- Как обозначается мерка полуобъем груди: Сг, Сб.
- Полностью записывается мерка: Ди, Сш.
- В половинном размере записывают мерку: Дст, Сг.
- Мерка СгII снимается:
а) горизонтально сзади по лопаткам, спереди – по выступающим точкам грудных желез;
б) по основанию шеи над седьмым шейным позвонком и над яремной впадиной.
5. В функции закройщицы входит:
а) производить измерения;
б) следить за выполнением требований снятия мерок и вести их запись.
Итог урока.
Вопросы: Что нового вы узнали на уроке?
Чему научились?
Что вам понравилось?
Краткие выводы об уроке в целом.
Домашнее задание (снять свои мерки, следуя данным таблицы 14, на стр. 106 учебника «Технология» 7 класс)
Литература для учителя:
Примерные программы по образовательной области «Технология»/ Школа и производство. 1998. №1
Технология: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек)/ В.Д. Симоненко. Издательский центр
«Вентана-Граф», 1999.
Поурочные планы. Технология. (вариант для девочек) часть 2,
7 класс по учебнику В.Д. Симоненко. 2003, составитель Червякова И.В.
Энциклопедия для женщин. 2002. Ермакова Е.И.
Таблица маркировки на импортной одежде
Рост | Обхват груди | Обхват бедер | |
S | 158 | 84 | 92 |
M | 164 | 88 | 96 |
L | 170 | 92 | 100 |
XL | 176 | 96 | 104 |
XXL | 182 | 100 | 108 |
XXXL | 188 | 104 | 112 |
Рост | Обхват груди | Обхват бедер | |
S | 158 | 84 | 92 |
M | 164 | 88 | 96 |
L | 170 | 92 | 100 |
XL | 176 | 96 | 104 |
XXL | 182 | 100 | 108 |
XXXL | 188 | 104 | 112 |
Предварительный просмотр:
Неяглова Л.М.
Класс: 9 – 10 класс
Тема: Защита творческих проектов.
Модуль: Творческая, проектная деятельность.
Тип урока: Итоговый урок.
Вид урока: урок – игра «У Новогодней елки», защита проектов.
Цели:
- обучающие: обобщить знания по теме «Творческие проекты».
- развивающие: формирование и развитие умений и навыков обучающихся к творческому подходу по проектированию и изготовлению изделий из различных материалов; способствовать развитию и формированию эстетического интеллектуального потенциала, умения анализировать, умения высказывать собственное мнение и умения его обосновывать;
- воспитывающие: воспитание навыков самостоятельной работы
- профориентационные: воспитывать уважение к людям, которые занимаются декоративно-прикладным творчеством.
Наглядные пособия: атрибуты игры (украшенная доска новогодними рисунками – снежинками, елочками; объемная елка для украшения шариками), проекты обучающихся.
Время: 45 минут.
Ход урока
- Организационный момент.
Сегодня мы проводим урок по защите проектов. Урок проведем в нетрадиционной форме: урок – игра «У Новогодней елки». Цель урока: повторение, закрепление этапов проектирования и знаний, полученных на профиле; умение защитить проект; продемонстрировать свое изделие.
- История празднования Нового года у елочки.
(звучание песни «Шарики, хлопушки»)
Первое письменное упоминание о Новогодней (Рождественской) ёлке относится к 16-му столетию. В немецком городе Страсбурге и бедняки, и знатные семейства зимой украшали ели цветной бумагой, фруктами и сладостями. Постепенно эта традиция распространилась по всей Европе. Сама же традиция праздновать Новый год с елкой появилась в России при Петре I. В 1699 году он издал указ, которым ввел новое летоисчисление - от Рождества Христова, а Новый год повелел праздновать по-европейски - 1 января. Царским указом всем жителям Москвы было велено отмечать встречу Нового года: зажигать в новогоднюю ночь костры, пускать фейерверки, поздравлять друг друга, украшать дома хвойными деревьями. Прекрасный обычай украшать елку существует с давних пор. Уже около двух тысяч лет назад многие народы украшали елку. В те времена люди верили, что в деревьях обитают духи растительности и плодородия, от которых будто бы зависит урожай хлебов и овощей. В конце декабря, когда дни становились длиннее, и начинался новый "солнечный" год, люди отправлялись в лес и на ветвях самой большой елки развешивали "подарки" для духов, чтобы они были добрее и дали хороший урожай. Но после смерти Петра I новогодние елки ставить перестали. Лишь владельцы трактиров украшали ими свои дома, причем эти елки стояли на трактирах круглый год - отсюда пошло их название - "елки-палки". Но в 20-х годах прошлого столетия большевики запретили устраивать елки и праздновать Новый год, считая это "буржуазной прихотью" и "старорежимным обычаем". Кроме того, по их мнению, "новогодний праздник слишком близко стоит в календаре от поповского Рождества и не следует вводить народ в искушение". С этого момента новогодняя елка "ушла в подполье": только в некоторых семьях решались устраивать ее и делали это тайно. В декабре 1935 года партийный деятель Павел Постышев "реабилитировал" праздник, и в 1936 году в Колонном зале Дома Союзов была устроена елка для детей и молодежи. Лесная красавица вернулась после долгих лет забвения и уже навсегда вошла в нашу жизнь вечнозеленым чудом и волшебной сказкой. В 1954 году впервые зажглась главная елка страны - Кремлевская, которая искрится и сверкает каждый Новый год. Так что ставить елочки в домах это не такое уж и древнее изобретение, как может показаться. Продолжайте традицию!!
- Деление на группы
в мастерские Деда Мороза для оценки изделия в подарок под елочку.
Критерии оценки (по пятибалльной шкале):
- аккуратность;
- соответствие технологии изготовления;
- безопасное;
- недорогое;
- соответствует возрасту;
- актуальное;
- красивое.
- Защита проектов.
Обучающиеся берут из коробочки цветные шарики, читают вопрос, отвечают и вешают шарик на елочку. Затем защищают проект, передавая слово друг другу.
Вопросы на елочных шариках:
- Выступление экспертов из мастерской Деда Мороза.
- Выставление оценок за защиту проекта и презентацию изделия.
- Заключительное слово учителя.
Есть немало праздников прекрасных,
Каждый наступает в свой черед.
Но на свете самый добрый праздник,
Самый лучший праздник - Новый год!
Он приходит снежною дорогой,
Закружив снежинок хоровод.
Красотой таинственной и строгой
Наполняет сердце Новый год!
Он нам дарит веру в добрый случай,
В первый день и в новый поворот,
Помогает становиться лучше
Всем на свете людям Новый год!
Звонче смех и радостней объятья.
И летит со всех земных широт
Бой часов. Мы все друг другу братья!
На планете праздник - Новый год!
(звучание песни «Шарики, хлопушки»)
Предварительный просмотр:
Разработка урока
Основные элементы вязания крючком.
Инструктаж по охране труда
7 класс
Составила Неяглова Л.М.
Предпосылки:
- учащиеся в 7 классе знакомились с вязанием и выполняли простейшие работы и образцы;
- используют активно вязанные вещи в своем гардеробе;
- знают, что модные изделия ручной работы в тренде сезона.
Цель урока:
- Повторить приемы и способы вязания
- Подробно изучить назначение разных размеров крючка
- Научиться составлять схемы
Задачи:
Образовательная:
- ознакомиться с историей вязания, основными приемами работы, предметами труда и орудиями;
- усвоить основные приемы вязания крючком;
- усвоить правила безопасной работы.
Воспитательная:
- формировать эстетический вкус и творческое начало;
- воспитывать у себя усидчивость, аккуратность.
Развивающая:
- применять полученные знания при выполнении работы по составлению схемы;
- анализировать схемы;
- развивать моторные навыки, навыки самоконтроля.
Средства обучения: компьютер, мультимедийное устройство. Кейсы: журналы с фотографиями изделий, связанных крючком; образцы вязок; карточки с технологической последовательностью выполнения заданий, рабочие листы с вопросами, текстами. Образцы изделий. Презентация. Учебник для 7 класса.
Оборудование и материалы: нитки «Ирис», крючок №1,5; ножницы.
Тип урока: формирование умений и навыков
Содержание урока:
1. Организационный момент
2. Проверка выполнения д/з
3. Подготовка учащихся к основному этапу, мотивация
4. Усвоение новых знаний и способов действий
5. Подведение итогов занятий
6. Домашнее задание
Технологическая карта урока
Этап урока | Действия учителя | Действия ученика | обоснование | № слайда, образцы |
|
| |||
|
|
| Фронтальный контроль | |
|
- я бы …. - было бы… - летом я планирую… |
| Фронтальная, мотивация | Образец салфетки, тюбетейки, пляжной сумки, детские шапочки и т.д. |
|
|
| Фронтальная работа, настрой на получение знаний | Распечатанные слайды Слайд №2 цель и задачи Слайд №3-4 виды волокон Слайды №6 –виды крючков Слайд №7-8 классификация крючков Слайд №9 как правильно держать крючок |
|
| Групповая работа, объединение произвольное, выбор лидера; Взаимообучение, мозговой штурм «воспоминаний», | Слайд №10-11 Техника безопасности Слайд №12 графическая схема Слайды №13-17 Виды столбиков | |
5.Подведение итогов занятий |
-Я сегодня…. - Мне кажется моя память и умения … -Мои пальцы за урок…. - Я узнал, вязание крючком… - Мои навыки я могу… - Мне сложно…. - Мне понравилось (не понравилось) |
|
| Слад №18 Рефлексия |
| Пояснение домашнего задания и адресация учащихся в «Дневник.ру» | Задают вопросы | Закрепляют умения и знания |
Приложение №1
Дата рождения вязания теряется в глубинах истории. Сейчас ученые стараются доказать, что еще задолго до начала нашей эры люди уже владели техникой вязания. И вязали сначала без каких- либо специальных приспособлений, а просто на пальцах.
Вспомним легенды Древней Греции. Афина Паллада, как известно, была одной из наиболее почитаемых богинь. Она давала людям мудрость и знания, учила их искусствам и ремеслам. Девушки Древней Греции почитали Афину за то, что она учила их рукоделию. Среди мастериц, ткавших прозрачные, как воздух, ткани, славилась Арахна. Возгордилась Арахна своим искусством и решила вызвать на состязание саму богиню Афину. Под видом седой, сгорбленной старухи предстала перед Арахной богиня и предостерегла гордячку - нельзя быть выше богов. Не послушалась Арахна старуху. Соткала она полотно, но боги не признали ее победы. Несчастная Арахна не перенесла позора, решила покончить с собой. Афина спасла девушку, но превратила ее в паука. И с тех пор паук-Арахна вечно ткет свою паутину.
И в реальной жизни люди не раз пытались использовать паутину в качестве пряжи. В древнем Китае из паутинного шелка шили платье. Ткань из паутины ткали жители Парагвая. Король Франции Людовик XIV получил от парламента г. Монпелье сувенир - чулки и перчатки, связанные из шелка паука. В 1709 г. французский натуралист Бон де Сент Илер написал диссертацию «О пользе паучьего шелка»; в которой детально описал основы прядения ткани из паутины. Паутина была признана сырьем, пригодным для производства шелка, но промышленное производство ткани из паутины организовать не удалось.
Однако давайте обратимся к археологическим исследованиям.
Пока самая древняя вязаная вещь - декоративный вязаный пояс с птицей колибри - найдена в Перу и относится к началу III в. н. э. Сложность рисунка, тонкость исполнения и расцветки свидетельствуют о высокой технике вязания. Оригинал является экспонатом Текстильной галереи Института искусств в Детройте.
В египетских гробницах найдены экземпляры некоторых вязаных вещей
IV-V вв. н. э. Одна из находок - детский носок из цветной шерсти - связана очень оригинально. Большой палец связан отдельно от остальных так, чтобы между ними мог проходить ремешок сандалии. Эта находка хранится в музее императора Фридриха в Берлине. Приблизительно к тому же периоду относится находка вязальных спиц в германских гробницах.
В ХIП в. вязание распространилось в Италии как вид домашней работы. Позднее оно проникло во Францию, Англию, Шотландию, Россию. В XVI в. вязание уже известно во всех странах Европы. Вязаные вещи, особенно чулки, стали очень популярными (главным образом при королевских дворах и среди знати). Первым среди носивших вязаные чулки был Генрих IV, английский король (1366-1413 гг.).
Ручное изготовление вязаных чулок в то время значительно опередило производство других вязаных изделий и вскоре было организовано в цехи. В мужской моде того времени были популярны длинные штаны-колготы и вязаные облегающие чулки, которые лучше подчеркивали форму ноги, чем сшитые чулки.
Интересно, что вязание было вначале исключительно мужским ремеслом и мужчины боролись С женской конкуренцией даже специальными договорами. Так, пражские чулочники в 1612 г. постановили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины. Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься прежде всего женщины.
И они стали великолепными, изобретательными вязальщиками!
Некоторые даже удостоились звания «королевы вязания», демонстрируя свое искусство на представительных соревнованиях. Одна из них - швейцарская вязальщица с удивительно быстрыми пальцами за 71 минуту связала свитер, правда, толстыми спицами.
Подобно каждой новинке, вязание не было принято сразу и, кроме приверженцев, имело своих противников. Магистрат Магдебурга, например, в 1583 г. отдал распоряжение, которым запрещалось носить шелковые вязаные чулки как вредную и излишнюю роскошь.
На вязаный товар были установлены (даже парламентскими актами) довольно высокие официальные цены. В регистрации расходов сэра Томаса А'Эстранже есть запись от 1533 г.: «За 4 пары вязаных чулок уплачено 8 шиллингов».
Но хорошие вещи всегда пользуются успехом и признанием. Елизавета Английская (1558-1603 гг.) на третий год после вступления на трон получила в подарок от своей придворной дамы госпожи Монтасу пару черных шелковых чулок, связанных её горничной. С тех пор королева будто бы не желала носить никаких иных чулок, кроме тех, которые вязала эта горничная.
Сохранились документы и о вязании иных предметов повседневного обихода. Известная храмовая картина художника Бертрана, написанная около 1390 Г., «Мадонна с вязанием» изображает деву Марию, вяжущую на 5 спицах рубашку для младенца. Наблюдающих за ней ангелов это занятие весьма удивляет. На картине отчетливо видно почти законченное вязание.
Перелом в вязании произошел с появлением вязального станка (1589 г.), изобретенного английским священником Вильямом Ли. Это изобретение довольно быстро переняли во Франции. На его принципе были сконструированы почти все позднейшие вязальные машины. Но развитие в этом направлении шло очень медленно, и только в XIX в. трикотажное производство действительно механизируется.
Приложение №2
Рассказ о месте вязания в современной жизни.
Наверное, в вашем гардеробе обязательно есть вязаные изделия, а дом украшают различные мелкие приятные вещицы - салфетки, игрушки, прихватки и т. д.
Ручное вязание до сих пор не утратило своей популярности, а связанные вручную модные, художественно оформленные вещи пользуются постоянным успехом. Вязание было и остается популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые, модные, теплые вещи для детей и взрослых, для украшения своего дома.
Нарисуйте эскизы вещей, которые есть в вашем гардеробе
Приложение №3
Инструменты и материалы для вязания крючком.
Нитки. Говорят «крючок - простачок - все стерпит». Это имеют в виду нитки. Он может вязать из каких угодно: совсем тонюсеньких или из очень толстых, как бельевая веревка.
Качество ниток для него тоже не имеет особого значения: шерстяные, хлопчатобумажные, синтетические и даже тесьма или нарезанные полоски ткани - все годится для вязания неприхотливым простаком.
Самое удивительное, что даже из некачественных ниток полотно, связанное крючком, как правило, прочное, плотное и почти не растягивается.
Правда, необходимо сразу предупредить: наиболее выразительная, выпуклая фактура получается из сильно скрученных хлопчатобумажных ниток.
Крючки. Они бывают толстые и тонкие, длинные (30-45 см) для особого способа вязания, тунисского - и обычные короткие (12-15 см), которыми мы будем пользоваться.
Самая главная часть крючка - головка с бородкой.
Каков диаметр головки - таков номер крючка. Если диаметр, к примеру, 3 мм, то это крючок №3.
Очень важно правильно подобрать крючок и нитки по толщинe, иначе узор получится в искаженном виде. Один и тот же узор, провязанный очень тонким крючком, может получиться плотным, как войлок, а слишком толстым - прозрачным, как кружево.
Для тонких ниток, например, подходит катушечная нитка №20 или №30. Для вязания кружев нужен крючок №1 или №2. Для толстых шерстяных или тесьмы - крючок№4 или даже №5. Самое лучшее иметь набор крючков от №1до №6.
Выбирая крючок для вязания, нужно помнить, что он должен быть приблизительно в два раза тоньше нитки, тогда работать им легко, так как он без усилий проникает в вязаное полотно и ловко подхватывает нитку.
Наиболее удобны крючки с плоской площадкой: за нее крючок держат большим и указательным пальцами, чтобы он не крутился в руке, а средний - располагают рядом с опущенной вниз головкой. Слайд №8
Подсказка. Головка крючка не должна быть слишком острой, иначе она будет ранить указательный палец левой руки. Если же головка очень тупая, то она с усилием проходит в столбики и растягивает их. Выбирая крючок, обратите внимание на эти особенности.
Правила техники безопасности при работе с крючком. Слайд №9,10
Приложение №4
Практическая работа
« Основные приемы вязания крючком»
Теперь попробуем связать крючком цепочку из петелек, они называются воздушными, так как их вытягивают одну из другой «на воздух».
Положение крючка в руке. Демонстрирует учитель, дети повторяют
Начальная петля.
Воздушная петля (условное обозначение ○или●) образует основу для вязания первого ряда. Используется для поворота вязания, т.е. для перехода от одного ряда к другому. Применяется в узорах, особенно в ажурном вязании
Чтобы сосчитать количество вывязанных в цепочке воздушных петель. Цепочку расправляют, чтобы она не перекручивалась и считают количество звеньев. Начальная петля и петля, лежащая на крючке (рабочая петля) в подсчет не включается.
Задание №1 Связать цепочку из воздушных петель длиной 15 см.(см на образцы и инструкционную карту)
Столбик без накида
Применяется во многих узорах для получения плотной, ровной поверхности. Для выполнения следующего ряда поворачивают работу и делают 1 в.п.. Она называется петля подъема или петля поворота. Следующий столбик выполняют введя крючок во вторую петлю нижнего ряда. Условное обозначение ( ׀ или ×) .
Задание №2 Связать цепочку из 15 в.п., провязать три ряда столбика без накида.
Столбик с одним накидом.
В два раза выше, чем столбик без накида. Это самый распространенный вид петель для крючка, выполняется легко и быстро. Условное обозначение (†). Для выполнения следующего ряда работу поворачивают и делают 3 в.п. Они будут считаться первым столбиком с накидом в новом ряду. Следующий столбик с накидом вяжут из второй петли нижнего ряда и продолжают до конца ряда.
Задание №3 Связать 3 ряда столбика с накидом.
Столбик с двумя накидами.
В 3 раза больше ст б/н. для выполнения следующего ряда поворачивают работу и делают 4 и.п. для поъема. Они будут считаться первым ст. с 2/н. в новом ряду. Следующий ст с 2/н вяжут из второй петли нижнего ряда и продолжают до конца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...