Учёт индивидуальных особенностей учащихся при планировании задач урока
статья по технологии по теме
Показаны пути реализации поставленной на уроке задачи для учащихся различными способами в зависимости от их индивидуальных способностей и трудовых возможностей, а также
планирование коррекционно-развивающих целей урока с учётом особенностей конкретного класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad-uchyot_ind._osob._pri_planir._zadach_uroka.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная школа ставит перед учителем 3 основные задачи:
- дать учащемуся знания, умения и навыки по предмету,
- воспитать у них положительные личностные качества: честность, справедливость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду,
- скорригировать имеющиеся у умственно отсталых детей дефекты и таким образом подготовить их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных людей.
Все эти задачи решаются комплексно, постоянно, на всех уроках и во внеурочное время.
Особенностью коррекционных школ является организация коррекционно-развивающего обучения, т.е. такого обучения, которое не только исправляет или уменьшает имеющиеся недостатки, но и обеспечивает развитие учащихся, переход их из одного состояния в другое, более совершенное. Именно поэтому при планировании целей урока учитель разбивает их на 3 составляющие: образовательные цели, коррекционно - развивающие цели и воспитательные цели. Образовательные цели более подвижные, они, как правило, устанавливаются на 1-2 урока, коррекционно - развивающие цели устанавливаются на более продолжительное время, т.е. они более постоянны, ставятся на каждом уроке. Разница заключается в доминировании целей, т.е. полной смены коррекционных целей на каждом уроке не происходит. Например: к коррекционно – развивающим целям относятся развитие речи, памяти, логического мышления, пространственного воображения, и эти цели относятся к любому уроку, но на уроках построения чертежей доминирует цель развития пространственного воображения, на уроках анализа образца и планирования работы доминирует цель развития логического мышления. Постановка коррекционно – развивающих целей зависит от способностей конкретного класса в целом и индивидуальных способностей учащихся в отдельности.
Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся является основой и фундаментом всего обучения у.о. детей, он предполагает достижение одной цели в обучении, но разными способами, учитывая различные типы психофизиологического состояния обучаемых. Чтобы обучение было эффективным, чтобы поставленные цели и задачи урока были выполнены, необходимо изучить психофизиологические особенности учащихся и их трудовые возможности. На основе анализа разделить учащихся на типы и далее проводить отслеживание развития. Только то обучение является коррекционно – развивающим, которое обеспечивает продвижение учащихся в развитии. Я выступала уже с докладом «Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в трудовом обучении», где подробно рассматривала эту тему. Сейчас же напомню кратко: в трудовой деятельности различают целевую, исполнительную и энергетическую стороны. В зависимости от сочетаний дефектов учащихся можно разделить на 3 типа (8 групп):
1 тип (1 группа) – все 3 стороны трудовой деятельности более или менее сохранны,
2 тип (2-7 группы) – 1 или 2 стороны трудовой деятельности нарушены,
3 тип (8 группа) - все 3 стороны трудовой деятельности нарушены.
Коррекционно – развивающее обучение предполагает переход учащихся от 2 типа к 1, от 3 типа ко 2 (2 - 1, 3 - 2). Анализируя динамику развития учащихся, учитель видит: над чем ему надо работать с каждым конкретным учеником, где он отстаёт, что ему трудно даётся, какая требуется помощь. Всё это учитель учитывает в планах урока. При планировании задача урока для учащихся ставится одна, например: в 5 классе в теме урока « Краевой шов вподгибку с закрытым срезом» для учащихся ставится задача: научиться выполнять и выполнить шов вподгибку с закрытым срезом. Но вот выполнять этот шов учащиеся будут по-разному, с учётом их индивидуальных способностей и возможностей. В структуре урока это надо предусмотреть в разделе плана « Практическая работа». Когда составляется план выполнения практической работы, учитель указывает, что осуществляется дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся. Применительно к названному уроку я указываю, что учащиеся
1 типа – застрачивают подгиб без предварительного замётывания, только заутюживают и закалывают булавками,
2 типа - застрачивают подгиб только с предварительным замётыванием,
3 типа - учитель закалывает подгиб булавками, оказывает помощь при заутюживании, несколько раз показывает приёмы трудовых действий.
К концу урока поставленная перед учащимися задача будет выполнена всеми: все увидят конечный результат, получат отметку, не будет раздражения, неуверенности в себе. Тем самым будет формироваться положительное отношение к трудовой деятельности и интерес к предмету.
Со временем первоначально сформированные навыки будут закрепляться , автоматизироваться, и многие учащиеся дальше будут выполнять работы без предварительного замётывания. Пример по 9 классу: сейчас мы начнём шить рубашки для мальчиков в рамках подготовки к областному конкурсу «Лучший по профессии». На конкурсе надо уложиться по времени – в 3 часа, а это значит, что всю работу надо выполнять без смётывания.
Краснокутская Т. и Малышева М. (как учащиеся 1 типа) для отработки приёмов втачивания воротника в горловину и рукавов в пройму на первом изделии будут их вмётывать, а на втором изделии только закалывать. Твердохлебова И. и Евстюнина Н. относятся к учащимся 2 типа, и они не справятся с работой без вмётывания и первый, и второй раз, поэтому в планах практической работы в структуре урока для этих учащихся будут учтены их индивидуальные способности, т.е. в плане будет отмечен дифференцированный и индивидуальный подход при выполнении сложных технологических узлов. Но результат будет один – у всех учащихся будут втачаны рукава и воротник, т.е. задача, общая для всех учащихся, будет выполнена разными способами.
Примеров по учёту индивидуальных способностей учащихся и особенностей класса в целом в выполнении поставленных задач урока множество – по каждому уроку, т. к. дифференцированный и индивидуальный подход осуществляется на каждом уроке. Например, при пошиве пижамных брюк учащиеся 1 и 2 типов обрабатывают шаговые срезы запошивочным швом, а учащиеся 3 типа – стачным. При пошиве учащимися 1 и 2 типов фартука на поясе с закруглённым срезом (где срез обрабатывается косой обтачкой), учащиеся 3 типа шьют фартук с прямыми срезами (где срезы обрабатывают швом вподгибку с закрытым срезом).
Однако, надо отметить, что учёт индивидуальных способностей учащихся класса надо осуществлять не только во время практической работы, но и на теоретическом этапе занятия, и на итоговых самостоятельных и контрольных работах. Продолжая тему изучения машинных швов в теоретической части, при формулировке вопросов учитываю возможности учащихся, например:
учащиеся 1 типа должны уметь зарисовать схему, рисунок шва,
учащиеся 2 типа должны по рисунку, схеме определить вид шва,
учащиеся 3 типа должны найти указанный шов среди предложенных образцов.
В силу разных возможностей и способностей учащиеся заканчивают работу в разное время, поэтому учитель должен предусмотреть дополнительные задания. Задания могут быть абсолютно разноплановые:
- это и продолжение практической работы, начатой на факультативе и кружке,
- это и выполнение ремонта своей одежды и одежды учащихся школы, которую нам постоянно проносят,
- это и закрепление технической терминологии (кроссворды, чайнворды),
- это и дополнительные сведения из рубрики « Это интересно знать»,
- это и помощь отстающим (прикрепление учащихся 1 типа к учащимся 2 и 3 типов, в результате чего возрастает уровень осознанных знаний и навыков).
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: планируя коррекционно – развивающие цели урока учитель учитывает особенности конкретного класса. Планируя общую задачу для всех учащихся, в структуре урока учитель намечает пути реализации, пути решения поставленной задачи для разных учащихся разными способами в зависимости от их индивидуальных способностей и трудовых возможностей.
Критерии отслеживания | 5 класс | Ф.И. | |||||
платок | мешочек | повязка | салфетка | наволочка | сумка хоз. | ||
Понимание объяснения учителя |
|
|
|
|
|
| |
Усвоение технической терминологии |
|
|
|
|
|
| |
Усвоение теоретического материала |
|
|
|
|
|
| |
Ориентировка в задании |
|
|
|
|
|
| |
Планирование трудовой деятельности |
|
|
|
|
|
| |
Выполнение разметки |
|
|
|
|
|
| |
Умение работать с инструментами |
|
|
|
|
|
| |
Сформирован-ность навыков |
|
|
|
|
|
| |
Контроль своих действий |
|
|
|
|
|
| |
Самостоятель-ность в работе |
|
|
|
|
|
| |
Работоспособ-ность |
|
|
|
|
|
| |
Наступление утомляемости |
|
|
|
|
|
| |
Отметка за изделие |
|
|
|
|
|
| |
Отметка за самостоятель-ную работу |
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Учёт индивидуальных особенностей учащихся при использовании КСО на уроках химии "
В статье анализируется система КСО и рассматривается возможность её применения на уроках химии...
Единство требований к учащимся 5 классов, учёт индивидуальных особенностей учащихся, адаптация детей к обучению в школе 2-й ступени, сформированности ЗУН. (педсовет 1 четверть)
Возраст пятиклассников можно назвать переходным от младшего школьного возраста к младшему подростку (отрочеству). Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства зрелости, главного...
Учёт индивидуальных особенностей учащихся при составлении заданий физического практикума.
Здесь представлены несколько личностно ориентированных заданий физического практикума для учащихся 8 класса с расширенным изучением физики. Задания составлены с учётом индивидуальных особенностей учащ...
Учёт индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса
Анкеты, Анализ реализации программы по предметам учебного плана, индивидуальные образовательные маршруты...
Учёт индивидуальных особенностей учащихся.
В разделе представлены методики, позволяющие выявлять личностные характеристики обучающихся для построения наиболее эффективных траекторий развития....
Учёт индивидуальных особенностей учащихся в педагогическом процессе
Представлена презентация для выступления на педагогическом совете с материалом по теме "Современные образовательные технологии как средство достижения метапредметных, предметных и личностных резу...
Разработка системы уроков для итогового повторения по алгебре 9 класса с учётом индивидуальных особенностей учащихся
Предлагаемая в разработке уроков повторения система упражнений, делится на:– упражнения для устной работы;– письменные задания;– задания для домашней работы.Приводятся примеры устной...