Программа подготовки квалифицированных рабочих по профессии "Тракторист-машинист категорий "В" и "С"
рабочая программа по технологии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programm_podgotovki_traktoristov_shkola.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Начальник Главного управления «Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники» Тверской области ______________________ С.И.Умников «____»__________20___г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Большекошинская средняя общеобразовательная школа» ____________ С.Н.Лисичкина « ____ » ____________20 ___ г. |
Программа подготовки квалифицированных рабочих
по профессии «Тракторист-машинист с/х производства»
(категории В и С)
2014
Пояснительная записка
Главной задачей профессиональной подготовки учащихся является обеспечение социальной защищенности выпускников сельских общеобразовательных учреждений за счет того, что они, учась еще в школе, могут получить профессию механизатора, востребованную на селе.
Настоящая учебная программ подготовки трактористов-машинистов категорий «В» и «С» сельскохозяйственного производства предназначена для подготовки квалифицированных рабочих из числа учащихся 10-11 классов. Программа составлена в соответствии со стандартом Российской Федерации профессионального начального образования ОСТ 9. ПО. 02.37.154 – 2000 г. утвержденным Министерством образования РФ от 28 марта 2000 года. Содержание программы разработано на основе квалификационных характеристик для трактористов-машинистов категории «В» и «С».
В процессе теоретических занятий учащиеся изучают устройство, техническое обслуживание, хранение и ремонт тракторов с мощностью двигателя до 25,7 кВт – категория «В», (тракторы типа Т-25), колесных тракторов с мощностью двигателя от 25,7 до 110,3 кВт - категория «С» (тракторы типа МТЗ). Кроме того, в курс включаются разделы «Сельскохозяйственные машины», «Правила дорожного движения», «Основы управления и безопасности движения», «Основы агрономии и технологии механизированных работ», «Охрана труда» и «Оказание первой до врачебной помощи».
Для проведения занятий в школе оборудован специализированный кабинет механизации. Обучение вождению трактора и работе в агрегате с сельхозмашинами проводится во внеурочное время по утвержденному руководителем школы графику. Для обучения учащихся первоначальным навыкам вождения тракторов, образовательное учреждение имеет полигон. Занятия по практическому вождению проводятся преподавателем, имеющим удостоверение тракториста-машиниста соответствующей категории.
В процессе производственного обучения учащиеся закрепляют полученные знания на лабораторно-практических занятиях, а также в процессе практических работ в период 180 часовой летней производственной практики. В летний период, после окончания 10 класса, предусмотрена месячная производственная практика, которая проводится на базе СПК «Междуречье». Во время практики осуществляется обучение учащихся работе на тракторных агрегатах, под наблюдением наставника при выполнении технологических операций по обработке почвы и возделыванию сельскохозяйственных культур. Одновременно на машинном дворе закрепляются знания по слесарному делу. Между базовым хозяйством и общеобразовательным учреждением заключен двухсторонний договор о выделении для учебных целей тракторов и недостающих сельхозмашин, а также проведении производственной практики. В зависимости от конкретных условий производственную практику частично можно отработать в течение учебного года, после изучения соответствующих тем по программе.
Учащиеся выпускных классов, полностью прошедшие курс теоретического и практического обучения в соответствии с программой, допускаются к сдаче квалификационного экзамена. Учащиеся, успешно сдавшие экзамены и практическую пробу получают свидетельство об окончании обучения. После сдачи квалификационных экзаменов выпускники получают удостоверение государственного образца тракториста-машиниста категории «В», «С».
Квалификационная характеристика
Тракторист-машинист категории «В» и «С» должен уметь: самостоятельно работать на колёсных тракторах, в агрегате с тракторными прицепами, а также с почвообрабатывающими, посевными, сеноуборочными (и т.д.) сельхозмашинами, агрегатируемыми с тракторами. Выполнять полевые механизированные работы в соответствии с требованием агротехники и технологии производства механизированных работ. Перевозить грузы на тракторных прицепах, контролировать погрузку, размещение и закрепление груза на прицепе. Самостоятельно выполнять простейшие регулировочные операции на тракторах и сельхозмашинах. Выполнять все операции ежесменного технического обслуживания за трактором. Выполнять под руководством мастера - наладчика, бригадира или механика операции технического обслуживания № 1 и № 2. Устранять возникающие неисправности трактора и сельхозмашин, не вызывающей необходимости в разборке сборочных единиц и механизмов. Под руководством механика или бригадира подготавливать машины к постановке их на длительное хранение в соответствии с действующими инструкциями. Экономить топливо, смазочные и другие эксплуатационные материалы. Правильно организовывать и содержать рабочее место применять наиболее целесообразные и производительные способы работы и современные методы организации труда. Строго соблюдать правила безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и гигиены.
Тракторист-машинист категории «В» и «С» должен знать:
- устройство и правила технической эксплуатации тракторов типа Т-25, МТЗ-80 и агрегатируемых с этими тракторами сельхозмашин и тракторных прицепов.
- основные требования агротехники и технологии производства механизированных полевых работ по ведущим культурам, возделываемых в хозяйствах региона;
- правила дорожного движения, основы безопасности движения и перевозка грузов, охраны труда;
- правила безопасности при работе на тракторах и сельхозмашинах, правила внутреннего трудового распорядка бригады, отделения, правила пожарной безопасности;
- нормы выработки и нормы расхода топлива и смазочных материалов;
- правила хранения тракторов и сельхозмашин;
- признаки и причины основных неисправностей тракторов и сельхозмашин, возникающих в процессе эксплуатации и способы их устранения;
- основы экономических знаний, мероприятия по экономии топлива и смазочных материалов.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
профессиональной подготовки трактористов категорий «В» и «С»
№ п/п | Содержание учебного материала, темы | Класс | Предмет | Кол-во часов |
1. | Элементы технической механики | 76 | ||
Введение Основы слесарной обработки Основы материаловедения Основы технических измерений Основные сведения о машинах и её деталях Валы, оси, подшипники и муфты Зубчатые и червячные передачи Ременные и цепные передачи Взаимозаменяемость: допуски и посадки, ГОСТы Волнистость и шероховатость поверхностей ГОСТы Шпоночные, шлицевые и штифтовые соединения Резьбовые соединения Сварные и заклёпочные соединения | 7-8 | Технология (труд техн.)
| 2 20 12 6 4 4 4 2 10 4 1 3 2 2 | |
2. | Основы агрономии | 48+19 | ||
Введение Строение и жизнедеятельность растений Состав и свойства почвы Система обработки почвы Удобрения Мелиорация почвы Семена и посев Уход за посевами Полив с/х культур Сорные растения и борьба с ними Вредители и болезни с/х культур Система земледелия, севообороты | 8, 9 | Технология Эл.курс «С/х труд» | 2 6 6 4 4 2 6 2 4 6 4 2 | |
Охрана окружающей среды, экология | 9,10,11 | Биология | 6+ 9+ 4 | |
3. | Охрана труда | 1+20+12 | ||
Правовые основы охраны труда | Обществознание | 1 | ||
Организационные основы охраны труда Основы безопасности труда в с/х производстве Гигиена труда, производственная санитария | 8, 9 | Технология Эл. курс «С/х труд» | 8 10 2 | |
Пожарная безопасность Основы электробезопасности Гигиена труда, производственная санитария | 10, 11 | ОБЖ | 6 4 2 | |
4. | Тракторы (теория) | 34 | ||
Классификация и общее устройство Двигатели тракторов Шасси тракторов Электрооборудование | 9 | Эл. курс «Тракторы» | 2 14 14 4 | |
№ п/п | Содержание учебного материала, темы | Класс | Предмет | Кол-во часов |
5. | Тракторы (лабораторно-практические занятия) | 87 | ||
Кривошипно-шатунный механизм Газораспределительный механизм Системы охлаждения Системы смазки Системы питания Схемы трансмиссий, сцепления КПП, ведущие мосты колёсных тракторов Ходовая часть, механизмы управления колёсами тракторов Тормозные системы тракторов Гидропривод и рабочее оборудование Электрооборудование Тракторные прицепы Подготовка МТА к работе и работа на них | 10, 11 | Машиноведение | 3 3 3 6 3 6 12 6 6 3 6 3 27 | |
6. | Сельскохозяйственные машины (теория) | 34 | ||
Введение Машины для обработки почвы, снегозадержания Машины для посева зерновых, зернобобовых и трав Машины для подготовки и внесения удобрений Машины для химической защиты растений Машины для уборки трав, кормовых культур Машины для полива | 9 | Эл. курс «С/х машины» | 1 8 8 5 4 4 4 | |
7. | Сельскохозяйственные машины (ЛПЗ) | 92 | ||
Машины для обработки почвы, снегозадержания Машины для посева зерновых, зернобобовых и трав Машины для подготовки и внесения удобрений Машины для химической защиты растений Машины для уборки трав, кормовых культур Машины для полива Машины для послеуборочной обработки зерна Подготовка МТА к работе и работа на них | 10, 11 | Машиноведение | 12 12 12 12 12 6 6 20 | |
8. | Технология механизированных работ | 58+4 | ||
Введение Организация механизированных работ Энергетические средства и типы МТА Эксплуатационные показатели МТА Комплектование МТА Показатели работы МТА Способы движения агрегатов Обработка почвы, снегозадержание Особенности выполн. с/х работ на склонах Возделывание, уборка груб. кормов, силоса Подработка зерна | 10, 11 | Машиноведение | 2 2 4 4 4 4 4 14 2 12 6 | |
Внесение удобрений Химическая защита растений | 9 | Химия | 2 2 | |
№ п/п | Содержание учебного материала, темы | Класс | Предмет | Кол-во часов |
9. | Техобслуживание и ремонт машин (теория) | 28 | ||
Введение Техническое обслуживание машин Неисправности и способы их устранения Ремонт с/х техники Ремонт тракторов | 10, 11 | Машиноведение | 4 6 4 4 10 | |
10. | Техобслуживание и ремонт машин (лабораторно-практические занятия) | 30 | ||
ТО-1 колёсного трактора ТО-2 колёсного трактора Оценка технического состояния трактора | 10,11 | Машиноведение | 6 12 12 | |
11. | Правила дорожного движения | 82+4 | ||
Общие положения, основные понятия Дорожные знаки Дорожная разметка и её характеристики Практические занятия Порядок движения, остановка и стоянка т/средств Регулирование дорожного движения Практические занятия Проезд перекрёстков Проезд п/переходов, остановок и ж/д переездов Практические занятия Особые условия движения Перевозка людей и грузов Техническое состояние и оборудование т/средства Номерные, опознавательные знаки Право собственности на т/средство Страхование водителя и т/средства | 10,11 | Машиноведение | 4 10 2 6 8 4 8 8 4 14 4 2 4 2 1 1 | |
Административная ответственность Уголовная ответственность Гражданская ответственность Правовые основы охраны природы | 9 | Обществознание | 1 1 1 1 | |
12. | Основы управления т/средством и безопасности движения | 31 | ||
Техника управления т/средством Дорожное движение: эффективность и безопасность Профессиональная надёжность водителя, психофизиологические и психич. качества Эксплуатационные показатели т/средств Действия водителя в штатных и нештатных режимах Дорожные условия и безопасность движения | 10,11 | Машиноведение | 6 2 3 2 12 6 | |
№ п/п | Содержание учебного материала, темы | Класс | Предмет | Кол-во часов |
13. | Оказание первой медицинской помощи | 25 | ||
Организационно-правовые аспекты Основы анатомии и физиологии человека Структура ДТП, повреждения при ДТП Угрожающие жизни состояния при повреждениях Психические реакции при авариях Термические поражения Острые терапевтические состояния Проведение реанимационных действий Остановка наружного кровотечения Транспортная иммобилизация Высвобождение, транспортировка пострадавших Обработка ран, десмургия Пользование индивидуальной аптечкой Зачёт | 10, 11 | ОБЖ | 1 1 2 1 1 1 1 3 3 3 2 3 2 1 | |
14. | Производственное обучение | 408 | ||
Вводные занятия Общеслесарные работы Постановка техники на хранение Ремонтные работы Технология производства продукции растениеводства Подготовка МТА и работа на них Индивидуальное вождение тракторов | 10, 11 | 4 72 28 140 98 51 15 | ||
15. | Производственная практика | 180 | ||
Ознакомление спроизводством, требования ТБ, противопожарная безопасность при работе на машинно- тракторных агрегатах Работа на МТА для основной и предпосевной обработки почвы Работа на посевных и посадочных МТА Работа на МТА для заготовки кормов Работа на МТА для полива с/х культур Ремонтные работы | 9,10,11 | |||
Всего: | 1273 |
Обучение в рамках школьной программы по специальности тракторист-машинист сельскохозяйственного производства двух категорий («В» и «С») возможно лишь за счёт интегрирования части предметов профессионального цикла в общеобразовательный цикл.
Таким образом, настоящий учебный план предусматривает введение профессионального обучения школьников, начиная с 7 класса, в рамках общеобразовательной области «Технология» федерального компонента общеобразовательного учебного плана школы: программа предмета «Технология. Технический труд» предусматривает изучение тем из раздела «Элементы технической механики» на базе учебной столярно-слесарной мастерской школы.
Обучающиеся 8 и 9 классов изучают «Основы агрономии» и раздел «Охрана труда» на элективных курсах «Сельскохозяйственный труд» в рамках часов, выделенных из компонента образовательного учреждения.
Кроме того, в 9 классе начинается непосредственное изучение теоретических вопросов профессиональной подготовки: разделы «Тракторы» (теория) – 34 часа и «Сельскохозяйственные машины» (теория) – 34 часа на соответствующих элективных курсах в рамках часов, выделенных из компонента образовательного учреждения. Также обучающиеся 9 класса в ходе изучения общеобразовательных дисциплин получают необходимые знания, умения и навыки по темам, предусмотренным профессиональным циклом: «Правовые основы охраны труда, охраны природы», «Административная, уголовная и гражданская ответственность» - обществознание (5 часов); «Внесение удобрений, химическая защита растений» - химия (4 часа); «Охрана окружающей среды, экология» - биология (6 часов).
В 10, 11 классах на профессиональную подготовку обучающихся используются часы образовательной области «Технология» инвариантной части общеобразовательного учебного плана школы, по 2 часа в каждом классе добавляется из компонента образовательного учреждения, и по 3 часа в каждом классе в рамках дополнительных факультативных занятий вне основной учебной нагрузки обучающихся. Таким образом, теоретические вопросы по «Технологии механизированных работ», «Техническому обслуживанию и ремонту тракторов и сельхозмашин», а также лабораторно-практические занятия по вышеизложенным темам и темам, изученным в 9 классе, «Правила дорожного движения», «Основы управления транспортным средством и безопасности движения» изучаются в объёме 408 часов за два последние года обучения.
Разделы «Охрана труда» (12 часов) и «Оказание первой медицинской помощи» (25 часов) изучаются в рамках программы по общеобразовательному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 и 11 классах за счёт небольшого сокращения часов на раздел «Основы военной службы».
Кроме того программа общеобразовательного предмета «Биология» 9-11 классов предусматривает изучение тем «Охрана окружающей среды, экология» в общем объёме 19 часов, таким образом эти темы могут не рассматриваться дополнительно в разделе «Основы агрономии».
Особый вопрос представляет организация производственного обучения. В зависимости от контингента обучающихся 10 и 11 классов, проходящих профессиональную подготовку, возможны два варианта: первый - проведение занятий по производственному обучению после уроков в дни с наименьшим их количеством или в вечернее время (два дня в неделю по 3 часа); второй – использование суббот при пятидневной учебной неделе. В любом случае, при индивидуальном подходе к немногочисленному контингенту обучающихся возможно производственное обучение в течение двух последних лет профессиональной подготовки в полном объёме часов (408 часов).
Производственная практика для обучающихся 9-11 классов проходит в период летних каникул и весенне-осенних полевых работ по решению Совета школы от 26.08.2002 в общем объёме 180 часов.
Перечень средств обучения
А. Учебно-программная и методическая документация
1. Примерная программа подготовки трактористов категории «В». - М.: ИРПО, 2001 г.
2. Примерная программа подготовки трактористов категории «С». - М.: ИРПО, 2001г.
Б. Учебники и учебные пособия
1. В.А. Родичев. Тракторы. - М.: ИЦ «Академия», 2000 г.
2. A.M. Устинов. Сельскохозяйственные машины. - М.: «Академия», 1999 г.
3. А.Н. Устинов. Зерноуборочные машины. - М.: ИЦ «Академия» 2002 г.
4. В.В. Курчаткин. Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственных машин. - М: ИЦ «Академия», 2003 г.
В. Наглядные пособия дидактические материалы
1. Е.А. Пучин. Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственных машин (альбом наглядных пособий 30 стр.). - М.: ИЦ «Академия», 2004 г.
2. Е.А. Пучин. Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственных машин (плакаты 30 л.). - М.: ИЦ «Академия», 2002 г.
Г. Макеты
¨ Двигатель с навесным оборудованием в разрезе на безопасной стойке.
¨ Коробка передач, раздаточная коробка, ходоуменьшители – в разрезе.
¨ Ведущие мосты в разрезе.
¨ Набор деталей кривошипно-шатунного механизма.
¨ Набор деталей газораспределительного механизма.
¨ Набор деталей системы охлаждения.
¨ Набор деталей смазочной системы.
¨ Набор деталей системы питания.
¨ Набор делателей системы пуска вспомогательным бензиновым двигателем.
¨ Набор деталей сцепления.
¨ Набор деталей рулевого управления.
¨ Набор деталей тормозной системы.
¨ Набор деталей гидравлической навесной системы.
¨ Набор приборов и устройств системы зажигания.
¨ Набор приборов и устройств электрооборудования.
¨ Двигатели тракторные (монтажные) на стойках
¨ Коробка передач трактора
¨ Ведущий передний и задний мосты колесного трактора на стойке
¨ Сцепление трактора
¨ Сборочные единицы рулевого управления трактора
¨ Набор контрольно-измерительных приборов электрооборудования
¨ Набор контрольно-измерительных приборов зажигания.
¨ Набор сборочных единиц и деталей системы охлаждения двигателя.
¨ Набор сборочных единиц смазочной системы двигателя.
¨ Набор сборочных единиц пускового устройства.
¨ Набор приборов и устройств электрооборудования.
¨ Набор сборочных единиц оборудования гидравлической системы тракторов.
¨ Учебно-наглядные пособия по устройству изучаемых моделей тракторов.
¨ Учебно-наглядные пособия по техническому обслуживанию тракторов.
¨ Учебно-наглядные пособия по ремонту тракторов.
¨ Модель светофора.
¨ Учебно-наглядные пособия «Дорожные знаки», «Дорожная разметка», «Сигналы регулировщика», «Схема перекрестка», «Схема населенного пункта, расположения дорожных знаков и средств регулирования».
¨ Учебно-наглядное пособие «Дорожно-транспортные ситуации и их анализ».
¨ Учебно-наглядное пособие «Оказание первой медицинской помощи пострадавшим».
¨ Набор средств для проведения занятий по оказанию первой медицинской помощи.
¨ Медицинская аптечка.
¨ Правила дорожного движения Российской Федерации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Иностранный язык (английский)" по программам подготовки квалифицированных рабочих, 2015
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины "Английский язык" для профессиональных образовательных организаций, Москва, "Академия", 2015...
Рабочая программа учебной дисциплины "Английский язык" программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства» технического профиля на базе основного общего образования с получением сред
Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Английский язык» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД.10 Физика Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих 23.01.03 «Автомеханик» Профиль обучения – технический
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональной образовательной организации СПО, реализующей образовательную программ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОГСЭ. 03 Иностранный язык (Английский) по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих среднего профессионального образования для специальности технического профиля 21.02.05 Земельно-имущественные отношения
Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Козловский многопрофильный аграрный колледж» РЕКОМЕНДОВАНО к утверждению...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК(АНГЛИЙСКИЙ) по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих среднего звена для профессии 23.01.17 .Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Козловский многопрофильный аграрный колледж» РЕКОМЕНДОВАНО к утвержд...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.13 МАТЕМАТИКА по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих среднего профессионального образования для профессии 23.01.03 Автомеханик
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОДП.13 Математикапо программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих среднего профессионального образования для профессии23.01.03 Автомеханик...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.04 МАТЕМАТИКА по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих среднего профессионального образования для профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОУД.04 Математикапо программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих среднего профессионального образования для профессии23.01.17 Мастер по ремонту и обслуж...