рабочая программа по черчению 8 класс
рабочая программа по технологии (8 класс) на тему
Рабочая программа составлена к учебнику "Технология. Черчение и графика" А.А.Павловой, Е.И.Корзиновой. Структура учебного материала способствует формированию графической грамотности учащихся , развивает пространственное воображение и мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cherchenie_8_klass_.doc | 136 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11»
УТВЕРЖДЕНА приказом от _______№ _______ |
Рабочая программа
учебного предмета «Черчение»
(базовый уровень;)
для 8 класса
Составитель:
Назина Н.А., учитель технологии
первой квалификационной категории
г. Воскресенск
2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа по черчению для 8 классов составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089). При составлении программы была использована программа по черчению под общей редакцией А.А.Павловой.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Место предмета в учебном плане
Курс черчения в школе направлен на формирование и развитие географической культуры учащихся, их мышления и творческих качеств. Реализация этой концепции требует учета следующих положений.
- Основой курса черчения является обучение школьников методам графических изображений. В обучении должны быть отражены все этапы усвоения знаний: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решению творческих задач. Каждый из этапов связан с определенной деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых (требующих применения знаний в новых условиях) задач, без которых процесс обучения остается незавершенным. Работы с творческим содержанием должны использоваться при изучении всех разделов курса.
- Графическая деятельность школьников неотделима от развития их мышления. На уроках черчения учащиеся решают разноплановые графические задачи, что целенаправленно развивает у них техническое, логическое, абстрактное и образное мышление. Средствами черчения у школьников успешно формируются аналитические и созидательные (особенно комбинаторные) компоненты творческого мышления. Черчение способствует развитию пространственных представлений учащихся.
- Обучение черчению базируется на принципах политехнизма и связи с жизнью. При подборе и составлении учебных заведений важно следить за тем, чтобы их содержание по возможности моделировало элементы деятельности специалистов, а объекты графических работ имели прототипами реально существующие детали и сборочные единицы, адаптированные с учетом особенностей обучения черчению. Целью адаптации являются упрощение, выявление геометрических особенностей и более четкая организация формы, что облегчает ее анализ и графическое отображение. В процессе обучения необходимо осуществление межпредметных связей черчения с трудовым обучением, математикой, изобразительным искусством, информатикой и другими дисциплинами.
- при обучении черчению необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся (способности, склад мышления, личные интересы и др.) при постоянном совершенствовании уровня их развития.
- На упражнения, самостоятельную и творческую работу отводится основная часть учебного времени.
- Дополнительное расширение и углубление графических знаний и умений учащихся может происходить на факультативных занятиях в восьмом классе.
Цели и задачи курса.
Программа ставит целью научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:
- Формирование самостоятельности, инициативности, трудолюбия и уважения к труду человека
- Формирование аккуратности, терпения и привычки достижения высокого качества результатов своего труда
- Развитие зрительной памяти, пространственного представления и воображения
- Формирование общекультурного компонента графической грамотности учащихся
- Знакомство учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
- Обучение в процессе чтения чертежей воссозданию образов предметов, анализ их формы и конструкции;
- Развитие всех видов мышления, соприкасающихся с графической деятельностью школьников;
- Научить пользоваться учебными и справочными материалами;
- Привить учащимся культуру графического труда.
Особенности организации учебного процесса
Ключевой проблемой дальнейшего совершенствования графического образования в школе является повышение эффективности урока, которая достигается продуманной организационно-методической работой. В ходе такой работы учитель должен пользоваться следующими подходами к обучению:
- Уделять равное внимание обучению чтению и выполнению чертежей;
- Сводить к минимуму или полностью исключить непродуктивные элементы графической деятельности, по возможности избавлять школьников от перечерчивания задач, готовых чертежей и пр.
- Обучать выполнению графических построений в отрыве от обучения методику проекций.
- Уделять внимание качеству выполнения первых графических работ при их проверке и оценке, стремиться поддержать соответствующие требования на последующих этапах обучения.
- В качестве объекта при обучении ортогональному проецированию целесообразно выбирать предмет, имеющий прямые и наклонные элементы, что активизирует его представление в проекциях: точки, линии и плоскости рассматриваются как вершины, ребра, грани этого предмета.
- Обучение ортогональному проецированию лучше производить последовательно на одну, де и три плоскости проекций с целью равномерного нарастания трудностей.
- При выполнении чертежей по моделям, а также при эскизировании с натуры целесообразно организовать наблюдение неподвижного объекта с фиксированной точки зрения, заставляя ученика оперировать пространственными представлениями об объекте.
- Осуществлять формирование понятий о чертежах в системе прямоугольных проекций и в аксонометрических проекциях с минимальным разрывом во времени.
- проводить обучение аксонометрическим проекциям (косоугольной диметрической и прямоугольной изометрической) и сравнивать их, обращая внимание учащихся на выбор аксонометрической проекции в зависимости от формы объекта и на рациональную последовательность его изображения.
- Использовать подход при обучении выполнению разрезов и сечений, позволяющий рассматривать единство и особенности этих изображений. Природа образования разрезов и сечений едина – мысленное рассечение предмета. Только в том случае, если ученик поймет сходство и различия между ними, сравнит их возможности, он сможет осознанно пользоваться такими изображениями.
- Брать в основу упражнений, графических и практических работ разноплановые графические задачи:
- построение аксонометрии по чертежу и наоборот;
- построение третьей проекции по двум заданным;
- построение чертежа по разрозненным изображениям оригинала;
- сопоставление чертежа с объектом или его наглядным изображением;
- оперирование развертками;
- соединение чертежа с разметкой;
- реконструкция изображений;
- построение изображений в аксонометрии с вырезом;
- выполнение различных разрезов и сечений;
- занимательные задачи;
- графические диктанты;
- преобразованием формы и пространственного положения объектов;
- задачи с творческим содержанием.
- Работа с учеником (ознакомление с новым материалом, повторение, закрепление знаний, поиск справочных материалов, чтение чертежей, решение задач и пр.) должна быть неотъемлемой частью учебного процесса.
- При обучении черчению рекомендуется широко пользоваться учебными и наглядными пособиями: плакатами, таблицами, моделями, деталями и т.д. Следует использовать кинофильмы, кинофрагменты, диафильмы, динамические транспаранты и другие экранные средства обучения.
- Следует придавать большое значение развитию самостоятельности учащихся в приобретении графических знаний, в применении знаний и умений во внеклассной работе и в быту. Необходимо уделять особое внимание работе кружков (по техническому и другим видам черчения), организации выставок работ учащихся, проведению тематических вечеров, конкурсов, олимпиад, экскурсий и т.д.
Содержание программы
Графика и черчение (2ч.)
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткая история графического языка и черчения. Современные методы выполнения чертежей с использованием ЭВМ. Язык проектной графики. Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная, тонкая штрихпунктирная с двумя точками.
Базовые технологии графических работ (5 ч.)
Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места. Простейшие геометрические построения. Деление отрезков на равные части и в заданном соотношении. Построение углов заданной величины. Сопряжения. Циркульные кривые: овалы и завитки
Общие правила оформления чертежей. Формообразование. (6 ч.)
Правила нанесения размеров в соответствии с ЕСКД (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел).
Применение и обозначение масштаба. Виды масштабов.
Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры, знаки на чертежах.
Форматы, рамка, основная надпись. Формообразование. Формы в технике, архитектуре, дизайне.
Метод проецирования. Виды. Чертежи и эскизы предметов (8 ч.)
Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи).
Эскизирование. Эскизная форма выполнения чертежей
Общие понятия о развертках. Построение разверток.
Аксонометрические проекции. Общие понятия и определения. Прямоугольная изометрическая проекция. Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Пересечение геометрических образов - пересечение геометрического тела плоскостью.
Сечения. Разрезы. (3ч.)
Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. графическое обозначение материалов на сечениях.
Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные, профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. местные разрезы. Особые случаи разрезов. Применение разрезов в аксонометрических проекциях.
Стандартизация и проектная графика (4ч.)
Общие понятия о соединении деталей разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых).
Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений.
Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей.
Чертежи общего вида и сборочные (2ч.)
Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудового обучения.
Изображения на сборочных чертежах. Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах.
Размеры на сборочных чертежах. Чтение сборочных чертежей. Деталирование.
Архитектурно-строительная графика. Прикладная графика (4ч.)
Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Отличия строительных чертежей от машиностроительных. Фасады. Планы. Разрезы. Размеры на строительных чертежах.
Условные обозначения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования.
Чтение несложных строительных чертежей. Интерьер жилого помещения.
Правила выполнения и области применения технических рисунков и чертежей, схем (кинематических и электрических), диаграмм, графиков. Классификация диаграмм.
Обязательный минимум практических работ
(Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения – в тетрадях).
1. Линии чертежа |
2. Деление отрезков и построение углов заданной величины |
3. Построение сопряжений |
4. Написание букв, цифр, надписей |
5. Выполнение чертежа «плоской » детали с нанесением размеров |
6 .Выполнение основной надписи на чертеже. |
7 .Эскиз предмета несложной формы. |
8 .Построение трех видов детали |
9 .Выполнение эскиза предмета |
10. Построение аксонометрической проекции детали |
11 .Выполнение технического рисунка детали с натуры |
12 .Соединение вида и разреза на чертежах |
13 .Изображение резьбового соединения |
14.Чтение сборочных чертежей |
15 .Выполнение эскиза плана комнаты с мебелью |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Важнейшей задачей курса является развитие образного мышления учащихся и ознакомление их с процессом проектирования, осуществляемого средствами графики. В процессе изучения графики школьники научатся аккуратно работать, правильно организовывать рабочее место, рационально применять чертежные и измерительные инструменты.
Большая часть учебного времени будет уделяться на упражнения и самостоятельную работу. Изучение теоретического материала сочетается с выполнением обязательных графических работ. Все графические работы будут выполняться с соблюдением правил и техники оформления, установленных стандартов. При этом графическая деятельность будет выступать в качестве общеобразовательного и воспитательного средства, как источник знаний и средство формирования графической грамоты.
Через графическую деятельность реализуются одновременно такие познавательные процессы, как ощущение, восприятие, представление, мышление и другие, благодаря чему у ученика создаётся общность многих психических функций. При построении чертежей эти процессы сочетаются с моторной функцией рук, что является важнейшим условием формирования пространственных отношений у ребёнка.
Оптимальным условием обучения является гармония политехнической, эстетической и гуманитарной направленности обучения графике, реализация творческих способностей личности учащегося. Такой подход позволяет выявлять и развивать разносторонние способности учащихся.
В результате изучения данной дисциплины графический компонент будет обеспечивать:
- Формирование у учащихся основ графической грамоты и навыков графической деятельности;
- Осуществление связи обучения с техникой, производством, технологией; знакомство учащихся с устройством деталей машин и механизмов;
- Подготовку учащихся к конструкторско-технологической деятельности, творческой деятельности;
- Развитие пространственных представлений учащихся, их наблюдательности, глазомера, измерительных навыков;
- Формирование художественного вкуса и элементов общей культуры.
Перечень знаний и умений, формируемый у учащихся:
Учащиеся должны знать:
- Форматы, масштабы, линии чертежа, шрифт чертежный
- Приёмы работы с чертёжными инструментами;
- Простейшие геометрические построения, правила выполнения чертежей;
- Изображения, виды, разрезы, сечения, чертеж детали;
- Особенности выполнения чертежей различных видов;
- Место и роль черчения и графики в процессе проектирования и создания различных изделий.
Учащиеся должны уметь:
- Пользоваться инструментами и материалами для чертежных работ; пользоваться измерительными инструментами;
- Выполнять геометрические построения на плоскости и чертежи простейших стандартных деталей;
- Анализировать форму предмета и графический состав изображений;
- Выбирать главный вид и оптимальное количество видов для выполнения чертежей;
- Читать и деталировать чертежи несложных сборочных единиц;
- Пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), справочной литературой.
Требования к оценке знаний учащихся
Оценка «5» ставится, когда ученик:
- полностью овладел программным материалом, тщательно выполняет и свободно
читает чертежи, ясно пространственно представляет себе формы предметов по их
изображениям;
- твердо знает все изученные условные изображения и обозначения, при
необходимости умело пользуется справочными материалами;
- интересуется учебным предметом, своевременно выполняет все обязательные практические и графические работы и аккуратно ведет рабочую тетрадь;
- ошибок в изображениях не делает, но допускает неточности при устном опросе, при чтении чертежей, которые легко исправляет с помощью учителя.
Оценка «4» ставится, когда ученик:
-полностью овладел основным программным материалом, но чертежи выполняет
и читает с небольшими затруднениями вследствие недостаточно развитого еще
пространственного представления;
-правила изображения и условные обозначения знает, справочными материалами
пользуется не систематически и ориентируется в них с трудом, выполняет
обязательные практические и графические работы и сравнительно аккуратно
ведет рабочую тетрадь;
-при чтении и выполнении чертежей допускает ошибки второстепенного порядка,
исправление которых требует периодической помощи учителя.
Оценка «З» ставится, когда ученик:
-основной материал знает нетвердо, чертежи читает и выполняет неуверенно,
требует постоянной помощи учителя и частичного применения средств;
-знает большинство изученных условностей изображения и обозначения;
обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет не всегда
своевременно, рабочую тетрадь по черчению ведет небрежно, в процессе
графической деятельности допускает в отдельных случаях грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, когда ученик:
-основной программный материал не знает;
-чертежи читает плохо, не выполняет обязательные практические и графические
работы, не ведет рабочую тетрадь;
-систематически допускает грубые ошибки.
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Список литературы:
А.А.Павлова, Е.И.Корзинова. Черчение и графика.8-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Мнемозина, 2011
А.А.Павлова, Е.И.Корзинова. Рабочая тетрадь №1,2,3,4. Черчение и графика - М., Владос, 2003
А.А.Павлова, Е.И.Корзинова. Методика обучения черчению и графике. Библиотека учителя черчения - М., Владос, 2004
Василенко Е.А., Жукова Е.Т. карточки-задания по черчению для 8 класса. - М., Просвещение, 2008
Владимиров Я.В., Ройтман И.А. Черчение: учебное пособие. – М., Владос, 2003
Воротников И.А.. занимательное черчение. – М., просвещение, 2004
Гервер В.А. Творчество на уроках черчения. – М., Владос, 2004
Карточки-задания по черчению для 8 класса/ Е.А. Василенко, Е.Т. Жукова, Ю.Ф. Катханова, А.Л. Терещенко. – М., Просвещение, 2004
Карточки-задания по черчению для 8 класса/ под редакцией В.В. Степаковой. – М.: Просвещение, 2004
Карточки-задания по черчению для 9 класса/ под редакцией В.В. Степаковой. – М., Просвещение, 2004
Преображенская Н.Г., Кучукова Т.В., Беляева И.А. рабочая тетрадь по черчению. – М.: Вентана-граф, 2004 год
Словарь-справочник по черчению/ В.Н. Виноградов, Е.А. Василенко, А.А. Альхименок и др. – М.: Просвещение, 2004 год
Программное обеспечение – комплект СД-дисков «Комплекс уроков по черчению 8-9 класс»
Календарно - тематический план
по черчению 8 класс
на 2013 – 2014 учебный год
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала | ||
Графика и черчение (2ч.) | ||||||
1. | 1 | Краткая история графического общения человека, области применения графики и её виды | ||||
2. | 2 | Язык проектной графики. Линии чертежа П.Р.1: Линии чертежа | ||||
Базовые технологии графических работ (5 ч.) | ||||||
3. | 1 | Инструменты. Принадлежности. Оборудование. Деление отрезков и построение углов заданной величины | ||||
4. | 2 | Деление окружности и построение правильных многоугольников П.Р.2: Деление окружности на части | ||||
5. | 3 | Сопряжения | ||||
6. | 4 | П.Р.3: Построение сопряжений | ||||
7. | 5 | Циркульные кривые: овалы и завитки | ||||
Общие правила оформления чертежей. Формообразование. (6 ч.) | ||||||
8. | 1 | Шрифты. Виды. Правила выполнения. | ||||
9. | 2 | П.Р.4: Написание букв, цифр, надписей | ||||
10. | 3 | Постановка размеров на чертежах предметов. Масштаб. П.Р.5: Выполнение чертежа «плоской » детали с нанесением размеров | ||||
11. | 4 | Форматы. Рамка. Основная надпись. П.Р.6: Выполнение основной надписи на чертеже. | ||||
12. | 5 | Форма. Формообразование | ||||
13. | 6 | Конструирование форм П.Р.7: Эскиз предмета несложной формы. | ||||
Метод проецирования. Виды. Чертежи и эскизы предметов (8 ч.) | ||||||
14. | 1 | Метод проецирования | ||||
15. | 2 | Виды на чертежах. П.Р.8: Построение трех видов детали | ||||
16. | 3 | Последовательность выполнения чертежа предмета с натуры. Эскизирование. П.Р.9: Выполнение эскиза предмета | ||||
17. | 4 | Развертки поверхностей предметов | ||||
18. | 5 | Аксонометрические проекции. П.Р.10: Построение аксонометрической проекции детали | ||||
19. | 6 | Прямоугольная изометрическая проекция | ||||
20. | 7 | Технический рисунок П.Р.11: Выполнение технического рисунка детали с натуры | ||||
21. | 8 | Пересечение геометрических образов | ||||
Сечения. Разрезы. (3ч.) | ||||||
22. | 1 | Сечения | ||||
23. | 2 | Разрезы. Изображения. Чертежи | ||||
24. | 3 | П.Р12: Соединение вида и разреза на чертежах | ||||
Стандартизация и проектная графика (4ч.) | ||||||
25. | 1 | Стандартизация и проектная графика | ||||
26. | 2 | Резьба. Стандартные детали с резьбой | ||||
27. | 3 | П.Р.13: Изображение резьбового соединения | ||||
28. | 4 | Нерезьбовые разъемные и неразъемные соединения | ||||
Чертежи общего вида и сборочные (2ч.) | ||||||
29. | 1 | Чертежи общего вида и сборочные | 13.04-17.04 | |||
30. | 2 | Выполнение сборочного чертежа П.Р.14: Чтение сборочных чертежей | ||||
Архитектурно-строительная графика. Прикладная графика (4ч.) | ||||||
31. | 1 | Общие понятия. Особенности архитектурно-проектной графики | ||||
32. | 2 | Разработки интерьера П.Р.15: Выполнение эскиза плана комнаты с мебелью | ||||
33. | 3 | Схемы. | ||||
34. | 4 | Графики и диаграммы. | ||||
35. | 5 | Резервное время | ||||
Итого | часов | В том числе: | ||||
практических работ | ||||||
по программ | 35 | 15 | ||||
выполнено |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по черчению 8, 9 классы
Рабочая программа по черчению...
Рабочая программа по черчению 9 класс
Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчени...
Рабочая программа по черчению 8 класс
Черчение 8 класс...
Рабочая программа по черчению 9 класс
Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», ав...
Рабочая программа по Черчению 8-9 класс
Рабочая программа по черчению для 8, 9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черче...
Рабочая программа по черчению для 9 класса
Рабочая программа по черчению для 9 класса. Разработана на основе нормативных документов и программы общеобразовательных учреждений (Черчение 9, Москва, «Просвещение», 2008. Составитель В. А. Гервер, ...
Рабочая программа по черчению для 9 класса
Рабочая программа по черчению для 9 класса составлена на основе базисного учебного плана, федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования и программы общео...