Программа дополнительного образования "Сувенир"
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему
Программа предусматривает выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_programmma_kruzhok_tsdt.doc | 413.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Жирновский Центр детского творчества»
Жирновского муниципального района Волгоградской области
Утверждена
Протокол № от
Директор ___________ Парамонова О.П.
«Сувенир»
Программа дополнительного образования
для детей младшего школьного возраста
Срок реализации программы — 1 год
Автор программы:
Литвиненко Лариса Борисовна
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Жирновск - 2012
Пояснительная записка
Программа предусматривает выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
Направленность программы.
Содержание программы «Сувенир» направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся.
Актуальность программы является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, определяющихся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.
Характерной особенностью данной программы является то, что она помогает воспитанникам в течение короткого промежутка времени сделать осознанный выбор в пользу того или иного вида декоративно-прикладного творчества , то есть самореализоваться и самоопределиться.
Цель программы: Основная цель программы – создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды ДПТ: знакомство с технологией лоскутной пластики, бумажной пластики, макраме, бисероплетения, вышивания, вязания, аппликации из природных материалов, изонити, изготовления мягкой игрушки, компьютерной графики.
Задачи:
- обучающие:
- формирование элементарных знаний и умений в изучаемых видах декоративно — прикладного творчества;
- обучение детей владеть различными инструментами и приспособлениями;
- знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи;
- обучение правилам оформления выставочных работ;
- знакомство детей с историей изучаемых видов рукоделия.
- развивающие:
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
- развитие у детей памяти, внимания, мышления, эстетического вкуса, мелкой моторики рук, глазомера.
- воспитательные:
- формирование основ российской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской солидарности; пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России и принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формирование отношения к семье как к основе российского общества и почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
- осознание школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей;
- воспитание аккуратности усидчивости, трудолюбия, целеустремленности, терпения, положительного отношение к труду, доброго отношения к товарищам, бережливости.
Новизна программы представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс художественно-эстетического направления. На уроках учащиеся получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных областях культуры, искусства, поэтому для наиболее полного изучения и создания благоприятных условий в школе был создан кружок «Сувенир»
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: младший школьный возраст.
Режим занятий: 3 раза в неделю (понедельник — 1 час, среда — 2 часа, пятница — 1 час)
В год отводится 136 часов.
Занятия проводятся на базе МОУ «Медведицкая СОШ»
Методы обучения и их формы. При определении методов и форм обучения за основу взята классификация методов обучения, разработанная И. Я. Лернером, М. Н. Скаткиным, Ю. К. Бабанским и М. И. Махмуговым и др. Согласно исследованию этих авторов, можно выделить следующие общедидактические методы: объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный и исследовательский.
Объяснительно-иллюстрированный метод, с него, как правило, начинается обучение. Суть его состоит в предъявлении учащимся информации разными способами – зрительным, слуховым, речевым и др. Возможные формы этого метода: сообщение информации (рассказ, лекции), демонстрация разнообразного наглядного материала, в том числе презентаций с использованием компьютерной медиатеки. Этот метод направлен на усвоение знаний.
Репродуктивный метод – направлен на формирование навыков и умений, то есть умений многократно воспроизвести (репродуцировать) действия. Его формы многообразны: упражнения, решение стереотипных задач, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта. Репродуктивный метод допускает применение тех же средств, что и объяснительно-иллюстрированный: слово, средства наглядности, практическая работа.
Исследовательский метод – направлен на самостоятельное решение творческих задач. В ходе решения каждой задачи он предполагает проявление одной или нескольких сторон творческой деятельности. При этом необходимо обеспечить доступность творческих задач, их дифференциацию в зависимости о подготовленности того или иного ученика. Его формы: проблемные задачи, опыты и т. д. Задачи могут быть индуктивным и дедуктивными в зависимости от характера деятельности. Сущность этого метода состоит в творческом добывании и поиске способов деятельности.
Использование этих методов на занятиях осуществляется с учетом специфики, задач, содержания занятия.
Ожидаемые результаты реализации программы: самоопределение и самореализация личности; успешная социализация в обществе; выбор жизненного пути; организация содержательного досуга; здоровый образ жизни.
После овладения данной программой воспитанник должен знать:
- правила техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами;
- правила личной гигиены;
- виды декоративно-прикладного творчества (художественная вышивка, вязание, мягкая игрушка, изделия из бумаги и картона);
- названия и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;
- название и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
- правила организации рабочего места;
- правила кроя ткани, соединительные швы;
- изготавливать мягкие игрушки по готовым выкройкам-лекалам;
- правила ухода за готовыми изделиями;
- технику и основные приемы вязания крючком.
Уметь:
- правильно организовывать свое рабочее место;
- пользоваться инструментами и приспособлениями, применяя приобретенные навыки на практике;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
- выполнять операции по обработке бумаги и картона;
- подбирать ткань по цвету и фактуре;
- историю народной игрушки виды мягкой игрушки;
- владеть приемами кроя, соединения и оформления;
- изготавливать сувениры из ткани;
- выполнять воздушные петли и различные виды столбиков, правильно начинать и заканчивать работу;
- работать со схемой будущего изделия, выполнять разметку по шаблону.
Программа курса «Сувенир» состоит из 6 разделов:
I. Вводное занятие.
II. Работа с бумагой и картоном.
III. Технология работы с нитками и веревками.
IV. Вышивание.
V. Работа с тканью.
VI. Мягкая игрушка.
Учебно - тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Теория | Практика | Всего часов |
I | Вводное занятие | 2 | - | 2 |
1.1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | |
1.2 | Беседа о видах декоративно-прикладного искусства. | 1 | - | 1 |
II | Работа с бумагой и картоном | 16 | 30 | 46 |
2.1 | Складывание | 2 | 4 | 6 |
2.2 | Резание | 2 | 2 | 4 |
2.3 | Склеивание | 1 | 1 | 2 |
2.4 | Аппликация из бумаги | 1 | 6 | 7 |
2.5 | Плетение из бумаги | 1 | 4 | 5 |
2.6 | Технология гафрированной бумаги | 1 | 2 | 3 |
2.7 | Объемные поделки | 2 | 13 | 15 |
2.8 | Закрепление материала | 1 | 3 | 4 |
III | Технология работы с нитками и веревками | 14 | 26 | 40 |
3.1 | Простейшие приемы | 2 | 2 | 4 |
3.2 | Вязание на спицах | 4 | 10 | 14 |
3.3 | Вязание крючком | 4 | 8 | 12 |
3.4 | Макраме | 4 | 6 | 10 |
IV | Вышивание | 6 | 12 | 18 |
4.1 | Вышивка свободными швами | 4 | 8 | 12 |
4.2 | Вышивка крестом | 2 | 4 | 6 |
V | Работа с тканью | 5 | 9 | 14 |
5.1 | Кукла закрутка | 1 | 3 | 4 |
5.2 | Клеевая плоская аппликация | 2 | 3 | 4 |
5.3 | Аппликация на пенопластовой основе | 2 | 3 | 4 |
VI | Мягкая игрушка | 8 | 10 | 18 |
6.1 | Из истории народной игрушки | 2 | 2 | |
6.2 | Соединительные швы | 2 | 2 | 4 |
6.3 | Правила кроя и приемы набивки | 2 | 2 | 4 |
6.4 | Простейшие сувениры: полуобъемная мягкая игрушка, тряпичная кукла | 2 | 6 | 8 |
VII | Итоговое занятие | 4 | 2 | 6 |
7.1 | Выставка | 2 | 2 | 4 |
7.2 | Экскурсии | 2 | 2 | |
Итого: | 55 | 89 | 144 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Теория | Практика | Всего часов | Сроки изучения |
I | Вводное занятие | 2 | 2 | ||
1.1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | ||
1.2 | Беседа о видах декоративно-прикладного искусства. | 1 | 1 | ||
II | Работа с бумагой и картоном | 16 | 30 | 46 | |
2.1 | Складывание | 2 | 4 | 6 | |
2.2 | Резание | 2 | 2 | 4 | |
2.3 | Склеивание | 1 | 1 | 2 | |
2.4 | Аппликация из бумаги | 1 | 6 | 7 | |
2.5 | Плетение из бумаги | 1 | 4 | 5 | |
2.6 | Технология гафрированной бумаги | 1 | 2 | 3 | |
2.7 | Объемные поделки | 2 | 13 | 15 | |
2.8 | Закрепление материала | 1 | 3 | 4 | |
III | Технология работы с нитками и веревками | 14 | 26 | 40 | |
3.1 | Простейшие приемы | 2 | 2 | 4 | |
3.2 | Вязание на спицах | 4 | 10 | 14 | |
3.3 | Вязание крючком | 4 | 8 | 12 | |
3.4 | Макраме | 4 | 6 | 10 | |
IV | Вышивание | 6 | 12 | 18 | |
4.1 | Вышивка свободными швами | 4 | 8 | 12 | |
4.2 | Вышивка крестом | 2 | 4 | 6 | |
V | Работа с тканью | 5 | 9 | 14 | |
5.1 | Кукла закрутка | 1 | 3 | 4 | |
5.2 | Клеевая плоская аппликация | 1 | 3 | 4 | |
5.3 | Аппликация на пенопластовой основе | 2 | 3 | 4 | |
VI | Мягкая игрушка | 8 | 10 | 18 | |
6.1 | Из истории народной игрушки | 2 | 2 | ||
6.2 | Соединительные швы | 2 | 2 | 4 | |
6.3 | Правила кроя и приемы набивки | 2 | 2 | 4 | |
6.4 | Простейшие сувениры: полуобъемная мягкая игрушка, тряпичная кукла | 2 | 6 | 8 | |
VII | Итоговое занятие | 4 | 2 | 6 | |
7.1 | Выставка | 2 | 2 | 4 | |
7.2 | Экскурсии | 2 | 4 | ||
Итого: | 55 | 89 | 144 |
Содержание программы
Раздел I. Вводное занятие (2 часа)
Тема 1.1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Беседа о видах декоративно-прикладного искусства.
Занятие № 1, 2
Теория.
Знакомство с новой группой детей. Игры на знакомство. Правила техники безопасности труда и личной гигиены на занятиях. Содержание программы.
Беседа о видах декоративно — прикладного искусства. Демонстрация работ воспитанников предыдущих лет. Презентация изделий народных умельцев.
Раздел II. Работа с бумагой и картоном ( 46 часов)
Тема 2.1. Складывание (6 часов)
Занятие № 3, 4
Теория.
Виды бумаги и картона, их свойства и назначение.
Практика.
Игра «Угададай — ка».
Изготовление бумажной поделки «Птичий клюв».
Занятие № 5, 6
Теория.
Искусство оригами.
Практика
Изготовление поделок «Самолетик», «Стаканчик», «Пароходик».
изготовление самостоятельно по схеме поделок «Тюльпан», «Лебедь»
Занятие № 7, 8
Теория.
Закрепления складывания.
Практика.
Изготовление поделок «Птенчик», «Лодочка», «Журавлик».изготовление самостоятельно по схеме поделок «Сова», «Голубь».
Тема 2.2. Резание (4 часа)
Занятие № 9, 10
Теория.
Правила пользование ножницами. Резание по прямой, по косой, по кругу.
Вырезание геометрических фигур и картинок.
Практика.
Отработка навыков и умений пользование ножницами
Вырезание геометрических фигур и картинок.
Вырезание геометрических фигур и картинок. Вырезание простейших фигурок.
Занятие № 11, 12
Теория.
Вырезание салфеток различной конфигурации.
Практика.
Вырезание салфеток различной конфигурации. Самостоятельное изготовление бесконечного орнамента по схеме.
Тема 2.3. Склеивание (2 часа)
Занятие № 13, 14
Теория.
Виды клея, их свойства и применение. Способы и правила склеивания.
Склеивание – один из видов соединения деталей. Информация о других видах скрепления деталей (ниточное, проволочное, щелевое, соединение «замочком»).
Практика.
Отработка навыков склеивания. Картины из вырезанных на предыдущих занятиях фигурок.
Отработка навыков скрепления деталей: ниточное, проволочное, щелевое, соединение «замочком».
Тема 2.4. Аппликация из бумаги (7 часов)
Занятие № 15, 16
Теория.
Понятие «плоская аппликация». Правила пользования трафаретами и шаблонами. Понятия «основа» и «фон».
Практика.
Аппликация «Утка с утятами» с использованием элементов круга.
Аппликация из геометрических фигур. Картинки «Зайка», «Петушок».
Аппликация из цветной бумаги «Осенний букет».«Осенний букет в вазе».
Занятие № 17, 18
Теория.
Понятие «объемная аппликация». Технология ее выполнения.
Практика.
Картинка «Цветы в вазе» + оформить рамку к картине.
Занятие № 19, 20
Практика.
Аппликация по выбору + усложненная аппликация по выбору.
Занятие № 21
Теория.
Закрепление материала
Практика.
Оформление выполненных работ к выставке.
Тема 2.5. Плетение из бумаги (5 часов)
Занятие № 22, 23
Теория.
Плетение из цветных полос.
Плетение из фантиков. Отработка соединение «замочком»
Практика.
Плетение из цветных полос салфетки. Плетение закладки. Выполнить две поделки – салфетку и закладку.
Плетение браслета. Плетение из фантиков закладки + плетение из фантиков пояса.
Занятие № 24, 25, 26
Теория.
Плетение из открыток. Отработка соединение «замочком».
Практика.
Плетение салфетки. Отработка соединение «замочком». Плетение закладки + плетение коврика.
Тема 2.6. Технология гафрированной бумаги (3 часа)
Занятие № 27, 28
Теория.
Отработка навыков складывания «гармошки».
Поделки «бабочка», «птичка» из гофрированной бумаги с ниточным, проволочным и клеевым соединением.
Практика.
Сделать одну из поделок.
Сделать бабочек различных размеров и оттенков.
Занятие № 29
Теория.
Поделки из самодельной гофрированной бумаги.
Практика.
Изготовление веера «Полусолнце» из самодельной гофрированной бумаги. + веер «Солнце».
Тема 2.7. Объемные поделки (15 часов)
Занятие № 30, 31
Теория.
Конусная поделка «Русская красавица» (знакомство с русским костюмом).
Операция отделки.
Практика.
Конусные поделки «Пингвин», «Мышка».
Занятие № 32, 33
Теория.
Бумажный сувенир из серии «Знаки зодиака».
Объемные поделки с щелевым соединением «Ёлочка», «Птичка», «Цветочек»
Практика.
Бумажные сувениры из серии «Знаки зодиака».
Дополнительная поделка «Фонарик».
Занятие № 34, 35
Теория.
Изготовление бумажных цветов из репсовой (креповой) бумаги.
Практика.
Изготовление букета.
Занятие № 36, 37
Теория.
Объемные цветы: нарциссы, мальва, василек.
Практика.
Объемные цветы: лилия, астра.
Занятие № 38, 39
Теория.
Изготовление из картона игрушки- дергунка «Мишка».
Практика.
Дополнительный объемный шар из открыток «Звездочка».
Занятие № 40, 41
Теория.
Знакомство с народными промыслами Жостова, Хохломы, Городца, Гжели.
Практика.
Изготовление игрушки- дергунка «Клоун»
Занятие № 42, 43
Практика.
Изготовление игрушки- дергунка «Клоун»
Занятие № 44
Теория.
Знакомство с народными промыслами Жостова, Хохломы, Городца, Гжели.
Практика.
Изготовление картонного подноса с росписью.
Тема 2.8. Закрепление материала ( 4 часа)
Занятие № 45, 46
Теория.
Мастерская Деда Мороза .
Практика.
Изготовление елочных игрушек.
Занятие № 47, 48
Теория.
Контроль знаний и умений учащихся при работе с бумагой и картоном
Открытое занятие для родителей
Практика.
Изготовление елочных игрушек
Завершение изготовления елочных игрушек.
Раздел III. Технология работы с нитками и веревками (34 часа)
Тема 3.1. Простейшие приемы ( 4 часа)
Занятие № 49, 50
Теория.
Виды ниток и веревок, их применение.
Практика.
Изготовление ниточных кукол (кукла в длинном платье). Кукла в коротком платье. Кукла-мальчик
Занятие № 51, 52
Теория.
Технология изготовления кистей и помпонов из ниток.
Практика.
Сделать несколько штук разных размеров.
Тема 3.2. Вязание на спицах ( 14 часов)
Занятие № 53, 54
Теория.
Беседа «Ручное вязание — старинное народное ремесло».
Занятие № 55, 56
Теория.
Материалы, инструменты, приспособления. Техника безопасности при вязании спицами.
Практика.
Наборный ряд.
Занятие № 57, 58
Теория.
Обмотка цветными нитками округлой формы.
Практика.
Изготовление карандашницы. Завершение работы по изготовлению карандашницы. Изготовление ниточного коня на проволочной основе.
Занятие № 59, 60
Теория.
Технология вязания лицевых петель. Платочная вязка
Практика.
Вывязывание образца. Закрепление петель
Занятие № 61, 62
Теория.
Технология вязания изнаночных петель. Чулочная вязка.
Практика.
Вязание образца. Изготовление из клубочков ниток игрушек: «Мишка» «Снеговик», «Котенок».
Занятие № 63, 64
Теория.
Изготовление из образцов элементов вязаной одежды.
Практика.
Изготовление из образцов элементов вязаной одежды для куклы Барби: капор, шарф, юбка, жилет. Изготовление аппликации из ниток по рисунку.
Занятие № 65, 66
Теория.
Изготовление вязаной одежды.
Практика.
Изготовление из образцов элементов вязаной одежды для куклы Барби: капор, шарф, юбка, жилет. Изготовление аппликации из ниток по рисунку.
Тема 3.3. Вязание крючком ( 12 часов)
Занятие № 67, 68
Теория.
Техника безопасности при работе с крючком. Технология вязания цепочки из воздушных петель.
Практика.
Вязание цепочки из воздушных петель.
Занятие № 69, 70
Теория.
Петля поворота.
Практика.
Открытка с использованием вязаной цепочки по выбору. Контурные рисунки нитью.
Занятие № 71, 72
Теория.
Освоение элементов вязания: полустолбик, столбик без накида, столбик с одним накидом.
Практика.
Вязание цепочки полустолбиком, столбиком без накида, столбиком с одним накидом. Контурные рисунки нитью.
Занятие № 73, 74
Теория.
Технология вязания кошелька.
Практика.
Вязание кошелька. Ниточные змейки.
Занятие № 75, 76
Теория.
Технология вязания кошелька.
Практика.
Вязание кошелька. Ниточные змейки.
Занятие № 77, 78
Теория.
Технология вязания кошелька.
Практика.
Вязание кошелька. Ниточные змейки.
Тема 3.4. Макраме ( 10 часов)
Занятие № 79, 80
Теория.
Исторические сведения о макраме
Материалы, инструменты, приспособления.
Практика.
Наборный ряд.
Занятие № 81, 82
Теория.
Способы навешивания нитей.
Приемы плетения плоского узла: одинарный и двойной (квадратный).
Практика.
Цепочки: витая, плоская, зигзаг. + Цепочки: спиральная цепочка.
Занятие № 83, 84
Теория.
Репсовые, горизонтальные и диагональные узлы.
Практика.
Плетение узоров «шахматка», «ягодка». Плетение вертикальных репсовых узлов.
Занятие № 85, 86
Практика.
Сувенир «Собачка».
Занятие № 87, 88
Практика.
Сувенир «Сова».
Раздел IV. Вышивание ( 18 часов)
Тема 4.1. Вышивка свободными швами (12 часов)
Занятие № 89, 90
Теория.
«Вышивание — старинное женское ремесло».
Техника безопасности при работе с иголкой.
Занятие № 91, 92
Теория.
Инструменты, материалы, приспособления навыка вдевания нитки в иголку и завязывания узелка.
Практика.
Отработка навыка вдевания нитки в иголку и завязывания узелка.
Занятие № 93, 94
Теория.
Декоративных швы: шов «вперед иголку», шов «назад иголку» на картонном трафарете.
Практика.
Отработка навыков декоративных швов: шов «вперед иголку», шов «назад иголку» на картонном трафарете. Стебельчатый шов.
Занятие № 95, 96
Теория.
Декоративные швы («вперед иголку», «назад иголку») на материале. Стебельчатый шов.
Практика
Отработка навыков выполнения декоративных швов на материале.
Занятие № 97, 98
Теория.
Двусторонняя гладь. Декоративная бахрома.
Практика.
Вышивание салфетки простейшими декоративными швами односторонняя гладь.
Занятие № 99, 100
Теория.
Вышивка с применением различных декоративных швов Выбор рисунка. Перевод рисунка на ткань.
Практика.
Начало вышивки с применением различных декоративных швов. Тонирование вышивки.
Тема 4.2. Вышивка крестом (6 часов)
Занятие № 101, 102
Теория.
Вышивание крестом.
Практика.
Вышивание крестом по канве + Миниатюра по выбору.
Занятие № 103, 104
Теория.
Вышивание крестом.
Практика.
Вышивание крестом по канве + Миниатюра по выбору.
Занятие № 105, 106
Теория.
Вышивание крестом.
Практика.
Вышивание крестом по канве + Миниатюра по выбору.
Раздел V. Работа с тканью ( 14 часов)
Тема 5.1. Кукла закрутка ( 4 часа)
Занятие № 107, 108
Теория.
Виды тканей, их свойства и применение. Техника безопасности при работе с тканью.
Практика.
Игра «Лоскутик».
Занятие № 109, 110
Практика.
Отработка навыков резания по ткани. Нарезка лоскутиков для изготовления куклы-закрутки.
Изготовление куклы-закрутки и одежды для нее.
Тема 5.2. Клеевая плоская аппликация (4 часа)
Занятие № 111, 112
Теория.
Клеевая плоская лоскутная аппликация.
Практика.
Картинка по выбору.
Занятие № 113, 114
Теория.
Клеевая плоская лоскутная аппликация.
Практика.
Картинка по выбору. + Увеличение объема работы.
Тема 5.3. Аппликация на пенопластовой основе ( 4 часа)
Занятие № 115, 116
Теория.
Аппликация на пенопластовой основе.
Практика.
Картинка по выбору .
Занятие № 117, 118
Теория.
Аппликация на пенопластовой основе.
Практика.
Картинка по выбору . + Увеличение объема работы.
Раздел VI. Мягкая игрушка ( 18 часов)
Тема 6.1. Из истории народной игрушки ( 2 часа)
Занятие № 119, 120
Теория.
Беседа об истории народной игрушки.
Инструменты, материалы, приспособления для изготовления мягкой игрушки.
Тема 6.2. Соединительные швы ( 4 часа)
Занятие № 121, 122
Теория.
Соединительные швы «вперед иголку «строчка», «через край», «обметочный»
Практика.
Отработка соединительных швов «вперед иголку «строчка», «через край», «обметочный». Занятие № 123, 124
Теория.
Соединительные швы «вперед иголку «строчка», «через край», «обметочный»
Практика.
Отработка соединительных швов «вперед иголку «строчка», «через край», «обметочный».
Тема 6.3. Правила кроя и приемы набивки (4 часа)
Занятие № 125, 126
Теория.
Правила кроя. Прием набивки.
Практика.
Отработка навыков раскроя деталей игрушки.
Занятие № 127, 128
Теория.
Правила кроя. Прием набивки.
Практика.
Отработка навыков раскроя деталей игрушки.
Тема 6.4. Простейшие сувениры: полуобъемная мягкая игрушка,
тряпичная кукла ( 8 часов)
Занятие № 129, 130
Практика.
Изготовление тряпичного мячика.
Оформление мячика отделочными материалами.
Практика.
Изготовление игольницы по выбору («сердечко», «шляпка», «подушечка»). Отделка игольницы.
Занятие № 131, 132
Теория.
Изготовление тряпичной куклы.
Практика.
Изготовление мягкой полуобъемной игрушки по выбору
Занятие № 133, 134
Практика.
Изготовление сувенира «Змейка» из набивных шариков.
Занятие № 135, 136
Теория.
История и особенности рязанского народного костюма.
Практика.
Пошив одежды для куклы. Пошив одежды для зверей.
Раздел VII. Итоговое занятие (4 часа)
Занятие № 137, 138, 139, 140
Практика
Подготовка и оформление итоговой выставки.
Занятие № 141, 142, 143, 144
Экскурсии ( сельская библиотека, краеведческий музей, выставочный зал).
Учебно — методическое сопровождение
- Вводное занятие. (2 часа)
Занятие № 1
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
- Формировать интерес к декоративно — прикладному искусству;
- Создать комфортную обстановку на занятии, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества;
- Содействовать формированию всесторонне развитой личности;
- Познакомить с работой творческого объединения «Сувенир».
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Ознакомительная беседа:
а). Изучение правил технике безопасности труда и личной гигиены;
б). Игра «Давай познакомимся»;
3. Закрепление полученных знаний;
4. Анализ занятия.
Занятие № 2
Беседа о видах декоративно — прикладного искусства.
1. Дать представление о различных видах декоративно – прикладного искусства;
- Рассказать об истории возникновения вязания, вышивки, мягкой игрушки;
- Способствовать формированию познавательного интереса к декоративно — прикладному творчеству.
Ход занятия:
- Организационный момент
- Работа по теме:
а). Презентация изделий народных умельцев;
б). Демонстрация работ воспитанников.
- Анализ занятия:
а). Оценка детьми занятия
б). Рефлексия.
- Домашнее задание.
II. Работа с бумагой и картоном. (46 часов)
Занятие № 3, 4
Тема: Складывание. (6 часов)
1. Рассмотреть различные виды бумаги и картона;
- Освоить способы определения бумаги и картона по качеству;
- Развивать познавательный интерес у обучающихся.
Ход занятия:
- Организационный момент
- Знакомство с искусством оригами;
- Работа по теме:
а). Игра «Угадай — ка»;
б). Изготовление бумажной поделки «Птичий клюв»;
- Итог занятия
- Анализ занятия.
Занятие № 5, 6
Тема: Складывание.
1. Освоить способы определения бумаги и картона по качеству;
2. Развивать познавательный интерес у обучающихся.
Ход занятия:
- Организационный момент
- Инструктаж по технике безопасности
- Практическая работа:
Изготовление поделок «Самолетик», «Стаканчик», «Параходик»;
- Итог занятия
- Анализ занятия.
Занятие № 7, 8
Тема: Складывание.
1. Научить элементам складывания ;
2. Воспитывать усидчивость, аккуратность;
3. Развивать познавательный интерес у обучающихся.
Ход занятия:
- Организационный момент
- Инструктаж по технике безопасности
- Практическая работа:
Самостоятельная работа по схемам поделок «Тюльпан», «Лебедь».
- Итог занятия
- Анализ занятия.
Занятие № 9, 10
Резание. (4 часа)
1. Научить простым приемам работы с ножницами;
2.Формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;
3. Развивать активность, самостоятельность.
Ход занятия:
- Организационный момент
- Подготовка к занятию
- Работа по теме:
а). Инструктаж по технике безопасности;
б). Резание по прямой, по косой, по кругу;
в). Вырезание салфеток различной конфигурации
- Анализ занятия.
Занятие № 11, 12
Резание.
1. Прививать любовь к труду;
2. Развивать память, самостоятельность.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Практическая работа:
Самостоятельное изготовление бесконечного орнамента по схеме.
4. Анализ занятия.
Занятие № 13, 14
Тема: Склеивание (2 часа)
- Познакомить с видами скрепления деталей: ниточного, проволочного, щелевого, соединения «замочком».
- Формировать добросовестное отношение к труду, дисциплинированность в работе;
- Развивать внимание, аккуратность.
Ход занятия:
- Организационный момент
- Инструктаж по технике безопасности
- Проверка домашнего задания. (обсуждение лучших работ)
- Работа по теме:
а). Виды клея, их свойства и применение.
б). Картины из вырезанных фигурок.
- Анализ занятия.
- Домашнее задание.
Занятие № 15, 16
Тема: Аппликация из бумаги (7 часов)
1. Познакомить учащихся с историей аппликации, с понятием «плоская аппликация», «основа», «фон»;
2. Воспитывать эстетический вкус;
3. Развивать мышление, память.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Практическая работа:
Аппликация «Утка с утятами»;
4. Анализ занятия.
Занятие № 17, 18
Тема: Аппликация из бумаги
1. Научить оформлять картины;
2. Воспитывать эстетический вкус;
3. Развивать мышление, память.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Работа по теме:
Аппликация «Осенний букет»
4. Анализ занятия
Занятие № 19
Тема: Аппликация из бумаги
1. Воспитывать усидчивость;
2. Развивать мышление, память.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Практическая работа:
Аппликация «Зайка», «Петушок»;
4. Анализ занятия
Занятие № 20, 21
Тема: Аппликация из бумаги
1. Воспитывать эстетический вкус;
2. Развивать мышление, память.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Практическая работа:
г). Картина «Цветы в вазе»
д). Аппликация по выбору
4. Анализ занятия.
Занятие № 22, 23
Тема: Плетение из бумаги ( 5 часов)
1. Ппознакомить с видами плетения из бумаги;
- Развивать исполнительские умения, внимание;
- Воспитывать художественный вкус, аккуратность.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Практическая работа:
а).Плетение из цветных полос ;
б). Плетение закладки;
- Анализ занятия.
Занятие № 24
Тема: Плетение из бумаги
1. Развивать мышление, внимание;
2. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Практическая работа:
Плетение из фантиков, отработка соединения «Замочек»;
4. Анализ занятия
Занятие № 25, 26
Тема: Плетение из бумаги
1. Развивать познавательный интерес у обучающихся;
2. Воспитывать художественный вкус, усидчивость
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Практическая работа:
Плетение браслета, пояса, коврика
4. Анализ занятия
Занятие № 27
Тема: Технология гафрированной бумаги ( 3 часа)
1. Научить работать с гафрированной бумагой;
2. Воспитывать художественный вкус, аккуратность;
3. Развивать творческое воображение.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Беседа по теме.
4. Практическая работа:
Изготовление поделки «Бабочка», «Птичка»
5. Анализ занятия
Занятие № 28, 29
Тема: Технология гафрированной бумаги
1. Воспитывать аккуратность;
2.. Развивать творческое воображение.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Практическая работа:
Изготовление веера «Полусолнце», «Солнце»
4. Анализ занятия.
Занятие № 30, 31
Тема: Объемные поделки (15 часов)
1. Содействовать формированию всесторонне развитой личности;
2. Развивать эстетический вкус, ориентировать на высокое качество изделий;
3. Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Беседа ( знакомство с русским костюмом);
4. Практическая работа:
Конусная поделка «Русская красавица»;
5. Анализ занятия.
Занятие № 32, 33
Тема: Объемные поделки
1. Развивать активность, самостоятельность;
2. Воспитывать нравственные качества, дисциплинированность.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Практическая работа:
Изготовление поделок «Пингвин», «Мышка»;
4. Анализ занятия
Занятие № 34, 35
Тема: Объемные поделки
1. Развивать эстетический вкус, память;
2. Воспитывать усидчивость.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Практическая работа:
4. Изготовление бумажного сувенира «Знаки зодиака»;
5. Анализ занятия.
Занятие № 36, 37
Тема: Объемные поделки
1. Развивать эстетический вкус, память;
2. Воспитывать усидчивость.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Практическая работа:
б). Изготовление букета;
в). Изготовление объемных цветов: лилия, астра.
4. Анализ занятия.
Занятие № 38, 39
Тема: Объемные поделки
1.Формировать чувство коллективизма;
2. Развивать художественный вкус;
3. Воспитывать уважение к труду
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Беседа (знакомство с народными промыслами Хохломы, Городца, Гжели) ;
4. Практическая работа:
Изготовление объемных поделок с щелевым соединением «Ёлочка», «Птичка», «Цветочек»
5. Анализ занятия.
Занятие № 40
Тема: Объемные поделки
1. Развивать художественный вкус;
2. Воспитывать аккуратность, усидчивость
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Практическая работа:
Изготовление поделок «Фонарик», «Звездочка»;
4. Анализ занятия.
Занятие № 41, 42
Тема: Объемные поделки
1. Развивать художественный вкус;
2. Воспитывать уважение к труду
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Практическая работа:
Изготовление игрушки — дергунка «Мишка», «Клоун»;
г). Изготовление картонного подноса с росписью.
4. Анализ занятия.
Занятие № 43, 44
Тема: Объемные поделки
1. Развивать творческое воображение;
2. Воспитывать точность и аккуратность
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Практическая работа:
Изготовление картонного подноса с росписью.
4. Анализ занятия.
Занятие № 45, 46
Тема: Закрепление материала ( 4 часа)
1. Закрепить полученные знания;
2. Развивать художественный вкус;
3.Воспитывать аккуратность, усидчивость.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Беседа ;
4. Практическая работа:
Изготовление елочных игрушек
4. Анализ занятия.
Занятие № 47, 48
Тема: Закрепление материала
1. Развивать художественный вкус;
2.Воспитывать аккуратность, усидчивость.
Ход занятия;
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Практическая работа:
Изготовление праздничных открыток.
4. Анализ занятия
- Технология работы с нитками и веревками.
Занятие № 49, 50
Тема: Простейшие приемы ( 4 часа)
- Рассмотреть различные виды и свойства нитей;
- Освоить способы определения нитей по качеству;
- Развивать познавательный интерес у обучающихся.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Беседа;
а). Общие сведения о нитях;
б). Классификация ниток;
в). Определение свойств нитей;
4. Практическая работа:
Изготовление ниточных кукол.
6. Анализ занятия
Занятие № 51, 52
Тема: Простейшие приемы
- Воспитывать трудолюбие;
- Развивать мышление.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Практическая работа:
Изготовление ниточных кукол.
4. Анализ занятия.
Занятие № 53, 54
Тема: Вязание на спицах ( 14 часов)
1. Рассказать об истории вязания
2. Прививать уважение к традициям декоративно — прикладного творчества
3. Развивать исполнительские умения, внимание.
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Беседа об истории вязания;
а). Материалы, инструменты, приспособлениями;
б). Обмотка цветными нитками округлой формы.
4. Практическая работа:
Изготовление карандашницы
5. Анализ занятия.
Занятие № 55, 56
Тема: Вязание на спицах
1. Прививать любовь к труду
2. Развивать исполнительские умения, внимание.
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Практическая работа:
Изготовление ниточного козлика
4. Анализ занятия.
Занятие № 57, 58
Тема: Вязание на спицах
1.Развивать память
2. Воспитывать дисциплинированность, аккуратность
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Практическая работа:
Изготовление ниточного коня.
6. Анализ занятия.
Занятие № 59, 60
Тема: Вязание на спицах
1. Научить набирать и вязать лицевые и изнаночные петли;
2. Развивать творческое воображение;
3. Воспитывать художественный вкус;
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Беседа о приемах работы со спицами, технологии вязания лицевых и изнаночных петель;
4. Практическая работа:
а). Платочная вязка ( вязание образца);
б). Чулочная вязка ( вязание образца);
5. Анализ занятия.
Занятие № 61, 62
Тема: Вязание на спицах
1. Развивать творческое воображение;
2. Воспитывать художественный вкус;
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Практическая работа:
Изготовление из клубочков ниток игрушек :«Мишка», «Снеговик», «Котенок».
4. Анализ занятия.
Занятие № 63, 64
Тема: Вязание на спицах
1. Развивать творческое воображение;
2. Воспитывать аккуратность;
Ход занятия:
1. Организационный момент
3. Инструктаж по технике безопасности
4. Практическая работа:
Изготовление из образцов элементов вязанной одежды для куклы Барби: капор, шарф, юбка.
- Анализ занятия.
Занятие № 65, 66
Тема: Вязание на спицах
1. Развивать творческое воображение;
2. Воспитывать аккуратность;
Ход занятия:
1. Организационный момент
3. Инструктаж по технике безопасности
4. Практическая работа:
Изготовление из образцов элементов вязанной одежды для куклы Барби: капор, шарф, юбка.
5. Анализ занятия.
Занятие № 67, 68
Тема: Вязание крючком ( 12 часов)
1. Научить вязать крючком;
- Развивать внимание, память;
- Воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность).
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Беседа о приемах работы с крючком, технологии вязания воздушных петель;
4. Практическая работа:
Вязание цепочки из воздушных петель
5. Анализ занятия
Занятие № 69, 70
Тема: Вязание крючком
1. Научить вязать крючком;
- Развивать внимание, память;
- Воспитывать уважение к труду.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Практическая работа:
Изготовление открытки с использованием вязанной цепочки;
4. Анализ занятия
Занятие № 71, 72
Тема: Вязание крючком
1. Развивать внимание;
2. Воспитывать усидчивость.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Практическая работа:
Контурные рисунки нитью.
4. Анализ занятия
Занятие № 73, 74
Тема: Вязание крючком
1.Воспитывать уважение к труду;
2. Развивать художественный вкус.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Практическая работа:
Вязание кошелька.
4. Анализ занятия.
Занятие № 75, 76
Тема: Вязание крючком
1.Воспитывать уважение к труду;
2. Развивать художественный вкус.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Практическая работа:
Вязание кошелька.
- Анализ занятия.
Занятие № 77, 78
Тема: Вязание крючком
1.Воспитывать уважение к труду;
2. Развивать художественный вкус.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Практическая работа:
Вязание кошелька.
4. Анализ занятия.
Занятие № 79, 80
Тема: Макраме (10 часов)
1. Познакомить с историей макраме;
2. Развивать творческое воображение;
3. Воспитывать художественный вкус, аккуратность.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Беседа о истории макраме; материалы, инструменты, приспособления; способы навешивания нитей;
4. Практическая работа:
а). Наборный ряд;
б). Цепочки: витая, плоская, зигзаг
5. Анализ занятия.
Занятие № 81, 82
Тема: Макраме
1. Развивать творческое воображение;
2. Воспитывать художественный вкус, аккуратность.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Практическая работа:
Цепочки: витая, плоская, зигзаг
4. Анализ занятия.
Занятие № 83, 84
Тема: Макраме
1. Развивать мышление, память;
2. Воспитывать усидчивость аккуратность.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Практическая работа:
Плетение узоров «шахматка», «ягодка»
4. Анализ занятия.
Занятие № 85, 86
Тема: Макраме
1. Научить плести узоры;
2. Развивать творческое воображение;
3. Воспитывать художественный вкус, аккуратность.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Беседа;
4. Практическая работа:
Сувенир «Собачка»
5. Анализ занятия.
Занятие № 87, 88
Тема: Макраме
1. Развивать творческое воображение;
2. Воспитывать художественный вкус, аккуратность.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Беседа;
4. Практическая работа:
Сувенир «Сова»
5. Анализ занятия
- Вышивание ( 18 часов)
Занятие № 89, 90
Тема: Вышивка свободными швами ( 12 часов)
1. Познакомить с историей вышивки;
- Развивать воображение, память;
- Воспитывать усидчивость, аккуратность.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Беседа о старинном женском ремесле - вышивке;
4. Практическая работа:
Отработка навыка вдевания нитки в иголку и завязывания узелка.
5. Анализ занятия.
6. Домашнее задание.
Занятие № 91, 92
Тема: Вышивка свободными швами
- Научить работать с декоративными швами;
- Развивать воображение, память;
- Воспитывать усидчивость, аккуратность.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Беседа о декоративных швах
4. Практическая работа:
Отработка навыков декоративных швов: шов «вперед иголку», «назад иголку», «стебельчатый»;
5. Анализ занятия.
6. Домашнее задание.
Занятие № 93, 94
Тема: Вышивка свободными швами
1. Развивать воображение, память;
2. Воспитывать усидчивость, аккуратность.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Практическая работа:
Вышивание салфетки.
4. Анализ занятия.
5. Домашнее задание.
Занятие № 95, 96
Тема: Вышивка свободными швами
1. Развивать воображение, память;
2. Воспитывать усидчивость, аккуратность.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Практическая работа:
б) Вышивание салфетки.
4. Анализ занятия.
5. Домашнее задание.
Занятие № 97, 98
Тема: Вышивка свободными швами
1. Развивать воображение, память;
2. Воспитывать усидчивость, аккуратность.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Практическая работа:
б) Вышивание салфетки.
4. Анализ занятия.
5. Домашнее задание.
Занятие № 99, 100
Тема: Вышивка свободными швами
1. Развивать воображение, память;
2. Воспитывать усидчивость, аккуратность.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Практическая работа:
б) Вышивание салфетки.
4. Анализ занятия.
5. Домашнее задание.
Занятие № 101,102
Тема: Вышивка крестиком ( 6 часов)
1. Научить вышивать крестиком;
2. Развивать творческое воображение;
3. Воспитывать точность и аккуратность.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Беседа по теме.
4. Практическая работа:
Вышивание крестиком по канве;
5. Анализ занятия.
6. Домашнее задание.
Занятие № 103, 104
Тема: Вышивка крестиком
1. Развивать творческое воображение;
2. Воспитывать точность и аккуратность.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Практическая работа:
б). Миниатюра по выбору.
4. Анализ занятия.
5. Домашнее задание
Занятие № 105, 106
Тема: Вышивка крестиком
1. Развивать творческое воображение;
2. Воспитывать точность и аккуратность.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Практическая работа:
Миниатюра по выбору.
4. Анализ занятия.
5. Домашнее задание
- Работа с тканью ( 12 часов)
Занятие № 107, 108
Тема: Кукла закрутка (4 часа)
1. Познакомить с видами тканей, их свойствами;
- Развивать пространственные представления;
- Воспитывать эстетический вкус.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Беседа по теме.
4. Практическая работа:
а). Игра «Лоскутик»;
б). Отработка навыков резания по ткани;
в). Нарезка лоскутиков для изготовления куклы — закрутки;
5. Анализ занятия.
6. Домашнее задание.
Занятие № 109, 110
Тема: Кукла закрутка
1. Развивать пространственные представления;
2. Воспитывать эстетический вкус.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Практическая работа:
Изготовление куклы — закрутки и одежды для нее.
4. Анализ занятия.
5. Домашнее задание.
Занятие № 111, 112
Тема: Клеевая плоская аппликация ( 4 часа)
1. Научить выполнять плоскую аппликацию из ткани;
2. Развивать воображение;
3. Воспитывать аккуратность.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Беседа по теме.
4. Практическая работа:
Изготовление картины по выбору.
5. Анализ занятия.
6. Домашнее задание.
Занятие № 113, 114
Тема: Клеевая плоская аппликация
1. Развивать воображение;
2. Воспитывать аккуратность.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Практическая работа:
Изготовление картины по выбору.
4. Анализ занятия.
5. Домашнее задание.
Занятие № 115, 116
Тема: Аппликация на пенопластовой основе ( 4 часа)
1. Научить пользоваться пенопластовой основой;
- Развивать исполнительские умения, внимание;
- Воспитывать аккуратность, трудолюбие.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Беседа по теме.
4. Практическая работа:
Изготовление картины по выбору.
5. Анализ занятия.
6. Домашнее задание.
Занятие № 117, 118
Тема: Аппликация на пенопластовой основе
1. Развивать исполнительские умения, внимание;
2. Воспитывать аккуратность, трудолюбие.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
4. Практическая работа:
Изготовление картины по выбору.
5. Анализ занятия.
6. Домашнее задание.
- Мягкая игрушка ( 18 часов)
Занятие № 119, 120
Тема: Из истории народной игрушки ( 2 часа)
1.Формировать интерес к декоративно — прикладному творчеству;
2. Развивать стремление к углубленным знаниям;
3. Воспитывать уважение к труду.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Беседа об истории народной игрушки.
3. Инструменты, материалы, приспособления для изготовления мягкой игрушки.
3. Анализ занятия.
Занятие № 121, 122
Тема: Соединительные швы ( 4 часа)
1. Научить применять на практике соединительные швы;
2. Развивать память;
3. Воспитывать усидчивость.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Беседа по теме.
4. Практическая работа:
Отработка соединительных швов «вперед иголку», «через край», «обметочный»
5. Анализ занятия.
6. Домашнее задание
Занятие № 123, 124
Тема: Соединительные швы
1. Развивать память;
2. Воспитывать усидчивость.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Практическая работа:
Отработка соединительных швов «вперед иголку», «через край», «обметочный»
4. Анализ занятия.
5. Домашнее задание
Занятие № 125, 126
Тема: Правила кроя и приемы набивки ( 4 часа)
1. Познакомить с правилами кроя, набивки;
2. Развивать мышление, воображение
3. Воспитывать усидчивость, аккуратность.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Беседа по теме.
4. Практическая работа:
Отработка навыков раскроя деталей игрушки
5. Анализ занятия.
Занятие № 127, 128
Тема: Правила кроя и приемы набивки
1. Развивать мышление, воображение
2. Воспитывать усидчивость, аккуратность.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Практическая работа:
Отработка навыков раскроя деталей игрушки
4. Анализ занятия.
6. Домашнее задание.
Занятие № 129, 130
Тема: Простейшие сувениры: полуобъемная мягкая игрушка, тряпичная кукла
( 8 часов)
1. Научить создавать простейшие сувениры;
2. Воспитывать усидчивость;
3. Развивать воображение.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Беседа по теме.
4. Практическая работа:
Изготовление тряпичного мячика; оформление мячика отделочными материалами;
5. Анализ занятия.
6. Домашнее задание.
Занятие № 131, 132
Тема: Простейшие сувениры: полуобъемная мягкая игрушка, тряпичная кукла
1. Воспитывать усидчивость;
2. Развивать воображение.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Практическая работа:
Изготовление игольницы по выбору ( «сердечно», «шляпка», «подушечка»)
5. Анализ занятия.
6. Домашнее задание.
Занятие № 133, 134
Тема: Простейшие сувениры: полуобъемная мягкая игрушка, тряпичная кукла
1. Научить создавать простейшие сувениры;
2. Воспитывать усидчивость;
3. Развивать воображение.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
3. Беседа по теме.
4. Практическая работа:
а). Изготовление мягкой полуобъемной игрушки по выбору;
б). Изготовление тряпичной куклы;
5. Анализ занятия.
6. Домашнее задание.
Занятие № 135, 136
Тема: Простейшие сувениры: полуобъемная мягкая игрушка, тряпичная кукла
1. Воспитывать усидчивость;
2. Развивать воображение.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Инструктаж по технике безопасности
4. Практическая работа:
а). Изготовление сувенира «Змейка» из набивных шариков;
б). Пошив одежды для куклы.
5. Анализ занятия.
6. Домашнее задание
- Итоговое занятие ( 8 часов)
Занятие № 137, 138
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Проверка изученного материала
3. Практическая работа:
Подготовка к оформлению выставки
4. Анализ занятия
Занятие № 139, 140
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Проверка изученного материала
3. Практическая работа:
Оформление выставки
- Анализ занятия
Занятие № 141 – 144
Экскурсии
Материальное обеспечение
Природный материал
Глина
Соломка
Ткани разных цветов
Перья птиц
Нитки разных цветов
Капрон, шёлк
Опил
Полиэтиленовые мешки
Картон
Спичечные коробки
Мочало
Яичная скорлупа
Стружки
Газетная бумага
Мука
Бумага цветная
Ножницы, клей
Материалы и инструменты:
- Образцы мягких игрушек, сделанные руками учителя.
- Лоскутки ткани, меха, кожи, кожзаменителя; поролон, вата, тесьма, сутаж, цветные ленты, пуговицы.
- Катушечные нитки №30, №40 разного цвета.
- Карандаши, картон, папка для хранения лекал и выкроек.
- Таблицы графического изображения игрушек и чертежей к ним.
- Электрический утюг.
Информационное обеспечение программы.
Литература
Для учителей:
- Воронкова Л.В. Автор-составитель. Игровые программы: Аттракционы. Шуточные забавы. Сюжетно-ролевые игры.М.: Педагогическое общество России.2003.
- под ред. А.В. Хуторского. Инновации в образовании: человекосообразный ракурс. М.: ЦДО «Эйдос» 2009.
- Т.Б. Сапожкова, О.А. Коблова. Материалы курса «Методика проведения уроков изобразительн. искусства по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», лекции 1–8. М: педагогический университет «Первое сентября» 2007.
- Столярова С.И., Домненкова Л.В. Обслуживающий труд.М.: Просвещение. 1985
- Борисов Е.С., Буров Н.Е. и др.Первая помощь при повреждениях и несчастных случаях.М.: Медицина 1990.
- Давыдова М.А. Поурочные разработки по технологии: 4 класс.М.: ВАКО 2009.
- Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М.: Высшая школа. 1989.
- Л.В. Горнова и др.Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации. Волгоград: Учитель 2008.
- Лев Яковлев. Чудеса. М.: Фолио. 2008.
Для детей:
- А.В. Хуторской (Ред. и сост.) . Школа творчества. Сборник ученических работ. Ногинск: изд-во ИЧП «Школа сво-бодного развития». 1996.
- Балабан М.А. Школа-парк. Как построить школу без классов и уроков. И.: Издательство «Первое сентября». 2001.
- Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. Школьные перемены. Научные подходы к обновлению общего среднего образования. М.: ИОСО РАО. 2001.
4. Журнал «Ксюша/
О.Маракаев. «Первый букет»,- Ярославль: Академия развития», 1999г.с.194.
Е.Стольная. «Цветы и деревья из бисера».-М.: «Мартин», 2005г. - 124с, ил.
5. В.Деревянко. “Мягкая игрушка” Москва. “ЭКСМО” 2003
6. Илс Грей. “Мягкие игрушки, куклы-марионетки” Москва. Просвещение. 1979
7. Н Ломова. “Карнавальные маски” Энер 1989
8. Ю Соколова “Мягкая игрушка” Литера Санкт-Петербург 2001
9. А. Чернова “Искусство вышивки лентами” Ростов на Дону “Феникс” 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...