Рабочая программа элективного курса по физике "Элементы биофизики" 9 класс
рабочая программа по физике (9 класс) по теме

Кривонос Алексей Иванович

Рабочая программа элективного курса по физике "Элементы биофизики" 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_elektivnyy_fizika_2016-17.docx35.38 КБ

Предварительный просмотр:

Cогласовано                                Согласовано                                                           УТВЕРЖДАЮ

на заседании МОШ                    зам. директора по УВР                                директор МОУ СОШ №12

протокол №____от_____          ________/В.Н. Харченко                              приказ №123.1 от 08.09.11

рук.МО__________                                                                                             ________/А.И.Кривонос/

           

                                 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №12   с. БУРУКШУН

ИПАТОВСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО   КРАЯ

Рабочая программа элективного курса по физике

«Элементы биофизики»

Учитель физики

 Кривонос Алексей Иванович

2016-2017 учебный год

                                     Пояснительная записка

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса и реализуется на основе следующих документов:

Планирование составлено на основе Программы элективных курсов для профильного обучения  Элективный курс «Элементы биофизики»/ авт.Зорин Н.И. - :М.:ВАКО,2007

    Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении физики и биологии в средней школе. Данный курс рассчитан на 35 ч. из расчета 1 ч. в неделю.

Основная цель курса показать необходимость развития в процессе обучения физике способностей, позволяющих решать задачи и получать дополнительные сведения из смежных областей знания. Это достигается средствами предметной интеграции, учитывающими интересы и познавательные возможности учащихся, приводящими к развитию их творческих способностей, связанных с потребностью к самообразованию.

Основная задача курса — показать возможность межпредметной интеграции двух предметов естественнонаучного цикла (физики и биологии). В практической реализации знаний (новые направления в науке, которые возникли как результат тесного взаимодействия физики и биологии), в теоретическом изучении (явления природы, которые объясняют и физики, и биологи) и практическом использовании (экспериментальные задания, различные виды задач, для решения которых необходимы знания этих двух наук).

Объект исследования — процесс развития познавательность интереса при наблюдении биологических явлений и их физическое объяснение.

Предмет исследования — содержательные приемы формирования познавательного интереса к изучению биофизических процессов происходящих в природе.

Содержание элективного курса базируется на материал курса физики, изучаемого в основной школе, в соответствии с программой общего образования по физике.

Для отбора биофизического материала можно указать три основных направления.

Первое направление имеет цель – показать учащимся единство законов природы, применимость законов физики к живому организму.

Второе направление соответствует ознакомлению с физическими методами воздействия и исследования, широко применимыми и в биологи, и в медицине.

Третье направление предлагает ознакомление учащихся с идеями и некоторыми результатами бионики.

Элементы биофизики при изучении механики (6 ч)

Движение и силы. Масса тел. Плотность. Сила тяжести. Вес тела. Сила трения и сопротивления. Трение в живых организмах. Давление жидкостей и газов. Архимедова сила. Законы Ньютона. Простые механизмы в живой природе. Деформации. Мощности, развиваемые человеком.

Элементы биофизики при изучении колебаний и звука (б ч)

Колебания в живой природе. Голосовой аппарат человека Голоса в животном мире. Биоакустика рыб. Как животные определяют направление звука. Слуховой аппарат человека Метод выстукивания — перкуссия. Выслушивание — аускультация. Регистрация звуков сердца и легких. Эхо в мире живо? природы. Ультразвук, его роль в биологии и медицине. Аппарат — предсказатель шторма.

Элементы биофизики при изучении теплоты и молекулярных явлений (б ч)

Первоначальные сведения о строении вещества. Процессы диффузии в живой природе. Капиллярные явления. Смачиваемость. Теплоизоляция в жизни животного мира. Пчелиный умей с точки зрения теплотехники. Почему мы краснеем в жару, а в холод бледнеем и дрожим? Роль процессов испарения пня животных организмов. Испарения в жизни растений. За кои сохранения и превращения энергии.

Элементы биофизики при изучении электричества (6 ч)

Электрические свойства тканей организма. Поражение деревьев молнией. Биопотенциалы и их регистрация. Биоточный манипулятор. Применение статического электричества. Применение постоянного тока с лечебной целью. Применение высокочастотных колебаний с лечебной целью. Микроволновая терапия. Радиотелеметрия. Новый источник электроэнергии. Электрические рыбы.

Элементы биофизики при изучении оптики и строения атома (б ч)

Глаза различных представителей животного мира. Глаз человека. Светочувствительность глаза. Как пчелы различают цвета. Холодное свечение в природе. Интерференция в живой природе. Ультрафиолетовые и рентгеновские лучи. Применение спектрального и рентгеноструктурного анализа к изучению строения гемоглобина. Оптические приборы в медицине. Радиоактивные изотопы в биологии и медицине. Биологическое действие и онизирующих излучений.

Обобщающая конференция (4 ч)

 СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ.

  1. Тема: «Элементы биофизики при изучения механики». Изучая эту тему учащиеся получают представление об использовании живой природой законов механики. Приобретают навыки в решении задач с использованием законов механики в живой природе.

     2. Тема: «Элементы биофизики при изучении теплоты и молекулярных явлений». Ознакомившись с этой темой, получишь представления о пищеварении, дыхании человека с точки зрения физики. Она отвечает на вопрос:  «Как приспособляются животные к различной температуре?».

     3. Тема: «Элементы биофизики при изучении электричества». В этой теме учащийся получит знания об электрических явлениях в нервной системе животных и  растениях, об электрических свойствах тканей животных. Изучит устройство и принцип работы биоточного манипулятора.

     4. Тема: «Элементы биофизики при изучении колебаний и звука». Эта тема поможет учащимся понять принцип работы и устройство голосового и слухового аппарата человека. Она рассматривает значимость эха в мире живой природы.

   

5.  Тема: «Элементы биофизики при изучении оптики и строения атома». При изучении этой темы учащиеся получают знания о зрении земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающихся и высокоорганизованных животных. Узнают о применении инфракрасных, ультрафиолетовых и рентгеновских лучей, о применении спектрального и рентгеноструктурного анализа к изучению строения гемоглобина.

                                         Тематическое планирование

№ п/п

Содержание

Кол-во часов по теме

Срок проведения

1

Движение и силы

1

2

Масса тел. Плотность. Сила тяжести.

1

3

Сила трения и сопротивления.

1

4

Трение в живых организмах.

1

5

Давление жидкостей и газов. Архимедова сила.

1

6

Законы Ньютона. Простые механизмы в живой природе.

1

7

Колебания в живой природе

1

8

Голосовой аппарат человека

1

9

Биоакустика  рыб.

10

Эхо в мире живой природы

1

11

Ультразвук, его роль в биологии и медицине

1

12

Аппарат –предсказатель шторма

1

13

Первоначальные сведения о строении вещества

1

14

Процессы диффузии в живой природе. Капиллярные явления.

1

15

Теплоизоляция в жизни животного мира.

1

16

Пчелиный улей с точки зрения теплотехники.

1

17

Как пчелы различают цвета.

18

Роль процессов испарения для животных организмов.

1

19

Испарения в жизни растений.

1

20

Электрические свойства тканей организма.

1

21

Поражение деревьев молнией.

1

22

Биоточный  манипулятор. Применение статистического электричества.

1

23

Применение постоянного тока с лечебной целью.

1

24

Микроволновая терапия. Радиотелеметрия.

1

25

Новый источник электроэнергии. Электрические рыбы.

1

26

Глаза различных представителей животного мира.

1

27

Глаз человека. Светочувствительность глаза.

1

28

Интерференция в живой природе. Ультрафиолетовые и рентгеновские лучи.

1

29

Оптические приборы в медицине.

1

30

Радиоактивные изотопы в биологии и медицине.

1

31

Биологическое действие ионизирующих излучений.

1

32

Применение статического электричества. Применение постоянного тока и высокочастотных колебаний с лечебной целью

1

33

Радиотелеметрия. Новые источники электроэнергии. Электрические рыбы.

1

34

Заключительная конференция на тему “Биофизика”.

1

35

Физико - биологический турнир, конференция.

1

Итого

35

     

         

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ.

  1. Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики: - М.: Просвещение, 1988. -159 с.
  2. Физика. Справочные материалы. –М.: Просвещение, 1985.
  3. Шостак В.И. Природа наших ощущений. – М.: Просвещение, 1983.
  4. Перельман Я.И. Занимательная физика. Кн. 1 и 2. –М.: Наука, 1976.
  5. Литинецкий А.Б. На путях бионики. – М.: Просвещение, 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа элективного курса по математике 10 класс

рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами" содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование и список литературы...

Рабочая программа элективного курса по алгебре 11 класс

Рабочая программа по алгебре 11 класс "Решение уравнений и неравенств"...

Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс "Решение уравнений"

Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс...

Рабочая программа элективного курса "Элементарная математика" 10 класс

Данный курс предназначен для учащихся 10 классов.Основной цельюкурса является подготовка к успешной сдаче централизованного тестирования, что достигается за счёт углублённого изучения ряда важных тем,...

Рабочая программа элективного курс по математике 11 класс "Универсальные математические методы решения задач"

В программу включены разделы математики мало изучаемые в школьном курсе, которые необходиму для подготовки учащихся к ЕГЭ....

Рабочая программа элективного курса по химии 8 класс

Данная программа предназначена для проведения элективных занятий с учащимися 8 классов. Предполагаемая нагрузка 34 часа в год, один раз в неделю.Основная идея программы заключается в том, чтобы учащие...

Рабочая программа элективного курса по географии 10 класс

Программа элективного курса  “Путешествие по достопримечательностям мира” предназначена для учащихся 10 класса и соответствует целям предпрофильного обучения и обладает новизной для уча...