Урок по технологии в 5 классе Лоскутное шитьё. Разработка эскиза и изготовление шаблона.
методическая разработка по технологии (5 класс) по теме
Методическая разработка к уроку "Лоскутное шитьё. Разработка эскиза и изготовление шаблона" для 5 класса. Материал содержит конспект урока, компьютерную презентацию, карточки взаимоконтроля и рефлексии. .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_loskut.odt | 834 КБ |
kartochki.odt | 13.81 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_loskut.odp | 849.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по технологии в 5 классе
Разработала Кочешкова Наталия Евгеньевна, учитель технологии МОУ СОШ № 58
с углублённым изучением предметов естественно-математического цикла г. Ярославля
Тема урока: Лоскутное шитьё. Разработка эскиза и изготовление шаблона
Оборудование и материалы: компьютер с проектором, компьютерная презентация, образцы работ, стенд по теме урока, подборка книг и журналов, инструменты и материалы для изготовления лоскутных изделий, карточки с заданиями, коллекция образцов ткани, образцы геометрических фигур из цветного картона, эскизы лоскутных изделий в бумажном варианте, шаблоны.
- Организационный момент. Взаимное приветствие. Настрой на работу на уроке.
- Учащиеся сидят группами за 3 столами, на которых в корзинах находятся различные лоскутки ткани.
- Как вы думаете, что это — мусор и его только выбросить или мы можем эти лоскутки каким-либо образом
использовать?
Мнения девочек, обсуждение.
- Что бы вы предложили сделать из них, как использовать?
А вот какие изделия выполняют мастерицы.(слайды № 2 – 10 презентации).
Вы уже догадались, что я не зря принесла эти лоскутки.
- Какова же тема нашего сегодняшнего урока? (варианты предлагаются девочками)
Изготовление изделий в лоскутной технике.
Что же такое «лоскутное шитьё»? - это искусство соединения небольших разноцветных лоскутков ткани в единое целое, путём сшивания. (слайды № 11-13 с определениями)
- Хотите ли вы научиться выполнять такие изделия?
- С чего же стоит начать осваивать лоскутную технику?
- Начать необходимо с небольших вещей.
- В этом году мы с вами познакомились с интерьером кухни, научились готовить некоторые блюда, сшили фартук. То есть вся наша работа была связана с кухонной тематикой.
- Какие изделия из лоскутков мы можем сшить для использования на кухне?
Обсуждение, прикрепление вариантов на доску.
( Показ слайдов № 14,15,16)
Постановка целей и задач
_ Как вы думаете, что мы с вами должны узнать и чему научиться, для того чтобы сшить лоскутное изделие?
Обсуждение.,девочки предлагают свои варианты ответов
- Познакомиться с историей и традициями этой техники, с современными тенденциями.
- Научиться подбирать материалы и инструменты для работы.
- Ознакомиться с технологией шитья из лоскута.
- Научиться разрабатывать эскиз изделий.
- Научиться изготавливать шаблоны.
- Разработать план пошива.
Каждая группа получает вопросы и в течении 5 минут находит на них ответы в предложенных материалах и расскажет нам самое важное по этим вопросам.
( высветить вопросы на слайдах, раздать подборки печатных материалов, книги и журналы по теме).
Учащиеся внутри группы делят вопросы и находят на них ответы в предложенных материалах(книги, журналы, распечатки из различных источников по предложенной теме по иере того, как девочки рассказывают учитель обобщает материал и параллельно идёт работа с презентацией)
1группа
- Рассказать о причинах возникновения лоскутного шитья.
- Где зародилось?
- Развитие в России?
- Лоскутное шитьё в наше время?
показ слайдов № 19 - 27 + Олимпиада Сочи 2014 (символика)
2 группа
- Основные техники лоскутного шитья.
- «Спираль»
- «Изба»
- Подбор цветового решения
Показ слайдов № 28 и 29
( Образцы геометрических фигур из цветного картона
квадрат, треугольник и полосы прикрепить на доску.)
Разобрать основные отличия техник «Спираль» и «Изба».
3 группа
- Подбор ткани.
- Подготовка ткани к работе.
- Организация рабочего места.
- Инструменты и материалы.
Показ слайда № 30
Демонстрация инструментов и материалов для лоскутного шитья.
2 часть урока
Мы с вами выяснили, что Эскизом называется чертёж, выполненный от руки без применения чертёжных инструментов и без точного соблюдения масштаба.
Эскиз изделия можно выполнить карандашом на клетчатой бумаге, а можно с помощью графического редактора на компьютере. Эскизы на компьютере вы выполнили на уроке информатики.
Показать эскизы в бумажном варианте,
и которые сделали на уроке информатики.
Практическое задание № 1
Попробуйте собрать макет прихватки из предложенных фигур .( Раздать фигуры из картона (каждой группе разные).
Вывесить полученные варианты на доску, обсудить из каких фигур состоят.
Практическое задание № 2
Зарисовать эскиз на бумаге (раздать заготовки с контуром прихватки).
Шаблон необходим для раскроя деталей изделия. Если узор состоит из деталей одинаковой формы, то и шаблон необходим одного вида . А если узор изделия более сложный, состоящий из геометрических фигур разной формы, то нужно изготовить шаблоны для каждого вида фигур. Шаблон изготавливается с учётом припусков на швы и представляет собой заготовку, по которой детали кроя выкраиваются из ткани.
Показ шаблонов, приёмы работы показать на доске.
Раздать картон и ножницы. Напомнить о правилах безопасной работы с ножницами.
Изготовление шаблонов. Взаимоконтроль.
(раздать карточки)
Лист контроля__________________________________________
Критерии оценки работы по изготовлению шаблона: | Баллы |
| |
| |
| |
| |
| |
| Всего: |
__________________________________________________________________________
Этапы изготовления лоскутного изделия.
Работа с карточками № 1 и № 2
Последовательность сшивания изделия.
Подбор цветового решения на карточках.
Рефлексия.
Раздать карточки.
Продолжи предложение:
Сегодня на уроке я узнала ________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
и научилась____________________________________________________________.
_________________________________________________________________________
Рассказать притчу о лоскутном шитье.
Домашнее задание: подобрать ткань для изготовления лоскутного изделия .
Разработать эскиз прихватки, которую вы будете шить, в графическом редакторе.
Вопросы на закрепление |
- Почему лоскутное шитье можно назвать своего рода искусством?
- Какие изделия можно выполнять в этой технике?
- Почему для начинающих заниматься этим видом ремесла лучше начинать с хлопчатобумажных тканей?
Подвести итоги работы на уроках , поставить оценки, поблагодарить за работу на уроке.
Предварительный просмотр:
Рефлексия.
Продолжи предложение:
Сегодня на уроке я узнала ________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
и научилась____________________________________________________________.
_________________________________________________________________________
Лист контроля__________________________________________
Критерии оценки работы по изготовлению шаблона: | Баллы |
| |
| |
| |
| |
| |
| Всего: |
__________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по технологии для 5 класса "Лоскутное шитьё"
Конспект урока по технологии для 5 класса "Лоскутное шитьё"...
Методическая разработка урока ИЗО в 6 классе на тему "Выполнение эскиза открытки ветеранам Великой Отечественной войны"
Тема урока : Выполнение эскиза открытки ветеранам Великой Отечественной войныМесто урока в программе: 4 четверть, 30 урок ( по программе В.С.Кузина)...
Методическая разработка урока ИЗО в 7 классе. Декоративное рисование "Рисование эскиза наличника окна – архитектурной детали в украшении русской северной избы"
Тема урока : Декоративное рисование "Рисование эскиза наличника окна – архитектурной детали в украшении русской северной избы"Место урока в программе: 7 класс 1 четверть, 11 урок ( по ...
Методическая разработка урока технологии 5 класса "Лоскутное шитье".
Технологическая карта урока технологии 5 класс. "Лоскутное шитье".Технологическая карта , представленная в виде таблицы, содержит основные этапы урока: актуализация знаний и постановка цели ...
Методическая разработка урока по технологии. Раздел: "Рукоделие. Лоскутная пластика" (5 класс)
Цель раздела: ознакомить учащихся с техническими условиями и приёмами выполнения лоскутного шитья....
Методическая разработка системы уроков по технологии Раздел: «Рукоделие. Лоскутная пластика» 5 класс
Разработка призвана оказать методическую помощь учителям технологии при подготовке к урокам, посвящена методике дифференцированного обучения на уроках технологии в разделе «Рукоделие. Лоскутная ...
Методическая разработка урока по технологии. 6 класс. Тема: «Изготовление текстильно-расписной броши Кораблик»
Мы живем в удивительном городе - Санкт-Петербурге. Данный урок поможет ученикам приобщиться к культуре нашего города и создать сувенир....