Учебно-методическое обеспечение предмета "Технология"
учебно-методический материал по технологии (7 класс) по теме
Учебно-методического обеспечения предмета технологии
1. Основные подходы к формированию содержания образовательной области «Технология»
2. Современное учебно-методическое сопровождение программ по технологии
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: технологическое образование, предметы образовательной области «Технология» ( трудовое обучение, технология, черчение), профильное обучение и предпрофильная подготовка, учебно-методическое сопровождение программ по технологии, учебно-методические комплекты по технологии и черчению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-metodicheskaya_statya.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методическое обеспечение предмета технологии
1. Основные подходы к формированию содержания образовательной области «Технология»
2. Современное учебно-методическое сопровождение программ по технологии
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: технологическое образование, предметы образовательной области «Технология» ( трудовое обучение, технология, черчение), профильное обучение и предпрофильная подготовка, учебно-методическое сопровождение программ по технологии, учебно-методические комплекты по технологии и черчению.
1. Основные подходы к формированию содержания образовательной области «Технология»
Основные подходы к формированию содержания образовательной области «Технология» определены государственным образовательным стандартом общего образования (образовательная область «Технология»), утверждённым приказом Минобрнауки России от 5 марта 2004г. №1089.
В условиях реализации «Концепции модернизации российского образования на период до 2010г.» обновление содержания образования по технологии характеризуется несколькими явными тенденциями:
- разработка программ нового поколения, соответствующих, с одной стороны, требованиям нового образовательного стандарта, а с другой стороны – сохраняющих преемственность с традициями отечественного технологического образования и трудового воспитания;
- превращение проектной и (или) исследовательской деятельности учащихся в неотъемлемый элемент обучения технологии как предмету;
- ориентация в обучении технологии на ряд перспективных идей, в т.ч. на компетентностный подход к обучению и контролю качества обучения; внедрение профильного обучения и предпрофильной подготовки с выделением в обучении вариативной (профильной) части обучения технологии в 10-11 классах, с введением элективных курсов по технологии и т.п.; организация психолого-педагогической поддержки учащихся, нуждающихся в особом внимании (одарённые дети, дети с проблемами в развитии и т.п.);
- существенное расширение возможностей школы в организации обучения по-своему, с учётом местных условий;
и т.д.
Продолжает оставаться актуальной проблема ориентации курса технологии на проблемы трудового, нравственного, эстетического, экологического, валеологического воспитания.
Освоение теоретического материала, сведения исторического и прикладного характера, содействующие мотивации учения, развитию познавательных интересов школьников, должно сопровождаться освоением практических умений и навыков, знаний и навыков самостоятельной работы.
На данный момент преподавание технологии и черчения в школе ведётся с учетом обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования 1998-1999гг., а также государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования 2004г.
Сочетание требований этих двух нормативных документов характерно для технологической подготовки в учебных заведениях разного типа в переходный период. С одной стороны, некоторые школы уже начали переход на обучение по требованиям государственных образовательных стандартов общего образования (2004г.), с другой стороны – пока ещё зачастую применяются программы, вышедшие до 2004г. Точно так же не все школы ещё имеют возможности перейти на обучение по новому федеральному базисному учебному плану, утверждённому приказом Минобрнауки России от 9 марта 2004г. №1312.
При этом стоит отметить следующие новшества, внесённые указанными нормативными документами 2004г. в содержание предметов образовательной области «Технология»:
Учебный предмет «Технология» предлагается строить по модульному принципу с учетом возможностей образовательного учреждения и потребностей региона.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ основного общего образования отражен в двух традиционных для нашей школы направлениях “Технология. Технический труд” и “Технология. Обслуживающий труд”, которые теперь дополнены получившим, наконец, права, равные с двумя первыми - ”Технология. Сельскохозяйственный труд”.
Среднее (полное) общее образование становится двухуровневым, т.е. предполагается базовый и профильный уровни изучения технологии. Профильный уровень стандарта технологии ориентирован на подготовку учащегося к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности. Школы могут, исходя из своих возможностей и образовательных запросов обучающихся и их родителей, формировать разные профили обучения (в т.ч технологические).
Следует отметить, что технология не указывается в числе обязательных для изучения на базовом уровне (для всех профилей старшей школы) учебных предметов_*. Это означает, что технология как базовый учебный предмет может изучаться в 10-11 классах по выбору.
В то же время в федеральном базисном учебном плане допускается создание в школах таких профилей, как «Индустриально-технологический» (по разным направлениям), «Агротехнологический» и т.п., а также «Информационно-технологический» (который находится «на стыке» информатики и ИКТ и технологии.
Естественно, что указанные изменения и решение новых задач требует соответствующего учебно-методического обеспечения (сопровождения) технологического образования.
В соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации "Об образовании" Министерство образования и науки Российской Федерации "...самостоятельно принимает нормативные правовые акты, утверждающие ежегодно на основе экспертизы федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию".
На основании п.19 ст.28 Закона Российской Федерации "Об образовании" по заказу Минобразования России в рамках реализации научной отраслевой программы "Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования" в 2004г. разработаны примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.
Надо заметить, что нормативно-правовая база для обновления содержания технологического (как и общего образования в целом) постепенно совершенствуется и развивается в направлении стандартизации, упорядочения государственных требований и модернизации привычного содержания обучения, приведения его в соответствие с главными "вызовами эпохи". Так, в соответствии с письмом Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 7 июля 2005г. №03-1263"О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана" примерные программы объявлены "инструментом для реализации государственного стандарта общего образования в образовательных учреждениях и включают в себя три раздела: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам, требования к уровню подготовки выпускников".
Департамент государственной политики в образовании ещё в 2005/2006 учебном году обнародовал перечень программ по учебным предметам федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 9 марта 2004г. №1312). Программы, указанные в данном перечне, были опубликованы в тематических приложениях к официальному изданию Минобрнауки России - журналу "Вестник образования", а также размещены на официальном сайте Министерства http://www.mon.gov.ru.
Сегодня всё чаще заходит речь о государственных образовательных стандартах «нового поколения», однако эти документы, проекты которых уже учитывают требования компетентностного подхода, пока не коснулись образовательной области «Технология».
Наша практика работы с учителями показывает, что до сих пор научно- и учебно-методическое обеспечение современного преподавания технологии и черчения неизвестно заметному количеству учителей.
2. Современное учебно-методическое сопровождение программ по технологии
В широком смысле слова под учебно-методическим сопровождением программ можно понимать совокупность ряда ресурсов:
- в первую очередь – это учебники, учебные пособия, учебно-методические пособия и т.п.;
- это различные материалы сопровождения образовательного процесса как на печатной основе (или на «бумажном носителе»), так и на электронных носителях (включая хрестоматии, пособия для практикумов, словари, справочники, пособия для подготовки к экзаменам, аудио- и видеокурсы, сборники задач (задачники, «решебники») и сборники других дидактических материалов (заданий), рабочие тетради, сборники тестов, сборники поурочных разработок и т.п.);
- это и разного рода наглядные пособия и оснащение для ТСО (включая, в первую очередь, экранные ТСО – т.е. кодоплёнки, диапозитивы и т.п.), таблицы, комплекты иллюстраций и т.п.
Несколько особняком стоит в этом же ряду программное обеспечение для персональных компьютеров, мультимедийные средства и т.п.
Наиболее значительной частью этого перечня учебно-методического ресурса обучения технологии, очевидно, являются пока учебники (учебные пособия и пр.).
Неоднократно среди учителей технологии встречается заблуждение о том, что те или иные «хорошие» учебники почему-то не «разрешены», а другие (не такие «хорошие») «навязываются» школам.
Здесь следует пояснить следующее. Дело в том, что статьи Закона РФ «Об образовании» - 32-я (Компетенция и ответственность образовательного учреждения), 55-я (Права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки) указывают, что школа вправе решать вопросы «использования и совершенствования методик образовательного процесса и образовательных технологий; ...разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин; ...выбор учебников из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе», а учитель имеет право на «свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением...». Заметим, что эти положения включены в закон с 2002г.
Запретить учителю использовать тот или иной учебник можно только в «экстремальных» случаях (когда, например, применение какого-то учебника наносит явный вред психическому или физическому здоровью учащихся).
Тем не менее, ежегодно (и уже на протяжении ряда лет) публикуются списки учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе Министерством образования и науки РФ (Минобрнауки России). Изначально предполагалось, что именно эти, утверждённые федеральным перечнем Минобрнауки России, учебники должны приобретаться школами за бюджетные средства (с последующим бесплатным распределением среди учеников во временное пользование). Однако при нынешнем недостаточном финансировании данных статей бюджета учебники технологии зачастую приобретаются родителями. В этом случае оснований слепо придерживаться федерального перечня учебников не наблюдается.
Несколько слов о том, кто проводит экспертизу учебников, которые рекомендуются или допускаются к использованию в школах.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 11 января 2012г. №4 "Об экспертизе учебников" это, как правило, представители педагогического сообщества (в основном преподаватели столичных вузов, а также сотрудники российских академий).
К экспертным организациям Минобрнауки России для проведения экспертизы учебников на предмет соответствия содержания учебника федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (обязательному минимуму содержания общего образования), возрастным и психологическим особенностям обучающихся, а также принадлежности учебника к завершённой предметной линии относятся (как к почти всем школьным учебникам) по образовательным предметам "Технология" (1-11 кл.), "Информатика и ИКТ" (3, 4, 8-11 кл.), "Черчение" - Российская академия образования.
Приказом Минобрнауки России от 27 декабря 2011 г. № 2885,. "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год" утверждены:
- федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, , на 2012/2013 учебный год;
- федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, , на 2012/2013 учебный год;
- федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год;
- федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год.
Обратиться: http://www.edu.ru/db/mo/Data/...
Обратиться к тексту... perech08-09.doc + 2perech08-09.doc
В то же время образовательная область «Технология» представлена в основном учебниками, которые не вызывает, как правило, больших нареканий. Подавляющее большинство учителей применяет на уроках учебники из учебно-методического комплекта (УМК) под редакцией В.Д.Симоненко. Более того – есть основания утверждать, что заметная часть учителей слабо знакома с другими УМК по технологии.
На этом основании далее приводится информация о тех УМК, которые вошли в состав федерального перечня учебников.
Далее мы приводим информацию об УМК, которые в прошлом году вошли в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
.
Структура и содержание УМК нового поколения по технологии во многом сохраняет преемственность с УМК прежнего положения. Во многих случаях (и по всем трём ступеням общего образования) многие новые учебники являются переработанными изданиями уже ранее известных изданий.
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Технология
УМК по технологии под общей редакцией В.Д.Симоненко, наиболее известный в наших школах, доработан в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и базисным учебным планом 2004г. Они продолжают универсальную линию учебников для начальной школы. В комплект, помимо учебников, входят рабочие тетради и методические пособия. Данный курс знакомит с основами агротехнологий, технологиями пошива одежды, приготовления пищи, обработки древесины и металлов. Помимо понятий технологий в содержание предмета включены сведения исторического и прикладного характера, содействующие мотивации учения, развитию познавательных интересов школьников. Издаётся теперь издательством «Вентана-Граф».
Тем же издательством выпускаются учебники УМК под редакцией И.А.Сасовой. Данный курс имеет выраженную практическую направленность. По сути дела, впервые создан УМК, в котором обучение технологии построено как серия последовательных проектов (от темы к теме, от года к году обучения).
УМК под редакцией И.А.Сасовой активно пропагандируется в последнее время журналом «Школа и производство».
Достаточно новым является УМК под редакцией А.К.Бешенкова, В.М.Казакевича и Г.А.Молевой. Следует отметить, что именно программы этого коллектива авторов («Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Сельхозтруд») опубликованы в сборнике нормативных документов, содержащем Федеральный компонент государственного стандарта общего образования и Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (2004г.).
Можно отметить, что не упоминались в федеральном перечне на 2012/2013 учебный год следующие УМК 2013/2014 учебного года:
- Муравьев Е.М. Технология обработки металлов. 5-9 кл. (2001г.);
- Карабанов И.А. Технология обработки древесины. 5-9 кл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Учебно-методический комплекс как средство программно-методического обеспечения дополнительного образования детей
Учебно-методический комплекс как средство программно-методического обеспечения дополнительного образования детей.Балашова О.В,...
Учебно-методическое пособие. Научно-методическое обеспечение образовательной программы "Познай себя"для обучающихся 12-17 лет.
Научно-методическое обеспечение образовательной программы "Познай себя"для обучающихся 12-17 лет....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Комплексное учебно-методическое обеспечение - это планирование, разработка и создание оптимальной системы (комплекса) учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной о...
Учебно-методическое обеспечение преподавания физической культуры в условиях 3-х часовой учебной нагрузки
Статья "Учебно-методическое обеспечение преподавания физической культуры в условиях 3-х часовой учебной нагрузки"...
Учебно-методический комплекс ПМ.04 Методическое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплекс ПМ.04 Методическое обеспечение образовательного процесса разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специа...
Учебно-методический комплекс как средство программно-методического обеспечения дополнительного образования детей
Учебно-методический комплекс система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации деятельности по дополнительным ...
2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей.
2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей....