Методическая разработка урока "Пищеварение"
методическая разработка по технологии на тему
Урок по дисциплине ОП.02. Физиология питания с основами товароведения продовольственных продуктов с презентацией
Профессия Повар, кондитер
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методразработка урока "Процесс пищеварения" | 118.5 КБ |
презентация к уроку "Процесс пищеварения" | 1.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Московской области
«Колледж «Угреша»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
по дисциплине ОП.02. Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров
на тему «Процесс пищеварения»
Разработала: преподаватель спецдисциплин высшей категории
Шубина Е.А.
Тема урока: «Процесс пищеварения»
Цели урока:
Образовательная: познакомить с процессом пищеварения человека, изучить последовательность продвижения пищи и процессы расщепления пищи до простых веществ в органах пищеварения.
Развивающая: развивать познавательную активность, интерес к физиологии человека, профессиональный язык.
Воспитательная: воспитывать активность, уверенность в себе, прививать бережное отношение к здоровью.
Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с карточками, учебником.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран.
Комплексно-методическое обеспечение:
- карточки с тестами для письменного ответа
- карточки с изучаемым материалом
- файлы – презентации MS Power Point
Продолжительность урока: 90 мин
План урока:
1. Организационная часть (5 мин)
2. Повторение пройденного материала (20 мин)
3. Изучение нового материала (40 мин)
4. Закрепление изученного материала (20 мин)
5. Подведение итогов урока (5 мин)
Ход урока:
- Организационная часть
- приветствие
- проверка наличия студентов (староста подает список отсутствующих)
- проверка готовности студентов к уроку
- сообщение темы и целей урока (см. слайд 1-2), запись в тетрадь даты и темы урока «Процесс пищеварения»
2. Повторение пройденного материала
Пища, поступающая в организм человека, может быть усвоена и использована для пластических (строительных) целей и образования жизненной энергии только после расщепления ее на простые вещества.
Давайте вспомним с вами из чего же состоит пища, и на какие простые вещества она расщепляется в организме человека.
Повторение пройденного материала проходит в форме фронтального опроса:
студенты должны ответить на вопросы, демонстрируемые на экране (см. слайды 3-4)
- Из каких веществ состоит организм человека?
- Организм человека состоит из белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, воды.
- На какие цели организм расходует эти вещества?
- Организм постоянно расходует эти вещества на образование энергии (функционирование внутренних органов, поддержание тепла, осуществление всех жизненных процессов, в том числе физической и умственной работы).
- За счет чего организм пополняет эти вещества?
- За счет пищи.
- Чем является пища для организма?
- Пища для организма является источником энергии и пластическим (строительным) материалом.
- Какие вещества относятся к пищевым?
- К пищевым веществам относят белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, воду.
- Какие функции белки выполняют в организме?
- пластический материал
- основа гормонов, ферментов, антител
- способствуют нормальному обмену в организме витаминов, минеральных солей
- участвуют в образовании энергии
- Из чего синтезируются белки в организме человека?
- из аминокислот
- На какие группы делятся аминокислоты?
- Заменимые и незаменимые.
- Почему аминокислоты называют незаменимыми?
- Потому что эти аминокислоты в организме не синтезируются.
- Как называют белок, содержащий незаменимые аминокислоты и в каких продуктах он содержатся?
- Белок, содержащий все восемь незаменимых аминокислот, называют полноценным. Источником полноценных белков являются все животные продукты: молочные, мясо, птица, рыба, яйца. А также картофель, бобовые, рис.
- Какие функции жиры выполняют в организме?
- пластический материал
- источник энергии
- источник витаминов А и D, биологически активных веществ
- образует подкожно-жировой слой, защищает внутренние органы
- является основным резервом энергии
- Из чего синтезируются жиры в организме человека?
- из жирных кислот и глицерина
- На какие группы делятся жирные кислоты?
- насыщенные и ненасыщенные
- Какие жирные кислоты не синтезируются в организме и в каких продуктах они содержатся?
- Не синтезируются в организме ненасыщенные жирные кислоты. Содержатся в свином жире, жире рыб, в растительных маслах.
- Какие функции углеводы выполняют в организме?
- источник энергии
- входят в состав клеток и тканей
- образуют гликоген в печени
- питают ткани мозга, мышц и поддерживают уровень сахара в крови
- лактоза благоприятно действует на жизнедеятельность молочно-кислых бактерий в кишечнике
- клетчатка способствует лучшему пищеварению и усвоению пищи
- Назовите источник снабжения организма углеводами.
- Источником снабжения организма углеводами являются растительные продукты.
- Назовите группы углеводов и их представителей.
- Моносахариды - глюкоза, фруктоза и галактоза.
- Дисахариды - сахароза, лактоза и мальтоза.
- Полисахариды - крахмал, гликоген, клетчатка.
- До каких простых веществ расщепляются в организме дисахариды и полисахариды?
- до глюкозы, фруктозы, галактозы
- Какие вещества еще необходимы организму для нормального функционирования?
- витамины, минеральные вещества и вода
В это время 4 студента отвечают письменно на вопросы теста (см. приложение)
3. Изучение нового материала
3.1. Процесс пищеварения
Для превращения пищи в легкоусвояемое организмом состояние у человека есть специальные органы, осуществляющие пищеварение. (см. слайд 5)
Пищеварение — совокупность процессов, обеспечивающих физическое изменение и химическое расщепление пищевых веществ на простые составные водорастворимые соединения, способные легко всасываться в кровь и участвовать в жизненно важных функциях организма человека. Пищеварение протекает в специальном пищеварительном аппарате человека.
Он состоит из следующих органов: ротовая полость (ротовое отверстие, язык, зубы, жевательные мышцы, слюнные железы, железы слизистой оболочки полости рта), глотка, пищевод, желудок, двенадцатиперстная кишка, поджелудочная железа, печень, тонкий кишечник, толстый кишечник с прямой кишкой. (см. слайд 6)
Пищевод, желудок, кишечник состоят из трех оболочек: внутренней — слизистой, в которой расположены железы, выделяющие слизь, а в ряде органов — и пищеварительные соки; средней — мышечной, обеспечивающей путем сокращения передвижение пищи; наружной — серозной, играющей роль покровного слоя.
У человека в течение суток выделяется около 7 л пищеварительных соков, в состав которых входят: вода, разжижающая пищевую кашицу, слизь, способствующая лучшему передвижению пищи, соли и ферменты-катализаторы биохимических процессов, расщепляющие пищевые вещества на простые составные соединения. В зависимости от действия на те или иные вещества ферменты делятся на протеазы, расщепляющие белки (протеины), амилазы, расщепляющие углеводы (амилозу), и липазы, расщепляющие жиры (липиды). Каждый фермент активен только в определенной среде (кислой, или щелочной, или нейтральной). В результате расщепления из белков получаются аминокислоты, из жиров — глицерин и жирные кислоты, из углеводов — в основном глюкоза. Вода, минеральные соли, витамины, содержащиеся в пище, в процессе пищеварения не претерпевают изменений.
Пищеварение в ротовой полости и пищеводе. (см. слайд 7)
Ротовая полость — это начальный отдел пищеварительного аппарата. С помощью зубов, языка и мышц щек пища подвергается первоначальной механической переработке, а с помощью слюны — химической.
Слюна — пищеварительный сок слабощелочной реакции, вырабатываемый тремя парами слюнных желез (околоушными, подъязычными, подчелюстными) и поступающий в ротовую полость по протокам. Кроме того, слюна выделяется слюнными железами губ, щек и языка. Всего за сутки вырабатывается около 1 л слюны разной консистенции: густая слюна выделяется для переваривания жидкой пищи, жидкая — для сухой пищи. В слюне содержатся ферменты, один из них лизоцим, обладающий антимикробным действием.
Пища в ротовой полости находится сравнительно короткое время (10...25 с). Пищеварение во рту сводится в основном к образованию пищевого комка, подготовленного к проглатыванию. Химическое воздействие слюны на пищевые вещества в ротовой полости ничтожно из-за непродолжительного пребывания пищи. Действие ее продолжается в желудке до полного пропитывания пищевого комка кислым желудочным соком. Однако обработка пищи во рту имеет большое значение для дальнейшего хода пищеварительного процесса, так как акт еды — мощный рефлекторный возбудитель деятельности всех пищеварительных органов. Пищевой комок с помощью координированных движений языка и щек продвигается к глотке, где совершается акт глотания. Из полости рта пища поступает в пищевод. Пищевод — мышечная трубка длиной 25...30 см, по которой благодаря сокращению мускулатуры пищевой комок передвигается к желудку за 1...9 с в зависимости от консистенции пищи.
Пищеварение в желудке. (см. слайд 8)
Желудок — самая широкая часть пищеварительного тракта — представляет собой полый орган, состоящий из входа, дна, тела и выхода. Входное и выходное отверстия закрываются мышечным валиком (жомом). Объем желудка взрослого человека составляет около 2 л, но может увеличиваться до 5 л. Внутренняя слизистая оболочка желудка собрана в складки, что увеличивает ее поверхность. В толще слизистой оболочки размещено до 25 млн. желез, вырабатывающих желудочный сок и слизь.
Желудочный сок представляет собой бесцветную жидкость кислой реакции, содержащую 0,4...0,5 % соляной кислоты, которая активизирует ферменты желудочного сока и оказывает бактерицидное воздействие на микробы, попадающие в желудок с пищей. В состав желудочного сока входят ферменты: пепсин, химозин (сычужный фермент), липаза. Фермент пепсин расщепляет белки пищи на более простые вещества (пептоны и альбумозы), которые подвергаются дальнейшему перевариванию в тонком кишечнике. Химозин содержится в желудочном соке грудных детей, свертывая у них в желудочке белок молока. Липаза желудочного сока расщепляет только эмульгированные жиры (молока, майонеза) до глицерина и жирных кислот.
Человеческий организм выделяет желудочного сока 1,5...2,5 л в сутки в зависимости от количества и состава пищи. Пища в желудке переваривается от 3 до 10 ч в зависимости от состава, объема, консистенции и способа ее обработки. Пища жирная, плотная находится в желудке дольше, чем жидкая, содержащая углеводы. Из-за сокращения мышечной оболочки желудка пища измельчается, превращаясь в однородную массу.
Механизм секреции желудочного сока — это сложный процесс, состоящий из двух фаз. Первая фаза желудочной секреции представляет собой условный и безусловный рефлекторный процесс, зависящий от внешнего вида, запаха и условий приема пищи. Этот желудочный сок великий русский ученый-физиолог И.П. Павлов (см. слайд 9) назвал «аппетитным», или «запальным», от которого зависит дальнейший ход пищеварения. Вторая фаза желудочной секреции связана с химическими возбудителями пищи и называется нервно-химической. Механизм секреции желудочного сока зависит также от действия специфических гормонов пищеварительных органов. В желудке происходит частичное всасывание в кровь воды и минеральных солей.
После переваривания в желудке пищевая кашица небольшими порциями поступает в начальный отдел тонкого кишечника — двенадцатиперстную кишку, где пищевая масса подвергается активному воздействию пищеварительных соков поджелудочной железы, печени и слизистой оболочки самой кишки.
Роль поджелудочной железы в процессе пищеварения. (см. слайд 10)
Поджелудочная железа — пищеварительный орган, состоит из клеток, образующих дольки, которые имеют выводные протоки, соединяющиеся в общий проток. По этому протоку пищеварительный сок поджелудочной железы поступает в двенадцатиперстную кишку (до 0,8 л в сутки).
Пищеварительный сок поджелудочной железы представляет собой бесцветную прозрачную жидкость щелочной реакции. В его состав входят ферменты: трипсин, химотрипсин, липаза, амилаза, мальтаза. Трипсин и химотрипсин расщепляют белки, пептоны, альбумозы, поступившие из желудка, до полипептидов. Липаза с помощью желчи расщепляет жиры пиши до глицерина и жирных кислот. Амилаза и мальтаза расщепляют крахмал до глюкозы. Кроме того, в поджелудочной железе есть специальные клетки (островки Лангерганса) (см. слайд 11), вырабатывающие гормон инсулин, поступающий в кровь. Этот гормон регулирует углеводный обмен, способствуя усвоению сахара клетками организма. При отсутствии инсулина возникает заболевание сахарный диабет.
Роль печени в процессе пищеварения. (см. слайд 12)
Печень — крупная железа массой до 1,5... 2 кг, состоящая из клеток, вырабатывающих желчь до 1 л в сутки. Желчь — жидкость от светло-желтого до темно-зеленого цвета, слабощелочной реакции, активизирует фермент липазу поджелудочного и кишечного сока, эмульгирует жиры, способствует всасыванию жирных кислот, усиливает движение (перистальтику) кишечника, подавляет гнилостные процессы в кишечнике.
Желчь из печеночных протоков поступает в желчный пузырь — тонкостенный грушевидный мешок объемом 60 мл. В процессе пищеварения желчь из желчного пузыря по протоку вытекает в двенадцатиперстную кишку.
Кроме процесса пищеварения печень участвует в обмене веществ, кроветворении, задерживании и обезвреживании ядовитых веществ, поступивших в кровь в процессе пищеварения.
Пищеварение в тонком кишечнике. (см. слайд 13)
Длина тонкого кишечника составляет 5... 6 м. В нем завершается процесс пищеварения благодаря соку поджелудочной железы, желчи и кишечному соку, выделяемому железами слизистой оболочки кишечника (до 2 л в сутки).
Кишечный сок представляет собой мутноватую жидкость щелочной реакции, в состав которой входят слизь и ферменты: полипептидазы и дипептидазы, расщепляющие (гидролизующие) полипептиды до аминокислот; липаза, расщепляющая жиры до глицерина и жирных кислот; амилаза и мальтаза, переваривающие крахмал и мальтозу до глюкозы; сахараза, расщепляющая сахарозу до глюкозы и фруктозы; лактаза, расщепляющая лактозу до глюкозы и галактозы.
Основным возбудителем секретной деятельности кишечника являются химические вещества, содержащиеся в пище, желчь и сок поджелудочной железы.
В тонком кишечнике пищевая кашица (химус) перемещается, перемешивается, распределяется тонким слоем по стенке, где происходит заключительный процесс пищеварения — всасывание продуктов расщепления пищевых веществ, а также витаминов, минеральных веществ, воды в кровь. Здесь водные растворы питательных веществ, образовавшихся в процессе пищеварения, через слизистую оболочку тонкого кишечника проникают в кровеносные и лимфатические сосуды.
В стенках тонкого кишечника имеются специальные органы всасывания — ворсинки, которых насчитывается 18...40 шт. на 1 мм2. Питательные вещества всасываются через поверхностный слой ворсинок. Аминокислоты, глюкоза, вода, минеральные вещества, витамины, растворимые в воде, поступают в кровь. Глицерин и жирные кислоты в стенках ворсинок образуют капельки жира, свойственные человеческому организму, которые проникают в лимфу, а затем в кровь. Далее кровь по воротной вене поступает в печень, где, очистившись от ядовитых веществ пищеварения, снабжает питательными веществами все ткани и органы.
Роль толстого кишечника в процессе пищеварения. (см. слайд 14)
В толстый кишечник длиной до 1 м поступают непереваренные остатки пищи. Незначительное количество желез толстого кишечника выделяет малоактивный пищеварительный сок, который частично продолжает переваривание пищевых веществ. В толстых кишках содержится большое количество бактерий, вызывающих брожение остатков углеводов, гниение остатков белка и частичное расщепление клетчатки. При этом образуется ряд вредных для организма ядовитых веществ (индол, скатол, фенол, крезол), которые всасываются в кровь, а затем обезвреживаются в печени.
Состав бактерий толстого кишечника зависит от состава поступающей пищи. Так, молочно-растительная пища создает благоприятные условия для развития молочно-кислых бактерий, а пища, богатая белком, способствует развитию гнилостных микробов. В толстых кишках происходит всасывание в кровь основной массы воды, в результате чего содержимое кишечника уплотняется и перемещается к выходу. Удаление каловых масс из организма осуществляется через прямую кишку и называется дефекацией.
3.2. Самостоятельная работа студентов с учебником
Учебник Матюхина З.П. Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены и санитарии. М.: Издательский центр «Академия», 2013
тема «Процесс пищеварения» стр.24-29, конспект
4. Закрепление изученного материала
Итак, мы с вами рассмотрели процесс пищеварения в организме человека.
Теперь ответьте на следующие вопросы (фронтальный опрос):
- Какие органы входят в пищеварительный аппарат?
- ротовая полость (ротовое отверстие, язык, зубы, жевательные мышцы, слюнные железы, железы слизистой оболочки полости рта), глотка, пищевод, желудок, двенадцатиперстная кишка, поджелудочная железа, печень, тонкий кишечник, толстый кишечник с прямой кишкой.
2. Что представляет собой процесс пищеварения в целом?
- физическое изменение и химическое расщепление пищевых веществ на простые составные водорастворимые соединения, способные легко всасываться в кровь и участвовать в жизненно важных функциях организма человека.
3. Назовите расположение слюнных желез.
- околоушные, подъязычные, подчелюстные.
4. Каким действием обладает фермент лизоцим?
- лизоцим обладает антимикробным действием.
5. Каким образом увеличивается общая площадь поверхности желудка, т.е. его объем?
- внутренняя слизистая оболочка желудка собрана в складки, что увеличивает ее поверхность.
6. Почему желудок не переваривается под действием ферментов желудочного сока?
- в желудке вырабатывается слизь, препятствующая перевариванию желудка.
7. Какие вещества входят в состав желудочного сока?
- 0,4...0,5 % соляной кислоты, ферменты: пепсин, химозин (сычужный фермент), липаза.
8. Куда попадает пищевая кашица из желудка?
- в двенадцатиперстную кишку.
9. Какой процесс пищеварения происходит в тонком кишечнике?
- заключительный процесс пищеварения — всасывание продуктов расщепления пищевых веществ, а также витаминов, минеральных веществ, воды в кровь.
10. Назовите роль желчи в пищеварении.
- активизирует фермент липазу поджелудочного и кишечного сока, эмульгирует жиры, способствует всасыванию жирных кислот, усиливает движение (перистальтику) кишечника, подавляет гнилостные процессы в кишечнике.
11. Назовите основные функции печени.
- выработка желчи, задерживание и обезвреживание ядовитых веществ.
12. Назовите причины возникновения заболевания сахарный диабет?
- при отсутствии инсулина возникает заболевание сахарный диабет.
13. Какова функция толстой кишки?
- в толстых кишках происходит всасывание в кровь основной массы воды, в результате чего содержимое кишечника уплотняется и перемещается к выходу.
14. Как изменяется клетчатка в пищеварительном аппарате?
- малая часть клетчатки расщепляется в толстом кишечнике.
Студенты должны ответить на вопросы, демонстрируемые на экране (см. слайд 15)
5. Подведение итогов урока
- подведение итогов урока,
- выставление мотивированных оценок,
- сообщение темы следующего урока,
- выдача домашнего задания:
учебник Матюхина З.П. Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены и санитарии. М.: Издательский центр «Академия», 2013
стр.24-29, конспект учить (см. слайд 16)
- приведение в порядок рабочего места.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карточка – задание
Тест по теме «Пищевые вещества»
- Из чего состоит организм человека?
а) белки, жиры, углеводы, минеральные вещества
б) белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества
в) белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода
2. Сколько воды в организме человека?
а) 98,8 % б) 58,8 % в) 35,6 %
3. Для чего служат белки?
а) являются источником клетчатки
б) являются основным пластическим материалом
в) являются источником гликогена
4. Энергетическая ценность 1 г белка.
а) 9 ккал б) 4 ккал в) 5 ккал
5. Что происходит в организме при избытке углеводов?
а) вырабатывается избыточное количество энергии
б) излишек углеводов превращается в жир, что приводит к увеличению массы человека
в) замедление роста и развития детей, ослабление умственной деятельности, снижение работоспособности
6. Сколько аминокислот известно в настоящее время?
а) 59 б) более 80 в) 22
7. Сколько незаменимых аминокислот?
а) восемь б) двадцать две в) десять
8. Суточная норма потребления белка:
а) 256-478 г б) 17-34 г в) 58-117 г
9. Белки животного происхождения должны составлять в питании:
а) 95 % суточной нормы б) 25 % суточной нормы в) 55 % суточной нормы
10. Какие функции витамины выполняют в организме?
а) участвуют в обмене веществ, в образовании ферментов, гормонов, стимулируют рост, развитие, выздоровление организма
б) участвуют в обмене веществ, в образовании аминокислот, гормонов, стимулируют рост, развитие организма
в) участвуют в процессе образования полисахаридов, в образовании ферментов, гормонов, стимулируют рост, развитие организма
11. Энергетическая ценность 1 г жира.
а) 9 ккал б) 4 ккал в) 5 ккал
12. Остаток поступившего жира после покрытия потребности организма откладывается:
а) в подкожной клетчатке и мышцах
б) в печени, почках и в соединительной ткани, окружающей внутренние органы
в) в подкожной клетчатке и в соединительной ткани, окружающей внутренние органы
13. Сколько жирных кислот известно в настоящее время?
а) 60 б) 30 в) более 100
14. В каких жирах содержатся насыщенные жирные кислоты?
а) в бараньем, говяжьем жирах и кокосовом масле
б) в бараньем, свином жирах и оливковом масле
в) в свином и рыбном жирах, растительных маслах
15. Суточная норма потребления жира для трудоспособного населения составляет:
а) 256-478 г б) 60—154 г в) 18-25 г
16. Какой процент в питании должны составлять жиры животного происхождения и растительного?
а) 30 % и 70 % б) 70 % и 30 % в) 50 % и 50 %
17. Какие витамины в организме не синтезируются и не откладываются в запас?
а) B2, В6, В9 б) C, В1, Р в) РР, К, А
18. Вода в организме это:
а) пластический материал б) источник энергии
в) основа всех жидкостей в организме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...