Выбор темы проектного задания и составление технической документации.
методическая разработка по технологии (7 класс) на тему
Совершенствование технологических навыков обучающихся через организацию проектной деятельности на уроках технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnoe_zadanie.docx | 69.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной подготовки специалистов»
Выбор темы проектного задания и
составление технической документации.
Деревообработка.
(Проектное задание)
Некрасов А.В. учитель технологии «МОУ СОШ № 1» г. Валуйки
Белгород
2009
Содержание
- Введение. 3
- Глава I Основные пути совершенствования урока
в современной школе 4
- Глава II Деревообработка.
Точение конических и фасонных изделий на
токарном станке по дереву. (7 класс)
3.1 Тема урока 15
3.2 Тип урока 16
3.3 Структура урока 17
3.4 Применение знаний и способов действия 20
3.5 Повторение теоретического материала 21
3.6 Выявление ошибок и их коррекция 24
3.6 Подведение итогов 25
4. Заключение. 26
5. Библиографический список. 27
6. Творческий проект 28
7. Приложения.
Введение.
Образование в целом, особенно технологическое, должно сделать наших детей более гуманными. Развитие творческих способностей, а не только определенных знаний и навыков является приоритетным направлением реформирования российского образования.
Процесс обучения технологии предлагается строить, используя метод проектов. В наши дни именно проекты стали неотъемлемой часть школьной программы по технологии, поэтому возросла актуальность вопросов, связанных с методикой их преподавания. Весь комплекс вопросов относящихся к деятельности учителя и учеников, - количество проектов, их направленность, время выполнения – нацелены на воспитание творческих и активных людей, способных принимать обоснованные решения и самостоятельно учиться в течение всей жизни.
В рамках образовательной области «Технология» учащиеся по прежнему смогут приобрести разнообразные знания и навыки по преобразованию материалов, энергии и информации, изучить технику и культуру дома, уточнить свои профессиональные планы. При этом введение метода проектов как одного из основных методов обучения по данному предмету даст школьникам дополнительный шанс исследовать, придумывать, по-новому решать проблему, создавать изделие, испытывать его и оценивать в реальных условиях.
Метод проектов используют в различных школах: в малокомплектных сельских и больших городских, в начальных, средних и коррекционных, а, кроме того, в Межшкольных учебных комбинатах. Общим результатом, полученным в ходе этого эксперимента, стали заметный рост мотивации учащихся, и как следствие этого-повышение качества работ. Возросла удовлетворенность и учителя. Комплекс обучающих методов и средств поможет учащимся не только приобрести навыки, необходимые для изготовления качественных изделий, но и научиться:
- Исследовать различные области деятельности человека, чтобы уметь определить проблему и предложить пути её решения;
- Предъявлять требования к изделию с точки зрения эргономики, материалов и способов производства;
- Придумывать разнообразные идеи;
- Оценивать эти идеи;
- Прорабатывать одну или несколько идей до стадии изготовления;
- Планировать процесс изготовления;
- Изготовлять изделия или оказывать услуги;
- Проводить испытания и оценивать продукт своего труда.
Использование метода проектов позволит учащимся освоить множество мыслительных операций, необходимых для эффективной творческой работы.
Глава I
Основные пути совершенствования урока в
современной школе.
Цель проектного задания - совершенствование технологических навыков обучающихся через организацию проектной деятельности на уроках технологии.
В соответствии с поставленной целью в процессе преподавания технологии первоочередными задачами являются:
- создание условий для формирования у обучающихся системы
политехнических знаний, умений и навыков; - развитие общетрудовых и специальных умений, необходимых для поиска и
использования технологической информации, проектирования и создания
продуктов труда; - активизация познавательной деятельности обучающихся при реализации
метода проектов.
Средства достижения цели. Для реализации задач в плане совершенствования технологических знаний, умений и навыков у обучающихся при организации проектной деятельности является необходимое педагогическое управление этой деятельностью.
Содержание работы учителя технологии по педагогическому управлению проектной деятельностью должно предполагать реализацию следующих функций:
- диагностическая - учитель формирует банк данных о познавательных
интересах учащихся, их достижениях в процессе учебы, уровне учебных
возможностей класса; - мотивационно-целевая - учитель продумывает, как заинтересовать в
разработке проекта каждого обучаемого; совместно с обучаемыми
определяет цели проектной деятельности, актуальность темы проекта; - планово-прогностическая - учитель проводит диагностику и определяет
зоны актуального и ближайшего развития обучаемых, уровень готовности
к самостоятельной деятельности, уровень обученности и обучаемости,
предлагает методики самодиагностики. На этой основе планируются пути
и способы достижения цели; - организационно-исполнительская - учитель обучает учащихся
планированию собственной деятельности, организует исполнение
намеченного плана, консультирует учащихся, поддерживает интерес к
поисково - исследовательской работе; - контрольно-диагностическая - учитель осуществляет анализ
результатов поисково - исследовательской работы; - регулятивно-коррекционная - учитель корректирует деятельность
обучаемых, регламентирует работу, обучает школьников приемам
саморегулирования, проводит рефлексию.
Эти функции реализуется в ходе следующих этапов управленческого цикла:
исходный анализ и оценка состояния (обученности) проектной деятельности;
-конструирование педагогического процесса (включение учащихся в
деятельность и осуществление руководства);
-итоговый анализ (организация измерения, контроль и оценка
результатов проектной деятельности).
Систематизирующим фактором при этом являются следующие цели обучения:
-освоение технологических знаний, технологической культуры на основе
включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
-овладение общественными и специальными умениями, необходимыми для
поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;
-развитие познавательных интересов, технического
мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
-воспитание трудолюбия, бережливости,
аккуратности,
целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности;
-получение опыта применения политехнических и технологических знаний и
умений в самостоятельной, практической деятельности.
Классификация школьных проектов
1.Интелектуальные. Школьники должны описать новые или модернизированные способы обработки материалов, почвы, оригинальные новые технологии производства изделий, продуктов и т.д. Могут быть предложены разработанные программы для ЭВМ, компьютерная графика и т.д. Предметом проектных разработок могут стать интерьеры учебных, жилых и производственных помещений, дизайн любых изделий и предметов быта, производственных образцов и т.д. при этом надежды по выбору решений связываются с присущим молодым неожиданным, нестандартным взглядом на существующее положение вещей.
2. Материальные. Под такими методами подразумевается изготовление инструментов и приспособлений, наглядных пособий и различных бытовых устройств, средств малой механизации и автоматизации. Проектами этого рода могут быть изделия художественно-прикладного и технического творчества учащихся, реализованные в материале рационализаторские предложения школьников. По согласованию с учителем к таким проектам можно отнести выполнение эталонных объектов труда, в которые внесены предложения по изменению эстетики внешнего вида и отделки, конструктивные усовершенствования, обоснованные замены материала и т.п.
3.Экологические. В этих проектах может осуществляться экспертная оценка воздушно-газовой среды, состояние водоёмов, почв, распространение эрозии. Предметом исследования и анализа могут стать способы очистки загрязненных производственных помещений, лесных и лесохозяйственных водоёмов. Проектами такого рода может стать изучение возможностей сбора и использования вторичного сырья. Регенерации различных пластполимеров, применение этих материалов для изготовления объектов труда учащихся.
4. Сервисные. В нашей техносфере сбору, оформлению и представлению информации отводится первостепенное значение. Такие проекты очень перспективны. Проекты, относящиеся к ремонту и благоустройству жилищ, особенно согласованы с разделом программы «Строительные и ремонтно-отделочные работы».
5. Комплексные. Эти проекты включают интеллектуальные, материальные, экологические и сервисные составляющие.
Таким образом, можно утверждать, что творческий проект – это учебно-трудовая деятельность, активизирующая деятельность учащихся, в результате которой ими создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда объективной новизной.
Проекты по технологии в российской школе
Образовательная область «Технология» включена в инвариантную часть Базисного учебного плана и должна изучаться с 1 по 11 классы. Предусматривается, что в течение всего периода её изучение школьники будут систематически включаться в индивидуальную или коллективную проектную деятельность. Для этого каждый учащийся ежегодно, начиная со 2 класса, должен участвовать в разработке и реализации того или иного проекта.
Проект играет роль связующего звена в системе: основы наук – практика, где проект – самостоятельная итоговая творческая работа учащихся, выполненная под руководством учителя. Проект содержит в себе
Материалы проектирования и готовое изделие или услугу. Основная цель проекта – способствовать развитию творческой, активно действующей личности учащихся и формированию у них системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений, воплощенных в конечный продукт. Выполняемые школьниками проекты можно условно разделить на виды, используя определенные критерии (см. таблицу №1).
Виды проектов учащихся
Таблица 1
№ | Критерии | Виды проектов |
1 | Количество учебных предметов, охваченным проектом | -Внутрипредметные, -межпредметные -дисциплины |
2 | Время выполнения и объём работы над проектом | -мини проекты; -четвертные; -полугодовые; -годовые; -многолетние |
3 | Количество участников проекта | -индивидуальные; -групповые; -коллективные |
Приведённая выше таблица отчетливо показывает, какое многообразие вариантов работы с учащимися, как по форме, так и по содержанию представляется учителю.
В результате выполнения проекта учащиеся приобретают следующие умения:
- -интегрировать и применять ранее полученные знания по учебным предметам;
- -самостоятельно принимать решения, проявлять изобретательность при необходимости решения любой проблемы;
- -овладевать методами исследования;
- -раскрывать свои способности и реализовывать в разнообразных видах деятельности.
В процессе работы над проектом школьники последовательно решают проблемы различного характера:
- -выбор объекта;
- -разработки его конструкции и технологии;
- -оценки технологических возможностей, экономической, экологической и социальной целесообразности;
- -изготовления изделия, его контроля и оценки качества;
- -анализа возможных способов его реализации.
Всё это способствует самоопределению, самореализации личности учащихся, позволяет им подойти к осознанному выбору профессии в будущем.
Проектный метод обучения технологии реализует принципы личностно-ориентированного обучения. Главной задачей учителя является создание развивающей среды, условий для эффективного развития личности каждого ребенка. Построение учебного процесса на проектной основе существенно отличается от традиционного обучения. Для иллюстрации сказанного весьма показательна следующая таблица (см. таблицу №2).
Таблица 2
Характеристики процесса обучения | Традиционное обучение | Проектное обучение |
Цель | Усвоение знаний, выработка умений и навыков, понимание учебного материала | Развитие активной творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания и умения |
Содержание | Программные знания | Освоение способов познания |
Мотивы | Отметка, приказание, запрещение, наказание, соревнование | Радость творчества, самосовершенствование, уверенность в себе, приращение знаний, умений |
Методы | Преобладание репродуктивных методов: -повторение; -упражнения; -заучивание; -действия по образцу; -инструктаж | Преобладание активных методов: -проблемная, эвристическая беседа; -диспут; -совместный поиск; -методы активизации творческого мышления |
Формы организации урока | Преобладание фронтальных форм: -рассказ; -лекция; -опрос; -вопросно-ответный диалог | Преобладание групповых и индивидуальных форм: - |
Статус учителя | Всевластный, всезнающий, непререкаемый начальник | Помощник, советчик, консультант, старший друг |
Функции учителя | Усвоение знаний, демонстрация умений, проверка и оценка качеств их усвоения | Организация, координация, активизация творческого процесса решения учащимися проблем, познавательных и практических задач |
Функции учащихся | Усвоение знаний, приобретение умений и воспроизведение их по требованию учителя | Освоение способов приобретения знаний, овладение умениями по мере необходимости, совершенствование себя и окружающего мира |
Результат | Соответствие знаний и умений, учащихся требованиям стандарта | Развитая творческая личность, способная самостоятельно приобретать знания и умения, применять их в новой ситуации |
Функции творческих проектов
При проведении учебного проектирования нужно обеспечить выполнение основных функций трудового обучения:
- дидактической, направленной на закрепление и углубление возможно более широких политехнических знаний и трудовых умений;
- развивающей, направленной на развитие моторики и творческих способностей;
-познавательной, направленной на развитие интеллектуальных и психических процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи), которые выступают как важнейшие компоненты деятельности человека;
-воспитывающей, направленной на формирование таких качеств личности, как инициативность, коммуникативность, самостоятельность, широта интересов, предприимчивость.
Педагогически правильная реализация учителем этих функций в ходе проектно-созидательной деятельности учащихся позволит успешно выполнить основные задачи, которые поставлены требованиям и реалиям жизни перед образовательной областью «Технология».
Принципы выбора объектов проектной деятельности учащихся
Тематика проектных заданий должна быть достаточно широкой и разнообразной, чтобы охватить, возможно, больший круг вопросов программы предмета «Технология», учесть интересы учащихся. В процессе выполнения проектов реализуется определенная часть программы, которая предусматривает самостоятельную комплексную работу учащихся. Учитель должен учитывать основные принципы и требования к выбору учащимися объектов проектной деятельности.
Основными принципами учебного проектирования, которые должен обязательно учитывать в своей деятельности педагог, являются:
- опора на интерес детей, а также на ранее усвоенный материал;
- возможно большая самостоятельность учащихся;
- творческая направленность и практическая осуществимость проекта;
- связь темы творческого проекта учащегося с потребностями общества.
Требованиями к проектам, которые предъявляются в ходе его выполнения и осуществляются при реализации, могут быть:
а) организационно-педагогические:
- логическое продолжение процесса овладения учебным материалом;
- комплексное отражение изученных вопросов и практических работ в течение учебного года;
- профориентационная направленность работы;
б) психолого-физиологические:
- соответствие уровню подготовки учащихся, их индивидуальным, возрастным и физиологическим возможностям;
- обеспечение санитарно-гигиенических и безопасных условий труда;
в) технолого-экономические
- соответствие материально-техническим возможностям учебных мастерских; учет региональных, национальных особенностей и местных условий; использование рациональных технологий, экономичность, экологичность, эргономичность, соответствие требованиям дизайна.
Создание информационно-методического и материального обеспечения
Успех учебного проектирования школьников во многом зависит от уровня его методического и материального обеспечения. Информационно-методическое обеспечение включает в себя:
- справочную литературу, научно-популярные журналы, каталоги выставок и др.;
- наглядные пособия (схемы, таблицы, плакаты), нужные для проведения занятий и самостоятельной работы учащихся,
- алгоритм проектной деятельности,
- образцы оформления планов и отчетов учащихся,
- образцы конструкторской и технологической документации, материалы по технике безопасности, охране труда и экологической
безопасности,
- выставка лучших образцов выполнения проектов
Полезно в мастерской оформить «Уголок проекта», содержащий материалы, постоянно или часто используемые учащимися в ходе учебного проектирования.
Приступая к проектной деятельности, отдельные школьники могут испытывать трудности в выборе темы проекта. В этом случае учитель должен предложить этим учащимся воспользоваться «банком проектов». Под таким названием мы предполагаем список реально выполнимых заданий, сгруппированных по областям сферы жизнедеятельности и распределённых по сложности с учетом возрастных особенностей учащихся. По каждому из разделов «банка проектов» может быть оформлен специальный альбом примерных проектов с рисунками, чертежами, схемами, словесными описаниями. «Банк проектов» может входить в состав «Уголка проектов» и периодически пополняться новыми разработками.
Выполнение проектов невозможно без соответствующей материальной базы технологического оборудования, инструментов, исходных
материалов. В связи с ограниченностью материальных ресурсов учитель должен рекомендовать учащимся использовать в своих проектах возможно больше природных материалов (соломка, лоза, береста и т.д.), а также разнообразные отходы производства.
Желательно продумать и последовательно осуществить художественное оформление мастерской, где будет организовано учебное проектирование с привлечением к этому самих школьников.
Основные этапы выполнения проектов
Процесс поиска проблемы и ее разрешения (от идеи до конечного результата) может быть сведен к ряду последовательных взаимосвязанных шагов. Процедуру выполнения творческого проекта в соответствии с алгоритмом проектной деятельности можно разбить на 4 этапа (поисковый, конструкторский, технологический, заключительный) и представить в виде следующей схемы.
Этапы проектной деятельности
ПОИСКОВЫЙ
- Поиск и анализ проблемы.
2.Выбор темы проекта.
3.Планирование проектной деятельности по этапам.
4.Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта.
КОНСТРУКТОРСКИЙ
1. Поиск оптимального решения задачи проекта.
1.1.Исследование вариантов конструкции с учётом требований дизайна.
1.2.Выбор технологии изготовления.
1.3.Экономическая оценка.
1.4.Экологическая экспертиза.
2. Составление документации (конструкторской и технологической).
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
- Составление плана практической реализации проекта, подбор требуемых материалов, инструмента и оборудования.
- Выполнение запланированных технологических операций.
- Текущий контроль качества.
- Внесение изменений в конструкцию и технологию (при необходимости).
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
- Оценка качества выполнения проекта.
- Анализ результатов выполнения проекта.
- Изучение возможностей использования результатов проектирования в реальной жизни (выставка, продажа, включение в банк проектов, др.).
Глава II
Тема урока:
«Точение конических и фасных деталей на
токарном станке по древесине»
Тип урока:
Комбинированный урок
Модель урока технологии в 7 классе.
Точение конических и фасных деталей на
токарном станке по древесине
Правила безопасной работы с инструментами, материалом при работе на токарном станке по древесине.
Учебно-воспитательный момент (этап) урока: - организационный момент; к активной деятельности. | Цели: -совершенствование технологических навыков через организацию практической деятельности на уроках технологии; -создание условий для формирования у обучающихся системы политехнических знаний, умений и навыков; - активизация познавательной деятельности обучающихся при реализации своих навыков и умений. | Методы работы и формы организации познавательной деятельности учащихся: диагностическая, мотивационно-целевая, контрольно-диагностическая |
Подготовка учащихся к работе на уроке: Инструктаж по технике безопасности и сообщение о методах и формах предстоящей работы | Определить различные приемы машинной обработки древесины; инструменты для такой обработки; виды станков; правила безопасной работы; - актуализировать опорные знания и умения по теме: «Технология обработки древесины» - подготовить учащихся к активной деятельности на уроке, выполнения изделий с соблюдением правил безопасной работы. | Фронтальная работа в группах, Индивидуальная |
Повторение теоретического материала: Управление токарно станком. Виды и назначения токарных стамесок. | Повторить и систематизировать сведения по теме урока: «Управление токарным станком» | Составление технологической карты |
Применение знаний и способов действий | Обучить учащихся поэтапно выполнять в соответствии с технологической картой | Индивидуальная работа по технологической карте |
Обобщение и систематизация знаний, контроль и самопроверка знаний и способов действий | Проверить умения и навыки по выполнению заданий, связанных с нарушением технологического процесса | Индивидуальная работа по технологической карте |
Коррекция знаний и способов действий | Выявление ошибок и их коррекция | Устранение выявленных ошибок |
Подведение итогов урока | Проанализировать успешность обучающихся в овладевании материалом урока, вскрыть недостатки деятельности | Выставление оценок |
Применение знаний и способов действий:
Критерии обученности обучающихся | Показатели | Примерные задания | |
1 | 2 | 3 | |
Уровень развития внимания | Умение сравнивать, выбирать, сопоставлять, находить лишнее. | Найдите лишнее: резец, суппорт, гитара, морилка, коробка подач. | |
Уровень развития памяти. | Умение воспроизводить | Опешите процессе работы | |
Уровень понимания логического мышления | Умение устанавливать причинно-следственные связи, определять общее, выделять единичное, обобщать. | Соотнесите: | а. измерения размеров деталей с. инструмент для обработки изделия |
Уровень практического применений умений и навыков | Умения выполнять по образцу, по правилу, по форме, устанавливать закономерность, определять свойства. | Закрепить деталь при обрабатывании. Проточить деталь указанного размера. | |
Уровень знаний о технологической документации. | Умение составления технологической документации. | Составить операционную карту на изготовление ручки для напильника. |
Повторение теоретического материала.
Вопросы, предлагаемые классу:
- Что такое управление станком?
- Каким инструментом обрабатывают детали на токарных станках?
- Назовите основные виды приспособлений для крепления заготовок?
- Какие режимы резания вы знаете?
- Какой зазор должен быть между заготовкой и подручником?
6.Что такое калибры? Для чего их применяют?
Предполагаемые ответы учащихся:
- Управление станком - это выполнение действий, которые обеспечивают процесс резания.
- Стамески для токарных работ(желобчатая полукруглая , плоская косая)
- Патрон , планшайба, трезубец.
- Черновое и чистовое.
- 2…3 мм.
- Калибр-скоба для контроля вала и калибр пробка для контроля отверстия.
Оценка работы на уроке:
Итоги своей работы подводят сами учащиеся и учитель.
Задание на дом:
Повторить по конспектам фактический материал по теме, найти дополнительный материал, связанный с практическим применением токарных работ в быту и на производстве.
Выявление ошибок и их коррекция:
Выявление теоретических ошибок;
Корректировка нарушений технологических операций;
Оценка и корректировка ответов учащихся при фронтальной работе в группах;
Выявление ошибок учащимися при ответе других групп;
Самооценивание проделанной работы;
Рекомендации по устранению и предотвращению возникающих ошибок.
Подведение итогов:
Выводы: непременным условием успешного выполнения практического задания является строгое соблюдение техники безопасности на рабочем месте, знание фактического материала и соблюдение технологического процесса.
Заключение.
В настоящее время метод проектов вновь приобрел довольно широкую популярность. Это обуславливается прежде всего наличием кризисных явлений во всех областях общественной жизни, включая сферу образования. Разрушение прежней системы образования, централизованной, ориентированной на выполнение исключительно государственного социального заказа.
Сегодня целью проектного обучения в данном подходе является овладение общими умениями и способностями в стенах школы, но при этом приоритет отдается самостоятельной учебе в группах (командах), а также развитию социального сознания. Благодаря участию в общественно нужном деле предполагается преодоление отрицательной установки к учению.
Планируется, что на основе самодиагностики ребята смогут сделать более обоснованный и ясный для себя выбор возможной профессии - именно это составляет содержание вновь приобретаемого ими социально-психологического опыта.
Следующий подход связывается с разработкой проектно-исследовательской технологии обучения. Разработка этой идеи основывалась на понимании того, что сейчас во всем мире стала актуальной задача обновления содержания образования, понимаемого не только как сумма знаний, объем некоторой информации, запоминаемые учащимися, но и как деятельность школьников, а также их эмоции и отношение к изучаемому материалу. Реализация проектно-исследовательской технологии начинается с разработки проекта освоения большой темы или раздела образовательной программы по конкретному учебному курсу. Преподаватель готовит предварительный план раскрытия темы, согласует его с учениками. Последние вносят свои коррективы, предложения, предлагают способы выполнения заданий. Творческий характер деятельности усиливает мотивацию участия. Проектно-исследовательская технология позволяет решать ряд специфических и очень важных образовательных задач, а именно: выдвигать темы проектов; определять свою позицию; вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы и в то же время понимать роль и значение групповой работы.
В настоящее время метод проектов все чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий - проектов.
Библиографический список
1. Балаян Г.В. Метод проектов на уроке истории // Школьные технологии, 1997, №1, с. 116-119.
2. Бурков В.Н., Новиков ДА Как управлять проектами. М., 1997.
3. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. М., 2000, № 9, с. 177-180.
4. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения //Директор школы. М., 1995, № 6, с. 39—47.
5. Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем // Завуч. 2000, № 3, с.10-21.
6. Концепция проекта «Город как школа»: помощь и поддержка // Новые ценности образования/Под ред. Н.Б. Крыловой. Вып. №6. М., 1996, с. 121-124.
7. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, № 7, с. 151-157.
8. Новикова Т.Г. Проектирование в инновационной деятельности // Предпринимательство и занятость юных М , 2000, № 8-9, с. 22-29.
9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. М., 1999, с. 223.
10. Слободчиков В.И. Основы проектирования развивающего обучения. Петрозаводск, 1996.
11. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы// Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М.. Сентябрь, 1998, с. 83-128.
12. Чистякова С., Дмитриева Л., Щигирева О. Развитие проекта «Город как школа» // Новые ценности образования / Под ред. Н.Б. Крыловой. Вып № 5. М., 1996, с. 50-53.
13. Шамова Т.И., Малинин А.Н., Тюлю Г.М. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развития. Методика исследования. М,, 1993.
14. Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. СПб: «Два Три», 1996, с. 610.
Творческий проект.
Точённый подсвечник.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ПАМЯТКА УЧАЩЕМУСЯ
Ты собираешься идти по пути проектирования. Большинство предметов, окружающих нас, прошли этот процесс.
1.ОСОЗНАНИЕ НУЖД ИЛИ ПРОБЛЕМ
Нужды начинаются там, где ты стоишь. Где бы ни появились люди, появляются проблемы, требующие решения. Твоя проблема должна быть оформлена в виде краткого описания. Оно должно четко формулировать то, что ты собираешься делать.
2.ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕЙ
Следующий шаг - найти как можно больше информации по твоей проблеме. Необходимо записывать все, что, на твой взгляд может помочь тебе. Включай эскизы, диаграммы, пометки. Подумай о: времени – как долго ты будешь решать эту проблему? материалах – какие материалы имеются в твоем распоряжении? стоимости изделия – сколько это будет стоить? функциях – для выполнения каких функций нужен данный объект? внешнем виде – как он будет выглядеть? Развивая свои идеи, помни, что простые идеи – часто лучшие идеи.
3.ПЛАНИРОВАНИЕ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ
Сейчас ты должен составить план, как ты собираешься решить данную проблему. Запиши порядок своей работы. Тщательно продумай, сколько времени необходимо тебе, какое оборудование понадобится.
4. ИСПЫТАНИЕ И ОЦЕНКА
Решил ли ты проблему? Подумай об этом и спроси других людей. Может, тебе необходимо произвести изменения в твоем проекте или, может быть, начать все заново? Очень небольшое количество дизайнерских решений безупречно, всегда есть путь для улучшения!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Рекомендации по оформлению проекта
Проект состоит из двух частей: теоретической и практической. В качестве практической выступают конкретное изделие, макет, модель, видеофильм, а теоретической является пояснительная записка. По содержанию пояснительная записка включает:
- Титульный лист.
- Оглавление.
- Введение.
- Главы основной части.
- Заключение.
- Библиографический список используемой литературы.
- Приложения.
Титульный лист является первой страницей пояснительной записки и заполняется по определённым правилам.
В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем даётся название проекта без слов «тема» и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным – соответствовать основному содержанию проекта. Если необходимо конкретизировать название работы, то можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие. Далее указываются фамилия, имя, № школы и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта.
В нижнем поле указывается место и год выполнения работы (без слов «город» и «год»).
За титульным листом помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчинённости нельзя.
Все заголовки пишутся с прописной буквы и без точки в конце. Введение к работе. В нём обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, указываются межпредметные связи, сообщается, кому предназначен проект и в чём состоит его новизна. Здесь также даётся характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических). Желательно перечислить используемые в ходе выполнения проекта оборудование и материалы.
Актуальность – обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование ее включает оценку значимости проекта и предполагаемых результатов, раскрываются возможности их использования на практике.
От формулировки цели проекта необходимо перейти к указанию конкретных задач, которые предстоит решать в соответствии с ней. Это обычно делается в форме перечисления.
В первой главе проекта рассматривается предполагаемая методика и техника его выполнения, приводится краткий обзор литературы и др. материалов по теме.
В следующей главе необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте. Важно дать объективную оценку каждому из предлагаемых вариантов, при этом можно воспользоваться рядом определенных критериев. Иногда поисковую часть дополняют клаузурой - это сравнительно большой лист бумаги, на котором представлен свободными рисунками, а также прорисовками частей, элементов, образ будущего изделия в целом. Лист должен иметь законченную композицию и выразительность, допускает надписи, выделения цветом. В результате определяются одно или несколько предложений, которые предполагается разрабатывать.
В технологической части проекта необходимо разработать последовательность выполнения объекта. Оно может включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки. Приводим варианты ее оформления.
1-й вариант
№ п/п | Описание операции | Графическое изображение | Оборудование, инструменты, приспособления | ||
2-й вариант | |||||
№ п/п | Название операции | Эскиз | Описание операции | Инструменты и приспособления |
Далее необходимо рассмотреть экономическую и экологическую оценку проекта. В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Здесь же представляются проект рекламы и маркетинговое исследование.
Результатом экономического расчета должно быть обоснование экономичности проектируемого изделия и наличия рынка сбыта. Особое внимание необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.
Содержание глав основной части должно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать, умение проектанта сжато, логично и аргументировано излагать содержание принятого решения, изложение и оформление которого должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам.
Пояснительная записка завершается заключением. В нем последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка учащимся проделанной им работы. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследование темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.
После заключения принято помещать библиографический список использованной литературы.
После библиографического списка принято помещать приложения, например, фотографию. Фотография – достоверное средство наглядной передачи действительности. Она изображает предмет или явление со всеми его индивидуальными особенностями. Во многих случаях фото – это не только иллюстрация, но и научный документ.
Пояснительная записка выполняется рукописным или печатным способом на одной стороне листа белой бумаги желательно формата А4(210 на 297) через 1-1,5 межстрочных интервала с числом строк на странице не более 40. Минимальная высота шрифта 1,8мм. Текст следует печатать или выполнять рукописным, соблюдая в обоих случаях следующие размеры полей: левое поле – 30 мм; правое – 10 мм; верхнее – 15 мм; нижнее – 20 мм.
ЗАЩИТА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Защита проектных работ введена как особая форма проверки выполнения выполненного задания. Оно призвана приучить учащихся к доказательному обоснованию предлагаемых ими методических решений и глубокому пониманию выполненной работы.
О проведении дня защиты проекта сообщается заранее. Также заранее доводятся критерии оценки и порядок проведения защиты. Каждому учащемуся дается время до 5 мин. для выступления, в котором излагаются:
- Цели и задачи проекта;
- Что было выполнено конкретно, как непосредственно по изделию, так и в пояснительной записке;
- Что нового, интересного внесено лично учащимся в работу, т.е. продумано им самим, а не взято из литературы или рекомендаций учителя;
- Как можно использовать выполненную работу.
Защита работы производится перед специальной комиссией (3-4 человека), при обязательном участии руководителя работы (учитель технологии). Членами комиссии могут быть: учителя других школьных дисциплин, помогающие учащимся в выполнения заданий, представитель администрации. В школе №28 на защитах творческих проектов старшеклассников традиционно присутствуют представители ИПФ КГУ.
Защита проекта производится перед всем классом. Это позволяет познакомить коллектив с работой каждого, сделать определенные выводы каждым учащимся по своей работе в сравнении с другими, а также выработать единство требований и подходов проектным работам со стороны руководителей.
Присутствующие преподаватели и учащиеся могу задавать вопросы проектанту, высказывать свое мнение после его выступления. Вопросы и объяснения должны быть по существу проектной работы. От учащегося, защищающего свою работу, должны быть получены все объяснения по содержанию, оформлению и выполнению работы, аргументированные ссылки на источники информации.
В результате защиты, проектной работы учащегося оценивается
дифференцированной отметкой, являющейся среднеарифметическим из3-х оценок:
1. за пояснительную записку;
2. за творческую работу (модель, макет, изделие) или исследование, разработку, выполненную учащимся;
3. за устное выступление по защите своей идеи.
Результаты защиты оценивается на закрытых совещаниях комиссии после того, как будут выслушаны все выступающие. Результаты сообщаются сразу после окончания обсуждения, с указанием лучших работ, замеченных недостатков в работе и защите каждого учащегося. Окончательные итоги отражаются в стенгазете, фотогазете. Лучшие работы могут быть использованы как пособие на уроках, направлены на выставку технического
и декоративно-прикладного творчества, использованы учащимися для личных целей: украшения дома, подарка родителям, знакомым, и т.д.
ОЦЕНКА ПРОЕКТА
Оценка «отлично» выставляется, если все требования к пояснительной записке полностью соблюдены. Она составлена в полном объеме, четко, аккуратно. Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям. Работа планировалась учащимся самостоятельно, решались задачи творческого характера с элементами новизны, экономно расходовались материалы, электроэнергия, соблюдались требования техники безопасности, осуществлялся самоконтроль. Работа имеет высокую экономическую оценку, возможность широкого применения.
Если выполнялся научно-исследовательский проект, то тема раскрыта полностью, имеет актуальность, новизну, высокую значимость.
Оценка «хорошо» выставляется, если пояснительная записка выполнена с небольшими отклонениями от рекомендаций. Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует предъявленным к нему эстетическим требованиям.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если пояснительная записка выполнена с отклонениями от требований, не очень аккуратно. Есть замечания по выполнению изделия в плане эстетического содержания, несоблюдение технологии изготовления, материала, формы. Планирование работы с помощью учителя, ситуационный (неустойчивый) интерес к технике, технологии; не всегда экономное расходование материалов, электроэнергией. Есть замечания в соблюдении технике безопасности, организации труда и добросовестного выполнения работы.
Более низкая оценка за проект не выставляется. Он подлежит переделке или доработке.
Приложение 3 Контрольно–оценочный лист выполнения творческого проекта.
Класс ________
Ф.И. учащегося_____________________________________________________
№ п/п | Этапы выполнения проекта | Критерии оценки | Кол-во баллов | Оценка в баллах |
1. | Организационно-подготовительный этап -обоснование возникшей проблемы и потребности -выбор модели, описание внешнего вида модели - выбор материала -выбор оборудования, инструментов, организация рабочего места | Есть, нет Есть, нет Есть, нет Есть, нет | 1 1 1,5 1,5 | |
2. | Технологический этап - выполнение технологических операций -соблюдений технологической последовательности -правильность сборки и отделки изделия -соблюдение ТБ и культура труда | Есть, нет Есть, нет Есть, нет Есть, нет | 1 1 1 1 | |
3. | Заключительный этап -экономическое обоснование -экологическое обоснование -защита проекта -убедительность изложения материала -общие впечатления от изделия (гармония, соответствие теме, дополнение и т.д.) -ответы на вопросы | Есть, нет Есть, нет Есть, нет Есть, нет Есть, нет Есть, нет | 1 1 1 0,5 0,5 1 |
Общий балл_____________________________
Оценка_________________________________
Дата___________________________________
Подпись учителя________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ПМ 01 ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЫПОЛНЕНИЕ СБОРКИ И МОНТАЖА РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ, УСТРОЙСТВ И БЛОКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ. Спец. 210413 Радиоаппаратостроение
ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЫПОЛНЕНИЕ СБОРКИ И МОНТАЖА РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ, УСТРОЙСТВ И БЛОКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ. Спец. 210413 Радиоаппаратостроение...
Исследовательская работа по теме "Проектные задания как форма работы в среднем звене и старших классах: назначение, содержание, своеобразие организации"
Цели работы:: теоретически и практически обосновать важность применения проектных заданий как одной из эффективных форм работы с учащимися в среднем звене и старших классах средней общеобразоват...
Техническая документация, как источник новых знаний
Методические рекомендации "Технологическая документация, как источник новых знаний" адресуются учителям технологии. В данной разработке мной представлена технологическая сторона методической...
Методические рекомендации для выбора темы проектной работы
Методические рекомендации...
Составление технической документации на примере разработки технического задания для разработанной ИС
Составление технической документации на примере разработки технического задания для разработанной ИС...
Задания на составление регионального банка заданий по теме политика.
Задания 1-2 уровня по Обществознанию по теме " Политика"....
Презентация к уроку технологии "Техническая документация. Виды технической документации"
На уроке мы узнаем:- что такое техническая документация;- какие документы составляют техническую документацию;мы научимся:- читать несложные чертежи;мы сможем:- различать виды конструкторской документ...