Рабочая программа по художественному ручному труду для детей 7 - 10 лет "УМЕЛЫЕ РУКИ"
методическая разработка (технология) по теме

Цель программы - организация труда детей младшего школьного возраста, овладение ими различными приемами работы в рамках предметно-практической деятельности. Программа расчитана на 1 год занятий и охватывает разделы: "бумажное царство", "уроки фантазии", "шефский", "работа с тканью", "хозяюшка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programmy_umelye_ruki.doc258 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение социального обслуживания РМ

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга»  

                       

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ РУЧНОМУ ТРУДУ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ  7 ДО  10 ЛЕТ

                             

Автор – составитель: Е.А.Мясникова,

                          инструктор по труду   ГКУСО РМ «СРЦН «Радуга»

        

                                                     

                                                           Саранск 2005

Пояснительная записка

        В результате процессов, происходящих в современном обществе, складывается новый социальный заказ, а именно – формирование творческой, социально адаптированной личности. Общество нуждается в инициативных, думающих людях, способных выполнять творчески любой вид деятельности. В связи с этим встают и новые требования к учебно-воспитательному процессу, целью которого должно стать развитие индивидуальности, повышение интеллектуального потенциала каждого члена общества. Потребность общества в личности нового типа - творчески активной и свободно мыслящей будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий. С другой стороны, экономический и социальный кризис дал почву для формирования у людей чувства незащищенности, апатии, что не могло не сказаться на снижении «популярности» образования. И как следствие этого – все более частое появление в педагогике таких терминов, как «дети группы риска», «школьная, социальная дезадаптация», «социально педагогическая запущенность», появление классов компенсирующего обучения, призванных восполнить пробелы воспитания и образования. Художественное, эстетическое образование, являясь неотъемлемой частью всего педагогического процесса, в работе с детьми данной категории приобретает особую значимость, способствует проведению коррекционной работы в рамках кружковой работы.

        Основная задача  мастерской, в основе работы которого лежит художественный ручной труд, заключается в формировании у детей, проходящих реабилитацию в условиях социального реабилитационного центра, практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса. Занятия в реабилитационной мастерской открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии, соединяет в себе две важные функции: практическую и художественную.

      Занятия детей по художественному труду имеют разнообразные формы:

- теоретическая (тематические беседы, тематические экскурсии в Мордовский республиканский объединенный  краеведческий музей им. И.Д.Воронина,в музей изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи, в музей национальной культуры, на ВДНХ);

- практическая деятельность детей по созданию различных поделок;

- аналитическая (обсуждение собственных работ и работ товарищей)

- знакомство с декоративно-прикладным творчеством (народные промыслы)

      Кроме посещения выставок предусматривается цикл тематических занятий.    

      В младшем школьном возрасте закладывается фундамент общетрудовой подготовки школьников. В связи с этим включение трудовой деятельности в процесс социальной реабилитации педагогически и социально запущенных детей является весьма актуальным. Опыт показывает, что дезадаптированные дети с большим желанием включаются в трудовую деятельность, чем в учебную, потому что производительный труд привлекает детей конкретными результатами. В процессе работы ребенок получает новые знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях, о различных свойствах предметов, узнает много нового об инструментах, необходимых для работы, осваивает технологические приемы и способы обработки материалов, участвуют в игровых ситуациях, дает бесценный опыт созидательной деятельности.

       За время обучения по программе у детей формируется техническое мышление, практические навыки качественного выполнения работы, стабилизируется эмоционально-волевая сфера, развиваются усидчивость, трудолюбие, терпение, потребность доводить начатое до конца. С другой стороны, для социально-дезадаптированных детей характерен сниженный познавательный интерес, ослаблена нервная система, поэтому

 Основные принципы программы:

1. «От простого к сложному».

2.  Личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении основам трудовой культуры (не торопить ребенка с обдумыванием и ответом, частое оказание индивидуальной помощи, формирование путем поощрений уверенности в своих силах и возможностях, осторожная оценка неудач)

3.  Добровольности и собственного желания, интереса ребенка к определенному виду деятельности.

4. Предоставление ребенку во время работы возможности отвлечься, отдохнуть.

       Программа по художественному ручному труду «Умелые руки» ориентирована на развитие детского творчества, формирование художественно – эстетической культуры. Содержание Программы выбрано с учетом возможностей детей, проходящих реабилитацию в центре в условиях планомерного обучения и воспитания.

      При разработке Программы учитывались такие факторы, как специфика данного учреждения и обслуживаемого контингента детей, физическое и психическое состояние здоровья, а также ограниченные временные рамки нахождения ребенка в социально-реабилитационном центре и вероятность прерывания реабилитационного процесса по различным причинам.  

   Цель программы – организация труда детей, овладение ими различными приемами работы в рамках предметно – практической деятельности как базы для социальной реабилитации и разностороннего развития.

   Основные задачи программы:

1. Развитие у детей активного познавательного интереса к занятиям по художественному ручному труду путем постановки интересных, разнообразных творческих заданий.

2.  Целенаправленное формирование практических приемов и умений умственной деятельности, в том числе и по самообслуживанию, на основе расширения трудового опыта детей, с параллельным развитием руки, глазомера, некоторых расчетно-измерительных умений.

3. Овладение основами трудовой культуры, развитие умения заранее планировать ход различных поэтапных операций, развитие трудовых умений и навыков в работе с разнообразным материалом, в том числе-нестандартным.

4.  Обучение различным способам создания самостоятельных предметов и поделок.

5. Создание самодостаточной развивающей среды.

6. Воспитание трудолюбия, сознательного отношения к труду и уважительного отношения к результатам своего труда и других людей.

7.  Развитие детей нравственно, интеллектуально, художественно-эстетически через уроки технологии.

8. Установление правильных взаимоотношений между педагогом и ребенком, позволяющих создать атмосферу увлеченности и совместного творчества педагога и ребенка. 

       Программа по художественному ручному труду имеет сквозной характер и рассчитана на 1 год занятий с детьми младшего школьного возраста с 1 по 4 классы. Именно в данном возрасте художественный труд является, прежде всего, средством развития сферы чувств, интеллекта и психики ребенка, эстетического вкуса, творческих сил, т. е. общего развития ребенка. Программа является вариативной, допускает некоторые изменения в содержании занятий, форме их проведения, количестве часов на изучение программного материала.   Весь курс представляет собой единую систему тем, которые постепенно усложняются. Содержание занятий по каждому разделу составлено с учетом возрастных особенностей детей.

      Обучение проводится на коллективных занятиях по подгруппам до 5 человек. Работа в подгруппах включает проведение теоретических и практических занятий, посещение выставок, Домов творчества, участие в городских и республиканских конкурсах, ярмарках, марафонах. Осуществляется индивидуальный подход, построенный с учетом качества восприятия, психических особенностей детей, с развитием технических умений и навыков. Продолжительность занятия до 1 часа.

  Проведение занятий по различным разделам предполагает 3 этапа:

1 этап

«Почемучки» - приобретение знаний, навыков, умений «Смотри как делаю» -  детям сообщается цель и содержание деятельности, дается образец изделия, выполненный руками педагога или старшего по возрасту ребенка. На данном этапе педагог показывает приемы работы, обсуждается последовательность выполнения работы, предполагается ненавязчивый контроль за действиями ребенка, оказание ему помощи.

2 этап

«Очумельцы» - организация практической деятельности «Делай как я» - этап предполагает обучение ребенка способам самостоятельной деятельности после совместного анализа хода деятельности и совместной оценки результата.

 

3 этап

«Оч. умелые ручки» - организация творческой деятельности «Делай сам» - этап предполагает участие наиболее способных детей в творческих конкурсах, выставках, марафонах.        

      Индивидуальная работа выносится за рамки предусмотренного Программой занятия по любому разделу. Ребенку дается возможность в дополнительное время закончить задание, получить повторные объяснения, усвоить и закрепить способы и приемы изготовления поделки, осуществить мелкий ремонт своей одежды, поучаствовать в изготовлении и ремонте игрушек для детей дошкольной группы.

Программа состоит из 5 разделов:

Раздел 1 «Бумажное царство»

Раздел является самым обширным и наиболее доступным детям младшего школьного возраста, т. к. способом бумагопластики можно изготовить различные композиции, поделки.

Раздел 2 «Работа с тканью и нитками»

Раздел предусматривает развитие у детей навыков самообслуживания: ремонт одежды, пришивание пуговиц, маркировка личных вещей, овладение простейшими видами швов, вышивание салфеток, изготовление необходимых атрибутов для школьных уроков труда, работа с выкройками и шаблонами, изготовление мягких игрушек, вязание спицами и крючком.

Раздел 3 «Уроки фантазии»

В этот раздел включена работа с такими материалами как: проволока, пенопласт, шнуры, бисер, нестандартные формы, футляры от киндерсюрпризов, пластиковые бутылки, природный материал, соленое тесто. Раздел интересен по своему творческому содержанию, позволяет развивать у детей конструктивные способности, способствует проявлению фантазии, дизайнерского мышления, индивидуальности, самостоятельности.

Раздел 4 «Хозяюшка»

В этом разделе предусмотрена работа на детской кухне. Занятия по кулинарии особенно любимы детьми. Дети получают необходимые теоретические знания по этикету, культуре приготовления и  приема пищи, учатся правильно сервировать стол, готовить салаты , бутерброды, различные блюда, изделия из теста. Дети охотно приглашают отведать угощение своих друзей, сотрудников Центра.

Раздел 5 «Шефский»

раздел является специфическим, так как отражает особенность нашего Центра. Старшие оказывают помощь младшим, чинят книги, плетут закладки, изготавливают поделки – сувениры для друзей, гостей Центра, участвуют в выставках, конкурсах, марафонах. Занятия по данному разделу выносятся за рамки учебной программы. Каждому ребенку дается возможность в свободное время реализовать свои желания и потребности.

Количество учебных часов по разделам (1 год обучения):

1. бумагопластика -  3 часа в месяц, 27 часов в год

2. работа с тканью и нитками – 2 часа в неделю, 72 часа в год;

3. «уроки фантазии» - 2 часа в неделю, 72 часа в год

4. кулинария -  3 часа в месяц,  в каникулы+ 2 часа дополнительно, 20 часов в год                            

5. «бабушкин сундук» - 3 часа в месяц,  в каникулы+ 6 часов дополнительно, 24 часа в год                                    

Бумагопластика

   

    Современный человек прекрасно понимает мир ребенка - сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Как помочь ребенку открыть себя? Как создать условия для его творческого роста? Именно эти вопросы поможет решить бумагопластика – один из самых доступных и увлекательных способов работы с бумагой. Бумага – удивительный материал, она пластична, готова принять любую форму. Бумагопластика менее трудоемка, чем аппликация, напоминает скульптуру, форма создается за счет объема, поэтому работы, выполненные детьми, смотрятся как произведение искусства. В них ощущается пространство, образ, стиль, композиция. В процессе работы воспитанники учатся выбирать сюжет, фон, размер, цветовую гамму, а также осваивают технические приемы работы с бумагой. Кроме того, тренируются умения резать ножницами, отрабатываются умения в согласованности в работе глаз и рук, в развитие координации движений,  гибкости,  точности выполнения действий.  Постепенно дети осознают, что способны самостоятельно создать фантастический, сказочный мир.    

Содержание раздела «Бумагопластика»

     Занятия по данному разделу решают целый ряд важных задач коррекционно-развивающего обучения и художественно-эстетического воспитания детей. В ходе занятий дети должны:

1. научиться выбирать сюжет;

2. составлять эскиз;

3. подбирать бумагу по цвету и качеству;

4. изготавливать детали;

5. раскладывать их на форме;

6. наклеивать детали на фон;

7. оформлять готовую работу;

Учебно-тематический план 1 года обучения

Тема

Количество часов

Общее

Теория

Практика

1

1 класс

Вводное занятие

1

1

_

2

Создание образа на основе бумажного комка. «Осенний гриб».  

1

_

1

3

Способ гофрировки. Транформация листа с помощью фигурных сгибов.

«Листок, бабочка»

2

1

1

4

Конструирование объемных форм.

«Цепочка, фонарик»

2

1

1

5

Вырезание сложного симметричного узора из квадрата. «Танец снежинок».

2

1

1

6

Игрушки на основе пластичной полоски. Дизайн поделки. «Осьминог».

1

_

1

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Волшебная петелька. Приемы соедине- ния. «Астра»-объемная композиция

2 класс

Способ гофрировки. Композиция на плоскости «Листопад»

Трансформация листа с помощью фигурных сгибов. Гофрировка. Бумажные игрушки.

Веселый конус. «Мышка, ежик»

Понятие мозаики: технология, особенности композиции. Создание образа по ассоциации. «Плывет, плывет кораблик».

3-4 классы

Изготовление объемной игрушки на основе бумажного кулечка. «Шишка»

Веселый конус. «Дед Мороз» -новогодняя игрушка

Транформация листа с помощью фигурных сгибов. Пушистый шарик. Коллективная работа. «Аисты».

Игрушки на основе пластичной полоски. Дизайн поделки. «Котенок, лисичка».

Беседы

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

_

_

_

_

_

_

_

_

_

2

1

1

2

2

2

2

2

2

2

_

 Итого:

27

6

21

Работа с тканью и нитками

             Данный раздел наиболее обширен  и разнообразен по своему содержанию. Работа по данному разделу имеет большое значение для совершенствования общетрудовой подготовки детей, проходящих реабилитацию в рамках РЦ. Дети знакомятся с различными видами швов, учатся пришивать пуговицы, чинить свою одежду, т.е. учатся навыкам самообслуживающего труда. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам. Практические работы, связанные с обработкой текстильных материалов, развивают глазомер, качество работ во многом зависит от точности и аккуратности при составлении выкройки, разметки, при резании и сшивании изделия. Большое значение в творческом развитие ребенка играет создание мягкой игрушки, доступный для детей младшего школьного возраста по материалам и технике исполнения вид деятельности. Игрушка, сделанная детьми, становится не только результатом труда, но и результатом творчества. В смысле практической значимости, основные умения и навыки, получаемые на занятиях, нужны каждому человеку.

        

Учебно-тематический план 1 года обучения

Тема

Количество часов

Общее

Теория

Практика

1

1 класс

Вводное занятие

1

1

_

2

Простейшие виды швов: шов «вперед иголка», шов «петельный»

5

1

4

3

Пришивание пуговиц. Комбинирование материалов в композиции

2

1

1

4

Салфетка. Обработка краев салфетки изученными швами. Заполнение середины по собственному творческому замыслу

9

1

8

5

Разметка деталей. Шов «петельный». Комбинирование материалов. Декоративная игольница «Яблочко»

1

_

1

6

Мягкая игрушка. «Ежиная семейка»Раскрой с использованием шаблона. Петельный шов. Комбинирование материалов 

3

1

2

7

Техника изготовления. «Гусеница»

игрушка на основе нитяного помпона

Комбинирование материалов 

1

_

1

8

 Шов «назад иголку». Контурное вышивание. «Ожившие картинки»

5

1

4

9

Шов «петельный». Раскрой, соединение деталей. Набивка, дизайн игрушки. «Котенок» каркасная мягкая игрушка.

4

1

3

10

Кукольная одежда

3

1

2

11

2 класс

Техника изготовления. Комбинирование материалов. «Цыпленок»- игрушка на основе нитяного помпона

1

_

1

12

 Изонить. Техника заполнения угла и круга. Цветовое сочетание. «Волшебные рыбки»

2

1

1

13

Изонить. «Елочка»

1

1

14

Техника изготовления объемных цветов и листьев из капрона и вуали. Цвет и композиция. «Праздничный букет»

3

1

2

15

Мягкая игрушка «Собачка Жужка»

3

1

2

16

Самообслуживающий труд. Починка личных вещей.

8

1

7

17

Кукольная одежда.

3

1

2

18

3 -4 классы

«Декоративный футляр для ножниц»

2

1

19

Мешочек деда Мороза

2

1

1

20

Кухонные прихватки

3

1

2

21

Шов «петельный». Раскрой, соединение деталей. Набивка, дизайн игрушки. «Пингвин» мягкая игрушка.

4

1

3

22

Декоративная игольница «Шляпка»

2

1

1

23

Мягкая игрушка «Клоун»

4

1

3

Итого:

72

19

52

«Уроки фантазии»

     Деятельность детей должна быть эмоционально приятной, неутомительной, разнообразной. Этот раздел интересен по своему творческому содержанию. В рамках данного раздела дети учатся изготавливать различные дидактические материалы и поделки, творчески преобразовывать различные готовые формы.

 На занятиях по данному разделу дети знакомятся с практической значимостью природных ресурсов, учатся рациональному обращению с объектами природы и изделиями из них, учатся создавать из вторичных материалов полезные и красивые изделия. Занятия предполагают развитие у детей вариативности и нестандартного мышления, проявления фантазии, выработки чувства стиля, стилевой гармонии, позволяют создать изделия необычные по форме и конструктивному решению

     В результате решаются такие учебно – воспитательные задачи:

- у младших школьников развиваются интеллектуально – творческие способности, инициатива, самостоятельность;

- развивается познавательная активность учащихся;

- формируется активная экологическая позиция;

- учащиеся учатся работать коллективно, самостоятельно распределять обязанности

- формируется творческий подход к выполнению учебно-трудовых заданий, стремление применять полученные знания и умения с пользой для себя и окружающих.

Учебно-тематический план 1 года обучения

Тема

Количество часов

Общее

Теория

Практика

1

1 класс

Вводное занятие

1

1

_

2

«Создай узор» - композиция из семян растений и овощей

2

1

1

3

«Листопад» - композиция из сухих листьев

2

1

1

4

«Рыбка, клоун» -новогодние игрушки на основе яичной скорлупы

2

1

1

5

Соленое тесто. «Дымковская барышня»

3

1

3

6

Коллаж. «Снегири на ветках»

2

1

1

7

Соленое тесто. «Звонкие колокольчики»

2

_

2

8

Коллаж. «Зима идет»

2

1

1

9

Конструирование на основе развертки. Кукольная мебель

2

1

1

10

Работа с деревянными катушками. Игрушки «Кошка, собака»

2

1

1

11

Конструирование из готовых форм. «Машины»

1

_

1

12

 Соленое тесто. Посуда. Золотая хохлома.

4

1

3

13

Конструирование из готовых форм (спичечные корабки). Паровозик.

1

_

1

14

Соленое тесто. Домашние животные.

2

_

2

15

Работа с природным материалом «Плывет кораблик» композиция на плоскости

2

1

1

16

2 класс

Работа с распущенными нитками «Полевой букет»

2

-

2

17

Работа со спич. коробками. «Танк» - игрушка - самоделка

3

1

2

18

Соленое тесто. Дымковская свистулька.

3

1

2

19

Работа с бросовым материалом (пряжка). Брелок для ключей.

1

-

1

20

Работа с пластиковыми бутылками. Декоративна ваза, салфетница, барышня.

3

1

2

21

Конструирование на основе развертки «Троллейбус»

1

1

3 -4 классы

22

Конструирование из готовых форм (спичечные корабки). Лошадка

2

_

2

23

Элементы плетения бисером

4

1

3

24

Цветы и листья из бисера

9

1

7

25

Игрушки из бисера

10

2

8

26

Беседы

2

2

_

27

Экскурсии

2

2

_

Итого:

72

22

50

«Хозяюшка»

        

   Раздел предусматривает занятия детей кулинарией на детской кухне. Данный вид занятий наиболее любим детьми, служит своеобразным поощрением за хорошее поведение, хорошую учебу в школе. В рамках данного раздела на занятиях дети учатся готовить разнообразные блюда, овощные салаты, в том числе и из овощей, выращенных на подсобном огороде, выпекают разнообразные кондитерские изделия, знакомятся с кухонным оборудованием, инвентарем, кухонной утварью, учатся правильно и красиво сервировать стол, встречать гостей, быть гостеприимными хозяевами. Коллективный труд сближает детей, дает незабываемый опыт совместной созидательной деятельности. В результате занятий  у детей повышается самооценка, снижается тревожность и агрессивность, дети с девиантным поведением видят совершенно другую модель взаимоотношений, поведения, что особо важно в работе с детьми нашей категории.

Учебно-тематический план 1 года обучения

Тема

Количество часов

Общее

Теория

Практика

1

Вводное

1

1

_

2

Беседы

3

3

3

Приготовление овощного салата

2

1

1

4

Приготовление постного печенья

2

1

1

5

Приготовление холодной закуски «Золотое яичко»

2

1

1

6

Горячие бутерброды

2

1

1

7

Приготовление песочного теста. «Орешки»

1

_

1

8

Приготовление сладкого теста на соде и сметане. «Рождественский пирог»

2

1

1

9

Приготовление заварного теста «Кексы»

2

1

1

10

Приготовление песочного теста. «Забавные фигурки»

1

_

1

11

Творожники с киселем

2

1

1

Итого:

20

11

9

 «Бабушкин сундук»

           Многовековая история каждого народа формирует свои жизненные идеалы, вкладывает свои понятия красоты в создаваемые памятники материальной и духовной культуры. Большую роль в художественно-эстетическом воспитании детей играет декоративно-прикладное творчество. Природа декоративно-прикладного творчества своими корнями связана с народным искусством, которое соединяет в себе две важные функции: практическую и художественную. Произведения декоративно-прикладного искусства отражают жизнь общества, его вкусы, традиционные формы народного мастерства.

    В процессе занятий ребенок знакомится с миром вещей, с народными промыслами. Ему предоставляется возможность своими руками создать красивую вещь, которая будет неповторима, самобытна, доставит радость ее создателю.

Учебно-тематический план 1 года обучения

Тема

Количество часов

Общее

Теория

Практика

1

Вводное

2

1

1

2

Простейшие приемы вязания крючком. Цепочка из воздушных петель

2

_

2

3

Ожившие картинки

4

_

4

4

Столбики без накида. Вязание по кругу. «Карандашница»

5

1

4

5

Столбики с накидом. Волшебные цветы.

3

1

2

6

Простые приемы вязания спицами. Набор петель

2

1

1

7

Лицевые петли. Шарф.

3

_

3

8

Беседы

1

1

_

9

Экскурсии

2

2

_

Итого:

24

7

17

Методика оценки получаемых результатов

   

  Для отслеживания эффективности реабилитационного процесса программой предусматривается проведение диагностической работы. Результаты мониторинга заносятся в педагогическую карту наблюдений за продуктивной деятельностью детей и имеют свое выражение в виде графиков, диаграмм и гистограмм.

Фамилия имя   ребенка

Продуктивная деятельность

Эмоцио нально- волевая сфера

Включен. в работу: сразу  или нет

        Особенности процесса выполнения поделки

Самостоя телен от на чала до конца

Подра-жает соседу

или нет

Обращает- ся за помощью

или нет

Работает быстро или медленно

Выполняет  небрежно

или стара- тельно

Успевает закончит или нет

Диагностика первичная (I) и итоговая (II)

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

II

I

II

Результаты могут быть представлены в форме коллективных выставок работ детей, открытых занятий, итоговых занятий, участия в конкурсах, марафонах, ярмарках.

За добросовестное отношение к делу и достигнутые положительные результаты могут иметь место моральные (словесное одобрение и поощрение) и материальные формы поощрения детей. По результатам учебного года лучшие воспитанники на итоговой общецентровской линейке награждаются почетными грамотами и благодарностями.

Воспитанники, прошедшие полный курс обучения по программе,

          должны знать:

- правила ТБ при работе с колющими и режущими предметами;

- приемы ручной работы с различными материалами (бумагой, картоном, кожей), видами тканей, готовыми формами из пластмассы, жести, природным материалом.

- свойства этих материалов;

- правила ТБ при работе с электронагревательными приборами: утюг, электроплита

- оборудование и инвентарь детской кухни, его назначение;

- правила культуры поведения.

           уметь:

- воплощать теоретические навыки в прикладном творчестве;

- самостоятельно изготавливать изделие, игрушку;

- работать с выкройками и шаблонами;

- владеть простейшими видами швов;

- осуществлять мелкий ремонт своей одежды (пришивать пуговицы, чинить, штопать);

- проявлять самостоятельность, индивидуальность, фантазию;

- изготавливать учебно-наглядные пособия;

- правильно и красиво сервировать стол;

- готовить бутерброды, салаты, различные блюда, изделия из теста.

Условия реализации программы

        Для успешной реализации программы необходимо наличие определенных условий:

1. Наличие реабилитационной мастерской и оборудованной детской кухни;

2. Материально –техническая база

- техническое оснащение (музыкальный центр)

 

- оборудование (швейная машина с электроприводом – 4шт, ручная швейная машина 1 шт., вязальная машина – 2 шт., оверлог).

- мебель ( стол-книжка,  стулья, стол-парта 4 шт., книжный шкаф, диван)

- набора кухонной мебели

- холодильник

- посудомоечная машина

- электроплита

-наборы столовой и чайной посуды

3. Различные рукодельные принадлежности и инструменты (пяльца, спицы, крючки, иглы, ножницы, нитки, бисер, наборы для вышивания).

Методическое обеспечение

Работа по данной программе предусматривает наличие следующего методического обеспечения:

1. Тематического плана занятий

2. Положения о реабилитационных мастерских

3. Инструкции по технике безопасности при работе в мастерской и на детской кухне.

4. Журнал по Технике безопасности

5.Сравнительный мониторинг эффективности реабилитационного процесса.

6. Беседы по различным видам деятельности

7. Рабочие приложения, в которых разработаны примерные конспекты занятий по различным тематическим разделам программы.

8. Конспекты досуговых мероприятий (КВН, игровые программы)

9. Технологические и инструкционные карты изготовления различных изделий и поделок

10. Педагогические накопительные папки и альбомы по различным видам декоративно-прикладного творчества (хохломская роспись, дымковские игрушки и др.)

11. Видеоматериал с различных выставок и семинаров МППС

12. Дидактический стенд «Ступеньки мастерства»

13. Выставочный стенд и выставочная витрина «Наши руки не знают скуки»

14. Образцы поделок, изделий по различным тематическим разделам программы

15. Дидактические куклы с комплектом одежды

16. Настенные декоративные панно для украшения интерьера мастерской, изготовленные в различной технике

17. Библиотечка методической литературы и книжных новинок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. По предмету "Ручной труд" 9 класс (для учащихся с умеренной степенью умственной отсталостью)

 Рабочая программа по ручному труду для 9 класса (для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости) разработана на основе Программы обучения обучающихся с умеренной и тяжёлой умс...

Рабочая программа. По предмету "Ручной труд" 9 класс (для учащихся с умеренной степенью умственной отсталостью)

 Рабочая программа по ручному труду для 9 класса (для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости) разработана на основе Программы обучения обучающихся с умеренной и тяжёлой умс...

Рабочая программа по предмету «Ручной труд», ОВЗ первый год обучения надомно.

Рабочая программа по предмету «Ручной труд», ОВЗ первый год обучения надомно....

Рабочая программа по предмету «Ручной труд» 3-4 классы

Адаптированная рабочая программа «Ручной труд» разработана для глухих обучающихся 3 и 4 классов. Данная программа содержит пояснительную записку, содержание курса освоения данного предмета...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУЧНОЙ ТРУД» для 4 класса

Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 4 класса   с интеллектуальными нарушениями.Рабочая программа ориентирована на учебник: «Технология. Ручной труд»  для 4...

Рабочая программа по предмету " Ручной труд" 1 класс VIII вид для детей с ОВЗ

Рабочая программа разработанна на 2022-2023 учебный год, по предмету " Ручной труд" 1 класс ФГОС, VIII вид, для детей с ОВЗ.Программа расчитана на 64 часа ( 2 раза в неделю)....