Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию по технологии на 2014-2015 учебный год
календарно-тематическое планирование по технологии (5 класс) на тему

Шрайманов Тагат Омирзакович

1. Пояснительная записка

 

1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начальное, основное среднее, общее среднее образование), утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080.

2.Изучение предмета направлено на ознакомление учащихся с основными технологическими процессами современного производства материальных ценностей, обеспечение их подготовки, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

3. Содержание программы определены с учетом потребностей личности школьника, семьи и общества, достижений современной педагогической науки.

4. Содержание программы предусматривает изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

1) техника безопасности и охрана труда;

2) техника и технология сельскохозяйственного производства;

3) технология ручной и механической обработки древесины и древесных материалов;

4) технология ручной и механической обработки металла;

5) технология художественной обработки материалов с элементами декоративно-прикладного искусства;

6) электротехника и основы электроники;

7) творческая проектная деятельность;

8) современное производство и техническое и профессиональное образование.

5. Целью изучения курса в основной школе как учебного предмета является: обеспечение функциональной грамотности школьников в области техники и технологии, направленное на результативность системы полученных знаний в современном производстве, а также развитию технологического мышления, творческого отношения к действительности.

6.Задачи обучения:

1)    формирование систематизированных знании по основам техники, технологии и современного производство;

2)    формирование общетрудовых, общепроизводственных и специальных умении и навыков по технологии обработки конструкционных материалов, по осуществлению проектной деятельности;

3)    развитие технологического мышления и творческого отношения к труду;

4)    формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда, содействие в самостоятельном и осознанном определении своих жизненных и профессиональных планов;

5)    эстетическое, нравственное, экономическое, экологическое, физическое и правовое воспитание в процессе трудовой и профессиональной деятельности;

6) привитие учащимся уважения к национальной культуре, традициям и обычаям народов Казахстана.

7. В процессе обучения осуществляются межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами:

1) «Казахский язык», «Русский язык»: обогащение словарного запаса технологической терминологией; развитие устной речи, использование специфических терминов в устной и письменной речи;

2) «История Казахстана»: быт, национальные традиции, декоративно-прикладное искусство казахского народа;

3) «Математика»: различные математические измерения и вычисления при составлении технологических карт;

4) «Геометрия»: объемы пространственных фигур: прямоугольного параллелепипеда и прямой призмы, пирамиды, цилиндра, конуса и шара;  знания о симметриях пространственных фигур

5) «Физика»: механическое движение; основные понятия кинематики;  механическая работа и кинетическая энергия; механическая работа и потенциальная энергия;

6) «Химия»: металлы побочных групп и их важнейшие соединения;  важнейшие материалы и основы их производства;  растворы;

7) «География»: природные ресурсы мира; научно-техническая революция и мировое хозяйство; характеристика и география размещения отраслей экономики;

8) «Информатика»: рисование объектов: простейшие операции с объектами, взаимодействие объектов, редактирование кривых, текст;  компьютерная графика: Изображения: виды и форматы, растровые изображения, их параметры, выделение областей изображения, слои, рисование;

9) «Физическая культура»: укрепление мышц рук и ног при выполнении различных работ ручными инструментами; развитие глазомера и мелкой моторики рук при резьбе по дереву, художественном выпиливании ручным лобзиком, электровыжигателем, чеканом.

8. Объем учебной нагрузки по предмету на основной ступени школы в соответствии с типовым учебным планом составляет 34 часа в каждом учебном году, по 1 часу в неделю:

1) 5 класс – 1 ч. в неделю, 34 ч. в год;

2) 6 класс – 1 ч. в неделю, 34 ч. в год;

3) 7 класс – 1 ч. в неделю, 34 ч. в год;

4) 8 класс – 1 ч. в неделю, 34 ч. в год;

5) 9 класс – 1 ч. в неделю, 34 ч. в год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебная программа по предмету  «Технология»

1. Пояснительная записка

1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начальное, основное среднее, общее среднее образование), утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080.

  1. Изучение предмета направлено на ознакомление учащихся с основными технологическими процессами современного производства материальных ценностей, обеспечение их подготовки, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

3. Содержание программы определены с учетом потребностей личности школьника, семьи и общества, достижений современной педагогической науки.

4. Содержание программы предусматривает изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

1) техника безопасности и охрана труда;

2) техника и технология сельскохозяйственного производства;

3) технология ручной и механической обработки древесины и древесных материалов;

4) технология ручной и механической обработки металла;

5) технология художественной обработки материалов с элементами декоративно-прикладного искусства;

6) электротехника и основы электроники;

7) творческая проектная деятельность;

8) современное производство и техническое и профессиональное образование.

5. Целью изучения курса в основной школе как учебного предмета является: обеспечение функциональной грамотности школьников в области техники и технологии, направленное на результативность системы полученных знаний в современном производстве, а также развитию технологического мышления, творческого отношения к действительности.

  1. Задачи обучения:
  1. формирование систематизированных знании по основам техники, технологии и современного производство;
  2. формирование общетрудовых, общепроизводственных и специальных умении и навыков по технологии обработки конструкционных материалов, по осуществлению проектной деятельности;
  3. развитие технологического мышления и творческого отношения к труду;
  4. формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда, содействие в самостоятельном и осознанном определении своих жизненных и профессиональных планов;
  5. эстетическое, нравственное, экономическое, экологическое, физическое и правовое воспитание в процессе трудовой и профессиональной деятельности;

6) привитие учащимся уважения к национальной культуре, традициям и обычаям народов Казахстана.

7. В процессе обучения осуществляются межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами:

1) «Казахский язык», «Русский язык»: обогащение словарного запаса технологической терминологией; развитие устной речи, использование специфических терминов в устной и письменной речи;

2) «История Казахстана»: быт, национальные традиции, декоративно-прикладное искусство казахского народа;

3) «Математика»: различные математические измерения и вычисления при составлении технологических карт;

4) «Геометрия»: объемы пространственных фигур: прямоугольного параллелепипеда и прямой призмы, пирамиды, цилиндра, конуса и шара;  знания о симметриях пространственных фигур

5) «Физика»: механическое движение; основные понятия кинематики;  механическая работа и кинетическая энергия; механическая работа и потенциальная энергия;

6) «Химия»: металлы побочных групп и их важнейшие соединения;  важнейшие материалы и основы их производства;  растворы;

7) «География»: природные ресурсы мира; научно-техническая революция и мировое хозяйство; характеристика и география размещения отраслей экономики;

8) «Информатика»: рисование объектов: простейшие операции с объектами, взаимодействие объектов, редактирование кривых, текст;  компьютерная графика: Изображения: виды и форматы, растровые изображения, их параметры, выделение областей изображения, слои, рисование;

9) «Физическая культура»: укрепление мышц рук и ног при выполнении различных работ ручными инструментами; развитие глазомера и мелкой моторики рук при резьбе по дереву, художественном выпиливании ручным лобзиком, электровыжигателем, чеканом.

8. Объем учебной нагрузки по предмету на основной ступени школы в соответствии с типовым учебным планом составляет 34 часа в каждом учебном году, по 1 часу в неделю:

1) 5 класс – 1 ч. в неделю, 34 ч. в год;

2) 6 класс – 1 ч. в неделю, 34 ч. в год;

3) 7 класс – 1 ч. в неделю, 34 ч. в год;

4) 8 класс – 1 ч. в неделю, 34 ч. в год;

5) 9 класс – 1 ч. в неделю, 34 ч. в год.

9. Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки обучающихся и задают систему итоговых результатов обучения, достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы.

10. Уровень подготовки обучающихся оценивается с учётом трех аспектов: предметные результаты; личностные результаты; системно-деятельностные результаты.

2. Базовое содержание учебного предмета для 5 класса

(Технология для мальчиков)

11. Техника безопасности и охрана труда – 1час:

1) основные теоретические сведения, общие правила поведения в школьной мастерской и личная гигиена труда, оборудование мастерской и правила безопасности труда при ручной обработке древесины»;

12. Техника и технология сельскохозяйственного производства – 2часа:

1) основные теоретические сведения, основы почвоведения, характеристика основных типов почв, обработка почвы, почвообрабатывающая техника, удобрения, севооборот, мелиорация;

2) технологии выращивания цветочно-декоративных культур;

3) практические работы: осенние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений;

4) приемы выращивания овощных и декоративных растений;

5) Варианты объектов труда: Цветочно-декоративные растения;

13. Технология ручной и механической обработки древесины и древесных материалов – 8 часов:

1) основные теоретические сведения, назначение и устройство столярного верстака, общие сведения о древесине как конструкционном материале, свойства и строение древесины, профессии в деревообрабатывающей промышленности, графическая документация, изготовление изделий из древесины, разметка;

2) ручная обработка древесины пилением, строганием, сверлением;

3) сборка и соединение деталей на гвоздях, шурупах и клею;

4) отделка изделий;

5) практические работы: ознакомление с рабочим местом, оборудованием  и инструментами для ручной обработки древесины;

6) изображение чертежа прямоугольного бруска в трёх проекциях с соблюдением масштаба, разметка прямоугольных деталей, освоение способов и приёмов пиления, строгания и сверления древесины ручным инструментом;

7) варианты объектов труда: основание для шлифовальной колодки, плечики-вешалка, кухонная лопатка, разделочная доска, приспособление для распиливания, выпиловочный столик;

14. Технология ручной и механической обработки металла – 8 часов:

1) основные теоретические сведения, общие сведения о металлах, черные и цветные металлы и их сплавы, свойства металлов, назначение и устройство слесарного верстака,

2) графическое изображение деталей из тонколистового металла и проволоки,

3) правка и гибка тонколистового металла и проволоки, разметка тонколистового металла по чертежу и шаблоном, резание тонколистового металла,

4) конструирование и изготовление изделий из тонколистового металла и проволоки.

5) практические работы: ознакомление с рабочим местом, оборудованием и инструментами для ручной обработки металла. Конструирование и изготовление изделий из проволоки и тонколистового металла.

6) варианты объектов труда: цепочки, головоломки, скобы для подставки паяльника и детской вешалки для одежды, декоративный подсвечник, сувениры;

15. Технология художественной обработки материалов с элементами декоративно-прикладного искусства – 6часов:

1) основные теоретические сведения, традиционные виды декоративно-прикладного искусства казахского народа, художественная обработка древесины, художественное выпиливание;

2) резьба по дереву, отделка готового изделия красками и лаком, обработка кожи, виды художественной обработки металла;

3) отделка изделий шлифованием и лакированием;

4) практические работы: изготовление декоративно-прикладных изделий с использованием технологий художественной обработки материалов;

5) варианты объектов труда: плоскостные игрушки, кухонные принадлежности, декоративно-прикладные изделия.

16. Электротехника и основы электроники – 3 часа:

1) основные теоретические сведения, источники тока, проводники электрической энергии, понятие о проводниках и изоляторах, материалы используемые для проводников;

2) электрическая цепь и ее элементы, условные графические обозначения на электрических схемах, электрическая схема разветвленной и неразветвленной цепи, электротехническая арматура, бытовые светильники;

3) правила электробезопасности, работа с электротехническими материалами, монтаж электрической цепи;

4) практические работы: чтение простой электрической схемы, сборка электрической цепи из деталей конструктора с гальваническим источником тока, проверка работы цепи при различных вариантах ее сборки;

5) варианты объектов труда: модели низковольтных осветительных и сигнальных устройств.

17. Культура дома, ремонтные работы в быту – 1 час:

1) основные теоретические сведения, выбор и использование современных средств ухода за одеждой и обувью, способы удаления пятен с одежды и обивки мебели, выбор технологий длительного хранения одежды и обуви;

2) практические работы: выполнение мелкого ремонта мебели, обуви, уаление пятен с одежды и обивки мебели;

3) варианты объектов труда: мебель, одежда, обувь.

  1. Творческая проектная деятельность – 5часов:
  1. основные теоретические сведения;
  2. основы проектной технологии;
  3. план метода проектирования и организационные этапы;

4) проект изготовления детской деревянной лопаты.

3. Базовое содержание учебного предмета для 6 класса

19. Техника безопасности и охрана труда – 1 час:

1) основные теоретические сведения, общие правила поведения в школьной мастерской и личная гигиена труда, оборудование мастерской и правила безопасности труда при ручной обработке древесины;

20. Техника и технология сельскохозяйственного производства – 2 часа:

1) основные теоретические сведения, понятие о растениеводстве. Основные направления растениеводства: полеводство, овощеводство, плодоводство, декоративное садоводство и цветоводство;

2) технология выращивания плодоовощных культур, осенние работы в овощеводстве, размножение плодово-ягодных культур вегетативным способом;

3) практические работы: осенние работы в овощеводстве, отбор семенников и закладка их на хранение, осенняя обработка почвы под овощные культуры, подзимние посевы и посадки, защита овощных культур от вредителей, подготовка семян и посадочного материала к посеву, весенние посевы и посадки;

4) варианты объектов труда: семена моркови, петрушки, столовой свеклы, огурца.

21. Технология ручной и механической обработки древесины и древесных материалов – 8 часов:

1) основные теоретические сведения, оборудование и организация рабочего места, заготовка древесины, свойства, строение и пороки древесины, получение и применение пиломатериалов;

2) искусственные древесные материалы, инструменты для ручной обработки древесины;

3) чертеж детали призматической формы;

4) конструирование и моделирование, графическое изображение деталей цилиндрической формы, изготовление цилиндрических деталей ручным инструментом;

5) практические работы: конструирование изделий из древесины, составление технологической карты на изготовление однодетального изделия, обработка древесных материалов пилением, строганием, сверлением;

6) варианты объектов труда: ручки для ручных столярных инструментов, толкушка, швабра, стусло, планшет, ящик для дидактического материала;

22. Технология ручной и механической обработки металла – 8 часов:

1) основные теоретические сведения, физические и механические свойства металлов;

2) металлы и сплавы, сортовой прокат, получение и применение сортового проката, разметочные инструменты;

3) графическое изображение и разметка заготовок из сортового проката, разрезание заготовок слесарной ножовкой;

4) опиливание плоских поверхностей, механизмы передачи движения, машина и ее основные части, устройство сверлильного станка и работа на нем, сверление заготовок из металла;

5) практические работы: изготовление по чертежу и технологической карте изделий из сортового проката содержащих резание, опиливание и сверление металла. Изготовление предметов бытового назначения с элементами декоративно-прикладного характера;

6) варианты объектов труда: игрушки, бытовые принадлежности.

23. Технология художественной обработки материалов с элементами декоративно-прикладного искусства – 6 часов:

1) основные теоретические сведения, прикладное искусство казахов и других народов Республики Казахстан;

2) виды резьбы по дереву;

3) техника и приемы резьбы по дереву, отделка изделий резьбой по дереву;

4) художественная обработка металла, тиснение по фольге, чеканка, обработка кожи и народные способы изготовления изделий из кожи, художественная лепка, плетение;

5) практические работы: выполнение геометрической резьбы по дереву, выполнение элементов рельефной и контурной чеканки, выполнение сувенирных изделий из кожи;

6) варианты объектов труда: игрушки, сувениры, бытовые принадлежности.

24. Электротехника и основы электроники – 3 часа:

1) основные теоретические сведения, приборы для измерения основных электрических величин: тока (I), напряжения (U), сопротивления (R). Устройство амперметра, вольтметра, омметра, мегомметра, пробника и комбинированных приборов, правила пользования этими приборами, обозначения на схемах, электромагниты и их применение, изготовление электромагнита;

2) конструкция, назначение, принципы действия и устройства электродвигателей применение электродвигателей в технике и быту;

3) правила электробезопасности при выполнении электромонтажных работ;

4) практические работы: способы соединение амперметров, вольтметров, конденсаторов и резисторов в цепи. Определение силы тока, напряжения, сопротивления;

5) варианты объектов труда: изготовление электромагнита, электрозвонков.

25. Культура дома, ремонтные работы в быту – 1 час:

1) основные теоретические сведения, интерьер жилых помещений, современные стили в интерьере, рациональное размещение мебели и оборудования в помещении, разделение помещений на функциональные зоны, освещение жилого дома;

2) практические работы: выполнение эскиза элементов интерьера и интерьера жилого помещения;

3) варианты объектов труда: эскизы интерьера, предметы декоративно-прикладного назначения.

26. «Творческая проектная деятельность» – 5 часов:

1) основные теоретические сведения;

2) требования и основные этапы творческой проектной деятельности;

3) выполнение самостоятельной проектной деятельности.

4. Базовое содержание учебного предмета для 7 класса

27. Техника безопасности и охрана труда – 1 час:

1) основные теоретические сведения, общие требования по технике безопасности при ручной и механической обработке древесины и металла;

28. Техника и технология сельскохозяйственного производства – 2 часа:

1) основные теоретические сведения, технология растениеводства;

2) интенсивная технология выращивания плодоовощных культур, технологии выращивания растений рассадным способом и в защищённом грунте;

3) практические работы: весенне-летние работы в овощеводстве, технология рассадного способа выращивания растений, высадка в грунт семенников, защита культурных растений от сорняков;

4) варианты объектов труда: картофель, свекла, морковь, капуста, цветочно-декоративные культуры.

29. Технология ручной и механической обработки древесины и древесных материалов – 8 часов:

1) основные теоретические сведения, физические и механические свойства древесины, изделия из древесины и их графическое изображение, конструирование изделий, технологическая документация, основные виды столярных соединений;

2) соединения гвоздями, шурупами, на клею;

3) сплачивание, сращивание, угловые соединения, шиповые соединения, соединения на шкантах и нагелях, современные технологические машины, устройство токарного станка по дереву, организация работы и правила безопасности работы на токарном станке, точение наружных поверхностей фасонных изделий;

4) практические работы: токарный станок по обработке дерева, технология простых соединений деревянных деталей. Деревянная бытовая мебель: табуретка, киянка  и др. Разновидности орнаментальной резьбы, методы тонировки узорчатых поверхностей и методы обжига;

5) варианты объектов труда: табуретки, киянки, скалки, разделочные доски.

30. Технология ручной и механической обработки металла – 8 часов:

1) основные теоретические сведения, общие сведения о металлах и сплавах;

2) виды, свойства стали и ее применение. Изделия из металла и их графическое изображение, рубка металла в тисках и на плите, опиливание криволинейных поверхностей, разъемные и не разъемные соединения, резьбовые соединения, нарезание наружной и внутренней резьбы, обработка металлов на промышленных предприятиях, общие сведения о металлорежущих станках;

3) практические работы: изготовление изделий из листового металла, содержащих операции рубки, опиливания и сверления. Чтение чертежа детали цилиндрической формы: определение материала, размеров детали и ее конструктивных элементов. Изготовление изделий из металла, содержащих операции нарезания внутренней и наружной резьбы;

4) варианты объектов труда: подвески для мебели, скобы для дверной ручки, изделия декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки металла.

31. Технология художественной обработки материалов с элементами декоративно-прикладного искусства – 6 часов:

1) основные теоретические сведения, декоративно-прикладное искусство казахского народа, виды орнаментов;

2) применение орнаментальных узоров;

3) художественная обработка древесины, выжигание по дереву;

4) ажурная пропильная резьба, скобчатая резьба, художественная обработка металла, филигрань, обработка и изготовление изделий из кожи.

5) практические работы: разработка эскиза и изготовление изделий по одному из направлений художественной обработки материалов и их декоративного оформления;

6) варианты объектов труда: игрушки, кухонные принадлежности, предметы интерьера.

32. Электротехника и основы электроники – 3 часа:

1) основные теоретические сведения, общие сведения о работе бытовых электроприборов;

2) подключение бытовых приемников электрической энергии, простейший ремонт бытовых электроприборов, электромонтажные работы с использованием пайки. Виды проводов, припоев, флюсов. инструменты для электромонтажных работ, предохранение от поражения электрическим током, понятие об автоматическом контроле и регулировании, виды и назначение автоматических устройств, элементы автоматики в бытовых электротехнических устройствах, простейшие схемы устройств автоматики;

3) практические работы: зачистка выводов радиоэлементов и их лужение, пайка проводов к монтажному лепестку, электромонтажные работы с использованием пайки, сборка простейших схем устройств автоматики;

4) варианты объектов труда: указатель поворота, светофор.

33. Культура дома, ремонтные работы в быту – 1 час:

1) основные теоретические сведения, оонятие об экологии жилища, оценка и регулирование микроклимата в доме, современные приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Правила пользования бытовой техникой;

2) практические работы: разработка плана размещения осветительных приборов, подбор бытовой техники по рекламным проспектам;

3) варианты объектов труда: рекламные справочники по товарам и услугам, образцы бытовой техники. Приборы учета воды, тепла и электроэнергии. Устройства очистителей воды.

34. Творческая проектная деятельность – 5 часов:

1) особенности выполнения творческих проектов;

2) выполнение самостоятельного творческого проекта на изготовление из древесины детского стула.

5. Базовое содержание учебного предмета для 8 класса

35. Техника безопасности и охрана труда – 1 час:

1) основные теоретические сведения, общие требования по технике безопасности при ручной и механической обработке древесины и металла;

36. Техника и технология сельскохозяйственного производства – 2 часа:

1) основные теоретические сведения, роль науки в развитии сельского хозяйства. Использование органических и минеральных удобрений, нетоксичных средств защиты растений от болезней и вредителей;

2) интенсивная технология выращивания зерновых культур, методы сбора урожая;

3) практические работы: осенние работы на учебно-опытном участке, осенняя обработка почвы под посев озимых культур, уход за плодовыми деревьями и ягодными кустарниками, брезка ягодных кустарников, защита растений от болезней и вредителей на учебно-опытном участке;

4) варианты объектов труда: плодовые деревья, ягодные кустарники.

37. Технология ручной и механической обработки древесины и древесных материалов – 7 часов:

1) основные теоретические сведения, конструкторская и технологическая документация на изготовление изделий из древесины, графическое изображение деталей с конической поверхностью, современные технологические машины для обработки древесины;

2) правила техники безопасности при механической обработке древесины, точение внутренних поверхностей. Заточка ножовки, стамески, ножа рубанка;

3) соединение столярных элементов, изготовление шипового соединения «ласточкин хвост»;

4) практические работы: инструменты для резьбы по дереву, выполнить основные операции по ручной и механической обработке дерева при изготовлении художественных изделий;

5) варианты объектов труда: шкатулки, предметы хозяйственно-бытового назначения, кухонные принадлежности.

38. Технология ручной и механической обработки металла – 8 часов:

1) основные теоретические сведения, классификация конструкционных материалов, виды и основные свойства металлов;

2) обработка металлов, термическая обработка стали, обработка металлов резанием, классификация металлорежущих станков, устройство токарно-винторезного станка;

3) основные токарные операции, сверление и нарезание резьбы на токарном станке по металлу, конструкторская и технологическая документация, графическое изображение изделий из металла;

4) практические работы: ознакомление с приемами термической обработки стали, закрепление знаний о механических свойствах металлов. Изготовление изделий на станке по обработке металлов содержащих обтачивание наружных цилиндрических поверхностей, подрезание уступов и торцов и отрезание заготовок. Сверление и нарезание резьбы  на токарно-винторезном станке;

5) варианты объектов труда: болт, гайка, гайка-барашек, детали к моделям и приспособлениям.

39. Технология художественной обработки материалов с элементами декоративно-прикладного искусства – 6 часов:

1) основные теоретические сведения, обзор истории казахского декоративно-прикладного искусства, происхождение юрты;

2) виды художественной обработки древесины и металла, изготовление кухонной утвари;

3) искусство изготовления сувениров, художественное выпиливание, отделка изделий выжиганием, художественная обработка изделий из металла, ювелирное дело;

4) практические работы: изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов;

5) варианты объектов труда: шкатулки, игрушки, сувениры и украшения.

40. Электротехника и основы электроники – 3 часа:

1) основные теоретические сведения, назначение электроизмерительных приборов. Основные части различных электроизмерительных приборов, принципы действия и устройство измерительных механизмов мангитноэлектрической, электромагнитной, электродинамической  и индукционной систем;

2) схемы электрических соединении: структурные, функциональные, принципиальные схемы соединении, схемы подключении, общие схемы, схемы расположении. Условные графические обозначения для электрических схем по ГОСТу, понятие об электронных устройствах автоматики, техническая характеристика и области применения электронных устройств автоматики. Назначение, устройство и действие коммуникационной неавтоматической аппаратуры и электрических предохранителей. Классификация, назначения и основные параметры усилителя электрических сигналов. Принципиальная электрическая схема усилителя;

3) практические работы: способы прямого и косвенного измерения силы тока, напряжения, электрического сопротивления, мощности и силы тока, способы подключения к сети коммуникационной не автоматической аппаратуры;

4) варианты объектов труда: электрические предохранители.

41. Культура дома, ремонтные работы в быту – 2 часа:

1) основные теоретические сведения, характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации. Современные системы фильтрации воды;

2) практические работы: оценка микроклимата в доме, определение места положения скрытой электропроводки, подбор бытовой техники по рекламным проспектам;

3) варианты объектов труда: рекламные справочники по товарам и услугам. Регистрирующие приборы, устройства очистки воды.

42. Творческая проектная деятельность – 5 часов:

1) основные теоретические сведения;

2) творческая проектная деятельность;

3) технические творческие задачи;

4) выполнение проекта на изготовление сувенирных, подарочных изделий и игрушек из древесины и металла.

6. Базовое содержание учебного предмета для 9 класса

43. Техника безопасности и охрана труда – 1 час:

1) основные теоретические сведения, общие требования по охране труда, производственная санитария, электро- и пожарная безопасность;

2) практические работы: ознакомление с требованиями охраны труда, электро- и пожарная безопасности;

3) варианты объектов труда: инструкции по охране труда, электро- и пожарная безопасности.

44. Техника и технология сельскохозяйственного производства – 3 часа:

1) основные теоретические сведения, общие сведения о типах сельскохозяйственной техники и их назначении;

2) машины, механизмы и навесные орудия для обработки почвы, посадки и сбора урожая. Обработка и хранение сельскохозяйственной продукции;

3) практические работы: ознакомление с сельскохозяйственной техникой для обработки почвы;

4) варианты объектов труда: изучение устройства плуга, сеялки, культиватора.

45. Технология ручной и механической обработки древесины и древесных материалов – 8 часов:

1) основные теоретические сведения, основные методы механической обработки древесины резанием;

2) основные сведения о процессе резания, ручные электрифицированные инструменты для обработки древесины;

3) графическое изображение деталей со сложной поверхностью, приемы обтачивания сложных поверхностей, точение изделий со сложной поверхностью по маршрутной и операционной карте, столярная отделка изделий и отделочные материалы;

4) практические работы: изготовление декорированных сувенирных изделий из дерева и подручного материала на токарном станке и ручным способом.;

5) варианты объектов труда: практическое выполнение хозяйственно-бытового назначения.

46. Технология ручной и механической обработки металла – 8 часов:

1) основные теоретические сведения, обработка металлов фрезерованием, устройство фрезерного станка;

2) основные фрезерные операции, точность обработки деталей, шероховатость поверхностей обрабатываемых деталей;

3) понятие о производственном и технологическом процессах на металлообрабатывающих предприятиях;

4) способы формообразования деталей из металла, общие сведения о пластмассах и других неметаллических материалах;

5) практические работы: изготовление изделий на горизонтально-фрезерном станке с помощью основных фрезерных операций;

6) варианты объектов труда: изготовление из металлического бруска прямоугольной и ступенчатой прокладки, изготовление гипсовой формы для орнамента, изготовление предметов бытового назначения и изделий с элементами декоративно-прикладного творчества.

47. Технология художественной обработки материалов с элементами декоративно-прикладного искусства – 5 часов:

1) основные теоретические сведения, художественные народные промыслы родного края;

2) технология изготовления кубе и сундуков, из истории домбры, особенности строения музыкальных инструментов, технология изготовления сувенирной домбры;

3) изготовление сувенирных изделий из дерева и подручных материалов, художественное оформление поделок, виды художественной резьбы по дереву, изготовление изделий декоративно-прикладного характера на токарном станке по дереву;

4) практические работы: ознакомление с различными видами декоративно-прикладного творчества народов Казахстана, определение требований к создаваемому изделию, разработка эскизов изделий и их декоративного оформления. Выбор материалов, определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия. Изготовление изделия с применением технологий ручной и машинной обработки из конструкционных и поделочных материалов;

5) варианты объектов труда: предметы хозяйственно-бытового назначения, сундук, сувенирная домбра, игрушки, кухонные принадлежности, предметы интерьера, украшения.

48. Электротехника и основы электроники – 3 часа:

1) основные теоретические сведения, значение электротехники для развития народного хозяйства;

2) общая характеристика основных видов электротехнических работ: монтажных, обмоточно-изолировочных, сборочных, эксплуатационных, ремонтных;

3) классификация электротехнических материалов: удельное электрическое сопротивление, плотность, плавление, стойкость против коррозии способность соединяется пайкой и сваркой. Области применения проводниковых материалов, основные свойства электроизоляционных материалов;

4) общая характеристика электронных устройств назначение, основные характеристики правила проверки и монтажа электронных устройств. Полупроводниковые приборы: характеристика свойств полупроводниковых диодов и транзисторов (односторонняя проводимость, способность усиливать электрические сигналы) и их условные обозначения на схемах. Особенности устройства и монтажа, способы проверки полупроводниковых диодов и транзисторов;

5) практические работы: выполнение различных видов электротехнических работ: монтажные, обмотка, изолирование, сборка, ремонт бытовых приборов. Монтаж простейших электронных устройств, фильтрующие цепи, колебательной контур;

6) варианты объектов труда: звуковой генератор.

49. Творческая проектная деятельность – 5 часов:

1) основные теоретические сведения, исследовательская творческая проектная деятельность, рационализация и изобретательство;

2) самостоятельное выполнение проекта на изготовление кухонной утвари, предметов быта, игрушек, сувенирных изделий из древесины, металла, кожи и других поделочных материалов с элементами казахского народного декоративно-прикладного искусства ручным и токарным способом;

3) практические работы: обоснование выбора и функциональных особенностей будущего изделия в соответствии с потребностями пользователя, разработка и выполнение проекта;

4) варианты объектов труда: личностно и общественно значимые изделия;

50. Современное производство и техническое и профессиональное образование – 1 час:

1) основные теоретические сведения, виды учреждений технического и профессионального образования, современные требования к профессиональной деятельности, понятие о профессии, специальности и квалификации работника. Учет качеств личности при выборе профессии, региональный рынок труда и образовательных услуг, поиск информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства;

2) практические работы: анализ предложений работодателей на региональном рынке труда, поиск информации о возможностях получения технического и профессионального образования в различных источниках, работа со справочной литературой, составление жизненного плана и резюме;

3) варианты объектов труда: квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих.

Учебная программа по предмету «Технология»

(общественно-гуманитарное и естественно-математического направлении)

1. Пояснительная записка

1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начальное, основное среднее, общее среднее образование), утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080.

2. Изучение предмета направлено на формирование трудовой и технологической культуры школьника, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, исходных представлений и умений учащихся для творческого решения возникающих практических проблем, связанных с преобразованием материалов, энергии и информации, на основе проектирования, конструирования и изготовления изделий, их профессионального самоопределения в условиях рынка труда.

3. Содержание учебного предмета определены с учетом потребностей личности школьника, семьи и общества, достижений современной педагогической науки.

4. Содержание программы предусматривает изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

1) техника безопасности и охрана труда;

2) технология ручной конструкционных материалов;

3) технология механической обработки конструкционных материалов (с элементами машиноведения);

4) технология электротехнических работ и электронных устройств;

5) сельскохозяйственные технологии;

6) технология художественной обработки материалов;

7) технология проектной деятельности;

8) технология профессиональной ориентации.

5. Целью изучения курса в основной школе как учебного предмета является: обеспечение функциональной грамотности школьников в области техники и технологии, направленное на результативность системы полученных знаний в современном производстве, а также развитию технологического мышления, творческого отношения к действительности.

  1. задачи обучения:
  1. формирование систематизированных знании по основам техники, технологии и современного производство;
  2. формирование общетрудовых, общепроизводственных и специальных умении и навыков по технологии обработки конструкционных материалов, по осуществлению проектной деятельности;
  3. развитие технологического мышления и творческого отношения к труду;
  4. формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда, содействие в самостоятельном и осознанном определении своих жизненных и профессиональных планов;
  5. эстетическое, нравственное, экономическое, экологическое, физическое и правовое воспитание в процессе трудовой и профессиональной деятельности;

6) привитие учащимся уважения к национальной культуре, традициям и обычаям народов Казахстана.

7. В процессе изучения предмета осуществляются межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами:

1) «Казахский язык», «Русский язык»: обогащение словарного запаса технологической терминологией; развитие устной речи, использование специфических терминов в устной и письменной речи;

2) «История Казахстана»: быт, национальные традиции, декоративно-прикладное искусство казахского народа;

3) «Алгебра»: различные математические измерения и вычисления при составлении технологических карт;

4) «Геометрия»: объемы пространственных фигур: прямоугольного параллелепипеда и прямой призмы, пирамиды, цилиндра, конуса и шара;  знания о симметриях пространственных фигур

5) «Физика»: механическое движение; основные понятия кинематики;  механическая работа и кинетическая энергия; механическая работа и потенциальная энергия;

6) «Химия»: металлы побочных групп и их важнейшие соединения;  важнейшие материалы и основы их производства;  растворы;

7) «География»: природные ресурсы мира; научно-техническая революция и мировое хозяйство; характеристика и география размещения отраслей экономики;

8) «Информатика»: рисование объектов: простейшие операции с объектами, взаимодействие объектов, редактирование кривых, текст; компьютерная графика: Изображения: виды и форматы, растровые изображения, их параметры, выделение областей изображения, слои, рисование;

9) «Физическая культура»:  укрепление мышц рук и ног при выполнении различных работ ручными инструментами; развитие глазомера и мелкой моторики рук при резьбе по дереву, художественном выпиливании ручным лобзиком, электровыжигателем, чеканом.

8. Объем учебной нагрузки по предмету «Технология» на основной ступени школы в соответствии с типовым учебным планом составляет 34 часа в каждом учебном году, по 1 часу в неделю:

1) 10 класс – 1 ч. в неделю, 34 ч. в год;

2) 11 класс – 1 ч. в неделю, 34 ч. в год.

9. Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки обучающихся и задают систему итоговых результатов обучения, достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы.

10. Уровень подготовки обучающихся оценивается с учётом трех аспектов: предметные результаты; личностные результаты; системно-деятельностные результаты.

2. Базовое содержание учебного предмета для 10 класса

Технология для мальчиков

11. «Техника безопасности и охрана труда» – 1 час:

1) Основные теоретические сведения, техника безопасности и производственная санитария.

12. «Техника и технология сельскохозяйственного производства» – 2 часа:

1) основные теоретические сведения. Общие сведения о сельскохозяйственном производстве Казахстана;

2) использование новых технологий по уходу за растениями, деревьями. Применение инновационных технологий при выведении новых сортов растений;

3) практические работы: весенне-летние работы в полеводстве. Подготовка семян пшеницы, свеклы и картофеля к посеву на учебно-опытном участке. Рыхление почвы и борьба с сорняками. Прореживание и окучивание растений Полив и подкормка. Уборка урожая полевых культур;

4) варианты объектов труда: свекла, томаты, пшеница, картофель.

13. «Технология ручной и механической обработки древесины и древесных материалов» – 8 часов:

1) Основные теоретические сведения. Современные природные и искусственные материалы для плотницких и столярных работ: древесина, ДСП, ДВП, МДФ;

2) технология изготовления и установки дверных и оконных коробок: сборка и способы установки и крепеления дверных и оконных  коробок. Изготовление и установка наличников и подоконников;

3) ремонт дверных коробок, оконных наличников, подоконных досок, форточек, сливов. Прирезка петель. Способы заделки трещин, образовавшихся в дверях. Техника безопасности при ремонтных работах;

4) практические работы: виды древесных и искусственных материалов. Состав ДВП, ДСП, МДФ. Разновидности конструкций дверей. Технология изготовления каркасных дверей. Пригонка дверей и переплетов. Строгание створок. Установка оконных и дверных навесов. Технология изготовления раздвижных дверей. Изготовление направляющей из уголков металла малого сечения. Конструкции подвесок дверей;

5) варианты объектов труда: изготовление и установка наличников. Изготовление коробок из брусков и досок. Сборка коробки на гвоздях. Сборка двери на шпонках. Установка петель. Пригонка двери, навешивание переплетов и дверей.

14. «Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения» – 8 часов:

1) основные теоретические сведения. Теория механизмов и машин. Общие сведения;

2) история развития теории механизмов и машин как научной дисциплины.

3) виды механических передач и их условные графические обозначения на кинематических схемах. Типовые и специальные детали. Виды и обозначение моделей металлорежущих станков;

4) классификация станков по назначению, по степени автоматизации и по точности обработки. Материалы, применяемые для изготовления заготовок из чугуна, стали и различных сплавов;

5) виды заготовок, способы их получения. Металлокерамические материалы для изготовления режущего инструмента. Измерительные инструменты, способы и точность измерения;

6) практические работы: виды механических передач, применяемых в станках и их условные графические обозначения на кинематических схемах. Технология обработки типовых деталей токарным способом. Особенности обработки металлических конструкционных материалов токарным способом. Обработка металлических конструкционных материалов фрезерованием;

7) варианты объектов труда: классификация механизмов преобразования движения применяемых в токарно-винторезном и настольном горизонтально-фрезерном станках. Точение болтов, гаек, шайб. Обработка конических и фасонных поверхностей на токарно-винторезном станке. Фрезерование уступов, выступов и пазов.

15. «Технология художественной обработки материалов с элементами декоративно-прикладного искусства» – 6 часов:

1) основные теоретические сведения. Особенности художественной обработки древесины;

2) виды используемой древесины при изготовлении изделий ДПИ. Рабочие инструменты и оборудование для обработки древесины;

3) практические работы: разработка эскизов изделий и их декоративное оформление. Выбор материалов, определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия. Изготовление изделия с применением технологий ручной и механической обработки из конструкционных и поделочных материалов;

4) Варианты объектов труда: предметы хозяйственно-бытового назначения, кухонные принадлежности, предметы интерьера, украшения.

16. «Электротехника и основы электроники» – 2 часа:

1) основные теоретические сведения. Преобразование энергии в электрических машинах краткие сведения об однофазном переменном токе. Устройство генератора. Схемы соединения электроприемников звездой и треугольником. Принцип действия, устройство, техническая характеристика, монтаж, способы включения асинхронного трехфазного двигателя;

2) основные полупроводниковые приборы: диоды, стабилизаторы, транзисторы, их назначения типы, основные параметры, обозначение в принципиальных электрических схемах;

3) практические работы: соединение электороприемников звездой и треугольником. Монтаж асинхронного двигателя;

4) варианты объектов труда: сборка выпрямителей и усилителей.

17. Культура дома. Ремонтные работы в быту – 1 час:

1) основные теоретические сведения. Планировка и перепланировка  современной квартиры. Использование мебели в качестве разделительных перегородок;

2) практические работы: планировка и перепланировка современной квартиры;

3) варианты объектов труда: план квартиры.

18. Творческая проектная деятельность – 6 часов:

1) практическая работа;

2) проектирование и изготовление личностно или общественно значимых изделий из конструкционных и поделочных материалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию по ОБЖ 5 класс

Пояснительная записка к рабочей программе по ОБЖ для учащихся 5 классов...

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по предмету "Искусство" 8-9 классы.

В данном материале пояснительная записка и два календарно-тематических планирования для 8 и 9 классов по предмету "Искусство" по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской....

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование кружка "Бисероплетение"

Данная работа, будет востребованна педагогами по доп. образованию,  работающих с детьми в начальных классах....

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование кружка "Бисероплетение"

Данная работа, будет востребованна педагогами по доп. образованию,  работающих с детьми в начальных классах....

Пояснительная записка и календарно тематическое планирование по МХК 10 класс

Пояснительная записка, тематическое планироание 10 класс...

2017 Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование в 5-6 кл. Технология.

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование в 5-6 кл. Технология....

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию работы с высокомотивированными учащимися на 2023-2024 учебный год.

Работа с высокомотивированными  детьми – это большой труд. Педагог должен уметь найти индивидуальный подход к каждому ребёнку и сам должен быть человеком творческим, способным к нестандартн...