Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию по технологии на 2014-2015 учебный год
календарно-тематическое планирование по технологии (5 класс) на тему
1. Пояснительная записка
1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начальное, основное среднее, общее среднее образование), утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080.
2.Изучение предмета направлено на ознакомление учащихся с основными технологическими процессами современного производства материальных ценностей, обеспечение их подготовки, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
3. Содержание программы определены с учетом потребностей личности школьника, семьи и общества, достижений современной педагогической науки.
4. Содержание программы предусматривает изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
1) техника безопасности и охрана труда;
2) техника и технология сельскохозяйственного производства;
3) технология ручной и механической обработки древесины и древесных материалов;
4) технология ручной и механической обработки металла;
5) технология художественной обработки материалов с элементами декоративно-прикладного искусства;
6) электротехника и основы электроники;
7) творческая проектная деятельность;
8) современное производство и техническое и профессиональное образование.
5. Целью изучения курса в основной школе как учебного предмета является: обеспечение функциональной грамотности школьников в области техники и технологии, направленное на результативность системы полученных знаний в современном производстве, а также развитию технологического мышления, творческого отношения к действительности.
6.Задачи обучения:
1) формирование систематизированных знании по основам техники, технологии и современного производство;
2) формирование общетрудовых, общепроизводственных и специальных умении и навыков по технологии обработки конструкционных материалов, по осуществлению проектной деятельности;
3) развитие технологического мышления и творческого отношения к труду;
4) формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда, содействие в самостоятельном и осознанном определении своих жизненных и профессиональных планов;
5) эстетическое, нравственное, экономическое, экологическое, физическое и правовое воспитание в процессе трудовой и профессиональной деятельности;
6) привитие учащимся уважения к национальной культуре, традициям и обычаям народов Казахстана.
7. В процессе обучения осуществляются межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами:
1) «Казахский язык», «Русский язык»: обогащение словарного запаса технологической терминологией; развитие устной речи, использование специфических терминов в устной и письменной речи;
2) «История Казахстана»: быт, национальные традиции, декоративно-прикладное искусство казахского народа;
3) «Математика»: различные математические измерения и вычисления при составлении технологических карт;
4) «Геометрия»: объемы пространственных фигур: прямоугольного параллелепипеда и прямой призмы, пирамиды, цилиндра, конуса и шара; знания о симметриях пространственных фигур
5) «Физика»: механическое движение; основные понятия кинематики; механическая работа и кинетическая энергия; механическая работа и потенциальная энергия;
6) «Химия»: металлы побочных групп и их важнейшие соединения; важнейшие материалы и основы их производства; растворы;
7) «География»: природные ресурсы мира; научно-техническая революция и мировое хозяйство; характеристика и география размещения отраслей экономики;
8) «Информатика»: рисование объектов: простейшие операции с объектами, взаимодействие объектов, редактирование кривых, текст; компьютерная графика: Изображения: виды и форматы, растровые изображения, их параметры, выделение областей изображения, слои, рисование;
9) «Физическая культура»: укрепление мышц рук и ног при выполнении различных работ ручными инструментами; развитие глазомера и мелкой моторики рук при резьбе по дереву, художественном выпиливании ручным лобзиком, электровыжигателем, чеканом.
8. Объем учебной нагрузки по предмету на основной ступени школы в соответствии с типовым учебным планом составляет 34 часа в каждом учебном году, по 1 часу в неделю:
1) 5 класс – 1 ч. в неделю, 34 ч. в год;
2) 6 класс – 1 ч. в неделю, 34 ч. в год;
3) 7 класс – 1 ч. в неделю, 34 ч. в год;
4) 8 класс – 1 ч. в неделю, 34 ч. в год;
5) 9 класс – 1 ч. в неделю, 34 ч. в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка по технологии в 5-11 классах | 68.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебная программа по предмету «Технология»
1. Пояснительная записка
1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начальное, основное среднее, общее среднее образование), утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080.
- Изучение предмета направлено на ознакомление учащихся с основными технологическими процессами современного производства материальных ценностей, обеспечение их подготовки, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
3. Содержание программы определены с учетом потребностей личности школьника, семьи и общества, достижений современной педагогической науки.
4. Содержание программы предусматривает изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
1) техника безопасности и охрана труда;
2) техника и технология сельскохозяйственного производства;
3) технология ручной и механической обработки древесины и древесных материалов;
4) технология ручной и механической обработки металла;
5) технология художественной обработки материалов с элементами декоративно-прикладного искусства;
6) электротехника и основы электроники;
7) творческая проектная деятельность;
8) современное производство и техническое и профессиональное образование.
5. Целью изучения курса в основной школе как учебного предмета является: обеспечение функциональной грамотности школьников в области техники и технологии, направленное на результативность системы полученных знаний в современном производстве, а также развитию технологического мышления, творческого отношения к действительности.
- Задачи обучения:
- формирование систематизированных знании по основам техники, технологии и современного производство;
- формирование общетрудовых, общепроизводственных и специальных умении и навыков по технологии обработки конструкционных материалов, по осуществлению проектной деятельности;
- развитие технологического мышления и творческого отношения к труду;
- формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда, содействие в самостоятельном и осознанном определении своих жизненных и профессиональных планов;
- эстетическое, нравственное, экономическое, экологическое, физическое и правовое воспитание в процессе трудовой и профессиональной деятельности;
6) привитие учащимся уважения к национальной культуре, традициям и обычаям народов Казахстана.
7. В процессе обучения осуществляются межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами:
1) «Казахский язык», «Русский язык»: обогащение словарного запаса технологической терминологией; развитие устной речи, использование специфических терминов в устной и письменной речи;
2) «История Казахстана»: быт, национальные традиции, декоративно-прикладное искусство казахского народа;
3) «Математика»: различные математические измерения и вычисления при составлении технологических карт;
4) «Геометрия»: объемы пространственных фигур: прямоугольного параллелепипеда и прямой призмы, пирамиды, цилиндра, конуса и шара; знания о симметриях пространственных фигур
5) «Физика»: механическое движение; основные понятия кинематики; механическая работа и кинетическая энергия; механическая работа и потенциальная энергия;
6) «Химия»: металлы побочных групп и их важнейшие соединения; важнейшие материалы и основы их производства; растворы;
7) «География»: природные ресурсы мира; научно-техническая революция и мировое хозяйство; характеристика и география размещения отраслей экономики;
8) «Информатика»: рисование объектов: простейшие операции с объектами, взаимодействие объектов, редактирование кривых, текст; компьютерная графика: Изображения: виды и форматы, растровые изображения, их параметры, выделение областей изображения, слои, рисование;
9) «Физическая культура»: укрепление мышц рук и ног при выполнении различных работ ручными инструментами; развитие глазомера и мелкой моторики рук при резьбе по дереву, художественном выпиливании ручным лобзиком, электровыжигателем, чеканом.
8. Объем учебной нагрузки по предмету на основной ступени школы в соответствии с типовым учебным планом составляет 34 часа в каждом учебном году, по 1 часу в неделю:
1) 5 класс – 1 ч. в неделю, 34 ч. в год;
2) 6 класс – 1 ч. в неделю, 34 ч. в год;
3) 7 класс – 1 ч. в неделю, 34 ч. в год;
4) 8 класс – 1 ч. в неделю, 34 ч. в год;
5) 9 класс – 1 ч. в неделю, 34 ч. в год.
9. Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки обучающихся и задают систему итоговых результатов обучения, достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы.
10. Уровень подготовки обучающихся оценивается с учётом трех аспектов: предметные результаты; личностные результаты; системно-деятельностные результаты.
2. Базовое содержание учебного предмета для 5 класса
(Технология для мальчиков)
11. Техника безопасности и охрана труда – 1час:
1) основные теоретические сведения, общие правила поведения в школьной мастерской и личная гигиена труда, оборудование мастерской и правила безопасности труда при ручной обработке древесины»;
12. Техника и технология сельскохозяйственного производства – 2часа:
1) основные теоретические сведения, основы почвоведения, характеристика основных типов почв, обработка почвы, почвообрабатывающая техника, удобрения, севооборот, мелиорация;
2) технологии выращивания цветочно-декоративных культур;
3) практические работы: осенние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений;
4) приемы выращивания овощных и декоративных растений;
5) Варианты объектов труда: Цветочно-декоративные растения;
13. Технология ручной и механической обработки древесины и древесных материалов – 8 часов:
1) основные теоретические сведения, назначение и устройство столярного верстака, общие сведения о древесине как конструкционном материале, свойства и строение древесины, профессии в деревообрабатывающей промышленности, графическая документация, изготовление изделий из древесины, разметка;
2) ручная обработка древесины пилением, строганием, сверлением;
3) сборка и соединение деталей на гвоздях, шурупах и клею;
4) отделка изделий;
5) практические работы: ознакомление с рабочим местом, оборудованием и инструментами для ручной обработки древесины;
6) изображение чертежа прямоугольного бруска в трёх проекциях с соблюдением масштаба, разметка прямоугольных деталей, освоение способов и приёмов пиления, строгания и сверления древесины ручным инструментом;
7) варианты объектов труда: основание для шлифовальной колодки, плечики-вешалка, кухонная лопатка, разделочная доска, приспособление для распиливания, выпиловочный столик;
14. Технология ручной и механической обработки металла – 8 часов:
1) основные теоретические сведения, общие сведения о металлах, черные и цветные металлы и их сплавы, свойства металлов, назначение и устройство слесарного верстака,
2) графическое изображение деталей из тонколистового металла и проволоки,
3) правка и гибка тонколистового металла и проволоки, разметка тонколистового металла по чертежу и шаблоном, резание тонколистового металла,
4) конструирование и изготовление изделий из тонколистового металла и проволоки.
5) практические работы: ознакомление с рабочим местом, оборудованием и инструментами для ручной обработки металла. Конструирование и изготовление изделий из проволоки и тонколистового металла.
6) варианты объектов труда: цепочки, головоломки, скобы для подставки паяльника и детской вешалки для одежды, декоративный подсвечник, сувениры;
15. Технология художественной обработки материалов с элементами декоративно-прикладного искусства – 6часов:
1) основные теоретические сведения, традиционные виды декоративно-прикладного искусства казахского народа, художественная обработка древесины, художественное выпиливание;
2) резьба по дереву, отделка готового изделия красками и лаком, обработка кожи, виды художественной обработки металла;
3) отделка изделий шлифованием и лакированием;
4) практические работы: изготовление декоративно-прикладных изделий с использованием технологий художественной обработки материалов;
5) варианты объектов труда: плоскостные игрушки, кухонные принадлежности, декоративно-прикладные изделия.
16. Электротехника и основы электроники – 3 часа:
1) основные теоретические сведения, источники тока, проводники электрической энергии, понятие о проводниках и изоляторах, материалы используемые для проводников;
2) электрическая цепь и ее элементы, условные графические обозначения на электрических схемах, электрическая схема разветвленной и неразветвленной цепи, электротехническая арматура, бытовые светильники;
3) правила электробезопасности, работа с электротехническими материалами, монтаж электрической цепи;
4) практические работы: чтение простой электрической схемы, сборка электрической цепи из деталей конструктора с гальваническим источником тока, проверка работы цепи при различных вариантах ее сборки;
5) варианты объектов труда: модели низковольтных осветительных и сигнальных устройств.
17. Культура дома, ремонтные работы в быту – 1 час:
1) основные теоретические сведения, выбор и использование современных средств ухода за одеждой и обувью, способы удаления пятен с одежды и обивки мебели, выбор технологий длительного хранения одежды и обуви;
2) практические работы: выполнение мелкого ремонта мебели, обуви, уаление пятен с одежды и обивки мебели;
3) варианты объектов труда: мебель, одежда, обувь.
- Творческая проектная деятельность – 5часов:
- основные теоретические сведения;
- основы проектной технологии;
- план метода проектирования и организационные этапы;
4) проект изготовления детской деревянной лопаты.
3. Базовое содержание учебного предмета для 6 класса
19. Техника безопасности и охрана труда – 1 час:
1) основные теоретические сведения, общие правила поведения в школьной мастерской и личная гигиена труда, оборудование мастерской и правила безопасности труда при ручной обработке древесины;
20. Техника и технология сельскохозяйственного производства – 2 часа:
1) основные теоретические сведения, понятие о растениеводстве. Основные направления растениеводства: полеводство, овощеводство, плодоводство, декоративное садоводство и цветоводство;
2) технология выращивания плодоовощных культур, осенние работы в овощеводстве, размножение плодово-ягодных культур вегетативным способом;
3) практические работы: осенние работы в овощеводстве, отбор семенников и закладка их на хранение, осенняя обработка почвы под овощные культуры, подзимние посевы и посадки, защита овощных культур от вредителей, подготовка семян и посадочного материала к посеву, весенние посевы и посадки;
4) варианты объектов труда: семена моркови, петрушки, столовой свеклы, огурца.
21. Технология ручной и механической обработки древесины и древесных материалов – 8 часов:
1) основные теоретические сведения, оборудование и организация рабочего места, заготовка древесины, свойства, строение и пороки древесины, получение и применение пиломатериалов;
2) искусственные древесные материалы, инструменты для ручной обработки древесины;
3) чертеж детали призматической формы;
4) конструирование и моделирование, графическое изображение деталей цилиндрической формы, изготовление цилиндрических деталей ручным инструментом;
5) практические работы: конструирование изделий из древесины, составление технологической карты на изготовление однодетального изделия, обработка древесных материалов пилением, строганием, сверлением;
6) варианты объектов труда: ручки для ручных столярных инструментов, толкушка, швабра, стусло, планшет, ящик для дидактического материала;
22. Технология ручной и механической обработки металла – 8 часов:
1) основные теоретические сведения, физические и механические свойства металлов;
2) металлы и сплавы, сортовой прокат, получение и применение сортового проката, разметочные инструменты;
3) графическое изображение и разметка заготовок из сортового проката, разрезание заготовок слесарной ножовкой;
4) опиливание плоских поверхностей, механизмы передачи движения, машина и ее основные части, устройство сверлильного станка и работа на нем, сверление заготовок из металла;
5) практические работы: изготовление по чертежу и технологической карте изделий из сортового проката содержащих резание, опиливание и сверление металла. Изготовление предметов бытового назначения с элементами декоративно-прикладного характера;
6) варианты объектов труда: игрушки, бытовые принадлежности.
23. Технология художественной обработки материалов с элементами декоративно-прикладного искусства – 6 часов:
1) основные теоретические сведения, прикладное искусство казахов и других народов Республики Казахстан;
2) виды резьбы по дереву;
3) техника и приемы резьбы по дереву, отделка изделий резьбой по дереву;
4) художественная обработка металла, тиснение по фольге, чеканка, обработка кожи и народные способы изготовления изделий из кожи, художественная лепка, плетение;
5) практические работы: выполнение геометрической резьбы по дереву, выполнение элементов рельефной и контурной чеканки, выполнение сувенирных изделий из кожи;
6) варианты объектов труда: игрушки, сувениры, бытовые принадлежности.
24. Электротехника и основы электроники – 3 часа:
1) основные теоретические сведения, приборы для измерения основных электрических величин: тока (I), напряжения (U), сопротивления (R). Устройство амперметра, вольтметра, омметра, мегомметра, пробника и комбинированных приборов, правила пользования этими приборами, обозначения на схемах, электромагниты и их применение, изготовление электромагнита;
2) конструкция, назначение, принципы действия и устройства электродвигателей применение электродвигателей в технике и быту;
3) правила электробезопасности при выполнении электромонтажных работ;
4) практические работы: способы соединение амперметров, вольтметров, конденсаторов и резисторов в цепи. Определение силы тока, напряжения, сопротивления;
5) варианты объектов труда: изготовление электромагнита, электрозвонков.
25. Культура дома, ремонтные работы в быту – 1 час:
1) основные теоретические сведения, интерьер жилых помещений, современные стили в интерьере, рациональное размещение мебели и оборудования в помещении, разделение помещений на функциональные зоны, освещение жилого дома;
2) практические работы: выполнение эскиза элементов интерьера и интерьера жилого помещения;
3) варианты объектов труда: эскизы интерьера, предметы декоративно-прикладного назначения.
26. «Творческая проектная деятельность» – 5 часов:
1) основные теоретические сведения;
2) требования и основные этапы творческой проектной деятельности;
3) выполнение самостоятельной проектной деятельности.
4. Базовое содержание учебного предмета для 7 класса
27. Техника безопасности и охрана труда – 1 час:
1) основные теоретические сведения, общие требования по технике безопасности при ручной и механической обработке древесины и металла;
28. Техника и технология сельскохозяйственного производства – 2 часа:
1) основные теоретические сведения, технология растениеводства;
2) интенсивная технология выращивания плодоовощных культур, технологии выращивания растений рассадным способом и в защищённом грунте;
3) практические работы: весенне-летние работы в овощеводстве, технология рассадного способа выращивания растений, высадка в грунт семенников, защита культурных растений от сорняков;
4) варианты объектов труда: картофель, свекла, морковь, капуста, цветочно-декоративные культуры.
29. Технология ручной и механической обработки древесины и древесных материалов – 8 часов:
1) основные теоретические сведения, физические и механические свойства древесины, изделия из древесины и их графическое изображение, конструирование изделий, технологическая документация, основные виды столярных соединений;
2) соединения гвоздями, шурупами, на клею;
3) сплачивание, сращивание, угловые соединения, шиповые соединения, соединения на шкантах и нагелях, современные технологические машины, устройство токарного станка по дереву, организация работы и правила безопасности работы на токарном станке, точение наружных поверхностей фасонных изделий;
4) практические работы: токарный станок по обработке дерева, технология простых соединений деревянных деталей. Деревянная бытовая мебель: табуретка, киянка и др. Разновидности орнаментальной резьбы, методы тонировки узорчатых поверхностей и методы обжига;
5) варианты объектов труда: табуретки, киянки, скалки, разделочные доски.
30. Технология ручной и механической обработки металла – 8 часов:
1) основные теоретические сведения, общие сведения о металлах и сплавах;
2) виды, свойства стали и ее применение. Изделия из металла и их графическое изображение, рубка металла в тисках и на плите, опиливание криволинейных поверхностей, разъемные и не разъемные соединения, резьбовые соединения, нарезание наружной и внутренней резьбы, обработка металлов на промышленных предприятиях, общие сведения о металлорежущих станках;
3) практические работы: изготовление изделий из листового металла, содержащих операции рубки, опиливания и сверления. Чтение чертежа детали цилиндрической формы: определение материала, размеров детали и ее конструктивных элементов. Изготовление изделий из металла, содержащих операции нарезания внутренней и наружной резьбы;
4) варианты объектов труда: подвески для мебели, скобы для дверной ручки, изделия декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки металла.
31. Технология художественной обработки материалов с элементами декоративно-прикладного искусства – 6 часов:
1) основные теоретические сведения, декоративно-прикладное искусство казахского народа, виды орнаментов;
2) применение орнаментальных узоров;
3) художественная обработка древесины, выжигание по дереву;
4) ажурная пропильная резьба, скобчатая резьба, художественная обработка металла, филигрань, обработка и изготовление изделий из кожи.
5) практические работы: разработка эскиза и изготовление изделий по одному из направлений художественной обработки материалов и их декоративного оформления;
6) варианты объектов труда: игрушки, кухонные принадлежности, предметы интерьера.
32. Электротехника и основы электроники – 3 часа:
1) основные теоретические сведения, общие сведения о работе бытовых электроприборов;
2) подключение бытовых приемников электрической энергии, простейший ремонт бытовых электроприборов, электромонтажные работы с использованием пайки. Виды проводов, припоев, флюсов. инструменты для электромонтажных работ, предохранение от поражения электрическим током, понятие об автоматическом контроле и регулировании, виды и назначение автоматических устройств, элементы автоматики в бытовых электротехнических устройствах, простейшие схемы устройств автоматики;
3) практические работы: зачистка выводов радиоэлементов и их лужение, пайка проводов к монтажному лепестку, электромонтажные работы с использованием пайки, сборка простейших схем устройств автоматики;
4) варианты объектов труда: указатель поворота, светофор.
33. Культура дома, ремонтные работы в быту – 1 час:
1) основные теоретические сведения, оонятие об экологии жилища, оценка и регулирование микроклимата в доме, современные приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Правила пользования бытовой техникой;
2) практические работы: разработка плана размещения осветительных приборов, подбор бытовой техники по рекламным проспектам;
3) варианты объектов труда: рекламные справочники по товарам и услугам, образцы бытовой техники. Приборы учета воды, тепла и электроэнергии. Устройства очистителей воды.
34. Творческая проектная деятельность – 5 часов:
1) особенности выполнения творческих проектов;
2) выполнение самостоятельного творческого проекта на изготовление из древесины детского стула.
5. Базовое содержание учебного предмета для 8 класса
35. Техника безопасности и охрана труда – 1 час:
1) основные теоретические сведения, общие требования по технике безопасности при ручной и механической обработке древесины и металла;
36. Техника и технология сельскохозяйственного производства – 2 часа:
1) основные теоретические сведения, роль науки в развитии сельского хозяйства. Использование органических и минеральных удобрений, нетоксичных средств защиты растений от болезней и вредителей;
2) интенсивная технология выращивания зерновых культур, методы сбора урожая;
3) практические работы: осенние работы на учебно-опытном участке, осенняя обработка почвы под посев озимых культур, уход за плодовыми деревьями и ягодными кустарниками, брезка ягодных кустарников, защита растений от болезней и вредителей на учебно-опытном участке;
4) варианты объектов труда: плодовые деревья, ягодные кустарники.
37. Технология ручной и механической обработки древесины и древесных материалов – 7 часов:
1) основные теоретические сведения, конструкторская и технологическая документация на изготовление изделий из древесины, графическое изображение деталей с конической поверхностью, современные технологические машины для обработки древесины;
2) правила техники безопасности при механической обработке древесины, точение внутренних поверхностей. Заточка ножовки, стамески, ножа рубанка;
3) соединение столярных элементов, изготовление шипового соединения «ласточкин хвост»;
4) практические работы: инструменты для резьбы по дереву, выполнить основные операции по ручной и механической обработке дерева при изготовлении художественных изделий;
5) варианты объектов труда: шкатулки, предметы хозяйственно-бытового назначения, кухонные принадлежности.
38. Технология ручной и механической обработки металла – 8 часов:
1) основные теоретические сведения, классификация конструкционных материалов, виды и основные свойства металлов;
2) обработка металлов, термическая обработка стали, обработка металлов резанием, классификация металлорежущих станков, устройство токарно-винторезного станка;
3) основные токарные операции, сверление и нарезание резьбы на токарном станке по металлу, конструкторская и технологическая документация, графическое изображение изделий из металла;
4) практические работы: ознакомление с приемами термической обработки стали, закрепление знаний о механических свойствах металлов. Изготовление изделий на станке по обработке металлов содержащих обтачивание наружных цилиндрических поверхностей, подрезание уступов и торцов и отрезание заготовок. Сверление и нарезание резьбы на токарно-винторезном станке;
5) варианты объектов труда: болт, гайка, гайка-барашек, детали к моделям и приспособлениям.
39. Технология художественной обработки материалов с элементами декоративно-прикладного искусства – 6 часов:
1) основные теоретические сведения, обзор истории казахского декоративно-прикладного искусства, происхождение юрты;
2) виды художественной обработки древесины и металла, изготовление кухонной утвари;
3) искусство изготовления сувениров, художественное выпиливание, отделка изделий выжиганием, художественная обработка изделий из металла, ювелирное дело;
4) практические работы: изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов;
5) варианты объектов труда: шкатулки, игрушки, сувениры и украшения.
40. Электротехника и основы электроники – 3 часа:
1) основные теоретические сведения, назначение электроизмерительных приборов. Основные части различных электроизмерительных приборов, принципы действия и устройство измерительных механизмов мангитноэлектрической, электромагнитной, электродинамической и индукционной систем;
2) схемы электрических соединении: структурные, функциональные, принципиальные схемы соединении, схемы подключении, общие схемы, схемы расположении. Условные графические обозначения для электрических схем по ГОСТу, понятие об электронных устройствах автоматики, техническая характеристика и области применения электронных устройств автоматики. Назначение, устройство и действие коммуникационной неавтоматической аппаратуры и электрических предохранителей. Классификация, назначения и основные параметры усилителя электрических сигналов. Принципиальная электрическая схема усилителя;
3) практические работы: способы прямого и косвенного измерения силы тока, напряжения, электрического сопротивления, мощности и силы тока, способы подключения к сети коммуникационной не автоматической аппаратуры;
4) варианты объектов труда: электрические предохранители.
41. Культура дома, ремонтные работы в быту – 2 часа:
1) основные теоретические сведения, характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации. Современные системы фильтрации воды;
2) практические работы: оценка микроклимата в доме, определение места положения скрытой электропроводки, подбор бытовой техники по рекламным проспектам;
3) варианты объектов труда: рекламные справочники по товарам и услугам. Регистрирующие приборы, устройства очистки воды.
42. Творческая проектная деятельность – 5 часов:
1) основные теоретические сведения;
2) творческая проектная деятельность;
3) технические творческие задачи;
4) выполнение проекта на изготовление сувенирных, подарочных изделий и игрушек из древесины и металла.
6. Базовое содержание учебного предмета для 9 класса
43. Техника безопасности и охрана труда – 1 час:
1) основные теоретические сведения, общие требования по охране труда, производственная санитария, электро- и пожарная безопасность;
2) практические работы: ознакомление с требованиями охраны труда, электро- и пожарная безопасности;
3) варианты объектов труда: инструкции по охране труда, электро- и пожарная безопасности.
44. Техника и технология сельскохозяйственного производства – 3 часа:
1) основные теоретические сведения, общие сведения о типах сельскохозяйственной техники и их назначении;
2) машины, механизмы и навесные орудия для обработки почвы, посадки и сбора урожая. Обработка и хранение сельскохозяйственной продукции;
3) практические работы: ознакомление с сельскохозяйственной техникой для обработки почвы;
4) варианты объектов труда: изучение устройства плуга, сеялки, культиватора.
45. Технология ручной и механической обработки древесины и древесных материалов – 8 часов:
1) основные теоретические сведения, основные методы механической обработки древесины резанием;
2) основные сведения о процессе резания, ручные электрифицированные инструменты для обработки древесины;
3) графическое изображение деталей со сложной поверхностью, приемы обтачивания сложных поверхностей, точение изделий со сложной поверхностью по маршрутной и операционной карте, столярная отделка изделий и отделочные материалы;
4) практические работы: изготовление декорированных сувенирных изделий из дерева и подручного материала на токарном станке и ручным способом.;
5) варианты объектов труда: практическое выполнение хозяйственно-бытового назначения.
46. Технология ручной и механической обработки металла – 8 часов:
1) основные теоретические сведения, обработка металлов фрезерованием, устройство фрезерного станка;
2) основные фрезерные операции, точность обработки деталей, шероховатость поверхностей обрабатываемых деталей;
3) понятие о производственном и технологическом процессах на металлообрабатывающих предприятиях;
4) способы формообразования деталей из металла, общие сведения о пластмассах и других неметаллических материалах;
5) практические работы: изготовление изделий на горизонтально-фрезерном станке с помощью основных фрезерных операций;
6) варианты объектов труда: изготовление из металлического бруска прямоугольной и ступенчатой прокладки, изготовление гипсовой формы для орнамента, изготовление предметов бытового назначения и изделий с элементами декоративно-прикладного творчества.
47. Технология художественной обработки материалов с элементами декоративно-прикладного искусства – 5 часов:
1) основные теоретические сведения, художественные народные промыслы родного края;
2) технология изготовления кубе и сундуков, из истории домбры, особенности строения музыкальных инструментов, технология изготовления сувенирной домбры;
3) изготовление сувенирных изделий из дерева и подручных материалов, художественное оформление поделок, виды художественной резьбы по дереву, изготовление изделий декоративно-прикладного характера на токарном станке по дереву;
4) практические работы: ознакомление с различными видами декоративно-прикладного творчества народов Казахстана, определение требований к создаваемому изделию, разработка эскизов изделий и их декоративного оформления. Выбор материалов, определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия. Изготовление изделия с применением технологий ручной и машинной обработки из конструкционных и поделочных материалов;
5) варианты объектов труда: предметы хозяйственно-бытового назначения, сундук, сувенирная домбра, игрушки, кухонные принадлежности, предметы интерьера, украшения.
48. Электротехника и основы электроники – 3 часа:
1) основные теоретические сведения, значение электротехники для развития народного хозяйства;
2) общая характеристика основных видов электротехнических работ: монтажных, обмоточно-изолировочных, сборочных, эксплуатационных, ремонтных;
3) классификация электротехнических материалов: удельное электрическое сопротивление, плотность, плавление, стойкость против коррозии способность соединяется пайкой и сваркой. Области применения проводниковых материалов, основные свойства электроизоляционных материалов;
4) общая характеристика электронных устройств назначение, основные характеристики правила проверки и монтажа электронных устройств. Полупроводниковые приборы: характеристика свойств полупроводниковых диодов и транзисторов (односторонняя проводимость, способность усиливать электрические сигналы) и их условные обозначения на схемах. Особенности устройства и монтажа, способы проверки полупроводниковых диодов и транзисторов;
5) практические работы: выполнение различных видов электротехнических работ: монтажные, обмотка, изолирование, сборка, ремонт бытовых приборов. Монтаж простейших электронных устройств, фильтрующие цепи, колебательной контур;
6) варианты объектов труда: звуковой генератор.
49. Творческая проектная деятельность – 5 часов:
1) основные теоретические сведения, исследовательская творческая проектная деятельность, рационализация и изобретательство;
2) самостоятельное выполнение проекта на изготовление кухонной утвари, предметов быта, игрушек, сувенирных изделий из древесины, металла, кожи и других поделочных материалов с элементами казахского народного декоративно-прикладного искусства ручным и токарным способом;
3) практические работы: обоснование выбора и функциональных особенностей будущего изделия в соответствии с потребностями пользователя, разработка и выполнение проекта;
4) варианты объектов труда: личностно и общественно значимые изделия;
50. Современное производство и техническое и профессиональное образование – 1 час:
1) основные теоретические сведения, виды учреждений технического и профессионального образования, современные требования к профессиональной деятельности, понятие о профессии, специальности и квалификации работника. Учет качеств личности при выборе профессии, региональный рынок труда и образовательных услуг, поиск информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства;
2) практические работы: анализ предложений работодателей на региональном рынке труда, поиск информации о возможностях получения технического и профессионального образования в различных источниках, работа со справочной литературой, составление жизненного плана и резюме;
3) варианты объектов труда: квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих.
Учебная программа по предмету «Технология»
(общественно-гуманитарное и естественно-математического направлении)
1. Пояснительная записка
1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начальное, основное среднее, общее среднее образование), утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080.
2. Изучение предмета направлено на формирование трудовой и технологической культуры школьника, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, исходных представлений и умений учащихся для творческого решения возникающих практических проблем, связанных с преобразованием материалов, энергии и информации, на основе проектирования, конструирования и изготовления изделий, их профессионального самоопределения в условиях рынка труда.
3. Содержание учебного предмета определены с учетом потребностей личности школьника, семьи и общества, достижений современной педагогической науки.
4. Содержание программы предусматривает изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
1) техника безопасности и охрана труда;
2) технология ручной конструкционных материалов;
3) технология механической обработки конструкционных материалов (с элементами машиноведения);
4) технология электротехнических работ и электронных устройств;
5) сельскохозяйственные технологии;
6) технология художественной обработки материалов;
7) технология проектной деятельности;
8) технология профессиональной ориентации.
5. Целью изучения курса в основной школе как учебного предмета является: обеспечение функциональной грамотности школьников в области техники и технологии, направленное на результативность системы полученных знаний в современном производстве, а также развитию технологического мышления, творческого отношения к действительности.
- задачи обучения:
- формирование систематизированных знании по основам техники, технологии и современного производство;
- формирование общетрудовых, общепроизводственных и специальных умении и навыков по технологии обработки конструкционных материалов, по осуществлению проектной деятельности;
- развитие технологического мышления и творческого отношения к труду;
- формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда, содействие в самостоятельном и осознанном определении своих жизненных и профессиональных планов;
- эстетическое, нравственное, экономическое, экологическое, физическое и правовое воспитание в процессе трудовой и профессиональной деятельности;
6) привитие учащимся уважения к национальной культуре, традициям и обычаям народов Казахстана.
7. В процессе изучения предмета осуществляются межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами:
1) «Казахский язык», «Русский язык»: обогащение словарного запаса технологической терминологией; развитие устной речи, использование специфических терминов в устной и письменной речи;
2) «История Казахстана»: быт, национальные традиции, декоративно-прикладное искусство казахского народа;
3) «Алгебра»: различные математические измерения и вычисления при составлении технологических карт;
4) «Геометрия»: объемы пространственных фигур: прямоугольного параллелепипеда и прямой призмы, пирамиды, цилиндра, конуса и шара; знания о симметриях пространственных фигур
5) «Физика»: механическое движение; основные понятия кинематики; механическая работа и кинетическая энергия; механическая работа и потенциальная энергия;
6) «Химия»: металлы побочных групп и их важнейшие соединения; важнейшие материалы и основы их производства; растворы;
7) «География»: природные ресурсы мира; научно-техническая революция и мировое хозяйство; характеристика и география размещения отраслей экономики;
8) «Информатика»: рисование объектов: простейшие операции с объектами, взаимодействие объектов, редактирование кривых, текст; компьютерная графика: Изображения: виды и форматы, растровые изображения, их параметры, выделение областей изображения, слои, рисование;
9) «Физическая культура»: укрепление мышц рук и ног при выполнении различных работ ручными инструментами; развитие глазомера и мелкой моторики рук при резьбе по дереву, художественном выпиливании ручным лобзиком, электровыжигателем, чеканом.
8. Объем учебной нагрузки по предмету «Технология» на основной ступени школы в соответствии с типовым учебным планом составляет 34 часа в каждом учебном году, по 1 часу в неделю:
1) 10 класс – 1 ч. в неделю, 34 ч. в год;
2) 11 класс – 1 ч. в неделю, 34 ч. в год.
9. Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки обучающихся и задают систему итоговых результатов обучения, достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы.
10. Уровень подготовки обучающихся оценивается с учётом трех аспектов: предметные результаты; личностные результаты; системно-деятельностные результаты.
2. Базовое содержание учебного предмета для 10 класса
Технология для мальчиков
11. «Техника безопасности и охрана труда» – 1 час:
1) Основные теоретические сведения, техника безопасности и производственная санитария.
12. «Техника и технология сельскохозяйственного производства» – 2 часа:
1) основные теоретические сведения. Общие сведения о сельскохозяйственном производстве Казахстана;
2) использование новых технологий по уходу за растениями, деревьями. Применение инновационных технологий при выведении новых сортов растений;
3) практические работы: весенне-летние работы в полеводстве. Подготовка семян пшеницы, свеклы и картофеля к посеву на учебно-опытном участке. Рыхление почвы и борьба с сорняками. Прореживание и окучивание растений Полив и подкормка. Уборка урожая полевых культур;
4) варианты объектов труда: свекла, томаты, пшеница, картофель.
13. «Технология ручной и механической обработки древесины и древесных материалов» – 8 часов:
1) Основные теоретические сведения. Современные природные и искусственные материалы для плотницких и столярных работ: древесина, ДСП, ДВП, МДФ;
2) технология изготовления и установки дверных и оконных коробок: сборка и способы установки и крепеления дверных и оконных коробок. Изготовление и установка наличников и подоконников;
3) ремонт дверных коробок, оконных наличников, подоконных досок, форточек, сливов. Прирезка петель. Способы заделки трещин, образовавшихся в дверях. Техника безопасности при ремонтных работах;
4) практические работы: виды древесных и искусственных материалов. Состав ДВП, ДСП, МДФ. Разновидности конструкций дверей. Технология изготовления каркасных дверей. Пригонка дверей и переплетов. Строгание створок. Установка оконных и дверных навесов. Технология изготовления раздвижных дверей. Изготовление направляющей из уголков металла малого сечения. Конструкции подвесок дверей;
5) варианты объектов труда: изготовление и установка наличников. Изготовление коробок из брусков и досок. Сборка коробки на гвоздях. Сборка двери на шпонках. Установка петель. Пригонка двери, навешивание переплетов и дверей.
14. «Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения» – 8 часов:
1) основные теоретические сведения. Теория механизмов и машин. Общие сведения;
2) история развития теории механизмов и машин как научной дисциплины.
3) виды механических передач и их условные графические обозначения на кинематических схемах. Типовые и специальные детали. Виды и обозначение моделей металлорежущих станков;
4) классификация станков по назначению, по степени автоматизации и по точности обработки. Материалы, применяемые для изготовления заготовок из чугуна, стали и различных сплавов;
5) виды заготовок, способы их получения. Металлокерамические материалы для изготовления режущего инструмента. Измерительные инструменты, способы и точность измерения;
6) практические работы: виды механических передач, применяемых в станках и их условные графические обозначения на кинематических схемах. Технология обработки типовых деталей токарным способом. Особенности обработки металлических конструкционных материалов токарным способом. Обработка металлических конструкционных материалов фрезерованием;
7) варианты объектов труда: классификация механизмов преобразования движения применяемых в токарно-винторезном и настольном горизонтально-фрезерном станках. Точение болтов, гаек, шайб. Обработка конических и фасонных поверхностей на токарно-винторезном станке. Фрезерование уступов, выступов и пазов.
15. «Технология художественной обработки материалов с элементами декоративно-прикладного искусства» – 6 часов:
1) основные теоретические сведения. Особенности художественной обработки древесины;
2) виды используемой древесины при изготовлении изделий ДПИ. Рабочие инструменты и оборудование для обработки древесины;
3) практические работы: разработка эскизов изделий и их декоративное оформление. Выбор материалов, определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия. Изготовление изделия с применением технологий ручной и механической обработки из конструкционных и поделочных материалов;
4) Варианты объектов труда: предметы хозяйственно-бытового назначения, кухонные принадлежности, предметы интерьера, украшения.
16. «Электротехника и основы электроники» – 2 часа:
1) основные теоретические сведения. Преобразование энергии в электрических машинах краткие сведения об однофазном переменном токе. Устройство генератора. Схемы соединения электроприемников звездой и треугольником. Принцип действия, устройство, техническая характеристика, монтаж, способы включения асинхронного трехфазного двигателя;
2) основные полупроводниковые приборы: диоды, стабилизаторы, транзисторы, их назначения типы, основные параметры, обозначение в принципиальных электрических схемах;
3) практические работы: соединение электороприемников звездой и треугольником. Монтаж асинхронного двигателя;
4) варианты объектов труда: сборка выпрямителей и усилителей.
17. Культура дома. Ремонтные работы в быту – 1 час:
1) основные теоретические сведения. Планировка и перепланировка современной квартиры. Использование мебели в качестве разделительных перегородок;
2) практические работы: планировка и перепланировка современной квартиры;
3) варианты объектов труда: план квартиры.
18. Творческая проектная деятельность – 6 часов:
1) практическая работа;
2) проектирование и изготовление личностно или общественно значимых изделий из конструкционных и поделочных материалов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию по ОБЖ 5 класс
Пояснительная записка к рабочей программе по ОБЖ для учащихся 5 классов...
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по предмету "Искусство" 8-9 классы.
В данном материале пояснительная записка и два календарно-тематических планирования для 8 и 9 классов по предмету "Искусство" по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской....
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование кружка "Бисероплетение"
Данная работа, будет востребованна педагогами по доп. образованию, работающих с детьми в начальных классах....
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование кружка "Бисероплетение"
Данная работа, будет востребованна педагогами по доп. образованию, работающих с детьми в начальных классах....
Пояснительная записка и календарно тематическое планирование по МХК 10 класс
Пояснительная записка, тематическое планироание 10 класс...
2017 Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование в 5-6 кл. Технология.
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование в 5-6 кл. Технология....
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию работы с высокомотивированными учащимися на 2023-2024 учебный год.
Работа с высокомотивированными детьми – это большой труд. Педагог должен уметь найти индивидуальный подход к каждому ребёнку и сам должен быть человеком творческим, способным к нестандартн...