Проектирование на уроках технологии
статья по технологии по теме

Поносова Вера Вениаминовна

Статья. Обобщение опыта работы по разделу  "Творческие, проектные работы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektirovanie_na_urokakh_tekhnologii.docx30.74 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

Проектирование на уроках технологии

Выполнила:

Поносова Вера Вениаминовна, учитель технологии МБОУ «СОШ №45» г. Новоуральска

Аннотация

Все, кто сегодня связан с образованием, понимают, что проектная деятельность школьников предполагает их активность в образовательном процессе, а без активности ребенка образование невозможно. Целостная система универсальных знаний и умений не может появиться иначе, чем в ситуации разрешения надпредметных проблем, в опыте самостоятельной деятельности, а это и есть проектирование. Ребята должны вовлекаться в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

На конкурс представлена работа «Проектирование на уроках технологии». В статье обобщён опыт организации проектной деятельности учащихся с пятого по девятый класс. Как пример проектирования на уроке технологии опубликована разработка уроков из раздела «Творческие, проектные работы» на тему: «Подарок ветеранам», 7 класс. Данные уроки были проведены в 7 Б классе. Дети отличаются высокой творческой, познавательной активностью, трудоспособностью, владеют методами анализа, синтеза, хорошо работают и создают алгоритмы. Также представлены результаты работы и критерии оценивания проектных работ учащихся.

Содержание

Введение………………………………………………………..

3

Опыт организации проектной деятельности учащихся…….

4

Разработка серии уроков из раздела: «Творческие, проектные работы»……………………………………………

7

Заключение…………………………………………………….

13

Список использованных источников………………………

13

Приложения к урокам………………………………………...

14

Введение

Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса. В связи с этим получили широкое распространение технологии развивающего обучения: метод учебного проекта, деятельностный метод, технология интегрированного обучения.

Современное состояние социума характеризуется разрывом между жизнью детей и взрослых. Одним из способов преодоления этого разрыва является развитие проектных форм работы учащихся, которое обеспечивает им возможность прикоснуться к взрослой жизни.

В своей педагогической деятельности я сочетаю различные технологии. В качестве основной использую метод проектов. Он позволяет избежать шаблонности в преподавании, обеспечить индивидуальный темп обучения, создать условия для позитивного общения всех участников образовательного процесса, сформировать у обучающихся навыки самоорганизации, скорректировать их самооценку, побудить к творчеству, самостоятельности в учебной и трудовой деятельности.

Проектная деятельность школьников кардинально меняет практически все стороны школьной жизни — систему оценивания, тип отношений между школьниками и между учениками и педагогами, отбор учебного содержания, тип образовательного целеполагания.

При организации проектной деятельности ключевым результатом образования является способность ученика к моменту завершения образования действовать самостоятельно, инициативно и ответственно при решении учебных и практических задач, в отличие от традиционных образовательных результатов – предметных знаний, умений, навыков. Проектирование всегда направлено на развитие. Проектная деятельность всегда целесообразна. Типы мышления, которые формируются внутри проектной деятельности, можно сопоставить с так называемым продуктивным, критическим мышлением, а также с креативностью. Проектирование также способствует развитию навыков разрешения проблем и принятия решений.

Концепция развития универсальных учебных действий сегодня становится основой образовательной деятельности в рамках разработанных школьных Федеральных Государственных образовательных стандартов второго поколения. Возникла необходимость выявления и применения в образовательной практике определенных педагогических условий включения учащихся основной школы в процесс развития универсальных учебных действий, ведущим из которых становится проектная деятельность, направленная на развитие проектных и исследовательских умений.

В связи с этим цель работы: Обобщить личный опыт работы по направлению проектирования в технологическом образовании школьников.

Задачи:

  • раскрыть влияние проектирования на развитие познавательных, творческих способностей учащихся, их самостоятельности в решении учебных и трудовых задач;
  • выявить трудности, возникающие в работе с проектами учащихся;
  • определить критерии оценивания проектных работ учащихся.

Опыт организации проектной деятельности учащихся

Преподаю предмет «Технология» с 5 по 9 класс. Содержание этапов проектной деятельности от класса к классу расширяю и усложняю. Степень самостоятельности индивидуальной работы учащихся является разной. Первоначально учащиеся выполняют задания с предварительным и фронтальным разбором, подражая образцу, или по подробным инструкционным карточкам. По мере овладения учебными умениями степень самостоятельности возрастает: ученики работают по общим, не детализированным заданиям, без непосредственного вмешательства учителя.

Особенности проектирования с 5 по 9 класс.

5 класс - проект единый для всех, выполняется вместе с учителем, например «Фартук – рабочая одежда»:

  • общие понятия по проектированию,
  • учимся искать информацию для проектирования,
  • изделие выполняется самостоятельно,
  • выполняем соответствующие записи в рабочей тетради (описываем этапы работы),
  • завершает публичная защита.

Дети в 5 классе усваивают понятие проектирования.

6 класс - проекты имеют одинаковое название, например «Юбка» или «Подарок маме», но самостоятельности учеников при выполнении становится больше:

  • обоснование выбора темы,
  • поиск информации для проекта,
  • выбор материалов,
  • эскиз изделия,
  • выбор технологии изготовления,
  • оформление технологической карты,
  • расчет расходов,
  • самостоятельно изготовление изделия,
  • публичная защита,
  • оформление этапов проектирования в рабочей тетради.

Дети в 6 классе работают самостоятельно, но учитель направляет и корректирует их работу над проектом.

7 класс - групповой проект, часто берем социальные проекты, например «Подарок ветерану»:

  • обоснование выбора темы,
  • поиск информации для проекта, краткая историческая справка,
  • выбор материалов,
  • эскиз и чертеж изделия,
  • расход материалов,
  • расчет цены изделия,
  • выбор технологии изготовления,
  • оформление технологической карты (с графическим изображением последовательности операций),
  • расчет расходов,
  • групповое изготовление изделия или изделий,
  • выполнение пояснительной записки к проекту,
  • оценка изделия, самоанализ,
  • публичная защита.

Дети в 7 классе учатся выполнять проекты в группе.

8 класс, 9 класс - собственная творческая, проектная работа:

  • обоснование выбора темы,
  • поиск информации для проекта, краткая историческая справка,
  • разработка спецификации изделия,
  • оценка изделий и предложение альтернативных решений,
  • эскиз и чертеж изделия,
  • выбор материалов, инструментов, оборудования, необходимых для выполнения проекта,
  • учет физических и химических свойств материалов,
  • выбор технологии изготовления,
  • составление технологической карты (с графическим изображением последовательности операций),
  • расход материалов,
  • расчет расходов и цены изделия,
  • самостоятельно изготовление изделия,
  • выполнение пояснительной записки к проекту,
  • оценка изделия, самоанализ, 
  • овладение знаниями, которые помогут сохранить здоровье и обеспечат безопасность,
  • публичная защита.

Учащиеся 8 и 9 классов, работая над проектом, самостоятельно составляют план работы, подбирают материалы, инструменты, выполняют необходимые действия в намеченной последовательности, фиксируют результаты работы. Постепенно все больший удельный вес приобретает работа исследовательского характера.

Трудности в организации проектной деятельности.

  • Оценивание проектной работы.

Выход - оценочный лист учащегося. (Приложение №3)

  • Не классическая форма урока.

Выход - провожу первую часть урока (15-20 минут), как коллективное обсуждение темы проекта всеми учениками на примере какого-либо проекта или схемы, затем каждый ребенок работает самостоятельно, под контролем учителя.

  • Иногда приходится объяснять что-либо одному ученику, остальные в это время могут быть предоставлены сами себе.

Выход - обычно делю класс на группы (2-3 человека, по способностям или по схожести проекта), тогда обсуждение и работа происходит в группе.

Заключение

Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно–практической деятельностью по всей проектно–технологической цепочке - от идеи до ее реализации в модели, изделии, услуге; интегрировать знания из разных областей, применять их на практике, усваивая новые знания, выдвигая идеи, создавая материальные ценности. Метод проектов позволяет установить прочные связи между теоретическими знаниями учащихся и их практической преобразовательной деятельностью. В результате у детей формируется устойчивый интерес к технологическому творчеству, который способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.

Умение проектировать позволило моим ученикам быть успешными в классном коллективе, в конкурсных мероприятиях различного уровня. Всё это даёт возможность детям поверить в свои силы, адаптироваться в социуме, расширить круг своих друзей, мир позитивных увлечений, определиться с выбором профессии.

Список использованных источников

  1. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. – 192с.
  2. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое проектирование на уроках технологии

Презентация раскрывает суть проектного метода, знакомит с методикой работы над проектом и его содержанием....

Основы проектирования на уроках технологии в 5 классе

Статья для учителей технологии. Также имеется авторская разработка программы проведения кружка....

Творческое проектирование на уроках технологии.

Творческий проект - это самостоятельная творческая итоговая работа ученика, выполненная под руководством учителя. Готовое изделие и отчет в виде технической документации составляют основу выполне...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку н...

Новые результаты образования как основа проектирования современного урока технологии ФГОС (из опыта работы).

ФГОС ООО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые являются...

Проектирование на уроках Технологии "Выбор сказки, для оформления класса к Новому году"

Проектирование на уроках Технологии " Выбор сказки для оформления класса к новому году" Огромным влиянием на развитие новых технологий во всем мире является изменения экологии, экономик...