Констпект урока "Вырезная аппликация"
методическая разработка по технологии (9 класс) по теме

Буравлева Лариса Ивановна

Разработка содержит конспект открытого урока по теме "Вырезная апплиация" в 9 классе и включает:

- технологическую карту урока;

- технологическую карту на изготовление аппликации;

- презентацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока.

Аттестуемый педагог (ФИО)                       Буравлева Лариса Ивановна

Предмет         технология                                    Класс 9

Тема урока: «Вырезная аппликация».

Цель урока: способствовать формированию и развитию умений и навыков в области выполнения вырезной аппликации.

Задачи:

  • дать понятие «вырезная аппликация», учить последовательности выполнения работы;
  • развивать исполнительские умения и интерес к рукоделию;  
  • воспитывать чувство  сотрудничества, самостоятельность и уверенность в своих силах.  

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, плазменный экран, технологические карты, образец готового изделия, ткань, нитки, иголки, булавки, ножницы, бумага для практической  работы учащихся или готовые шаблоны.

Методы: проблемно - поисковый.

Формы работы:  индивидуальная, в парах.              

Этапы урока

Содержание этапа

  1. Организационный момент.
  1. Цель: проверка готовности учащихся к уроку; активизация внимания и внутренней готовности.

Основной метод: вербальный.

Здравствуйте ребята!

На предыдущих уроках  вы познакомились с различными видами, техниками и  способами изготовления аппликации. Сегодня на  уроке я хочу предложить вам ещё одну технику выполнения, которая называется «вырезная аппликация». Но прежде давайте вспомним всё, о чём говорили на предыдущих занятиях.

  1. Опрос учащихся  по заданному на дом материалу.

Цель: Актуализация имеющихся знаний, способов действия  в новых условиях, формирование умения задавать вопросы.

Задачи: вспомнить материал предыдущих уроков, проверить свои знания и привести их в систему.

Методы мотивирования:

вовлечение учащихся в обсуждение вопросов.

  1. Что такое аппликация?  (способ работы с цветными кусочками различных материалов, который заключается в вырезании и прикреплении узора к основе; вид отделки, разновидность вышивки).
  2. Какие виды аппликации вы знаете?  (предметная, декоративная, сюжетная).
  3. Какие способы соединения аппликации с основной  тканью вам известны?  (клеевой, ручной,    

 машинный).

  1. Какие техники выполнения аппликации вам известны? (накладная, подкладная, объемная, съемная и

        вырезная).

 5.  Какова последовательность выполнения аппликации на ткани? (выбор рисунка, составление эскиза,   подбор материалов, выкраивание деталей, соединение с основой).

  1. Изучение нового материала.

Цель: рассмотреть новый способ выполнения аппликации.

Задачи: разобрать технологическую карту, определить последовательность выполнения работы, подготовиться к практической работе.

Деятельность  учителя:

            1. Создает проблемную ситуацию и подготавливает учащихся к предстоящей деятельности. Учащимся  демонстрируется образец готовой работы и предлагается следующая ситуация:

        «У вас на столах -  по три образца ткани, два для фона (основы), а из третьего  - вам нужно выполнить аппликации так, чтобы узоры были одинаковы,  и не осталось ненужных кусочков ткани. Как это сделать, с чего начать? (учащиеся  предлагают свои варианты решения, предложенные варианты обсуждаются). На самом деле, решение данной проблемы существует уже довольно давно».

Учитель знакомит учащихся с  историей «Гавайского  квилта»:

«В Европу и Америку данную технику под названием «Гавайский  орнамент» завезли американские миссионеры в начале 19  столетия. Эта великолепная техника уникальна. Основа мотива вырезается из единого куска ткани.  «Мотив» прикреплён к фону в центре и по краю, а затем простёгивается вручную. Мы с вами упростим данную работу: соединять мотив узора с основой будем « зигзагообразной» строчкой и без

элементов стёжки. Особенностью данной техники является то, что после раскроя не остается ни одного обрезка ткани, что позволяет экономить материал (в ходе лекции учитель демонстрирует готовый образец квилта и вырезной аппликации). Ткань для фона должна быть более плотной, чем сама аппликация и

желательно однотонной. Эти ткани должны быть контрастны и гармонировать между собой по цвету.

Данная техника вам может напомнить вырезание снежинок из бумаги, но «текстильного мусора» у вас не останется»

     2. «Прежде чем приступить к работе, давайте сформулируем цель нашего урока (ознакомиться с особенностями данной техники) и определим задачи (изучить последовательность выполнения вырезной аппликации, выполнить вырезную аппликацию).

3. Демонстрация презентации «Вырезная аппликация» (включает в себя образцы  изделий с использованием гавайского  орнамента и последовательность его выполнения).

4. 1) Самостоятельная работа учащихся с технологическими картами, с целью изучения последовательности выполнения работы.

 2) Фронтальный опрос.

  1. Как правильно сложить ткань для работы? (дважды пополам, затем по диагонали).
  2. На каком расстоянии от среза должен располагаться узор?  (на расстоянии 2 см).

3. В каком месте узора должен быть расположен сгиб ткани?  (посередине узора).

4. Какие правила техники безопасности необходимо учитывать при работе с ножницами и иголкой?

  1. Закрепление изученного материала.

Цель: закрепить полученные        сведения, выполнив вырезную      аппликацию.

Задачи: отработать последовательность выполнения аппликации.

Формы и методы: практической работа,  работа в парах, индивидуально

1. Физкультминутка – разминка для глаз.

В середине урока в течении 2-3 минут предлагается следующая гимнастика для глаз, разработанная МНИИ глазных болезней им. Гемгольца.

  1. И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперёд, к крышке стола, выдох. Повторить 5-6 раз.
  2. И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5-6 раз.
  3. И.п. – сидя.  Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем     против часовой стрелки. Повторить 5-6 раз.

2 .   Практическая работа «Вырезная аппликация».

Выполняя практическую работу, учащиеся работают в парах, пользуясь технологическими картами. Каждая пара получает  по 3 образца ткани двух расцветок,  размером 22×22, лист белой бумаги, готовый шаблон, ножницы для раскроя. Учитель предлагает каждой паре возможность выбора: создать свой собственный узор или же использовать готовый шаблон. После вырезания аппликации каждый обучающийся продолжает работу индивидуально. В ходе работы  учащиеся осуществляют само- и взаимоконтроль. В процессе практической работы учитель совершает целевой обход рабочих мест, контролируя последовательность выполнения работы и соблюдения техники безопасности.

  1. Анализ и оценка урока.

Цель: формирование способности объективно оценивать  меру своего продвижения к цели урока. Вызвать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

Задача: проанализировать урок,       отметить типичные ошибки,          определить пути их исправления, выставить оценки за работу на уроке.

Деятельность  учителя:

Итак, давайте подведём итог сегодняшнему занятию.

Что нового для себя вы узнали сегодня на уроке, чему научились?

В чем особенность данной техники?

Пригодятся ли в дальнейшем, полученные вами знания и где вы сможете их применить?

Объявление оценок за работу на уроке.

Оцените свою работу с помощью следующих вопросов: 

1. На уроке я работал……….. ……………….(активно / пассивно)

2. Своей работой на уроке я…………….. ..(доволен / не доволен)

3. Урок для меня показался… ………………(коротким / длинным)

4. За урок я… …………………………………..(не устал / устал)

5. Мое настроение…. ………………………..(стало лучше / стало хуже)

6. Материал урока мне был…. …………….(понятен / не понятен, полезен / бесполезен, интересен / скучен)

На следующем уроке мы продолжим заниматься аппликацией, выполняя машинные работы.

  1.  Задание на дом.

Цель: вспомнить технологию       выполнения зигзагообразной строчки, правила ТБ и подготовиться к следующей практической работе, закрепить навыки по изготовлению шаблона.

  1. Дома подберите необходимые по цвету нитки для выполнения зигзагообразной строчки и окончательного закрепления срезов.
  2.  Повторите технологию выполнения зигзагообразной машинной строчки и правила ТБ при работе на швейной машине.
  3. Используя свои новые знания,  придумайте свой узор вырезной аппликации и изготовьте его шаблон.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта на изготовление вырезной аппликации.

п/п

Описание операции

Графическое изображение операции

Оборудование, инструменты, приспособления

1

2

3

4

1

Выкроить из ткани контрастных  цветов  квадраты размером 22×22 см – 3 шт.

C:\Users\Лариса\Desktop\55747861_1267247412_vuyshev5.jpg

Линейка, карандаш, ножницы.

2

Определить середину квадратов, сложив их  пополам 2 раза.

C:\Users\Лариса\Desktop\55747861_1267247412_vuyshev5 (2).jpg

3

Квадрат, предназначенный для аппликации, сложить  по диагонали в треугольник и  сколоть булавками по срезам.

C:\Users\Лариса\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\55747863_1267247455_vuyshev6.jpg

Булавки.

4

Карандашом наметить контур рисунка, отступив от среза ткани 2 см и вырезать  узор (можно использовать готовый шаблон).

C:\Users\Лариса\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\9c071_55747863_1267247455_vuyshev6 (2).jpg

Карандаш, ножницы, шаблон.

5

Вырезанные узоры развернуть, уложить на контрастные по цвету квадраты, совместив центры и края узоров, приколоть булавками.

C:\Users\Лариса\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\55747865_1267247499_vuyshev7.jpg

Булавки, линейка.

6

Приметать узоры к основе смёточными стежками на расстоянии 0,5 см от среза.

C:\Users\Лариса\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\55747867_1267247521_vuyshev8.jpg

Игла, нитки, напёрсток, ножницы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Гавайская (вырезная) аппликация» Выполнил: учитель технологии МБОУ «Зеленовская СОШ» Буравлёва Л.И.

Слайд 2

Материалы и инструменты: Хлопчатобумажные и льняные ткани; Нитки №40 и №60; Иглы, булавки и ножницы; Линейка и карандаш; Швейная машина, утюг.

Слайд 3

Изделия в технике «Гавайская аппликация»

Слайд 4

Сумочки

Слайд 5

Салфетка

Слайд 6

Салфетки, прихватки

Слайд 7

Декоративные подушки

Слайд 8

Декоративные подушки

Слайд 9

Покрывало

Слайд 10

Настенное панно

Слайд 11

Техника выполнения Изготовление шаблона Подготовка ткани Раскрой Раскладка Приметывание

Слайд 12

Изготовление шаблона

Слайд 13

Изготовление шаблона

Слайд 14

Изготовление шаблона

Слайд 15

1 этап (подготовительный)

Слайд 16

1 этап (подготовительный)

Слайд 17

1 этап (подготовительный)

Слайд 18

1 этап (подготовительный)

Слайд 19

2 этап (раскрой)

Слайд 20

2 этап (раскрой)

Слайд 21

2 этап (раскрой)

Слайд 22

2 этап (раскрой)

Слайд 23

2 этап (раскрой)

Слайд 24

2 этап (раскрой)

Слайд 25

3 этап(раскладка)

Слайд 26

3 этап(раскладка)

Слайд 27

3 этап(раскладка)

Слайд 28

3 этап(раскладка)

Слайд 29

4 этап (приметывание)

Слайд 30

4 этап (приметывание)

Слайд 31

4 этап (приметывание)

Слайд 32

4 этап (приметывание)

Слайд 34

Всем удачной работы! Не сори, а твори!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-констпект урока "Моделирование в среде MS Excel 11 класс

Моделирование в среде MS Excel 11 классУрок направлен на достижение следующих целей: Обучающие: Повторить и закрепить навыки работы в MS Excel; строить математические и физическиe  модели в среде...

План-констпект урока "Архивация данных. Обзор программ архиваторов. Основные приемы работы с архивами" 9 класс

Обзор программ архиваторов. Основные приемы работы с архивами в программе WinRar...

План-констпект урока "Решение квадратного уровнения" 10 класс

Рассмотрения алгоритма решения квадратного уравнения и создания графического интерфейса на языке Visual Basic 6.0...

Из опыта работы Мясникова А.А.: констпекты уроков "Кровь и кровообращение" и "Нервно-гуморальная регуляция функций организма"

Конспекты уроков по темам:  "Кровь и кровообращение" и "Нервно-гуморальная регуляция функций организма"...

Констпект урока "Делимость натуральных чисел"

Данный материал создан на основе УМК Мордкович А.Г., Зубарева И.И. и предназначен для 6 класса....

Констпект занятия "Введение в образовательную программу творческого объединения "Легоконструирование" на примере изготовления объёмной модели птички"

Констпект занятия "Введение в образовательную программу творческого объединения "Легоконструирование" на примере изготовления объёмной модели птички"...

Констпект занятия аппликиция на тему Валентинка " Доброе сердце".

1.Констпект занятия аппликиция на тему Валентинка " Доброе сердце". Цели и задачи: познакомить с назначением будущей поделки; учить работать по образцу, внося элементы творчества; закре...