МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
методическая разработка на тему

Рыжиков Сергей Николаевич
Комплексное учебно-методическое обеспечение - это планирование, разработка и создание оптимальной системы (комплекса) учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса в рамках времени и содержания, определяемых профессиональной образовательной программой.
2.Комплексное учебно-методическое обеспечение это совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий и т.д.), представляющих собой проект системного описания образовательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике. Комплексное учебно-методическое обеспечение является дидактическим средством управления подготовкой специалистов, комплексной информационной моделью педагогической системы, задающей структуру и отображающей определенным образом ее элементы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Липецкой области

Государственное (областное) бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Лебедянский торгово-экономический техникум»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

Составлены старшим методистом С.Н. Рыжиковым

Рассмотрены на заседании учебно-методического совета техникума

Протокол №2 от __ ________2012г

___________Председатель УМС

Лебедянь, 2012

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1.Общие положения

1.Комплексное учебно-методическое обеспечение - это планирование, разработка и создание оптимальной системы (комплекса) учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса в рамках времени и содержания, определяемых профессиональной образовательной программой.

2.Комплексное учебно-методическое обеспечение это совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий и т.д.), представляющих собой проект системного описания образовательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике. Комплексное учебно-методическое обеспечение является дидактическим средством управления подготовкой специалистов, комплексной информационной моделью педагогической системы, задающей структуру и отображающей определенным образом ее элементы.

2. Требования к учебно-методическому обеспечению

1.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса должно отличаться разнообразием, соответствовать вариативным образовательным программам, разрабатываться для всех видов учебной деятельности студентов и отличаться комплексностью.

2. Требования к содержанию отдельных компонентов учебно-методических комплексов зависят от вида учебно-методического материала, но общим должен быть комплексный подход. Это означает, что учебно-методическое обеспечение специальности, дисциплины, раздела, темы, модуля представляется в виде некоторого комплекса, который в той или иной форме должен:

  • отражать содержание подготовки по специальности, дисциплины или раздела, модуля и т.п., обоснование уровня усвоения;
  • содержать дидактический материал, адекватный организационной форме обучения и позволяющий студенту достигать требуемого уровня усвоения;
  • представлять студенту возможность в любой момент времени проверить эффективность своего труда, самостоятельно проконтролировать себя и откорректировать свою учебную деятельность;
  • максимально включать объективные методы контроля качества образования со стороны администрации и педагогов.

3. Формирование комплексного учебно-методического обеспечения

1.Система учебно-методической документации и средств обучения должна охватывать все основное содержание программного материала. Комплексность выражается в том, что изучение каждого узлового вопроса содержания обучения по каждой теме (разделу) учебной программы обеспечивается необходимым оптимальным минимумом средств обучения и необходимой документацией, позволяющим качественно осуществлять учебный процесс.

2. Цели формирования комплексного учебно-методического обеспечения:  

- для преподавателя: детальное отражение существующего положения по обеспечению средствами обучения, анализ степени раскрытия дисциплины в рабочих программах разных специальностей и последующее сведение их в логическую систему.

- для студента: получить знания теоретических и практических основ изучаемой дисциплины.

3. Критерием качества учебно-методического обеспечения является учет дидактических возможностей средств обучения. Различные средства обучения имеют различное назначение, различные дидактические функции и возможности. Комплексный подход в учебно-методическом обеспечении процесса обучения предполагает планирование и создание комплекса соответствующих средств обучения с учетом их преимущественных функций и возможностей, а также типичных ситуаций применения.

4.Комплексный подход к учебно-методическому обеспечению процесса обучения требует также, чтобы средства обучения обеспечивали и обучающую деятельность преподавателя, мастера, и учебную деятельность обучающихся на всех этапах учебного процесса.

5.Процесс обучения выполняет три основные функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Комплексный подход к учебно-методическому обеспечению предполагает реализацию всех основных функций педагогического процесса в совокупности.

6. Формирование комплексного учебно-методического обеспечения  обусловлено  следующими доминирующими потребностями учебного процесса:

1) доминантой мотивации познавательной деятельности;

2) акцентированием внимания на структурирование учебного материала;

3) потребностью в построении определенной системы ориентиров для получения фундаментальных знаний и организации самостоятельной познавательной деятельности студентов с элементами самоконтроля.

7. К средствам обучения относятся:

1.Учебно-методическая литература: учебники, учебные пособия, конспекты лекций, справочники, задачники, каталоги, альбомы, частные методики, методические пособия, методические рекомендации, методические разработки, методические указания

2.Учебно-наглядные пособия: изобразительные, плакаты, схемы, рисунки, фотографии, чертежи, графики, таблицы, диаграммы,

3.Натуральные: приборы, механизмы, инструменты, модели, макеты, образцы. К числу такого рода источников учебной информации относят различные карточки-задания, дидактические задания для выполнения самостоятельных, практических, лабораторных работ и курсовых проектов для решения проблемных ситуаций, ситуационных задач.

  • технические средства обучения:
  • аудиовизуальные (проигрыватель, магнитофон, диапроектор, интерактивная доска, телевизор, компьютер, мультимедиа-система, Интернет);

технические средства программированного обучения.

8.Формирование комплектов учебно-методического обеспечения является логически последовательным развитием миссии техникума, принятой философии его деятельности: «Удовлетворение потребностей предприятий, организаций и населения Центрального Федерального округа РФ в оказании на высоком уровне образовательных услуг за счет повышения интеллектуального уровня персонала техникума, знаний, имеющих практическую направленность в сфере управления, экономики, права, торговли, развития материально-технической базы и эффективного использования возможностей региона с его современными предприятиями.

4.Электронное приложение к комплекту комплексного

учебно-методического обеспечения

Электронное приложение рекомендуется построить по логической схеме – рисунок 1.

Нормативный комплект содержит Программу развития государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Лебедянский торгово-экономический техникум», разработанную в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», учебные планы, рабочие программы дисциплин, стандарты и требования к выпускникам.

Рисунок 1 – Схема электронного приложения комплексного

 учебно-методического обеспечения

Общеметодический комплект содержит рекомендуемые библиографические списки, методические указания по проведению деловых игр, программное обеспечение занятий, рецензии.

Методический комплект включает методические указания, приказы,   выступления, доклады, отчеты.

Учебный комплект включает материалы по обеспечению учебных занятий: сборники лекций, рабочие тетради, сборники задач, задания семинаров и практикумов, тематику курсовых работ, логико-тематические схемы. Включает средства обучения.

Комплект контрольно-измерительных материалов включает билеты, тесты и электронные тесты, материалы плановых и директорских контрольных работ, материалы тестовой системы по дисциплинам цикла, методические рекомендации по организации контроля знаний и умений студентов, методические указания по тестирующему контролю по дисциплинам специальности, материалы тестовой системы по дисциплинам, тесты, кроссворды, зачетные задачи и задания,  экзаменационные билеты, технические средства контроля, компьютерные контролирующие программы.

Комплект оценочных средств

Разрабатывая методические материалы по контролю качества обучения студентов, следует обратить внимание на:

  • разнообразие форм, методов и приемов контроля;
  • вариативность контрольных заданий, как для аудиторных заданий, так и для выполнения домашних работ (в том числе с учетом уровня подготовленности студентов), варианты для заочного обучения;
  • учебно-методическое обеспечение контроля, акцентируя внимание на необходимости и целесообразности использования конкретных наглядных (иллюстративных) материалов, в том числе изготовленных студентами;
  • критерии оценки для всех видов самостоятельных работ.

Обеспечение работы учебного кабинета на рисунке 2. Содержит нормативное обеспечение работы кабинета: проекты положений и лучшем реферате, о методическом уголке, об исследовательской работы студентов, об исследовательской работе преподавателей, требования к методической работы преподавателей, положение о предметном кабинете, паспорт и план кабинет, журнал оснащенности кабинета техническими средствами.

Производственное обучение включает методическое обеспечение учебной практики: программа учебной практики, билеты, вопросы к экзамену, методические рекомендации по учебной практике (ознакомительная практика), дневники, календарно-тематические планы, раздаточный материал, формы документов.

Методическое обеспечение практики по профилю специальности и стажировки.

Внеаудиторная работа включает сборники статей по дисциплинам, сборник авторских статей, терминологический словарь, мультимедийные лекции, рекомендации по внеаудиторной и кружковой работе, списки тем для внеаудиторной работы. Методическое обеспечение проблемно-исследовательской работы студентов, открытых занятий, материалы олимпиад программное обеспечение внеаудиторных работ студентов, классных часов и внеклассных мероприятий

Комплект электронных учебных пособий содержит электронные учебники и презентации, созданные преподавателем или приобретенные, видео-лекции.

Каталоги статей включают сборники статей из периодической печати по дисциплинам,  рекомендации для проведения внеаудиторной работы студентов. В результате ознакомления с материалом статей будущий специалист  приобретает дополнительные знания о сфере труда, профессионально связанного с деятельностью менеджера, проверяет свою готовность к самостоятельной трудовой деятельности. Сборники предназначены для профессионального просвещения, его содержание несёт в себе профессиональную  информацию – ознакомление с перспективами развития разных видов деятельности. Сборники целесообразно применять на стадии закрепления  и обобщения учебного материала.

Учебно-методические комплексы.

1.УМК это совокупность учебно-методической документации, средств обучения и контроля, разрабатываемых в для каждой дисциплины. УМК должен включать полную информацию, достаточную для прохождения дисциплины. УМК предназначены для обеспечения открытости образовательного процесса и должны быть доступны любому желающему. Одной из разновидностей УМК является электронный учебно-методический комплекс.

2.Цель УМК - обеспечение высокого качества подготовки специалистов.

3.Задачами УМК, его элементов (или составляющих) являются:

  • создание наилучших условий для управления образовательным процессом путем систематизации учебно-методических материалов и сведения к минимуму нормативно-методических, стандартно реализуемых документов, обеспечивающих подготовку выпускников;
  • оптимизация подготовки и проведения занятий, интенсификация всего учебно-воспитательного процесса;
  • активизация деятельности как обучаемого, так и обучающего, развитие познавательной активности студентов через дифференциацию заданий с учетом их индивидуальных способностей;
  • обеспечение единства требований к студентам;
  • организация и регулирование методической работы преподавателей, классных руководителей, предметных (цикловых) комиссий, кафедр, лаборантов, мастеров и прочих сотрудников и подразделений ссуза, совершенствование мастерства преподавателей с передачей педагогического опыта;
  • обеспечение учебно-методическими материалами всех видов занятий и учебной и внеаудиторной деятельности;
  • оказание методической помощи:
  • студентам в учебной, учебно-исследовательской, научной и прочих видах деятельности;
  • преподавателям, не имеющим достаточного опыта работы.
  • Обеспечение непрерывности и продуктивности внутренней системы повышения квалификации работников образовательного процесса.

Планирование учебного процесса: календарно-тематические планы преподавателя, индивидуальные планы повышения квалификации по годам,  план работы кабинета.

Итоговая государственная аттестация: программа и задания итоговой государственной аттестации, критерии оценок.

Профориентационная работа: Положение О специализированных классах при средних образовательных школах г. Лебедяни, Методические указания по дисциплине для факультативных занятий в специализированных классах средних школ г. Лебедяни, методическое обеспечение профориентационной работы.

Курсовое проектирование: методические обеспечение курсовых работ, перечень тем курсовых работ, перечень литературы, нормативно-технической и справочной документации. Состоит из  средств оргтехники, рекомендуемых к использованию при выполнении курсового проекта; методических рекомендаций по выполнению курсового проекта; образцов выполнения курсового проекта, образцов мультимедийных презентаций к защите курсового проекта.

Учебно-методическое обеспечение работы заочного отделения содержит методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.

5.Анализ комплексного учебно-методического обеспечения

1.Карточка анализа учебно-методического обеспечения дисциплины приведена в таблице 1.

2.Анализ учебно-методического обеспечения проводится ежегодно, преподавателем дисциплины, методистом, заместителем директора по учебной работе.

3. Цель анализа – проверить насколько комплексное учебно-методическое обеспечение позволяет:

  • интегрировать и дифференцировать содержание обучения путем группировки модулей, обеспечивающих разработку курса в полном и углубленном варианте;
  • помочь студентам самостоятельно учиться и обеспечить индивидуальный темп обучения;
  • акцентировать работу преподавателей на консультационно-координирующую функцию управления познавательной деятельностью студентов.
  • оперативно решать задачи учебного процесса и определять приоритетные направления деятельности;
  • интенсифицировать учебный процесс;
  • придать процессу обучения творческий характер;
  • формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы,
  • формировать целостное представление о профессии.

Рисунок 2 –Обеспечение работы учебного кабинета


Таблица 1 - Карточка анализа учебно-методического обеспечения дисциплины

Учебный план

Рабочая программа

Календарно-тематический план

Сборник лекций

Рабочая тетрадь

Сборник в логико-тематических схемах

Практикум

Методические указания к изучаемым темам

КИМ

или КОС

Учебно-методическое пособие для заочного отделения

Методические указания по практике

Дополнительные материалы, внеаудиторная работа

Электронное приложение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Дисциплина «Анализ финансово-хозяйственной деятельности»

••

••

••

••

-

-

••

-

-

••

-

Материалы студенческих научно-практическихконференций

••

-

Дисциплина

Условные обозначения

 - текстовый вариант

 - электронная версия


2.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С УМК

Динамичное развитие образования требует создания новых форм обучения, связанных с потребностями общества в конкретных специалистах. Сложность происходящих в системе образования процессов обусловила потребность в разработке адекватных ответов современным вызовам общества и одним из передовых направлений оптимизации учебного процесса является создание учебно-методических комплексов.

Реинжиниринг[1] образования мы понимаем как радикальное перепроектирование процессов для достижения резких улучшений по решающим современным показателям деятельности образовательного учреждения, таким как профессиональная квалификация, деловые навыки и знания.

Инновация в педагогическом процессе - УМК - это совокупность взаимосвязанных элементов педагогических средств обучения, составляющих научно-методическую базу для совершенствования технологии обучения с целью обеспечения активизации познавательной деятельности и творчества студентов. Учебно-методический комплекс интегрирует в себе всё то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике.

Необходимость формирования профессиональных знаний и навыков студентов с помощью УМК была вызвана следующими доминирующими потребностями учебного процесса:

1) доминантой мотивации познавательной деятельности;

2) акцентированием внимания на структурирование учебного материала;

3) потребностью в построении определенной системы ориентиров для получения фундаментальных знаний и организации самостоятельной познавательной деятельности студентов с элементами самоконтроля.

 Кратко опишем подходы к созданию УМК. Алгоритм реинжиниринга учебного процесса по разработке инновационных учебных программ включает 5 основных этапов.

1.  Разработка модели УМК «с чистого листа». По сути, этот подход является построением идеального образа учебного комплекса на основе теоретических и практических представлений и субъективных ожиданий преподавателей, осуществляющих проект реинжиниринга.

2. Создание моделей на основе проектирования систем отдельных методических модулей в соответствии с общими положениями о проведении областного конкурса на лучший учебно-методический комплекс, с последующим их совершенствованием и построением новых элементов, в нашем случае таким элементом явилось электронное приложение.

3. Детальное отражение существующего положения, анализ степени раскрытия дисциплины в рабочих программах разных специальностей и последующее сведение их в логическую систему. По сути, этот подход представляет собой детальное описание и всесторонний анализ ключевых аспектов деятельности организации учебного процесса и дальнейшее построение процессов на основе данных анализа.

4. Детальная разработка методических модулей, предполагающая, что в процессе осуществления проекта используется действующая образовательная модель. На этом этапе оценивается наработанный преподавателями материал, и выбираются элементы, которые целиком или частично войдут в учебно-методический комплекс.

5. Внедрение. Использование УМК при организации учебного процесса, практического обучения, промежуточного и итогового контроля.

В процессе создания УМК критически оценивался образовательный процесс и выбирались проблемные места, которые в дальнейшем будут построены заново. Детальный анализ не ограничивает круг предполагаемых к внедрению инновационных технологий, однако, направлен, прежде всего, на устранение узких мест уже существующей технологии образовательного процесса.

Основными методами, используемыми при построении УМК, явились, на первом этапе  - процессный подход и реинжиниринг,  с их помощью может быть построена подлинно инновационная модель с заданными характеристиками. Процессный подход рассматривает элементы УМК как взаимосвязанные.

 На втором этапе используются системный, процессный и организационный подходы, позволяющие максимально использовать существующую образовательную модель, однако она рассматривается исключительно с точки зрения включения существующих элементов в будущий УМК. Создание конструктивно новых элементов происходило с применением информационных технологий, позволяющих оптимизировать излагаемый учебный материал.

Учебный процесс в техникуме  обеспечивает возможность приспособления содержания и путей его усвоения к индивидуальным способностям студентов с учетом их приоритетных интересов в самоопределении и саморазвитии.

Такая переориентация образовательного процесса внесла изменения в структуру обучения, его содержание, систему контроля и оценки знаний, потребовала обновления всего информационно-методического материала.

Учитывая особенности нашего образовательного учреждения, хочется сказать, что мы ушли от консерватизма в обучении, групповых методов обучения как основного, уделяем внимание профессиональному саморазвитию и совершенствованию методической базы обучения.

В процессе создания учебно-методического комплекса перед нами стоят следующие задачи:

  • создание интегрированной совокупности учебно-методического материла;
  • целенаправленное развитие знаний, умений и навыков студентов;
  • активизация учебно-творческой и исследовательской деятельности студента, такая деятельность как социально и индивидуально значимая по существу имеет двойную стимуляцию: внутреннюю, когда юноша/девушка получает удовлетворение, приобретая новые профессионально значимые знания и умения, и внешнюю, когда его достижения в познании оцениваются педагогом;
  • информирование и представление информации для преподавателей и студентов о методиках освоения учебного материала;
  • унификация образовательного процесса;
  • внедрение новых форм и методов педагогической работы;
  • создание комплексной системы контроля знаний и умений студентов;
  • определение критериев оценки профессионального мастерства.

Основная цель реинжиниринга учебного процесса с помощью такого инструмента как УМК - гармонизация   элементов педагогических технологий между собой.

Инновационная идея учебно-методического комплекса позволяет решить задачи приведения профессиональных программ в соответствие с запросами личности, потребностями регионального рынка труда, перспективами развития экономики и социальной сферы. УМК изменяет структуру содержания профессиональной подготовки и способствует её качественному обновлению с учётом перехода на опережающее образование, обеспечивает развитие личностно-профессионального потенциала специалистов.

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ УМК

Представим статическую и динамическую модели учебно-методического комплекса.

Статическую модель учебно-методического комплекса можно представить в виде трехмерной модели.

Статическая модель УМК, представленная на рисунке 1, позволяет исследовать 120 элементарных моделей применения комплекса. Размерность модели 5х4х6= 120. Каждая клетка модели имеет определенный смысл.

Например, 1.1. - 2.1. – 3.6. «Модель информационного обеспечения планирования процесса по активизации самостоятельной и учебно-исследовательской работы».

3. Виды образовательного процесса

3.1.Методическое обеспечение учебных занятий по очной форме обучения

3.2.Методическое обеспечение учебных занятий по заочной форме обучения

3.3.Производственное обучение

3.4.Профориентационная работа

3.5.Внеаудиторная работа.

3.6.Самостоятельная и учебно-исследовательская деятельность студентов

Рисунок 1 – Статическая модель учебно-методического комплекса по дисциплине «Менеджмент»

В таблице 1 представлен анализ  элементов статической модели УМК по специальности «Менеджмент (по отраслям)». Таким образом, статическая модель УМК позволяет проанализировать наличие или отсутствие главных элементов учебно-методического комплекса.

Динамическая модель УМК, представленная на рисунке 2, показывает процесс внедрения инновационных механизмов в обучение и имеет целью формировании знаний, умений и навыков.

Рисунок - Динамическая модель использования учебно-методического комплекса

Особое внимание в УМК следует обратить на создание фонда оценочных средств.

 В соответствии с ФГОС СПО фонд оценочных средств является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися ОПОП СПО. Оценка качества освоения обучающимися основных профессиональных образовательных программ включает текущий, рубежный контроль успеваемости, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся. 

В соответствии с требованиями ФГОС СПО для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП  создает настоящие фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. 

Текущий контроль успеваемости осуществляется в ходе повседневной учебной работы по курсу дисциплины, МДК, учебной практики по индивидуальной инициативе преподавателя, мастера производственного обучения. Данный вид контроля стимулирует у обучающихся стремление к систематической самостоятельной работе по изучению учебной дисциплины, МДК, овладению профессиональными и общими компетенциями. 

Промежуточная аттестация обучающихся по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу осуществляется в рамках завершения изучения данной дисциплины, междисциплинарного курса и позволяет определить качество и уровень ее (его) освоения. Предметом оценки освоения МДК являются умения и знания.

Промежуточная аттестация обучающихся по учебной и производственной практикам осуществляется в рамках учебной и производственной практик. Предметом оценки по учебной и производственной практике обязательно являются дидактические единицы «иметь практический опыт» и «уметь». В отдельных случаях по итогам производственной практики (чаще) и учебной (реже) возможна проверка сформированности профессиональных и общих компетенций.

Промежуточная аттестация обучающихся по профессиональному модулю в целом осуществляется в форме экзамена (квалификационного) и позволяет определить готовность к выполнению соответствующего вида профессиональной деятельности и обеспечивающих его профессиональных компетенций, а также развитие общих компетенций, предусмотренных для ОПОП в целом. Условием допуска к экзамену (квалификационному) является успешное освоение обучающимися всех элементов программы профессионального модуля: теоретической части модуля (МДК) и практик.

При помощи фонда оценочных средств осуществляется контроль и управление процессом приобретения обучающимися необходимых знаний, умений, практического опыта и компетенций, определенных ФГОС СПО по соответствующему направлению подготовки в качестве результатов освоения профессиональных модулей, либо отдельных учебных дисциплин. 

Фонд оценочных средств должен формироваться на основе ключевых принципов оценивания: 

  •  валидность: объекты оценки должны соответствовать поставленным целям обучения;
  • надежность: использование единообразных показателей и критериев для оценивания достижений;
  •  объективность: получение объективных и достоверных результатов при проведении контроля с различными целями.

Основными требованиями, предъявляемыми к ФОС, являются: 

  •  интегративность;
  •  проблемно-деятельностный характер;
  •  актуализация в заданиях содержания профессиональной деятельности;
  •  связь критериев с планируемыми результатами;
  •  экспертиза в профессиональном сообществе.

Не использовал пока

Разработка фонда оценочных средств

Фонды оценочных средств разрабатываются по каждой специальности СПО, реализуемым в Г(О)БОУ СПО «Лебедянский торгово-экономический техникум».

Фонд оценочных средств по отдельной специальности СПО состоит из комплектов контрольно-оценочных средств (КОС) по каждой учебной  дисциплине, профессиональному модулю.

 Общее руководство разработкой фондов оценочных средств осуществляет заместитель директора по учебной работе.

Ответственность за разработку комплектов КОС по учебной дисциплине, профессиональному модулю по специальности СПО несет председатель цикловой методической комиссии

Непосредственным исполнителем разработки комплекта контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине, профессиональному модулю является преподаватель, мастер производственного обучения по соответствующей специальности. Комплект контрольно-оценочных средств может разрабатываться коллективом авторов по поручению председателя предметно-цикловой комиссии. 

 При составлении, согласовании и утверждении комплекта КОС должно быть обеспечено его соответствие: 

• Федеральному государственному образовательному стандарту СПО по соответствующему направлению подготовки специальности); 

• основной профессиональной образовательной программе (ОПОП) и учебному плану соответствующей специальности СПО; 

• рабочей программе учебной дисциплины, профессионального модуля реализуемым в соответствии с  ФГОС СПО. 

• образовательным технологиям, используемым в преподавании данной учебной дисциплины, профессионального модуля. 

Работы, связанные с разработкой комплекта контрольно-оценочных средств, вносятся в индивидуальные планы преподавателей, мастеров производственного обучения. 

При создании УМК необходимо наметить стратегические цели в области качества:

  1. Готовность и способность предоставлять образовательные услуги, соответствующие международным стандартам качества и отвечающие все возрастающим требованиям и ожиданиям потребителей.
  2. Научно-методическое, материально-техническое, финансовое, кадровое, информационное и организационное обеспечение высокого качества образовательного процесса.

Основными задачами в области качества нашего учебного заведения являются:

  • создание и внедрение системы менеджмента качества, соответствующей требованиям ГОСТ Р 9001-2001 (ИСО 9001-2000), позволяющей добиться целенаправленного и согласованного управления всеми процессами, влияющими на качество образовательных услуг и способы их предоставления,
  • непрерывное творческое совершенствование содержания образовательных услуг на основе компетентностного подхода и расширение их номенклатуры в соответствии с тенденциями развития науки, практики и изменений запросов рынка,
  • использование новейших образовательных программ и технологий, использование прогрессивных методов организации учебного процесса и другие.

Общенаучная методология учебно-методического комплекса ставит своей целью формирование у студентов структурированной системы знаний и профессиональных навыков путем воздействия на особенности их интеллектуального поведения.

УМК позволяет использовать системный, индивидуальный и личностно-ориентированный подходы к организации учебного процесса.

Системный подход к организации работы преподавателя позволяет решить актуальные проблемы обучения: развитие учебно-исследовательской работы и иной творческой деятельности преподавателей и студентов; введение новых технологий и методов обучения; усиление общенаучной подготовки преподавателя и студентов.

Учебно-методический комплекс позволяет выполнить основную образовательную задачу - приведение профессиональной подготовки специалистов в соответствии с образовательными стандартами, обеспечить условия для профессионального саморазвития и самореализации личности.

Использование учебно-методического комплекса позволит в нашем техникуме:

  • интегрировать и дифференцировать содержание обучения путем группировки модулей, обеспечивающих разработку курса в полном и углубленном варианте;
  • помочь студентам самостоятельно учиться и обеспечить индивидуальный темп обучения;
  • акцентировать работу преподавателей на консультационно-координирующую функцию управления познавательной деятельностью студентов.
  • оперативно решать задачи учебного процесса и определять приоритетные направления деятельности;
  • интенсифицировать учебный процесс;
  • придать процессу обучения творческий характер;
  • формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы,
  • формировать целостное представление о профессии;

Реинжиниринг образовательного процесса в Лебедянском торгово-экономическом техникуме наметился в освоении инновационной педагогической технологии – создании учебно-методического комплекса - интегрированной совокупности элементов педагогических средств, составляющих научно-методическую базу для совершенствования технологии обучения.


[1] Реинжиниринг - это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких скачкообразных улучшений по решающим современным показателям деятельности организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию у обучающихся умения решать основные виды логарифмических неравенств

В работе рассмотрены основные виды логарифмических неравенств, даны методические рекомендации по обучению учащихся решению логарифмических неравенств разными способами....

Методические рекомендации по формированию здоровьесберегающей компетентности учащихся по биологии в теме «Опора и движение».

Данные методические рекомендации направлены на формирование здоровьесберегающей компетентности  в теме «Опора и движение»   в курсе биологии раздела «Человек и его здоровье» для учащихс...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ФФН ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ

Условия овладения звуко-буквенными обозначениямиОсобенности звукового анализа у детей с фонетико-фонематическим недоразвитиемЭтапы формирования навыков звуко-буквенного анализа и синтеза у детей с ФФН...

Методические рекомендации по формированию умений учащихся написанию эссе на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации по формированию умений учащихся написанию эссе на уроках истории и обществознания...

Методические рекомендации по формированию знаний, умений и практических навыков учащихся на уроках информатики в классах информационно-технологического профиля

Статья содержит методические рекомендации  по формированию знаний, умений  и практических навыков учащихся на уроках информатики  в классах информационно-технологического профиля...

Комплексное учебно-методическое обеспечение занятия "Классификация продуктов питания"

Уважаемые коллеги! Данное занятие является проектным. Представленный материал содержит как подробные рекоммендации так и свободное пространство для Ваших творческих решений. Желаю всем успешного сотру...