Разработка урока швейного дела 8 класс "Вышивка лентами"
план-конспект урока по технологии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Вышивка лентами»
Цели урока:
Развивать речь, мышление.
Повторить знания о цветах как живом организме;
Рассмотреть историю декоративно-прикладного искусства - вышивка лентами;
Научить вышивке цветка лентами;
Воспитывать эстетическое отношение к природе и труду;
Воспитывать аккуратность, усидчивость и внимательность.
Оборудование: фотографии цветов, цветок - роза, принадлежности для рукоделия, заготовки по рукоделию, инструкционные карты на каждом столе, техника безопасности, выставка работ (цветы -выполненные различной техникой - вышивка крестом, объемная вышивка).
Программно - техническое оснащение:, презентация, диск с музыкой.
Ход урока:
- Оргмомент
- Коррекционное упражнение
На слайде зашифровано тема сегодняшнего урока (слайд 2) 3.Сообщается тема урока. (слайд 3)
4.Мотивация учебной деятельности.
Сегодня мы с вами продолжаем раздел нашей программы «Технология вышивания изделий». Сегодня познакомимся с новым видом вышивки –вышивкой лентами.
Ученица 8 класса Гордеева С. уже владеет этой техникой вышивания.
Проводится демонстрация готовых работ ученицы 8 кл. Гордеевой С.
4.Изучение нового материала.
Ученица Понятие о вышивании лентами.
Вышивка лентами считается одним из необычных видов декоративно-прикладного искусства. Красивая лента придает хорошо упакованному подарку изысканность, подчеркивая торжественность момента. Перевязанный ленточкой букет выглядит не только привлекательнее, но и богаче. Ленты «оживляют» прическу, а отделанные ими и тесьмой шляпки, сумочки и платья приобретают так называемую изюминку. На Западе принято, готовясь к торжествам, украшать праздничный стол всевозможными бантами в тон скатерти. Красные ленты и банты стали символом рождественских праздников. У нас тоже сложился обычай украшать автомобили свадебного кортежа лентами и перевязывать конверты с новорожденными голубыми или розовыми лентами.
История возникновения вышивания лентами.(слайд 4,5,6)
С давних времен узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни людей. Уже в Древней Греции женщины украшали прически и одежду узкими полосками ткани. В средние века лентами уже декорировали спинки стульев и балдахины, а также подвязывали тяжелые занавеси. В 14 веке начало расширяться бытовое применение шелковых лент. Ими украшали не только одежду, но и обувь.
В эпоху Рококо стилем французского двора стало легкомыслие. Король Людовик XV любил вышивать и часто дарил придворным дамам милые безделушки, изготовленные им самим. Платья и костюмы богато украшались лентами. Именно в это время появилась вышивка шелковыми лентами. Сначала знатные дамы стали украшать свои платья мелкими розочками "а ля рококо", множеством разбросанных листьев с жемчужинами и хрусталиками. "Поставщики королевского двора" с помощью простой иглы и лент создавали настоящие шедевры.
Потом этот вид рукоделия перекочевал в Англию, а оттуда разошелся по всему миру. Наибольшую популярность вышивка шелковыми лентами получила в 70-е годы 19 столетия.
Виды изделий, в которых используется вышивка лентами.(слад 7,8)
Проводится демонстрация слайдов на компьютере «Виды изделий».
Материалы и инструменты для работы.
Ленты(слайд 9)
Шелковые ленты.
Эти ленты наиболее популярны. С их помощью можно выполнить самую изящную и тонкую работу. У них мягкие волокна, они достаточно эластичны, но легко мнутся.
Синтетические ленты.
Эти ленты грубее и тяжелее шелковых. Они значительно более упругие и почти не мнутся. Ленты из полиэстера или ацетатного шелка часто выпускают с кромкой, в которую вплетены тонкие жесткие нити, позволяющие держать заданную форму.
Атласные ленты.
Атласные ленты могут быть из шелковой или синтетической ткани. Их свойства обусловлены особым переплетением нитей. Сравнительно недорогие двусторонние атласные ленты незаменимы для техник, при которых ленты изгибают, демонстрируя обе стороны, незначительно отличающиеся по цвету.
Прозрачные ленты.
Фантазийные прозрачные ленты из блестящей органзы и жоржета довольны сложны в обращении, но в готовом изделии выглядят очень эффектно.
Ткани( слайд 10)
Вышивать лентами можно практически на любой ткани и выбор материала зависит, прежде всего, от назначения будущего изделия.
В идеале ткань должна быть достаточно плотной (чтобы швы хорошо держались), но с относительно свободным переплетением нитей (чтобы лента проходила без труда и не обтрепывалась).
Иглы(слайд10)
Лента должна легко проходить через отверстие, проделанное иглой в ткани, и полностью расправляться после выполнения шва. Вышивание слишком тонкой иглой подвергает ленту сильному износу.
Иглы «синель». Иглы с очень большим ушком, толстым стержнем и острым концом. Имеют размеры 13-24. Подходят для выполнения большинства швов. Незаменимы при вышивке лентами. Чем шире лента, тем меньше размер используемой иглы.
Гобеленовые иглы. Иглы с длинным широким ушком, толстым стержнем и тупым концом. Идеально подходят для швов, при выполнении которых игла проходит между ленточным стежком и тканью. Тупой конец иглы не расщепляет нити ткани и ленты.
Иглы «крюил». Универсальные иглы с коротким широким ушком, тонким стержнем и острым концом. Используются для шитья и вышивания. Самые крупные иглы «крюил » подходят для вышивки лентами.
Словарная работа: проговаривание хором, запись в словарь
Сведения о цветах
Каких только цветов не существует в природе! Пожалуй, даже невозможно будет перечислить все существующие цветы на планете. Это замечательно - ведь сама природа позаботилась о том, чтобы у людей была эстетическая гармония. Ничто не может приносить больше удовольствия, чем природная красота.
Цветы, как люди, на добро щедры,
И щедро нежность людям отдавая.
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
Мы сегодня знакомимся с интересным способом создания цветка - с помощью лент.
Шить лентами необычайно занимательно, это не требует сложных приспособлений и больших расходов. Мир цветов огромен и разнообразен. Я хочу вам предложить очаровательный цветок - розу, которую научимся создавать с помощью лент. (слайд 11) К сегодняшнему занятию девочки цветоводы подготовили интересные сообщения о розах.
Сообщения учащихся. ( слайд12)
1ученица. Роза - уникальный цветок. В истории человечества нет другого растения, которое бы служило таким универсальным символом красоты, переходящим от культуры к культуре, из страны в страну. Все прочие растения сменяли друг дружку как очередные модные новинки, а роза была и остается "царицей цветов", признанной во всем мире. Розе посвящено множество произведений искусства, в самых разных жанрах и стилях. Она служила символом красоты в поэзии самых разных стран, особенно на арабском Востоке, а нередко определяла названия целых стран и присутствовала на гербах дворянских фамилий. Древнегреческая поэтесса Сафо называла розу "царицей цветов". Великий Сократ считал розу самым красивым и самым полезным цветком на свете. Первые упоминания о розе встречаются в древнеиндийской мифологии: богиня красоты Лакшми родилась в бутоне розы, что сделало этот цветок символом божественной тайны. Считается, что родиной садовых роз является Персия, которая в древности называлась Гулистан - "сад роз".
2ученица. Цветки розы издавна используются в кулинарии, медицине, косметологии. Существует великое множество рецептов с использованием лепестков как дикорастущих, так и культурных сортов роз.
Лепестки замачивают, высушивают, варят, заваривают с чаем, используют при приготовлении различных блюд и просто для украшения стола. Из лепестков варят варенье, добавляют в мёд и вино, используют при приготовлении тортов и пирожных.
В современной кулинарии из лепестков розы делают мармелад, различные напитки и ароматические смеси. Пахнущие лепестки роз сушат и засахаривают для украшения десертов.
В свежих и засушенных лепестках содержится большое количество витамина С и высокоактивных веществ, поэтому лепестки не только улучшают вид блюда, но и полезны для здоровья.
Из лепестков получают эфирное розовое масло и розовую воду, используют во многих косметических продуктах.
3ученица. Роза известна всем как царица цветов. Безусловно, это самый знаменитый и изысканный цветок. Традиционно с помощью роз разного цвета передают различные послания. Чаще всего это приятные и романтические послания, но бывают и неприятные, и противоречивые. Поэтому нужно очень внимательно выбирать букет роз для подарка.
Желтая роза- знак исчезающей любви или ревности.
Махровая роза – знак гордости.
Красная роза – безусловная посланница любви.
Белая роза – символ чистоты и невинности.
Из ленты очень легко можно выполнить розы, которые являются прекрасным украшением свадебного платья, упаковки утонченного подарка, праздничного стола. Розы можно делать объемными, а можно вышить на ткани. Вот сейчас мы и приступим к вышиванию розы.
7) инструменты, необходимые для работы (слайд 13)
Задание: Составьте слова, подбирая их половинки из обеих колонок. Начало слова может быть в любой колонке. Найденные слова запишите на листочках.
пяль мул
ницы та
кан цы
ине нож
ла ва
лен иг
пяльцы,мулине,ножницы,игла,канва,лента(слайд14)
Что необходимо для вышивания (слайд15)
8)Вспомним правила по технике безопасности.
учитель: Я хотела взять иголку
Оказалась она колкой.
Учащиеся вместе, показывая игольницу. Иголка не игрушечка
Вам нужна подушечка.
учитель: Я сломала вдруг иглу,
Может бросить на полу?
Учащиеся вместе: Иглы на пол не бросайте,
Их учителю отдайте.
. учитель: Если ножницы даешь,
Помни четко правило.
Ученицы, показывая кольца ножниц: Два колечка другу дай.
Это будет правильно.
учитель: Хочешь стать фотомоделью,
Ровно спину ты держи,
Ученицы выпрямившись: И хорошую осанку
Всем ребятам покажи!
9) С чего начать?(слайд 16)
Чтобы начать работу, возьмите ленту длиной 50 сантиметров, вставьте её в иголку, подогните кончик на несколько миллиметров и вколите иголку по центру.
Придерживая ленту одной рукой и подтягивая другой, завяжите узелок.
Завязанный таким образом узел называется плоским. В отличие от традиционного, он не увеличивает толщину вышивки.
Рассмотрим технологию изготовления цветка по инструкционным картам.
Учащиеся читают операции выполнения вышивки поочерёдно.
Задание: к каждой операции подобрать рисунок. Проверка правильности выполненной работы, самостоятельная работа по тех. карте. (слайд 17,18,19)
10) Практическая работа (На столах инструкция, ученицы работают, звучит музыка).
Физминутка (слайд 20)
Мы за вышивкой сидим
На работу мы глядим
Вдруг из рук пропали пяльцы
Посмотрели мы направо
Нету пялец там, где право
Посмотрели мы налево
Нету пялец, что же делать?
Мы посмотрим в уголок
Может, гномик уволок
Посмотрели в потолок
Может, спрятал паучок.
Снова сядем за работу
Вышивать будем красоты
Демонстрация учащимися выполненных работ.
Полезные советы (слайд 21)
Готовую вышивку лучше не стирать и не гладить. Но если это необходимо, то утюжьте с изнанки, стараясь не заходить утюгом на заполненные вышивкой области.
11) Разгадывание кроссворда (слайд 22-30)
1. Ткань, используемая при вышивке.
2. Он предохраняет палец от укола иглы.
3. Универсальная игла с коротким широким ушком, тонким стержнем и острым концом. Используются для шитья и вышивания.
4. Узкая полоска из ткани используемая в вышивке, украшении подарков и т.д..
5. Игла с очень большим ушком, толстым стержнем и острым концом.
6. Инструмент для раскроя ткани и других ручных операций.
7. Приспособление для натяжения ткани при вышивании.
8. Нитки ,используемые при вышивке.
12) Рефлексия (слайд 31)
Дополните предложения:
На уроке я узнала …..
На уроке было интересно ………..
На уроке было трудно…………….
На уроке я научилась……………..
Теперь я могу……………………….
Мне захотелось…………………….
13)Подведение итогов. Оценки
Учитель:
Сегодня вы научились изготавливать розу из лент.
Романтика никогда не выходит из моды! И цветы - ее вечные спутники.
Цветы покоряют своей красотой и нежностью, поражают изысканным совершенством.
В цветах заключена красота природы, которую хочется сохранить навеки. Сочетание природного шарма цветов и мягкого блеска шелка очарует любого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока швейного дела. 7 класс "Обработка боковых срезов сорочки запошивочным швом"
Разработка урока швейного дела. 7 класс...
Разработка урока швейного дела. 6 класс. "Наметывание накладного кармана на нижнюю часть фартука"
Разработка урока швейного дела. 6 класс...
Разработка урока швейного дела. 7 класс "Пошив наволочки с клапаном"
Урок швейного дела в 7 классе по теме "Пошив наволочки с клапаном"...
Разработка урока швейного дела. 6 класс "Определение шерстяных и полушерстяных тканей"
Разработка урока швейного дела по теме "Определение шерстяных и полушерстяных тканей"...
Разработка урока швейного дела. 5 класс "Пошив салфетки"
Разработка урока швейного дела по теме "Пошив салфетки"...
Разработка урока швейного дела в 6 классе по теме: "Приспособления к швейной машине. Применение приспособлений к швейной машине."
Разработка урока швейного дела по теме: Приспособления к швейной машине. Применение приспособлений к швейной машине."...
Разработка урока швейного дела в 6 классе по теме: "Виды отделки швейных изделий" (12.03.23)
Разработка урока швейного дела в 6 классе по теме: "Виды отделки швейных изделий"...