Программа кружка "Вкусные истории"
рабочая программа по технологии (6 класс) по теме

Виноградова Елена Владимировна

 

Программа кружка «Вкусные истории» рассчитана на тех, кто делает первые шаги, знакомит с кухней, умением вести хозяйство, позволяет научиться быть экономным, хорошо ориентироваться в многообразии продуктов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_vkusnye_istorii.docx40.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14

Согласовано:                                                                              Утверждаю:                  

_______________________                                                     __________________        

зам. директора по ВР                                                              директор МКОУ СОШ № 14                                                    

                                                                                                           А.Н. Тряпочкина

«__» ____________   2013г.                                                     «__» _________2013г.

Программа работы кружка

«Вкусные истории»

Срок реализации программы – 1 год

Возраст детей 11-13 лет

Составитель: Е.В. Виноградова

учитель технологии

1 кв. категории

2013-2014  учебный год

Содержание

  1. Пояснительная записка        2
  2. Концепция программы                                                                               5
  3. Методы и формы обучения        5
  4. Ожидаемые результаты        6
  5. Требования к уровню подготовки учащихся        6
  6. Программа занятий кружка        7
  7. Материально - техническая база        8
  8. Учебно - тематический план        9
  9. Используемая литература        11

Пояснительная записка.

Программа составительская компелятивная.

Программа составлена в соответствии с Законом «Об образовании» и Законом «О

защите прав ребенка» Свердловской области.

  Актуальность создания данной программы кружка «Вкусные истории» является то, что она обращена в наше прошлое и настоящее, чтобы напомнить учащимся почитаемые, берущие начало из глубокой древности, традиции, народные обычаи, старинные обрядовые блюда, а затем познакомить с современной кухней, оборудованием современных предприятий общественного питания, основными профессиями пищевой промышленности.

     Программа кружка «Вкусные истории» рассчитана на тех, кто делает первые шаги, знакомит с кухней, умением вести хозяйство, позволяет научиться быть экономным, хорошо ориентироваться в многообразии продуктов.

     В жизни каждого ребенка бывает много праздников, хочется, чтобы и эти дети умели правильно организовать его, составить программу, подготовить праздничный стол, хорошо сервировать его. Ведь каждый ребенок, девочка или мальчик, становятся взрослыми, если они в детстве будут знать, уметь и проводить торжества, то и в дальнейшей своей взрослой жизни смогут подготовиться к любому семейному мероприятию, традиционному празднику, стать гостеприимными хозяевами.  Занятия в кружке позволяют развивать творческие способности, самостоятельность, проявлять индивидуальность, фантазию и получать результат своего творчества. У учащихся  формируются навыки в приготовлении национальных блюд и их  эстетического оформления.

   Цель программы: создание условий для использования труда, как эффективное  средство социализации и индивидуализации личности ребёнка

        Задачи:

  • Ознакомление учащихся с культурными традициями предков, формирование у
    детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание
    кулирарных изделий и народных традиций;
  • Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному
    наследию, к истории и традициям России и Урала, уважение к людям труда;
  • Привитие навыков нравственного поведения, этики в ближайшем (семейном) окружении;
  • Дать учащимся знания о рациональном питании, сформировать умения по приготовлению здоровой пищи, развить способность критически относиться к разного рода модным диетам, воспитать вкус к здоровой пище.
  • Пробудить интерес к кулинарному искусству у детей;
  • Развить творческую активность через индивидуальное раскрытие кулинарных способностей каждого ребенка;
  • Развить способность критически относиться к разного рода диетам;
  • Развить эстетическое восприятие и творческое воображение

            Особенностью данной  программы является то, что у учащихся появляется возможность широкого и разнообразного применения своих знаний, которые им  могут быть полезны дома.          

Программа обучения представляет собой комплекс тематически объединенных, но относительно самостоятельных составляющих — блоков и модулей, которые в зависимости от условий и индивидуальных требований можно изменить. Документально каждый блок представляет собой учебно-методический комплект.

При изучении каждого блока программой предусмотрено, приготовление одного или нескольких блюд уральского региона.

Каждый блок программы предусматривает обязательное включение следующих вопросов:

  • историческая справка;
  • экологические и экономические вопросы;

 - техника безопасности

Каждый блок программы предусматривает практикум, который составляет не менее 75%-80% времени от общего количества часов на тему.

Программой не устанавливается строгий перечень объектов трудовой деятельности, что позволяет в зависимости от возможностей учителя и учащихся, специфики работы учителя использовать вариативность, при условии, что учащиеся должны овладеть определенным объемом знаний и умений.

Содержание блока «Введение» предусматривает ознакомление учащихся с правилами техники безопасности при проведении кулинарных работ, физиологией питания, этикетом за столом, сервировкой стола, основными профессиями пищевой промышленности. Общими сведениями о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для кулинарных работ.

Содержание блока «Холодные блюда и закуски» предусматривает ознакомление учащихся с видами холодных блюд, способами их приготовления. Оформлением и подачи на стол. Видами бутербродов. Технологией приготовления. Подача готовых блюд.Требованием к качеству готовых блюд. Условиям и срокам хранения.

Содержание блока «Первые блюда» предусматривает ознакомление учащихся с приготовлением первых блюд. Знакомство с технологией приготовления супов. Подача готовых блюд.Требованием к качеству готовых блюд. Условиям и срокам хранения.

Содержание блока «Овощные гарниры и изделия из круп» предусматривает ознакомление учащихся со способами хранения овощей и круп, определение доброкачественности по внешнему виду. Правила первичной обработки и особенностями обработки овощей и круп. Технологией приготовления блюд из овощей и круп. Требованием к качеству и оформлению готовых блюд. Условиям и срокам хранения.

Содержание блока «Изделия из мяса» предусматривает ознакомление учащихсяс видами домашней птицы и животных. Блюдами из птицы и мяса. Определение качества птицы и мяса. Первичная обработка птицы и мяса. Видами тепловой обработки, применяемые при приготовлении блюд из птицы и мяса. Разделка птицы и мяса для приготовления блюд и украшение перед подачей к столу. Время приготовления и способы определения готовности кулинарных блюд. Оформление готовых блюд при подаче к столу. Условиям и срокам хранения.

Содержание блока «Рыбные блюда» предусматривает ознакомление учащихся с видами рыб: морская и речная. Пищевая ценность рыбы. Условия и сроки хранения живой, мороженой, копченой, вяленой, соленой рыбы и рыбных консервов. Шифр на консервных банках. Методы определения качества рыбы. Блюда из рыбы. Технологией приготовления. Требованием к качеству готовых блюд. Оформление готовых блюд. Условиям и срокам хранения.  Подача к столу

Содержание блока «Изделия из яиц и творога» предусматривает ознакомление учащихся со значением яиц и творога в питании человека. Использование в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами и творогом. Технологией приготовления блюд из яиц и творога. Требованием к качеству готовых блюд. Подача готовых блюд. Условиям и срокам хранения.

 Содержание блока «Изделия из теста» предусматривает ознакомление учащихся с видами теста. Рецептурой и технологией приготовления теста с различными видами разрыхлителей. Влияние соотношения компонентов теста на качество готовых изделий. Видами начинок и украшений для изделий из теста. Технологией приготовления. Требованием к качеству готовых блюд. Условиям и срокам хранения.

 Содержание блока «Сладкие блюда» предусматривает ознакомление учащихся с продуктами,  необходимыми  для приготовления муссов и желе.  С желирующими веществами. Технология приготовления желе и муссов. Требованием к качеству готовых блюд. Условиям и срокам хранения.

Учебный материал строится по 70 -часовой годичной сетке.

Программа ориентирована на годичный курс обучения учащихся 5-6-7 классов. Практика показала, что  дети данного возраста успешно и с интересом занимаются кулинарией на уроках технологии. Приобретенные на занятиях знания и навыки очень помогают им в повседневной жизни. Формы и методы работы ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.

     Главный показатель реализации программы - личностный рост каждогоученика, его творческих способностей, превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству.        

       Критерием уровня эффективности программы является усвоение образовательной части, повышение интеллектуального уровня, воспитанности и готовность к самостоятельной жизни в плане организации своего быта.

Результатом работы кружка является участие в традиционных школьных мероприятиях: День учителя, День пожилого человека, День матери России, Новый год, Вечер встречи, День 8-е Марта, День рождении школы и в предлагаемых районных мероприятиях

Концепция программы.

        В основе программы лежит идея сочетания теории и практики.

        Решение педагогических задач в  программе  «Вкусные истории» осуществляется в соответствии со следующими принципами:

        Принцип непрерывного дополнительного образования   как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;

        Принцип гражданственности  ориентирует образовательный процесс на изучение истории, обычаи, традиции народов, их блюд;

        Принцип творчества  помогает  развивать фантазию, эстетический вкус, мыслить и действовать;

        Принцип коллективной деятельности  реализуется на создании совместных рецептов, фантазий, при организации коллективных праздников, конкурсов, проведении и участия в выставках;

        Принцип индивидуального подхода  ориентирует педагога на учет индивидуальных и возрастных возможностей и способностей воспитанников.

        Принцип самореализации  предполагает создание творческой среды, проведение открытых занятий.

 

Формы и методы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная ( дается самостоятельные задания с учетом возможности учащегося);
  • фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или при отработке определенного технологического приема);
  • групповая ( разделение на мини группы для выполнение определенной работы);

Освоить различные приёмы можно только практическим  путём, поэтому на занятиях широко применяются:

 объяснительно - иллюстративные пособия, что позволяет стимулировать учащихся к постоянному пополнению  знаний об окружающей среде с помощью бесед, сюжетно-ролевых занятий или деловых игр, докладов обучающихся, конкурсов и др.

практические методы – способствуют развитию мышления через формирование интеллектуальных умений: обобщение, анализ, синтез, сравнение, моделирование, а также позволяет вовлечь учащихся в практическую деятельность с целью приобретения навыков приготовления блюд разного уровня сложности: самостоятельная работа, экскурсии, работа с дополнительной литературой

Ожидаемые результаты

По окончании обучения обучающиеся смогут не только закрепить свои знания в области кулинарии, сервировки стола и оформления готовых блюд, но и смогут приготовить вполне конкурентоспособную продукцию, что, несомненно, явится стимулом к самоусовершенствованию и дальнейшим поискам новых кулинарных и творческих решений.

Наиболее важным результатом занятий кружка должно стать осознание себя каждым кружковцем как уникальной личности, имеющей право на свободный выбор, на ошибку, на уважение и понимание его творческих наклонностей, его устремлений, а также наличие при коллективном сотворчестве благоприятной среды для самоутверждения, самовыражения, самоактуализации соблюдать правила ТБ; и, самосовершенствования.

Занятие конкретным делом, творчеством поможет обучающимся чувствовать себя увереннее в жизни.

Требования к уровню подготовки учащихся

   По завершении обучения, обучающиеся должны знать:

- правила гигиены и безопасности труда;

- основные этапы истории развития кулинарии;

- блюда уральского региона

- основы рационального питания;

- правила поведения за столом;

- способы нарезки овощей;

- названия круп;

- технологию приготовления первых и вторых блюд;

- виды теста;

-технологию приготовления изделий из теста;

- изделия из яиц и творога;

-технологию приготовления изделий из яиц и творога;

- сладкие блюда;

- технологию приготовления сладких блюд.

   Должны уметь:

-с кухонными инструментами и приспособлениями;

- сервировать стол к завтраку, обеду, ужину;

- готовить супы, каши; запеканки, рагу,

- заваривать чай;

-готовить напитки;

- готовить некоторые виды салатов;

- готовить песочное и дрожжевое тесто и изделия из них

Программа занятий кружка.

Информационная карта к программе.

Название программы: «Вкусные истории».

Продолжительность освоения программы-1 учебный год.

Количество часов за год: 70 часов

Место проведения: кабинет технологии № 10

Временные затраты: 2 занятия по 45 минут  = 1час 30 минут

Время проведения: день недели-среда, с 16-00 до 17-30

Возрастной диапазон участников кружка: 12-15 лет.

Образовательная область - «Технология».

Уровень освоения программы - начальный

Тип программы - обучающее-развивающий.        

Вид программы по целевой установке: познавательный.

Вид программы по форме организации и содержания и процесса педагогической деятельности: практико - ориентированные учебные занятия, творческие мастерские.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Дидактическое обеспечение

Оборудование: столы, стулья, доска школьная, книжный шкаф, ноутбук, проектор, экран, плита электрическая с жарочным шкафом, миксер, мясорубка, набор столовой мебели (столы кухонные); шкафы для посуды; доски деревянные разделочные; сушилка для тарелок; посуда: кастрюли, сковороды, тарелки, ложки, набор чайной посуды, ведро эмалированное, чайники заварные, набор ножей, столовый сервиз, чайник, кофейный сервиз; косынки, фартуки; моющие средства: «Прогресс», «Хлорамин», кальцинированную соду.

Материалы:   Все продукты, необходимые для приготовления блюд, приобретаются за счет спонсорской помощи родителей.

Учебно-методическое обеспечение:

  • Таблицы-памятки;
  • Технологические карты приготовления блюд;
  • Раздаточный материал;
  • Информационные бюллетени;
  • Схемы;
  • Информационный материал;
  • плакаты «Изделия из теста», «Приготовление первых блюд», «Украшение блюд», «Сервировка стола» и др.
  •  фото и репродукции художественных натюрмортов (разделы «Овощные и фруктовые салаты», «Украшение кондитерских изделий»)
  • тесты для контроля знаний, умений, навыков;
  • дидактические карточки для контроля знаний, умений, навыков;
  • игровой материал;
  • наглядный иллюстративный материал;
  •  библиотечка «Юного кулинара», учебно-методические пособия, справочники, энциклопедии.

Учебно-тематический план.

Дата

№ п/п

Наименование темы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Введение

10

1.25

8.75

1.1

Вводное занятие. Правила техники безопасности и санитарной гигиены в кабинете. История возникновения кулинарии (чай)

2

0.25

1.75

1.2

Основы здорового образа жизни. Основы рационального питания (винегрет)

2

0.25

1.75

1.3

Способы обработки пищевых продуктов (яичница, омлет).

2

0.25

1.75

1.4

Соль и сахар. Заготовка продуктов (компот из яблок).  

2

0.25

1.75

1.5

Витамины (салат из капусты). Минеральные вещества и здоровье (салат из свёклы с чесноком и грецким орехом).

2

0.25

1.75

2

Холодные блюда и закуски

8

1.0

7.0

2.1

Салат по-уральски

2

0.25

1.75

2.2

Бутерброды на скорую руку

2

0.25

1.75

2.3

Тёртая морковь с яблоками

2

0.25

1.75

2.4

Сельдь под шубой

2

0.25

1.75

3

Первые блюда

6

0.75

5.25

3.1

Щи по-уральски

2

0.25

1.75

3.2

Вегетарианский борщ

2

0.25

1.75

3.4

Окрошка уральская

2

0.25

1.75

5

Овощные гарниры и изделия из круп

6

0.75

5.25

5.1

Овощное рагу

2

0.25

1.75

Гречневая каша (рассыпчатая)

2

0.25

1.75

5.4

Картофельные оладьи, котлеты капустные

2

0.25

1.75

6

Изделия из мяса

6

0.75

5.25

6.1

Фаршированные сосиски

2

0.25

1.75

6.2

Пицца с вкусным краешком

2

0.25

1.75

6.3

Куриные оладушки

2

0.25

1.75

7

Рыбные блюда

6

0.75

5.25

7.1

Салат «Мимоза»

2

0.25

1.75

7.3

Пирог с картофелем и рыбной консервой

2

0.25

1.75

Скумбрия запеченная в духовке

2

0.25

1.75

8

Изделия из яиц и творога

8

1.0

7.0

8.1

Деревенская яичница с картрфелем

2

0.25

1.75

8.2

Творожное печенье «Поцелуйчики»

2

0.25

1.75

8.3

Быстрый заливной пирог с зелёным луком и яйцом

2

0.25

1.75

8.4

Королевская ватрушка

2

0.25

1.75

9

Изделия из теста

14

1.75

12.25

9.1

Уральский хворост

2

0.25

1.75

9.2

Шарлотка

2

0.25

1.75

9.3

Картофельный пирог

2

0.25

1.75

9.4

Чебуреки с картошкой и сыром

2

0.25

1.75

9.5

Торт «Черепашка»

2

0.25

1.75

9.6

Пятачки

2

0.25

1.75

9.7

Пирог с сыром и сосисками

2

0.25

1.75

10

Сладкие блюда

6

0.75

5.25

10.1

Напиток из черной смородины

2

0.25

1.75

10.2

Витаминный напиток из шиповника

2

0.25

1.75

10.3

Желе «Разбитое стекло»

2

0.25

1.75

                                                                                           Итого:                                 70             8.75         61.25

Используемая литература

1. Конституция Российской Федерации, ст. 43

2. Конвенция о правах ребенка

3. Турыгин В.В. «Уральская кухня». Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1980.

4. Головков А. Кухня без секретов, Москва, 1991.

5. Новоженов Ю.М., Титюнник А.И. Кулинарная характеристика блюд:

 Обществ. питание.

6. Национальные кухни наших народов.-М.:Центрполиграф,1997.

7. Из истории русской кулинарной культуры. –М.:  Центрполиграф, 1996.

8. Учебник технологии 5-7 класс под редакцией Симоненко

9. Интернет - ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...