Применение блочно- модульной системы на уроках технологии
статья по технологии по теме
Актуальность применения блочно-модульной системы обучения на уроках технологии обусловлена, таким образом, объективно существующей в обществе потребностью в трудовом становлении подрастающего поколения. И имеет особое значение для полноценного развития личности обучающихся, призвана привить им трудолюбие, ввести в мир созидательного труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 24.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Применение блочно- модульной системы на уроках технологии».
Учитель технологии Гаврилюк О.А.
Технологический этап развития общества требует изменения форм и методов преподавания в школе с целью более качественной подготовки школьников к жизни. На сегодняшний день изменения в образовательном процессе будут реализованы с введением ФГОС в основной школе. Но уже сейчас на своих уроках я использую блочно-модульную технологию обучения и адаптирую ее к специфике предмета с использованием всех требований новых образовательных стандартов и деятельностного метода.
Актуальность применения блочно-модульной системы обучения на уроках технологии обусловлена, таким образом, объективно существующей в обществе потребностью в трудовом становлении подрастающего поколения. И имеет особое значение для полноценного развития личности обучающихся, призвана привить им трудолюбие, ввести в мир созидательного труда.
В процессе обучения я работаю над решением следующих задач:
- обосновывать цель деятельности с учетом общественных потребностей, доступных в данных условиях материалов и технических средств. принимать решение и идти на риск создания продукта труда;
2. находить и обрабатывать необходимую информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
3. давать экологическую и социальную оценку технологии и продукту труда;
4. адекватно оценивать свои профессиональные интересы, склонности, при выборе профессии; сотрудничать в коллективе и выполнять функции лидера и другие.
Модульная технология обеспечивает интеграцию различных видов деятельности, необходимых для достижения целей и задач обучения. Каждый из модулей - независимая единица содержания и может представлять технологический процесс обработки материала, либо группу работ, которые объединены смысловым и логическим единством и направлены на достижения комплексов дидактической цели.
Набор модулей в предмете «технология» не является строго обязательным, отдельные модули могут быть исключены, введены новые, может быть изменена последовательность их прохождения с тем, чтобы максимально учитывались индивидуальные потребности и возможности учащихся, местные производственно-трудовые традиции, подготовленность учителя к проведению отдельных видов работ, материально-техническое обеспечение школы.
Как уже отмечалось выше, используя на своих уроках блочно-модульную технологию обучения, я адаптирую ее к специфике предмета «технология».
Она включает основные модули, определяемые направленностью пяти профессиональных сфер социально-трудовой деятельности человека:
- в блок «человек-техника» входит обработка материалов;
- «человек-природа»- посадка и выращивание растений;
- «человек-знаковая система»- информационные технологии;
- «человек-человек»- декоративное оформление помещений;
- «человек-художественный образ»- дизайн, моделирование одежды.
На современном этапе развития системы образования введены новые модули, например, такие как предпринимательство, профессиональное самоопределение, информационные технологии, природоохранные технологии и другие.
В качестве примера приведу структуру модуля «профессиональное самоопределение» в 9-11 классах. Основная цель его изучения - сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специальностях. Модуль состоит из 10-ти уроков, которые отводятся на изучение тем.
В учебном занятии модуля выделяется постановка учебной задачи, в основной части дается учебное задание, направленное на овладение необходимыми знаниями и умениями, определяются учебные действия, с помощью которых ученики решают учебные задания.
К учебным действиям относятся:
- выделение проблемы из поставленной целью учебного задания.
- выявление способа решения проблемы.
- моделирование способов решения учебных проблем.
- конкретизация и обогащение способов действий.
- контроль за ходом и результатом учебной деятельности.
При работе с модулем используются самостоятельная исследовательская работа на уроке и вне урока, дискуссии, «мозговой штурм», интервью, консультации, конкурсы, защиты проектов; фронтальная, групповая, индивидуальная формы организации учащихся. Применяются методы: объяснительно-наглядный (репродуктивный); проблемный; частично-поисковый; исследовательский; метод проектов.
Таким образом, блочно модульная технология позволяет мне, как учителю, адаптировать программу предмета «технология» с потребностями времени, запросами родителей и детей, а также местных производственно-трудовых традиций и особенностей.
В основу блочно - модульной технологии положен проектный подход.
Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним и строится на педагогике сотрудничества, когда учитель превращается в консультанта, опытного руководителя творческой деятельностью учащихся. Он способствует формированию у учащихся адекватной самооценке, поднятию их имиджа в окружающей среде, усилению «я сам», «я сделаю», «я умею».
Проектная деятельность учащихся состоит из трех - организационно-подготовительного, технологического и заключительного.
Выполнение творческого проекта обязательно завершается его защитой перед всем классом. Такая защита помогает выработать единство требований и подходов к проектным работам со стороны руководителя. Она прививает чувство ответственности ученикам, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности, позволяет не только знакомить коллектив с работой, но и делать определенные выводы по своей работе в сравнении с другими, включая самооценку, помогает им развивать способности отстаивать свои творческие идеи.
Примерная тематика проектных заданий разрабатывается по каждому году обучения отдельно.
Опыт внедрения блочно- модульной системы обучения и проектной деятельности в учебный процесс позволяет утверждать, что при выполнении творческих работ ведущее место занимает разработанная мною творческая проектно-технологическая система. Она является ведущей в обосновании проекта, создании различных вариантов изделия, выборе объекта проектирования из многих вариантов, его конструирование и моделирование.
В целом, умение учеников участвовать в проектной деятельности на уроках технологии создает благоприятные возможности для их развития и достижения определенных результатов:
- все учащиеся усваивают государственный образовательный стандарт;
- 100% успеваемость;
- показатели качества в 80% классов стабильны или увеличиваются.
Об эффективности применения данной технологии свидетельствует активное участие и результативность моих учеников в различных городских, окружных и Всероссийских конкурсах, олимпиадах. Последним достижением стала победа моей ученицы на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение блочно-модульной технологии на уроках русского языка
Данная технология базируется на деятельностном и личностно ориентированном подходе, опирается на теорию развивающего обучения. Модульное занятие позволяет...
Осуществление компетентностного подхода на уроках физики через применение блочно-модульной технологии
Формирование направленной познавательной деятельности учащихся на уроках физики во многом зависит от структуры урока или серии уроков. Использование блочно-модульной технологии на уроках позволя...
Осуществление компетентностного подхода на уроках физики через применение блочно-модульной технологии
Формирование направленной познавательной деятельности учащихся на уроках физики во многом зависит от структуры урока или серии уроков. Использование блочно-модульной технологии на уроках позволя...
Применение блочно- модульной системы на уроках технологии
Актуальность применения блочно-модульной системы обучения на уроках технологии обусловлена, таким образом, объективно существующей в обществе потребностью в трудовом становлении подрастающего по...
Применение блочно-модульной технологии на уроках географии
На примере показано применение блочно-модульной технологии на уроке географии в 8 классе "Типы почв"...
Практика применения блочно-модульного обучения на уроках информатики
Презентация на семинар...
Блочно-модульная система на уроках русского языка в 10 классе
Блочно-модульная система на уроках русского языка в 10 классе...