Разработка урока "Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства"
материал по технологии (5 класс) по теме

 

Краткая аннотация: данный урок составлен с использованием методических основ личностно-ориентированного обучения и ИКТ. Задачей обучения является развитие индивидуальности обучаемых. Во время урока реализуются принципы самоактуализации, субъектности, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки,   приемы и методы педагогической поддержки. Ввод  нового материала  осуществляется  с использованием  таких форм, как беседа, практическая работа, просмотр презентации, самостоятельная работа по выполнению домашнего задания, изучение новых информационных технологий – работа на сайтах: http://www.stixy.com/; http://learningapps.org/myapps_teacher.php?action=class.

На сайте http://www.stixy.com/  учащимся было предложено   принять участие в опросе при подготовке к уроку. На онлайн – доске я заранее составила вопросы, на которые девочки должны были дать письменные ответы. Отвечая на вопросы девочки редактировали доску. А что из этого получилось посмотрите сами пройдя по ссылке http://www.stixy.com/invitation/?token=bbfbb0b8309735348c325c833ec795590ef2065b

На сайте http://learningapps.org/myapps_teacher.php?action=class был создан «мой класс», где учащимся были присвоены индивидуальные логин – пароли, используя которые они могут выполнять домашние задания – закреплять пройденный материал, создавать свои приложения для подготовки к следующему уроку, или выполнять домашнюю работу.

Презентация к уроку  построена таким образом, что к ней можно обратиться в любой момент урока. На уроке используется созданная с участием обучаемых выставка изделий и раздаточный материал.

Тема урока «Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства» 5 класс.

Обучение ведется по примерной программе основного общего образования по технологии, включающей Федеральный компонент государственного стандарта общего образования,  2004.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация к уроку2.76 МБ
Файл План-конспект урока30.25 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Chernyshova - urok

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 города Мамадыш»

Мамадышского муниципального района Республики Татарстан

План урока

«Вышивка как вид

декоративно-прикладного искусства»

                                                                                             СОСТАВИЛА УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ

ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ  КАТЕГОРИИ

                                                                                    МБОУ «СОШ № 3 г.МАМАДЫШ»

                                                                                                 ЧЕРНЫШОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

МАМАДЫШ

2012


Раздел программы: РУКОДЕЛИЕ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА.

Класс 5

Тема урока: Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства.

Цели урока: 

Образовательная:

- ознакомить учащихся с историей вышивки, ее видами;

Воспитательная:

- прививать интерес к культуре и искусству

Развивающая:

- развивать познавательный интерес к  получению опыта применения компьютерных технологий.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, деятельно-творческий, создание ситуации выбора, создание ситуации успеха

Формы и способы организации обучения: рассказ, показ, использование облачных технологий: http://www.stixy.com/; http://learningapps.org/display?v=e53sk6c3; http://www.stixy.com/invitation/?token=bbfbb0b8309735348c325c833ec795590ef2065b ; http://www.stixy.com/invitation/?token=b82dce76d23478d5c411f78a4b7ca848b628290e;

http://learningapps.org/110718,  http://learningapps.org/myapps_teacher.php?action=class,   беседа, практическая работа.

Средства обучения:

  1. Выставка образцов вышивки
  2. Компьютерная презентация «Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства»
  3. Работа с облачными технологиями онлайн
  4. Инструкция по технике безопасности
  5. Инструкционные карты

Список литературы:

  1. Еременко Т.И. Иголка-волшебница М: Просвещение, 1988
  2. Иванова А. А. Ручное вышивание М.: Культура и традиции, 2004
  3. Журналы «Лена-рукоделие», №№  8/03, 9/03, 5/06, 6/06,7/06, 3/07, 4/07  
  4.  Попова Г. Н. Технология 5 класс поурочные планы. Волгоград. Учитель, 2006
  5. Полная энциклопедия женских рукоделий. М.: Российское зарубежье, 1990
  6. Симоненко В. Д. Технология 5 класс (вариант для девочек) М.: Вентана-Граф, 2005
  7. http://artpekarnya.ru/view_post.php?id=13 
  8. http://www.vihivka.ru/ruch_hov4.htm 
  9. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BD%20%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%88%D0%B2%D0%B5%D0%B9%D0%BA%D0%B0&noreask=1&img_url=img-fotki.yandex.ru%2Fget%2F4114%2Filchishina.e%2F0_1ea68_cd30f972_XL&pos=0&rpt=simage&lr=47 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный этап

Проверка готовности учащихся к уроку; количество присутствующих учащихся.

Подготовка рабочих тетрадей, учебников, инструментов. Приветствие учителя

II. Проверка  домашнего задания

(слайд № 2)

Работа на доске  сайта  http://www.stixy.com/, http://www.stixy.com/invitation/?token=bbfbb0b8309735348c325c833ec795590ef2065b ; http://www.stixy.com/invitation/?token=b82dce76d23478d5c411f78a4b7ca848b628290e

 (на электронной доске заранее были подготовлены вопросы, на которые учащиеся дали свои ответы)

1. Скажите, что вы знаете о вышивке?

2. Где в повседневной жизни вы встречали вышивку?

3. Имеются ли у вас изделия с вышивкой?

4.  Умеете ли вы вышивать?

5. Для какой цели вышиваются изделия?

6. Какую роль играет вышивка  сегодня?

Учащиеся  озвучивают свои ответы (которые они написали на онлайн – доске заранее)

Предполагаемые ответы:

1) Вышивка это древнее искусство и сейчас оно в моде и т.п.

Вышивать можно крестиком, гладью, простейшими швами;

2) В интерьере дома, на одежде, обуви, сумках, картинах, панно, салфетках и т.п.

3) да имеются (платье, юбка, туфли, скатерть и т.п.)

4) умею хорошо, не умею, хочу научиться, имею первоначальные навыки

5) для декора, украшения

6) декоративную, прикладную

III.Сообщение темы и задач урока, мотивация учебной деятельности

(Слайд № 3, 4)

Перед вами слова – составьте из них предложение, которое и будет являться темой нашего урока.

Составляют предложение на экране и озвучивают тему урока

IY. Изучение нового материала

(слайд № 5-8)

(слайд № 8)

(слайд № 9-15)

(слайд № 16)

Рассказ учителя – работа с презентацией

Вышивание – старинный и самый распространенный вид декоративно-прикладного искусства. История возникновения вышивки уходит далеко вглубь веков. Это искусство относится к эпохе первобытной культуры. Оно тесно связано с появлением первого стежка при изготовлении одежды.  На Руси крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое (скатерти, полотенца, головные уборы, подарки). Материалом для вышивки в разные далекие времена служили и жилы животных, и нити льна, конопли,  хлопка, шерсти, шелка, также применялся и  натуральный волос. В далекие времена каждый народ, а иногда и небольшое селение имели свои особенности в вышивке.

Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами.  Человек, живший постоянно среди природы и наблюдавший за нею, уже с глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки-символы. Каждая линия, каждый знак были полны понятного ему смысла. Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создавая узоры-рисунки.

Формирование понятий орнамент, раппорт

В наше время существуют разные виды вышивки. Это вышивка ручная и машинная. 

Более подробно мы остановимся на ручной вышивке. Виды  вышивки (работа с презентацией)

Вышивки делятся на счётные (вышиваются по счету нитей) и свободные (вышиваются по контуру)

Счетные – мережки, строчка-перевить, штопка, «вологодское стекло», роспись, набор, крест.

Свободные – гладь.

Рассмотрим картину В.А. Тропинина «Золотошвейка»

Вопрос к учащимся:

Как вы думаете, какие черты характера человека можно выработать, занимаясь вышиванием?

Правильно, все эти черты характера свойственны вышивальщице.

        

Материалы, инструменты и приспособления, необходимые для вышивания (их демонстрация учащимся): ткань, канва, нити мулине, иглы, наперсток, ножницы, сантиметровая лента, пяльцы, карандаш, а также копировальная бумага, калька

Рассматривают презентацию

- учащиеся рассматривают презентацию, записывают основные понятия 

- учащиеся рассматривают презентацию, записывают основные виды вышивки 

Ответ: усидчивость, аккуратность, терпение, внимательность, точность

Работа с презентацией

Рассматривают  материалы, инструменты и приспособления

Физкультминутка

  1. Гимнастика для глаз.
  2. Упражнения для осанки

Выполняют   физкультминутку

Практическая работа

Инструктаж по технике безопасности с ножницами, иглами.

Вводный инструктаж с демонстрацией приемов работы: 

  1. Подготовка нитей мулине к вышиванию.
  2. Способы закрепления нити на ткани
  3. Выполнение простейших вышивальных швов: шнурок, стебельчатый, козлик, тамбурный; оформление их в альбом

Индивидуальная работа учащихся по технологическим картам №№1 - 6 (приложения)

YIII.  Закрепление материала

(слайд № 17-19)

Вопрос: Что вы узнали сегодня на уроке?

Задание 1. Соотнесите вид и вышивку (использование твиггеров в презентации)

Отгадывание кроссворда http://learningapps.org/110718  , сборка картины из пазлов  на сайте http://learningapps.org/display?v=e53sk6c3     

Ответ: мы узнали о видах вышивки, о способах закрепления нити на ткани.

Работа с презентацией слайд №18 (передвижение вышивки или названия вышивки при помощи мышки)

 

Работа по ссылкам на компьютере вход по своим паролям (http://learningapps.org/myapps_teacher.php?action=class    )слайд №19

IX. Подведение итогов урока

Анализ ошибок учащихся и подведение итогов урока. Выставление оценок

-

  1. Задание на дом

Посетить краеведческий музей, понравившуюся вышивку сфотографировать; составить кроссворд или любое другое приложение по вышивке на сайте    http://learningapps.org/myapps_teacher.php?action=class 

запись домашнего задания

уборка рабочих мест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта занятия по декоративно-прикладному искусству Тема: «Традиционная лоскутная кукла вятский зайчик».

Методическая разработка конспекта занятия по декоративно-прикладному искусству Тема: «Традиционная лоскутная кукла вятский зайчик»....

"Разработка блока занятий по декоративно - прикладному искусству"

Актуальность работы в том, что происходит  обращение к нашим  истокам, берущим начало в  живописных традициях новгородцев – иконописцев. Это обращение к  нашим корням благотв...

Методическая разработка уроков по блоку декоративно-прикладного искусства по технологии

В данной разработке представлены методические указания по урокам "Мезенской росписи" на уроках технологии...

Методическая разработка "Хозяюшка бумага в декоративно - прикладном искусстве"

Краткая история изготовления бумаги. Технология изготовления. Необходимые материалы и инструменты. Фото изготовления изделий из бумаги....

Методическая разработка: «Ты сам- мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»

Методическая разработка:  "Ты сам- мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж» по программе Б.М.Неменского...

Методическая разработка открытого урока по декоративно-прикладному искусству Открытый урок в 3-ем классе по теме « По мотивам, Дымковской игрушки»

Вданном конспекте урока описан процес лепки из глины.Декоративной куклы барыни.Дымковской игрушки....

Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической общекультурной направленности по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному изобразительному искусству «Театральная мастерская»

Данная программа основной акцент делает на развитие и формирование средствами театрального искусства определенных духовно-нравственных качеств в воспитании детей. Все упражнения, этюды, выбор тем для ...