Разработка урока по технологии (девочки) Декоративно-прикладное творчество. "Вышивка" 6 класс
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему
Разработка урока по технологии (девочки) декоративно-прикладное творчество "Вышивка"
Тема: "Оформление готовой работы"
Разработка предлагается учителям технологии в помощь по данной теме, последний урок в разделе.
Оформление готовой вышивки предлагается как подарок или идея для проекта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Виды рукоделия Рукоде́лие — вид ручного труда, искусство выполнения вещей из ткани, ниток, шерсти и других материалов.
Виды рукоделия
Старинный вид творчества Вышивание – древних славян ремесло, И душою я в нем растворяюсь, И становится снова на сердце тепло, Когда пялец привычно касаюсь . Вышивка превращает самую простую вещь в произведение искусства и повествует о художественном вкусе, трудолюбии и терпении рукодельницы. Народные вышивки поражают разнообразием орнаментов и цветовых решений.
Назовите вид шва
Перечислите виды швов «крест»
Счётный шов «набор » (брань) Узоры шва ряды горизонтальных или вертикальных стежков. Имеют множество вариантов и сочетаний, но стежки должны быть не очень длинными.
счётный шов «роспись» Шов « -----» – это ряд горизонтальных, вертикальных и диагональных стежков одинаковой длины, которые прокладываются по контуру узора.
Счётные швы: «русская гладь » Вышивание выполняют по счёту нитей параллельными стежками, удалёнными друг от друга на одну нить. Гладь бывает прямая и косая. Стежки при вышивании укладывают плотно друг к другу в шахматном порядке. Интервал между стежками – одна нить ткани.
Какие требования предъявляют к вышивке?
В какой технике рукоделия созданы эти панно? Вспомните отличительную особенность этой техники
Назовите этапы проекта 1. Подготовительный 2. Технологический 3. Заключительный
«ВЫШИВКА» Оформление готовой работы
Р А М А
Рама – отдельный элемент работы, задающий ее границы, неотъемлемая часть художественного замысла при обрамлении рисунка, текста, вышивки или какого другого арт-объекта.
«Паспарту»
Паспарту- ( фр.passe partout ) - кусок картона или бумаги c вырезанным в его середине четырехугольным, круглым или овальным отверстием под рамку, в которую вставляют фотографию, рисунок или вышивку.
Готовые паспарту
Формы окошечка
физкультминутка Бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покрутилась, Три – качнулась И к цветкам полетела! Тонкие цветочки бьют лепесточки. Ветерок чуть дышит лепестки колышет… Наши алые цветочки Закрывают лепесточки Засыпают Головой качают!
Правила безопасного труда « Что в порядке лежит, само в руки бежи 1 .Правильно хранить необходимые материалы и инструменты. 2.Правильно организовать рабочее место 3.Следить за положением корпуса и рук во время работы. 4.При работе с ножом, будьте предельно осторожны . 5.Производить работы по резке, только на специальной подложке . 6.Не отвлекайтесь во время работы
Критерии оценки работы 1. Соблюдение ТБ. 2. Правильно выполненный счётный шов «простой крест». 3. Аккуратность в работе. 4. Эстетичность. 5. Объём выполненной работы .
Вышивка. Полезные советы Если перед началом работы провести по ниткам смоченной в воде губкой, они станут гладкими и плоскими. Этот совет не стоит применять к деликатным материалам, например шелку . Более аккуратные крестики получаются при работе с короткими нитями, так как ограниченная длина не позволяет им перекручиваться. Хранение вышивки в пяльцах между сеансами вышивания может привести к деформации изделия. Чтобы избежать этого, следует вынимать ткань из пялец каждый раз, как вы заканчиваете работать. Чтобы ткань основы вышивки не пачкалась и не терлась о пяльцы, рекомендуется прокладывать между обручем и вышивкой тонкую материю. Чтобы облегчить вышивание мелких деталей орнамента, лучше всего сначала выполнить стежки на крупных участках одного цвета. Наиболее загрязненные участки вышитого изделия перед стиркой рекомендуется потереть кусочком хозяйственного мыла или зубной щеткой.
Итог и практической работы Фамилия, имя учащихся Соблюдение ТБ (1 балл) Правильность выполнения счётного шва (1 балл) Объём выполненной работы ( 1 бала ) Аккуратность в работе (1 балл) Эстетическое оформление изделия ( 1 бала ) Итого Богданова Катя Письмак Маша Письмак Даша Зиновьева Лера Маркова Ксюша Меренкова Настя Курносова Наташа Перевозчикова Вика
Итог урока Чем мы занимались сегодня на уроке? (оформляли готовую вышивку для подарка) А какие еще способы оформления своей работы вы могли бы предложить? Что интересного было на уроке? (Показ слайдов, практическая работа) Где можно применить знания и умения, полученные сегодня на уроке ?
Домашнее задание. Выполнить проект по теме «Вышивка»
Спасибо за сотрудничество!
Предварительный просмотр:
Разработка урока по «Технологии» 6 класс
Раздел «Вышивка »
Урок 4 в разделе
Тип урока: комбинированный.
Технология: личностно-ориентированная.
Цели урока:
Обучающая – оформить готовую вышивку, подготовить учащихся к проектной деятельности.
Развивающая – развивать познавательный интерес, художественный вкус, внимательность способность сравнивать и анализировать, формировать и развивать познавательный интерес к предмету, к виду рукоделия, развитию самостоятельности;.
Мотивационная – побудить интерес к творческой работе (проекту).
Воспитательная – воспитывать аккуратность, точность в работе, эстетичность, трудолюбие.
Оборудование: инструкционные карты, линейка, карандаш, нож, мультимедийный проектор, магнитофон, готовые вышитые изделия, готовые папки с творческими проектами обучающихся.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие учащихся.
2. Повторение ранее изученного материала.
Мы сегодня заканчиваем работу с вышивкой, но прежде, чем назвать тему урока, давайте немного поиграем и вспомним то, что уже изучили.
За каждый правильный ответ – 1 знайка. (Слайд 1)
- Какие виды рукоделия вам известны? (вышивка, вышивка лентами, шерстяными нитками, нитками мулине, бисером, тестопластика и т.д.) (Слайд 2,3)
- Где зародилась вышивка? (Слайд 4)
- Здесь на столе инструменты для разных видов рукоделия. Выберите те инструменты которыми мы пользовальсь при вышивке и кратко расскажите о них. (Дети выбирают пяльца, ножницы, нитки, канву)
А теперь проведём небольшой тест.
- Назовите виды швов.
1. (Простой крест). (Слайд 5)
2. Перечислите способы выполнения этих швов (по горизонтали, по вертикали, по диагонали). (Слайд 6)
3. «Набор». (Слайд 7)
4. «Роспись» (Слайд 8)
5. «Русская гладь» (Слайд 9)
- Какие требования предъявляются к вышивке? (Слайд 10)
(Все верхние стежки должны лежать в одном направлении. Правильно выполненный крест
На изнаночной стороне образует ровные полосы в одном направлении: по вертикали или по горизонтали. На изнаночной стороне работы допустимы протяжки ниток в пределах трёх клеток )
- В какой технике рукоделия созданы эти панно? Вспомните отличительную особенность этой техники. (Слайд 11)
- Назовите этапы проекта и охарактеризуйте их. (Подготовительный: обдумывание предстоящей работы, технологический: выполнение работы, заключительный: проверка качества, защита) (Слайд 12)
- На каком этапе мы сейчас находимся? (На технологическом)
Помните что наша работа может превратится в великолепный проект или подарок.
Для этого мы не просто должны выполнить вышивку, а уметь красиво ее оформить.
- Сообщение темы урока, его цели. (Слайд 13)
Вашим домашним заданием было закончить вышивку швом «простой крест» по выбранной вами теме.
Все выполнили домашнее задание?
Как вы думаете, какая тема нашего урока сегодня? Ведь вышивку вы уже закончили, что же можно сделать еще? ( Оформление готовой вышивки) Правильно.
Многие из вас могут выбрать вышивку крестом темой творческого проекта и сегодняшний материал использовать для правильного его оформления.
Тема нашего урока: «Оформление готовой работы».
Сегодня мы научимся оформлять готовые работы в рамочку или Паспарту.
Рама — отдельный элемент работы, задающий её границы, неотъемлемая часть художественного замысла при обрамление рисунка, текста, вышивки, фотографии или какого-либо другого арт-объекта. Обычно рама призвана показать, что автор считает свою работу завершенной и готовой для публикации или выставки. (Слайд 14)
Рамы бывают различной формы, например, квадратная, прямоугольная, круглая, овальная, фигурная. В современной интерпретации рама может отражать и служить продолжением заключенного в ней изображения, становясь логичным дополнением к сюжету. (Слайд 15)
Паспарту́ (фр. passe partout) — кусок картона или бумаги с вырезанным в его середине четырёхугольным, овальным или круглым отверстием под рамку, в которую вставляют фотографию, рисунок или гравюру. Это позволяет свободнее подбирать размер рамки под размер изображения. Кроме того, на паспарту часто располагают поясняющие подписи, автограф автора. (Слайд 16, 17)
Имея богатую палитру цветов и оттенков, паспарту служит инструментом для достижения цветового баланса между изображением и рамой; а также стеной, где расположена картина.
Мы сегодня с вами научимся оформлять открытку-паспарту.
Открытки-паспарту - это очень удобное изобретение для тех, кто любит делать подарки своими руками. В такую открытку Вы можете оформить вышивку, рисунок, аппликацию, фотографию, коллаж. Да все, что угодно. Использование открытки-паспарту ограничено только Вашей фантазией.
Магазины рукоделия полны открыток с одним или с двумя сгибами самых разных размеров, форм и цветов, однако очень просто изготовить и собственные открытки, используя имеющийся в продаже цветной картон. Чем мы сегодня и займемся. (Слайд 18, 19)
Для работы вам потребуется:
• плотный картон, цвет – по вашему выбору;
• подложка для резки;
• нож и металлическая линейка;
• двухсторонний скотч или клей-карандаш;
• циркуль;
• салфетка для удаления лишнего клея;
А также технологическая карта, которая поможет изготовить открытку.
Технология выполнения «Паспарту».
- Выберите картон для открытки, цвет которого сочетается с вышивкой. Осторожно согните открытку пополам, уровняв края и воспользовавшись тупой стороной ножа. Получится открытка размером 30х20 см
- Найди центр на одной из сторон открытки и проведя диагонали.
- В центральной части (или любой другой, по замыслу) открытки отметьте место для отверстия, немного меньше, чем размер готовой вышивки, оставив припуск 1см сверху, снизу и по бокам.
- Положите открытку на основание (подложку) для резки и вырежьте отверстие при помощи металлической линейки и ножа, аккуратно и осторожно выполняя разрезы по углам.
- Отогните с помощью линейки припуск на изнаночную сторону, закрепив его двухсторонним скотчем. Открытка готова для того, чтобы в неё была вставлена вышивка.
- Сверху на припуск нанесите двухсторонний скотч и приложив свою вышивку по центру, плотно прижмите ее.
- Открытка готова для того, чтобы в нее вставить вышивку. Размер полотна вышивки должен быть немного больше размера окошечка, узор должен точно соответствовать размеру окошечка. Обрежьте края полотна, на котором выполнена вышивка, оставив вокруг вышивки припуск, который должен на 2,5 см превышать размер окошечка.
- Взять готовую вышивку, приложить к окошечку лицевой стороной вниз и приклеить на двухсторонней скот.
- Для того, чтобы с изнаночной стороны работа выглядела аккуратно, вырежьте из бумаги квадрат, размером с вашу вышивку плюс 1-2 см. с каждой стороны и закрепите его с помощью двухстороннего скотча или клея.
- С изнанки по периметру открытки приклеить двухсторонней скотч.
- Чтобы придать открытке индивидуальность, можете украсить её добавлением лент, шнуров, бантов, пуговиц и других симпатичных мелочей. (Слайд 35)
Итак, открытка готова.
Физминутка (Слайд 20)
- Практическая работа.
Вводный инструктаж
Самостоятельное изготовление открытки с одним сгибом.
А сейчас вы самостоятельно выполните оформление вашей вышивки в технике «Паспарту».
Для этого у вас на столе есть все необходимое для выполнения работы.
Во время работы следует помнить о правилах безопасной работы. (Слайд21)
Как вы думаете, какие правила мы должны соблюдать, при работе с инструментами?
(продемонстрировать опасные инструменты)
1.Правильно хранить необходимые материалы и инструменты.
2.Правильно организовать рабочее место
3.Следить за положением корпуса и рук во время работы.
4.При работе с ножом, будьте предельно осторожны.
5.Производить работы по резке, только на специальной подложке.
6.Не отвлекайтесь во время работы
Ваша работа будет оцениваться по следующим критериям (Слайд 22)
- Соблюдение ТБ.
- Правильно выполненный счётный шов «простой крест».
- Аккуратность в работе.
- Эстетичность.
- Объём выполненной работы.
Приступаем к работе. ( Во время практической работы - история вышивки звучит песня «В низенькой светёлке» ) (Слайд23)
Текущий инструктаж.
Помощь обучающимся в практической работе.
Заключительный инструктаж.
Подводится итог практической работы.
Все справились со своей работой, теперь организуем экспресс – выставку.
(прикрепить на доске с помощью магнита свою работу)
Теперь оценим работы по названным критериям. (Слайд 24)
Итог практической работы
Фамилия, Имя учащихся | Соблюдение ТБ (1 бал) | Правильность выполнения счётного шва (1 бал) | Объём выполненной работы (1 бал) | Аккуратность в работе (1 бал) | Эстетическое оформление изделия (1бал) | Итого |
Богданова Катя | ||||||
Письмак Маша | ||||||
Письмак Даша | ||||||
Зиновьева Лера | ||||||
Маркова Ксюша | ||||||
Меренкова Настя | ||||||
Курносова Наташа | ||||||
Перевозчикова Вика |
Надеюсь, вам будет приятно подарить свою прекрасно оформленную открытку. А человек, получивший этот замечательный сюрприз, будет по настоящему рад такому уникальному подарку ручной работы!
6. Итог урока.
Вопросы учащимся. (Слайд 25)
-Чем мы занимались сегодня на уроке? (оформляли готовую вышивку для подарка)
- А какие еще способы оформления своей работы вы могли бы предложить?
- Что интересного было на уроке? (Показ слайдов, практическая работа)
-Где можно применить знания и умения, полученные сегодня на уроке ?
(Можно выбрать «вышивку крестом» темой творческого проекта)
Сколько каждый из вас заработал «знаек»? (больше всех «знаек» у Письмак Маши, ее награждаем медалью «ЗНАЙКА - ВСЕЗНАЙКА»)
7. Домашнее задание. ( Слайд 26,27)
Выполнить проект по теме «Вышивка»
8. Уборка рабочих мест.
Приложение 1
Виды паспарту
Паспарту – сердце Паспарту – овал Паспарту - круг
Паспарту – арка Паспарту – прямоугольник Паспарту – квадрат
Схема «паспарту» с двумя сгибами
Приложение 2
Вышивка
Полезные советы:
Если перед началом работы провести по ниткам смоченной в воде губкой, они станут гладкими и плоскими. Этот совет не стоит применять к деликатным материалам, например шелку.
Если вы вышиваете нитями в несколько сложений, они могут скручиваться во время работы. Чтобы избежать этого, достаточно перед тем, как вставить в игольное ушко, сначала разъединить их, а после соединить вновь. После подобной процедуры вас также не будут беспокоить нежелательные узелки.
Более аккуратные крестики получаются при работе с короткими нитями, так как ограниченная длина не позволяет им перекручиваться.
Распутать скрученную нить можно, если дать иголке свободно повиснуть на несколько секунд. Повторение данной процедуры через определенное количество стежков поможет и вовсе избежать перекручивания.
Высшим показателем мастерства вышивальщицы считается умение прокладывать стежки параллельными друг другу нитями. Чтобы добиться подобного результата, следует применить небольшую хитрость: наложить нить на линию планируемого стежка и закрепить пальцем за местом предполагаемого прокола, после чего ввести иглу между нитями.
Недостаток способа состоит в том, что его применение возможно лишь при работе с четным количеством нитей.
Хранение вышивки в пяльцах между сеансами вышивания может привести к деформации изделия. Чтобы избежать этого, следует вынимать ткань из пялец каждый раз, как вы заканчиваете работать.
Чтобы ткань основы вышивки не пачкалась и не терлась о пяльцы, рекомендуется прокладывать между обручем и вышивкой тонкую материю.
Чтобы облегчить вышивание мелких деталей орнамента, лучше всего сначала выполнить стежки на крупных участках одного цвета.
При вышивании крупных участков одного цвета рекомендуется выполнить сначала половинки всех крестиков. Это позволит закончить вышивку без обращения к счетной схеме. Искажение орнамента в данном случае исключается.
Наиболее загрязненные участки вышитого изделия перед стиркой рекомендуется потереть кусочком хозяйственного мыла или зубной щеткой.
Если диаметр пялец превышает размеры ткани основы вышивки, следует пристрочить к ее краям полоски плотной материи, которые удаляются после завершения работы.
Если нижний обруч пялец обмотать клейкой лентой, ткань не будет скользить и провисать в процессе работы.
Приложение 3
Творческая физкультминутка №1
На координацию движений и психологическую разгрузку
Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и сделать тоже, но с другими руками.
Сидя. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой – кончик носа.
Физкультминутка №2
Бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покрутилась,
Три – качнулась
И к цветкам полетела!
Тонкие цветочки бьют лепесточки.
Ветерок чуть дышит
лепестки колышет…
Наши алые цветочки
Закрывают лепесточки
Засыпают
Головой качают!
Приложение 4
Итог практической работы
Фамилия, Имя учащихся | Соблюдение ТБ (1 бал) | Правильность выполнения счётного шва (1 бал) | Объём выполненной работы (1 бал) | Аккуратность в работе (1 бал) | Эстетическое оформление изделия (1бал) | Итого: |
Богданова Катя | ||||||
Письмак Маша | ||||||
Письмак Даша | ||||||
Зиновьева Лера | ||||||
Маркова Ксюша | ||||||
Меренкова Настя | ||||||
Курносова Наташа | ||||||
Перевозчикова Вика |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта «ПАСПАРТУ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по технологии АСО. Тема: "Щелочные металлы" (9 класс)
Использование технологии АСО позволяет осуществить индивидуализацию и дифференциацию обучения, а также повысить его интенсивность при изучении темы: "Щелочные металлы"....
Разработка урока "Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства"
Краткая аннотация: данный урок составлен с использованием методических основ личностно-ориентированного обучения и ИКТ. Задачей обучения является развитие индивидуальности обучаемых. Во время ур...
Формирование эстетического воспитания школьников на уроках технологии посредством декоративно-прикладного творчества
Декоративно-прикладное творчество - мощный стимул для интеллектуального, эстетического и нравственного развития детей....
Разработка урока по технологии "Моделирование и конструирование. Фартук" 5 класс.
К уроку разработаны презентации о истории возникновения фартука,...
Разработка урока по технологии «Вышивка – один из видов декоративно-прикладного искусства» 6 класс
Разработка урока по технологии «Вышивка – один из видов декоративно-прикладного искусства» 6 класс...
Методическая разработка урока по технологии. Раздел: "Рукоделие. Лоскутная пластика" (5 класс)
Цель раздела: ознакомить учащихся с техническими условиями и приёмами выполнения лоскутного шитья....
Разработка урока по технологии с использованием метода обучения «Перевернутый класс» Тема; «Механическая трансмиссия в технических системах» (6-й класс)
В конспекте отражена работа на уроке технологии в 6 классе с использованием метода обучения «Перевернутый класс».Тема урока: «Механическая трансмиссия ...