Деловая игра "Рациональный потребительский бюджет или социально зрелая семья"
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме
В игре моделируются процессы распределения доходов семьи по основным статьям бюджета, сведения баланса доходной и расходной части семейного бюджета.
Цель игры: Ознакомить участников со структурой рационального потребительского бюджета семьи; практически закрепить навыки распределения поступивших доходов; научить ведению баланса доходов и расходов; сформировать умение коллективного обсуждения сложной информации и принятия решений в ограниченное время
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Delovaya_igra.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра «Рациональный потребительский бюджет семьи или
социально – зрелая семья»
Цель игры:
- Ознакомить участников со структурой рационального потребительского бюджета семьи
- практически закрепить навыки распределения поступивших доходов
- научить ведению баланса доходов и расходов
- сформировать умение коллективного обсуждения сложной информации и принятия решений в ограниченное время
Содержание игры:
В игре моделируются процессы распределения доходов семьи по основным статьям бюджета, сведения баланса доходной и расходной части семейного бюджета.
Первый этап (4-5 минут)
Участники объединяются в семьи ( 7 – 8 человек ). Затем участники в группах самостоятельно распределяют игровые роли:
- Муж
- Жена
- Сын
- Дочь
- Свекор (отец мужа)
- Свекровь (мать мужа)
- Тесть (отец жены)
- Теща (мать жены)
Группа решает вопрос об общей фамилии.
Второй этап (5 – 10 минут)
Участники составляют характеристику семьи; возраст каждого члена семьи, предполагаемое место работы или учебы, наличие пенсии, предполагаемый размер заработной платы, возможные источники других доходов семьи ( их размер, законность), итоговая сумма ежемесячного дохода.
Все эти данные каждая семья оформляет на бланке № 1( сдается учителю).
Характеристика семьи____________________ (фамилия)
№ п/п | Семейный статус | Имя Отчество | Возраст | Место работы, учебы | Предполагаемый размер зарплаты, стипендии, пенсии |
1 | Муж | ||||
2 | Жена | ||||
3 | Сын | ||||
4 | Дочь | ||||
5 | Свекор | ||||
6 | Свекровь | ||||
7 | Тесть | ||||
8 | Теща | ||||
Итого: |
Источники дополнительных доходов семьи
- ____________________
- ____________________
- ____________________
- ____________________
Итого: ___________________________________________________
Третий этап (35 -40 минут)
Семьи могут приступить к планированию предстоящих расходов на 1 месяц, исходя из общей суммы предполагаемых доходов. Бланк №2.
№ п/п | Наименование статьи расходов | Сумма (руб) | Процент | Процент по РПБ |
1 | Питание | |||
1.1 | Хлеб и крупы | |||
1.2 | Мясопродукты | |||
1.3 | Жиры (включая масло) | |||
1.4 | Овощи | |||
1.5 | Фрукты | |||
1.6 | Сахар | |||
1.7 | Молочные продукты | |||
1.8 | Напитки | |||
2 | Одежда | |||
2.1 | Верхняя одежда | |||
2.2 | Белье | |||
2.3 | Головные уборы | |||
2.4 | Чулочно-носочные изделия | |||
2.5 | Обувь | |||
3 | Мебель и предметы домашнего обихода | |||
4 | Культурно-бытовые нужды | |||
5 | Аккогольные напитки и табак | |||
6 | Оплата квартиры | |||
7 | Транспортные расходы | |||
8 | Платежи, сборы, налоги | |||
9 | Накопления, сбережения | |||
Общий итог: ___________ (руб.) |
В процессе обсуждения статей расходов участники заполняют бланк №2 как в абсолютных величинах в рублях (графа 3), так и в % по отношению значения расходов к общей сумме расходов семьи за этот месяц.
Обратить внимание на необходимость соблюдения баланса доходов и расходов, т.е. сумма расходов не должна превышать доходов каждой семьи.
Четвертый этап (10-15 минут)
Подводятся итоги обсуждения и составления бюджетов в семьях.
Каждая семья сообщает:
- Сумму всех доходов;
- Сумму всех расходов по основным статьям: питание, одежда, ….
- Итоговый баланс, как разность суммы доходов и расходов.
Если баланс «-«, то это значит, что данная семья живет в долг и она должна объяснить, где взяты недостающие деньги. На каких условиях семья собирается воспользоваться кредитом …?
Если баланс «+», следовательно, семья закончила месяц с определенной экономией. Как она собирается распорядиться этими деньгами: купить ценные бумаги, отложить на крупную покупку в следующем месяце? Эти сэкономленные суммы приплюсовываются к статье «Накопления, сбережения»
После обсуждения баланса каждой семьи приступаем к количественному анализу расходной части семейного бюджета. Для этого сообщается Рациональный Потребительский Бюджет (РПБ) в процентном отношении по каждой его расходной статье.
Примерная расходная часть Рационального Потребительского Бюджета (РПБ)
№ п/п | Наименование статьи расходов | Процент по отношению ко всей сумме расходов |
1 | Питание | 50 |
1.1 | Хлеб и крупы | 7 |
1.2 | Мясопродукты | 7 |
1.3 | Жиры (включая масло) | 8 |
1.4 | Овощи | 6 |
1.5 | Фрукты | 5 |
1.6 | Сахар | 3 |
1.7 | Молочные продукты | 7 |
1.8 | Напитки | 7 |
2 | Одежда | 18 |
2.1 | Верхняя одежда | 6 |
2.2 | Белье | 4 |
2.3 | Головные уборы | 1 |
2.4 | Чулочно-носочные изделия | 2 |
2.5 | Обувь | 5 |
3 | Мебель и предметы домашнего обихода | 4 |
4 | Культурно-бытовые нужды | 4 |
5 | Аккогольные напитки и табак | 4 |
6 | Оплата квартиры | 8 |
7 | Транспортные расходы | 5 |
8 | Платежи, сборы, налоги | 3 |
9 | Накопления, сбережения | 4 |
100% |
После этого каждая семья сравнивает свои результаты со статьями РПБ.
Победителем в этой игре, т.е. наиболее социально зрелой семьей, объявляется группа, результаты которой ближе всего к рациональному потребительскому бюджету.
Пятый этап (10-15 минут)
Анализ хода и результатов игры.
- Процедура обсуждения семейного бюджета. Кто чаще предлагал варианты? Какие аргументы использовали участники для убеждения других членов семьи? Чья точка зрения чаще всего находила понимание и поддержку? Были ли в семье конфликты? Какого рода и в чем была их причина? Как семья выходила из этих конфликтов? Кто стремился погасить возникающие конфликты? Какие приемы он для этого использовал.
- Игровые роли. Всем ли участникам удалось держаться в рамках заданной игровой роли? Какие трудности испытывали участники, играя свою роль? Если кому-то не удалось выдержать рамки роли, почему? Кому его роль в семье пришлась по душе? Почему?
- Знание экономических реалий. Насколько хорошо участники знают реальные цены на продовольствие, на промышленные товары? Представляют ли себе, какие суммы расходует в среднем семья на оплату квартиры, культурно-бытовые нужды? Опирались л и участники при обсуждении бюджета на опыт своих ( уже не игровых, а реальных) семей? Как помогал семейный опыт в этой игре? Представляли л и участники хотя бы в самых общих чертах структуру семейного бюджета?
Предоставляется возможность высказаться всем желающим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы классных руководителей по воспитанию социально зрелой личности
Если представить себе социальный заказ на формирующуюся личность, то можно предположить: все – и родители, и школа, и властные структуры – сойдутся в том, что растущему человеку необходимы физическое ...
Деловая игра «Рациональный потребительский бюджет или социально зрелая семья".
Данный урок знакомит обучающихся с рациональным потребительским бюджетом семьи и учит составлению баланса доходов и расходов....
Ролево-игровой проект Тема: Потребительский бюджет семьи.
Целепологвние: Научиться основам потребительского поведения при создании семейного бюджетаУчитель: Иванова Татьяна ГеннадьевнаМОУ Заовражская СОШ...
Занятие по экономике "Как рассчитать потребительский бюджет своей семьи"
Цель занятия: научить рассчитывать потребительский бюджет семьи на конкретных примерах....
Формирование социально-зрелой личности в эпоху глобализации: проблемы и алгоритм их решения.
Пожалуй, наилучшее определение спортивной пригодности - это соответствие между индивидом и спортивной деятельностью, взаимное проникновение и стимулирующее воздействие спортивной деятельности на лично...
Деловая игра «Семейный бюджет»
Мероприятие по семейному воспитанию...