Рабочая программа элективного курса по физике "Элементы биофизики" 9 класс
рабочая программа по физике (9 класс) по теме
Рабочая программа элективного курса по физике "Элементы биофизики" 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_elektivnyy_fizika_2016-17.docx | 35.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Cогласовано Согласовано УТВЕРЖДАЮ
на заседании МОШ зам. директора по УВР директор МОУ СОШ №12
протокол №____от_____ ________/В.Н. Харченко приказ №123.1 от 08.09.11
рук.МО__________ ________/А.И.Кривонос/
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12 с. БУРУКШУН
ИПАТОВСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Рабочая программа элективного курса по физике
«Элементы биофизики»
Учитель физики
Кривонос Алексей Иванович
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса и реализуется на основе следующих документов:
Планирование составлено на основе Программы элективных курсов для профильного обучения Элективный курс «Элементы биофизики»/ авт.Зорин Н.И. - :М.:ВАКО,2007
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении физики и биологии в средней школе. Данный курс рассчитан на 35 ч. из расчета 1 ч. в неделю.
Основная цель курса — показать необходимость развития в процессе обучения физике способностей, позволяющих решать задачи и получать дополнительные сведения из смежных областей знания. Это достигается средствами предметной интеграции, учитывающими интересы и познавательные возможности учащихся, приводящими к развитию их творческих способностей, связанных с потребностью к самообразованию.
Основная задача курса — показать возможность межпредметной интеграции двух предметов естественнонаучного цикла (физики и биологии). В практической реализации знаний (новые направления в науке, которые возникли как результат тесного взаимодействия физики и биологии), в теоретическом изучении (явления природы, которые объясняют и физики, и биологи) и практическом использовании (экспериментальные задания, различные виды задач, для решения которых необходимы знания этих двух наук).
Объект исследования — процесс развития познавательность интереса при наблюдении биологических явлений и их физическое объяснение.
Предмет исследования — содержательные приемы формирования познавательного интереса к изучению биофизических процессов происходящих в природе.
Содержание элективного курса базируется на материал курса физики, изучаемого в основной школе, в соответствии с программой общего образования по физике.
Для отбора биофизического материала можно указать три основных направления.
Первое направление имеет цель – показать учащимся единство законов природы, применимость законов физики к живому организму.
Второе направление соответствует ознакомлению с физическими методами воздействия и исследования, широко применимыми и в биологи, и в медицине.
Третье направление предлагает ознакомление учащихся с идеями и некоторыми результатами бионики.
Элементы биофизики при изучении механики (6 ч)
Движение и силы. Масса тел. Плотность. Сила тяжести. Вес тела. Сила трения и сопротивления. Трение в живых организмах. Давление жидкостей и газов. Архимедова сила. Законы Ньютона. Простые механизмы в живой природе. Деформации. Мощности, развиваемые человеком.
Элементы биофизики при изучении колебаний и звука (б ч)
Колебания в живой природе. Голосовой аппарат человека Голоса в животном мире. Биоакустика рыб. Как животные определяют направление звука. Слуховой аппарат человека Метод выстукивания — перкуссия. Выслушивание — аускультация. Регистрация звуков сердца и легких. Эхо в мире живо? природы. Ультразвук, его роль в биологии и медицине. Аппарат — предсказатель шторма.
Элементы биофизики при изучении теплоты и молекулярных явлений (б ч)
Первоначальные сведения о строении вещества. Процессы диффузии в живой природе. Капиллярные явления. Смачиваемость. Теплоизоляция в жизни животного мира. Пчелиный умей с точки зрения теплотехники. Почему мы краснеем в жару, а в холод бледнеем и дрожим? Роль процессов испарения пня животных организмов. Испарения в жизни растений. За кои сохранения и превращения энергии.
Элементы биофизики при изучении электричества (6 ч)
Электрические свойства тканей организма. Поражение деревьев молнией. Биопотенциалы и их регистрация. Биоточный манипулятор. Применение статического электричества. Применение постоянного тока с лечебной целью. Применение высокочастотных колебаний с лечебной целью. Микроволновая терапия. Радиотелеметрия. Новый источник электроэнергии. Электрические рыбы.
Элементы биофизики при изучении оптики и строения атома (б ч)
Глаза различных представителей животного мира. Глаз человека. Светочувствительность глаза. Как пчелы различают цвета. Холодное свечение в природе. Интерференция в живой природе. Ультрафиолетовые и рентгеновские лучи. Применение спектрального и рентгеноструктурного анализа к изучению строения гемоглобина. Оптические приборы в медицине. Радиоактивные изотопы в биологии и медицине. Биологическое действие и онизирующих излучений.
Обобщающая конференция (4 ч)
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ.
- Тема: «Элементы биофизики при изучения механики». Изучая эту тему учащиеся получают представление об использовании живой природой законов механики. Приобретают навыки в решении задач с использованием законов механики в живой природе.
2. Тема: «Элементы биофизики при изучении теплоты и молекулярных явлений». Ознакомившись с этой темой, получишь представления о пищеварении, дыхании человека с точки зрения физики. Она отвечает на вопрос: «Как приспособляются животные к различной температуре?».
3. Тема: «Элементы биофизики при изучении электричества». В этой теме учащийся получит знания об электрических явлениях в нервной системе животных и растениях, об электрических свойствах тканей животных. Изучит устройство и принцип работы биоточного манипулятора.
4. Тема: «Элементы биофизики при изучении колебаний и звука». Эта тема поможет учащимся понять принцип работы и устройство голосового и слухового аппарата человека. Она рассматривает значимость эха в мире живой природы.
5. Тема: «Элементы биофизики при изучении оптики и строения атома». При изучении этой темы учащиеся получают знания о зрении земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающихся и высокоорганизованных животных. Узнают о применении инфракрасных, ультрафиолетовых и рентгеновских лучей, о применении спектрального и рентгеноструктурного анализа к изучению строения гемоглобина.
Тематическое планирование
№ п/п | Содержание | Кол-во часов по теме | Срок проведения |
1 | Движение и силы | 1 | |
2 | Масса тел. Плотность. Сила тяжести. | 1 | |
3 | Сила трения и сопротивления. | 1 | |
4 | Трение в живых организмах. | 1 | |
5 | Давление жидкостей и газов. Архимедова сила. | 1 | |
6 | Законы Ньютона. Простые механизмы в живой природе. | 1 | |
7 | Колебания в живой природе | 1 | |
8 | Голосовой аппарат человека | 1 | |
9 | Биоакустика рыб. | ||
10 | Эхо в мире живой природы | 1 | |
11 | Ультразвук, его роль в биологии и медицине | 1 | |
12 | Аппарат –предсказатель шторма | 1 | |
13 | Первоначальные сведения о строении вещества | 1 | |
14 | Процессы диффузии в живой природе. Капиллярные явления. | 1 | |
15 | Теплоизоляция в жизни животного мира. | 1 | |
16 | Пчелиный улей с точки зрения теплотехники. | 1 | |
17 | Как пчелы различают цвета. | ||
18 | Роль процессов испарения для животных организмов. | 1 | |
19 | Испарения в жизни растений. | 1 | |
20 | Электрические свойства тканей организма. | 1 | |
21 | Поражение деревьев молнией. | 1 | |
22 | Биоточный манипулятор. Применение статистического электричества. | 1 | |
23 | Применение постоянного тока с лечебной целью. | 1 | |
24 | Микроволновая терапия. Радиотелеметрия. | 1 | |
25 | Новый источник электроэнергии. Электрические рыбы. | 1 | |
26 | Глаза различных представителей животного мира. | 1 | |
27 | Глаз человека. Светочувствительность глаза. | 1 | |
28 | Интерференция в живой природе. Ультрафиолетовые и рентгеновские лучи. | 1 | |
29 | Оптические приборы в медицине. | 1 | |
30 | Радиоактивные изотопы в биологии и медицине. | 1 | |
31 | Биологическое действие ионизирующих излучений. | 1 | |
32 | Применение статического электричества. Применение постоянного тока и высокочастотных колебаний с лечебной целью | 1 | |
33 | Радиотелеметрия. Новые источники электроэнергии. Электрические рыбы. | 1 | |
34 | Заключительная конференция на тему “Биофизика”. | 1 | |
35 | Физико - биологический турнир, конференция. | 1 | |
Итого | 35 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ.
- Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики: - М.: Просвещение, 1988. -159 с.
- Физика. Справочные материалы. –М.: Просвещение, 1985.
- Шостак В.И. Природа наших ощущений. – М.: Просвещение, 1983.
- Перельман Я.И. Занимательная физика. Кн. 1 и 2. –М.: Наука, 1976.
- Литинецкий А.Б. На путях бионики. – М.: Просвещение, 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа элективного курса по математике 10 класс
рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами" содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование и список литературы...
Рабочая программа элективного курса по алгебре 11 класс
Рабочая программа по алгебре 11 класс "Решение уравнений и неравенств"...
Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс "Решение уравнений"
Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс...
Рабочая программа элективного курса "Элементарная математика" 10 класс
Данный курс предназначен для учащихся 10 классов.Основной цельюкурса является подготовка к успешной сдаче централизованного тестирования, что достигается за счёт углублённого изучения ряда важных тем,...
Рабочая программа элективного курс по математике 11 класс "Универсальные математические методы решения задач"
В программу включены разделы математики мало изучаемые в школьном курсе, которые необходиму для подготовки учащихся к ЕГЭ....
Рабочая программа элективного курса по химии 8 класс
Данная программа предназначена для проведения элективных занятий с учащимися 8 классов. Предполагаемая нагрузка 34 часа в год, один раз в неделю.Основная идея программы заключается в том, чтобы учащие...
Рабочая программа элективного курса по географии 10 класс
Программа элективного курса “Путешествие по достопримечательностям мира” предназначена для учащихся 10 класса и соответствует целям предпрофильного обучения и обладает новизной для уча...