Применение блочно- модульной системы на уроках технологии
статья по технологии по теме

Гаврилюк Оксана Анатольевна

Актуальность применения  блочно-модульной системы обучения на уроках технологии обусловлена, таким образом, объективно существующей в обществе потребностью в трудовом становлении подрастающего поколения. И имеет особое значение для полноценного развития личности обучающихся, призвана привить им трудолюбие, ввести в мир созидательного труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Применение блочно- модульной системы на уроках технологии».

Учитель технологии Гаврилюк О.А.

 

Технологический этап развития общества требует изменения форм и методов преподавания в школе с целью  более качественной подготовки школьников к жизни.  На сегодняшний день изменения в образовательном процессе будут реализованы с введением ФГОС в основной школе. Но уже сейчас на своих уроках я использую блочно-модульную технологию обучения и адаптирую ее к специфике предмета с использованием всех требований новых образовательных стандартов и деятельностного метода.

Актуальность применения  блочно-модульной системы обучения на уроках технологии обусловлена, таким образом, объективно существующей в обществе потребностью в трудовом становлении подрастающего поколения. И имеет особое значение для полноценного развития личности обучающихся, призвана привить им трудолюбие, ввести в мир созидательного труда.

        

В процессе обучения я работаю над решением следующих задач:

  1. обосновывать цель деятельности с учетом общественных потребностей, доступных в данных условиях материалов и технических средств. принимать решение и идти на риск создания продукта труда;  

2.   находить и обрабатывать необходимую информацию с использованием  информационно-коммуникационных технологий.

3.  давать экологическую и социальную оценку технологии и продукту труда;

4.   адекватно оценивать свои профессиональные интересы, склонности, при выборе профессии;  сотрудничать в коллективе и выполнять функции лидера и другие.

Модульная  технология обеспечивает интеграцию различных видов деятельности, необходимых для достижения  целей и задач обучения. Каждый из модулей - независимая единица содержания  и может представлять  технологический процесс обработки материала,  либо группу работ, которые объединены смысловым и логическим единством и направлены на достижения комплексов дидактической цели.

Набор модулей  в предмете «технология» не является строго обязательным, отдельные модули могут быть исключены, введены новые,   может быть изменена последовательность их прохождения с тем, чтобы максимально учитывались индивидуальные потребности и возможности учащихся, местные производственно-трудовые традиции, подготовленность учителя к проведению отдельных видов работ, материально-техническое обеспечение школы.

Как уже отмечалось выше, используя на своих уроках  блочно-модульную технологию  обучения,  я  адаптирую ее к специфике предмета «технология».

Она включает основные модули, определяемые направленностью пяти профессиональных сфер социально-трудовой деятельности человека:

  • в блок «человек-техника» входит обработка материалов;
  • «человек-природа»- посадка и выращивание растений;
  • «человек-знаковая система»- информационные технологии;
  • «человек-человек»- декоративное оформление помещений;
  • «человек-художественный образ»- дизайн, моделирование одежды.

 На современном этапе  развития системы образования введены новые модули, например, такие как   предпринимательство, профессиональное самоопределение, информационные технологии, природоохранные технологии и другие.  

В качестве примера приведу структуру модуля «профессиональное самоопределение» в 9-11 классах.   Основная цель его изучения - сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специальностях. Модуль  состоит из 10-ти  уроков,  которые отводятся на изучение тем.

 В  учебном занятии модуля выделяется постановка учебной задачи, в основной части дается  учебное задание, направленное на овладение необходимыми знаниями и умениями, определяются  учебные действия, с помощью которых ученики решают учебные задания.

К  учебным действиям  относятся:

  • выделение проблемы из поставленной целью учебного задания.
  • выявление способа решения проблемы.
  • моделирование способов решения учебных проблем.
  • конкретизация и обогащение способов действий.
  • контроль за ходом и результатом учебной деятельности.    

При работе с модулем используются  самостоятельная исследовательская работа на уроке и вне урока, дискуссии, «мозговой штурм», интервью, консультации, конкурсы, защиты проектов;  фронтальная, групповая, индивидуальная формы  организации учащихся. Применяются методы: объяснительно-наглядный (репродуктивный); проблемный; частично-поисковый; исследовательский; метод проектов.

Таким образом, блочно модульная технология позволяет мне, как учителю, адаптировать программу предмета «технология»  с потребностями времени, запросами родителей и детей, а также местных производственно-трудовых традиций и особенностей.

В основу блочно - модульной технологии положен проектный подход.    

Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним и строится на педагогике сотрудничества, когда учитель превращается в консультанта, опытного руководителя творческой деятельностью учащихся. Он способствует формированию у учащихся адекватной самооценке, поднятию их имиджа в окружающей среде, усилению «я сам», «я сделаю», «я умею».  

Проектная деятельность учащихся состоит из трех - организационно-подготовительного, технологического и заключительного.

Выполнение творческого проекта обязательно завершается его защитой перед всем классом. Такая защита помогает выработать единство требований и подходов к проектным работам со стороны руководителя. Она прививает  чувство ответственности ученикам, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности, позволяет не только знакомить коллектив с работой, но и делать определенные выводы по своей работе в сравнении с другими, включая самооценку, помогает им развивать способности отстаивать свои творческие идеи.  

Примерная тематика проектных заданий разрабатывается по каждому году обучения отдельно.

Опыт внедрения блочно- модульной системы обучения и проектной деятельности в учебный процесс позволяет утверждать, что при выполнении творческих работ ведущее место занимает разработанная мною творческая проектно-технологическая система. Она является ведущей в обосновании проекта, создании различных вариантов изделия, выборе объекта проектирования из многих вариантов, его конструирование и моделирование.

В целом, умение учеников участвовать в проектной деятельности на уроках технологии создает благоприятные возможности для их развития и достижения определенных результатов:

  • все учащиеся усваивают государственный образовательный стандарт;
  • 100% успеваемость;
  • показатели качества в 80% классов стабильны или увеличиваются.

Об эффективности применения данной технологии свидетельствует активное участие и результативность моих учеников в различных городских, окружных и Всероссийских конкурсах, олимпиадах. Последним достижением стала победа моей ученицы на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение блочно-модульной технологии на уроках русского языка

Данная  технология  базируется на деятельностном и личностно ориентированном  подходе, опирается на теорию развивающего обучения.   Модульное занятие позволяет...

Осуществление компетентностного подхода на уроках физики через применение блочно-модульной технологии

Формирование направленной познавательной деятельности учащихся на уроках физики во многом зависит от структуры урока или серии уроков. Использование блочно-модульной технологии на уроках позволя...

Осуществление компетентностного подхода на уроках физики через применение блочно-модульной технологии

Формирование направленной познавательной деятельности учащихся на уроках физики во многом зависит от структуры урока или серии уроков. Использование блочно-модульной технологии на уроках позволя...

Применение блочно- модульной системы на уроках технологии

Актуальность применения  блочно-модульной системы обучения на уроках технологии обусловлена, таким образом, объективно существующей в обществе потребностью в трудовом становлении подрастающего по...

Применение блочно-модульной технологии на уроках географии

На примере  показано применение блочно-модульной технологии на уроке географии в 8 классе "Типы почв"...

Блочно-модульная система на уроках русского языка в 10 классе

Блочно-модульная система на уроках русского языка в 10 классе...