Программа элективного курса по технологии "Проекционное черчение"
рабочая программа по технологии (9 класс) на тему
Основная задача курса черчения – научить учащихся читать и выполнять чертежи различных деталей . Поэтому занятия на курсах «Проекционное черчение» направлены на работу над развитием технической грамотности учащихся ,умения ориентироваться в типах и видах чертежей , навыков практического выполнения чертежей разных видов , навыков чтения чертежей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_proektsionnoe_cherchenie.docx | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ТЕХНОЛОГИИ
«ПРОЕКЦИОННОЕ ЧЕРЧЕНИЕ»
Пояснительная записка
Основная задача курса черчения – научить учащихся читать и выполнять чертежи различных деталей . Поэтому занятия на курсах «Проекционное черчение» направлены на работу над развитием технической грамотности учащихся ,умения ориентироваться в типах и видах чертежей , навыков практического выполнения чертежей разных видов , навыков чтения чертежей.
Целью данного курса является обучение обучающихся графической грамоте и элементам графической культуры. Овладев базовым курсом , школьники должны научиться выполнять и читать комплексные чертежи ( и эскизы) деталей , их наглядные изображения.
Задачи курса :
- научить приемам работы с чертежными инструментами, простейшим геометрическим построениям , приемам построения сопряжений;
- научить правилам выполнения чертежей, основам прямоугольного проецирования на одну, две , три взаимно перпендикулярные плоскости проекций, правила построения наглядных изображений;
- Познакомить с понятиями «сечение», «разрезы» и научить применять их при построении чертежа;
- учить анализу формы предметов по чертежу , наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам;
- Научить читать и выполнять виды на комплексных чертежах , анализировать графический состав изображений , читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции , технические рисунки .
В данной программе раскрыта система организации и проведения занятий по черчению с использованием развивающих методов обучения , алгоритмизации и интенсификации учебного процесса .
Черчение – особая учебная дисциплина, имеющая не только образовательное значение ( овладение графическим языком техники) , но и воспитательное значение – формирование у обучающихся таких качеств , как усидчивость , упорство в достижении цели, аккуратность и точность в работе , требовательность к себе, чувство красоты.
Запланировано выполнение 10 графических работ с использованием индивидуальных карточек–заданий. В формах опроса содержатся интересные задания: разгадать кроссворд , дочертить недостающие линии на чертеже, вставить пропущенные слова в текст определений и т.д. Столкновение с необычной, нестандартной ситуацией способствует наиболее интенсивному развитию мышления школьников , их творческих способностей. Поэтому ребятам предлагаются развивающие и творческие задачи, которые вызывают у них интерес, способствуют появлению увлеченности учебной дисциплиной.
Элективный курс рассчитан на 17 учебных часов.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Техника черчения и правила выполнения чертежей | 3 | 1 | 2 |
2. | Алгоритм построения чертежа плоской детали | 1 | 1 | |
3. | Геометрические построения | 2 | 1 | 1 |
4. | Проецирование | 3 | 1 | 2 |
5. | Аксонометрические проекции | 2 | 1 | 1 |
6. | Технический рисунок . Эскизы | 2 | 1 | 1 |
7. | Сечение | 2 | 1 | 1 |
8. | Разрезы | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО | 17 | 7 | 10 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН С КРАТКИМ СОДЕРЖАНИЕМ
№ п/п | Название темы урока | Краткое содержание |
1 | Введение. Материалы и инструменты . Гр.р.№1 «Линии чертежа.» | История развития чертежа . Основные правила работы с инструментами и материалами . Целесообразность использования линий чертежа . ГОСТ- линии по конструкции , по назначению. Параметры линий и их элементов. Выполнение графической работы №1 «Линии чертежа» |
2 | Форматы , рамка и основная надпись на чертежах . Нанесение размеров на чертежах. | Необходимость использования форматов чертежей бумаги определенного размера ; понятие о государственных стандартах. Образование форматов и определение их размеров. Формат А4 – ученический. Рамка и основная надпись на ученическом формате. Основные правила нанесения размеров: размерная , выносная линии, стрелка , выносная линия за стрелку, размерные числа; габаритные размеры; рациональность в нанесении размеров. Размеры окружностей , дуг , углов. |
3 | Шрифт : общие понятия ; основные правила выполнения чертежного шрифта. Гр.р. №2 | История создания шрифта. Чертежный стандартный шрифт , ГОСТ , особенности чертежного шрифта ; номера шрифтов. Прописные и строчные буквы . Зависимость размеров букв от номера шрифта , классификация букв. Граф. раб. №2 «Шрифт чертежный» |
4. | Алгоритм построения чертежа плоской детали Гр.р. №3 | Алгоритм построения чертежа плоской детали , симметричной ,относительно двух плоскостей симметрии . Графическая работа №3 «Чертеж плоской детали» |
5 | Геометрические построения. Деления отрезка , угла и окружности на равные части. | Необходимость изучения этого материала (демонстрация и анализ технических деталей); деление отрезка , угла на две части, деление отрезка на равные части , деление окружности на равные части. |
6 | Геометрические построения . Сопряжения. Гр. р. №4 | Обоснование необходимости использования сопряжения ; элементы сопряжения ; сопряжение угла ( острого, тупого и прямого , прямой и окружности (анализ алгоритма построения). Гр.р. №4 «Построение сопряжений» |
7 | Метод проецирования. Виды. Проецирование на три плоскости проекций. | Понятие о проецировании. Виды проецирования. Параллельное прямоугольное проецирование на три плоскости проекций. Выбор главного вида. Получение вида сверху на горизонтальной плоскости проекций , получение вида слева на профильной плоскости проекций. |
8. | Алгоритм построения чертежа , представленного тремя видами .Граф. р. №5. | Комплексный чертеж предмета в системе трех основных проекций. Алгоритм построения чертежа , представленного тремя видами. Особенность нанесения размеров. Постоянная прямая. графическая работа №5 по наглядному изображению детали построить комплексный чертеж |
9. | Построение третьего вида по двум заданным. Гр.р. №6 | Алгоритм построения по двум проекциям третьей. Определение необходимого и достаточного количества видов. Графическая работа №6 «По двум видам построить третий» |
10 | Аксонометрические проекции , используемые в машиностроении. | Общие сведения по аксонометрии. Аксонометрические проекции: изометрия , диметрия ; расположение по осям; размеры , откладываемые по осям . Алгоритм построения |
11 | Графическая работа №7 «Построение Изометрии предмета по чертежу» | Используя алгоритм построения наглядного изображения . выполнить изометрию детали , представленной тремя видами. |
12 | Технический рисунок , эскизы. | Понятие эскиза , технического рисунка. Сходства и различие эскиза и чертежа , технического рисунка и изометрии (устанавливают дети). Особенности выполнения эскиза (алгоритм), технического рисунка (алгоритм). Штриховка. |
13 | Графич. р. № 8 по теме «Эскиз, технический рисунок» | По двум видам выполнить эскиз комплексного чертежа и технический рисунок с передачей объема. |
14 | Общие понятия о сечении. | Определение , назначение и образование сечений. Виды сечений. Правила их выполнения. Графическое обозначение материалов. Обозначение сечений.. Алгоритм построения сечений. |
15 | Графическая работа №9 «Сечения» | По наглядному изображению детали построить ее комплексный чертеж и выполнить необходимые сечения. |
16 | Общие сведения о разрезах. | Определение, назначение и образование разрезов. Классификация разрезов . Расположение и обозначение. Алгоритм построения разрезов. |
17 | Графическая работа №10 «Разрезы» | По двум видам построить третий , применить необходимые разрезы. |
ЛИТЕРАТУРА
1. Ботников А.Д. Сборник задач по черчению. М.,
Просвещение, 1973.
2. Ботников А.Д. Ломов Б.Ф. Научные основы формирования
графических знаний, умений и навыков школьников. М., Педагогика,
1977.
3. Брунер Дж. Психология познания. М., Педагогика, 1977.
4. Василенко Е.А., Жуков Е.Т. Карточки-задания по черчению. М..
Просвещение 1977.
5. Волков И,П учим творчеству. М., Педагогика, 1982-
б.Воротников И.А. Занимательное черчение, М,, Просвещение (любое
издание).
7. Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. М., Просвещение, 1991.
8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., Педагогика,
1986.
9. Дембинский С И., Кузьменко В .И. Методика преподавания черчения
в средней школе . М.,Просвещение. 1977
10 Житникова Л.М. Учите детей запоминать. М., 1973.
11 Никитин Н.П. Развивающие игры. М., Педагогика, 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по черчению " Графический язык твоей профессии"
Данный курс предназначен для обучения учащихся 10-11 классов, утвердившихся в выборе специальности архитектора, строителя, дизайнера, инженера, конструктора, топографа, геолога и других професси...
Программа элективного курса по черчению в 10-11 кл. «Элементы начертательной геометрии и инженерной графики»
В данном курсе учащиеся знакомятся с основными навыками современных профессий инженерно-технического направления: инженера-технолога, архитектора, дизайнера и т.д.Дизайн – проектирование, ставше...
Рабочая программа элективного курса по черчению
Программа предназначена для углубленного изучения черчения учениками 9-10 классов....
Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Техническое черчение"
Программа элективного курса составлена для учащихся 10 -11 классов естественно-математического и физико-математического профилей обучения, желающих после окончания школы обучаться в ВУЗах на факультет...
Программа элективного курса по технологии "Архитектурно-строительное черчение"
Предлагаемая программа содержит материал , завершающий полный курс черчения и предусмотрен для тех ребят, которые освоили программу занятий по проекционному черчению и сборочному чертежу. О...
Программа элективного курса по черчению для 9 класса "Пространственное мышление"
Элективный курс по черчению рассчитан на 22 часа в 9 классе.Подразумевает продолжение изучения курса "Черчение" после 8 класса по программе сокращенного варианта учебного плана....
Рабочая программа элективного курса «Черчение с элементами моделирования и проектирование на ПК» (для учащихся 8-9 классов) Адаптированная.
Рабочая программа элективного курса «Черчение с элементами моделирования и проектирование на ПК» для общеобразовательных классов общеобразовательных школ. Разработана на основе типовы...