рабочая программа по черчению 8 класс
рабочая программа по технологии (8 класс) на тему

Рабочая программа составлена к  учебнику "Технология. Черчение и графика"  А.А.Павловой, Е.И.Корзиновой. Структура учебного материала способствует формированию графической грамотности учащихся , развивает пространственное воображение и мышление. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cherchenie_8_klass_.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа № 11»

                                 

                     

                          УТВЕРЖДЕНА

приказом от _______№ _______

Рабочая программа

учебного предмета   «Черчение»

 (базовый уровень;)

для  8  класса

Составитель:

Назина Н.А., учитель технологии

первой квалификационной категории

г. Воскресенск

2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа по черчению  для  8 классов составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089). При составлении программы была использована программа  по черчению под общей редакцией  А.А.Павловой.

 Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

Место предмета в учебном плане

 Курс черчения в школе направлен на формирование и развитие географической культуры учащихся, их мышления и творческих качеств. Реализация этой концепции требует учета следующих положений.

  1. Основой курса черчения является обучение школьников методам графических изображений. В обучении должны быть отражены все этапы усвоения знаний: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решению творческих задач. Каждый из этапов связан  с определенной деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых (требующих применения знаний в новых условиях) задач, без которых процесс обучения остается незавершенным. Работы с творческим содержанием должны использоваться при изучении всех разделов курса.
  2. Графическая деятельность школьников неотделима от развития их мышления. На уроках черчения учащиеся решают разноплановые графические задачи, что целенаправленно развивает у них техническое, логическое, абстрактное и образное мышление. Средствами черчения у школьников успешно формируются аналитические и созидательные (особенно комбинаторные) компоненты творческого мышления. Черчение способствует развитию пространственных представлений учащихся.
  3. Обучение черчению базируется на принципах политехнизма и связи с жизнью. При подборе и составлении учебных заведений важно следить за тем, чтобы их содержание по возможности моделировало элементы деятельности специалистов, а объекты графических работ имели прототипами реально существующие детали и сборочные единицы, адаптированные с учетом особенностей обучения черчению. Целью адаптации являются упрощение, выявление геометрических особенностей и более четкая организация формы, что облегчает ее анализ и графическое отображение. В процессе обучения необходимо осуществление межпредметных связей черчения с трудовым обучением, математикой, изобразительным искусством, информатикой и другими дисциплинами.
  4. при обучении черчению необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся (способности, склад мышления, личные интересы и др.) при постоянном совершенствовании уровня их развития.
  5. На упражнения, самостоятельную и творческую работу отводится основная часть учебного времени.
  6. Дополнительное расширение и углубление графических знаний и умений учащихся может происходить на факультативных занятиях в восьмом классе.

Цели и задачи курса.

Программа ставит целью научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.

В процессе обучения черчению ставятся задачи:

  • Формирование самостоятельности, инициативности, трудолюбия и уважения к труду человека
  • Формирование аккуратности, терпения и привычки достижения высокого качества результатов своего труда
  • Развитие зрительной памяти, пространственного представления и воображения
  • Формирование общекультурного компонента графической грамотности учащихся
  • Знакомство учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
  • Обучение  в процессе чтения чертежей воссозданию образов предметов, анализ их формы и конструкции;
  • Развитие всех видов  мышления, соприкасающихся с графической деятельностью школьников;
  • Научить пользоваться учебными и справочными материалами;
  • Привить учащимся культуру графического труда.

 

Особенности организации учебного процесса

Ключевой проблемой дальнейшего совершенствования графического образования в школе является повышение эффективности урока, которая достигается продуманной организационно-методической работой. В ходе такой работы учитель должен пользоваться следующими подходами к обучению:

  1. Уделять равное внимание обучению чтению и выполнению чертежей;
  2. Сводить к минимуму или полностью исключить непродуктивные элементы графической деятельности, по возможности избавлять школьников от перечерчивания задач, готовых чертежей и пр.
  3. Обучать выполнению графических построений в отрыве от обучения методику проекций.
  4. Уделять внимание качеству выполнения первых графических работ при их проверке и оценке, стремиться поддержать соответствующие требования на последующих этапах обучения.
  5. В качестве объекта при обучении ортогональному проецированию целесообразно выбирать предмет, имеющий прямые и наклонные элементы, что активизирует его представление в проекциях: точки, линии и плоскости рассматриваются как вершины, ребра, грани этого предмета.
  6. Обучение ортогональному проецированию лучше производить последовательно на одну, де и три плоскости проекций с целью равномерного нарастания трудностей.
  7. При выполнении чертежей по моделям, а также при эскизировании с натуры целесообразно организовать наблюдение неподвижного объекта с фиксированной точки зрения, заставляя ученика оперировать пространственными представлениями об объекте.
  8. Осуществлять формирование понятий о чертежах в системе прямоугольных проекций и в аксонометрических проекциях с минимальным разрывом во времени.
  9. проводить обучение аксонометрическим проекциям (косоугольной диметрической и прямоугольной изометрической) и сравнивать их, обращая внимание учащихся на выбор аксонометрической проекции в зависимости от формы объекта и на рациональную последовательность его изображения.
  10. Использовать подход при обучении выполнению разрезов и сечений, позволяющий рассматривать единство и особенности этих изображений. Природа образования разрезов и сечений едина – мысленное рассечение предмета. Только в том случае, если ученик поймет сходство и различия между ними, сравнит их возможности, он сможет осознанно пользоваться такими изображениями.
  11. Брать в основу упражнений, графических и практических работ разноплановые графические задачи:
  • построение аксонометрии по чертежу и наоборот;
  • построение третьей проекции по двум заданным;
  • построение чертежа по разрозненным изображениям оригинала;
  • сопоставление чертежа с объектом или его наглядным изображением;
  • оперирование развертками;
  • соединение чертежа с разметкой;
  • реконструкция изображений;
  • построение изображений в аксонометрии с вырезом;
  • выполнение различных разрезов и сечений;
  • занимательные задачи;
  • графические диктанты;
  • преобразованием формы и пространственного положения объектов;
  • задачи с творческим содержанием.
  1. Работа с учеником (ознакомление с новым материалом, повторение, закрепление знаний, поиск справочных материалов, чтение чертежей, решение задач и пр.) должна быть неотъемлемой частью учебного процесса.
  2. При обучении черчению рекомендуется широко пользоваться учебными и наглядными пособиями:  плакатами, таблицами, моделями, деталями и т.д. Следует использовать кинофильмы, кинофрагменты, диафильмы, динамические транспаранты и другие экранные средства обучения.
  3. Следует придавать большое значение развитию самостоятельности учащихся в приобретении графических знаний, в применении знаний и умений во внеклассной работе и в быту. Необходимо уделять особое внимание работе кружков (по техническому и другим видам черчения), организации выставок работ учащихся, проведению тематических вечеров, конкурсов, олимпиад, экскурсий и т.д.

Содержание программы

Графика и черчение (2ч.)

Значение черчения в практической деятельности людей. Краткая история графического языка и черчения. Современные методы выполнения чертежей с использованием ЭВМ. Язык проектной графики. Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная, тонкая штрихпунктирная с двумя  точками.  

Базовые технологии графических работ (5 ч.)

Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места. Простейшие геометрические построения. Деление отрезков  на равные части и в заданном соотношении. Построение углов заданной величины. Сопряжения. Циркульные кривые: овалы и завитки

Общие правила оформления чертежей. Формообразование. (6 ч.)

Правила  нанесения размеров в соответствии с ЕСКД (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел).

Применение и обозначение масштаба. Виды масштабов.

Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры, знаки на чертежах.

 Форматы, рамка, основная надпись. Формообразование.  Формы  в технике, архитектуре, дизайне.

Метод проецирования. Виды. Чертежи и эскизы предметов (8 ч.)

Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.

Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи).

Эскизирование. Эскизная форма выполнения чертежей

Общие понятия о развертках. Построение разверток.

Аксонометрические проекции. Общие понятия и определения. Прямоугольная изометрическая проекция. Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Пересечение геометрических образов - пересечение геометрического тела плоскостью.

Сечения. Разрезы. (3ч.)

Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. графическое обозначение материалов на сечениях.

Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные, профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. местные разрезы. Особые случаи разрезов. Применение разрезов в аксонометрических проекциях.

Стандартизация и проектная графика (4ч.)

Общие понятия о соединении деталей разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых).

Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений.

Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей.

Чертежи общего вида и сборочные (2ч.)

Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудового обучения.

Изображения на сборочных чертежах. Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах.

Размеры на сборочных чертежах. Чтение сборочных чертежей. Деталирование.

Архитектурно-строительная графика. Прикладная графика (4ч.)

Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Отличия строительных чертежей от машиностроительных. Фасады. Планы. Разрезы. Размеры на строительных чертежах.

Условные обозначения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования.

Чтение несложных строительных чертежей. Интерьер жилого помещения.

Правила выполнения и области применения технических рисунков и чертежей, схем (кинематических и электрических), диаграмм, графиков. Классификация диаграмм.

Обязательный минимум практических работ

    (Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения – в тетрадях).

1. Линии чертежа

2. Деление отрезков и построение углов заданной величины

3. Построение сопряжений

4. Написание букв, цифр, надписей

5. Выполнение чертежа «плоской » детали с нанесением размеров

6 .Выполнение основной надписи на чертеже.

7 .Эскиз предмета несложной формы.

8 .Построение трех видов детали

9 .Выполнение эскиза предмета

10. Построение аксонометрической проекции детали

11 .Выполнение технического рисунка детали с натуры

12 .Соединение вида и разреза на чертежах

13 .Изображение резьбового соединения

14.Чтение сборочных чертежей

15 .Выполнение эскиза плана комнаты с мебелью

Требования к уровню подготовки обучающихся

     Важнейшей задачей курса является развитие образного мышления учащихся и ознакомление их с процессом проектирования, осуществляемого средствами графики. В процессе изучения графики школьники научатся аккуратно работать, правильно организовывать рабочее место, рационально применять чертежные и измерительные инструменты.

     Большая часть учебного времени будет уделяться на упражнения и самостоятельную работу. Изучение теоретического материала сочетается с выполнением обязательных графических работ. Все графические работы будут выполняться с соблюдением правил и техники оформления, установленных стандартов. При этом графическая деятельность будет выступать в качестве общеобразовательного и воспитательного средства, как источник знаний и средство формирования графической грамоты.

     Через графическую деятельность реализуются одновременно такие познавательные процессы, как ощущение, восприятие, представление, мышление и другие, благодаря чему у ученика создаётся общность многих психических функций. При построении чертежей эти процессы сочетаются с моторной функцией рук, что является важнейшим условием формирования пространственных отношений у  ребёнка.

     Оптимальным условием обучения является гармония политехнической, эстетической и гуманитарной направленности обучения графике, реализация творческих способностей личности учащегося. Такой подход позволяет выявлять и развивать разносторонние способности учащихся.

В результате изучения данной дисциплины графический компонент будет обеспечивать:

  1. Формирование у учащихся основ графической грамоты и навыков графической деятельности;
  2. Осуществление связи обучения с техникой, производством, технологией; знакомство учащихся с устройством деталей машин и механизмов;
  3. Подготовку учащихся к конструкторско-технологической деятельности, творческой деятельности;
  4. Развитие пространственных представлений учащихся, их наблюдательности,  глазомера, измерительных навыков;
  5. Формирование художественного вкуса и элементов общей культуры.

Перечень знаний и умений, формируемый у учащихся:

Учащиеся должны знать:

  • Форматы, масштабы, линии чертежа, шрифт чертежный
  • Приёмы работы с чертёжными инструментами;
  • Простейшие геометрические построения, правила выполнения чертежей;
  • Изображения, виды, разрезы, сечения, чертеж детали;
  • Особенности выполнения чертежей различных видов;
  • Место и роль черчения и графики в процессе проектирования и создания различных изделий.

Учащиеся должны уметь:

  •  Пользоваться инструментами и материалами для чертежных работ; пользоваться измерительными инструментами;
  • Выполнять геометрические построения на плоскости и  чертежи простейших стандартных деталей;
  • Анализировать форму предмета и графический состав изображений;
  • Выбирать главный вид и оптимальное количество видов для выполнения чертежей;
  • Читать и деталировать чертежи несложных сборочных единиц;
  • Пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), справочной литературой.

Требования к оценке знаний учащихся

Оценка «5» ставится, когда ученик:

-        полностью овладел программным материалом, тщательно выполняет и свободно
читает чертежи, ясно пространственно представляет себе формы предметов по их
изображениям;

-        твердо знает все изученные условные изображения и обозначения, при
необходимости умело пользуется справочными материалами;

  • интересуется учебным предметом, своевременно выполняет все обязательные практические и графические работы и аккуратно ведет рабочую тетрадь;
  • ошибок в изображениях не делает, но допускает неточности при устном опросе, при чтении чертежей, которые легко исправляет с помощью учителя.

Оценка «4» ставится, когда ученик:

-полностью овладел основным программным материалом, но чертежи выполняет

и читает с небольшими затруднениями вследствие недостаточно развитого еще

пространственного представления;

-правила изображения и условные обозначения знает, справочными материалами

пользуется  не  систематически  и  ориентируется  в  них  с  трудом,  выполняет

обязательные практические    и графические работы и сравнительно аккуратно

ведет рабочую тетрадь;

-при чтении и выполнении чертежей допускает ошибки второстепенного порядка,

исправление которых требует периодической помощи учителя.

Оценка «З» ставится, когда ученик:

-основной материал знает нетвердо, чертежи читает и выполняет неуверенно,

требует постоянной помощи учителя и частичного применения средств;

-знает   большинство   изученных   условностей   изображения   и    обозначения;

обязательные   работы,   предусмотренные   программой,   выполняет   не   всегда

своевременно,   рабочую   тетрадь   по   черчению   ведет   небрежно,   в   процессе

графической деятельности допускает в отдельных случаях грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, когда ученик:

-основной программный материал не знает;

-чертежи читает плохо, не выполняет обязательные практические и графические

работы, не ведет рабочую тетрадь;

-систематически допускает грубые ошибки.

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Список литературы:

А.А.Павлова, Е.И.Корзинова. Черчение и графика.8-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Мнемозина, 2011

А.А.Павлова, Е.И.Корзинова. Рабочая тетрадь №1,2,3,4. Черчение и графика - М., Владос, 2003

А.А.Павлова, Е.И.Корзинова. Методика обучения черчению и графике.  Библиотека учителя черчения  - М., Владос, 2004

Василенко Е.А., Жукова Е.Т. карточки-задания по черчению для 8 класса. - М., Просвещение, 2008

Владимиров Я.В., Ройтман И.А. Черчение: учебное пособие. – М., Владос, 2003

    Воротников И.А.. занимательное черчение. – М., просвещение, 2004

    Гервер В.А. Творчество на уроках черчения. – М., Владос, 2004

    Карточки-задания по черчению для 8 класса/ Е.А. Василенко, Е.Т. Жукова, Ю.Ф.       Катханова, А.Л. Терещенко. – М., Просвещение, 2004

     Карточки-задания по черчению для 8 класса/ под редакцией В.В. Степаковой. – М.: Просвещение, 2004

     Карточки-задания по черчению для 9 класса/ под редакцией В.В. Степаковой. – М., Просвещение, 2004

  Преображенская Н.Г., Кучукова Т.В., Беляева И.А. рабочая тетрадь по  черчению. – М.: Вентана-граф, 2004 год

 Словарь-справочник по черчению/ В.Н. Виноградов, Е.А. Василенко, А.А. Альхименок и др. – М.: Просвещение, 2004 год

Программное обеспечение – комплект СД-дисков «Комплекс уроков по черчению 8-9 класс»

Календарно - тематический план

по  черчению  8 класс

на 2013 – 2014 учебный год

Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения  учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Графика и черчение (2ч.)

1.

1

Краткая история графического общения человека, области применения графики и её виды

2.

2

Язык проектной графики.

Линии чертежа

 П.Р.1: Линии чертежа

Базовые технологии графических работ (5 ч.)

3.

1

Инструменты. Принадлежности. Оборудование.  Деление отрезков и построение углов заданной величины

4.

2

Деление окружности и построение правильных многоугольников

П.Р.2: Деление окружности на части

5.

3

Сопряжения

6.

4

П.Р.3: Построение сопряжений

7.

5

Циркульные кривые: овалы и завитки

Общие правила оформления чертежей. Формообразование. (6 ч.)

8.

1

Шрифты. Виды. Правила выполнения.

9.

2

П.Р.4: Написание букв, цифр, надписей

10.

3

Постановка размеров на чертежах предметов. Масштаб.

П.Р.5: Выполнение чертежа «плоской » детали с нанесением размеров

11.

4

Форматы. Рамка. Основная надпись.

П.Р.6: Выполнение основной надписи на чертеже.

12.

5

Форма. Формообразование

13.

6

Конструирование форм

П.Р.7: Эскиз предмета несложной формы.

Метод проецирования. Виды. Чертежи и эскизы предметов (8 ч.)

14.

1

Метод проецирования

15.

2

Виды на чертежах.

П.Р.8: Построение трех видов детали

16.

3

Последовательность выполнения чертежа предмета с натуры. Эскизирование.

П.Р.9: Выполнение эскиза предмета

17.

4

Развертки поверхностей предметов

18.

5

Аксонометрические проекции.

П.Р.10: Построение аксонометрической проекции детали

19.

6

Прямоугольная изометрическая проекция

20.

7

Технический рисунок

П.Р.11: Выполнение технического рисунка детали с натуры

21.

8

Пересечение геометрических образов

Сечения. Разрезы. (3ч.)

22.

1

Сечения

23.

2

Разрезы. Изображения. Чертежи

24.

3

П.Р12: Соединение вида и разреза на чертежах

Стандартизация и проектная графика (4ч.)

25.

1

Стандартизация и проектная графика

26.

2

Резьба. Стандартные детали с резьбой

27.

3

П.Р.13: Изображение резьбового соединения

28.

4

Нерезьбовые разъемные и неразъемные соединения

Чертежи общего вида и сборочные (2ч.)

29.

1

Чертежи общего вида и сборочные

13.04-17.04

30.

2

Выполнение сборочного чертежа

П.Р.14: Чтение сборочных чертежей

Архитектурно-строительная графика. Прикладная графика (4ч.)

31.

1

Общие понятия. Особенности архитектурно-проектной графики

32.

2

Разработки интерьера

П.Р.15: Выполнение эскиза плана комнаты с мебелью

33.

3

Схемы.

34.

4

Графики и диаграммы.

35.

5

Резервное время

Итого

часов

В том числе:

практических работ

по программ

35

15

выполнено


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по черчению 8, 9 классы

Рабочая программа по черчению...

Рабочая программа по черчению 9 класс

Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчени...

Рабочая программа по черчению 9 класс

Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», ав...

Рабочая программа по Черчению 8-9 класс

Рабочая  программа по черчению для 8, 9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черче...

Рабочая программа по черчению для 9 класса

Рабочая программа по черчению для 9 класса. Разработана на основе нормативных документов и программы общеобразовательных учреждений (Черчение 9, Москва, «Просвещение», 2008. Составитель В. А. Гервер, ...

Рабочая программа по черчению для 9 класса

Рабочая программа по черчению для 9 класса составлена на основе базисного учебного плана, федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования и программы  общео...