Разработка урока по технологии «Вышивка – один из видов декоративно-прикладного искусства» 6 класс
план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему
Разработка урока по технологии «Вышивка – один из видов декоративно-прикладного искусства» 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока 7 кл | 915.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по технологии в 7 классе по теме: «Вышивка – один из видов декоративно-прикладного искусства»
Цель:
Прививать интерес к культуре и искусству России через ознакомление с историей вышивки и ее применением в народном и современном костюме.
Задачи:
познакомить учащихся с историей и искусством ручной вышивки, применяемыми инструментами и материалами для вышивания;
вырабатывать навыки выполнения простых швов;
повысить мотивацию к занятиям рукоделием, развивать творческие способности, сенсорные и моторные навыки;
воспитывать трудолюбие, усидчивость.
Демонстрационный материал: иллюстрации по теме, различные виды вышитых и связанных изделий; образцы материалов и инструментов для вышивания, образцы швов, изделия народных промыслов(хохломская роспись, гжель)
Раздаточный материал: ткань, нитки,иглы, ножницы, игольницы, карточки со схемами швов «вперед иголку» и «шнурок», смайлики.
План урока:
1.Организационный момент, проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний учащихся.
3.Объяснение нового материала.
4. Вводный инструктаж и практическая работа.
5.Физкультминутка.
6. Закрепление.
7. Завершение урока, подведение итогов.
Ход урока:
Проверка готовности к уроку.
Учитель демонстрирует учащимся различные иллюстрации и готовые изделия, отделанные вышивкой, связанные крючком, хохломскую роспись и другие.
Нравятся ли вам, ребята, эти изделия? (Дети дают утвердительные ответы)
Может быть, кому –нибудь известны названия техники выполнения этих изделий? (учащиеся дают ответы).
Эти изделия – образцы разных видов рукоделия. Многие из них можно назвать настоящими произведениями искусства. Выполнены они умелыми руками мастеров. Сегодня на уроке мы будем знакомиться с одним очень распространенным и увлекательным видом рукоделия. Давайте прочитаем зашифрованное слово. Задание на доске:
РОВСЫОСШРСССИОРВРОСКССОРРСРРОАО
Подсказка: необходимо вычеркнуть буквы Р, С, О. (ВЫШИВКА)
Сегодня на уроке мы узнаем много интересного о вышивке и будем учиться выполнять некоторые виды швов.
Вышивка является одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия. Вышивка – способ украшения одежды и предметов интерьера узорами, выполненными цветными нитками .Искусство вышивания имеет многовековую историю. Свидетельством того, что вышивка – древнейший вид рукоделия, служит найденная при раскопках ваза, датируемая V веком до нашей эры, на которой изображена женщина, вышивающая на пяльцах.
Примерно к той же эпохе относятся сохранившиеся до нашего времени искусные китайские вышивки, выполненные на шелке с помощью золотых и серебряных нитей. В курганах IX – XII веков археологи часто находят элементы древней одежды, украшенной сверкающим золотым узором. Сохранившиеся до наших дней драгоценные золотошвейные вышивки Древней Руси покоряют великолепием и безупречным выполнением узора.
В коллекциях музеев Москвы, Сергиева Посада, Санкт- Петербурга, Торжка собраны произведения древнерусского шитья, занимающего особое место в ряду других русских вышивок. По своим приемам и изобразительным средствам древнерусское шитье приближается к искусству древнерусской живописи и справедливо называется «живописью иглой».
На протяжении столетий вышивка была неотъемлемой частью украшения одежды и быта. Ее выполняли льняными, шерстяными, шелковыми (чаще цветными), металлическими(золотыми и серебряными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, блестками, иногда в сочетании с нашитыми драгоценными камнями, монетами.
Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства.
Владение мастерством вышивки высоко ценилось в старину. По древнему обычаю все женщины на Руси должны были уметь вышивать. Долгими зимними вечерами , при неясном свете лучины, под тихое пение выводили мастерицы прекрасные затейливые узоры, поражающие и сейчас нас своим изяществом, красотой и задушевностью. Вместе с мастерицей-мамой приобщалась к рукоделию и маленькая дочка.
С семи – восьми лет готовили себе приданое, вышивали одежду, столешники, полотенца для себя и в подарок будущей родне. Мастерство и умение росли с каждым годом. Большим уважением во все времена пользовалась девушка, умеющая искусно вышивать, ткать, плести кружево.
Женские рубахи готовились на все случаи жизни: на свадьбу, на малые и большие праздники, на похороны. Соответственно своему назначению каждая рубаха имела особый характер декоративного украшения.
Расположение узора и приемы вышивки были органически связаны с формой одежды, которая шилась из прямых кусков ткани. Швы выполнялись по счету нитей и назывались счетными. Ими украшались оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ одежды, а также располагались вдоль соединительных швов.
Не менее красочными и разнообразными были полотенца, которые не только применялись в быту, но были также традиционным русским подарком: на свадьбе - жениху, всей его родне, свахе, дружкам и почетным гостям, на крестинах – крёстным.
В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит. Русские крестьянки бережно хранили особенности вышивки своей местности, постоянно пополняли и развивали ее. Русская вышивка очень многообразна и по характеру узоров, и по приемам изготовления этих узоров. Практически в каждой области имелись свои, только здесь распространенные приемы вышивки, цветовые решения,орнаменты. Различные виды швов, применяемые в русской вышивке, можно разделить на две большие группы:
- к первой группе относятся вышивки, выполняемые по счету нитей ткани;
- ко второй группе - по свободному, заранее нарисованному контуру.
Швы первой группы называют счетными, швы второй группы - свободными.
Русская вышивка отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент, растениям и животным здесь придаются геометрические формы.
Широко распространены в узорах ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце - символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица - символизировала приход весны.
В вышивках "свободных", по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.
Сначала узоры для вышивки переходили из рук в руки, копировались самими вышивальщицами, что нередко представляло им большие затруднения; после изобретения книгопечатания узоры стали общедоступны, они собирались и издавались в специальных книгах. Первый сборник такого рода издан был в 1527 году. Сейчас в продаже можно найти огромное количество журналов и книг по рукоделию с иллюстрациями и схемами. Таких журналов достаточно и в нашей швейной мастерской, вы можете их просмотреть. Возможно, выберете что-то для выполнения в проекте.
Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид.
Сегодня на уроке мы будем учиться выполнять пока самые простые швы. Затем, с каждым занятием, будем выполнять все более сложные. Но начинать работу мы не можем без инструментов и материалов. Как вы думаете, что нам нужно для практической работы? (учащиеся дают ответы)
Для выполнения вышивки необходимы материалы, инструменты и приспособления.
Материалы: ткань для свободных вышивок –хлопок или лён,белые или гладкокрашенные. При выполнении счетных вышивок нужны ткани с полотняным переплетением.Для вышивания крестом используют канву. Нитки для вышивания - мулине. Они имеют стойкую окраску, блеск и необходимую прочность. Кроме того, используют ирис, гарус и синтетические нитки.
Инструменты для вышивания: пяльцы, ножницы и иглы.
Пяльцы бывают круглой, овальной и прямоугольной формы, пластмассовые или деревянные. Основное назначение пялец - держать ткань в натянутом виде и предотвращать стягивание вышитого узора.
Ножниц должно быть двое: маленькие с загнутыми концами - для подрезания ниток, и большие – для раскроя.
Для работы необходимо иметь специальный набор игл для вышивания, Самые тонкие иглы№1 используются для вышивки на тонких тканях тонкими нитками в одно сложение. Иглы№2-5- для работы на льняных тканях. Толстые иглы№6-12 – для работы на плотных тканях шерстяными, синтетическими нитками или ирисом. Ушко иглы должно быть овальным и достаточно большим, чтобы нитки вдевались без труда.
Приспособлением для перевода рисунка вышивки служат карандаш, копировальная бумага и калька. Для перевода рисунка на ткань при выполнении свободных вышивок используют твёрдые и мягкие карандаши и цветную копировальную бумагу.
Зная назначение инструментов и приспособлений, свойства необходимых материалов, мы можем приступать к выполнению практической работы.
Вводный инструктаж и практическая работа.
Труд – дело очень важное, порой небезопасное.
Правила должны вы знать, безопасность соблюдать!
Инструктаж по правилам техники безопасности при работе с иглой, ножницами.
Подготовка к вышивке. Выполнение простейших швов. Демонстрация учителем приемов выполнения швов.
Физкультминутка:
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Шов «шнурок» Выполняют в 2 приема. Сначала по прямой линии или по контуру узора прокладывают стежкой «вперед иголку». Расстояние между стежками должно быть в 2 раза меньше длины стежка. После иглу с ниткой (обычно другого цвета) подводят под каждый стежок сверху вниз, не прокалывая ткань.
Закрепление.
С каким видом рукоделия вы познакомились на уроке?
Назовите нитки для вышивания.
Из предложенных образцов выберите изделия и поделки с вышивкой.
Завершение урока.
Самоконтроль: сравнить свой образец вышивки с образцом учителя, обратить внимание на ровность линии, длину стежка, общий вид выполненной вышивки.
Прикрепите на доску веселые смайлики, если вам было интересно, и урок понравился. Выставление отметок.
Сегодня на уроке мы познакомились с одним из очень распространенных видов рукоделия. Надеюсь, многие из вас в дальнейшем на наших уроках выполнят свои изделия и украсят их вышивкой.А потом, возможно, вы будете делать подарки своим мамам, бабушкам своими руками с применением вышивки. Удачи в творчестве!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по технологии "Источники информации для выполнения проекта" для 10 класса
Материал содержит разработку урока для 10 класса по технологии, основной задачей которого является помощь учащимся в реализации своих творческих проектов....
Разработка урока по технологии"Вышивка шелковыми лентами",6 класс
Урок-конспект"Вышивка шелковыми лентами",с презентацией...
Методическая разработка урока «Чувашский национальный костюм, как один из видов декоративно-прикладного искусства».
занятие посвящено знакомству с чувашским национальным костюмом, истории возникновения тряпичной куклы...
Методическая разработка урока «Чувашский национальный костюм, как один из видов декоративно-прикладного искусства».
занятие посвящено знакомству с чувашским национальным костюмом, истории возникновения тряпичной куклы...
Лоскутное шитье - как один из видов декоративно-прикладного искусства
Урок расширения знаний и умений по обработке ткани в лоскутной технике. Формирования интереса обучающихся к данной технике....
"Фелтинг, как один из видов декоративно-прикладного искусства"
Валяние из шерсти (фелтинг-англ., фильцевание-нем.)—это особая техника рукоделия, в процессе которой из непряденой шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, па...
Презентация "Вышивка - один из видов декоративно-прикладного искусства"
Презентация по теме "Вышивка" . 5 класс...