Конструирование детской обуви бопук
план-конспект занятия по технологии (5 класс) на тему

Монгуш Алла Сергеевна

Цели: ознакомить учащихся с муляжным методом конструирования, научить приемам снятия мерок с ног ребенка для построения основы чертежа детской обуви «бопук», научить народным меркам и правилам снятия мерок, воспитание навыков точности, умение организовать свою работу, чувства коллективизма, настойчивость, развивать пространственные представления.

Оборудование: рабочая тетрадь, образцы готовых лекал детской обуви «бопук», бумага, компьютер.

Методы: объяснительно-иллюстративный методы: рассказ, беседа, самостоятельная работа учащихся (доклады, рисунки), практические методы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие по технологии39.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Конструирование детской обуви «бопук».

Цели: ознакомить учащихся с муляжным методом конструирования, научить приемам снятия мерок с ног ребенка для построения основы чертежа детской обуви «бопук», научить народным меркам и правилам снятия мерок, воспитание навыков точности, умение организовать свою работу, чувства коллективизма, настойчивость, развивать пространственные представления.

Оборудование: рабочая тетрадь, образцы готовых лекал детской обуви «бопук», бумага, компьютер.

Методы: объяснительно-иллюстративный методы: рассказ, беседа, самостоятельная работа учащихся (доклады, рисунки), практические методы.

Ход урока

I. Организация урока.

1. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Сообщение темы и цели урока.

На сегодняшнем уроке мы будем изучать «Конструирование детской национальной обуви «бопук»». И будем познакомиться с муляжным методом конструирования и народными мерками, которые использовали наши предки для пошива обуви.

II. Повторение пройденного материала.

Опрос учащихся:

- Перечислите и дайте характеристику видам тувинской национальной обуви.

- Какие характерные детали имеют национальная обувь - кадыг идик?

- Чем отличаются кадыг идик от чымчак идик?

- Перечислите видов детской национальной обуви. И чем они отличаются друг от друга?

III. Изучение нового материала.

  1. Сообщение теоретических сведений.

Давайте вспомним, что такое конструирование. Конструирование это процесс, в результате которого определяются внешний вид и структура изделия.

Конструирование одежды - разработка конструкции модели одежды, т.е. построение взаимного расположения и конфигурации частей (деталей) целого (всего изделия). Результатом конструирования являются чертежи, рисунки, расчеты. Существуют различные методы конструирования одежды. Мы сегодня будем рассматривать муляжный метод.

Муляжный метод появился много веков назад и до сих пор не утратил своей актуальности. Тувинцы прошивали свои одежды, обувь с муляжным методом конструирования.  Создание модели одежды и получение разверток ее деталей в соответствии с художественным замыслом осуществляется путем макетирования (муляжирования) изделия на фигуре человека или на манекене. Экспериментальный путь проектирования изделия в «мягкой скульптуре» позволяет достаточно полно учитывать антропоморфные особенности фигуры человека и естественную способность ткани к формообразованию. Однако это достаточно «затратный» метод, поскольку приходится работать с целым куском ткани, постепенно отрезая все лишнее, и для примерок потребуется не один день.

Кажущаяся простота и доступность муляжного метода требует от развитого художественного вкуса и большого профессионального мастерства. Даже при наличии высокой квалификации точность получения разверток деталей одежды муляжным способом недостаточно высока, поэтому неизбежны многочисленные последующие корректировки в процессе работы над моделью. Окончательное уточнение первичных разверток деталей производят на примерках при изготовлении экспериментальных образцов.

В чистом виде и в полном объеме муляжный метод сегодня применяется довольно редко, но знать его возможности и уметь работать непосредственно с материалом необходимо любому конструктору. В частности, при создании новых форм одежды и ее индивидуальном изготовлении без применения муляжного метода просто не обойтись. Любая примерка и подгонка на фигуру также требует навыков владения муляжным методом.

Для того чтобы раскроить изделие на ткани или на материале, нужно построить чертеж – выкройку на бумаге (лекала). Для построения чертежа нам необходимо определить размерные характеристики. Чтобы определить размерные характеристики нам необходимо снимать мерки по народным меркам.

Снятие мерок очень ответственное дело. От точности мерок зависит правильность построения чертежа и, посадка изделия.

Правила снятия мерок:

1. При измерении стопы человек должен стоять так, чтобы нагрузка на обе ноги была равномерной.

2. Измерять следует стопы обеих ног, т.к. могут быть отличия.

3. Стопу очерчивают карандашом, ставя его перпендикулярно листу.

5. При измерении делайте поправку на увеличение размера, если обувь планируется носить с толстым носком  

Для построения основы чертежа детской национальной обуви с загнутым кверху носком снимают мерки:

  1. Обхват стопы, который проходит через наиболее широкие точки у основания пальцев.
  2. Обхват в узком месте голени (шиколотка)- эта мерка измеряется на высоте 11-13 см от пола. Если в этом месте есть какие-то дефекты, то необходимо сделать замеры и указать на какой высоте была сделана мерка.
  1. Высота обуви - измеряется от пола по наружной стороне ноги.
  2. Обхват голени на выбранной высоте.
  3. Длина стопы, расстояние от наиболее выступающей точки пятки до самой удаленной точки пальцев.

Для снятия мерок мы будем использовать народные мерки:

IMG_20140609_121250

Рис. 1. Народные мерки

Демонстрация приемов снятия мерок.

Учитель демонстрирует на одной девочке основные антропометрические точки и приемы снятия мерок, необходимых для построения основы чертежа детской обуви «Бопук».

IV. Практическая работа.

Задание: выполнить практическую работу по снятию мерок для построения основы чертежа «бопук».

V. Итог урока.

1. Самоанализ деятельности учащихся.

Учащиеся анализируют свою работу на уроке, отвечая на вопросы.

- Для чего вы производили измерения стопа, голени ног?

- Какие трудности возникли у вас при снятии мерок и как вы их преодолели?

- Уверены ли вы в правильности произведенных обмеров?

Выставление оценок.

Домашнее задание: снять мерки с ног ребенка 1-2 лет, принести миллиметровую бумагу для построения выкройки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку СБО 5 класс "Виды обуви.Уход за обувью"

Социально-бытовая ориентировка направлена на формирование у детей с ОВЗ знаний, умений и навыков, способствующих социальной адаптации. Знакомство с видами обуви, навыки ухода за ней - маленький шаг к ...

Урок СБО 5 класс "Виды обуви.Уход за обувью"

Социально-бытовая ориентировка направлена на формирование у детей с ОВЗ знаний, умений и навыков, способствующих социальной адаптации. Знакомство с видами обуви, навыки ухода за ней - маленький шаг к ...

Технология изготовления национальной детской обуви бопук

Тип урока: вариант 1 – нетрадиционный урок-соревнование систематизации и обобщения изученного материала (урок является заключительным в данном разделе программы).Цели: образовательная: обобщить, систе...

Построение основы чертежа выкроек детской обуви бопук

Тема №20. Построение основы чертежа выкроек «Бопук»Цели: развивать конструкторское мышление, учить построения чертежа детской национальной обуви «бопук», построить чертеж выкройки.Оборудование: образц...