Вышивание лентами. Простой ленточный стежок. Плетеная роза.
учебно-методический материал по технологии (8 класс) по теме

С давних времен узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски тканей, чтобы «оживить» свой образ. Повязки, украшенные золотом и драгоценными камнями, вплетались в волосы и в Древнем Риме. Кроме того, цветными лентами отделывалась одежда, причем каждому социальному классу соответствовал свой цвет и материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vyshivanie_lentami.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Вышивание лентами. Простой ленточный стежок. Плетеная роза.

       

Цель урока:  Научить учащихся вышивки лентами.

Ход урока

I. Организационный момент :

Приветствие;

Проверка присутствующих;

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Проверка выполнения учащимися домашнего задания (3 мин.):

Каким швом вы вышивали стебли? (стебельчатым).

Какие иглы принесли на урок? Почему? (гобеленовые, с большим ушком, чтобы лента свободно входила в ушко иглы?

III. История развития вышивки лентами:

Сообщение учащегося об истории возникновения вышивки лентами.

С давних времен узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски тканей, чтобы «оживить» свой образ. Повязки, украшенные золотом и драгоценными камнями, вплетались в волосы и в Древнем Риме. Кроме того, цветными лентами отделывалась одежа, причем каждому социальному классу соответствовал свой цвет и материал.

В средние века в Италии лентами уже декорировали спинки стульев и балдахины, а также подвязывали тяжелые занавеси, которыми закрывали окна для защиты от холода в зимнее время.

Но только в XIVвеке начало расширяться бытовое применение шелковых лент. Традиции ткачества в Лионе и благоприятные климатические условия юга Европы способствовали быстрому развитию производства ценной шелковой нити. После переезда папской курии в Авиньон, под опеку французского короля, знатные господа стали щеголять в роскошных одеждах, отделанных лентами с золотой каймой или парчовыми лентами, соответственно рангу и происхождению носившего их.

В 1446 году будущий король Людовик XI пригласил итальянских ткачей,

чтобы они обучили своему искусству жителей Лиона. Из этой затеи ничего не вышло, но в город были завезены разнообразные станки как для выделки шелка, так и для изготовления шелковых лент. Спрос на ленты продолжал расти, и Лион постепенно превращался в крупный текстильный центр. В 1560 году в нем было уже пятьдесят тысяч ткачей, которые изготавливали разные, в том числе дорогие и экстравагантные, шелковые ленты, а южнее, в Велзи и Сент - Этьене, почти сорок пять тысяч человек трудились на производстве тесьмы. К 1660 году в Сент - Этьене, и окрестностях насчитывалось уже около восьмидесяти тысяч ткацких станков для выработки лент и триста семьдесят – для производства позументных изделий 9позумент, галун, басон). В начале  XVIII века спрос на эти товары резко возрос, и начался период бурного распространения роскошных и красивых лент. Король Франции Людовик XIV украшал лентами, унизанными драгоценными камнями, даже свою обувь и призывал двор одеваться оригинально и с выдумкой.

Наступила эпоха рококо, и стилем французского двора стало легкомыслие. Король Людовик XV любил вышивать и часто дарил придворным дамам милые безделушки, изготовленные им самим.

Платья стали объемными и просторными, богато украшенными лентами. В моду вошли «летящие платья» с не застроченными складками (за щипами) на груди и многочисленными лентами.

Именно в эти времена во Франции и появилась вышивка шелковыми лентами. Сначала знатные дамы стали украшать свои платья, оформляя корсажи мелкими розочками «а ля рококо», листьями и множеством разбросанных цветов с жемчужинами и хрусталиками. Затем настал черед белья. Оно становилось все более роскошным и утонченным. В ателье, носивших высокое звание «Поставщики королевского двора», с помощью простой иглы и лент создавались настоящие  шедевры. Теперь они красуются в музейных витринах по всему миру – от Лондона до Претории.

Из Франции этот вид вышивки перекочевал на острова, в Англию. А оттуда разошелся по всем странам бывшей Британской империи. Вместе с переселенцами из Старого Света он попал в Америку, где быстро завоевал популярность.

Расцвет этого искусства пришелся на 70-е годы XIX столетия. К тому времени вышивку можно было увидеть не только на платьях, но и на зонтиках, абажурах, стеганных одеялах, безделушках для дома и шляпах.

После Второй мировой войны интерес публики ко всем видам рукоделия стал снижаться. Но в течении двух последних десятилетий началось возрождение вышивки. Вернулся интерес, и это искусство вновь заблистало всеми своими гранями. Ведь шить шелковыми лентами необычайно занимательно, это не требует сложных приспособлений и крупных предварительных расходов.                    К тому же здесь применяются простые и всем хорошо известные приемы вышивки. А объемный рисунок настолько привлекателен, что можно, без всякого сомнения, утверждать: в ближайшие годы этот вид вышивки ждет широкое распространение и успех!

IV. Вводный инструктаж:

Шелковые ленты и тесьма, применяемые для отделки, прочно вошли в нашу повседневную жизнь. О них обычно вспоминают перед праздниками и торжественными событиям, когда возникает необходимость украсить и расцветить окружающий нас мир. В Италии шумные и веселые торжества, удавшиеся на славу, даже называют «праздниками с бантиками».

Красивая лента придает хорошо упакованному подарку изысканность, подчеркивая торжественность момента. Привязанный ленточкой букет выглядит не только привлекательнее, но и богаче.

Ленты «оживляют» прическу, а отделанные ими и тесьмой шляпки, сумочки и платья придают так называемую изюминку. Наверное, большинство из нас замирал от восхищения, рассматривая свадебные наряды невест, богато украшенные кружевами, лентами и рюшами!

На западе принято, готовясь к торжествам, украшать праздничный стол всевозможными бантами в тон скатерти. С их  помощью стараются создать в доме праздничную атмосферу. Красные ленты и банты стали символом рождествен6скихпраздников. Их прикрепляли к входным дверям домов и украшают елки в преддверии Рождества и встречи Нового года.

У нас сложился обычай украшать автомобили  свадебного кортежа лентами цветов государственного флага и перевязывать конверты с новорожденными голубыми или розовыми лентами, в зависимости от пола ребенка.

Мы с вами сегодня познакомимся с совершенно новым применением шелковых лент. Для такого вида вышивки берется очень узкая лента, которая подходит к любым типам тканей. Она свободно проходит через самый плотный уток, не теряя своей формы. Особенность этой техники в том, что она придает рисунку объемность.

Изучив виды швов, вы без труда сможете создать своими руками необыкновенно красивые вещи. Помимо этого у вас появляется возможность придать готовым изделиям неповторимый индивидуальный облик, украсив платье или шляпку. С помощью оригинального  объемного рисунка или банта вы сможете объединить в единый ансамбль несколько предметов вашего гардероба. Универсальность этого вида вышивки в том, что она позволяет оформить и детский полотняный рюкзачок,  и дамскую сумочку. Кроме того, вы научитесь делать красивые скатерти и салфетки, мешочки для флакончиков с духами, коробочки для драгоценностей и множество других милых вещичек.

V. Текущий инструктаж:

Необходимые материалы и принадлежности:

Используются ленты шириной от 2 до 12 мм. В настоящее время выпускаются ленты из окрашенного шелка 186 цветов и 5 различных размеров;

Хранение лент: наматывать ленты на круглые стержни;

При шитье шелковой лентой используются острые иглы с большим удлиненным ушком;

Пользоваться острыми ножницами;

Выбирать ткань следует такую, через которую легко продеть иголку_ это значить, что на ней легко вышивать.

Создание перспективы:

 С помощью фоновой росписи;

 Добавление деталей;

 Использование лент разных цветов;

 Изменение ширины лент;

 Использование вышивки с перспективой.

Повторение правил ТБ при ручных работах.

Стежки и швы;

 простой ленточной стежок (демонстрация на пяльцах)                                    (см. Приложение 1)

 удлиненный стежок;

 боковой стежок.

Практическая работа:

Выполнение простого ленточного стежка по инструкционной карте № 1               (см. Приложение 2).

Физкультминутка.

Плетеная роза.

Объяснение и демонстрация последовательности выполнения на пяльцах (см. Приложение 3).

Практическая работа:

Выполнение плетеной розы по инструкционной карте (см. Приложение 4).

VI. Заключительный инструктаж.

1. Закрепление изученного материала:

Как хранить ленты?

Что используют для ощущения объемности?

Как закрепить ленту в начале работы?

Как завершить работу?

2.Проверить выполненную работу, проанализировать , оценить.

3.Подведение итогов:

Четыре разных узора и все с розами. Эти вышитые рисунки можно вставить в рамочки (см. Приложение 5).

Могут руки людей сделать чудо любое:

И по белому полю могут выткать цветы

И по синему небу вышить солнце златое,

Чтобы стало по-больше на  земле красоты.

Я возьму в руки нить и простую тряпицу,

И немножко фантазии и волшебства-

И сошью я такое, что вам и не снится

Только чтобы жила на земле красота!

VII. Домашнее задание:

Вышить розы и бутоны, завершить работу.

VII. Уборка рабочих  мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы построения узоров для вышивания лентами

Принципы построения узоров для вышивания лентами, композиция, цвет....

Мастер-класс по технологии "Вышивание лентами"

Мастер-класс по технологии "Вышивание лентами"  автор: Михалева Маина Фёдоровна...

Методическая разработка к уроку в соответствии с ФГОС "Вышивание лентами", 7 класс

Методическая разработка к уроку "Вышивание лентами" включает все этапы урока в соответствии с требованиями ФГОС. Указаны предметные и метапредметные результаты проведения урока....

Презентация к методической разработке урока по технологии "Вышивание лентами"

В презентации представлены материалы, необходимые для вышивания лентами на уроках технологии....

Технологическая карта урока «Вышивание лентами»

Материал содержит алгоритм урока: этапы,обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения, деятельность учителя и учеников, формы организации совзаимодействия на уроке, спообы развити...

Урок по технологии в 7 классе "Художественные ремесла. Вышивание лентами"

Урок предназначен для дистанционного обучения....

Технологическая карта урока "Вышивание лентами"

Технологическая карта к уроку технологии "Вышивание лентами"...