Урок по технологии в 7 классе "Художественные ремесла. Вышивание лентами"
план-конспект урока по технологии (7 класс)

Скубак Вера Леонидовна

Урок предназначен для дистанционного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет

технология

Класс

7

Тип урока/занятия

комбинированный

Форма организации деятельности учащихся

Дистанционное обучение

Тема

Художественные ремесла. Вышивание лентами.

Цель

ознакомить учащихся с технологией вышивания и научить приемам подготовки к вышивке

Задачи урока

Обучающая

- обобщить субъективный опыт учащихся, включая опыт его предшествующего обучения;

- ознакомить с материалами, инструментами и приспособлениями для вышивки, с основными стежками и швами на их основе; формирование умения выполнять стежки.

- формировать навыки по организации рабочего места;

- научить правильным приемам работы с соблюдением технологической последовательности обработки и техники безопасности;

Развивающая

- развивать умение самостоятельно мыслить и анализировать;

- развивать умение работать с информацией;

- содействовать развитию умения аккуратно и правильно работать;

Воспитательная

- совершенствовать эстетический вкус;

- воспитывать бережное отношение к инструментам и материалам;

- прививать интерес к культуре и искусству.

Дидактические средства обучения

ЭОР и информационно-технологические материалы; электронный учебник технологии (§ 26)

Учебно-практические задачи, решаемые на уроке

освоение знаний, коммуникация, сотрудничество; использование ИКТ

Межпредметные связи

история, изобразительное искусство

Материалы, служащие для мотивации и постановки проблемы, включения учащихся в учебную деятельность

электронный учебник, технологические карты, ЭОР

Материалы, служащие для первичного закрепления и применения изучаемого материала

практическая работа

Материалы для осуществления обратной связи и управления деятельностью учащихся

задания «Проверьте себя. Выберите верные утверждения», стр. 144 в электронном учебнике

Планируемые результаты:

Ожидаемые учебные результаты

  • приобретение опыта выполнения строчек, приобретение навыков самооценки, рефлексии

Формируемые УУД

Регулятивные УУД:

-научить развивать образность, внимание, речь;

Познавательные УУД:

-уметь осуществлять поиск и выделять главную информацию из предлагаемого источника ЭОР,

Коммуникативные УУД:

- уметь обобщать и делать выводы.

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Подготовка обучающихся к работе на уроке: выработка на личностно- значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Применение новых знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

  • осуществлять самоконтроль;
  • овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

  • слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, настрой на урок.

Приветствие.

Проверяют готовность к уроку, слушают учителя.

Актуализация опорных

знаний и умений

Предметные:

  •  правильно называть виды рукоделия.

Метапредметные (УУД):

познавательные:

  • развитие памяти.

регулятивные:

  • овладевать умением прогнозирования

коммуникативные:

  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Определить тему урока поможет стихотворение Евгении Красновой, известной рукодельницы:

РАЗГОВОР С ВЫШИВАЛЬЩИЦЕЙ

- Стежок, стежок, ещё стежок…                          

Что проще может быть,

Когда в кресте наискосок

Укладываешь нить.

И расцветают под иглой

Волшебные цветы!

Секрет у чуда есть? Какой?

О нём расскажешь ты?

- Сестрица, здесь секретов нет,

Ты делай всё с душой,

И вышитый тобой букет

Задышит, как живой.

Росу и трепет в лепестках

Ты сможешь ощутить.

А чудо у тебя в руках:

Иголочка и нить!

- О каком виде художественного ремесла идет речь в стихотворении? (о вышивке).

- Стихотворение называется «Разговор с вышивальщицей».

- Представьте себя автором учебника «Технология». Вам нужно написать параграф о вышивке.

- С какого предложения вы начнете? (Ключевые слова: вышивка-вид-искусство).

Например, …Вышивка – один из видов декоративно – прикладного искусства.

- Почему вышивка – декоративное искусство? (применяется для украшения одежды, интерьера, предметов быта).

- Почему вышивка – прикладное искусство? (используется в быту, в повседневной жизни).

Обучающиеся высказывают свое мнение.

Постановка учебной проблемы

Предметные:

  • умение понимать технологию выполнения швов.

Метапредметные (УУД):

познавательные:

  • ориентироваться в своей системе знаний.

регулятивные:

  • высказывать свое предположение;
  • определять и формулировать цель деятельности на уроке;

коммуникативные:

точно и полно выражать свои мысли.

- Как вы думаете, чем мы сегодня с вами будем заниматься на уроке?

- Для того чтобы научиться выполнять новые ручные стежки, что необходимо сделать? (познакомиться с технологией их выполнения). Цели и задачи мы обозначили.

- Исходя из сказанного, сформулируем тему урока

Обучающиеся высказывают свои предположения.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Предметные:

  • знать технологию выполнения швов.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

  • ориентироваться в системе знаний.

регулятивные:

  • различать технологические определения.

коммуникативные:

  • умение слушать и исправлять неточности

- Вышивка  лентами — один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства в России. Она применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания декоративных панно.

- Вышивка  основывается на ручных стежках: прямой, ленточный, «шнурок», «петля с прикрепом», «полупетля с прикрепом», (электронный учебник,  рисунки вышивок, стр. 118).

-Какие швы из перечисленных вы умеете вышивать?

- Сегодня вы познакомитесь с технологией выполнения швов: «шнурок»,  тамбурный, петельный, «козлик»,  «бархатный» (электронный учебник,  рисунки швов, стр. 137-142).

Обучающиеся знакомятся с техникой выполнения стежков, сайт

https://www.mos.ru/city/projects/mesh 

Открытие нового знания

          Предметные:

  • знать материалы и оборудование, применяемые для вышивания;

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

  • работать по плану;
  • осуществлять самоконтроль;

познавательные:

  • овладевать умением выделения необходимой информации;
  • уметь сравнивать.

коммуникативные:

  • слушать и понимать речь других.

Материалы и оборудование для вышивки

Для первых шагов в вышивке ткань берут плотную, но тонкую. Можно использовать канву. Выбор иглы обусловлен толщиной ленты: игольное ушко должно быть достаточно большим, чтобы легко вдевать ленту. Остриё иглы для вышивки должно быть острым, чтобы игла не делала затяжки на ткани.

Для вышивки применяют различные ленты: шёлковые, капроновые, атласные.

Ткань для вышивки должна быть хорошо натянута в пяльцах. Лучше использовать пяльцы в виде двух деревянных колец с винтом.

Напёрсток подбирают по размеру среднего пальца рабочей руки. Он не должен сдавливать палец, чтобы не нарушить кровообращение, но и не должен соскакивать с пальца при встряхивании.

Вышивальные ножницы должны быть маленькими, острыми, иметь закругление лезвий на конце, чтобы случайно не испортить ткань.

Обучающиеся помогают сформулировать правила выполнения ручных работ, знакомятся с материалами  и оборудованием, применяемым  для вышивания. Сайт https://resh.edu.ru

Применение новых знаний

Предметные:

  • знать правила техники безопасности при работе ручным инструментом;
  • уметь работать с ручным инструментом;

Личностные:

  • развивать мелкую моторику рук;

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

  • осуществлять самоконтроль;

познавательные:

  • овладевать умением выполнения ручных строчек.

коммуникативные:

  • слушать и понимать речь других;

- Во время вышивания следует помнить о правилах техники безопасности и санитарно – гигиенические требованиях.

Инструктаж по правилам техники безопасности при ручной вышивке

Вам потребуются: канва, ленты, игла, наперсток, пяльцы.

1. Натяните ткань в пяльцы. Для этого расположите меньший обруч пялец на столе. На него положить ткань. Прижмите большим обручем ткань к меньшему обручу. Хорошо натяните ткань по долевой нити и по утку.

2. Отрежьте ленту, длиной 40 см,  вденьте в иглу.

3. Завяжите узелок на одном конце нитей.

4. Выполните швы.

5. Выведите ленту на изнаночную сторону, закрепите её,

Слушают инструктаж. Знакомятся с ЭОР. Задают вопросы.

Учатся выполнять стежки.

Выполняют практическую работу.

Корректируют ошибки с помощью учителя, самоконтроля и инструкционных карт, образцов швов.

Рефлексия учебной деятельности

Предметные:

  • уметь различать и понимать термины ручных работ.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

  • осуществлять самоконтроль;

познавательные:

  • осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- Предлагаю проверить свои знания  «Выберите верные утверждения», стр. 144 в электронном учебнике 

Рефлексия

- Что интересного было на уроке?

- Какие швы было трудно выполнить?

- Какие стежки было легко вышить?

Обучающиеся комментируют выполнение практической работы и затруднения в работе. Дают оценку своей деятельности.

Домашнее задание:

Предметные:

  • выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их устранения.

Метапредметные (УУД)

личностные:

  • развитие ответственности за качество своей деятельности.

регулятивные:

  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.
  1. Выполнить задание под знаком «компьютер»

https://lecta.rosuchebnik.ru/

Обратная связь:

Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник.

Виртуальная школа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по технологии на тему "Вышивка тюльпана лентами".

Материал содержит краткий план урока и презентацию к нему...

Мастер-класс по технологии "Вышивание лентами"

Мастер-класс по технологии "Вышивание лентами"  автор: Михалева Маина Фёдоровна...

Открытый урок технологии (девочки), 8 класс «Вышивание шелковыми лентами»

Вышивка – это древнейший вид декоративно-прикладного искусства. Вышивают на разных тканях различными нитями, бисером, блестками и шелковыми лентами.С давних времен узкие полоски ткани применялись в по...

Методическая разработка к уроку в соответствии с ФГОС "Вышивание лентами", 7 класс

Методическая разработка к уроку "Вышивание лентами" включает все этапы урока в соответствии с требованиями ФГОС. Указаны предметные и метапредметные результаты проведения урока....

Презентация к методической разработке урока по технологии "Вышивание лентами"

В презентации представлены материалы, необходимые для вышивания лентами на уроках технологии....

Технологическая карта урока «Вышивание лентами»

Материал содержит алгоритм урока: этапы,обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения, деятельность учителя и учеников, формы организации совзаимодействия на уроке, спообы развити...

Разработка урока по технологии с использованием ИКТ "Вышивка лентами"

Использование ИКТ на уроках технологии позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентац...