рабочая программа по ФГОС ручной труд 1 класс для детей с ОВЗ (VIII вид)
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.
БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
― формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
― овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
― развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:
•определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;
•определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов;
Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения школе.
I (I1)-IV классы
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
Характеристика базовых учебных действий
Личностные учебные действия
Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать; писать; выполнять арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Программа учебного предмета
I-IV классы
РУЧНОЙ ТРУД
Пояснительная записка
Труд – это основа любых культурных достижений, один из главных видов деятельности в жизни человека.
Огромное значение придается ручному труду в развитии ребенка, так как в нем заложены неиссякаемы резервы развития его личности, благоприятные условия для его обучения и воспитания.
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности учащегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Задачи изучения предмета:
― формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека.
― формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека.
― расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей.
― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования.
― формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности.
― формирование интереса к разнообразным видам труда.
― развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи).
― развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
― развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений.
― развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).
― формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации.
― формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.
Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает:
― коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
― развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия;
― коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.
Ручной труд
Минимальный уровень:
знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
знание видов трудовых работ;
знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;
анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей;
пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
составление стандартного плана работы по пунктам;
владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом; древесиной; конструировать из металлоконструктора);
выполнение несложного ремонта одежды.
Достаточный уровень:
знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
знание видов художественных ремесел;
нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;
осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное расходование материалов;
использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;
выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.
Работа с глиной и пластилином
Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина ― строительный материал. Применение глины для изготовления посуды. Применение глины для скульптуры. Пластилин ― материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным, пластическим, комбинированным. Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.
Работа с природными материалами
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Работа с тростниковой травой. Изготовление игрушек из желудей. Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия).
Работа с бумагой
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:
- разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации;
- разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и устройство;
- разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа.
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей».
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).
Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).
Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).
Картонажно-переплетные работы
Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства картона. Картонажные изделия. Инструменты и приспособления. Изделия в переплете. Способы окантовки картона: «окантовка картона полосками бумаги», «окантовка картона листом бумаги».
Работа с текстильными материалами
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:
Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).
Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).
Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз»,
Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка «прямой строчкой», вышивка прямой строчкой «в два приема», «вышивка стежком «вперед иголку с перевивом», вышивка строчкой косого стежка «в два приема».
Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнется, утюжится; лицевая и изнаночная сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами, прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с нитками (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка рисунка).
Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность раскроя деталей из ткани.
Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой «косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки).
Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные переплетения). Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное переплетение).
Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения (изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена).
Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).
Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом и т.д.). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами. Изготовление и пришивание вешалки
Работа с древесными материалами
Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия «дерево» и «древесина». Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто работает с древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура).
Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями (зачистка напильником, наждачной бумагой).
Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка точилкой).
Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки, древесных заготовок для спичек). Клеевое соединение древесных материалов.
Работа металлом
Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные, цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет металла. Технология ручной обработки металла. Инструменты для работы по металлу.
Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги: «сминание», «сгибание», «сжимание», «скручивание», «скатывание», «разрывание», «разрезание».
Работа с проволокой
Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая, гнется). Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой.
Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание в спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на карандаш», «сгибание под прямым углом».
Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц, зверей, человечков.
Работа с металлоконструктором
Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора. Набор деталей металлоконструктора (планки, пластины, косынки, углы, скобы планшайбы, гайки, винты). Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечный ключ, отвертка).
Соединение планок винтом и гайкой.
Комбинированные работы с разными материалами
Виды работ по комбинированию разных материалов:
пластилин, природные материалы; бумага, пластилин; бумага, нитки; бумага, ткань; бумага, древесные материалы; бумага пуговицы; проволока, бумага и нитки; проволока, пластилин, скорлупа ореха.
Цель: обучение простейшим практическим знаниям и умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.
Основные задачи:
Личностные учебные действия:
- Формировать осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- формировать самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
Коммуникативные учебные действия:
учить обучающихся:
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;
- сотрудничать с взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать,конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Регулятивные учебные действия:
учить обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
учить обучающихся:
Знать:
- правила рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
- названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства;
- знать и использовать правила безопасной работы с режущими и колющими инструментами соблюдать санитарно-гигиенические требований при выполнении трудовых работ;
- приемы работы с бумагой, работы пластилином, природным материалом, нитками;
- приемы, формообразования, соединения деталей;
Уметь:
- осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировать ход практической работы;
- оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец)
- уметь по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий;
- правильно располагать детали, соблюдать пропорций, рационально располагать материал на рабочем столе;
- употреблять в речи слове, характеризующих пространственные признаки предметов и пространственные отношений между ними.
- при изготовлении изделий планировать ближайшее операции по предметной карте и без нее;
1 класс
Место предмета в учебном плане
Общее количество часов в год 68 ч.
Количество часов в неделю –2часа.
Первая четверть
Вводное занятие
Беседа о труде и профессиях. Ознакомление учащихся с особенностями урока труда.
Работа с пластилином
Упражнения в подготовке материала к лепке.
Изготовление лесенки, забора, домика, ёлки из предварительно подготовленных палочек и столбиков различной длины и толщины.
Лепка по образцу предметов шаровидной формы: бус, ягод, мяч.
Лепка по образцу овощей и фруктов: яблоко, помидор, апельсин; составление композиции из изготовленных овощей и фруктов.
Лепка по образцу предметов овальной формы: слива, огурец, картофель; составление композиции.
Работа с природным материалом
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.
Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев (большой, маленький).
Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных цветков; составление композиции.
Составление по образцу сюжетной картины из засушенных листьев: «Отлёт птиц», «Букет».
Работа с бумагой
Упражнения в сгибании и разрывании бумаги по прямым линиям, изготовление книжек.
Изготовление по образцу наборной линейки из листа плотной рисовальной бумаги.
Изготовление из плотной бумаги по образцу летающих игрушек: стрелы, змея.
Изготовление по образцу шапочки-пилотки из газетной или обёрточной бумаги.
Изготовление по образцу стаканчика для семян.
Упражнение в разрезании ножницами по следу сгиба. Вырезание квадратов, прямоугольников из полосы, образованные путём складывания.
Вырезание квадратов, прямоугольников, размеченных по шаблону.
Скругление углов прямоугольников и квадратов на глаз.
Вторая четверть
Работа с пластилином
Лепка по образцу моркови, перца, груши, грибов.
Изготовление по образцу ежа из пластилина.
Изготовление по образцу цветка: цветоложе из пластилина, лепестки из природного материала.
Изготовление по образцу бабочки из пластилина и крылаток клёна.
Изготовление рыбки из шишки, хвост и плавники из пластилина.
Изготовление по образцу мышки, утёнка из жёлудя, используя проволоку.
Работа с бумагой
Изготовление ёлочных гирлянд из полосок цветной бумаги.
Изготовление гирлянд змейка.
Изготовление деталей аппликаций на флажки. Упражнение в разрезании по намеченным кривым линиям.
Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам, изображений овощей и фруктов.
Изготовление образцу флажков из цветной бумаги.
Третья четверть
Работа с пластилином с применением инструментов
Лепка по образцу рельефов букв и цифр.
Лепка по образцу стилизованной фигуры человека.
Работа с природным материалом (многодетальные изделия)
Изготовление по образцу птички из пластилина, веточек. Шишек.
Изготовление по образцу кораблика из грецкого ореха, ракушек, сосновой коры с парусом из листьев или бумаги.
Изготовление по образцу совы из шишки с деталями из бумаги.
Изготовление по образцу поросёнка из шишки.
Изготовление по образцу пингвина из шишки и деталями из пластилина.
Оформление макетов изготовленными изделиями с создание игровой ситуации.
Работа с бумагой (аппликации)
Составление по образцу композиции из геометрических фигур (снеговик, домик).
Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур, чередующихся по форме и цвету (круг, квадрат, прямоугольник).
Самостоятельное изготовление орнамента в квадрате.
Составление по образцу композиций: лодочка, пирамидка, фрукты, овощи.
Работа с нитками
Свойства ниток: упражнения в разрывании, резании ниток разной длины. Связывание, наматывании е ниток.
Витьё шнура из толстых цветных ниток. Завязывание узелков.
Изготовление цветка, кисточки из цветных ниток.
Четвёртая четверть
Работа с пластилином (макеты)
Лепка по образцу и представлению деталей для макетов на темы сказок («Репка», «Колобок»). Работа в группе.
Работа с бумагой (аппликация)
Изготовление растительного орнамента в полосе.
Работа с нитками (шитьё по проколу)
Упражнения: вдевание нитки в иголку, закрепление нитки в начале и в конце строчки.
Шитьё по проколам способом «игла вверх-вниз» на полосе картона.
Вышивание по готовым проколам геометрических фигур: квадрат, круг, прямоугольник. Закрашивание контура.
Вышивание по готовым проколам контуров овощей и фруктов, с последующим закрашиванием.
Вышивание по рисунку с самостоятельным прокалыванием и последующим раскрашиванием.
Вышивание разнообразных фигур по рисунку с самостоятельным прокалыванием («игла вверх-вниз»).
2 класс
Место предмета в учебном плане
Общее количество часов в год 34 ч.
Количество часов в неделю –1часа.
1 четверть
Работа с глиной
Лепка на плоскости форм прямоугольных геометрических тел (куб, параллелепипед).
Лепка дидактического материала с применением стеки и резака, кубик большой, маленький, брусок высокий, низкий. Складывание из вылепленных деталей башни, дома.
Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольные геометрические формы: киянки, рубанка, молотка с квадратным бойком (первое изделие по образцу, остальные самостоятельно.
Лепка по образцу или с натуры игрушек: автобуса, грузового и легкового автомобиля. Игра «правила уличного движения» (используя изделия). Слабые учащиеся лепят по образцу.
Работа с природными материалами (многодетальные объёмные изделия).
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.
Изготовление по образцу птичек из желудей, перьев и палочек или ослика из желудей, крылаток ясеня, палочек.
Самостоятельное изготовление по образцу зайца из желудей, палочек, крылаток, проволоки.
Самостоятельное изготовление по образцу рыбки, черепахи из персиковой косточки, бумажных, поролоновых, кожаных деталей.
Самостоятельное изготовление по иллюстрации свиньи из кукурузной кочерыжки, еловой шишки, палочек и бумажных деталей.
Работа с бумагой и картоном
Изготовление пакета из бумаги для хранения изделий, украшение его аппликацией.
Изготовление счётного материала в форме полосок, квадратов, треугольников, кругов. Разметка бумаги тонкого картона по шаблонам. Резание ножницами по по прямым и кривым линиям. Оклеивание картона цветной бумагой с одной стороны.
Работа с текстильными материалами
Изготовление стилизованных ягод из связанных пучков нитей: плетение косичек.
Изготовление стилизованных фигурок (мальчика, девочки) из связанных пучков нитей, шпагата, тесьмы.
Пришивание пуговиц с двумя отверстиями – повторение приёмов шитья (игла вверх-вниз). Завязывание узелка.
Экскурсия в швейное ателье.
2 четверть
Работа с пластилином
Лепка предметов цилиндрической формы : кружки, стаканы для карандашей. Нанесение с помощью стеки геометрического орнамента из треугольников в полосе. Для слабых учащихся нанесение узора необязательно. Первое изделие выполняется по образцу, остальные – с натуры.
Лепка с натуры посуды конической формы: ведёрка, цветочного горшка. Нанесение с помощью стеки орнамента из прямых и волнистых линий. Первое изделие выполняется по образцу, остальные – с натуры.
Лепка с натуры и по представлению чайной посуды в форме шара, цилиндра, конуса и круга (чайника для заварки, чашки с блюдцем, десертной тарелки). Нанесение узора с помощью стеки по выбору учащихся. Проведение игры «Накрой стол». Слабые учащиеся выполняют работу с натуры.
Работа с природными материалами (аппликационные работы и панно)
Составление композиции по образцу и представлению из засушенных листье, цветов, трав, соломы, бересты, мха, перьев, зёрен, опилок на плотной подложке. (декоративные узоры, сюжетные композиции к прочитанным сказкам и рассказам, фигурки животных).
Слабые учащиеся выполняют работу по образцу.
Работа с бумагой и картоном
Изготовление закладки. Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации. Резание бумаги и картона по линиям разметки, наклеивание на изделия из картона аппликации.
Изготовление из картона плоских ёлочных игрушек и гирлянд в форме различных стилизованных изображений грибов, офощей, фруктов, рыб, птиц, животных игрушек. Обклеивание их цветной бумагой с одной стороны. Слабые учащиеся изготовляют изделия несложным контуром.
3 четверть
Работа с пластилином
Лепка по образцу стилизованных фигурок птиц: цыплёнка, утёнка, утки, гуся.
Лепка по образцу фигурок животных: кошки и белки.
Самостоятельная лепка с натуры игрушек: медвежонка, зайца, лисы. Для слабых учащихся лепка по образцу.
Работа с природными материалами.
Коллективное изготовление макета к сказке «Теремок». Слабые учащиеся выполняют простейшие детали. Оформление макета с помощью учителя. Проведение игры по сказке
Изготовление макета к прочитанным сказкам группами в два человека.
Работа с бумагой и картоном
Изготовление закладки из тонкого картона. Разметка бумаги и картона по линейке, разрезание бумаги и картона по линиям разметки ножницами. Оклеивание картона бумагой с обеих сторон.
Изготовление аппликации (грузовик, автофургон) с разметкой подложки и деталей по линейке.
Изготовление из бумаги и картона с использованием материалоотходов поздравительных открыток, сувениров.
Работа с текстильным материалом
Упражнение в раскрое ткани по готовой выкройке в форме квадрата или прямоугольника. Составление коллекции тканей с чётко выраженной лицевой и изнаночной стороной на подложке из картона
Ознакомление с ручными стежками (смёточный стежок). Упражнение на полосе бумаги в клетку.
Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением, раскроенной по самостоятельно составленной выкройке, смёточным стежком. Оформление концов закладки кисточкой.
Изготовление игольницы по самостоятельно вычерченной выкройке в форме квадрата из двух сложенных вместе кусочков ткани.
4 четверть
Работа с пластилином
Лепка по представлению свободных композиций: «Колобок и лиса», «Маша и медведь», «Лиса и журавль».
Работа с бумагой
Изготовление по образцу мебели (стол, кресло) из коробочек, картона и бархатной бумаги.
Изготовление по образцу плоской модели трёхсекционного светофора.
Изготовление по образцу указателя «переход». Провести игру «Переход улицы», используя изделия учащихся.
Изготовление по образцу подушечки для иголок из картона, бархатной бумаги и ткани.
Работа с текстильными материалами
Выполнение стежка «шнурок»: упражнения в полосе бумаги в клетку. Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением. Оформление концов закладки кисточками.
Вышивание салфетки из канвы стежками смёточными и «шнурок». Инструменты, применяемые при работе с тканью. Подбор ниток для вышивки по цвету, толщине. Организация рабочего места. Правила безопасной работы.
3 класс
Место предмета в учебном плане ОУ
Общее количество часов в год 34 ч.
Количество часов в неделю –1часа.
1 четверть
Работа с природным материалом
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.
Изготовление по образцу жирафа из кукурузных початков, моркови, кочерыжек, палочек и бумажных деталей.
Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски жёлудя, проволоки, пластилина.
Работа с бумагой и картоном
Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок.
Работа с проволокой
Экскурсия в столярную мастерскую.
Сгибание проволоки под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру.
Изготовление деталей для работы с природным материалом.
Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц, животных. Выполнение изделий по показу.
Работа с древесиной
Экскурсия в столярную мастерскую.
Выполнение упражнений: сломать лучину, расколоть ножом небольшую заготовку вдоль волокон, срезать под углом, зачистить наждачной бумагой. Изготовление подставок квадратной и прямоугольной формы из фанеры для изделий из природных материалов.
Изготовление по образцу флажков и цветов к празднику из бумаги и палочек, обработанных напильником и наждачной бумагой.
Изготовление по образцу плечиков для одежды из круглой палочки и проволоки, колышков из палочек квадратного сечения для комнатных цветов.
2 четверть
Работа с природным материалом
Изготовление по замыслу объёмных изделий из различных материалов (после экскурсий, чтения книг, просмотра кинофильма).
Работа с металлоконструктором
Упражнения в завинчивании гайки рукой. Сборка по образцу треугольника из трёх плоских планок. Выполнение приёмов работы ключом и отвёрткой.
Составление из плоских фигур сложных фигур (домик, машина, паровоз). Разборка собранных изделий.
Сборка по образцу лопатки, грабель. Разборка изделий.
Сборка по образцу лесенки. Разборка изделия.
Сборка по образцу стола. Разборка изделия.
Сборка по образцу и техническому рисунку стула. Разборка изделия.
Работа с бумагой и картоном
Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации.
Изготовление ёлочных игрушек.
Изготовление плоских карнавальных масок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями.
3 четверть
Работа с бумагой и картоном
Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке.
Изготовление обложки для проездного билета.
Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки.
Изготовление папки для тетрадей без клапанов, с завязками.
Работа с текстильными материалами
Ознакомление с косым обмёточным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам.
Изготовление закладки из фотоплёнки с цветным вкладышем. Оформление концов закладки кисточками.
Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.
Изготовление кармашка из клеёнки или бархатной бумаги для счётных палочек, ножниц. Обмётывание боковых срезов по готовым проколам косыми стежками.
Изготовление по образцу подушечки-прихватки по самостоятельно составленной выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани.
Работа с древесиной
Подготовительные упражнения: вбить гвоздь в древесину мягкой породы извлечь гвоздь и распрямить подготовить буравчиком гнездо под шуруп, ввернуть шуруп.
Изготовление по образцу из готовых полуфабрикатов кукольной мебели с применением деталей на гвоздях (стол, стул, кресло, кровать).
Самостоятельное изготовление по образцу из полуфабрикатов несложных игрушек-лопаток, носилок, корабликов.
4 четверть
Работа с картоном и бумагой
Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развёрстки и коробки по шаблону и по линейке. Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги.
Работа с текстильными материалами
Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание рисунка. Переведённого на льняное полотно, ручными стежками, оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца.
Работа с металлоконструктором
Самостоятельная сборка по образцу и техническому рисунку стола с перекрещенными ножками.
Самостоятельная сборка по техническому рисунку дорожного знака.
Самостоятельная сборка по образцу и представлению различных видов тележек.
Работа с древесиной
Самостоятельное изготовление по образцу и представлению вагончика, тележки, машины.
4 класс
Место предмета в учебном плане ОУ
Общее количество часов в год 34 ч.
Количество часов в неделю –1часа.
Работа с бумагой и картоном
Аппликация – орнамент (коврик) Предметные аппликации (дом, автомобиль, жилая комната).
Объёмные игрушки из картона и бумаги. Модель парашюта. Модель планера. Макет комнаты.
Пакеты и конверты. Пакеты для семян Карманы для библиотечных формуляров. Конверты для почтовых отправлений.
Ёлочные украшения. Фонарики. Гирлянды. Снежинки. Корзиночки. Полумаски. Чемоданчики для новогодних подарков.
Коробки открыты коробки разных размеров и формы из тонкого картона.
Работа с тканью
Изготовление ткани. Макет полотняного переплетения нитей в ткани из полосок цветной бумаги.
Салфетки-прихватки. Салфетки для переноса горячей посуды из двух слоёв ткани, с обработкой срезов украшающими стежками «через край». Другие виды обработки салфеток прихваток
Подушечка для игл 10Х10см., украшенная орнаментом из отделочных стежков.
Ремонт одежды
Пришивание пуговиц. Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде. Стачивание распоровшегося шва.
Мягкие игрушки
Набивные игрушки из готового кроя (рыбки, гриб, заяц, медвежонок, утка).
Работа с металлом и древесиной
Изделия из проволоки. Декоративные фигурки зверей и птиц (гибка по контуру рисунка). Цепочки в 2-3 оборота. Подставки под книги.
Изделия из жести и тонколистового металла. Коробочки из вырезанных по размерам заготовок. Игрушка «летающий пропеллер».
Изделия из древесины
Игрушечная мебель (из выструганных по ширине и толщине заготовок).
Модели транспортных средств: повозка, трактор, грузовой автомобиль.
Поделки из природного материала.
Изделия из фанеры
Силуэт с преимущественно прямоугольными кромками (сельский дом, грузовая машина).
Силуэт птиц и зверей.
Календарно - тематическое планирование по ручному труду в 1 классе ФГОС (68 ч.)
№ | Кол-во час. | Дата проведения | Тема урока | Вид контроля | Предметные результаты | Личностные результаты | ||
План | Факт | |||||||
1 | 1 | Водное занятие. Беседа о труде и профессиях. Соблюдение ТБ и санитарно-гигиенических требований. | Названия нескольких профессий. Соблюдать ТБ и санитарно-гигиенические требования. | Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы. | ||||
1 четверть | ||||||||
Работа с пластилином | ||||||||
2 | 1 | Упражнения в подготовке материала к лепке | . Правила гигиены при работе с пластилином. Приготовить рабочее место с соблюдением правил гигиены. | Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. Выполнять правила безопасного поведения в школе. Адекватно воспринимать оценку учителя | ||||
3 | 1 | Изготовление лесенки, забора, домика, ёлки. | Работа по образцу | Употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов. Сравнивать образец с натуральным объектом. Выполнять работу по инструкции. | ||||
4 | 1 | Лепка по образцу предметов шаровидной формы: бус, ягод, мяч. | Работа по образцу | Выделить существенные общие признаки. Выполнять работу по образцу. | ||||
5 | 1 | Лепка по образцу овощей и фруктов. Составление композиции. | Работа по образцу | Выделить существенные общие признаки. Выполнять работу по образцу. | ||||
6 | 1 | Лепка по образцу предметов овальной формы. | Геометрические фигуры. Узнавать овальные геометр. тела. | |||||
Работа с природным материалом | ||||||||
7 | 1 | Экскурсия в природу. Сбор природного материала. | Названия деревьев, осенних месяцев. Хранение природного материала. | Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. Выполнять правила безопасного поведения в школе. Адекватно воспринимать оценку учителя | ||||
8 | 1 | Наклеивание на подложке из цветной бумаги засушенных листьев. | Правила работы по образцу. | |||||
9 | 1 | Наклеивание на подложке из цветной бумаги засушенных цветков, составление композиции. | Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. | |||||
10 | 1 | Составление сюжетной картины из засушенных листьев «Отлёт птиц», «Букет» | Дать отчёт о последовательности изготовления изделия | |||||
Работа с бумагой | ||||||||
11 | 1 | Упражнения в сгибании, разрывании по прямым линиям. Изготовление книжек. | Применение картона. Отличать бумагу от картона | Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. Выполнять правила безопасного поведения в школе. Адекватно воспринимать оценку учителя | ||||
12 | 1 | Изготовление наборной линейки. | Применение бумаги. Соблюдать пропорции и размеры изделия. | Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому восприятию. | ||||
13 | 1 | Изготовление летающих игрушек: змей, стрелы. | Выполнять работу по образцу | |||||
14 | 1 | Изготовление шапочки-пилотки. | Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами | |||||
15 | 1 | Изготовление стаканчика для семян. | Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами | |||||
16 | 1 | Упражнение в разрезании ножницами по сгибу. Вырезание квадратов, прямоугольников из полосы. | Правила ТБ при работе с ножницами. Геометрические фигуры. Озвучивать план работы, называя используемые материалы, инструменты. | |||||
17 | 1 | Вырезание квадратов, прямоугольников, размеченных по шаблону. | Геометрические фигуры. Озвучивать план работы, называя используемые материалы, инструменты. | |||||
18 | 1 | Скругление прямоугольников и квадратов на глаз. | Геометрические фигуры. Озвучивать план работы, называя используемые материалы, инструменты. | |||||
2 четверть | ||||||||
Работа с пластилином | ||||||||
19 20 | 2 | Лепка по образцу моркови, перца, груши, грибов. | Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому восприятию. | |||||
21 22 | 2 | Изготовление по образцу цветка: цветоложе из пластилина, лепестки из природного материала. | Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами | |||||
23 24 | 2 | Изготовление по образцу бабочки из пластилина и крылаток клёна. | Целостный социально ориентированный взгляд на мир в единстве с природой | |||||
25 26 | 2 | Изготовление рыбки из шишки, хвост и плавники из пластилина. | ||||||
27 28 | 2 | Изготовление по образцу мышки, утёнка из жёлудя, используя проволоку. | ||||||
Работа с бумагой | ||||||||
29 | 1 | Изготовление ёлочных гирлянд из полосок цветной бумаги. | Соблюдать пропорции и размеры изделия. Правила ТБ при работе с ножницами. | Целостный социально ориентированный взгляд на мир в единстве с природой | ||||
30 | 1 | Изготовление гирлянд змейка. | ||||||
31 32 | 2 | Изготовление деталей аппликации на флажке. Упражнение в разрезании по намеченным кривым линиям. | ||||||
33 | 1 | Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам, изображение овощей и фруктов | Самостоятельность в выполнении учебных заданий. | |||||
34 | 1 | Изготовление по образцу флажков из цветной бумаги. | ||||||
3 четверть | ||||||||
Работа с пластилином с применением инструментов | ||||||||
35 | 1 | Лепка по образцу рельефов букв и цифр. | Правила гигиены при работе с пластилином. Приготовить рабочее место с соблюдением правил гигиены. | Целостный социально ориентированный взгляд на мир в единстве с природой | ||||
36 | 1 | Лепка по образцу стилизованной фигуры человека. | Свойства различных природных материалов. Сравнивать образец с натуральным объектом. Выполнять работу по инструкции. | |||||
37 | 1 | Изготовление по образцу птички из пластилина, веточек, шишек. | Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. Выполнять правила безопасного поведения в школе. | |||||
38-39 | 2 | Изготовление по образцу кораблика из грецкого ореха, ракушек, сосновой коры с парусом из листьев или бумаги. | Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей | |||||
40 | 1 | Изготовление по образцу совы с деталями из бумаги. | ||||||
47 | 1 | Изготовление по образцу поросёнка из шишки. | ||||||
48 | 1 | Изготовление по образцу пингвина из шишки с деталями из пластилина. | ||||||
49 | 1 | Оформление макетов изготовленными изделиями. | ||||||
Работа с бумагой (аппликация) | ||||||||
50 51 | 2 | Составление по образцу композиции из геометрических фигур (снеговик, домик) | Правила ТБ при работе с ножницами. | Целостный социально ориентированный взгляд на мир в единстве с природой | ||||
52 | 1 | Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур, чередующихся по форме, цвету (круг, квадрат, прямоугольник). | Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. | |||||
53 | 1 | Самостоятельное изготовление орнамента в квадрате. | Геометрические фигуры. Озвучивать план работы, называя используемые материалы, инструменты. | Самостоятельность в выполнении учебных заданий. | ||||
54 | 1 | Составление по образцу композиций: лодочка, пирамидка, фрукты, овощи. | ||||||
Работа с нитками | ||||||||
55 | 1 | Свойства ниток: упражнения в разрывании, резании ниток разной длины. Связывание, наматывание. | Свойства ниток. | Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. Выполнять правила безопасного поведения в школе. | ||||
56 | 1 | Витьё шнура из толстых цветных ниток. Завязывание узелков. | Дать отчёт о последовательности изготовления изделия | |||||
57 | 1 | Изготовление цветка, кисточки из цветных ниток. | ||||||
4 четверть | ||||||||
Работа с пластилином (макеты) | ||||||||
58 59 | 2 | Лепка по образцу и представлению деталей для сказок «Репка», «Колобок» | Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства | Самостоятельность в выполнении учебных заданий. | ||||
Работа с бумагой (аппликация) | ||||||||
60 61 | 2 | Изготовление растительного орнамента в полосе. | Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. | Самостоятельность в выполнении учебных заданий. | ||||
Работа с нитками (шитьё по проколу) | ||||||||
62 | 1 | Упражнения: вдевание нитки в иголку, закрепление нитки в начале и в конце строчки. | Свойства ниток. | Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. Выполнять правила безопасного поведения в школе. Адекватно воспринимать оценку учителя | ||||
63 | 1 | Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз» | Дать отчёт о последовательности изготовления изделия | |||||
64 | 1 | Вышивание по готовым проколам геометрических фигур: квадрат, круг, прямоугольник. Закрашивание контура. | ||||||
65 | 1 | Вышивание по готовым проколам контуров овощей и фруктов, с последующим закрашиванием. | Дать отчёт о последовательности изготовления изделия | |||||
66 | 1 | Вышивание по рисунку с самостоятельным прокалыванием и последующим раскрашиванием. | Дать отчёт о последовательности изготовления изделия | |||||
67 | 1 | Вышивание разнообразных фигур по рисунку с самостоятельным прокалыванием. | Дать отчёт о последовательности изготовления изделия | Самостоятельность в выполнении учебных заданий. | ||||
68 | 1 | Итоговый урок |
Календарно - тематическое планирование по ручному труду во 2 классе ФГОС (68 ч.)
№ | Часы | Тема урока | Предметные | Личностные результаты | дата | |
результаты |
«Работа с природными материалами». Беседа о труде и профессиях. Соблюдение ТБ и санитарно-гигиенических требований. | Названия нескольких профессий. Соблюдать ТБ и санитарно-гигиенические требования. | Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. Выполнять правила безопасного поведения в школе. Адекватно воспринимать оценку учителя. | ||||
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. Условия хранения природного материала. | Названия деревьев, осенних месяцев. Хранить природный материал. | |||||
Беседа о свойствах материалов (цвет, форма, твёрдость и т.п.) Изготовление по образцу птички из желудей, перьев и палочек. | Свойства различных природных материалов. Сравнивать образец с натуральным объектом. Выполнять работу по инструкции. | Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. Выполнять правила безопасного поведения в школе. Адекватно воспринимать оценку учителя | ||||
Изготовление по образцу рыбки, черепахи из скорлупы ореха, пластилина. | Части тела рыбки. Составлять план работы по вопросам учителя. | |||||
Самостоятельное изготовление по иллюстрации свиньи из еловой шишки, палочек и бумажных деталей. | Самостоятельн ая работа. | Самостоятельно ориентироваться в задании по иллюстрации. | ||||
«Работа с глиной и пластилином». Организация рабочего места при выполнении лепки. Соблюдение правил гигиены. | Правила гигиены при работе с пластилином. Приготовить рабочее место с соблюдением правил гигиены. | |||||
Беседа «Глина, её применение в промышленности». Лепка куба и параллелепипеда. | Свойства глины и её применение в хозяйстве. Анализировать изделие по вопросам учителя. | Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. Выполнять правила безопасного поведения в школе. Адекватно воспринимать оценку учителя | ||||
Лепка кубиков и брусков разных размеров. Складывание из них башни. | Употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов. | |||||
Лепка инструментов, имеющих прямоугольную форму (молоток, рубанок) | Геометрические фигуры. Узнавать прямоугольные геометр. тела. | |||||
Лепка по образцу игрушек: автобуса, автомобиля. Игра «Правила уличного движения» | Правила дорожного движения. Осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя. | |||||
«Работа с бумагой и картоном». Правила безопасности при работе с ножницами. Беседа «Применение и назначение картона. Его свойства». | Правила ТБ при работе с ножницами. Применение картона. Отличать бумагу от картона | Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. Выполнять правила безопасного поведения в школе. Адекватно воспринимать оценку учителя | ||||
Изготовление пакета из бумаги для хранения изделий. | Применение бумаги. Соблюдать пропорции и размеры изделия. | |||||
Украшение пакета аппликацией. | Выполнять работу самостоятельно |
Изготовление счетного материала в форме полосок, квадратов, кругов. Оклеивание его цветной бумагой. | Геометрические фигуры. Озвучивать план работы, называя используемые материалы, инструменты. | ||||
«Работа с текстильными материалами». Экскурсия в швейную мастерскую. | тест | Назначение швейной мастерской. Рассказывать о том, что увидели по вопросам учителя. | Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. Выполнять правила безопасного поведения в школе. Адекватно воспринимать оценку учителя | ||
Свойства ниток. Плетение косички. | Свойства ниток. Определять на глаз длину, ширину изделия. Плести косичку | ||||
Изготовление куколки из связанных пучков нитей. | Накручивать нитки на |
№ | Час | Тема урока | контроля | Предметные результаты | Личностные результаты | дата |
II четверть | ||||||
«Работа c пластилином» Лепка предметов цилиндрической формы: кружка, | Санитарно-гигиенические правила при работе с пластилином. Определять форму, размер предметов. | |||||
Лепка с натуры посуды конической формы: ведёрка, цветочного горшка. | Приём вдавливания и расплющивания. Работать по образцу. Наносить рисунок с помощью стеки. | Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. Выполнять правила безопасного поведения в школе. Адекватно воспринимать оценку учителя | ||||
Самостоятельная лепка цветочного горшка с цветком. | Самостояте льная работа | Приём вдавливания и расплющивания. Наносить узор с помощью стеки. | ||||
Лепка с натуры и по представлению чайной посуды в форме шара, цилиндра. | Свойства глины. Признаки керамической посуды из глины. Украшать изделие цветным пластилином. | |||||
1 | Самостоятельная лепка посуды разной формы. Нанесение узора с помощью стеки. | Самостояте льная работа. | Приём вдавливания и расплющивания. Работать самостоятельно | Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. Выполнять правила безопасного поведения в школе. Адекватно воспринимать оценку учителя | ||
«Работа с природными материалами». Составление композиции из засушенных листьев по образцу. | Свойства засушенных листьев, цветов и т.п. | |||||
Изображение божьей коровки из манки и бумаги. | Правила работы с |
1 | Составление композиции на тему «Зоопарк» из засушенных листьев, перьев, опилок. | Г Употреблять в речи пространственные признаки предметов.еометрические формы. | Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. Выполнять правила безопасного поведения в школе. Адекватно воспринимать оценку учителя | |||
Самостоятельное составление букета из природных материалов. | Самостояте льная работа. | Правила работы с клеем. | ||||
1 | «Работа с бумагой и картоном» Изготовление закладки по шаблонам. | Элементарные сведения о сортах картона. Резать бумагу и картон по линиям разметки | ||||
Изготовление плоских ёлочных игрушек. | Рациональная разметка бумаги по трафарету. Оклеивать картон цветной бумагой. | Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. Выполнять правила безопасного поведения в школе. Адекватно воспринимать оценку учителя | ||||
Изготовление новогодней гирлянды по шаблонам в форме грибочков. | Рациональная разметка бумаги по трафарету. Сравнивать образец с натуральным объектом. | |||||
Изготовление новогодней гирлянды из разноцветных полосок бумаги. | Работа в парах. | Принцип чередования |
№ | Часы | Тема урока | Формы контроля | Предметные результаты | Личностные результаты | дата |
III четверть | ||||||
Лепка по образцу стилизованных фигур птиц: цыплёнка и утёнка. | Простые геометрические формы. Находить пропорции в изделии. | |||||
Самостоятельная лепка утки и гуся. | Самостоятель ная работа. | Способ примазывания. | ||||
фигур животных: кошки и белки. | Способ примазывания. | |||||
Самостоятельная лепка игрушек: мишки, зайца, лисы. | Самостоятель ная работа. | Способ примазывания. | ||||
«Работа с природными материалами». Коллективное изготовление макета к сказке «Теремок» | Санитарно -гигиенические требования при работе с прир. Материалами. | Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. Выполнять правила безопасного поведения в школе. Адекватно воспринимать оценку учителя | ||||
Продолжение работы. Проведение игры по сказке. | Правила составления макета. Закреплять детали на подставке. | |||||
Изготовление макета к сказке «Колобок» группами по 2 человека. | Свойства и применение проволоки, бумаги, пластилина. | |||||
«Работа с бумагой и картоном». Изготовление закладки из тонкого картона. | Правило склеивания картона с двух сторон. Делать разметку по линейке. Соблюдать пропорции. | Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. Выполнять правила безопасного поведения в школе. Адекватно воспринимать оценку учителя |
Изготовление аппликации грузовика. | При работе с линейкой отсчет вести от нулевого деления. | |||||
Изготовление открытки из материалоотходов. | Рационально применять материалоотходы | |||||
«Работа с текстильными материалами». Упр. В раскрое ткани по готовой выкройке в форме квадрата. | Применение и назначение ткани в жизни людей. Сорта тканей. Составление выкройки под руководством учителя. | Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. Выполнять правила безопасного поведения в школе. Адекватно воспринимать оценку учителя | ||||
Оформление коллекции тканей с четко выраженной лицевой и изнаночной стороной на подложке из картона. | Свойства тканей. | |||||
Ознакомление с ручными стежками. Смёточный стежок. | Виды ручных стежков. Выполнять смёточный | |||||
Вышивание закладки из канвы. | Выполнять смёточный шов. | |||||
Оформление концов закладки кисточками. | Составлять план работы. | |||||
Изготовление игольницы в форме квадрата из 2 сложений ткани. | Отчитываться о проделанной работе. |
№ | Часы | Тема урока | Вид контроля | Предметные результаты | Личностные результаты | |
IV четверть | ||||||
«Работа c глиной и пластилином». Лепка по представлению композиции к сказке «Маша и медведь» | Что такое макет. Свойства глины и пластилина. Соотносить элементы макета. | |||||
Лепка по представлению композиции к сказке «Маша и медведь» Продолжение работы. | Свойства глины и пластилина. Закреплять детали способом примазывания | Выполнять правила безопасного поведения в школе. Адекватно воспринимать оценку учителя | ||||
Самостоятельная лепка композиции к сказке «Колобок» | Самостоятел ьная работа. | Свойства глины и пластилина. Соотносить пространственное положение деталей. | ||||
«Работа с бумагой». Изготовление по образцу мебели (стол, стул). | Правила безопасности при работе с ножницами, клеем и т.п. Делать разметку по шаблону. | Выполнять правила безопасного поведения в школе. Адекватно воспринимать оценку учителя | ||||
1 | Самостоятельное изготовление по представлению кресла. | Делать разметку по шаблону. | ||||
Изготовление по образцу указателя «переход». Игра «Переход улицы». | Правила перехода через улицу. Оклеивать картон бумагой. | |||||
Изготовление по образцу плоской модели светофора. | Делать разметку по шаблону. | |||||
«Работа с текстильными материалами» Изготовление подушечки для иголок. | Делать разметку по шаблону. |
Выполнение стежка «шнурок». | Виды ручных стежков. | |||||
Вышивание закладки. | Виды ручных стежков. Выполнять стежок «шнурок» на полосе бумаги в клетку. | Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. | ||||
Вышивание салфетки стежком |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по художественному ручному труду для детей 7 - 10 лет "УМЕЛЫЕ РУКИ"
Цель программы - организация труда детей младшего школьного возраста, овладение ими различными приемами работы в рамках предметно-практической деятельности. Программа расчитана на 1 год занятий и охва...
Рабочая программа. По предмету "Ручной труд" 9 класс (для учащихся с умеренной степенью умственной отсталостью)
Рабочая программа по ручному труду для 9 класса (для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости) разработана на основе Программы обучения обучающихся с умеренной и тяжёлой умс...
Рабочая программа. По предмету "Ручной труд" 9 класс (для учащихся с умеренной степенью умственной отсталостью)
Рабочая программа по ручному труду для 9 класса (для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости) разработана на основе Программы обучения обучающихся с умеренной и тяжёлой умс...
Рабочая программа по предмету «Ручной труд», ОВЗ первый год обучения надомно.
Рабочая программа по предмету «Ручной труд», ОВЗ первый год обучения надомно....
Рабочая программа по предмету «Ручной труд» 3-4 классы
Адаптированная рабочая программа «Ручной труд» разработана для глухих обучающихся 3 и 4 классов. Данная программа содержит пояснительную записку, содержание курса освоения данного предмета...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУЧНОЙ ТРУД» для 4 класса
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 4 класса с интеллектуальными нарушениями.Рабочая программа ориентирована на учебник: «Технология. Ручной труд» для 4...
Рабочая программа по предмету " Ручной труд" 1 класс VIII вид для детей с ОВЗ
Рабочая программа разработанна на 2022-2023 учебный год, по предмету " Ручной труд" 1 класс ФГОС, VIII вид, для детей с ОВЗ.Программа расчитана на 64 часа ( 2 раза в неделю)....