Представление о себе.
план-конспект урока по технологии (9 класс) на тему

урок по профориентации 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon predstavlenie_o_sebe.zip2.28 МБ

Предварительный просмотр:

Урок №3.

В теме урок №2

Тема: Представление о себе и проблема выбора профессии

Цель:  выявление  интересов обучающихся, их способностей, для выбора профиля обучения в старшей школе.

Задачи:

Образовательные:

  1. Ориентация обучающихся в мире профессий
  2. Формирование у обучающихся готовности к осознанному профессиональному выбору.

Развивающие:

  1. Развитие интеллектуальных, коммуникативных умений.

Воспитательные:

  1. Ответственное отношение к учебной деятельности.
  2. Признание ценности знаний для саморазвития

Оборудование: листы с анкетами, презентация, карточки.

Формы работы: индивидуальная, групповая (парами), фронтальная.

Методы работы: тестирование, объяснительно - иллюстративный, проблемные.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Вопросы:

  1. Самооценка и ее значение для человека.
  2. Виды уровня притязаний. Какую роль они имеют для человека?

II. Изучение нового материала.

Сегодня мы попробуем с вами определить связь между различными видами профессий и профилем обучения, а также ещё раз задуматься о своем истинном призвании. Сделать пробу выбора вашего дальнейшего профиля образования в сочетании с вашими профессиональными склонностями и способностями.

1. Профессиональная деятельность.

Очень давно, у первобытных людей, не существовало разделения труда, не было и разных профессий. Каждый человек вынужден был всем заниматься сам. Впрочем, кое-какое разделение труда все-таки было - между мужчинами и женщинами. Мужчины охотились, строили жилище, делали оружие, лодки.

Женщины собирали съедобные растения, готовили пищу, делали одежду, растили детей.

По мере развития общества стали возникать рыночные отношения между людьми и появилась специализация людей по видам труда. Одни становились охотниками, другие - рыбаками, земледельцами, строителями, ткачами, гончарами, кузнецами, знахарями, шаманами, жрецами. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.

- Что такое профессия? (ответы обучающихся)

Профессия - это признак, который характеризует категорию людей, занимающихся определенным видом трудовой деятельности.

Однако не всякая трудовая деятельность является профессиональной. Трудовая деятельность человека может считаться профессиональной при выполнении двух условий:

- Каких? (ответы учеников)

во-первых, если занимающийся ею человек имеет определенный уровень квалификации, умений, профессиональной подготовки, знаний и навыков, которые обычно подтверждаются специальными документами о профессиональном образовании (дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами), потому что  качество профессиональной деятельности считается более высоким, чем качество деятельности непрофессионала, любителя;

 во-вторых, профессия человека является товаром, который он может    продавать на рынке труда. Причем, это товар, который пользуется спросом, за который другие люди готовы платить. Профессиональная деятельность служит источником доходов человека.

Например, уход за своими собственными детьми не является профессиональной деятельностью, хотя его и можно назвать трудом. А вот уход за детьми  в детском саду является профессиональным.

2. Как ориентироваться в мире профессий.

Человека, впервые выбирающего себе профессию, можно сравнить с путником на распутье. Насколько легче пришлось бы путешественнику, будь у  него карта местности.

Чтобы ориентироваться в огромном мире профессий, мы предлагаем Вам своего рода «карту». Территориями на этой карте будут группы сходных по  своим характеристикам профессий. Дело в том, что каждая профессия предъявляет к человеку определенные требования.

- Назовите требования, по которым отличаются профессии друг от друга. (ответы учеников)

Одни профессии требуют от человека силы и ловкости, другие - ума и аккуратности, третьи - общительности и сдержанности. Разные группы профессий можно представить в качестве "профессиональных государств" со своими законами, языком, населением, занимающих на карте определенное положение. Например, профессии слесаря по ремонту автомобилей, слесаря механосборочных работ и слесаря-сантехника различаются только с точки зрения производственных задач и условий труда, но не с точки зрения предъявляемых к человеку требований. Поэтому  они находятся на карте профессий в одном месте.

Профессии на нашей карте разделены по типам и классам.

Класс профессий говорит о степени сложности и требуемой квалификации человека, то есть о характере труда. Характер труда может быть исполнительным или творческим.

По "характеру труда" выделяются два класса профессий.

А) Профессии исполнительного класса связаны с выполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением правил и нормативов, следованием  инструкциям, стереотипом в решении проблем (агент, медсестра, продавец, приемщик заказов, социальный работник, машинист, оператор, станочник, плотник, кассир, машинистка, телефонист и др.). В большинстве случаев  профессии этого класса не требуют высшего образования.

Б) Профессии творческого класса связаны с анализом, исследованиями, испытаниями, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием новых образцов, принятием нестандартных решений, требуют оригинального мышления и , как правило, высшего образования (врач, менеджер, референт, психолог, учитель, юрист, инженер, экономист, математик, архитектор, физик).  

 Тип профессии  указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей   профессиональной деятельности, то есть на предмет труда. Предметом труда   могут быть другие люди, техника, информация, художественные произведения или природа.  

По "предмету труда" можно выделить пять типов профессий.

Работа в парах.  Заполнить таблицу:

Предмет труда

Профессии

Требования

человек

техника

знаковая система

художественный образ

природа

Проверка заполнения таблицы.

1. К профессиям типа "человек-человек" относятся профессии, связанные   с медицинским обслуживанием ( врач, медсестра, санитарка), обучением и воспитанием (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер, гувернер), бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант), правовой и социальной защитой(юрист, следователь, участковый инспектор, социальный работник).

Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, пони мать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.

2. Тип "человек-техника" включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор), эксплуатацией технических  средств (водитель, машинист, кочегар, крановщик, токарь, швея-мотористка), ремонтом техники (слесарь-ремонтник, механик, электромонтер, электрик.

Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития  наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

3. Тип "человек-знаковая система" объединяет профессии, связанные с текстами ( корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь); с цифрами, формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер, кассир); с чертежами, картами, схемами (штурман, чертежник, картограф); со звуковыми сигналами (радист, телефонист).

Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, внимательности, сосредоточенности, усидчивости.

4. К типу "человек-художественный образ" можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, писатель, модельер, композитор), с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства по       образцу (ювелир, актер, закройщик, реставратор, фотограф, столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор).

От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.

 5. К типу "человек-природа" можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы ( микробиолог, агрохимик, геолог), с уходом   за растениями и животными ( лесовод, овощевод, зоотехник), с профилактикой  и лечением заболеваний животных (ветеринар).

Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях отсроченности результатов, умения менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости.

Вы, наверно, часто задумываетесь над тем, кем быть, какую профессию выбрать. Эти вопросы вам задают и в школе, и дома. Почему проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека? А что является основой в выборе профессии?

Найти свое призвание совсем не просто. Если бы каждый “рождался” именно для определенной работы и с детства знал об этом, никакой проблемы с развитием способностей и не стаяло бы. Какой потенциал заложен в нас от природы, как его в себе разглядеть и реализовать? Одной из основ в выборе профессии являются способности. Попробуем оценить наши способности с помощью теста. 

Оценка способностей школьника (тест)

Сколько же всего существует профессий? В документе, который называется "Единый тарифно-квалификационный справочник", насчитывается более шести тысяч названий профессий, имеющихся на сегодняшний день в России. Довольно трудно ориентироваться в таком огромном мире. Тем более, что почти  каждый год появляются новые профессии и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые, наоборот, постоянно дробятся, делятся.

ПРОФЕССИОГРАММА - характеристика, описание профессии, включающее в себя основные требования, предъявляемые профессией к личным качествам человека: умственным, психологическим, физическим и др.

Все профессиограммы построены примерно по такой схеме:

  1.  название профессии;
  2.  общая характеристика профессии: назначение профессии, вид труда (ручной, механизированный, автоматизированный), предмет и продукт труда;
  3.  условия работы: рабочее место, режим труда (сменность, монотонность);
  4.  требования к индивидуальным особенностям специалиста;
  5.  медицинские противопоказания;
  6.  требования к профессиональной подготовке: знания, умения и навыки, необходимые для выполнения работы;
  7.  пути получения профессии, характеристика учебных заведений;
  8.  перспективы профессионального роста;
  9.  родственные профессии.

Обдумывая свой трудовой путь, полезно составить профессиограмму своей  предполагаемой профессии. Такая работа позволит глубже узнать содержание будущей профессии, оценить свою профессиональную пригодность к ней. Составление профессиограммы поможет определить и те профессионально важные качества (ПВК), которые Вы должны формировать или развивать у себя. Составляя профессиограммы, можно использовать статьи из энциклопедии "Мир профессий", разнообразные справочные издания. Часть сведений практического характера можно почерпнуть из бесед со специалистами-профессионалами или с профконсультантом центра занятости.

III. Обобщение

  1. Чем отличается трудовая деятельность от профессиональной деятельности?
  2. Будет ли человек, занимающийся спортом и получающий за это деньги, заниматься профессиональной деятельностью? (Если человек занимается  спортом ради своего удовольствия, то мы считаем его просто любителем, а  если он зарабатывает этим себе на жизнь - то он профессиональный спортсмен.)

IV. Домашнее задание.

Составить профессиограмму для себя

Подготовить презентации:

1. Старинные профессии

2. Исчезнувшие профессии

3. Новые профессии

V. Выставление оценок за урок

VI. Рефлексия

Оценка способностей школьника

Ответь на вопросы “да” или “нет”

  • Верно ли, что в детстве ты очень любил:
  1. Подолгу играть в подвижные игры;
  2. Продумывать игры и верховодить в них;
  3. Играть в шашки, шахматы;
  4. Ломать игрушки, чтобы посмотреть, что там внутри;
  5. Читать стихи или петь песни;
  6. Разговаривать с незнакомыми или задавать вопросы;
  7. Слушать сказки или истории;
  8. Рисовать или наблюдать;
  9. Сочинять сказки ли истории?
  • Нравится ли тебе сейчас:
  1. Заниматься на уроках физкультуры или в спортшколе, секции;
  2. Добровольно брать на себя обязанности организатора дела;
  3. Помогать ребятам решать математические задачи;
  4. Читать об известных открытиях и изобретениях;
  5. Участвовать в художественной самодеятельности;
  6. Помогать другим людям разбирать в их проблемах;
  7. Читать или узнавать что-то новое об искусстве;
  8. Заниматься в изостудии, изокружке;
  9. Писать сочинение на свободную тему?
  • Получаешь ли ты особое удовольствие:
  1. От участия и борьбы в спортсоревновании;
  2. От умения расставить людей, распределить работу;
  3. От решения трудных математических задач;
  4. От исправления бытовых электро- и радиоприборов;
  5. От игры на сцене;
  6. От общения с людьми;
  7. От знакомства с новыми музыкальными инструментами, музыкальными произведениями;
  8. От посещения художественной выставки;
  9. От пересказа какого-то события из прочитанной книги или эпизода, увиденного тобой в жизни?
  • Часто ли тебя тянет:
  1. К длительным физическим упражнениям;
  2. К делам в группе, требующим твоей инициативы или настойчивости;
  3. к разгадыванию математических шарад;
  4. К изготовлению каких-либо моделей;
  5. Участвовать в постановке спектаклей;
  6. Помочь людям, посочувствовать им;
  7. Поиграть на музыкальном инструменте;
  8. Порисовать красками или карандашами;
  9. Писать стихи или вести дневник?
  • Любишь ли ты долгое время:
  1. Заниматься спортом или физическим трудом;
  2. Энергично работать вместе с другими;
  3. Заниматься черчением или шахматами;
  4. Копаться в механизмах, приборах;
  5. Заботиться о младших, слабых или больных людях;
  6. Думать над судьбами людей;
  7. Исполнять музыкальные пьесы;
  8. Рисовать, лепить, фантазируя при этом;
  9. Готовиться к докладу, сообщению, сочинению.

Подведение итогов: Подсчитывается сумма положительных ответов по каждому столбцу. Каждый столбец характеризует одно из направлений в развитии способностей личности.

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

I – Физические

II – Организационные

III – Математические

IV – Конструктивно-технические

V – Эмоционально-изобразительные (артистические)

VI – Коммуникативные

VII – Музыкальные

VIII – Художественно-изобразительные

IX – Филологические


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ (ОБРАЗ Я) У ПОДРОСТКОВ

В современной психологической науке имеется большое количество данных, полученных в ходе исследований, посвященных проблемам становления самосознания в подростковом возрасте....

Формирование представлений о себе у детей с нарушениями интеллекта.

Материал предназначен для работы с детьми с умственной отсталостью...

Развитие представлений о себе в коррекционной работе с элементами глобального чтения.

Развитие представлений о себе в коррекционной работе с элементами глобального чтения.Цели:-формирование представления детей о строении тела;-обучение глобальному чтению....

Конспект занятия. Формирование навыка представления о себе у ребенка с РАС

Формирование навыка представления о себе  у ребенка с РАС...