Методическая разработка урока по технологии АСО. Тема: "Щелочные металлы" (9 класс)
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Использование технологии АСО позволяет осуществить индивидуализацию и дифференциацию обучения, а также повысить его интенсивность при изучении темы: "Щелочные металлы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Shchelochnye_metally.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:                  Щелочные металлы

Заичко Галина Николаевна, учитель химии ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1062

 

Цели:

Воспитывающие:

Создать условия для воспитания активности и самостоятельности при выполнении разноуровневых заданий, при  работе учащихся с текстом. Способствовать формированию научного мировоззрения учащихся. Содействовать воспитанию коммуникативных качеств через работу в парах сменного состава.

Развивающие :

Создать условия для развития мыслительных операций - анализа,   синтеза, обобщения,  сравнения, классификации, а также  способности к адекватному само- и взаимоконтролю. Способствовать развитию речи при работе в парах сменного состава.

Обучающие  :

Организовать деятельность учащихся на усвоение:

знаний -   понятий щелочные металлы (элементы и простые вещества), физико-химические свойства и восстановительная способность щелочных металлов в реакциях с неметаллами и сложными веществами, оксиды и гидроксиды щелочных металлов и их основные свойства, гидриды, пероксид натрия (свойства и применение) .   Сведения о важнейших соединениях натрия и калия, промышленных способах их получения, значении металлов для живых организмов и их практическом применении. Окраска пламени.

умений -     применять знание Периодического закона на примере элементов I группы главной подгруппы,  находить причинно-следственную зависимость состава, строения, физических и химических свойств металлов;  систематизировать знания о металлах–простых веществах на примере  натрия и калия, записывать уравнения реакций металлов с кислородом, галогенами, серой, водородом, водой и кислотами, доказывать химические свойства оксидов и гидроксидов с помощью соответствующих реакций.

навыков -  составления уравнений электронного баланса  и ионных уравнений.

 

Тип урока:  комбинированный

 

Место данного урока в теме:  после изучения общих свойств металлов и способов их получения.

 

Форма организации учебной деятельности: сочетание  фронтальной работы, групповой (работа в   группах сменного состава), и индивидуальной..

 

Технология:  Адаптивная система обучения (АСО).

Выбранная технология позволяет осуществить индивидуализацию и дифференциацию обучения, а также повысить его интенсивность.

Учитель работает в двух режимах: совместно (информационный ввод в тему, обучение)  и индивидуально с учащимися по индивидуальным заданиям.

Ученик работает совместно с учителем, в парах постоянного или сменного состава устно и самостоятельно по заданиям с адаптацией (разноуровневым заданиям) письменно.

 Модель урока:

                                                                                          10 мин

                                25 мин

            10 мин

                                       

                                          25 мин

 

Ход урока:

 

Этап совместной работы учителя и учащихся  (10 мин)

1.   Организационный этап (1 мин):

Приветствие, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, обсуждение целей учебного занятия и технологии.

2.    Актуализация в форме беседы и просмотра видеоматериалов.

Вопросы на этапе актуализации:

  1. Где в периодической системе расположены элементы-металлы?
  2. К каким электронным семействам относятся элементы-металлы?
  3. Какие металлы относят к семейству щелочных и к семейству щелочноземельных металлов?
  4. Сколько электронов имеют атомы металлов на внешнем

электронном уровне?  

  1. Что называется металлической связью и металлической кристаллической решеткой?
  2. Какие физические свойства характерны для металлов?
  3. Какие свойства (окислительные или восстановительные) проявляют атомы металлов в химических реакциях? Почему?
  4. Как определить степень окисления металла в соединении?
  5. С какими веществами взаимодействуют металлы. Как называются  соединения металлов с кислородом, галогенами, серой, азотом, углеродом и водородом?
  6. Какие свойства имеют оксиды и гидроксиды металлов?
  7. Как меняются свойства металлов, их оксидов и гидроксидов в зависимости от   положения элементов – металлов в периодической системе (уметь сравнивать по горизонтали и по вертикали)?
  8. Какую информацию о металлах можно получить, используя ряд напряжений металлов?

Этап самостоятельной работы учащихся в парах  сменного состава

(10 мин)

Задания для устной работы в парах сменного состава:

  1. Назовите щелочные металлы и их положение в периодической системе. Укажите особенности строения атомов металлов и возможные степени их окисления в соединениях.  
  2. Щелочные металлы – простые вещества. Строение щелочных металлов (тип связи и кристаллическая решетка).  Физические свойства.
  3. Какие химические свойства характерны для щелочных металлов. Назовите вещества, с которыми они взаимодействуют.
  4. Какие оксиды образуют щелочные металлы и какие гидроксиды им соответствуют. С какими классами веществ они  взаимодействуют

СР

Этап самостоятельной работы учащихся (25 мин)

ИР

Этап индивидуальной работы учителя (25 мин)

Задания для этапа самостоятельной работы учащихся

№ зада-ния

Вариант 1

№ зада-ния

Вариант 2

Вы получили задания трех уровней сложности.

Вам  необходимо выполнить задание уровня (1) и затем на выбор задание уровней (2) или (3).

Оценка:

(1)                     -  «3»

(1) + (2)            -  «4»

(1) + (3)            -  «5»

Вы получили задания трех уровней сложности.

Вам необходимо выполнить задание уровня (1) и затем на выбор задание уровней  (2) или (3).

Оценка:

(1)                     -  «3»

(1) + (2)            -  «4»

(1) + (3)            -  «5»

1

(1) Напишите уравнения реакций:

  1. Na + Cl2
  2. K + H2O →

(2) С какими из веществ –  водород, оксид серы (IY), кислород,  хлорид калия, будет реагировать натрий. Напишите уравнения соответствующих реакций

(3) Напишите уравнения реакций, которые могут происходить между следующими веществами: натрий,   вода, гидроксид меди (II),  сера

1

(1) Напишите уравнения реакций

  1. K + S →
  2. Na + H2O →

(2) С какими из веществ –  оксид углерода (IY), хлор, сульфат натрия, водород,  будет реагировать калий. Напишите уравнения соответствующих реакций

(3) Напишите уравнения реакций, которые могут происходить между следующими веществами: калий, фосфор, гидроксид железа (II),    вода

2

(1) Составьте уравнения реакций с получением средних солей

  1. NaOH + H2SO4 →
  2. NaOH + H2S →

Напишите полные и сокращенные ионные уравнения реакций

(2) Составьте уравнения реакций с получением средних и кислых солей

  1. NaOH + H2SO4 →
  2. NaOH + H2S →

Напишите полные и сокращенные ионные уравнения реакций

(3) Определите, с какими  из веществ реагирует раствор гидроксида калия:

MgO, FeSO4, H2, CO2, Cu(NO3)2, HCl, Na2SO4.

Напишите полные и сокращенные ионные уравнения реакций

2

(1) Составьте уравнения реакций с получением средних солей

  1. KOH + H2CO3 →
  2. KOH + H3PO4 →

Напишите полные и сокращенные ионные уравнения реакций

(2) Составьте уравнения реакций с получением средних и кислых солей

  1. KOH + H2CO3 →
  2. KOH + H3PO4 →

Напишите полные и сокращенные ионные уравнения реакций

(3) Определите, с какими  из веществ реагирует раствор гидроксида  натрия:

Ca(OH)2, HBr, CuSO4. CuO, O2, HNO3,.Na2CO3 , SO2.

Напишите полные и сокращенные ионные уравнения реакций

 

Задания для индивидуальной работы учителя с учащимися*:

А. Устные задания.

1.  Что общего и чем различается  состав и строение атомов лития, натрия и калия. Как изменяются радиусы атомов щелочных металлов при переходе от лития к францию?

2.  Как изменяется восстановительная способность атомов при переходе от лития к францию? Чем это объясняется?

3.  Дайте характеристику физических свойств натрия и калия.

4.  Перечислите простые вещества, с которыми взаимодействуют натрий и калий. Назовите продукты и условия протекания реакций.

5.  Перечислите сложные вещества, с которыми взаимодействуют натрий и калий. Назовите продукты и условия протекания реакций.

6..  Как хранят натрий и калий? Чем это вызвано.

7.  Как влияет радиус атома щелочного металла на характер взаимодействия  его с водой (какой из металлов- Li, Na, или K, активнее)?

8.  Какими физическими и химическими свойствами обладают гидроксиды  натрия и калия?

9. Назовите наиболее известные соли натрия и калия. Какова их растворимость в воде?  

10. Что происходит при прокаливании гидроксидов натрия и калия?

11. В какой цвет окрашивают пламя газовой горелки соединения натрия, калия?

12. В виде каких соединений встречаются в природе щелочные металлы?

13. Укажите области применения щелочных металлов.

     

      Б. Задания,  предусматривающие письменный ответ:

1.  Какую степень окисления проявляют литий, натрий и калий в соединениях?

     Напишите полуреакцию окисления атома натрия.

2.  Напишите уравнения реакции натрия с азотом.

3.  Напишите уравнение реакции калия с фосфором.

4.  Напишите формулы оксидов и гидроксидов натрия и калия.

5.  С какими веществами реагирует оксид натрия? Ответ подтвердите уравнениями.

6.   Напишите уравнения реакций оксида калия с водой, с серной кислотой.

      7.  При горении натрия в атмосфере кислорода образуется пероксид натрия Na2O2

           Оксид натрия можно получить сплавлением нетрия с его пероксидом. Предложите  

           уравнение этой реакции.

8.  Напишите уравнения реакций получения гидроксидов натрия и калия,

     взаимодействием металлов и их оксидов с водой.

9.  Назовите продукты взаимодействия гидроксида натрия с серной кислотой.  

     Напишите уравнение этой реакции

10. Напишите уравнение реакции между гидрокидом калия и углекислым газом.

11. Объясните, почему растворы щелочей и солей натрия и калия проводят

      электрический ток. Подтвердите соответствующими уравнениями.

12. Напишите уравнение получения гидрида натрия. Что происходит при  его контакте

      с водой.

13. Напишите уравнения реакций, позволяющих осуществить следующие

      превращения: натрий → гидрид натрия → гидроксид натрия.

14. Как превратить хлорид натрия в нитрат?

15. На воздухе металлический натрий покрывается белой пленкой пероксида.

      Напишите формулу пероксида натрия. Какая степень окисления натрия и

      кислорода в этом соединении?

16. Где  используется пероксид натрия и почему? Напишите уравнение

      соответствующей реакции.

В. Тестовые задания

1.  Что надо сделать, если при проведении опытов металлический натрий упал на стол:

                                  1) залить его водой

                                  2) залить его спиртом или аккуратно взять пинцетом и поместить в

                                      сосуд с  керосином

                                  3) аккуратно взять пинцетом и  выбросить в ведро для мусора?

2.  Гидроксид натрия в растворе реагирует  с   каждым из   веществ пары:

                                  1) O2, HNO3

                                  2) CuO, MgSO4

                                                3) СO2, CuSO4 

3.  Гидроксид калия в растворе реагирует с каждым из веществ пары:

                                  1) CO, CuSO4

                                  2) P2O5, Ag

                                  3) SO3, FeCl2

* Задания могут быть предварительно представлены на информационной доске, а во время урока использоваться карточки с заданиями.

На этом этапе заполняется «Лист учета индивидуальной работы с учащимися на уроке по теме «Щелочные металлы»

Фамилия, имя учащегося

Резуль-

таты оп-роса**

                       **Условные обозначения:

- оценка за устную работу  

4

                           

                           - оценка за письменную работу                                

            5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по технологии в 6 классе "Плечевое изделие"

Виды плечевых изделий. Конструирование.  Правила снятия мерок. Размерные признаки фигуры человека, необходимые для построения чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом....

Методическая разработка урока по технологии в 5 классе для девочек на тему: "В белом облаке белка - яркое солнышко желтка"

Методическая разработка урока по технологии в 5 классе для девочек на тему: "В белом облаке белка - яркое солнышко желтка"...

Методическая разработка урока по технологии в 5 классе для девочек на тему: "В белом облаке белка - яркое солнышко желтка"

Методическая разработка урока по технологии в 5 классе для девочек на тему: "В белом облаке белка - яркое солнышко желтка"...

Методическая разработка урока по технологии Тема « Использование кейс-методов на уроках технологии»

В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии.Кейс-технологии объединяют в себе одновре...

Методическая разработка урока по технологии (швейному делу) в 5 классе.Тема: "Полотняное переплетение. Сведения о нитках"

Характеристика  учащихся класса, для которого проектируется урок:• предметные УУД:-имеют понятие «текстильного волокна», процесса прядения и ткачества; -умеют определять свойства матер...

Методическая разработка урока по технологии 6 класс. Тема: Космос. Космические технологии.

В современном мире существуеи множество технологий. В предверии дня Космонавтики предлагаем детям поговорить о технологиях космоса, создать объект космических технологий....