Профессиональная ориентация учащихся
статья по технологии (9 класс) на тему

 

 

 

 

. Определение профессиональной ориентации

 

Анализ структуры профориентации

 

 

Подсистемы профессиональной ориентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proforientatsiya_kurs.doc166 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

По данным многих исследований, число детей, страдающих дефектами умственного развития, имеет тенденцию к увеличению. В связи с этим, совершенствование форм и методов их реабилитации и социально-трудовой адаптации по-прежнему является актуальным вопросом.

В специальной школе VIII вида подготовка умственно отсталых детей к самостоятельной жизни и производственному труду является одной из самых важных задач. Наряду с трудовой подготовкой, во вспомогательной школе ведется работа по профориентации, то есть осуществляется система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому подростку выбрать себе специальность с учетом потребности общества и своих способностей.

Некоторая часть выпускников коррекционных школ попадает на производство, выполняя там тяжелые неквалифицированные виды труда, но значительная доля выпускников завершают профессиональное образование в специальных группах ПТУ. Тем не менее, и те, и другие испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:

— психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;

— отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной не защищенности;

— неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;

— неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и др.

Эти проблемы препятствуют профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием. В их решении существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий, касающаяся профессиональной ориентации, профотбора, профессионального самоопределения учащихся вспомогательной школы. Задачами системы должны являться не только предоставление информации о мире профессий и профессиональной ориентации, но и способствование личностному развитию учеников, формированию у них умения соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.

Следовательно, профориентационная работа во вспомогательной школе должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.

  1. Профессиональная ориентация.

Структура и подсистемы профессиональной ориентации

1.1. Определение профессиональной ориентации

Профессиональная ориентация – система взаимодействия личности и общества, направленная на удовлетворение потребности личности в профессиональном самоопределении и потребности общества в обеспечении социально- профессиональной структуры.

Профессиональная ориентация как комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование у подрастающего поколения профессиональных интересов и склонностей в соответствии с личными способностями является органической частью воспитательной работы учебных заведений. Этот процесс, осуществляемый в основном в школе, предполагает целенаправленное воздействие на личность школьника, опирающееся, с одной стороны, на изучение учащегося, с другой - на понимание объективных условий, в которых будет осуществляться его трудовая деятельность.

На практике же зачастую между трудовым воспитанием и работой по профессиональной ориентации очень трудно выявить связи. Исследования ряда авторов показывают, что профориентационная работа в школе, как правило, рассматривается изолированно, как какая-то особая, специфическая деятельность, и она проводится в отрыве от трудового воспитания учащихся. То есть «параллельно» работают две системы - система трудового воспитания и система профессиональной ориентации учащихся. Если же создать единую систему трудового воспитания и профориентации, то логическим результатом ее работы, показателем гражданской зрелости учащегося и, одновременно, показателем учебно-воспитательной работы школы станет профессиональное самоопределение выпускника, сознательный выбор им профессии.

Исследованиями проблем профориентации занимались многие ученый. Изучением вопросов содержания и структуры общей профориентации занимались А. Н. Волковский, М. Д. Виноградова, Е. Н. Вольский, О. И. Галкина, А. Е. Голомшток. В. И. Журавлев, Л. М. Зюбин, Н. И. Калугин, Г. М. Кочетов, Н. Д. Левитов. А. Д. Сазонов, В. Ф. Сахаров, В. Д. Симоненко, В. В. Чебышева, С. Н. Чистякова, Дульнев Р.М., Бондарь В.И., Хохлина О.П., Синев В.Н., Кущенко И.В., Золотоверх В.В. и др.

1.2. Анализ структуры профориентации

Анализируя структуру профориентации у всех исследователей, можно сказать следующее:

  • Ни один автор не отрицает необходимости проведения профессионального просвещения учащихся. Одни это называют профориентацией, другие - профинформацией, третьи - сообщением знаний о профессиях, четвертые - ознакомлением учащихся с профессиями, пятые - профинформационной деятельностью. Суть одна. Под профессиональным просвещением понимается ознакомление учащихся с разными видами труда в нашем обществе, с условиями и особенностями профессий, воспитание у них уважения к умственному и физическому труду, к разным профессиям.
  • Профессиональная консультация школьников также признается всеми авторами как фактор прямого воздействия на выбор профессии. Некоторые авторы не называют этот раздел работы - и, соответственно, составляющий компонент в понятии профориентации -  профконсультацией, но, раскрывая сущность индивидуальной работы с учащимися или работы по изучению детей в целях их профориентации, они фактически говорят об элементах профессиональной консультации. Под профессиональной консультацией понимается помощь в форме совета учащимся, особенно колеблющимся и не определившимся, в их самоориентации, в выборе профессии с учетом интересов и склонностей, физиологических возможностей. Профконсультация - это не принятие решения за ученика, а совет по выбору профессии, аргументированный и педагогически правильный. Профконсультация ведется на основе длительного психолого-педагогического изучения учащихся в процессе их обучения и воспитания в различных видах деятельности. Поэтому все авторы в структуре профориентации изучение учащихся вводят или как самостоятельный компонент, или рассматривают его как составную частью профессиональной консультации. Очевидно, целесообразнее рассматривать оба компонента в единстве, ибо без изучения интересов и склонностей учащихся невозможна профконсультация. Результаты изучения направлены на развитие и укрепление склонностей и способностей, а затем используются в период предварительного консультирования и собственно консультации. Однако для более четкого выявления структуры общей профориентации следует условно разграничить эти компоненты.
  • Некоторые авторы (Н. Д. Левитов, А. Е. Голомшток, Г. Галките, С. Н. Чистякова и др.) рассматривают предварительную трудовую подготовку учащихся к работе в избираемой отрасли самостоятельным компонентом профориентации. Такой подход вполне правомерен в профориентации подростков и старших школьников. Для того чтобы еще больше отдифференцировать их профессиональные интересы, надо дать им дополнительные знания и навыки, помочь им реализовать первые «трудовые пробы». Это относится и к физическому развитию ученика, и к его психике, и к умственному развитию, и к профессиональным умениям и навыкам. Таким образом, теоретическая и практическая подготовка учащихся к трудовой деятельности, как одно из средств дифференциации интересов и отработки практических умений и навыков, является самостоятельным разделом профориентационной работы с учащимися. Эта работа осуществляется в допрофессиональный и последующий, профессиональный периоды в школе посредством всей системы трудового обучения и трудового воспитания учащихся (общественно полезный, производительный труд, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная и другие виды деятельности). Следует подчеркнуть, что «трудовые пробы» - это центральное звено единой подготовки учащихся к труду и сознательному выбору профессии, при которой практически осуществляется профессиональное обучение и воспитание и организуется долговременная преднамеренная работа по формированию профинтересов. Важно педагогически правильно организовать трудовое обучение, внеклассную, кружковую, факультативную работу, общественно - полезный, производительный труд в школьных мастерских, в цехах и на участках предприятий, на фермах, в ученических производственных бригадах, школьных лесничествах и т. д. Для этих же целей организуются творческие объединения старшеклассников (клубы и бригады по интересам), деятельность в Домах детского творчества и т. д.
  • Все авторы как само собой разумеющееся рассматривают вопросы трудоустройства выпускников школ. Однако лишь некоторые из них выделяют это в самостоятельный компонент профориентации (Я. Будкевич, О.И. Галкина, Л.М. Зюбин, В.В. Чебышева, Ю.И. Шпигель). Нельзя оставлять трудоустройство выпускников неконтролируемым процессом и заканчивать всю профориентацию в школе выдачей аттестата. Необходима непосредственная помощь учащимся после окончания школы в реализации профконсультационных советов и их намерений. Другой путь - контроль над реальным трудоустройством и проверка, таким образом, удачности выданного на консультации совета. Эта работа необходима для накопления опыта и избежания ошибок при проведении профессиональной консультации. Этот вид деятельности школы в педагогической литературе называют постконсультационным контролем. 
  • Составной частью профориентации является профессиональный отбор (подбор). Профотбор производится в период распределения старшеклассников школы по профилям производственной подготовки (в школьных мастерских, учебно-производственных комбинатах, на производстве) и при поступлении в профтехучилища и техникумы.
  • И, наконец, завершающий этап процесса профессионального самоопределения человека, по мнению всех исследователей,- профессиональная адаптация, которая предполагает приспособление обучающихся в школах по профилю трудового обучения и в профтехучилищах (так же, как и в техникумах, вузах, на производстве) - к условиям их профессионального труда, к производству в целом, к особенностям конкретной специальности. «Профессиональная адаптация характеризуется такими признаками, как сохранение и дальнейшее развитие склонностей к конкретной профессиональной деятельности, совпадение общественной и личной мотивации труда, зависящей от его содержания, влияния семьи и производственного окружения. Профессиональная адаптация осуществляется в единстве с социальной адаптацией». Профессиональная адаптация вместе с постконсультационным контролем - это логическое завершение, финал всей работы по профориентации. И школа, и профтехучилище видят плоды своего труда, видят, насколько результативно они поработали в процессе предварительного ориентирования и профессионального обучения своих питомцев.

Таким образом, учитывая все вышеизложенное, можно принять за один из приемлемых вариантов структуры профориентации совокупность следующих компонентов:

  • Профессиональное просвещение учащихся;
  • Предварительная теоретическая и практическая подготовка учащихся к работе в избираемой области;
  • Изучение учащихся в целях профориентации;
  • Профессиональная консультация;
  • Постконсультационный контроль.
  • Профессиональный отбор (подбор);
  • Профессиональная адаптация.

Разумеется, последовательность профориентационной работы не линейна расположению предложенных компонентов.

По мнению известного исследователя проблем профориентации и профессионального воспитания молодежи Н. Н. Дьяченко, собственно профориентация осуществляется в два этапа:

Первый - подготовка к выбору профессии (определение задач, составление плана профессионального воспитания, определение средств, изучение личности учащегося, проведение экспериментов, выявление профессиональных намерений учащегося, предварительное ознакомление с профессиями).

Второй - выбор профессии (пробуждение профессиональных интересов, профинформация, глубокое ознакомление с профессиями, производством, учебными заведениями, привитие любви к технике, к людям труда, профконсультация, профессиональное определение).

Затем осуществляется профотбор, уточнение профиля профессии (доориентация) в ходе профессиональной подготовки в профтехучилище и, наконец, в процессе деятельности наступает адаптация (или переориентация). Только при проведении всего этого комплекса воспитательных воздействий на учащихся можно считать работу по формированию профессионального самоопределения, которую проводит школа и профтехучилище, правильной и научно обоснованной.

Профессиональная ориентация школьников осуществляется в различных видах деятельности - познавательной, включающей и учебную, общественно полезной, коммуникативной, производительном труде, игровой, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей и особенностей каждого школьника, способствующей накоплению его социально-профессионального опыта.

1.3. Подсистемы профессиональной ориентации

Профессиональная ориентация, являясь целостной системой, состоит из взаимосвязанных подсистем, объединенных общностью целей, задач и единством функций.

Организационно-функциональная - деятельность различных социальных институтов, ответственных за подготовку школьников к сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи и функциональные обязанности, с учетом специфики деятельности, на основе принципа координации.

Логико-содержательная - профессиональное просвещение, развитие интересов и склонностей учащихся, максимально приближенных к профессиональным; профессиональная консультация, профессиональный отбор, социально-профессиональная адаптация.

Личностная - личность школьника рассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения, характеризующегося:

  • активной позицией, то есть стремлением к творческой деятельности;
  • самовыражением и самоутверждением в профессиональной деятельности;
  • направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов, убеждений, интересов, отношением к усваиваемым знаниям, умениям, социальным нормам и ценностям, определяющим выбор профессии школьников и осознаваемых как личностно значимые;
  • уровнем развития самосознания: представлением о себе, своих способностях, особенностях характера.

Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением и углублением деятельности учащегося, опосредованной факторами профориентации и их личностной установкой на модель профессионала.

Управленческая - предполагает сбор и обработку информации о процессах, явлениях или состоянии системы профориентации, выработку программы действий, ее осуществление, регулирование выполнения программы, разработку рекомендаций по ее совершенствованию.

Основные направления профориентации определяются задачами и конечной целью профориентации. В основу всей воспитательной работы в школе по вопросам профориентации учащихся должен быть положен принцип государственной заботы об удовлетворении потребности в кадрах различных отраслей народного хозяйства, науки, культуры и быта. Приспособление человека к внешней целесообразности, в чем бы она ни выражалась (заполнение трудовых вакансий, выбор школьниками пусть даже необходимых обществу профессий и т. д.), не может выступать конечной целью профориентации. Таковой является всестороннее развитие самого субъекта как личности. Решающим же условием гармоничного развития личности выступает творческое отношение человека к своей деятельности, увлеченность ею. Поэтому формирование у школьников интереса и склонностей к избираемой профессии (в том числе и рабочей), формирование профнаправленности - вот главное в профессиональной ориентации. Ее конечная цель - подготовить подрастающее поколение к сознательному выбору профессии.

  1. Профессиональная направленность

умственно – отсталых школьников

Понятия «склонности», «интересы», «профессиональная направленность» следует рассматривать во взаимосвязи с другими свойствами личности учащихся и особенностями их психофизического развития. Своеобразие интеллектуального и физического развития детей с умственной отсталостью не позволяет ставить вопрос о свободном выборе профессии самим учеником, как это делается в массовой школе. Вспомогательные школы стоят перед настоятельной необходимостью тщательного отбора наиболее доступных для учащихся специальностей.

Сфера возможного приложения труда умственно отсталых носит относительно ограниченный характер. Однако это не означает, что вспомогательная школа не может выполнить своей основной социальной задачи — подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни. Содержание профессионального обучения умственно отсталых учащихся должно соответствовать их склонностям и возможностям.

Далеко не все выпускники вспомогательной школы работают по полученной в школе профессии, так как часто проявляется несоответствие между уровнем профподготовки учащихся и требованиями современного производства. Часть выпускников вспомогательной школы не выдерживает ритма и темпа работы, не умеет войти в коллектив, найти в нем свое место.

Учащиеся вспомогательных школ овладевают многими специальностями. Так, например, они под руководством школы выбирают профессию столяра, слесаря, швеи, сапожника, строителя. Вместе с тем им явно недоступны профессии, предъявляющие повышенные требования к интеллекту и коммуникативной деятельности. Им нельзя работать там, где предъявляются повышенные требования к технике безопасности. Исключаются также профессии, вредные для здоровья, превосходящие их физические возможности и усугубляющие имеющиеся заболевания.

Как известно, для умственно отсталых школьников характерна пониженная работоспособность, быстрая утомляемость, слабость волевых усилий, отсутствие умения преодолевать трудности и использовать свои физические ресурсы. Особенно резкие колебания работоспособности наблюдаются у детей-травматиков и у детей с текущим заболеванием центральной нервной системы. У умственно отсталых школьников встречаются такие сопутствующие дефекты, как снижение слуха, зрения, парезы и т. д.

При осуществлении профотбора и профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся следует учитывать не только их физическое состояние, но и особенности психического развития (память, внимание, речь, мышление, эмоционально-волевую сферу и т. д.). В целом у умственно отсталых отмечается качественное снижение уровня развития психики по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Своеобразие психического развития обусловлено особенностями высшей нервной деятельности. У умственно отсталых детей отмечается нарушение основных свойств нервных процессов — силы, подвижности и уравновешенности. Условные связи формируются медленно, они непрочны, косны и слабодифференцированны. Нарушено взаимодействие первой и второй сигнальных систем.

По мере развития и обучения у учащихся вспомогательной школы дефекты психофизического развития поддаются коррекции и определенной компенсации. Вследствие этого уровень профессиональной дееспособности умственно отсталых несколько повышается. Олигофренопедагог должен изучать склонности умственно отсталого школьника, его тяготение, стремление к определенному роду занятий и формировать соответствующую профессиональную направленность с учетом объективных возможностей включения выпускников в профессиональную деятельность.

Имеющиеся исследования дают возможность раскрыть динамику профессиональных склонностей учащихся вспомогательной школы в различные возрастные периоды под влиянием целенаправленного педагогического воздействия.

Исследования М.С. Певзнер и В.И. Лубовского свидетельствуют о том, что учащиеся вспомогательной школы наиболее успешно овладевают общепрактическими и трудовыми навыками на 7—8-м годах обучения.

В этот период у них появляется потребность обсуждать вопросы будущего. Представления о выбираемой профессии, как правило, носят практическую направленность, что связано с характером трудового обучения в школе и с уже приобретенными трудовыми навыками и умениями. Однако при этом умственно отсталые школьники отдают явное предпочтение таким недоступным для них специальностям, как шофер и т. д. Постепенно они начинают отдавать предпочтение доступным для них производственным профессиям (швея, столяр, слесарь, переплетчик и т. п.). Обнаруживается завышенная самооценка, имеющая тенденцию к объективизации по мере взросления ученика.

Многим ученикам вспомогательной школы старших классов свойственны уверенность и целенаправленность в доступной им сфере конкретно-практической деятельности. Старшеклассники вспомогательной школы адекватно переживают свои успехи и неудачи, проявляют настойчивость в достижении конкретной цели.

Исследования К.М. Турчинской свидетельствуют о том, что уровень профессиональной устойчивости выпускников вспомогательных школ значительно ниже уровня профессиональной устойчивости выпускников профессиональных училищ. Наряду с частой сменой профессии наблюдается частая смена места работы. Нередки случаи, когда выпускник вспомогательной школы каждый год меняет место работы.

В целях повышения профессиональной устойчивости выпускников вспомогательной школы необходимо, во-первых, улучшить воспитательную работу с ними на производстве и, во-вторых, усовершенствовать профориентационную работу во вспомогательной школе. Под профессиональной направленностью понимается установка личности на развитие качеств, необходимых для успешного труда в избранной области. Формирование профессиональной направленности предполагает развитие соответственных интересов. Известно, что интерес побуждает личность к активной деятельности. Интерес способствует повышению качества усвоения знаний и стимулирует работоспособность.

Исследования К.М. Турчинской раскрывают особенности проявления профессиональных интересов у умственно отсталых школьников в различные периоды их обучения.

Существенным компонентом интереса выступает мотив. Учащиеся 5—8-го классов вспомогательной школы затрудняются мотивировать свой интерес к той или иной профессии. Большинство из них указывают на отдельные, внешне привлекательные для них стороны.

В качестве другого мотива выдвигается желание работать вместе с родителями. Незначительное число учащихся называет существенные качества профессии и ее значимость.

Одним из источников информации о профессии для учащихся являются рассказы родителей и близких.

У многих учащихся вспомогательной школы обнаружено значительное несоответствие между названными профессиональными интересами и содержанием профессионального обучения в школе.

У умственно отсталых школьников профессиональные интересы незрелы, малоустойчивы, недостаточно осознаны. У них отсутствует или слабо выражена профессиональная направленность.

Профессиональное самоопределение умственно отсталых подростков затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки. Поэтому профессиональное самоопределение умственно отсталых должно осуществляться под руководством школы, семьи, общества.

Правильному определению профессиональных возможностей учащихся вспомогательной школы способствуют специальные медико-психологические обследования и основанные на этих данных квалифицированные консультации.

Выпускники вспомогательной школы, как правило, не достигают такого уровня профессионального самопознания, который позволил бы им самостоятельно объективно оценить свои склонности и возможности. Однако при этом они понимают необходимость труда, выражают желание трудиться и стать полезными членами общества.

Решающим фактором при выборе профессии взрослеющими учащимися вспомогательной школы становится влияние педагогов, воспитателей и система проводимой в школе профессиональной работы.

  1. Состояние системы профориентации в коррекционной школе

Далеко не всем школам удается добиться высоких результатов в подготовке умственно отсталых детей к самостоятельной жизни в целом и к труду в частности. Это имеет свои причины. Вот лишь некоторые из них:

  • помещения, в которых проводятся занятия (и не только по труду), часто не отвечают элементарным санитарным требованиям;
  • мастерские не оснащены современным промышленным оборудованием;
  • у школ не хватает необходимых материалов, не налажена связь с производством. Вследствие этого даже в старших классах производительный труд имеет уровень общественно полезного ремесленного труда.

По данным исследований Щербаковой А. М. значительная часть экспертов - руководителей школ (37%) указывает на перегруженность теоретическими сведениями и повышенный уровень сложности программ по труду. Также более 50% учителей считают не всегда оправданным наличие теоретических тем в программе трудового обучения. Из придерживающихся такой точки зрения респондентов 78% убеждены, что теоретические сведения не используются выпускниками вспомогательной школы в самостоятельной жизни. При этом, как известно, в школьной практике именуются теоретическими все те знания, которые реализуются не непосредственно в процессе изготовления изделия, а опосредованно. Например, знания о свойствах материалов используется при выборе того или иного способа технологической обработки. Здесь мы встречаемся с бытующим в практике школы непониманием важности интеллектуализации трудовой деятельности умственно отсталых детей как одного из ведущих элементов коррекционной работы. Одной из причин такого положения является то, что большинство учителей труда не имеют дефектологического образования. В связи с этим определенная часть педагогов, не смотря на большой стаж, не владеет коррекционными приемами и методами работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.

С первых дней обучения в 5-ом классе учащиеся начинают изучать профессиональные приемы работы. Насколько успешно ученики начнут общий период обучения, зависит от того, хорошо ли знает учитель особенности их учебной и трудовой деятельности, учитывает ли психологическую и физиологическую готовность учащихся к тому или иному виду труда.

Обучение умственно отсталых школьников в 4-ом классе представляет собой пропедевтический период трудовой подготовки. Задача учителя в этот период - продуманно организовать психолого-педагогическое изучение школьников направленное на выявление их интересов, склонностей и возможностей воспитания для последующего распределения учащихся по группам трудового обучения. Но во многих школах происходит лишь традиционное разделение на мальчиков и девочек. Это связано с тем, что многие вспомогательные школы из года в год традиционно готовят столяров и швей, хотя возможности трудоустройства по названным специальностям ограничены, особенно в небольших городах. Не всегда принимаются во внимание индивидуальные особенности и способности учеников. Как следствие этого многие выпускники впоследствии работают не по специальностям, полученным в школе, а выполняют тяжелую неквалифицированную работу.

В систему профориентационной деятельности вспомогательной школы входит также и работа с родителями по подготовке учащихся к правильному выбору профессии. Но из-за того, что часто вспомогательные школы являются школами интернатного типа и из-за отрицательного отношения родителей (в основном из неблагополучных семей), данная работа не охватывает родителей всех учащихся.

Родители, занимающиеся трудоустройством своих детей, в выборе профессии часто руководствуются несущественными мотивами, в то время как индивидуальные психофизиологические особенности ими не учитываются.

Сопоставляя данные о несоответствии фактического трудоустройства полученной профессиональной подготовке с тем фактом, что большинство учащихся трудоустроились самостоятельно или с помощью родителей, можно высказать мнение о необходимости проведения более целенаправленной и более эффективной профессиональной ориентации и организационной работы по трудоустройству.

Подводя итог данного раздела, нужно отметить, что правильное суждение о своих возможностях имеет огромное значение для осуществления правильной профессиональной ориентации. Учеников вспомогательных школ необходимо научить реально представлять свои возможности в будущей трудовой деятельности. Такая работа, должна начинаться еще при комплектовании групп по профессионально-трудовой подготовке. Оценка своих индивидуальных способностей, профессиональной пригодности и соотношение их с требованиями профессии представляются для выпускников вспомогательной школы весьма сложной и трудной задачей. Поэтому ведущими направлениями при организации профориентационной работы во вспомогательных школах должны стать профотбор и профконсультации на основе выбора объективных показателей способностей, притязаний, самооценки.

Результаты исследований свидетельствуют, что умственно отсталым школьникам необходима квалифицированная и своевременная помощь взрослых при выборе профессии. Руководящая роль в этой работе должна отводиться школе при совместной деятельности с семьей и производственными коллективами. Важно определить, чем руководствуются умственно отсталые учащиеся при выборе профессии, почему они выбирают именно эту, а не другую профессию.

Для педагогически грамотного проведения профессиональной ориентации и педагоги и родители должны достаточно глубоко понимать, что представляют собой основные методы руководства выбором профессии, каковы главные факторы и движущие силы профессионального самоопределения, что нужно знать об умственно отсталом подростке, чтобы подготовить его к самостоятельному выбору профессии, а если нужно, то и оказать консультативную помощь.

В настоящее время во многих регионах страны (особенно отдаленных) отсутствует целенаправленная подготовка и переподготовка в вузах учителей по труду-дефектологов, а учебные программы большинства педагогических вузов предполагают только поверхностное знакомство с профессиональным обучением школьников, то есть во вспомогательных школах работают педагоги, не имеющие дефектологического образования.

Вспомогательная школа не может ставить своей задачей подготовку рабочих-универсалов, механизаторов широкого профиля и т. д., поэтому вся профориентационная работа школы должна быть направлена на формирование профессионального самоопределения, адекватного психофизическим особенностям учащихся.

4. Пути улучшения профориентационной работы

в коррекционной школе

Проблема трудоустройства выпускников вспомогательных школ имеет большое социальное значение. В каждом конкретном случае решение вопроса зависит не только от степени и качественного своеобразия интеллектуального дефекта, но и от того, насколько правильно умственно отсталый подросток выбрал для себя специальность. Последнее, в свою очередь, показывает эффективность работы системы профессиональной ориентации.

Работу по профориентации ведут классный руководитель, воспитатели и учителя профессионально-трудового обучения в тесном контакте со школьным врачом. В школах создаются кабинеты (уголки) профориентации, подбирается соответствующая литература, уделяется внимание наглядной агитации, создается реальный план профориентационной работы и т. п.

Первый (пропедевтический) этап нацелен на формирование у младших школьников любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества. Это достигается за счет практической включенности учащегося в различные виды общественно полезной трудовой деятельности. Школьные трудовые навыки остаются той основой, на которую опирается человек с олигофренией, при необходимости овладевая другой специальностью. Трудолюбие, дисциплина, стойкий интерес к труду - все, что привито школой, помогает ему в дальнейшей жизни.

Последующие этапы характеризуются целенаправленной работой по формированию профессиональной направленности и становлению профессионального сознания. Целенаправленная профориентационная работа начинается с изучения учащихся в профориентационных целях, формирования положительного отношения к содержанию трудового обучения в школе.
Трудовое обучение с самого начала его пропедевтики должно стать нужным, интересным, эмоционально значимым и эстетически привлекательным для умственно отсталых учащихся. Труд должен стать их осознанной потребностью. Положительное, заинтересованное отношение к осваиваемой специальности способствует созданию у умственно отсталых учеников стремления постоянно улучшать, совершенствовать свои умения и навыки. Становится легче научить их работать самостоятельно, планировать и контролировать свои действия, анализировать ошибки.

На этом этапе продолжается знакомство детей с профессиями, но, в отличие от младших классов, содержание такой работы усложняется. Основными методами становятся не беседы о профессиях родителей, а встречи с представителями профилирующих профессий, экскурсии на промышленные предприятия с последующим их обсуждением и т. д.

Одно из главных звеньев профессионального самоопределения умственно отсталых выпускников - выбор не только доступной, адекватной возможностям специальности, но и такой, на которую есть спрос в данном районе. Сделать специальность привлекательной помогает весь процесс эстетического воспитания, если он имеет направленность на разностороннее развитие детей и реализуется в комплексе с трудовой подготовкой. Говоря об эстетическом воспитании необходимо учитывать не только особенности эмоционально - волевой сферы умственно отсталых детей, но и то, как они взаимодействуют с интеллектуальными процессами. В конкретном виде деятельности развиваются не только эмоционально-волевые качества, но и отношение к ней, характер становится более целенаправленным. Эмоционально-волевые качества (уверенность, выдержка, адекватные переживания) развиваются и изменяются, одновременно меняются соотношения между интеллектуальными и эмоционально-волевыми процессами в ходе обучения. Важно с возможной точностью определить моменты, когда особенно необходимо (в коррекционно-воспитательных целях) усиливать влияние эмоционального фактора.
Содержание профориентационной работы на уроках по общеобразовательным предметам, в этом периоде более тесно увязывается с уроками трудового обучения. Например, на уроках чтения ученики работают с текстами, рассказывающими об изучаемых в школе профессиях. И хотя основной объем профессиональной информации ученики получают все же на уроках труда, эта работа имеет большое значение для раскрытия общественной значимости профессий.

Положительное отношение умственно отсталых школьников к труду по доступным им профессиям во многом основано на непосредственном восприятии общественной его оценки. Вынесение благодарностей, награждение грамотами и другие поощрения обслуживающего персонала школы, организованные в торжественной обстановке и при непосредственном участии детей, стимулирует формирование этого отношения. В аналогичные мероприятия учащиеся включаются и вне школы - на базовых и шефствующих предприятиях.

Привлекая учащихся к созданию материальных ценностей, создаются предпосылки для формирования мировоззрения, воспитывается трудолюбие, бережное отношение к природным богатствам, имуществу и т. д.
Работая в коллективе, дети, столкнувшись с новыми формами отношений, начинают лучше сознавать смысл товарищеского сотрудничества и взаимной помощи, у них все более развивается заботливое отношение друг к другу, чувство коллективизма. Школа должна использовать труд для формирования мировоззрения учеников, для возникновения дружеского соревнования, для формирования чувства долга, ответственности, которые должны стать главными мотивами трудовой деятельности.

В целях профориентации особое внимание следует уделять изучению различных сторон деятельности ребенка: бытовых навыков самообслуживания; двигательных особенностей, проявляющихся в подвижных играх, физических упражнениях и др.; состояния рабочих навыков, сформированных на занятиях по ручному труду в 1 - 3 классах и пр. Изучение проводится в целях правильного распределения учащихся 4 класса для занятий в школьных мастерских.

Четвертый класс по содержанию профессионально-трудового обучения является отборочным, поэтому рекомендуется не ограничиваться занятиями по одной специальности, а по возможности чередовать по четвертям обучение основам нескольких профессий (столярное, слесарное, каротажное, швейное дело, сельскохозяйственный труд и др.).

Разумеется, в школе должны быть условия для последующего обучения этим специальностям. Учителя профессионально - трудового обучения, систематически наблюдая учащихся, составляют подробную характеристику на каждого. С учетом психофизического развития воспитанников определяется их дальнейшее профессионально-трудовое обучение.

Важной стороной подготовки к труду и самостоятельной жизни умственно отсталых школьников является воспитание у них стойкого интереса к выбранной специальности, положительно - эмоционального отношения к ней, адекватной оценке своих возможностей выполнения конкретной работы в той или иной отрасли народного хозяйства. Сознательность, заинтересованность, мотивированность выбора специальности при овладении знаниями и навыками, необходимыми для выполнения той или иной работы, имеют решающее значение в активизации и развитии потенциальных возможностей умственно отсталых подростков.

Н. Г. Морозова отмечает значение интересов как одного из важных факторов формирования личности умственно отсталых детей. Следовательно, повышение заинтересованности в той или иной степени оказывает положительное влияние на развитие всего комплекса личностных качеств умственно отсталых школьников в подростково-юношеский период.
Поскольку интерес к занятиям во многом определяет успешность обучения, формирование профессиональных представлений в школьном возрасте является своего рода фундаментом эффективности дальнейшего процесса обучения, который закладывается в ходе профориентации.

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование профессиональных представлений - необходимый элемент профессиональной ориентации, влияющий на развитие профессиональных интересов и успешность профессионального становления и развития личности. Это требует от педагогов применения специальных методов работы. Ведь если в процессе обучения и воспитания применяются эффективные педагогические и коррекционные приемы, то нарушения, свойственные ребенку с олигофренией, в значительной степени компенсируются.

К основным методам формирования профессиональных представлений относятся встречи с работающими выпускниками школы, другими рабочими и, конечно, экскурсии.

Каждой экскурсии предшествует подготовительная работа. Учащимся необходимо напомнить о правилах поведения в общественных местах. Кроме того, каждый ученик получает задание узнать что-либо на экскурсии, например: записать названия рабочих профессий, запомнить название цехов, спросить о зарплате. Есть задания, касающиеся приемов работы: как сидят или стоят рабочие при выполнении операций, как располагают руки и т. д. Условия проведения экскурсий на предприятия таковы, что сопровождающий группу дает пояснения вне цеха, а внутри учащиеся расходятся, наблюдения и разговоры ведут индивидуально. Поэтому так важна подготовительная работа. Иначе может получиться так, что в результате экскурсии учащиеся вынесут только шумовой фон и разрозненные зрительные образы и не увидят того, ради чего пришли на данное предприятие. То есть, речь здесь идет о расширении путей профпропаганды и профагитации.

Также хорошие результаты при формировании профессиональной направленности дает совместная профориентационная работа школы и профессионального училища. Одна из трудностей приспособления выпускников специальных школ к жизни заключается в несоответствии их профессиональных, физических, интеллектуальных возможностей той оценке, которую они себе дают, их притязаниям. Поэтому важной стороной подготовки к труду и самостоятельной жизни умственно отсталых школьников является воспитание у них адекватной оценки своих возможностей выполнения конкретной работы в том или ином производстве. Незнание собственных возможностей и того, какие качества требуются для овладения той или иной профессией, может усугубить трудности последующей социально-трудовой адаптации. Выработке правильной самооценки способствуют занятия по трудовому обучению, помимо этого они определяют, в известной мере, уровень притязаний умственно отсталых детей. При комплектовании групп по профессионально-трудовой подготовке целесообразно учитывать не только возможности ребят в практической деятельности, но и их собственную оценку своих способностей, уровень их притязаний.

В соответствии с выявленными особенностями можно будет строить работу по воспитанию у умственно отсталых школьников правильной, адекватной самооценки, критичности. Индивидуальные задания детям нужно давать с таким расчетом, чтобы показать им степень их возможностей на определенном этапе обучения, для этого может быть полезна методика с разной градацией трудности. Постепенно ребенок начнет видеть, что он в состоянии сделать, а что ему не под силу.

Для осуществления правильной профориентации учащихся необходима совместная работа учителя по труду и воспитателя. Нужно так планировать эту совместную работу, чтобы научить воспитанников вспомогательной школы более реально представлять себе свои возможности в будущей трудовой деятельности, не вселяя, однако, в них чувство крайней ограниченности их способностей. Здесь необходим индивидуальный подход и большая чуткость педагога. Знание преподавателем трудового обучения особенностей самооценки и уровня притязаний умственно отсталых школьников повысит эффективность учебных занятий, будет способствовать успешному решению коррекционно-воспитательных задач, стоящих перед специальной школой.

Не надо забывать и о том, что участие семьи в трудоустройстве выпускников достаточно велико. Сопоставляя этот факт с несоответствием фактического трудоустройства полученной профессиональной подготовке, следует, что профориентационную работу с родителями надо проводить более основательно. Тесное сотрудничество таких социальных институтов, как семья и школа, может дать более успешные результаты трудового устройства воспитанников. Но, так как большинство вспомогательных школ являются школами интернатного типа, данная проблема нуждается в дальнейшей проработке. В связи с этим большое значение приобретает разработка содержания профессиональной консультации непосредственно умственно отсталых учащихся. Основой для консультации служат данные специальных медико-психологических обследований и комплексные характеристики, составленные воспитателями и учителями- предметниками.

В организации профориентационной работы важную роль играет школьный учебно-методический кабинет профориентации. Создание кабинета облегчает накопление и систематизацию материалов по профориентации, которыми может воспользоваться любой педагог школы. Кабинет используется также для справочно-консультационной работы и других мероприятий с учащимися и их родителями. Кроме того, кабинет является центром методической работы по вопросам профориентации и связующим звеном между школой, профессиональным училищем и базовым предприятием. Руководство работой кабинета целесообразно возложить на социального педагога. Кабинет оформляется стендами, витринами, альбомами, макетами оборудования и т. д. К оформлению и обновлению кабинета следует привлекать школьников, что будет являться дополнительным стимулом для развития профессионального интереса. Также в кабинете профориентации рекомендуется оформить специальную карточку на каждого ученика, отражающую основные социально-демографические, медицинские, психофизиологические и другие данные.

Работа по профессиональной ориентации не прекращается с окончанием уроков - ею должна быть наполнена каждая минута проведенного в школе времени. Организационные формы профориентации учащихся во внеклассной работе многообразны: праздники, вечера, утренники, встречи, беседы, трудовые сборы, экскурсии, конкурсы, выставки, игры, внеклассное чтение, оформление стендов и альбомов, кружковые занятия. 

Основой профориентации учащихся во вспомогательной школе является воспитательная работа в группе. Главная задача воспитателей заключается в том, чтобы организовать активную и разнообразную деятельность учащихся, связанную с их подготовкой к выбору профессии. При подготовке любого мероприятия важно добиться, чтобы школьники были не просто зрителями и слушателями, а активными участниками. Воспитательное воздействие мероприятия будет непосредственно зависеть от организации деятельности учащихся, начиная с подготовительного периода. Возможности для привлечения учащихся к подготовке профориентационных мероприятий имеются всегда. Методика их подготовки та же, что и любого мероприятия по трудовому воспитанию.

При планировании внеклассной профориентационной работы нужно учитывать содержание профориентации в учебном процессе. Это поможет избежать дублирования, например, при проведении экскурсий.  На экскурсиях важно привлекать внимание детей к доступным им профессиям, раскрывая не только общественную значимость, но и их интеллектуальное содержание. Например, оценивая труд уборщицы, обычно отмечается его необходимость (вытирает пыль, подметает, моет). Но учащиеся должны убедиться в том, что уборщица должна знать санитарно-гигиенические требования к помещениям, их подготовке к летнему и зимнему периодам, устройство бытовых приборов (пылесоса, полотера) и правила их эксплуатации, особенности и средства ухода за стенами и полом в зависимости от их покрытия, правила ухода за мебелью и т. д.

Обеспечению эмоционального уровня деятельности учеников в процессе профориентационной работы способствуют игры, которые зависят от возраста и подготовленности детей. Например, для первоклассников рекомендуется игра «Назови профессию». Ученики должны назвать профессию изображенного на картинке человека, а потом ответить на вопрос «Что он делает?». За правильные ответы даются звездочки. Ученики могут делиться на команды. Победители определяются по числу звездочек. По мере приобретения сведений о профессиях игра усложняется и изменяется. Детям предлагается назвать инструменты, которыми пользуются столяр, слесарь, сапожник, или наоборот - профессию работника, которому нужны определенные инструменты. Расширение опыта детей позволяет использовать и другие игры.

Хорошее средство воспитания учащихся - выставки и конкурсы профессионального мастерства. Они проводятся в составе учебно-трудовой группы, между учащимися учебно-трудовых групп одного профиля своей или разных школ, между учащимися различных профилей. Назначение конкурсов заключается не столько в определении знаний, умений и навыков учащихся и выявлении лучших из них, сколько в воспитательном воздействии. Участники конкурса извещаются о нем заранее, готовятся показать себя с лучшей стороны, стараются не подвести товарищей и учителей. У учеников младших классов вызывается интерес к школьным профилям профессиональной подготовки. Присутствующие на конкурсе или выставке родители, представители профессиональных училищ, предприятий получают возможность оценить результативность профессионально-трудовой подготовки учащихся, что разрушает распространенное обывательское мнение о вспомогательной школе.

Учитывая то, что умственно отсталые учащиеся старших классов обнаруживают интерес к тем условиям работы, в которых они будут находиться после окончания школы, профессиональное обучение следует максимально приблизить к естественным условиям работы специалиста на производстве по содержанию, форме и т. д. Имеется в виду не только наличие соответствующего оборудования, но и производственный режим, отношения. Производительный труд дает возможность решать ряд задач, направленных на подготовку учащихся к жизни и труду. Только в условиях, близких к производственным, можно выработать качественные и скоростные показатели. В ходе производительного труда школьники ощущают ту трудовую нагрузку, которую имеют взрослые рабочие, на своем опыте они убеждаются в пользе пооперационного разделения труда. Те отношения, в которые вступают учащиеся в процессе трудовой деятельности, дают возможность лучше выявить личностные качества каждого подростка, что позволит более целенаправленно воздействовать на выработку таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, взаимовыручка, гордость за свою профессию. Лучше всего, чтобы производственная практика осуществлялась как в профессиональных училищах - на предприятиях, в условиях реальной трудовой деятельности. Следует увеличить срок производственной практики и проводить ее на будущих местах работы, что позволит работникам школ ориентировать производственные коллективы на правильное отношение к выпускникам вспомогательных школ, поможет создать благоприятный для них производственный микроклимат. В связи с этим ученики должны быть обеспечены рабочими местами, на которых под руководством опытных мастеров будет осуществляться знакомство с профессией. Необходимо выбирать такие предприятия, которые будут принимать на работу определенное количество выпускников вспомогательных школ.  К учебе в профессиональных училищах школьников надо готовить заранее. Например, обучать их в школе таким профессиям, совершенствоваться в которых учащиеся могли бы в местных учреждениях начального профессионального образования. В современных условиях, отличающихся большим динамизмом общественной и производственной жизни, подход к выбору профилей трудового обучения не должен оставаться неизменным и учитывать только опыт прошлого. При выборе труда каждой школе нужно чутко реагировать на меняющиеся условия своего региона, вовремя менять профили и осваивать новые. В школах, откуда многие учащиеся поступают учиться в профессиональные училища, необходимо повышать уровень теоретической подготовки. Это следует делать, прежде всего, за счет более эффективной методики проведения теоретических занятий, а в отдельных случаях - за счет углубления и расширения программного материала. Немаловажное значение в подготовке учащихся вспомогательных школ к обучению в профессиональных училищах имеет постоянная связь школы и училища. Учителя вспомогательных школ, как правило, не знают и не могут знать всех требований, предъявляемых индивиду различными профессиями. Тем более сложно им охарактеризовать особенности и условия труда по той или иной профессии, перспективы профессионального развития личности. Поэтому профессиональная ориентация на рабочие профессии должна проводиться, школами и профучилищами совместно. Только такая совместная работа позволит эффективно формировать у школьников профессиональные представления, которые являются основной предпосылкой формирования профессиональной направленности.


Заключение

Профессиональная реабилитация лиц с умственной отсталостью из
всех других аспектов реабилитации (медицинского и социального) в наибольшей степени содействует социализации и наиболее полной интеграции инвалидов в общество.

В России система профессиональной реабилитации лиц с умеренной отсталостью находится в стадии становления, начато внедрение модели «Поддерживаемое трудоустройство» среди молодых людей с нарушениями интеллекта в возрастной группе от 18 до 30 лет. На примере конкретных учреждений (систем образования, здравоохранения и социальной защиты) установлено, что в создавшейся социально-экономической ситуации в открытом рынке труда трудоустраиваются инвалиды в основном с легкими интеллектуальными нарушениями с простым дефектом психики.

Инвалиды же с более выраженными интеллектуальными и психологическими нарушениями работают, как правило, в лечебно-производственных мастерских при психоневрологических диспансерах или интернатах, а также
на дому, хотя определенная часть из них могла бы работать в открытом рынке труда при содействии в адаптации на рабочем месте.

Анализ литературы ряда развитых стран показал, что прогрессивное
реформирование систем самых различных видов помощи лицам с интеллектуальными нарушениями базируется в настоящее время на принципах
нормализации, децентрализации, интеграции, равенства, участия и персонального принятия решений. Реализуются эти принципы в разных странах по-разному, с учетом социокультурных и экономических особенностей.
Используются разнообразные подходы к организации помощи таким лицам, в частности политический, социально-бытовой, экономический, социально-психологический, профессионально-образовательный и др., используемые чаще в комплексе, чем каждый в отдельности. В то же время
за рубежом широко обсуждается данная проблематика (подвергается критике используемая терминология, обсуждаются существующие организационные решения).

В развитых странах мира разработаны разнообразные подходы (правовые, финансово-экономические, организационные, социально -психологические) и формы решения проблем профессиональной реабилитации лиц с интеллектуальными нарушениями. Наряду с выраженным стремлением общественности и правительства поддержать трудовую занятость лиц с интеллектуальными нарушениями практически во всех странах их инициативы встречают значительные трудности как организационного, так и финансового характера. Работодатели, как правило, не принимают на работу инвалидов и, в частности, с умственной отсталостью и другими психическими заболеваниями, несмотря на систему квот, и зачастую предпочитают платить штраф.

Однако в настоящее время имеются эффективные технологии профессиональной подготовки и трудоустройства данной категории инвалидов как
в открытом рынке труда, так и в специально созданных условиях. Новые
технологии позволяют вовлекать в трудовую деятельность инвалидов с различными степенями умственной отсталости.

В связи с неуклонным увеличением количества лиц с умственной отсталостью необходимо шире внедрять новые формы и технологии их профессиональной ориентации и реабилитации, что открывает им путь к более полноценной жизни, к участию в различных сферах жизнедеятельности общества.

Список литературы:

  1. Борщанская М. К. Создание воспитательной системы в школе VIII вида.//Дефектология. - 2001. - № 4.
  2. Гусева Г. В., Зильбернштейн Н. А. Кабинет профессиональной ориентации в средней школе. - Москва, 1986.
  3. Картушина Г. Б. Работа по профессиональной ориентации учащихся вспомогательной школы.//Трудовое обучение во вспомогательной школе. - Москва, 1988.
  4. Патракеев В. Г. Трудовая подготовка в школах VIII вида для детей с нарушением интеллекта.//Дефектология. - 1996. - № 3.
  5. Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. - Москва, 2002.
  6. Турчинская К. М. Профессиональная ориентация во вспомогательной школе. - Киев, 1976.
  7. Чистякова С. Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация: организация и управление. - Москва, 1987.
  8. Щербакова А. М. Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы.//Дефектология. - 1996. - № 4.
  9. Щербакова А. М., Москоленко Н. В. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений VIII вида.//Дефектология. - 2001. - № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Калейдоскоп профессий (сценарий проведения внеклассного мероприятия по профессиональной ориентации учащихся)

Материалы могут быть использованы в период проведения предметной недели по предмету...

Профессиональная ориентация учащихся в современных условиях

Статья раскрывает сущность, а так же актуальность профессональной ориентации учащихся на современном этапе. Так же,  в данной публикации отражены некоторые проблемы и направления, ...

Основные направления деятельности социального педагога по профессиональной ориентации учащихся основной школы

Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Поэтому одно из направлений работы социального педагога  - это профориентация....

Профессиональная ориентация учащихся на лабораторных и практических занятиях

В старших классах большое значение имеют лабораторные и практические занятия. Целями проведения лабораторных работ являются развитие и совершенствование практических, предметных, общеучебных умений и ...

«Опыт работы по профессиональной ориентации учащихся на профессию полицейского»

Публикация по патриотическому воспитанию для учащихся в старших классах...

Анализ ситуации организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья . Профессиональная ориентация учащихся школы VIII вида

Профессиональное самоопределение, выбор профессии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными отклонениями, проблема сложная. Перед каждым поколе...