Разработка урока "Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства"
материал по технологии (5 класс) по теме
Краткая аннотация: данный урок составлен с использованием методических основ личностно-ориентированного обучения и ИКТ. Задачей обучения является развитие индивидуальности обучаемых. Во время урока реализуются принципы самоактуализации, субъектности, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки, приемы и методы педагогической поддержки. Ввод нового материала осуществляется с использованием таких форм, как беседа, практическая работа, просмотр презентации, самостоятельная работа по выполнению домашнего задания, изучение новых информационных технологий – работа на сайтах: http://www.stixy.com/; http://learningapps.org/myapps_teacher.php?action=class.
На сайте http://www.stixy.com/ учащимся было предложено принять участие в опросе при подготовке к уроку. На онлайн – доске я заранее составила вопросы, на которые девочки должны были дать письменные ответы. Отвечая на вопросы девочки редактировали доску. А что из этого получилось посмотрите сами пройдя по ссылке http://www.stixy.com/invitation/?token=bbfbb0b8309735348c325c833ec795590ef2065b
На сайте http://learningapps.org/myapps_teacher.php?action=class был создан «мой класс», где учащимся были присвоены индивидуальные логин – пароли, используя которые они могут выполнять домашние задания – закреплять пройденный материал, создавать свои приложения для подготовки к следующему уроку, или выполнять домашнюю работу.
Презентация к уроку построена таким образом, что к ней можно обратиться в любой момент урока. На уроке используется созданная с участием обучаемых выставка изделий и раздаточный материал.
Тема урока «Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства» 5 класс.
Обучение ведется по примерной программе основного общего образования по технологии, включающей Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, 2004.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку | 2.76 МБ |
План-конспект урока | 30.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Chernyshova - urok
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 города Мамадыш»
Мамадышского муниципального района Республики Татарстан
План урока
«Вышивка как вид
декоративно-прикладного искусства»
СОСТАВИЛА УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ
ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
МБОУ «СОШ № 3 г.МАМАДЫШ»
ЧЕРНЫШОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА
МАМАДЫШ
2012
Раздел программы: РУКОДЕЛИЕ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА.
Класс 5
Тема урока: Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства.
Цели урока:
Образовательная:
- ознакомить учащихся с историей вышивки, ее видами;
Воспитательная:
- прививать интерес к культуре и искусству
Развивающая:
- развивать познавательный интерес к получению опыта применения компьютерных технологий.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, деятельно-творческий, создание ситуации выбора, создание ситуации успеха
Формы и способы организации обучения: рассказ, показ, использование облачных технологий: http://www.stixy.com/; http://learningapps.org/display?v=e53sk6c3; http://www.stixy.com/invitation/?token=bbfbb0b8309735348c325c833ec795590ef2065b ; http://www.stixy.com/invitation/?token=b82dce76d23478d5c411f78a4b7ca848b628290e;
http://learningapps.org/110718, http://learningapps.org/myapps_teacher.php?action=class, беседа, практическая работа.
Средства обучения:
- Выставка образцов вышивки
- Компьютерная презентация «Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства»
- Работа с облачными технологиями онлайн
- Инструкция по технике безопасности
- Инструкционные карты
Список литературы:
- Еременко Т.И. Иголка-волшебница М: Просвещение, 1988
- Иванова А. А. Ручное вышивание М.: Культура и традиции, 2004
- Журналы «Лена-рукоделие», №№ 8/03, 9/03, 5/06, 6/06,7/06, 3/07, 4/07
- Попова Г. Н. Технология 5 класс поурочные планы. Волгоград. Учитель, 2006
- Полная энциклопедия женских рукоделий. М.: Российское зарубежье, 1990
- Симоненко В. Д. Технология 5 класс (вариант для девочек) М.: Вентана-Граф, 2005
- http://artpekarnya.ru/view_post.php?id=13
- http://www.vihivka.ru/ruch_hov4.htm
- http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BD%20%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%88%D0%B2%D0%B5%D0%B9%D0%BA%D0%B0&noreask=1&img_url=img-fotki.yandex.ru%2Fget%2F4114%2Filchishina.e%2F0_1ea68_cd30f972_XL&pos=0&rpt=simage&lr=47
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный этап | Проверка готовности учащихся к уроку; количество присутствующих учащихся. | Подготовка рабочих тетрадей, учебников, инструментов. Приветствие учителя |
II. Проверка домашнего задания (слайд № 2) | Работа на доске сайта http://www.stixy.com/, http://www.stixy.com/invitation/?token=bbfbb0b8309735348c325c833ec795590ef2065b ; http://www.stixy.com/invitation/?token=b82dce76d23478d5c411f78a4b7ca848b628290e (на электронной доске заранее были подготовлены вопросы, на которые учащиеся дали свои ответы) 1. Скажите, что вы знаете о вышивке? 2. Где в повседневной жизни вы встречали вышивку? 3. Имеются ли у вас изделия с вышивкой? 4. Умеете ли вы вышивать? 5. Для какой цели вышиваются изделия? 6. Какую роль играет вышивка сегодня? | Учащиеся озвучивают свои ответы (которые они написали на онлайн – доске заранее) Предполагаемые ответы: 1) Вышивка это древнее искусство и сейчас оно в моде и т.п. Вышивать можно крестиком, гладью, простейшими швами; 2) В интерьере дома, на одежде, обуви, сумках, картинах, панно, салфетках и т.п. 3) да имеются (платье, юбка, туфли, скатерть и т.п.) 4) умею хорошо, не умею, хочу научиться, имею первоначальные навыки 5) для декора, украшения 6) декоративную, прикладную |
III.Сообщение темы и задач урока, мотивация учебной деятельности (Слайд № 3, 4) | Перед вами слова – составьте из них предложение, которое и будет являться темой нашего урока. | Составляют предложение на экране и озвучивают тему урока |
IY. Изучение нового материала (слайд № 5-8) (слайд № 8) (слайд № 9-15) (слайд № 16) | Рассказ учителя – работа с презентацией Вышивание – старинный и самый распространенный вид декоративно-прикладного искусства. История возникновения вышивки уходит далеко вглубь веков. Это искусство относится к эпохе первобытной культуры. Оно тесно связано с появлением первого стежка при изготовлении одежды. На Руси крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое (скатерти, полотенца, головные уборы, подарки). Материалом для вышивки в разные далекие времена служили и жилы животных, и нити льна, конопли, хлопка, шерсти, шелка, также применялся и натуральный волос. В далекие времена каждый народ, а иногда и небольшое селение имели свои особенности в вышивке. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами. Человек, живший постоянно среди природы и наблюдавший за нею, уже с глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки-символы. Каждая линия, каждый знак были полны понятного ему смысла. Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создавая узоры-рисунки. Формирование понятий орнамент, раппорт В наше время существуют разные виды вышивки. Это вышивка ручная и машинная. Более подробно мы остановимся на ручной вышивке. Виды вышивки (работа с презентацией) Вышивки делятся на счётные (вышиваются по счету нитей) и свободные (вышиваются по контуру) Счетные – мережки, строчка-перевить, штопка, «вологодское стекло», роспись, набор, крест. Рассмотрим картину В.А. Тропинина «Золотошвейка» Вопрос к учащимся: Как вы думаете, какие черты характера человека можно выработать, занимаясь вышиванием? Правильно, все эти черты характера свойственны вышивальщице.
Материалы, инструменты и приспособления, необходимые для вышивания (их демонстрация учащимся): ткань, канва, нити мулине, иглы, наперсток, ножницы, сантиметровая лента, пяльцы, карандаш, а также копировальная бумага, калька | Рассматривают презентацию - учащиеся рассматривают презентацию, записывают основные понятия - учащиеся рассматривают презентацию, записывают основные виды вышивки Ответ: усидчивость, аккуратность, терпение, внимательность, точность Работа с презентацией Рассматривают материалы, инструменты и приспособления |
Физкультминутка |
| Выполняют физкультминутку |
Практическая работа | Инструктаж по технике безопасности с ножницами, иглами. Вводный инструктаж с демонстрацией приемов работы:
| Индивидуальная работа учащихся по технологическим картам №№1 - 6 (приложения) |
YIII. Закрепление материала (слайд № 17-19) | Вопрос: Что вы узнали сегодня на уроке? Задание 1. Соотнесите вид и вышивку (использование твиггеров в презентации) Отгадывание кроссворда http://learningapps.org/110718 , сборка картины из пазлов на сайте http://learningapps.org/display?v=e53sk6c3 | Ответ: мы узнали о видах вышивки, о способах закрепления нити на ткани. Работа с презентацией слайд №18 (передвижение вышивки или названия вышивки при помощи мышки)
Работа по ссылкам на компьютере вход по своим паролям (http://learningapps.org/myapps_teacher.php?action=class )слайд №19 |
IX. Подведение итогов урока | Анализ ошибок учащихся и подведение итогов урока. Выставление оценок | - |
| Посетить краеведческий музей, понравившуюся вышивку сфотографировать; составить кроссворд или любое другое приложение по вышивке на сайте http://learningapps.org/myapps_teacher.php?action=class | запись домашнего задания уборка рабочих мест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта занятия по декоративно-прикладному искусству Тема: «Традиционная лоскутная кукла вятский зайчик».
Методическая разработка конспекта занятия по декоративно-прикладному искусству Тема: «Традиционная лоскутная кукла вятский зайчик»....
"Разработка блока занятий по декоративно - прикладному искусству"
Актуальность работы в том, что происходит обращение к нашим истокам, берущим начало в живописных традициях новгородцев – иконописцев. Это обращение к нашим корням благотв...
Методическая разработка уроков по блоку декоративно-прикладного искусства по технологии
В данной разработке представлены методические указания по урокам "Мезенской росписи" на уроках технологии...
Методическая разработка "Хозяюшка бумага в декоративно - прикладном искусстве"
Краткая история изготовления бумаги. Технология изготовления. Необходимые материалы и инструменты. Фото изготовления изделий из бумаги....
Методическая разработка: «Ты сам- мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»
Методическая разработка: "Ты сам- мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж» по программе Б.М.Неменского...
Методическая разработка открытого урока по декоративно-прикладному искусству Открытый урок в 3-ем классе по теме « По мотивам, Дымковской игрушки»
Вданном конспекте урока описан процес лепки из глины.Декоративной куклы барыни.Дымковской игрушки....
Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической общекультурной направленности по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному изобразительному искусству «Театральная мастерская»
Данная программа основной акцент делает на развитие и формирование средствами театрального искусства определенных духовно-нравственных качеств в воспитании детей. Все упражнения, этюды, выбор тем для ...