РП курса «Черчение с элементами графики» для 8 класса
календарно-тематическое планирование по технологии (8 класс) на тему

Сизых Александра Николаевна

 

Изменения, происходящие в общее влияют на графическую подготовку школьников, что вызывает необходимость переосмысления целей, задач, содержания, а также форм и методов обучения черчению.

Таким образом, на первый план выступают направления обучения, развивающие мышление учащихся, с опорой на графическую деятельность, связанную с ясным пониманием методов изображений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Рассмотрена

на заседании школьного методического объединения учителей______________

_______________________                                            

 

протокол №______  

от «    » __________  2009г.

Руководитель МО______________

_____________________

                (ФИО)

СОГЛАСОВАНО:

Зам.директора по УВР__________

_____________________

                (ФИО)

«      »____________2009г.

                УТВЕРЖДАЮ:

                Директор школы

                 ______________Н.Ф.Вычегжанина

   

                                        «_____»_______200_ г.

Рабочая программа

курса «Черчение с элементами графики»

для 8 класса

на 2009-2010 учебный год

Составитель:

 Сизых А.Н.                

Учитель ИЗО и черчения

высшей квалификационной

категории

                                    Лесосибирск

                                          2009 г  


 Пояснительная записка.

Изменения, происходящие в общее влияют на графическую подготовку школьников, что вызывает необходимость переосмысления целей, задач, содержания, а также форм и методов обучения черчению.

Таким образом, на первый план выступают направления обучения, развивающие мышление учащихся, с опорой на графическую деятельность, связанную с ясным пониманием методов изображений.

Особое место уделено изучению способов приёмов и правил графических построений. Программа предусматривает развитие умения наблюдать, сопоставлять и сравнивать предметы и их изображения на основе усвоения приёмов логического мышления. На упражнения и самостоятельную работу выделяется большая часть учебного времени. Количество и содержание обязательных и практических работ peгламентированы. Это предупреждает возможную перегрузку учащихся, позволяет равномерно распределить работы в течении учебного года. Такие задачи в наибольшей степени способствуют развитию творческой деятельности, наблюдательности, пространственного представления, расширяют их общий кругозор и помогают усвоению таких учебных дисциплин, как геометрия, физика и т. д.

При изучении теоретического материала активизируется умственная деятельность школьников и развиваются пространственные представления. Для этого применяются различные средства наглядности.

Рабочая программа составлена на основе тематического и поурочного планирования по черчению: к учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н.Виноградова, И.С. Вышнепольского «Черчение: для 7-8 кл. общеобразовательных учреждений» : 7-8 кл.: метод. пособие / В.Н. Виноградов. – М.: ЗКЗАМЕН, 2006. Программа соответствует стандарту и рассчитана на 11 часов.

Цели и задачи.

Главная цель курса - развитие мышления, познавательных способностей учащихся в воспитании таких качеств личности, как способность и стремление к творчеству, конструированию, рационализации.

Основные задачи:

-   изучение графического языка общения, передачи и хранения информации о

    предметном мире с помощью различных методов и способов отображения её

    на плоскости и правил считывания;

-  освоение правил и приемок выполнения и чтения чертежей различного

   назначения;

-  развитие логического и пространственного мышления;

-  развитие творческого мышления и формирование элементарных умений

   преобразовывать форму предметов, изменять их положение и ориентации в

   пространстве.


Тематический план.

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество уроков

1.

Правила оформления чертежей

5 часов

2.

Основные геометрические построения

14 часов

3.

Способы проецирования

9 часов

4.

Геометрические тела

6 часа

Содержание.

урока

Название темы

Кол-во часов

  Примечание

Правила оформления чертежей (5 часов)

1-2

Значение черчения в практической деятельности. Краткие сведения об истории чертежа.  Инструменты, принадлежности и материалы.  Стандарты ЕСКД. Масштабы.

Линии чертежа.

2 часа    

3-5

Шрифт чертёжный.

3 часа  

Основные геометрические построения (14 часов)

6.

Деление отрезка на 2 равные части. Деление отрезка на n равных частей.

1 час  

7.

Деление угла на 2 и 3 равные части.

1 час

8-10.

Деление окружности на равные части.

Гр. раб. «Деление окружности на равные части». «Розетка».

3 часа

11-13.

Сопряжение

 3 часа

14.

Плоские геометрические фигуры.

1 час

15-16.

Композиция

  2 час

17-19.

Формообразование

3 часа

Способы проецирования (9 часов)

20-21.

Виды

2 часа

22-25.

Прямоугольное проецирование. Система трёх плоскостей (октант, эпюр, оси)

4 часа

26-27.

Проекции точек

2 часа

28.

Аксонометрические проекции.

Построение плоских фигур в аксонометрии.

1 час

Геометрические тела (6 часов)

29-30.

Тела вращения. Многогранники.

2 часа

31-32.

Развёртки

2 часа

33.

Элементы геометрических тел. Анализ геометрической формы объектов.

Чертежи группы геометрических тел.

1 час

34.

Практическая работа. Зачёт.

1 час

Всего

34 часа

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны иметь представление:

-о  форме  предметов   и   геометрических  тел,  их  составе,  структуре,  размерах (формы, положение ориентация в пространстве).

Учащиеся должны знать:

  • алгоритм построения чертежа;
  • расположение осей прямоугольной и изометрической проекции, алгоритм их

   построений и размеры, откладываемые по осям;

  •  алгоритм построения изометрической проекции детали по её комплексному

   чертежу;

  •  алгоритм построения эскиза и технического рисунка.

Учащиеся должны уметь:

-   рационально использовать чертёжные инструменты;

  • выполнять геометрические построения (деление окружности на равные части,

    сопряжения);

  • анализировать форму предметов (с натуры и по графическим изображениям);
  • читать и выполнять проекционные и поражения, развертки простых

     геометрических тел и моделей деталей;

  • осуществлять преобразования простои геометрической формы, изменять положение и ориентацию объектов в пространстве.

Критерии оценивания

Оценка «5» ставится, если ученик:

- овладел программным материалом:

-  дает чёткие и правильные ответы в  логической последовательности с

   использованием  принятой в курсе черчения терминологией;

-  самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и

   практические  работы.

Оценка «4» ставится, если ученик:

-  овладел программным материалом:

-  даёт правильные ответы в логической последовательности;

-  при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и

   незначительные ошибки, которые исправляет только с помощью

    учителя;

-  при самостоятельном выполнении чертежей допускает незначительные

   ошибки, которые исправляет после замечания учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик:

-  основной программный материал усвоил нетвердо, дает неполный ответ,

   требует постоянной  помощи учителя (наводящих вопросов);

-  графические работы выполняет несвоевременно, допускает существенные

   ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «2» не ставится.

Ученику даётся возможность для ликвидации пробелов.


Учебно-методический комплект

1.   Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н.. Вышнепольский И.С. Черчение: Учб. Для

      7-8 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 1999.

2.   Ботвинников А.Д. Методическое посооие по черчению: К учебнику

      Ботвинникова А.Д. и др. «Черчение 7-8 классы» - М.: ООО «Издательство

      ACT», 2003.

3.   Преображенская Н.Г.. Кучукова Г.В.. Беляева И.А. Черчение. 7 класс.

      Рабочая тетрадь №1: ()сновные правила оформления чертежей. Построение

      Чертежа «плоской» детали / Под ред. II.Г. 11реображенской. - М. Вента- Граф, 1997, 1998, 1999, 2001.

4.   Преображенская Н.Г., Кучукова Г.В.. Беляева И.А. Черчение. 7 класс.

      Рабочая тетрадь №2: Геометрические построения / Под ред. Н.Г.

      Преображенской. - М. Вента-Граф, 1997. 1998, 1999,2001.

  1. Преображенская Н.Г., Кучукова Г.В.. Беляева И.А. Черчение. 7 класс. Рабочая тетрадь №3: Прямоугольное проецирование и построение комплексного чертежа / Под ред. Н.Г. Преображенской. - \1. Вента-Граф, 1997, 1998, 1999, 2001.
  2. Преображенская Н.Г.. Кучукова Т.В.. Беляева И.А.   Черчение. 7 класс.

      Рабочая тетрадь №4: Аксонометрические проекции / Под ред. Н.Г.

       Преображенской. - М. Вента-Граф, 1997, 1998, 1999,2001.

  1.  Словарь - справочник по черчению: Кн. Для уч - ся / В.Н. Виноградов, Е.А.

       Василенко, А.А.Альхимёнок и др. - 2-е изд., нерераб. и доп. - М.:

       Просвещение, 1999.

  1.  Карточки - задания по темам.

9.   Тесты для проверки степени обученности

Учебное оборудование и наглядные пособия

  1. Чертёжные инструменты и принадлежности.
  2. Плакаты (таблицы ) по темам:
  • Масштабы
  • Форматы
  • Линии чертежа
  • Шрифты чертёжные
  • Построение, деления углом и окружностей
  • Чертежи плоских фигур
  • Прямоугольное проецирование
  • Аксонометрические проекции

3.        Модели и макеты:

  • Модель системы трех плоскостей
  • Модель трехгранного угла
  • Модели геометрических тел
  • Модели плоских фигур



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование учителя ИЗО и черчения   Сизых А.Н.

Черчение с элемен6тами графики  8 класс                           Количество часов за год   -  34 ч.                           В неделю – 1 час.

Тематическое и поурочное планирование по черчению: к учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н.Виноградова, И.С.Вышнепольского «Черчение: для 7-8 кл. общеобразовательных учреждений» : 7-8 кл.: метод. пособие / В.Н. Виноградов. – М.: ЗКЗАМЕН, 2006.

Ботвинников А.Д.  др.  Черчение: Учеб. Для 7-8 кл. общеобразоват. учреждений /А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С. Вышнепольский. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 1999.

Общая тема (количество часов)

Название урока

Основные вопросы, понятия, темы

Графическая и практическая деятельность учащихся

Домашнее

задание

Учебно–методический

материал

   Дата

Правила оформления чертежей

(5 часов)

1-2. Значение черчения в  прак-кой деят-ти. Краткие сведения об истории чертежа.

Графический язык. Чертёж. История  развития чертежа. Чрт-ные

инструменты.

Ответы на вопросы

Р./тетрадь

Чертёжные

принадлеж-сти.

Введение. П. 1

Учебные таблицы.

Сентябрь

3-5.

Шрифт чертёжный.

Шрифт.

Нанесение размеров.

Масштабы.

Упр. 2, 3, 5, 6

линии, выполнение надписей, нанесение размеров.

Р./тетрадь,     А4 Чертёжные

принадлежностиП. 2  рис.35

Учебные таблицы.

Карточки – задания.

Сентябрь

Основные геометрические построения

 (14 часов)

6.

Деление  отрезка 

 Деление  отрезка на 2   равные части.  

 Деление отрезка 

 на п равных   частей.

Практическая работа

Р./тетрадь,    

Чертёжные

принадлежности

Учебные таблицы

Чертёжные принадлежности

Октябрь

  

77.  Деление угла

 Деление угла на 2 и 3   равные части.

Выполнение чертежей

Р./тетрадь,    

Чертёжные  принадлежности

Учебные таблицы.

Чертёжные принадлежности

Октябрь

 8-10.

Деление окружности на равные части.

Гр. раб. «Деление окружности на равные части». «Розетка».

Гр. работа

Р./тетрадь,  А4

Чертёжные

принадлежности.

Учебные таблицы

Чертёжные принадлежности

Октябрь

Ноябрь

11-13.

Сопряжение

Лекальные кривые

Практическая работа

Р./тетрадь,    

Чертёжные

принадлежности

Учебные таблицы

Чертёжные принадлежности

Ноябрь

Декабрь

14.  Плоские геомет-кие фигуры

Техн-кий  рисунок

Технический рисунок.

Выполнение технических рисунков

Р./тетрадь,  А4

Чертёжные принадлежности

Учебные таблицы

Черт-ные прин-ти Карточки – зад-ия

Декабрь

15-16

.Композиция

Симметрия

Модуль, пропорции

Повтор, ритм

Практическая работа

Р./тетрадь,    

Чертёжные

принадлежности

Учебные таблицы

Чертёжные принадлежности

Декабрь

17-19.

Формообразование

Образование поверхностей

Констр-ние форм

Практическая работа

Р./тетрадь,    

Чертёжные

принадлежности

Учебные таблицы

Чертёжные принадлежности

Январь

Способы проецирования (9 часов)

20-21. Виды

Основные

Местные

Дополнительные

Практическая работа

Р./тетрадь,    

Чертёжные

принадлежности

Учебные таблицы

Чертёжные принадлежности

Февраль

22-25.

Прямоугольное проецирование. Система трёх плоскостей (октант, эпюр, оси) 

Чертёж детали в трёх видах.

Выполнение чертежа в трёх видах по нагл-му изображению детали

Практическая работа

Р./тетрадь,    

Чертёжные

принадлежности

Учебные таблицы

Чертёжные принадлежности Карточки – задания

Февраль

Март

26-27.

Проекции точек

Нахождение проекций точек на чертеже

Практическая работа

Р./тетрадь,    

Чертёжные

принадлежности

Учебные таблицы.

Чертёжные принадлежности

Март

28. Аксонометрические проекции.

 Построение

плоских фигур в

аксонометрии

Прямоугольная изометрия:

Способы построения

Алгоритм построения аксонометрических проекций.

Расположение осей.

формы предмета по чертежу

решение занимательных задач.

Р./тетрадь,    

Чертёжные

принадлежности

Учебные таблицы.

Чертёжные принадлежности

Модели геометрических тел

Апрель

Геометрические тела

(6 часов)

29-30.  

Тела вращения. Многогранник

Нахождение на чертеже вершин, рёбер, граней.

Сравнение изображений, построение проекций точек, расположенных на поверхностях предмета.

Р./тетрадь,    

Чертёжные

принадлежности.

Учебные таблицы.

Чертёжные принадлежности

 Модели геометрических тел, деталей.

Апрель

31-32.

 Развёртки

Развёртки поверхностей многогранников и тел вращения

Практическая работа

Р./тетрадь,    

Чертёжные

ПринадлежностиКлей, ножницы

Учебные таблицы.

Чертёжные принадлежности

Апрель

Май

33.  Элементы геометрических тел. Анализ геометрической формы объектов.

Чертежи группы геометрических тел.

Способы выполнения чертежей на основе анализа формы.

Выполнение чертежей по описанию, сравнение изображений, дочерчивание видов, построение отсутствующих проекций.

Р./тетрадь,    

Чертёжные

принадлежности

Учебные таблицы.

Чертёжные принадлежности

Модели геометрических тел.

Май

34.

Практическая работа. Зачёт.

Р./тетрадь,    

Чертёжные

принадлежности

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «Черчение с элементами моделирования и проектирование на ПК» (для учащихся 8-9 классов) Адаптированная.

Рабочая программа элективного курса «Черчение  с элементами моделирования и проектирование на ПК» для общеобразовательных классов общеобразовательных школ.  Разработана на основе типовы...

Рабочая программа Черчение с элементами компьютерной графики

Программа представляет собой интегрированный курс учебного предмета "Черчение" (7 класс) и пропедевтического курса "Компьютерная графика"...

Рабочая программа курса «Биология с элементами краеведения» 6 класс

Данная программа создана на основе авторской программы основного общего образования по биологии для VI-IX классов. Курс «Биология с элементами краеведения» предназначен для обучения учащихся 6 класса ...

Элективный курс черчение "Основы инженерной графики"

      Настоящая программа для 9 класса создана на основе программыдля общеобразовательных учреждений, допущена Министерством образованияи науки Российской Федерации, Издательским...

Рабочая программа элективного курса по физике "Элементы биофизики" 9 класс

Рабочая программа элективного курса по физике "Элементы биофизики" 9 класс...

Рабочая программа курса "Черчение и графика" (0,25 часа в 9 классе)

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС)Программа разработана на основе программы курса по выбор...

Рабочая программа "По следам инженерной графики" курс черчения к учебному предмету технология

Для всех видов инженерной деятельности необходима хорошая подготовка в области черчения, начертательной геометрии, машиностроительной графики и других учебных дисциплин, составляющих современное графи...