Программа элективного курса по технологии "Проекционное черчение"
рабочая программа по технологии (9 класс) на тему

Алексеева Наталья Николаевна

 

Основная задача курса черчения – научить учащихся читать и выполнять чертежи различных деталей . Поэтому занятия на курсах «Проекционное черчение» направлены на  работу над развитием технической грамотности учащихся ,умения ориентироваться в типах и видах чертежей , навыков практического выполнения чертежей разных видов , навыков чтения чертежей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_proektsionnoe_cherchenie.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ТЕХНОЛОГИИ

«ПРОЕКЦИОННОЕ ЧЕРЧЕНИЕ»

Пояснительная записка

       Основная задача курса черчения – научить учащихся читать и выполнять чертежи различных деталей . Поэтому занятия на курсах «Проекционное черчение» направлены на  работу над развитием технической грамотности учащихся ,умения ориентироваться в типах и видах чертежей , навыков практического выполнения чертежей разных видов , навыков чтения чертежей.

Целью данного курса является обучение обучающихся графической грамоте и элементам графической культуры. Овладев базовым курсом , школьники должны научиться выполнять и читать комплексные чертежи ( и эскизы) деталей , их наглядные изображения.

Задачи курса :

  1. научить приемам работы с чертежными инструментами, простейшим геометрическим построениям , приемам построения сопряжений;
  2. научить правилам выполнения чертежей, основам прямоугольного проецирования на одну, две , три взаимно перпендикулярные плоскости проекций, правила построения наглядных изображений;
  3. Познакомить с понятиями «сечение», «разрезы» и научить применять их при построении чертежа;
  4. учить анализу формы предметов по чертежу , наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам;
  5. Научить читать и выполнять виды на комплексных чертежах , анализировать графический состав изображений , читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции , технические рисунки .

В данной программе раскрыта система организации и проведения занятий по черчению с использованием развивающих методов обучения , алгоритмизации и интенсификации учебного процесса .

Черчение – особая учебная дисциплина, имеющая не только образовательное значение ( овладение графическим языком техники) , но и воспитательное значение – формирование у обучающихся таких качеств , как усидчивость , упорство  в достижении цели, аккуратность и точность в работе , требовательность к себе, чувство красоты.

Запланировано выполнение 10 графических работ с использованием индивидуальных карточек–заданий. В формах опроса содержатся интересные задания: разгадать кроссворд , дочертить недостающие линии на чертеже, вставить пропущенные слова в текст определений и т.д.  Столкновение с необычной, нестандартной ситуацией способствует наиболее интенсивному развитию мышления школьников , их творческих способностей. Поэтому ребятам предлагаются  развивающие и творческие задачи, которые вызывают у них интерес, способствуют появлению увлеченности учебной дисциплиной.

          Элективный курс рассчитан на  17 учебных часов.  

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование  тем

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Техника черчения и правила выполнения чертежей

3

1

2

  2.

Алгоритм построения чертежа плоской детали

1

1

3.

Геометрические построения

2

1

1

4.

Проецирование

3

1

2

5.

Аксонометрические проекции

2

1

1

6.

Технический рисунок . Эскизы

2

1

1

7.

Сечение

2

1

1

8.

Разрезы

2

1

1

                                                                ИТОГО

17

7

10

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  С КРАТКИМ СОДЕРЖАНИЕМ

п/п

Название темы урока

Краткое содержание

1

Введение. Материалы и инструменты . Гр.р.№1 «Линии чертежа.»

История развития чертежа . Основные правила работы с инструментами и материалами . Целесообразность использования линий чертежа . ГОСТ- линии по конструкции , по назначению. Параметры линий и их элементов. Выполнение графической работы №1 «Линии чертежа»

2

Форматы , рамка и основная надпись на чертежах . Нанесение размеров на чертежах.

Необходимость использования форматов чертежей бумаги определенного размера ; понятие о государственных стандартах. Образование форматов и определение их размеров. Формат А4 – ученический. Рамка и основная надпись на ученическом формате. Основные правила нанесения размеров: размерная , выносная линии, стрелка , выносная линия за стрелку, размерные числа; габаритные размеры; рациональность в нанесении размеров. Размеры окружностей , дуг , углов.

3

Шрифт : общие понятия ; основные правила выполнения чертежного шрифта.

Гр.р. №2

История создания шрифта. Чертежный стандартный  шрифт , ГОСТ , особенности чертежного шрифта ; номера шрифтов. Прописные и строчные буквы . Зависимость размеров букв от номера шрифта , классификация букв. Граф. раб. №2 «Шрифт чертежный»

4.

Алгоритм построения чертежа плоской детали

Гр.р. №3

Алгоритм построения чертежа плоской детали , симметричной ,относительно двух плоскостей симметрии . Графическая работа №3 «Чертеж плоской детали»

5

Геометрические построения. Деления отрезка , угла и окружности на равные части.

Необходимость изучения этого материала (демонстрация и анализ технических деталей); деление отрезка , угла на две части, деление отрезка на равные части , деление окружности на равные части.

6

Геометрические построения . Сопряжения.

Гр. р. №4

Обоснование необходимости использования сопряжения ; элементы сопряжения ; сопряжение угла ( острого, тупого и прямого , прямой и окружности (анализ алгоритма построения). Гр.р. №4 «Построение сопряжений»

7

Метод проецирования. Виды. Проецирование на три плоскости проекций.

Понятие о проецировании. Виды проецирования. Параллельное прямоугольное проецирование на три плоскости проекций. Выбор главного вида. Получение вида сверху на горизонтальной плоскости проекций , получение вида слева на профильной плоскости проекций.

8.

Алгоритм построения чертежа , представленного тремя видами .Граф. р. №5.

Комплексный чертеж предмета в системе трех основных проекций. Алгоритм построения чертежа , представленного тремя видами. Особенность нанесения размеров. Постоянная прямая. графическая работа №5 по наглядному изображению детали построить комплексный чертеж

9.

Построение третьего вида по двум заданным.

Гр.р. №6

Алгоритм построения по двум проекциям третьей. Определение необходимого и достаточного количества видов. Графическая работа №6 «По двум видам построить третий»

10

Аксонометрические проекции , используемые в машиностроении.

Общие сведения по аксонометрии. Аксонометрические проекции: изометрия , диметрия ; расположение по осям; размеры , откладываемые по осям . Алгоритм построения

11

Графическая работа №7 «Построение Изометрии предмета по чертежу»

Используя алгоритм построения наглядного изображения . выполнить изометрию детали , представленной тремя видами.

12

Технический рисунок , эскизы.

Понятие эскиза , технического рисунка. Сходства и различие эскиза и чертежа , технического рисунка и изометрии (устанавливают дети). Особенности выполнения эскиза (алгоритм), технического рисунка (алгоритм). Штриховка.

13

Графич. р. № 8 по теме «Эскиз, технический рисунок»

По двум видам выполнить эскиз комплексного чертежа и технический рисунок с передачей объема.

14

Общие понятия о сечении.

Определение , назначение и образование сечений. Виды сечений. Правила их выполнения. Графическое обозначение материалов. Обозначение сечений.. Алгоритм построения сечений.

15

Графическая работа №9 «Сечения»

По наглядному изображению детали построить ее комплексный чертеж и выполнить необходимые сечения.

16

Общие сведения о разрезах.

Определение, назначение и образование разрезов. Классификация разрезов . Расположение и обозначение. Алгоритм построения разрезов.

17

Графическая работа №10 «Разрезы»

По двум видам построить третий  , применить необходимые разрезы.

                                            ЛИТЕРАТУРА

1. Ботников А.Д. Сборник задач по черчению. М.,

         Просвещение, 1973.

2. Ботников А.Д. Ломов Б.Ф. Научные основы формирования

    графических знаний, умений и навыков школьников. М., Педагогика,

   1977.

3. Брунер Дж. Психология познания. М., Педагогика, 1977.

4. Василенко Е.А., Жуков Е.Т. Карточки-задания по черчению. М..

    Просвещение 1977.

5. Волков И,П учим творчеству. М., Педагогика, 1982-

б.Воротников И.А. Занимательное черчение, М,, Просвещение (любое

   издание).

7. Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. М., Просвещение, 1991.

8. Давыдов В.В. Проблемы  развивающего обучения. М., Педагогика,

   1986.

9. Дембинский С И., Кузьменко В .И.  Методика преподавания черчения

    в средней школе . М.,Просвещение. 1977

10 Житникова Л.М. Учите детей запоминать. М., 1973.

11 Никитин Н.П.  Развивающие игры. М., Педагогика, 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по черчению " Графический язык твоей профессии"

Данный курс предназначен для обучения учащихся 10-11 классов, утвердившихся  в выборе специальности архитектора, строителя, дизайнера, инженера, конструктора, топографа, геолога и других професси...

Программа элективного курса по черчению в 10-11 кл. «Элементы начертательной геометрии и инженерной графики»

В данном курсе учащиеся знакомятся с основными навыками современных профессий инженерно-технического направления: инженера-технолога, архитектора, дизайнера и т.д.Дизайн – проектирование, ставше...

Рабочая программа элективного курса по черчению

Программа предназначена для углубленного изучения черчения учениками 9-10 классов....

Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Техническое черчение"

Программа элективного курса составлена для учащихся 10 -11 классов естественно-математического и физико-математического профилей обучения, желающих после окончания школы обучаться в ВУЗах на факультет...

Программа элективного курса по технологии "Архитектурно-строительное черчение"

Предлагаемая программа содержит материал , завершающий полный курс черчения и предусмотрен для тех ребят, которые освоили программу занятий по проекционному черчению и сборочному чертежу. О...

Программа элективного курса по черчению для 9 класса "Пространственное мышление"

Элективный курс  по черчению рассчитан на 22 часа в 9 классе.Подразумевает продолжение изучения курса "Черчение" после 8 класса по программе сокращенного варианта учебного плана....

Рабочая программа элективного курса «Черчение с элементами моделирования и проектирование на ПК» (для учащихся 8-9 классов) Адаптированная.

Рабочая программа элективного курса «Черчение  с элементами моделирования и проектирование на ПК» для общеобразовательных классов общеобразовательных школ.  Разработана на основе типовы...