Методическая разработка урока по технологии АСО. Тема: "Щелочные металлы" (9 класс)
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
Использование технологии АСО позволяет осуществить индивидуализацию и дифференциацию обучения, а также повысить его интенсивность при изучении темы: "Щелочные металлы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Shchelochnye_metally.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Щелочные металлы
Заичко Галина Николаевна, учитель химии ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1062
Цели:
Воспитывающие:
Создать условия для воспитания активности и самостоятельности при выполнении разноуровневых заданий, при работе учащихся с текстом. Способствовать формированию научного мировоззрения учащихся. Содействовать воспитанию коммуникативных качеств через работу в парах сменного состава.
Развивающие :
Создать условия для развития мыслительных операций - анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации, а также способности к адекватному само- и взаимоконтролю. Способствовать развитию речи при работе в парах сменного состава.
Обучающие :
Организовать деятельность учащихся на усвоение:
знаний - понятий щелочные металлы (элементы и простые вещества), физико-химические свойства и восстановительная способность щелочных металлов в реакциях с неметаллами и сложными веществами, оксиды и гидроксиды щелочных металлов и их основные свойства, гидриды, пероксид натрия (свойства и применение) . Сведения о важнейших соединениях натрия и калия, промышленных способах их получения, значении металлов для живых организмов и их практическом применении. Окраска пламени.
умений - применять знание Периодического закона на примере элементов I группы главной подгруппы, находить причинно-следственную зависимость состава, строения, физических и химических свойств металлов; систематизировать знания о металлах–простых веществах на примере натрия и калия, записывать уравнения реакций металлов с кислородом, галогенами, серой, водородом, водой и кислотами, доказывать химические свойства оксидов и гидроксидов с помощью соответствующих реакций.
навыков - составления уравнений электронного баланса и ионных уравнений.
Тип урока: комбинированный
Место данного урока в теме: после изучения общих свойств металлов и способов их получения.
Форма организации учебной деятельности: сочетание фронтальной работы, групповой (работа в группах сменного состава), и индивидуальной..
Технология: Адаптивная система обучения (АСО).
Выбранная технология позволяет осуществить индивидуализацию и дифференциацию обучения, а также повысить его интенсивность.
Учитель работает в двух режимах: совместно (информационный ввод в тему, обучение) и индивидуально с учащимися по индивидуальным заданиям.
Ученик работает совместно с учителем, в парах постоянного или сменного состава устно и самостоятельно по заданиям с адаптацией (разноуровневым заданиям) письменно.
Модель урока:
10 мин | ||
25 мин | 10 мин | |
25 мин |
Ход урока:
Задания для этапа самостоятельной работы учащихся
№ зада-ния | Вариант 1 | № зада-ния | Вариант 2 |
Вы получили задания трех уровней сложности. Вам необходимо выполнить задание уровня (1) и затем на выбор задание уровней (2) или (3). Оценка: (1) - «3» (1) + (2) - «4» (1) + (3) - «5» | Вы получили задания трех уровней сложности. Вам необходимо выполнить задание уровня (1) и затем на выбор задание уровней (2) или (3). Оценка: (1) - «3» (1) + (2) - «4» (1) + (3) - «5» | ||
1 | (1) Напишите уравнения реакций:
(2) С какими из веществ – водород, оксид серы (IY), кислород, хлорид калия, будет реагировать натрий. Напишите уравнения соответствующих реакций (3) Напишите уравнения реакций, которые могут происходить между следующими веществами: натрий, вода, гидроксид меди (II), сера | 1 | (1) Напишите уравнения реакций
(2) С какими из веществ – оксид углерода (IY), хлор, сульфат натрия, водород, будет реагировать калий. Напишите уравнения соответствующих реакций (3) Напишите уравнения реакций, которые могут происходить между следующими веществами: калий, фосфор, гидроксид железа (II), вода |
2 | (1) Составьте уравнения реакций с получением средних солей
Напишите полные и сокращенные ионные уравнения реакций (2) Составьте уравнения реакций с получением средних и кислых солей
Напишите полные и сокращенные ионные уравнения реакций (3) Определите, с какими из веществ реагирует раствор гидроксида калия: MgO, FeSO4, H2, CO2, Cu(NO3)2, HCl, Na2SO4. Напишите полные и сокращенные ионные уравнения реакций | 2 | (1) Составьте уравнения реакций с получением средних солей
Напишите полные и сокращенные ионные уравнения реакций (2) Составьте уравнения реакций с получением средних и кислых солей
Напишите полные и сокращенные ионные уравнения реакций (3) Определите, с какими из веществ реагирует раствор гидроксида натрия: Ca(OH)2, HBr, CuSO4. CuO, O2, HNO3,.Na2CO3 , SO2. Напишите полные и сокращенные ионные уравнения реакций |
Задания для индивидуальной работы учителя с учащимися*:
А. Устные задания.
1. Что общего и чем различается состав и строение атомов лития, натрия и калия. Как изменяются радиусы атомов щелочных металлов при переходе от лития к францию?
2. Как изменяется восстановительная способность атомов при переходе от лития к францию? Чем это объясняется?
3. Дайте характеристику физических свойств натрия и калия.
4. Перечислите простые вещества, с которыми взаимодействуют натрий и калий. Назовите продукты и условия протекания реакций.
5. Перечислите сложные вещества, с которыми взаимодействуют натрий и калий. Назовите продукты и условия протекания реакций.
6.. Как хранят натрий и калий? Чем это вызвано.
7. Как влияет радиус атома щелочного металла на характер взаимодействия его с водой (какой из металлов- Li, Na, или K, активнее)?
8. Какими физическими и химическими свойствами обладают гидроксиды натрия и калия?
9. Назовите наиболее известные соли натрия и калия. Какова их растворимость в воде?
10. Что происходит при прокаливании гидроксидов натрия и калия?
11. В какой цвет окрашивают пламя газовой горелки соединения натрия, калия?
12. В виде каких соединений встречаются в природе щелочные металлы?
13. Укажите области применения щелочных металлов.
Б. Задания, предусматривающие письменный ответ:
1. Какую степень окисления проявляют литий, натрий и калий в соединениях?
Напишите полуреакцию окисления атома натрия.
2. Напишите уравнения реакции натрия с азотом.
3. Напишите уравнение реакции калия с фосфором.
4. Напишите формулы оксидов и гидроксидов натрия и калия.
5. С какими веществами реагирует оксид натрия? Ответ подтвердите уравнениями.
6. Напишите уравнения реакций оксида калия с водой, с серной кислотой.
7. При горении натрия в атмосфере кислорода образуется пероксид натрия Na2O2
Оксид натрия можно получить сплавлением нетрия с его пероксидом. Предложите
уравнение этой реакции.
8. Напишите уравнения реакций получения гидроксидов натрия и калия,
взаимодействием металлов и их оксидов с водой.
9. Назовите продукты взаимодействия гидроксида натрия с серной кислотой.
Напишите уравнение этой реакции
10. Напишите уравнение реакции между гидрокидом калия и углекислым газом.
11. Объясните, почему растворы щелочей и солей натрия и калия проводят
электрический ток. Подтвердите соответствующими уравнениями.
12. Напишите уравнение получения гидрида натрия. Что происходит при его контакте
с водой.
13. Напишите уравнения реакций, позволяющих осуществить следующие
превращения: натрий → гидрид натрия → гидроксид натрия.
14. Как превратить хлорид натрия в нитрат?
15. На воздухе металлический натрий покрывается белой пленкой пероксида.
Напишите формулу пероксида натрия. Какая степень окисления натрия и
кислорода в этом соединении?
16. Где используется пероксид натрия и почему? Напишите уравнение
соответствующей реакции.
В. Тестовые задания
1. Что надо сделать, если при проведении опытов металлический натрий упал на стол:
1) залить его водой
2) залить его спиртом или аккуратно взять пинцетом и поместить в
сосуд с керосином
3) аккуратно взять пинцетом и выбросить в ведро для мусора?
2. Гидроксид натрия в растворе реагирует с каждым из веществ пары:
1) O2, HNO3
2) CuO, MgSO4
3) СO2, CuSO4
3. Гидроксид калия в растворе реагирует с каждым из веществ пары:
1) CO, CuSO4
2) P2O5, Ag
3) SO3, FeCl2
* Задания могут быть предварительно представлены на информационной доске, а во время урока использоваться карточки с заданиями.
На этом этапе заполняется «Лист учета индивидуальной работы с учащимися на уроке по теме «Щелочные металлы»
Фамилия, имя учащегося | Резуль- таты оп-роса** |
**Условные обозначения:
- оценка за устную работу
4 |
- оценка за письменную работу
5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по технологии в 6 классе "Плечевое изделие"
Виды плечевых изделий. Конструирование. Правила снятия мерок. Размерные признаки фигуры человека, необходимые для построения чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом....
Методическая разработка урока по технологии 9 класс, "Вышивка ришелье. Этапы выполнения"
Урок-конспект по технологии в 9 классе. Ришелье....
Методическая разработка урока по технологии в 5 классе для девочек на тему: "В белом облаке белка - яркое солнышко желтка"
Методическая разработка урока по технологии в 5 классе для девочек на тему: "В белом облаке белка - яркое солнышко желтка"...
Методическая разработка урока по технологии в 5 классе для девочек на тему: "В белом облаке белка - яркое солнышко желтка"
Методическая разработка урока по технологии в 5 классе для девочек на тему: "В белом облаке белка - яркое солнышко желтка"...
Методическая разработка урока по технологии Тема « Использование кейс-методов на уроках технологии»
В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии.Кейс-технологии объединяют в себе одновре...
Методическая разработка урока по технологии (швейному делу) в 5 классе.Тема: "Полотняное переплетение. Сведения о нитках"
Характеристика учащихся класса, для которого проектируется урок:• предметные УУД:-имеют понятие «текстильного волокна», процесса прядения и ткачества; -умеют определять свойства матер...
Методическая разработка урока по технологии 6 класс. Тема: Космос. Космические технологии.
В современном мире существуеи множество технологий. В предверии дня Космонавтики предлагаем детям поговорить о технологиях космоса, создать объект космических технологий....