Пояснительная записка и календарно тематическое планирование по МХК 10 класс
рабочая программа (мировая художественная культура, 10 класс) по теме

Ларина Наталия Петровна

Пояснительная записка, тематическое планироание 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie.doc88 КБ
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по мировой художественной культуре

  1.  класс

1 час в неделю

34 часов в год

№ урока

Тема         урока

Кол-во час-ов

Элементы        содержания

Требования к       уровню подготовки учащихся

 Элементы дополнительного (необязательного) содержания

План.

Факт.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. Древние цивилизации (6 ч.)

1

1

Первые художники Земли

1

Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусства. Зарождение архитектуры, ее связь с религиозными верованиями и представлениями человека (Стоунхендж). Театр, музыка и танец.

Знать о причинах возникновения первобытного искусства, различать стилевые особенности искусства палеолита, мезолита и неолита. Знать основные памятники

Иметь представление об особенностях сознания первобытного человека.

2

2,3

Архитектура страны фараонов

2

Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света. Храмы Среднего и Нового царств. Архитектурный комплекс в Карнаке.

Иметь представление о характерных особенностях древнеегипетской архитектуры и ее связи с мифологическими представлениями. Знать основные памятники архитектуры

Иметь представление о скальных гробницах Среднего и Нового царств, архитектурном комплексе в Луксоре

3

4

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта

1

Гигантизм и неизменность канона - примета Вечной жизни в изобразительном искусстве (скульптурные памятники, рельефы и фрески- по выбору)

Иметь представление о характерных особенностях древнеегипетской скульптуры и живописи, каноне.

Иметь представление о музыкальном искусстве Древнего Египта

4

5

Художественная культура Древней Передней Азии

1

Особенности художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона.

Иметь представление о характерных особенностях архитектуры, основных памятниках

Иметь представление об изобразительном искусстве и музыке

5

6

Искусство доколумбовой Америки

1

Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовой Америки

Иметь представление о достижениях художественной культуры доколумбовой Америки, основных памятниках

Иметь представление об отражении мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и  рельефах (Паленке, Теночтитлан)

2. Культура античности (4 ч.)

6

7

Золотой век Афин

1

Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле афинского Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации. Парфенон – главное украшение Акрополя.

Иметь представление об ордерной системе, основных архитектурных терминах, типах греческого храма, основных памятниках зодчества

Иметь представление об изобразительном искусстве Древней Греции

7

8

Архитектура Древнего Рима

1

Архитектурные символы римского величия. Пантеон – «храм всех богов».

Иметь представление о характерных особенностях архитектуры, основных памятниках, архитектурных элементах

Иметь представление о римском форуме, центре деловой и общественной жизни «вечного города», Колизее – величественной зрелищной постройке Древнего Рима.

8

9,10

Театральное искусство античности

2

Рождение греческого театра. Особенности театрализованного действа.

Иметь представление о театральной и музыкальной культуре античности

Иметь представление о музыкальном искусстве античности

3. Средние века (10 ч.)

9

11

Мир византийской культуры

1

Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве.

Иметь представление о важнейших достижениях культуры Византии, ее связи с античным искусством, конструкции базилик и крестово-купольных сооружений.

Иметь представление об искусстве мозаики и иконописи

10

12-14

Архитектурный облик Древней Руси. Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры. Архитектура Московского княжества.

3

Древнерусский крестово-купольный тип храма. Архитектурный облик Киева-«матери городов русских».

Архитектура Великого Новгорода и ее характерные особенности. Архитектура

Владимиро-Суздальского княжества.

Ансамбль Московского Кремля.

Иметь представление об истоках русской художественной культуры, особенностях русских региональных школ архитектуры, основных архитектурных терминах.

Иметь представление о космической, топографической, временной символике храма, внешнем облике и внутреннем убранстве собора Святой Софии в Киеве, храме Софии Новгородской, внешнем облике и внутреннем убранстве Успенского собора во Владимире, храме Покрова на Нерли.

Традиции владимиро-суздальской архитектуры и западноевропей-ского искусства в архитектуре Московского Кремля. Убранство Успенского собора.

11

15,16

Изобразительное искусство Древней Руси

2

Икона и иконостас. Особенности новгородской школы живописи. Шедевры Андрея Рублева и основные вехи его творчества.

Иметь представление о сюжетах и образах живописи, технике исполнения, своеобразии основных школ, понятиях «икона», «иконостас», наиболее известных памятниках

Иметь представление о творчестве Феофана Грека, музыкальной культуре Древней Руси.

12

17,18

Архитектура западноевропей-ского Средневековья

2

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор как образ мира.

Иметь представление о характерных особенностях и конструкции романской и готической архитектуры, связи их с мировоззрением западного христианства

Иметь представление о региональных школах Западной Европы (Франция, Германия). Соборы Нотр-Дам в Париже и в Кёльне

13

19

Изобразительное искусство Средневековья

1

Скульптура романского стиля и готики, ее связь с архитектурой

Иметь представление о характерных особенностях романской и готической скульптуры, ее связи с архитектурой

Иметь представление об искусстве витража

14

20

Театральное искусство и музыка Средневековья

1

Понятие о литургической драме и средневековом фарсе

Иметь представление об особенностях развития театрального искусства и музыки Средневековья

Монодический склад средневековой музыкальной культуры

4. Культура Востока (6 ч.)

15

21,22

Индия – «страна чудес»

2

Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества.

Иметь представление об основных видах архитектурных сооружений Индии, знать основные памятники зодчества

Ступа в Санчи, ее назначение и особенности внешнего облика. Пещерные храмы. Искусство живописи. Музыкальное и театральное искусство Индии.

16

23,24

Художественная культура Китая

2

Значение и уникальный характер художественной культуры Китая. Шедевры архитектуры.

Иметь представление о своеобразии китайского зодчества, знать основные памятники

Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине. Скульптура и  живопись Китая. Пекинская музыкальная драма.

17

25

Искусство Страны восходящего солнца (Япония)

1

Своеобразие и неповторимость художественной культуры Японии. Шедевры японской архитектуры.

Иметь представление о характерных особенностях и важнейших достижениях культуры Японии

Философия и мифология в садово-парковом искусстве. Мастера японской гравюры. Театральное искусство

18

26

Художественная культура ислама

1

Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры.

Иметь представление о влиянии религиозных верований на становление и особенности развития художественной культуры, знать основные архитектурные формы, типы и характерные черты сооружений, основные памятники

Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд). Изобразительное искусство и литература Арабского Востока

5. Возрождение (9 ч.)

19

27

Флоренция – колыбель итальянского Возрождения

1

Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции.

Иметь представление об идеалах и  характерных особенностях культуры раннего Возрождения, знать творческую биографию и наиболее значимые творения знаменитых архитекторов, скульпторов, художников

Брунеллески (собор Санта-Мария дель Фьоре). Скульптурные шедевры Донателло. Образы Боттичелли.

20

28-30

Золотой век Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи. Бунтующий гений Микеланджело.

Рафаэль–«первый среди равных»

3

Судьба Леонардо да Винчи и основные этапы его творческой деятельности. Шедевры  Микеланджело, отражение в них глубоких философских размышлений автора о жизни и смерти. Судьба Рафаэля, основные этапы его творчества, портретное творчество.

Иметь представление о художественных принципах, особенностях художественного языка, знаменитых  творениях великих художников эпохи

21

31

Возрождение в Венеции

1

Художественный мир Тициана и основные вехи его творческой биографии

Иметь представление о характерных особенностях венецианской живописи, творческой манере и вкладе в мировое искусство Тициана

Архитектурный облик Венеции. Мифологическая и библейская тематика в искусстве Возрождения

22

32

Северное Возрождение

2

Живопись нидерландских и немецких мастеров

Иметь представление о художественных достижениях нидерландских и немецких художников

Гентский алтарь Яна Ван Эйка как обобщенный образ Вселенной. Мастерство Дюрера-гравёра

23

33

Музыка и театр эпохи Возрождения

1

Музыкальная культура Возрождения. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира

Иметь представление о характерных особенностях музыкальной и театральной культуры

Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров

24

34

Заключительный урок

1

Проведение семинарского занятия, выполнение учебных и творческих заданий (эссе, докладов, рефератов, отзывов, рецензий) и их защита по изученной теме курса.

Уметь аргументировать, защитить свою точку зрения.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по мировой художественной культуре

  1.  класс

1 час в неделю

34 часов в год

№ урока

Тема         урока

Кол-во час-ов

Элементы        содержания

Требования к       уровню подготовки учащихся

 Элементы дополнительного (необязательного) содержания

План.

Факт.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. Древние цивилизации (6 ч.)

1

1

Первые художники Земли

1

Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусства. Зарождение архитектуры, ее связь с религиозными верованиями и представлениями человека (Стоунхендж). Театр, музыка и танец.

Знать о причинах возникновения первобытного искусства, различать стилевые особенности искусства палеолита, мезолита и неолита. Знать основные памятники

Иметь представление об особенностях сознания первобытного человека.

2

2,3

Архитектура страны фараонов

2

Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света. Храмы Среднего и Нового царств. Архитектурный комплекс в Карнаке.

Иметь представление о характерных особенностях древнеегипетской архитектуры и ее связи с мифологическими представлениями. Знать основные памятники архитектуры

Иметь представление о скальных гробницах Среднего и Нового царств, архитектурном комплексе в Луксоре

3

4

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта

1

Гигантизм и неизменность канона - примета Вечной жизни в изобразительном искусстве (скульптурные памятники, рельефы и фрески- по выбору)

Иметь представление о характерных особенностях древнеегипетской скульптуры и живописи, каноне.

Иметь представление о музыкальном искусстве Древнего Египта

4

5

Художественная культура Древней Передней Азии

1

Особенности художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона.

Иметь представление о характерных особенностях архитектуры, основных памятниках

Иметь представление об изобразительном искусстве и музыке

5

6

Искусство доколумбовой Америки

1

Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовой Америки

Иметь представление о достижениях художественной культуры доколумбовой Америки, основных памятниках

Иметь представление об отражении мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и  рельефах (Паленке, Теночтитлан)

2. Культура античности (4 ч.)

6

7

Золотой век Афин

1

Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле афинского Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации. Парфенон – главное украшение Акрополя.

Иметь представление об ордерной системе, основных архитектурных терминах, типах греческого храма, основных памятниках зодчества

Иметь представление об изобразительном искусстве Древней Греции

7

8

Архитектура Древнего Рима

1

Архитектурные символы римского величия. Пантеон – «храм всех богов».

Иметь представление о характерных особенностях архитектуры, основных памятниках, архитектурных элементах

Иметь представление о римском форуме, центре деловой и общественной жизни «вечного города», Колизее – величественной зрелищной постройке Древнего Рима.

8

9,10

Театральное искусство античности

2

Рождение греческого театра. Особенности театрализованного действа.

Иметь представление о театральной и музыкальной культуре античности

Иметь представление о музыкальном искусстве античности

3. Средние века (10 ч.)

9

11

Мир византийской культуры

1

Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве.

Иметь представление о важнейших достижениях культуры Византии, ее связи с античным искусством, конструкции базилик и крестово-купольных сооружений.

Иметь представление об искусстве мозаики и иконописи

10

12-14

Архитектурный облик Древней Руси. Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры. Архитектура Московского княжества.

3

Древнерусский крестово-купольный тип храма. Архитектурный облик Киева-«матери городов русских».

Архитектура Великого Новгорода и ее характерные особенности. Архитектура

Владимиро-Суздальского княжества.

Ансамбль Московского Кремля.

Иметь представление об истоках русской художественной культуры, особенностях русских региональных школ архитектуры, основных архитектурных терминах.

Иметь представление о космической, топографической, временной символике храма, внешнем облике и внутреннем убранстве собора Святой Софии в Киеве, храме Софии Новгородской, внешнем облике и внутреннем убранстве Успенского собора во Владимире, храме Покрова на Нерли.

Традиции владимиро-суздальской архитектуры и западноевропей-ского искусства в архитектуре Московского Кремля. Убранство Успенского собора.

11

15,16

Изобразительное искусство Древней Руси

2

Икона и иконостас. Особенности новгородской школы живописи. Шедевры Андрея Рублева и основные вехи его творчества.

Иметь представление о сюжетах и образах живописи, технике исполнения, своеобразии основных школ, понятиях «икона», «иконостас», наиболее известных памятниках

Иметь представление о творчестве Феофана Грека, музыкальной культуре Древней Руси.

12

17,18

Архитектура западноевропей-ского Средневековья

2

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор как образ мира.

Иметь представление о характерных особенностях и конструкции романской и готической архитектуры, связи их с мировоззрением западного христианства

Иметь представление о региональных школах Западной Европы (Франция, Германия). Соборы Нотр-Дам в Париже и в Кёльне

13

19

Изобразительное искусство Средневековья

1

Скульптура романского стиля и готики, ее связь с архитектурой

Иметь представление о характерных особенностях романской и готической скульптуры, ее связи с архитектурой

Иметь представление об искусстве витража

14

20

Театральное искусство и музыка Средневековья

1

Понятие о литургической драме и средневековом фарсе

Иметь представление об особенностях развития театрального искусства и музыки Средневековья

Монодический склад средневековой музыкальной культуры

4. Культура Востока (6 ч.)

15

21,22

Индия – «страна чудес»

2

Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества.

Иметь представление об основных видах архитектурных сооружений Индии, знать основные памятники зодчества

Ступа в Санчи, ее назначение и особенности внешнего облика. Пещерные храмы. Искусство живописи. Музыкальное и театральное искусство Индии.

16

23,24

Художественная культура Китая

2

Значение и уникальный характер художественной культуры Китая. Шедевры архитектуры.

Иметь представление о своеобразии китайского зодчества, знать основные памятники

Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине. Скульптура и  живопись Китая. Пекинская музыкальная драма.

17

25

Искусство Страны восходящего солнца (Япония)

1

Своеобразие и неповторимость художественной культуры Японии. Шедевры японской архитектуры.

Иметь представление о характерных особенностях и важнейших достижениях культуры Японии

Философия и мифология в садово-парковом искусстве. Мастера японской гравюры. Театральное искусство

18

26

Художественная культура ислама

1

Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры.

Иметь представление о влиянии религиозных верований на становление и особенности развития художественной культуры, знать основные архитектурные формы, типы и характерные черты сооружений, основные памятники

Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд). Изобразительное искусство и литература Арабского Востока

5. Возрождение (9 ч.)

19

27

Флоренция – колыбель итальянского Возрождения

1

Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции.

Иметь представление об идеалах и  характерных особенностях культуры раннего Возрождения, знать творческую биографию и наиболее значимые творения знаменитых архитекторов, скульпторов, художников

Брунеллески (собор Санта-Мария дель Фьоре). Скульптурные шедевры Донателло. Образы Боттичелли.

20

28-30

Золотой век Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи. Бунтующий гений Микеланджело.

Рафаэль–«первый среди равных»

3

Судьба Леонардо да Винчи и основные этапы его творческой деятельности. Шедевры  Микеланджело, отражение в них глубоких философских размышлений автора о жизни и смерти. Судьба Рафаэля, основные этапы его творчества, портретное творчество.

Иметь представление о художественных принципах, особенностях художественного языка, знаменитых  творениях великих художников эпохи

21

31

Возрождение в Венеции

1

Художественный мир Тициана и основные вехи его творческой биографии

Иметь представление о характерных особенностях венецианской живописи, творческой манере и вкладе в мировое искусство Тициана

Архитектурный облик Венеции. Мифологическая и библейская тематика в искусстве Возрождения

22

32

Северное Возрождение

2

Живопись нидерландских и немецких мастеров

Иметь представление о художественных достижениях нидерландских и немецких художников

Гентский алтарь Яна Ван Эйка как обобщенный образ Вселенной. Мастерство Дюрера-гравёра

23

33

Музыка и театр эпохи Возрождения

1

Музыкальная культура Возрождения. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира

Иметь представление о характерных особенностях музыкальной и театральной культуры

Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров

24

34

Заключительный урок

1

Проведение семинарского занятия, выполнение учебных и творческих заданий (эссе, докладов, рефератов, отзывов, рецензий) и их защита по изученной теме курса.

Уметь аргументировать, защитить свою точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию по ОБЖ 5 класс

Пояснительная записка к рабочей программе по ОБЖ для учащихся 5 классов...

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по предмету "Искусство" 8-9 классы.

В данном материале пояснительная записка и два календарно-тематических планирования для 8 и 9 классов по предмету "Искусство" по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской....

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование кружка "Бисероплетение"

Данная работа, будет востребованна педагогами по доп. образованию,  работающих с детьми в начальных классах....

Пояснительная записка к календарно – тематическому планированию по физической культуре для учащихся 6 классов – 3 часа в неделю.

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию по физической культуре для учащихся 6 классов - 3 часа в неделю...

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию уроков хореографии. 1 - 6 классы.

Пояснительная записка к календарно - тематическому планированию уроков хореографии для 1 - 6 классов....

Рабочая программа по литературе. 5 класс (ФГОС). Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по литературе. 5 класс (ФГОС). Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование, программа В.В.Пасечника "Линия жизни" изд. "Просвещение" - 9 класс

9 класс. Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по программе В.В. Пасечника изд. "Просвещение" "Линия жизни" составлено для работы учителя по заполнению тем у...