Элективный курс «Я и моя профессия»
элективный курс по технологии (9 класс) по теме

Петрова Наталья Александровна

Эта программа ориентирована на подготовку  для учащихся 8-9 классов и является  одиним  из возможных путей ориентирования школьников по профессиональному  самоопределению (по выбору профессии).

Здесь предусматриваются следующие направления: профориентация, профагитация,  профпосвещение,  профдиагностика  (профотбор, профподбор) и профконсультация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_dlya_9_klassa.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Калининская средняя общеобразовательная школа»

Усть-Абаканского района

Рассмотрена

 на заседании ШМО

от  «___» __________ 2012г.

Утверждена

Директор          ___________   /Тоболова Ж.В./

Зам. директора по УВР___      / Кораблева М.В./

Руководитель ШМО____        / Фоменко Е.Н../

Элективный курс

« Я и моя профессия»

ФИО учителя, составившего рабочую программу: Петрова Н.А.

с. Калинино

2012

Пояснительная записка

Создание программы курса « Я и моя профессия» - это один из возможных путей ориентирования школьников по профессиональному  самоопределению (по выбору профессии). Курс ориентирован на подготовку  для учащихся 8-9 классов.        

Данный курс   предусматривает следующие направления: профориентация, профагитация,  профпосвещение,  профдиагностика  (профотбор, профподбор) и профконсультация.

Основная цель курса – сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах. Курс «Я имоя прфессия» поможет учащимся:

  - Узнать особенности своего темперамента и мышления;

  - Определить свои интересы и склонности;

  - Соотнести их с конкретными профессиями;

  - Понять некоторые закономерности развития человеческих отношений

Задачи курса:

-  обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;

 -  сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;

-  развивать представление о народном хозяйстве и потребности к трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;

-  воспитывать уважение к рабочему человеку.

При изучении курса «Я и моя профессия», наряду с традиционными  формами  проведения уроков обязательным является широкое использование активных форм изучения (работа в малых группах, дискуссии, анализ конкретных ситуаций, деловые игры, тестирование), что способствует более глубокому усвоению и  поддерживает у школьников высокий познавательный интерес. Дает возможность каждому узнать свои интересы и склонности, особенности темперамента, мышления, памяти, внимания, знакомит с требованиями различных профессий: учащиеся могут соотнести их  со своими возможностями. Курс  активизирует процесс профессионального самоопределения, расширяет границы восприятия самого себя и других людей. Результат уроков – «информация к размышлению» о себе, о взаимоотношениях с миром. Ребенок имеет возможность проверить на практике эффективность различных моделей поведения, обработать навыки принятия решения, бесконфликтного решения и т.п.

Форма контроля:

Семинар – практикум «Моя будущая профессия»

Тестовый контроль

Защита рефератов по теме «Профессиональная проба»

Зачеты «Темперамент и его виды».

Результативность.

Помочь ребенку с определением выбора профессии с учетом его склонностей и способностей.

Учащиеся подробно узнают о различных профессиях, что позволит ему сделать правильный выбор при определении профессии.

Содержание программы

 Тема:  «Вводное занятие»

Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессий. Пути освоения профессий. Ситуация выбора профессий. Ошибки и затруднения при выборе профессии. Дневник выбора профессий как форма фиксации данных по курсу «Я и моя профессия».

Практическая работа. «Знакомство с дневником выбора профессий»

Тема: «Внутренний мир человека и система представления о себе»

Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей. Общее представление о психологии как науке изучающей внутренний психологический мир человека. Методы изучения личности. Сущность концепции «Я». Самооценка и его роль в профессиональном самоопределении личности.

Практическая работа. «Составление «дерева» психологических качеств личности», «методика «Кто Я?» (определение уровня самооценки)

Тема: «Многообразие мира профессий»

Труд в жизни человека и общества. Классификация профессий. Развитие личности и  профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.

Практическая работа. «Составление словаря профессий. Решение кроссворда. Игра «Аукцион»

Тема: «Профессиональные интересы, склонности и способности»

Понятие «интересы», «склонности», «способности». Виды способностей. Общее понятие о профессии,  специальности, должности. Потребности и мотивы, как условие активности личности. Виды мотивов.

Практическая работа.  «Карта интересов».

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)

Тема: «Профессиональные пробы по профессиям типа «человек – техника», «человек – природа».

Содержание и характер организации профессиональных проб, их роль и функции в обоснованном выборе профессии (специальности). Общие требования, предъявляемые к подготовке и состоянию здоровья специалистов по данному типу профессий.

Практическая работа.  «Упражнение с кубом Линка или «Уникубом».

Профессиональная проба «Если вы водитель автобуса». «Если вы агроном».

Тема: Профессии типа «Человек – знаковая система», «Человек – художественный образ».

Квалификация кадров современного производства в данных типах профессии. Важнейшие требования, которые предъявляют профессии типа «Человек – знак», «Человек – искусство»».

Практическая работа. Корректурная проба «Интервью».

Тема: Профессия типа «Человек – человек».

Общая характеристика деятельности специалистов, занятых в профессиях данного типа. Требования предъявляемые к профессии «Человек – человек».

Практическая работа. Игра «Контакт».

Тема: Темперамент в профессиональном становлении личности.

Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления  в профессиональной деятельности. Психологическое состояние (монотонность, утомление, психическая направленность в ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе.

Практическая работа. Опросник Айзенка. Сюжетно – ролевая игра «Проявление темперамента в профессиональных ситуациях».

Тема: Значение характера в профессиональном самоопределении.

Что такое характер. Особенности характера. Значение характера в выборе профессии. Как формировать характер.

Практическая работа. Коллаж «Мой психологический портрет»

Тема: Здоровье в выборе профессии

Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «Неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль  активного отдыха в зависимости от условий и режима работы.

Практическая работа. «Анкета здоровья». Работа с нормативными документами по охране труда.

Тема: Психологические процессы, важные для профессионального самоопределения. Мышление.

Общее представление о мышлении. Мышление как профессионально важное качество. Условия развития мышления.

Практическая работа. Определение типа мышления (решение задач).

Тема: Способность к запоминанию.

Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание,  сохранение, забывание, узнавание, воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Условия развития памяти.

Практическая работа. Упражнения «Слова», «Числа». Игры «Бег ассоциации», «Домино».

Тема: Способность быть внимательным.

Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность). Наблюдательность, как профессионально важное качество. Условия развития внимания.

Практическая работа. Методики «Перепутанные линии», «Отыскание чисел» Психологические игры «Муха», «Хромая обезьяна».

Тема: Воображение.

Общее представление о воображении. Роль образов в процессе переработки информации. Значение способности строить в уме пространственные представления и оперировать ими для решения определенных профессиональных задач.

Практическая работа. Методика «Сложение фигур». Выполнение упражнений.

Тема: Свойства нервной  системы в профессиональной деятельности.

Общее представление о нервной системе. Значения свойств нервной системы в профессиональной деятельности.

Практическая работа. Тест «Нервный человек»

Тема. Эмоциональные состояния личности.

Общие представления о эмоциях, чувствах. Роль эмоций в контактах с окружающими. Понятие страсть, настроение. Влияние эмоций на успешность трудовой деятельности.

Практическая работа. Тест «Дом-дерево-человек».

Тема. Волевые качества личности.

Общие представления о волевых качествах личности. Развитие волевых качеств и привычек. Умение управлять собственным поведением.

Практическая работа. Тест «Волевой ли вы человек?»

Тема. Обобщающее занятие.

Проект «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».

Рекомендуемая литература

Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих.

Римская Р., Римский С. Практическая психология в тестах.: М.: АСТ-ПРЕСС, 2000г.

Чистякова С.Н. Технология профессионального успеха. М.: Просвещение, 2001г.

Рекомендуемая литература для учащихся

Пряжников Н.С. психология труда и человеческого достоинства. М.: ACADEMA, 2001г.

Симоненко В.Д. Технология 9 класса. М.: Вентана-граф, 1999г.

Чистякова С.Н. Твоя профессиональная карьера. М.: Просвещение, 2000г.

Resource id #996

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс"В мире радиотехнических профессий"

Программа  предназначена для обучающихся 9-х классов.  Преподаватель данного курса опирается на знания и умения обучающихся, приобретённые в процессе изучения школьного курса физики, т...

Презентация к элективному курсу"В мире радиотехнических профессий"

Для наглядного обеспечения   краткого  информирования по курсу....

Элективный курс "Биология и будущая профессия" 9 класс

Цель и задачи:Профессиональное просвещение учащихся относительно профессии и специальности, связанных с современной биологией;Расширение знаний о практическом применении биологических знаний;Формирова...

Элективный курс «Человек: психология и профессия»

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование, то есть практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Учащийся сам по себе не может выбрать направ...

Программа элективного курса «Я и моя профессия»

Программа элективного курса по профориентации «Мой выбор» поможет старшекласснику сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий способностям, возможностям, ценностным установкам и требо...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "гЕОГРАФИЯ В МИРЕ ПРОФЕССИЙ"

Создание условий для планирования, организации занятий элективного курса в 9 классеЗадача    рабочей программы:1. Определить содержание, объём, порядок проведения занятий с учётом...