Деловая игра «Рациональный потребительский бюджет или социально зрелая семья".
план-конспект урока по технологии (8 класс) по теме

Данный урок знакомит обучающихся с рациональным потребительским  бюджетом  семьи и учит составлению баланса доходов и расходов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon delovigra.zip26.47 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс. Технология

Тема урока: «Деловая игра «Рациональный потребительский бюджет или социально зрелая семья»

Цель урока:

  1. Образовательные: способствовать формированию представлений о структуре рационального потребительского бюджета (РПБ) семьи, ведению баланса доходов и расходов, практических навыков распределения поступивших доходов;
  2. Развивающие: способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, ставить и разрешать проблемы);
  3. Воспитательные: способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, экономических и других качеств, умений коллективного обсуждения информации и принятия решений в ограниченное время.

Оформление доски:

На центральной доске записаны тема «Деловая игра «Рациональный потребительский бюджет или социально зрелая семья» и «Участники игры» (координатор, эксперт и члены семьи);

Слева «Новые понятия»:

  1. Бюджет
  2. Доход
  3. Расход
  4. Баланс

Справа «Этапы деловой игры»:

  1. Создание «семьи»
  2. Характеристика «семьи»
  3. Анализ расходной части семейного бюджета
  4. Количественный анализ расходов и соотношение с РПБ
  5. Подведение итогов

Оборудование:

Бейджики участников игры («Эксперт», «Координатор», «Отец», «Мать», «Сын», «Дочь», «Бабушка»);

Бланки №1, 2, 3

Содержание урока:

В игре моделируются процессы распределения доходов семьи по основным расходным статьям бюджета, сведения баланса доходной и расходной частей семейного бюджета.

  1. Целеполагание

Учитель объявляет тему урока, цели и этапы проведения игры.

Затем он знакомит участников с основными понятиями, которые необходимо знать в процессе проведения деловой игры.

  1. Актуализация знаний

Разминка

  1. Что такое экономика?
  2. Что вы понимаете под домашним хозяйством?
  3. Какие ежемесячные платежи вы знаете?
  4. Какие продукты всегда должны быть дома?
  5. Что относится к крупным покупкам?

Бюджет семьи – это структура всех доходов и расходов за определённый период времени.

Доход – деньги или материальные ценности, получаемые от каждого члена семьи.

Расход – затраты, издержки, потребление чего-либо для определённых целей.

Баланс – равновесие между доходами и расходами. (Положительный баланс, если сумма доходов больше суммы расходов; отрицательный баланс, если сумма расходов больше суммы доходов).

 Первый этап (4-5 минут)

Участники объединяются в семью по 5 человек  (3 девочки и 2 мальчика) и распределяют игровые роли:

  1. Муж
  2. Жена
  3. Сын
  4. Дочь
  5. Бабушка

Второй этап (5-10 минут)

Участники составляют характеристику семьи, обсуждая группой перечень вопросов, представленных в бланке № 1 (Приложение). Необходимые данные семья оформляет в бланке № 1.

Один экземпляр этого бланка семья отдаёт эксперту.

В то время как участники работают в рамках третьего этапа над составлением потребительского бюджета своей семьи, эксперт внимательно знакомится с характеристикой семьи на предмет выявления соответствия возраста, профессии, квалификации, размера заработной платы её членов.

Третий этап (30-35 минут)

Координатор объявляет, что семья может приступить к планированию предстоящих расходов на один месяц, исходя из общей суммы предполагаемых доходов. Для этого каждой семье выдаётся бланк № 2, содержащий основные статьи расходов. В процессе обсуждения статей расходов, участники заполняют бланк №2 (в рублях  и процентах к общей сумме расходов).

Четвёртый этап (10-15 минут)

Координатор подводит итоги обсуждения и составления бюджета семьи. При этом семья сообщает основные итоги:

- сумму всех доходов, полученных за месяц;

- сумму всех расходов.

Вывод:

  1. Если баланс «−», то это означает, что данная семья живёт в долг, и она должна объяснить, где взяты недостающие деньги (или где семья собирается их взять). На каких условиях семья собирается воспользоваться кредитом, может быть, взять в долг у родственников, знакомых.
  2. Если баланс «+», значит, семья закончила этот месяц с определённой экономией. Как она собирается распорядиться этими деньгами: купить ценные бумаги, отложить на крупную покупку в следующем месяце?

Пятый этап (10-15 минут)

Количественный анализ расходной части семейного бюджета.

Эксперт сообщает участникам о так называемом рациональном потребительском  бюджете (РПБ), примерной структуре расходной части семейного бюджета, составленной с учётом места проживания семьи, времени года, рекомендаций диетологов.

Участники вписывают данные расходной части РПБ в графу 5 бланка № 2.

Семья сравнивает свои результаты (процент по каждой статье расходов) с соответствующими статьями РПБ.

Расчёт уровня социальной зрелости семьи (УСЗ)

УСЗ = ∑ (а−в) = ∑с

а – величина % в бюджете семьи (графа 4)

в – величина % в РПБ

с – модуль разности а и в

В идеале этот показатель должен приближаться к нулю.

Чем больше показатель, тем ниже уровень зрелости семьи.

Шестой этап (5-10 мин)

Подведение итогов

Координатор проводит анализ хода и результатов игры. В процессе анализа целесообразно обратить внимание участников на следующие моменты:

  1. Процедура обсуждения семейного бюджета. Кто чаще предлагал варианты? Какие аргументы использовали участники для убеждения других членов «семьи»? Чья точка зрения чаще всего находила понимание и поддержку? Были ли в «семье» конфликты? Как «семья» выходила их этих конфликтов?
  2. Игровые роли. Какие трудности испытывали участники, играя свою роль? Кому его роль в «семье» пришлась по душе?
  3. Знание экономических реалий. Насколько хорошо участники знают реальные цены на продовольствие, на промышленные товары? Опирались ли участники при обсуждении бюджета на опыт своих семей? Представляли ли участники хотя бы в самых общих чертах структуру семейного бюджета?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Рациональный потребительский бюджет или социально зрелая семья"

В игре моделируются процессы распределения доходов семьи по основным статьям бюджета, сведения баланса доходной и расходной части семейного бюджета.Цель игры:   Ознакомить участников со структуро...

Ролево-игровой проект Тема: Потребительский бюджет семьи.

Целепологвние: Научиться основам потребительского поведения при создании семейного бюджетаУчитель: Иванова Татьяна ГеннадьевнаМОУ Заовражская СОШ...

Методическая разработка открытого урока по экономике, тема: "Семейный бюджет", для 10 класса. Практическое занятие с элементами деловой игры.

Методическая разработка открытого урока по экономике, тема "Семейный бюджет" (для 10 класса) включает в себя:1. технологическую карту урока2. 4 варианта тестов входного контроля, разработанные  в...

Занятие по экономике "Как рассчитать потребительский бюджет своей семьи"

Цель занятия: научить рассчитывать потребительский бюджет семьи на конкретных примерах....

Деловая игра «Семейный бюджет»

Мероприятие по семейному воспитанию...

Деловая игра: «Семейный бюджет. Как не утонуть в экономическом кризисе»

Игра для 8 - 11 класов, моделирует жизнь семьи с разными видами доходов и расходов, которые необходимо учитывать и перенаправлять в рамках семейного бюджета, чтобы не оказаться в долгах и реализовать ...