Пояснительная записка и календарно тематическое планирование по МХК 10 класс
рабочая программа (мировая художественная культура, 10 класс) по теме
Пояснительная записка, тематическое планироание 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie.doc | 88 КБ |
tematicheskoe_planirovanie.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по мировой художественной культуре
- класс
1 час в неделю
34 часов в год
№ | № урока | Тема урока | Кол-во час-ов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Элементы дополнительного (необязательного) содержания | План. | Факт. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. Древние цивилизации (6 ч.)
1 | 1 | Первые художники Земли | 1 | Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусства. Зарождение архитектуры, ее связь с религиозными верованиями и представлениями человека (Стоунхендж). Театр, музыка и танец. | Знать о причинах возникновения первобытного искусства, различать стилевые особенности искусства палеолита, мезолита и неолита. Знать основные памятники | Иметь представление об особенностях сознания первобытного человека. | ||
2 | 2,3 | Архитектура страны фараонов | 2 | Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света. Храмы Среднего и Нового царств. Архитектурный комплекс в Карнаке. | Иметь представление о характерных особенностях древнеегипетской архитектуры и ее связи с мифологическими представлениями. Знать основные памятники архитектуры | Иметь представление о скальных гробницах Среднего и Нового царств, архитектурном комплексе в Луксоре | ||
3 | 4 | Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта | 1 | Гигантизм и неизменность канона - примета Вечной жизни в изобразительном искусстве (скульптурные памятники, рельефы и фрески- по выбору) | Иметь представление о характерных особенностях древнеегипетской скульптуры и живописи, каноне. | Иметь представление о музыкальном искусстве Древнего Египта | ||
4 | 5 | Художественная культура Древней Передней Азии | 1 | Особенности художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона. | Иметь представление о характерных особенностях архитектуры, основных памятниках | Иметь представление об изобразительном искусстве и музыке | ||
5 | 6 | Искусство доколумбовой Америки | 1 | Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовой Америки | Иметь представление о достижениях художественной культуры доколумбовой Америки, основных памятниках | Иметь представление об отражении мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефах (Паленке, Теночтитлан) |
2. Культура античности (4 ч.)
6 | 7 | Золотой век Афин | 1 | Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле афинского Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации. Парфенон – главное украшение Акрополя. | Иметь представление об ордерной системе, основных архитектурных терминах, типах греческого храма, основных памятниках зодчества | Иметь представление об изобразительном искусстве Древней Греции | ||
7 | 8 | Архитектура Древнего Рима | 1 | Архитектурные символы римского величия. Пантеон – «храм всех богов». | Иметь представление о характерных особенностях архитектуры, основных памятниках, архитектурных элементах | Иметь представление о римском форуме, центре деловой и общественной жизни «вечного города», Колизее – величественной зрелищной постройке Древнего Рима. | ||
8 | 9,10 | Театральное искусство античности | 2 | Рождение греческого театра. Особенности театрализованного действа. | Иметь представление о театральной и музыкальной культуре античности | Иметь представление о музыкальном искусстве античности |
3. Средние века (10 ч.)
9 | 11 | Мир византийской культуры | 1 | Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. | Иметь представление о важнейших достижениях культуры Византии, ее связи с античным искусством, конструкции базилик и крестово-купольных сооружений. | Иметь представление об искусстве мозаики и иконописи | ||
10 | 12-14 | Архитектурный облик Древней Руси. Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры. Архитектура Московского княжества. | 3 | Древнерусский крестово-купольный тип храма. Архитектурный облик Киева-«матери городов русских». Архитектура Великого Новгорода и ее характерные особенности. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Ансамбль Московского Кремля. | Иметь представление об истоках русской художественной культуры, особенностях русских региональных школ архитектуры, основных архитектурных терминах. | Иметь представление о космической, топографической, временной символике храма, внешнем облике и внутреннем убранстве собора Святой Софии в Киеве, храме Софии Новгородской, внешнем облике и внутреннем убранстве Успенского собора во Владимире, храме Покрова на Нерли. Традиции владимиро-суздальской архитектуры и западноевропей-ского искусства в архитектуре Московского Кремля. Убранство Успенского собора. | ||
11 | 15,16 | Изобразительное искусство Древней Руси | 2 | Икона и иконостас. Особенности новгородской школы живописи. Шедевры Андрея Рублева и основные вехи его творчества. | Иметь представление о сюжетах и образах живописи, технике исполнения, своеобразии основных школ, понятиях «икона», «иконостас», наиболее известных памятниках | Иметь представление о творчестве Феофана Грека, музыкальной культуре Древней Руси. | ||
12 | 17,18 | Архитектура западноевропей-ского Средневековья | 2 | Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор как образ мира. | Иметь представление о характерных особенностях и конструкции романской и готической архитектуры, связи их с мировоззрением западного христианства | Иметь представление о региональных школах Западной Европы (Франция, Германия). Соборы Нотр-Дам в Париже и в Кёльне | ||
13 | 19 | Изобразительное искусство Средневековья | 1 | Скульптура романского стиля и готики, ее связь с архитектурой | Иметь представление о характерных особенностях романской и готической скульптуры, ее связи с архитектурой | Иметь представление об искусстве витража | ||
14 | 20 | Театральное искусство и музыка Средневековья | 1 | Понятие о литургической драме и средневековом фарсе | Иметь представление об особенностях развития театрального искусства и музыки Средневековья | Монодический склад средневековой музыкальной культуры |
4. Культура Востока (6 ч.)
15 | 21,22 | Индия – «страна чудес» | 2 | Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. | Иметь представление об основных видах архитектурных сооружений Индии, знать основные памятники зодчества | Ступа в Санчи, ее назначение и особенности внешнего облика. Пещерные храмы. Искусство живописи. Музыкальное и театральное искусство Индии. | ||
16 | 23,24 | Художественная культура Китая | 2 | Значение и уникальный характер художественной культуры Китая. Шедевры архитектуры. | Иметь представление о своеобразии китайского зодчества, знать основные памятники | Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине. Скульптура и живопись Китая. Пекинская музыкальная драма. | ||
17 | 25 | Искусство Страны восходящего солнца (Япония) | 1 | Своеобразие и неповторимость художественной культуры Японии. Шедевры японской архитектуры. | Иметь представление о характерных особенностях и важнейших достижениях культуры Японии | Философия и мифология в садово-парковом искусстве. Мастера японской гравюры. Театральное искусство | ||
18 | 26 | Художественная культура ислама | 1 | Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры. | Иметь представление о влиянии религиозных верований на становление и особенности развития художественной культуры, знать основные архитектурные формы, типы и характерные черты сооружений, основные памятники | Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд). Изобразительное искусство и литература Арабского Востока |
5. Возрождение (9 ч.)
19 | 27 | Флоренция – колыбель итальянского Возрождения | 1 | Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. | Иметь представление об идеалах и характерных особенностях культуры раннего Возрождения, знать творческую биографию и наиболее значимые творения знаменитых архитекторов, скульпторов, художников | Брунеллески (собор Санта-Мария дель Фьоре). Скульптурные шедевры Донателло. Образы Боттичелли. | ||
20 | 28-30 | Золотой век Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи. Бунтующий гений Микеланджело. Рафаэль–«первый среди равных» | 3 | Судьба Леонардо да Винчи и основные этапы его творческой деятельности. Шедевры Микеланджело, отражение в них глубоких философских размышлений автора о жизни и смерти. Судьба Рафаэля, основные этапы его творчества, портретное творчество. | Иметь представление о художественных принципах, особенностях художественного языка, знаменитых творениях великих художников эпохи | |||
21 | 31 | Возрождение в Венеции | 1 | Художественный мир Тициана и основные вехи его творческой биографии | Иметь представление о характерных особенностях венецианской живописи, творческой манере и вкладе в мировое искусство Тициана | Архитектурный облик Венеции. Мифологическая и библейская тематика в искусстве Возрождения | ||
22 | 32 | Северное Возрождение | 2 | Живопись нидерландских и немецких мастеров | Иметь представление о художественных достижениях нидерландских и немецких художников | Гентский алтарь Яна Ван Эйка как обобщенный образ Вселенной. Мастерство Дюрера-гравёра | ||
23 | 33 | Музыка и театр эпохи Возрождения | 1 | Музыкальная культура Возрождения. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира | Иметь представление о характерных особенностях музыкальной и театральной культуры | Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров | ||
24 | 34 | Заключительный урок | 1 | Проведение семинарского занятия, выполнение учебных и творческих заданий (эссе, докладов, рефератов, отзывов, рецензий) и их защита по изученной теме курса. | Уметь аргументировать, защитить свою точку зрения. |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по мировой художественной культуре
- класс
1 час в неделю
34 часов в год
№ | № урока | Тема урока | Кол-во час-ов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Элементы дополнительного (необязательного) содержания | План. | Факт. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. Древние цивилизации (6 ч.)
1 | 1 | Первые художники Земли | 1 | Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусства. Зарождение архитектуры, ее связь с религиозными верованиями и представлениями человека (Стоунхендж). Театр, музыка и танец. | Знать о причинах возникновения первобытного искусства, различать стилевые особенности искусства палеолита, мезолита и неолита. Знать основные памятники | Иметь представление об особенностях сознания первобытного человека. | ||
2 | 2,3 | Архитектура страны фараонов | 2 | Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света. Храмы Среднего и Нового царств. Архитектурный комплекс в Карнаке. | Иметь представление о характерных особенностях древнеегипетской архитектуры и ее связи с мифологическими представлениями. Знать основные памятники архитектуры | Иметь представление о скальных гробницах Среднего и Нового царств, архитектурном комплексе в Луксоре | ||
3 | 4 | Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта | 1 | Гигантизм и неизменность канона - примета Вечной жизни в изобразительном искусстве (скульптурные памятники, рельефы и фрески- по выбору) | Иметь представление о характерных особенностях древнеегипетской скульптуры и живописи, каноне. | Иметь представление о музыкальном искусстве Древнего Египта | ||
4 | 5 | Художественная культура Древней Передней Азии | 1 | Особенности художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона. | Иметь представление о характерных особенностях архитектуры, основных памятниках | Иметь представление об изобразительном искусстве и музыке | ||
5 | 6 | Искусство доколумбовой Америки | 1 | Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовой Америки | Иметь представление о достижениях художественной культуры доколумбовой Америки, основных памятниках | Иметь представление об отражении мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефах (Паленке, Теночтитлан) |
2. Культура античности (4 ч.)
6 | 7 | Золотой век Афин | 1 | Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле афинского Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации. Парфенон – главное украшение Акрополя. | Иметь представление об ордерной системе, основных архитектурных терминах, типах греческого храма, основных памятниках зодчества | Иметь представление об изобразительном искусстве Древней Греции | ||
7 | 8 | Архитектура Древнего Рима | 1 | Архитектурные символы римского величия. Пантеон – «храм всех богов». | Иметь представление о характерных особенностях архитектуры, основных памятниках, архитектурных элементах | Иметь представление о римском форуме, центре деловой и общественной жизни «вечного города», Колизее – величественной зрелищной постройке Древнего Рима. | ||
8 | 9,10 | Театральное искусство античности | 2 | Рождение греческого театра. Особенности театрализованного действа. | Иметь представление о театральной и музыкальной культуре античности | Иметь представление о музыкальном искусстве античности |
3. Средние века (10 ч.)
9 | 11 | Мир византийской культуры | 1 | Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. | Иметь представление о важнейших достижениях культуры Византии, ее связи с античным искусством, конструкции базилик и крестово-купольных сооружений. | Иметь представление об искусстве мозаики и иконописи | ||
10 | 12-14 | Архитектурный облик Древней Руси. Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры. Архитектура Московского княжества. | 3 | Древнерусский крестово-купольный тип храма. Архитектурный облик Киева-«матери городов русских». Архитектура Великого Новгорода и ее характерные особенности. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Ансамбль Московского Кремля. | Иметь представление об истоках русской художественной культуры, особенностях русских региональных школ архитектуры, основных архитектурных терминах. | Иметь представление о космической, топографической, временной символике храма, внешнем облике и внутреннем убранстве собора Святой Софии в Киеве, храме Софии Новгородской, внешнем облике и внутреннем убранстве Успенского собора во Владимире, храме Покрова на Нерли. Традиции владимиро-суздальской архитектуры и западноевропей-ского искусства в архитектуре Московского Кремля. Убранство Успенского собора. | ||
11 | 15,16 | Изобразительное искусство Древней Руси | 2 | Икона и иконостас. Особенности новгородской школы живописи. Шедевры Андрея Рублева и основные вехи его творчества. | Иметь представление о сюжетах и образах живописи, технике исполнения, своеобразии основных школ, понятиях «икона», «иконостас», наиболее известных памятниках | Иметь представление о творчестве Феофана Грека, музыкальной культуре Древней Руси. | ||
12 | 17,18 | Архитектура западноевропей-ского Средневековья | 2 | Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор как образ мира. | Иметь представление о характерных особенностях и конструкции романской и готической архитектуры, связи их с мировоззрением западного христианства | Иметь представление о региональных школах Западной Европы (Франция, Германия). Соборы Нотр-Дам в Париже и в Кёльне | ||
13 | 19 | Изобразительное искусство Средневековья | 1 | Скульптура романского стиля и готики, ее связь с архитектурой | Иметь представление о характерных особенностях романской и готической скульптуры, ее связи с архитектурой | Иметь представление об искусстве витража | ||
14 | 20 | Театральное искусство и музыка Средневековья | 1 | Понятие о литургической драме и средневековом фарсе | Иметь представление об особенностях развития театрального искусства и музыки Средневековья | Монодический склад средневековой музыкальной культуры |
4. Культура Востока (6 ч.)
15 | 21,22 | Индия – «страна чудес» | 2 | Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. | Иметь представление об основных видах архитектурных сооружений Индии, знать основные памятники зодчества | Ступа в Санчи, ее назначение и особенности внешнего облика. Пещерные храмы. Искусство живописи. Музыкальное и театральное искусство Индии. | ||
16 | 23,24 | Художественная культура Китая | 2 | Значение и уникальный характер художественной культуры Китая. Шедевры архитектуры. | Иметь представление о своеобразии китайского зодчества, знать основные памятники | Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине. Скульптура и живопись Китая. Пекинская музыкальная драма. | ||
17 | 25 | Искусство Страны восходящего солнца (Япония) | 1 | Своеобразие и неповторимость художественной культуры Японии. Шедевры японской архитектуры. | Иметь представление о характерных особенностях и важнейших достижениях культуры Японии | Философия и мифология в садово-парковом искусстве. Мастера японской гравюры. Театральное искусство | ||
18 | 26 | Художественная культура ислама | 1 | Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры. | Иметь представление о влиянии религиозных верований на становление и особенности развития художественной культуры, знать основные архитектурные формы, типы и характерные черты сооружений, основные памятники | Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд). Изобразительное искусство и литература Арабского Востока |
5. Возрождение (9 ч.)
19 | 27 | Флоренция – колыбель итальянского Возрождения | 1 | Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. | Иметь представление об идеалах и характерных особенностях культуры раннего Возрождения, знать творческую биографию и наиболее значимые творения знаменитых архитекторов, скульпторов, художников | Брунеллески (собор Санта-Мария дель Фьоре). Скульптурные шедевры Донателло. Образы Боттичелли. | ||
20 | 28-30 | Золотой век Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи. Бунтующий гений Микеланджело. Рафаэль–«первый среди равных» | 3 | Судьба Леонардо да Винчи и основные этапы его творческой деятельности. Шедевры Микеланджело, отражение в них глубоких философских размышлений автора о жизни и смерти. Судьба Рафаэля, основные этапы его творчества, портретное творчество. | Иметь представление о художественных принципах, особенностях художественного языка, знаменитых творениях великих художников эпохи | |||
21 | 31 | Возрождение в Венеции | 1 | Художественный мир Тициана и основные вехи его творческой биографии | Иметь представление о характерных особенностях венецианской живописи, творческой манере и вкладе в мировое искусство Тициана | Архитектурный облик Венеции. Мифологическая и библейская тематика в искусстве Возрождения | ||
22 | 32 | Северное Возрождение | 2 | Живопись нидерландских и немецких мастеров | Иметь представление о художественных достижениях нидерландских и немецких художников | Гентский алтарь Яна Ван Эйка как обобщенный образ Вселенной. Мастерство Дюрера-гравёра | ||
23 | 33 | Музыка и театр эпохи Возрождения | 1 | Музыкальная культура Возрождения. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира | Иметь представление о характерных особенностях музыкальной и театральной культуры | Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров | ||
24 | 34 | Заключительный урок | 1 | Проведение семинарского занятия, выполнение учебных и творческих заданий (эссе, докладов, рефератов, отзывов, рецензий) и их защита по изученной теме курса. | Уметь аргументировать, защитить свою точку зрения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию по ОБЖ 5 класс
Пояснительная записка к рабочей программе по ОБЖ для учащихся 5 классов...
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по предмету "Искусство" 8-9 классы.
В данном материале пояснительная записка и два календарно-тематических планирования для 8 и 9 классов по предмету "Искусство" по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской....
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование кружка "Бисероплетение"
Данная работа, будет востребованна педагогами по доп. образованию, работающих с детьми в начальных классах....
Пояснительная записка к календарно – тематическому планированию по физической культуре для учащихся 6 классов – 3 часа в неделю.
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию по физической культуре для учащихся 6 классов - 3 часа в неделю...
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию уроков хореографии. 1 - 6 классы.
Пояснительная записка к календарно - тематическому планированию уроков хореографии для 1 - 6 классов....
Рабочая программа по литературе. 5 класс (ФГОС). Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по литературе. 5 класс (ФГОС). Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование, программа В.В.Пасечника "Линия жизни" изд. "Просвещение" - 9 класс
9 класс. Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по программе В.В. Пасечника изд. "Просвещение" "Линия жизни" составлено для работы учителя по заполнению тем у...