Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Технология". 6 класс.
рабочая программа (технология, 6 класс) на тему
Пояснительная записка к работчей программе по предмету "технология", 6 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska6_klass.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для учащихся 6 классов составлена на основе примерной программы основного общего образования «Технология. Программы начального и основного общего образования» М. «Вентана – Граф», 2010 по направлению «Технология. Обслуживающий труд» в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089 .
Рабочая программа имеет базовый уровень
и направлена на достижение следующих целей:
- освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Программа предусматривает формирование у учащихся учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции.
Учебник: Ю.В. Крупская, О.В.Кожина, Н.В.Синица, В.Д.Симоненко «Технология. Обслуживающий труд» 6класс Вентана-Граф, 2010
Приоритетные виды общеучебной деятельности:
- определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
- комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
- творческое решение учебных и практических задач;
- умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
В разделе «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» увеличено количество часов 56 часов. Из них в разделе «Рукоделие. Художественные ремесла» 14 часов: лоскутная техника, вязание на спицах, которые переходят в минипроекты по созданию изделий данных видов рукоделия-14 часов. В разделе «Технология изготовления швейных изделий» количество часов увеличено за счет резервного времени -12 часов. Так как изделие изучается и разрабатывается по творческому проекту.
Требования по разделам технологической подготовки.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.
Материаловедение.
Знать:
- виды волокон, производство и ткани из них;
- свойства тканей, их определение;
- образование ткацких переплетений;
- виды дефектов.
Уметь:
- определять вид ткани и их свойства;
- определять вид переплетения;
- выявлять дефекты.
Устройство, регулировка и обслуживание бытовых швейных машин.
Знать :
- регуляторы швейной машины;
- строение иглы, последовательность установки;
- виды дефектов строчки;
- регулирование, профилактика, и уход за швейной машиной;
- виды соединительных швов;
- применение в изделиях;
- технология выполнения и ТУ.
Уметь:
- проверять правильность установки иглы, подбирать иглу и нитки по толщине;
- организовывать чистку и смазку швейной машины;
- выполнять машинные швы в зависимости от изделия с учётом ткани, иглы, ниток;
- правила ТБ и БТ.
Конструирование и моделирование плечевого изделия.
Знать:
- силуэт и стиль в одежде;
- виды плечевых изделий;
- требования к одежде, мерки;
- правила снятия и запись результатов измерения;
- линии чертежа;
- виды прибавок;
- Последовательность построения чертежа;
- определять линии чертежа (базисная сетка, конструктивные линии);
- способы моделирования на основе БЧ по эскизу модели.
Уметь:
- определять стиль;
- делать эскиз плечевого изделия;
- снимать и записывать мерки;
- выполнить моделирование по эскизу модели;
- Строить базисный чертёж;
- пользоваться инструментами.
Проектирование и технология изготовление швейных изделий.
Знать:
- детали кроя;
- количество ткани;
- раскладка на ткани;
- ТУ на раскрой;
- дублирование деталей, контрольные точки, определять дефекты ткани;
- Терминологию работ;
- способы обработки узла, контроль.
Уметь:
- определять детали кроя, срезы;
- готовить лекала;
- рассчитывать количество ткани на изделие;
- раскладывать лекала;
- проверять качество;
- выбирать способ обработки;
- соблюдать ТБ БТ.
Технология ведения дома.
Знать:
- производство волокон, тканей из шерсти и шёлка;
- свойства тканей для определения правил ухода за изделием;
- правила ухода и хранения обуви;
- виды фурнитуры, применение, последовательность пришивания;
- проверка качества.
Уметь:
- определять правила ухода за одеждой;
- правила подготовки обуви на хранение;
- выполнять работу по пришиванию фурнитуры;
- правила подготовки обуви на хранение
Эстетика и экология жилища.
Знать:
- зоны квартиры, композицию, виды освещения, оформление окна, отделка пола, средства для мытья помещения.
Уметь:
- выполнять эскиз оформления окна, планирован, зон;
- пользоваться инструментами и приспособлениями для уборки.
Перечень знаний и умений, формируемых у школьников 6 класса.
Материаловедение.
Должны знать:
- основные свойства натуральных волокон и тканей из них;
- характеристику переплетений;
- зависимость свойств тканей от вида переплетения;
- виды соединительных швов и краевых швов, технологию их выполнения;
- регуляторы швейной машины, устройство и правила установки швейной иглы;
- виды лёгкого женского платья, эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к нему;
- правила измерения фигуры человека;
- условные обозначения мерок для построения чертежа основы ночной сорочки;
- особенности моделирования плечевых изделий;
- назначение, конструкцию, технологию выполнения и условные графические обозначения швов: стачных (запошивочного, двойного, накладного с закрытыми срезами) , краевых (окантовочного с открытыми и закрытыми срезами, окантовочного тесьмой),
- технологическую последовательность обработки проймы и горловины подкройной и косой обтачной, притачивание кулиски;
- экономную раскладку выкройки из ткани с направленным рисунком;
- технологическую последовательность раскроя ткани;
- правила подготовки и проведения первой примерки;
- выявление и исправление дефектов изделия;
- основные качества интерьера, его особенности;
- традиционные виды рукоделия – вязание, инструменты и приспособления, узоры;
- историю создания изделий из лоскута и технику пэчворка.
Должны уметь:
- работать по технологическим картам;
- соблюдать правила гигиены и правила безопасной работы в мастерских;
- закреплять строчку обратным ходом швейной машины;
- обмётывать срезы деталей и обрабатывать петли зигзагообразной строчкой;
- читать и строить чертёж;
- снимать и записывать мерки, моделировать фасоны платья;
- выполнять машинные швы: стачные (, двойной, настрочной с открытым срезом), краевые (окантовочный с открытым и закрытым срезами, окантовочный тесьмой), обрабатывать пройму и горловину подкройной обтачной, притачивать кулиску;
- выполнять раскрой ткани с направленным рисунком с симметричными и асимметричными полосами;
- заготавливать косые обтачки;
- обрабатывать срезы рукавов и низы платья;
- выполнять штопку швейных изделий;
- работать с электроприборами;
- подбирать спицы и нитки в зависимости от изделия.
Должны владеть:
- ценностно-смысловой, коммуникативной, культурно-эстетической, личностно - саморазвивающей, рефлексивной компетенциями.
Учащиеся должны быть способны решать следующие
жизненно-практические задачи:
- вести экологически здоровый образ жизни;
- использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач, как источник информации;
- планировать и оформлять интерьер комнаты;
- проводить уборку квартиры;
- ухаживать за одеждой и обувью;
- соблюдать гигиену;
- выражать уважение и заботу к членам семьи;
- принимать гостей и правильно вести себя в гостях; проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкторских и поделочных материалов.
Учебно-методическое обеспечение рабочей программы 5-8 класс
1.Программы средних образовательных учреждений. Трудовое обучение. 1-4кл. Технология 5-11кл./ Под ред. Симоненко В. Д., Хотунцева Ю. Л. М.: Просвещение, 2007.
Учебники
2.Технология. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб./Под ред.В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Графф,2009.-208с
3. Технология. Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб./Под ред.В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Графф,2009.-208с
4.Технология. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб./ Под ред.В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Графф,2009.-208с.4.
5.Технология. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб./Под ред.В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Графф,2009.-208
Учебные пособия
1.Старикова Е. В. Корчагина Г. А. Дидактический материал по трудовому обучению: Кулинарные работы, Обработка ткани: 5 Класс: Книга для учителя М.: Просвщение, 1996.
2.Творческий проект по технологии обработки ткани 5-9 класс
3.Бровина Е.В. Швея, портной. Комплект инструкционно-технологических карт
4. В.Д. Симоненко. Основы потребительской культуры
Методическое обеспечение
1. Технология.5 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко/авт-составитель О.В.Павлова - Волгоград: Учитель, 2008-281с.
2. Предметные недели в школе 5-11 класс
3. Журнал «Школа и производство»
4.Технология.6 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко/авт-составитель О.В.Павлова - Волгоград: Учитель, 2008-281с.
5.Технология.7 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко/авт-составитель О.В.Павлова - Волгоград: Учитель, 2008-281с.
6.Технология.8 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко/авт-составитель О.В.Павлова - Волгоград: Учитель, 2008-281с.
Литература для учителя
Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 5 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 80с.
Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 6 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 48с.
Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 7 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 64с.
Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 8 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 48с.
Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 10 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 48с.
Арефьев И.П. Технология. Профориентация. Экономика России в опорных схемах и таблицах. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. – 96с.
Захарченко Г.Г. Учебные задания по сельскохозяйственному труду: 5-9 кл: Методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 144с.
Захарченко Г.Г. Лабораторные работы по изучению полевых культур: Сельскохозяйственный труд: 5-9 кл. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 120с.
Зуева Ф.А. Предпрофильное и профильное образование учащихся: основные подходы./Методическое пособие/Ф.А.Зуева. – Челябинск: Взгляд, 2006. – 143с.
Маркуцкая С.Э. Технология: обслуживающий труд. Тесты 5-7 кл./Маркуцкая С.Э. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006. – 128с.
Неделя технологии в начальной и средней школе: праздники, посиделки./Авт.-сост. Павлова О.В. – Волгоград: Учитель, 2007. – 127с.
Научно-методический журнал «Школа и производство» №1-№8, М.: Школьная пресса – 2003-2009
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии/Сост. В.М.Казакевич, А.В.Марченко, - 2-е изд. – М.:Дрофа, 2001. – 256с.
Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по технологии. – М.: Дрофа, 2002. – 192с.
Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя /Под ред. Сасовой И.А. – М.: Вентана-Графф, 2003.-296с.
Правдюк В.Н. Практикум по методике преподавания основ сельского хозяйства в школе./Учебно-методическое пособие для студентов педвузов. – М.: Вентана-Графф, 2005. – 96с.
Сборник нормативно-методических материалов по технологии./ Автор-составитель: Марченко А.В., Сасова И.А., - М.: Вентана-Графф, 2002. – 224с.
Ставрова О.Б. Современный урок технологии с применением компьютера. Книга для учителя. – М.: Школьная пресса. 2004. – 80с.
Технология. 6-8 классы. Русские традиции для изготовления различных изделий: конспекты занятий/авт.-сост. И.Г.Норенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 107с.
Технология. 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д.Симоненко/Авт.-сост. А.Н.Бобровская. – Волгоград: Учитель, 2005. – 171с.
Технология: конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс/Составитель Л.П.Барылкина, С.Е.Соколова. – М.: 5 за знания, 2006. – 208с.
Технология: Кожа- вторая жизнь вещей. (конспекты занятий, материалы к урокам в 9-10 классах)/Автор – составитель Т.Ф.Софьина. – Волгоград: Учитель, 2004. – 47с.
Технология: этот чудесный батик (конспекты занятий к разделу «Художественная роспись ткани»)/Авт.-сост. А.А.Ярыгина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 78с.
Технология. 5-11 классы (вариант для девочек): Развернутое тематическое планирование по программе В.Д.Симоненко./авт.-сост. Е.А.Киселёва и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 111с.
Технология. 5-11 класс: предметные недели в школе/Авт.-сост. Володина Е.Д., Суслина В.Ю. – Волгоград: Учитель, 2008. – 156с.
Учителю технологии о современных информационных технологиях/ Учебное пособие. – Киров: Изд-во ВПГУ, 1998. – 124с.
Литература для учащихся
Барановский В.А. Повар-технолог/Серия «учебники, учебные пособия» - Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 416с.
Белецкая Л.Б. Креативные картины из природных материалов. М.: ЭКСМО, 2006. – 64с.
Белецкая Л.Б. Флористика. – М.: ООО Изд-во АСТ, 2003. – 77с.
Божко Л.А. Бисер. – М.: Мартин, 2002. – 120с.
Боттон Николь. Мягкие игрушки своими руками. /Пер. с фр. В.А.Мукосеевой. – М.: ООО «Мир книги», 2007. – 96с.
Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 159с.
Голубева Н.Н. Аппликация из природных материалов. – М.: Культура и традиции, 2002. – 112с.
Горячева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 96с.
Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. – СПб.: Детство –Пресс, 2004. – 48с.
Гусева Н.А. 365 фенечек из бисера. – М.: Айрис-Пресс. 2004. – 208с.
Давидовски Марион. Весёлые куклы. – М.: ВНЕШСИГМА, 1998. – 64с.
Дайн Г., Дайн М. Русская тряпичная кукла: культура, традиции, технология. – М.: «Культура и традиции», 2007. – 112с.
Додж В. Шьем одежду для кукол /Пер. с анг. Г.И.Левитан. – М.: ООО «Попурри», 2005.-184с.
Еременко Т.И., Заболуева Е.С. Художественная обработка материалов: технология ручной вышивки/книга для учащихся. – М.: Просвещение, 2000. - 160с.
Еременко Т.И. Альбом узоров для вышивки. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 127с.
Зименкова Ф.Н. Технология. Справочное пособие для общеобразовательных школ. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 192с.
Изделия из кожи. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. – 78с.
Искусство сервировки. – М.: «АСТ-ПРЕСС Книга», 2004. – 151с.
История костюма. /Серия «Учебники 21 века»/ Ростов н/Д:Феникс, 2001. – 416с.
Калюжная Т.В. Ежемесячник огородника. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2006. – 352с.
Кашкарова-Герцог Е.Д. Руководство по рукоделию для детей и взрослых. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. – 64с.
Кискальт Изольда. Солёное тесто. – М.: ЗАО «АСТ-ПРЕСС», 1998. – 143с.
Котенкова З.П. Выжигание по ткани. Изделия в техник гильоширования. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 88с.
Кулик И.А. Выжигание по ткани /Серия «Рукодельница». – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 32с.
Курбатская Н. Фриволите. – М.: Изд-во «Культура и традиции», 2003. – 95с.
Лихачева Л.Б., Соловей А.В. Энциклопедия заблуждений. Мода. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2005. – 448с.
Лучшие техники для любителей вышивки /Под ред. Анны Скотт; пер. с англ. А.Шевченко – М.: «Альбом», 2006. – 159с.
Максимова М.В., Кузьмина М.А. Вышивка: первые шаги. – М.: ЭКСМО, 2000. – 96с.
Материаловедение швейного производства. – Ростов н/Д:Феникс, 2001. – 416с.
Махмутова Х.И. Предметы интерьера в технике батик и аппликация. – М.: ЭКСМО, 2006. – 64.
Молли Годард. Вязаные игрушки. – М.: КОНТЭНТ, 1994. – 79с.
Мур Х. Креативный пэчворк./Х.Мур, Т.Стоктон. – Ростов н/Д:Феникс, 2005. – 94с.
Небесный С. Юным овощеводам. – М.: Детсткая литература, 1987. – 94с.
Пиллан Н. Цветы/Пер. Л.Агаевой – М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. – 80с.
Сад.Огород.Усадьба.: энциклопедия для начинающих./Сост. Т.И.Голованова, Г.П.Рудаков – М.: Мол.гвардия, 1990. – 286с.
Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий: для предприятий общественного питания/Авт.-сост. А.И.Здобнов, В.А.Цыганенко – М.: «ИКТЦ «Лада», 2007. - 680с.
Симоненко В.Д. Основы потребительской культуры. Учебник для старших классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2007. – 176с.
Стильные штучки для вашего дома. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2006. – 120с.
Столярова Алла. Вязаные игрушки. – М.: Культура и традиции, 2004. – 95с.
Сюзи О.Рейли. Вязание на спицах и крючком. /Уроки детского творчества/ - СПб. «Полигон».1998. -31с.
Техника лоскутного шитья и аппликация. – Ростов н/Д:Феникс, 2000. – 192с.
Тимофеева В.А. Товароведение продовольственных товаров. – Ростов н/Д:Феникс, 2006. – 480с.
Труханова А.Т. Справочник молодого швейника. – М.: Высшая школа, 1993. – 43с.
Филиппова С.Н. Изделия из кожи. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. – 78с.
Фомина Ю.А. Интерьер к торжеству. Украшаем дом к приему гостей и делаем подарки. – М.: ЭКСМО, 2006. – 64с.
Хасанова И.Н. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 104с.
Хелмкэмп Эми Уэлен. Лосктуное шитье из синельной ткани. – М.: «Кристина – новый век». 2006.-95с.
Цимуталлина Е.Е. 100 поделок из ненужных вещей. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 192с.
Чернякова В.Н. Творческий проект по технологии обработки ткани. Тетрадь для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.- 16с.
Чибрикова О.В. Прикольные подарки к любому празднику. – М.: ЭКСМО, 2006. – 64с.
Чотти Д. Вышивка шелковыми лентами: техника, приемы, изделия: Энциклопедия/Пер. с ит. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 160с.
Шахова Н.В. Кожаная пластика. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. – 192с.
Этикет от А до Я. /Автор составитель Н.В.Чудакова. М.: ООО «Изд-во АСТ», 1999. – 112с.
Я познаю мир: История ремесел. Энциклопедия /Пономарева Е., Пономарева Т. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2004.- 413с.
Я познаю мир: Русский народ: традиции и обычаи. Энциклопедия /С.В. Истомин – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2007.- 383с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе «Литература» 10 класс
Пояснительная записка к рабочей программе и тематическое планирование по литературе 10 класс по программе Г.С.Меркина...
Пояснительная записка к рабочей программе 6-9 класс.
Пояснительная составлена для рабочей программа 6-11 классы общеобразовательных учреждений/ А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин./М., «Вентана-Граф»,2011г....
Пояснительная записка к рабочей программе история 11 класс
Пояснительная записка к интегрированному курсу история 11 класс....
Пояснительная записка к рабочей программе история 10 класс
Пояснительная записка к интегрированному курсу история 10 класс...
Пояснительная записка и рабочая программа. Природоведение 5 класс
Пояснительная записка и рабочая программа. Природоведение 5 класс...
Пояснительная записка к рабочей программе алгебра 9 класс
.Пояснительная записка к рабочей программе алгебра 9 класс по УМК (программы учебного курса): А.Г. Мордкович...
Пояснительная записка к рабочей программе геометрии 9 класс
.Пояснительная записка к рабочей программе геометрии 9 класс по УМК (программы учебного курса):Л.С. Атанасян...