Рабочая программа по технологии 9 класс. Обслуживающий труд.
рабочая программа по технологии (9 класс) по теме

Караваева Наталья Аркадьевна

Рабочая программа по технологии 9 класс.

" Технология. Обслуживающий труд."

Рабочая программа разработана на основе программы
Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д.
Программа начального и основного общего образования.
Технология – М., «Вентана-Граф», 2007 г.
  Базовыми для программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» являются разделы «Современное производство и профессиональное образование»,

«Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Проектирование и изготовление изделий»,  «Электротехнические работы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologiya_9_klass.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании Методического совета

Протокол № _________

«_____»_________2014 год          

«Согласовано»

Зам.директора по УВР

______________________

«_____»_________2014 год

«Утверждаю»

Директор школы

______________________

  «_____»_________2014 год

Рабочая учебная программа по

ТЕХНОЛОГИИ

(наименование учебного предмета)

          Основное общее образование, 9 класс

                  (уровень, ступень образования)

Рабочая программа разработана на основе программы

Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д .

Программа начального и основного общего образования.

Технология. – М.,Вентана-Граф, 2007

(наименование программы, автор программы)

                                                    ФИО учителя, составившего рабочую учебную программу:  

                                                                                             

                                                                                      Караваева Наталья Аркадьевна                                                                

_____________2014_____________

(год разработки)

Нижний Новгород


Пояснительная записка

В основной школе учебный предмет «Технология» изучается в 5-9 классах.

Программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе. Программы обеспечивают преемственность содержания по основным линиям.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от изучаемых технологий содержание программ по всем направлениям общеобразовательной области «Технология» предусматривает включение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

- культура и эстетика труда;

- получение, обработка, хранение и использование информации;

- основы черчения, графики, дизайна;

      - элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

         - знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных     планов;

         - влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

         - проектная деятельность;

         - история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Все разделы программ содержат основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.

Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Программой предусмотрено выполнение школьниками творческих проектов и заданий. Методически построение годового учебного плана занятий реализовано с введением в учебный процесс творческой проектной деятельности в середине учебного| года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся сделан акцент на потребительском назначении того изделия, которое они предлагают в качестве творческой идеи.

Отличительной особенностью программы является то, что процесс создания любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональное расходование материалов, утилизация отходов.

Разнообразие видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но и раскрыть индивидуальные способности каждого ученика, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.

В результате изучения курса технологии в основной школе учащиеся овладевают безопасными приемами работы с оборудованием, инструментами, машинами, электробытовыми приборами; получают специальные и общетехнические знания и умения в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов, изготовления и художественного оформления швейных изделий, ведения домашнего хозяйства; знакомятся с основными профессиями лесной, деревообрабатывающей, металлургической, пищевой и легкой промышленности. В процессе реализации программы «Технология» осуществляется развитие технического и художественного мышления учащихся, творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки делового общения.

Изучение технологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведении домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения людям различных профессий и результатам их труда;
  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Место предмета в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе основного общего образования 245 ч для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология», в том числе:  5,6,7 классах – 68 часов, из расчета 2 часа в неделю, в 8, 9 классах по 1ч в неделю – 34 часа.

Программа предусматривают формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:

  • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
  • творческое решение учебных и практических задач; умение мотивированно отказываться от образца, искать оптимальные решения; самостоятельное выполнение различны творческих работ; участие в проектной деятельности;
  • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форм результатов своей деятельности;
  • умение перефразировать мысль (объяснять иным словами), выбирать и использовать выразительные средств языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативно задачей, сферой и ситуацией общения;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и др.;
  • овладение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общи задач коллектива;
  • оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен:

знать/понимать основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначения и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

уметь рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлении, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества (наполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.

     

Требования к уровню подготовки учащихся 9 классов

Учащиеся должны знать:

сферы трудовой деятельности; правила выбора профессии

- понятие о специальности и квалификации работника

-  факторы влияющие на уровень оплаты труда

- пути получения профессионального образования

 - правила подбора  материалов и инструментов, техники вязания крючком

- назначение и виды устройств защиты бытовых электроустановок

- правила безопасной эксплуатации бытовой техники

Учащиеся должны уметь:

 - находить информацию о учреждениях профессионального образования, путях                   получения профессионального образования и трудоустройства

- сопоставлять свои способности, возможности с требованиями профессии

 соотносить требования профессий к человеку и его личным достижениям

 выдвигать деловые идеи;

 осуществлять самоанализ развития своей личности;

- вязать основные элементы вязания крючком

- объяснять работу простых электрических устройств по схемам

Должны владеть компетенциями:

 информационно-коммуникативной;

 социально-трудовой;

 познавательно-смысловой;

 учебно-познавательной;

 профессионально-трудовым выбором;

 личностным саморазвитием.

Содержание программы учебного предмета ( разделы)

Разделы программы и темы

Базовое кол-во

часов

Изменения в программе

1.

2.

Вводный урок.

Современное производство и профессиональное

образование

                                                         Всего

1 ч

10 ч

11 ч

       10 ч

2.

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

Декоративно-прикладное творчество    

 Проектирование и изготовление изделия.  

                                                              Всего                                      

8 ч

7 ч

15 ч

11 ч

8 ч

19 ч

5.

Электротехнические работы

9 ч

5 ч

                                                                           Всего:              34 ч               34 ч

 Раздел «Электротехнические работы» сокращен на 4 часа, в виду того, что часть учебного материала изучается на предмете «Физика», поэтому считаю нецелесообразным дублировать учебный материал, который преподает квалифицированный учитель.

    Проект выполняется в разделе « декоративно – прикладное творчество» по темам связанным с изготовлением изделия на выбор учащихся.

 

        При оценке выполнения практических заданий можно руководствоваться следующими критериями:

«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;

 «4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения, общий вид изделия аккуратный;

 «3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки), изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;

«2» - ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении отдельных операций допущены  большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.


Тематическое  планирование курса

"Технология" в 9 классе (1 час)

№№

Наименование темы

Количество

часов

Дата

Содержание

Вид деятельности

учащихся

Домашнее

задание

Современное производство и профессиональное образование -10 час.

1

Вводное занятие. Основы профессионального самоопределения

1

1 неделя

Роль профессионального самоопределения в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана

Знать:

- роль профессионального самоопределения в жизни человека;

- основные разделы программы курса;

- понятие личного профессионального плана;

- основные структуры личного профессионального плана;

Уметь:

- обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;

- называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;

- составлять личный профессиональный план

§ 35

2

Отрасли экономики, классификация профессий

1

2 неделя

Классификация профессий. Цели труда. Орудия труда. Классификация профессий по Е.А.Климову

Знать:

-определение понятий «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда»;

- структуру и содержание таблицы Е.А. Климова

Уметь:

- объяснять сущность понятий «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда»

  § 36

3

Профессиограмма и психограмма  профессии

1

3 неделя

Формула профессии. Работа с таблицей Е.А.Климова. Профессиограмма, психограмма

Знать:

- определение понятия «профессиограмма», «психограмма»

Уметь:

- составлять формулу профессии, используя таблицу Е.А.Климова;

- пользоваться профессиограммой для составления формулы профессии

 §37

4

Внутренний мир человека и система представлений человека о себе

1

4 неделя

Самосознание. Самооценка. Выявление уровня самооценки.

Знать:

- определения «самосознание», «самооценка»

- виды черт характера.

Уметь:

- соотносить поведение человека с его чертами характера

- выявлять уровень собственной самооценки

§38

5

Профессиональные интересы, склонности, способности

1

5 неделя

Понятия «склонности», «интересы». Выявление собственных интересов и склонностей в профессиональной сфере деятельности

Знать:

- определение понятий «склонности», «интересы»

Уметь:

- выявлять собственные интересы и

склонности в профессиональной

 §39

6

Значение темперамента и характера в профессиональном самоопределении.

Пр. р. – определить тип темперамента

1

6 неделя

Темперамент. Типы темперамента.

Характер. Виды черт характера. Самооценка. Анализ различных черт характера. Выявление уровня самооценки.

Знать:

- определения понятие «темперамент»;

- типы темперамента

-  определение понятий «характер»  «самооценка»

- виды черт характера

Уметь:

- характеризовать типы темперамента человека по его поведению;

- выявить свой ведущий тип темперамента с помощью специальный диагностических методик

- соотносить поведение человека с его чертами характера

- выявлять уровень собственной самооценки

  § 40

7

Психические процессы, важные для профсамоопределения.

Пр. р. – определение отрезков, рисунков

1

7 неделя

Память. Виды памяти. Приемы запоминания.

Внимание. Качества внимания. Виды внимания. Выявление особенностей внимания личности

Формы чувственного познания окружающего мира: ощущение, восприятие, представление, воображение.

Понятие «мышление». Типы мышления. Формы логического мышления. Основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение. Основные качества мышления.

Знать:

- определение понятия «память»;

- виды памяти;

- особенности отдельных приемов запоминания.

- определение понятия «внимание»;

- качества внимания;

- виды внимания.

- определение понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»

- определение понятия «мышление»;

- типы мышления;

- формы логического мышления: (понятие, суждение, умозаключение)

- основные операции мышления:

- основные качества мышления

Уметь:

- использовать приемы запоминания в конкретных случаях.

- использовать приемы концентрации внимания, адекватные конкретным ситуациям

- объяснить, как происходит познание окружающего мира;

- анализировать ситуации. Связанные с чувственным познанием мира

- определение понятия «мышление»;

- типы мышления;

- формы логического мышления: (понятие, суждение, умозаключение)

- основные операции мышления:

- основные качества мышления.

- использовать основные операции мышления при решении логических задач

§ 41

8

Мотивы, ценности ориентации и их роль в профсамоопределении

1

8 неделя

Мотивы. Многообразие мотивов. Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность.

Знать: определение мотив, виды мотивов, роль профессионального плана , определение профпригодность .

Уметь:

   §42

9

Здоровье и выбор профессии.

Пр. р. – составление режима дня

1

9 неделя

Определение « здоровье». Влияние здоровья на выбор

профессии

Знать: требования предъявляемые к предполагаемой профессии
Уметь составлять план физической нагрузки к предполагаемой профессии.

§43

10

Профессиональная проба, её роль в профсамоопределении.

Пр. р. – тестирование

1

10 неделя

Определение « профессиональная проба», роль профессиональной пробы в выборе профессии.

Знать: Определение « профессиональная

проба», проба сил, источники информации о профессии

§44

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

Декоративно  - прикладное творчество

Проектирование и изготовление изделий

       

                 Всего:

11час

8час

19 час

Проектная

деятельность

11

Основные элементы вязания крючком

1

11 неделя

История вязания. Основные  элементы вязания крючком. Материалы и инструменты. Техники вязания крючком.

Знать: правила подбора  материалов и инструментов, техники вязания крючком.

Уметь: основные элементы вязания крючком

Выбор творческой работы. Запуск проекта. Определение потребности и краткой формулировки задачи

       §29

12

Вязание полотна

1

12 неделя

Выполнение полотна по кругу в одном направлении; вывязывание полотна по кругу в двух направлениях. Кромочные петли, прибавление и убавление столбиков.

Знать:

основные способы вязания полотна в форме круга , прямоугольника, квадрата

Уметь: вязать полотна в форме круга , прямоугольника, квадрата , прибавлять и убавлять петли.

Упражнения по написанию дизайн-спецификации

 §30

13

Техника филейного вязания

1

13 неделя

Назначение, особенности и основные элементы филейного полотна

Знать: филейное полотно, плотность вязания, петля с ножкой

Уметь: вязать филейное полотно по схеме, увеличивать и уменьшать ячейки в ряду.

Выбор идей и проработка лучшей

   §31

14

Составление схем для филейного вязания

1

14 неделя

Виды схем для филейного вязания, приемы изготовления трикотажной одежды из филейного полотна

Проведение и оформление исследовательской деятельности

    §31

     

15

Декоративная отделка трикотажных изделий

1

15неделя

Кружева и прошвы.

Знать : виды отделки  трикотажных изделий, материалы и инструменты для их изготовления

Уметь : вязать  декоративные украшения  из трикотажа

Планирование технологии изготовления изделия

§ 32

16

Декоративная отделка трикотажных изделий

1

16 неделя

Бахрома, ее виды и способы выполнения

Экономические аспекты проекта.

Оп§ределение текущих и капитальных затрат

§32

17

Декоративная отделка трикотажных изделий

1

17 неделя

Кисти, вязаные пуговицы

Выполнение творческой работы по проекту

Оформление проекта

     

 §33    

18

Модные аксессуары

1

18 неделя

Ассортимент модных аксессуаров

19-26

Выполнение изделия

8

19 неделя-

26 неделя

Вязание изделия

Уметь вязать изделие в технике филейного вязания с использованием модных аксессуаров

27

Окончательная отделка

1

27 неделя

Особенности влажно- тепловой обработки  вязаных изделий

Знать  : способы ВТО, режимы ВТО

Уметь: приемы ВТО§

Оформление проекта

§34  

28

29

Защита проекта

2

28 неделя

29 неделя

Презентация проектной папки и готового изделия.

Уметь оценить выполненную работу и защитить ее.

Защита проекта

Элементы автоматики и электротехники - 3 часа

30

Понятие радиоэлектроника. История развития радиоэлектроники.

1

30 неделя

Радиоэлектроника. Исторические сведения.

Знать: определение радиоэлектроники. Выдающихся ученых и инженеров в области электричества

§11  

31

Электромагнитные волны и передача информации

1

31 неделя

Диапазоны э/магнитных волн, особенности распространения радиоволн, амплитудная модуляция, виды антенн.

Знать: источник э/магнитных волн, волновые диапозоны, виды модуляции, виды антенн.

§12  

   32

   

Бытовые радиоэлектронные приборы

1

32 неделя

Радиоприемник, магнитофон, телевизор

Знать: функции радиоприемника, устройство магнитной головки в магнитофоне, виды телевизоров.

§17

Цифровая электроника и ЭВМ - 2 часа

33

Цифровые приборы вашего окружения

1

33 неделя

Виды цифровых приборов.

Знать функции цифровых приборов

Уметь применение цифровых приборов

§20

34

"Анатомия персонального компьютера

1

1 неделя

Функциональные блоки в ЭВМ.

Знать функции блоков

§24

Итого

34 часа

Литература.

  1. Авторы: Хохлова М.В., Самородский П.С.,   Синица Н.В., Симоненко В.Д . Программа начального и основного общего образования. Технология. – М., Вентана-Граф, 2007
  2. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы. – М. Просвещение. 2010 – (Стандарты второго поколения).
  3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы// Сборник нормативных документов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования. – М., 2004
  4. М.Б. Павлова, Дж.Питт, М.И. Гуревич, И.А.Сасова. Метод проектов в технологическом образовании школьников.               /Пособие для учителя/ – М., Вентана-Граф, 2003
  5. К.Н. Поливанова. Проектная деятельность школьников. / Пособие для учителя/М., Просвещение, 2011

 Н.В. Синица. Методические рекомендации. Технология.  8 класс. Под редакцией В.Д. Симоненко.  – М.,Вентана-Граф, 2008

  1. Павлова М.Б., Питт Дж. Дизайн-подход как основа обучения. – Нижний Новгород: НГЦ, 2000
  2. Учебник для учащихся 9  класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) /Под редакцией В.Д. Симоненко –М., Вентана-Граф, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской

Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» (Направление «Обслуживающий труд») для 5- 9 классов, Орехова Наталья Николаевна - учитель технологии

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»  (Направление «Обслуживающий  труд») для 5- 9 классов, Орехова Наталья Николаевна - учитель технологии...

Рабочая программа. Календарно-тематическое планирование (обслуживающий труд) 5-8 класс

Рабочая программа по технологии (обслуживающий труд) 5-8 классы. Включающая национально-региональный компонент в 8 классе....

Рабочая программа по технологии (обслуживающий труд с разделами с/труда) 8 класс

Рабочая программа по предмету «Технология» в 8 классе разработана на основе программы основного общего образовании по технологии по направлению «Технология. Обслуживающий труд», под...

Рабочая программа по технологии(девочки) 6 класс к учебникам «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией О. А. Кожиной

Рабочая программа к учебникам «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией О. А. Кожиной составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках направления «Технология ...

Рабочая программа ФГОС 5 класс, (обслуживающий труд)

Рабочая программа ФГОС 5 класс, (обслуживающий труд)...

Рабочая программа ФГОС 6 класс, (обслуживающий труд)

Рабочая программа ФГОС 6 класс, (обслуживающий труд)...