Проектирование на уроках технологии
статья по технологии по теме
Статья. Обобщение опыта работы по разделу "Творческие, проектные работы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.74 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
Проектирование на уроках технологии
Выполнила: | Поносова Вера Вениаминовна, учитель технологии МБОУ «СОШ №45» г. Новоуральска |
Аннотация
Все, кто сегодня связан с образованием, понимают, что проектная деятельность школьников предполагает их активность в образовательном процессе, а без активности ребенка образование невозможно. Целостная система универсальных знаний и умений не может появиться иначе, чем в ситуации разрешения надпредметных проблем, в опыте самостоятельной деятельности, а это и есть проектирование. Ребята должны вовлекаться в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
На конкурс представлена работа «Проектирование на уроках технологии». В статье обобщён опыт организации проектной деятельности учащихся с пятого по девятый класс. Как пример проектирования на уроке технологии опубликована разработка уроков из раздела «Творческие, проектные работы» на тему: «Подарок ветеранам», 7 класс. Данные уроки были проведены в 7 Б классе. Дети отличаются высокой творческой, познавательной активностью, трудоспособностью, владеют методами анализа, синтеза, хорошо работают и создают алгоритмы. Также представлены результаты работы и критерии оценивания проектных работ учащихся.
Содержание
Введение……………………………………………………….. | 3 |
Опыт организации проектной деятельности учащихся……. | 4 |
Разработка серии уроков из раздела: «Творческие, проектные работы»…………………………………………… | 7 |
Заключение……………………………………………………. | 13 |
Список использованных источников……………………… | 13 |
Приложения к урокам………………………………………... | 14 |
Введение
Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса. В связи с этим получили широкое распространение технологии развивающего обучения: метод учебного проекта, деятельностный метод, технология интегрированного обучения.
Современное состояние социума характеризуется разрывом между жизнью детей и взрослых. Одним из способов преодоления этого разрыва является развитие проектных форм работы учащихся, которое обеспечивает им возможность прикоснуться к взрослой жизни.
В своей педагогической деятельности я сочетаю различные технологии. В качестве основной использую метод проектов. Он позволяет избежать шаблонности в преподавании, обеспечить индивидуальный темп обучения, создать условия для позитивного общения всех участников образовательного процесса, сформировать у обучающихся навыки самоорганизации, скорректировать их самооценку, побудить к творчеству, самостоятельности в учебной и трудовой деятельности.
Проектная деятельность школьников кардинально меняет практически все стороны школьной жизни — систему оценивания, тип отношений между школьниками и между учениками и педагогами, отбор учебного содержания, тип образовательного целеполагания.
При организации проектной деятельности ключевым результатом образования является способность ученика к моменту завершения образования действовать самостоятельно, инициативно и ответственно при решении учебных и практических задач, в отличие от традиционных образовательных результатов – предметных знаний, умений, навыков. Проектирование всегда направлено на развитие. Проектная деятельность всегда целесообразна. Типы мышления, которые формируются внутри проектной деятельности, можно сопоставить с так называемым продуктивным, критическим мышлением, а также с креативностью. Проектирование также способствует развитию навыков разрешения проблем и принятия решений.
Концепция развития универсальных учебных действий сегодня становится основой образовательной деятельности в рамках разработанных школьных Федеральных Государственных образовательных стандартов второго поколения. Возникла необходимость выявления и применения в образовательной практике определенных педагогических условий включения учащихся основной школы в процесс развития универсальных учебных действий, ведущим из которых становится проектная деятельность, направленная на развитие проектных и исследовательских умений.
В связи с этим цель работы: Обобщить личный опыт работы по направлению проектирования в технологическом образовании школьников.
Задачи:
- раскрыть влияние проектирования на развитие познавательных, творческих способностей учащихся, их самостоятельности в решении учебных и трудовых задач;
- выявить трудности, возникающие в работе с проектами учащихся;
- определить критерии оценивания проектных работ учащихся.
Опыт организации проектной деятельности учащихся
Преподаю предмет «Технология» с 5 по 9 класс. Содержание этапов проектной деятельности от класса к классу расширяю и усложняю. Степень самостоятельности индивидуальной работы учащихся является разной. Первоначально учащиеся выполняют задания с предварительным и фронтальным разбором, подражая образцу, или по подробным инструкционным карточкам. По мере овладения учебными умениями степень самостоятельности возрастает: ученики работают по общим, не детализированным заданиям, без непосредственного вмешательства учителя.
Особенности проектирования с 5 по 9 класс.
5 класс - проект единый для всех, выполняется вместе с учителем, например «Фартук – рабочая одежда»:
- общие понятия по проектированию,
- учимся искать информацию для проектирования,
- изделие выполняется самостоятельно,
- выполняем соответствующие записи в рабочей тетради (описываем этапы работы),
- завершает публичная защита.
Дети в 5 классе усваивают понятие проектирования.
6 класс - проекты имеют одинаковое название, например «Юбка» или «Подарок маме», но самостоятельности учеников при выполнении становится больше:
- обоснование выбора темы,
- поиск информации для проекта,
- выбор материалов,
- эскиз изделия,
- выбор технологии изготовления,
- оформление технологической карты,
- расчет расходов,
- самостоятельно изготовление изделия,
- публичная защита,
- оформление этапов проектирования в рабочей тетради.
Дети в 6 классе работают самостоятельно, но учитель направляет и корректирует их работу над проектом.
7 класс - групповой проект, часто берем социальные проекты, например «Подарок ветерану»:
- обоснование выбора темы,
- поиск информации для проекта, краткая историческая справка,
- выбор материалов,
- эскиз и чертеж изделия,
- расход материалов,
- расчет цены изделия,
- выбор технологии изготовления,
- оформление технологической карты (с графическим изображением последовательности операций),
- расчет расходов,
- групповое изготовление изделия или изделий,
- выполнение пояснительной записки к проекту,
- оценка изделия, самоанализ,
- публичная защита.
Дети в 7 классе учатся выполнять проекты в группе.
8 класс, 9 класс - собственная творческая, проектная работа:
- обоснование выбора темы,
- поиск информации для проекта, краткая историческая справка,
- разработка спецификации изделия,
- оценка изделий и предложение альтернативных решений,
- эскиз и чертеж изделия,
- выбор материалов, инструментов, оборудования, необходимых для выполнения проекта,
- учет физических и химических свойств материалов,
- выбор технологии изготовления,
- составление технологической карты (с графическим изображением последовательности операций),
- расход материалов,
- расчет расходов и цены изделия,
- самостоятельно изготовление изделия,
- выполнение пояснительной записки к проекту,
- оценка изделия, самоанализ,
- овладение знаниями, которые помогут сохранить здоровье и обеспечат безопасность,
- публичная защита.
Учащиеся 8 и 9 классов, работая над проектом, самостоятельно составляют план работы, подбирают материалы, инструменты, выполняют необходимые действия в намеченной последовательности, фиксируют результаты работы. Постепенно все больший удельный вес приобретает работа исследовательского характера.
Трудности в организации проектной деятельности.
- Оценивание проектной работы.
Выход - оценочный лист учащегося. (Приложение №3)
- Не классическая форма урока.
Выход - провожу первую часть урока (15-20 минут), как коллективное обсуждение темы проекта всеми учениками на примере какого-либо проекта или схемы, затем каждый ребенок работает самостоятельно, под контролем учителя.
- Иногда приходится объяснять что-либо одному ученику, остальные в это время могут быть предоставлены сами себе.
Выход - обычно делю класс на группы (2-3 человека, по способностям или по схожести проекта), тогда обсуждение и работа происходит в группе.
Заключение
Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно–практической деятельностью по всей проектно–технологической цепочке - от идеи до ее реализации в модели, изделии, услуге; интегрировать знания из разных областей, применять их на практике, усваивая новые знания, выдвигая идеи, создавая материальные ценности. Метод проектов позволяет установить прочные связи между теоретическими знаниями учащихся и их практической преобразовательной деятельностью. В результате у детей формируется устойчивый интерес к технологическому творчеству, который способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.
Умение проектировать позволило моим ученикам быть успешными в классном коллективе, в конкурсных мероприятиях различного уровня. Всё это даёт возможность детям поверить в свои силы, адаптироваться в социуме, расширить круг своих друзей, мир позитивных увлечений, определиться с выбором профессии.
Список использованных источников
- Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. – 192с.
- Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческое проектирование на уроках технологии
Презентация раскрывает суть проектного метода, знакомит с методикой работы над проектом и его содержанием....
Основы проектирования на уроках технологии в 5 классе
Статья для учителей технологии. Также имеется авторская разработка программы проведения кружка....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/15/picture-242674-1366004881.jpg)
Создание благоприятных условий для формирования исследовательских умений и навыков проектирования на уроках технологии и во внеурочное время
Из опыта работы учителя технологии....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/03/picture-431030-1396522452.jpg)
Творческое проектирование на уроках технологии.
Творческий проект - это самостоятельная творческая итоговая работа ученика, выполненная под руководством учителя. Готовое изделие и отчет в виде технической документации составляют основу выполне...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/19/picture-457224-1413729977.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку н...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/12/picture-849918-1481575804.jpg)
Новые результаты образования как основа проектирования современного урока технологии ФГОС (из опыта работы).
ФГОС ООО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые являются...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/06/picture-441287-1415225017.jpg)
Проектирование на уроках Технологии "Выбор сказки, для оформления класса к Новому году"
Проектирование на уроках Технологии " Выбор сказки для оформления класса к новому году" Огромным влиянием на развитие новых технологий во всем мире является изменения экологии, экономик...