Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Технология". 6 класс.
рабочая программа (технология, 6 класс) на тему

Батова Татьяна Александровна

Пояснительная записка к работчей программе по предмету "технология", 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska6_klass.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  для учащихся  6 классов составлена на основе примерной программы основного общего образования «Технология. Программы начального и  основного общего образования» М. «Вентана – Граф», 2010 по направлению «Технология. Обслуживающий труд» в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089 .

Рабочая программа имеет базовый уровень

и  направлена на достижение следующих целей:

  • освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей  деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

 Программа предусматривает формирование у учащихся  учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. 

Учебник: Ю.В. Крупская, О.В.Кожина, Н.В.Синица, В.Д.Симоненко  «Технология. Обслуживающий труд» 6класс Вентана-Граф, 2010

Приоритетные  виды общеучебной деятельности:

  • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
  • комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
  • творческое решение учебных и практических задач;
  • умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

     В разделе «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» увеличено количество часов 56 часов. Из них в разделе «Рукоделие. Художественные ремесла» 14 часов: лоскутная техника, вязание на спицах, которые переходят в минипроекты по созданию изделий данных видов рукоделия-14 часов. В разделе «Технология изготовления швейных изделий» количество часов увеличено за счет резервного времени -12 часов. Так как изделие изучается и разрабатывается по творческому проекту.

Требования по разделам технологической подготовки.

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.

Материаловедение.

Знать: 

  • виды волокон, производство и ткани из них;
  • свойства тканей, их определение;
  • образование ткацких переплетений;
  • виды дефектов.

Уметь:

  • определять вид ткани и их  свойства;
  • определять вид переплетения;
  • выявлять дефекты.

Устройство, регулировка и обслуживание бытовых швейных машин.

Знать :

  • регуляторы   швейной машины;
  • строение иглы, последовательность   установки;
  • виды дефектов строчки;
  • регулирование,  профилактика, и уход  за швейной машиной;
  • виды соединительных швов;
  • применение в изделиях;
  • технология выполнения и ТУ.

Уметь: 

  • проверять правильность установки иглы, подбирать иглу и  нитки по толщине;
  • организовывать чистку и смазку швейной машины;
  • выполнять машинные швы в зависимости от изделия с учётом ткани, иглы, ниток;
  • правила ТБ и БТ.

Конструирование и моделирование плечевого изделия.

Знать: 

  • силуэт и стиль в одежде;
  • виды плечевых изделий;
  • требования к одежде, мерки;
  • правила снятия и  запись результатов измерения;
  • линии чертежа;
  • виды прибавок;
  • Последовательность  построения чертежа;
  • определять линии чертежа (базисная сетка, конструктивные линии);
  • способы моделирования на основе БЧ по эскизу модели.

Уметь: 

  • определять стиль;
  • делать эскиз плечевого изделия;
  • снимать и записывать мерки;
  • выполнить моделирование по эскизу модели;
  • Строить базисный чертёж;
  • пользоваться инструментами.

Проектирование и технология  изготовление швейных изделий.

Знать: 

  • детали кроя;
  • количество ткани;
  • раскладка на ткани;
  • ТУ на раскрой;
  • дублирование деталей, контрольные точки, определять дефекты ткани;
  • Терминологию работ;
  • способы обработки узла, контроль.

Уметь: 

  • определять детали кроя, срезы;
  • готовить лекала;
  • рассчитывать количество ткани на изделие;
  • раскладывать лекала;  
  • проверять качество;
  • выбирать способ обработки;
  • соблюдать ТБ  БТ.

Технология ведения дома.

Знать: 

  • производство волокон, тканей из шерсти и шёлка;
  • свойства тканей для определения правил ухода за изделием;
  • правила ухода и хранения обуви;
  • виды фурнитуры, применение, последовательность пришивания;
  • проверка качества.

Уметь: 

  • определять правила ухода за одеждой;
  • правила подготовки обуви на хранение;
  • выполнять работу по пришиванию фурнитуры;
  • правила подготовки обуви на хранение

Эстетика и экология жилища.

Знать:

  • зоны квартиры, композицию, виды освещения, оформление  окна, отделка пола, средства для мытья помещения.

Уметь: 

  • выполнять  эскиз  оформления окна, планирован, зон;
  • пользоваться инструментами и приспособлениями для уборки.

Перечень знаний и умений, формируемых у школьников 6 класса.

Материаловедение.

Должны знать:

  • основные свойства натуральных волокон и тканей из них;
  • характеристику переплетений;
  • зависимость свойств тканей от вида переплетения;
  • виды соединительных швов и краевых швов, технологию их выполнения;
  • регуляторы швейной машины, устройство и правила установки швейной иглы;
  • виды лёгкого женского платья, эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к нему;
  • правила измерения фигуры человека;
  • условные обозначения мерок для построения чертежа основы ночной сорочки;
  • особенности моделирования плечевых изделий;
  • назначение, конструкцию, технологию выполнения и условные графические обозначения швов: стачных (запошивочного, двойного, накладного с закрытыми срезами) ,  краевых (окантовочного с открытыми и закрытыми срезами, окантовочного тесьмой),
  • технологическую последовательность обработки проймы и горловины подкройной и косой обтачной, притачивание кулиски;
  • экономную раскладку выкройки из ткани с направленным рисунком;
  • технологическую последовательность раскроя ткани;
  • правила подготовки и проведения первой примерки;
  • выявление и исправление дефектов изделия;
  • основные качества интерьера, его особенности;
  • традиционные виды рукоделия – вязание, инструменты и приспособления, узоры;
  • историю создания изделий из лоскута и технику пэчворка.

Должны уметь:

  • работать по технологическим картам;
  • соблюдать правила гигиены и правила безопасной работы в мастерских;
  • закреплять строчку обратным ходом швейной машины;
  • обмётывать срезы деталей и обрабатывать петли зигзагообразной строчкой;
  • читать и строить чертёж;
  • снимать и записывать мерки, моделировать фасоны платья;
  • выполнять машинные швы: стачные (, двойной, настрочной с открытым срезом), краевые (окантовочный с открытым и закрытым срезами, окантовочный тесьмой), обрабатывать пройму и горловину подкройной обтачной, притачивать кулиску;
  • выполнять раскрой ткани с направленным рисунком  с симметричными и асимметричными полосами;
  • заготавливать косые обтачки;
  • обрабатывать срезы рукавов и низы платья;
  • выполнять штопку швейных изделий;
  • работать с электроприборами;
  • подбирать спицы и нитки в зависимости от изделия.

Должны владеть:

  • ценностно-смысловой, коммуникативной, культурно-эстетической, личностно - саморазвивающей, рефлексивной компетенциями.

Учащиеся должны быть способны решать следующие

жизненно-практические задачи:

  • вести экологически здоровый образ жизни;
  • использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач, как источник информации;
  • планировать и оформлять интерьер комнаты;
  • проводить уборку квартиры;
  • ухаживать за одеждой и обувью;
  • соблюдать гигиену;
  • выражать уважение и заботу к членам семьи;
  • принимать гостей и правильно вести себя в гостях; проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкторских и поделочных материалов. 

Учебно-методическое обеспечение рабочей  программы 5-8 класс

1.Программы средних образовательных учреждений. Трудовое обучение. 1-4кл. Технология 5-11кл./ Под ред. Симоненко В. Д., Хотунцева Ю. Л. М.: Просвещение, 2007.

Учебники

2.Технология. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб./Под ред.В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Графф,2009.-208с

3. Технология. Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб./Под ред.В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Графф,2009.-208с

4.Технология. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб./ Под ред.В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Графф,2009.-208с.4.

5.Технология. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб./Под ред.В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Графф,2009.-208

Учебные пособия

1.Старикова Е. В. Корчагина Г. А. Дидактический материал по трудовому обучению: Кулинарные работы, Обработка ткани: 5 Класс: Книга для учителя М.: Просвщение, 1996.

2.Творческий проект по технологии обработки ткани 5-9 класс

3.Бровина Е.В. Швея, портной. Комплект инструкционно-технологических карт

4. В.Д. Симоненко. Основы потребительской культуры

Методическое обеспечение

1. Технология.5 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко/авт-составитель О.В.Павлова - Волгоград: Учитель, 2008-281с.

2. Предметные недели в школе 5-11 класс

3. Журнал «Школа и производство»

4.Технология.6 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко/авт-составитель О.В.Павлова - Волгоград: Учитель, 2008-281с.

5.Технология.7 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко/авт-составитель О.В.Павлова - Волгоград: Учитель, 2008-281с.

6.Технология.8 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко/авт-составитель О.В.Павлова - Волгоград: Учитель, 2008-281с.

Литература для учителя

Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 5 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 80с.

Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 6 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 48с.

Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 7 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 64с.

Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 8 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 48с.

Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 10 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 48с.

Арефьев И.П. Технология. Профориентация. Экономика России в опорных схемах и таблицах. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. – 96с.

Захарченко Г.Г. Учебные задания по сельскохозяйственному труду: 5-9 кл: Методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 144с.

Захарченко Г.Г. Лабораторные работы по изучению полевых культур: Сельскохозяйственный труд: 5-9 кл. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 120с.

Зуева Ф.А. Предпрофильное и профильное образование учащихся: основные подходы./Методическое пособие/Ф.А.Зуева. – Челябинск: Взгляд, 2006. – 143с.

Маркуцкая С.Э. Технология: обслуживающий труд. Тесты 5-7 кл./Маркуцкая С.Э. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006. – 128с.

Неделя технологии в начальной и средней школе: праздники, посиделки./Авт.-сост. Павлова О.В. – Волгоград: Учитель, 2007. – 127с.

Научно-методический журнал «Школа и производство» №1-№8, М.: Школьная пресса – 2003-2009

Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии/Сост. В.М.Казакевич, А.В.Марченко, - 2-е изд. – М.:Дрофа, 2001. – 256с.

Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по технологии. – М.: Дрофа, 2002. – 192с.

Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя /Под ред. Сасовой И.А. – М.: Вентана-Графф, 2003.-296с.

Правдюк В.Н. Практикум по методике преподавания основ сельского хозяйства в школе./Учебно-методическое пособие для студентов педвузов. – М.: Вентана-Графф, 2005. – 96с.

Сборник нормативно-методических материалов по технологии./ Автор-составитель: Марченко А.В., Сасова И.А., - М.: Вентана-Графф, 2002. – 224с.

Ставрова О.Б. Современный урок технологии с применением компьютера. Книга для учителя. – М.: Школьная пресса. 2004. – 80с.

Технология. 6-8 классы. Русские традиции для изготовления различных изделий: конспекты занятий/авт.-сост. И.Г.Норенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 107с.

Технология. 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д.Симоненко/Авт.-сост. А.Н.Бобровская. – Волгоград: Учитель, 2005. – 171с.

Технология: конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс/Составитель Л.П.Барылкина, С.Е.Соколова. – М.: 5 за знания, 2006. – 208с.

Технология: Кожа- вторая жизнь вещей. (конспекты занятий, материалы к урокам в 9-10 классах)/Автор – составитель Т.Ф.Софьина. – Волгоград: Учитель, 2004. – 47с.

Технология: этот чудесный батик (конспекты занятий к разделу «Художественная роспись ткани»)/Авт.-сост. А.А.Ярыгина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 78с.

Технология. 5-11 классы (вариант для девочек): Развернутое тематическое планирование по программе В.Д.Симоненко./авт.-сост. Е.А.Киселёва и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 111с.

Технология. 5-11 класс: предметные недели в школе/Авт.-сост. Володина Е.Д., Суслина В.Ю. – Волгоград: Учитель, 2008. – 156с.

Учителю технологии о современных информационных технологиях/ Учебное пособие. – Киров: Изд-во ВПГУ, 1998. – 124с.

Литература для учащихся

Барановский В.А. Повар-технолог/Серия «учебники, учебные пособия» - Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 416с.

Белецкая Л.Б. Креативные картины из природных материалов. М.: ЭКСМО, 2006. – 64с.

Белецкая Л.Б. Флористика. – М.: ООО Изд-во АСТ, 2003. – 77с.

Божко Л.А. Бисер. – М.: Мартин, 2002. – 120с.

Боттон Николь. Мягкие игрушки своими руками. /Пер. с фр. В.А.Мукосеевой. – М.: ООО «Мир книги», 2007. – 96с.

Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 159с.

Голубева Н.Н. Аппликация из природных материалов. – М.: Культура и традиции, 2002. – 112с.

Горячева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 96с.

Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. – СПб.: Детство –Пресс, 2004. – 48с.

Гусева Н.А. 365 фенечек из бисера. – М.: Айрис-Пресс. 2004. – 208с.

Давидовски Марион. Весёлые куклы. – М.: ВНЕШСИГМА, 1998. – 64с.

Дайн Г., Дайн М. Русская тряпичная кукла: культура, традиции, технология. – М.: «Культура и традиции», 2007. – 112с.

Додж В. Шьем одежду для кукол /Пер. с анг. Г.И.Левитан. – М.: ООО «Попурри», 2005.-184с.

Еременко Т.И., Заболуева Е.С. Художественная обработка материалов: технология ручной вышивки/книга для учащихся. – М.: Просвещение, 2000. - 160с.

Еременко Т.И. Альбом узоров для вышивки. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 127с.

Зименкова Ф.Н. Технология. Справочное пособие для общеобразовательных школ. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 192с.

Изделия из кожи. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. – 78с.

Искусство сервировки. – М.: «АСТ-ПРЕСС Книга», 2004. – 151с.

История костюма. /Серия «Учебники 21 века»/ Ростов н/Д:Феникс, 2001. – 416с.

Калюжная Т.В. Ежемесячник огородника. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2006. – 352с.

Кашкарова-Герцог Е.Д. Руководство по рукоделию для детей и взрослых. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. – 64с.

Кискальт Изольда. Солёное тесто. – М.: ЗАО «АСТ-ПРЕСС», 1998. – 143с.

Котенкова З.П. Выжигание по ткани. Изделия в техник гильоширования. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 88с.

Кулик И.А. Выжигание по ткани /Серия «Рукодельница». – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 32с.

Курбатская Н. Фриволите. – М.: Изд-во «Культура и традиции», 2003. – 95с.

Лихачева Л.Б., Соловей А.В. Энциклопедия заблуждений. Мода. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2005. – 448с.

Лучшие техники для любителей вышивки /Под ред. Анны Скотт; пер. с англ. А.Шевченко – М.: «Альбом», 2006. – 159с.

Максимова М.В., Кузьмина М.А. Вышивка: первые шаги. – М.: ЭКСМО, 2000. – 96с.

Материаловедение швейного производства. – Ростов н/Д:Феникс, 2001. – 416с.

Махмутова Х.И. Предметы интерьера в технике батик и аппликация. – М.: ЭКСМО, 2006. – 64.

Молли Годард. Вязаные игрушки. – М.: КОНТЭНТ, 1994. – 79с.

Мур Х. Креативный пэчворк./Х.Мур, Т.Стоктон. – Ростов н/Д:Феникс, 2005. – 94с.

Небесный С. Юным овощеводам. – М.: Детсткая литература, 1987. – 94с.

Пиллан Н. Цветы/Пер. Л.Агаевой – М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. – 80с.

Сад.Огород.Усадьба.: энциклопедия для начинающих./Сост. Т.И.Голованова, Г.П.Рудаков – М.: Мол.гвардия, 1990. – 286с.

Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий: для предприятий общественного питания/Авт.-сост. А.И.Здобнов, В.А.Цыганенко – М.: «ИКТЦ «Лада», 2007. - 680с.

Симоненко В.Д. Основы потребительской культуры. Учебник для старших классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2007. – 176с.

Стильные штучки для вашего дома. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2006. – 120с.

Столярова Алла. Вязаные игрушки. – М.: Культура и традиции, 2004. – 95с.

Сюзи О.Рейли. Вязание на спицах и крючком. /Уроки детского творчества/ - СПб. «Полигон».1998. -31с.

Техника лоскутного шитья и аппликация. – Ростов н/Д:Феникс, 2000. – 192с.

Тимофеева В.А. Товароведение продовольственных товаров. – Ростов н/Д:Феникс, 2006. – 480с.

Труханова А.Т. Справочник молодого швейника. – М.: Высшая школа, 1993. – 43с.

Филиппова С.Н. Изделия из кожи. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. – 78с.

Фомина Ю.А. Интерьер к торжеству. Украшаем дом к приему гостей и делаем подарки. – М.: ЭКСМО, 2006. – 64с.

Хасанова И.Н. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 104с.

Хелмкэмп Эми Уэлен. Лосктуное шитье из синельной ткани. – М.: «Кристина – новый век». 2006.-95с.

Цимуталлина Е.Е. 100 поделок из ненужных вещей. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 192с.

Чернякова В.Н. Творческий проект по технологии обработки ткани. Тетрадь для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.- 16с.

Чибрикова О.В. Прикольные подарки к любому празднику. – М.: ЭКСМО, 2006. – 64с.

Чотти Д. Вышивка шелковыми лентами: техника, приемы, изделия: Энциклопедия/Пер. с ит. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 160с.

Шахова Н.В. Кожаная пластика. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. – 192с.

Этикет от А до Я. /Автор составитель Н.В.Чудакова. М.: ООО «Изд-во АСТ», 1999. – 112с.

Я познаю мир: История ремесел. Энциклопедия /Пономарева Е., Пономарева Т. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2004.- 413с.

 Я познаю мир: Русский народ: традиции и обычаи. Энциклопедия /С.В. Истомин – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2007.- 383с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе «Литература» 10 класс

Пояснительная записка к рабочей программе и тематическое планирование по литературе 10 класс по программе Г.С.Меркина...

Пояснительная записка к рабочей программе 6-9 класс.

Пояснительная составлена для рабочей  программа 6-11 классы общеобразовательных учреждений/ А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин./М., «Вентана-Граф»,2011г....

Пояснительная записка к рабочей программе история 11 класс

Пояснительная записка к интегрированному курсу история 11 класс....

Пояснительная записка к рабочей программе история 10 класс

Пояснительная записка к интегрированному курсу история 10 класс...

Пояснительная записка и рабочая программа. Природоведение 5 класс

Пояснительная записка и рабочая программа. Природоведение 5 класс...

Пояснительная записка к рабочей программе алгебра 9 класс

.Пояснительная записка к рабочей программе алгебра 9 класс по УМК (программы учебного курса): А.Г. Мордкович...

Пояснительная записка к рабочей программе геометрии 9 класс

.Пояснительная записка к рабочей программе геометрии 9 класс по УМК (программы учебного курса):Л.С. Атанасян...