Синтез искуств на уроках технологии
методическая разработка по технологии (5 класс) по теме
Итоговая работа на курсах повышения квалификации
«Синтез искусств в художественно-эстетическом образовании XXI века»
по теме: «Развитие личности ребёнка средствами декоративно-прикладного творчества на уроках технологии в 5-7 классах»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальный подход к личности ребенка в воспитательной работе | 30.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Итоговая работа
на курсах повышения квалификации
по ИОЧ ВБ
«Синтез искусств в художественно-эстетическом образовании XXI века»
(20.05. – 24.05. 2013 г.)
по теме: «Развитие личности ребёнка средствами декоративно-прикладного творчества на уроках технологии в 5-7 классах»
Выполнила:
Фомина Наталья Владимировна
учитель технологии ГБОУ СОШ №3
г. Нефтегорск
Самара 2013 г.
Развитие личности ребёнка средствами декоративно-прикладного творчества на уроках технологии в 5-7 классах
Индивидуальный подход к личности ребенка в
воспитательной работе.
Каждый человек - есть личность, каждая личность это целый огромный мир. Задача педагога увидеть каждую личность, подойти к ней индивидуально.
Человек это:
1) индивид,
2) личность,
3) субъект,
4) индивидуальность,
5) уникум.
Учитель и педагог Сухомлинский В. А. посвятил своим ученикам три тысячи семьсот страниц в записных книжках. Каждая страница посвящена одному из его учеников. Каждый ребенок для Сухомлинского представляется целым совершенно особым, уникальным миром. Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности. В настоящее время перед нашим обществом стоит великая цель воспитания новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни.
Из этой цели возникают следующие задачи:
- Выявление сущности личности.
- Изучение появления различных сторон личности, особенности протекания психических процессов, особенности психического состояния, психологические свойства личности.
- Познать законы формирования личности.
Определить воспитание можно как воздействие на человека, но для развития целостной личности важно понимать воспитание как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей.
Воспитание в таком понимании направленно на выработку у человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем. Воспитание есть поиск (самостоятельно или с помощью наставника) способа построения нравственной, человеческой жизни на сознательной основе, которое соотносится с поиском ответов на вопросы: кто я? как я живу? зачем так поступать? чего хочу от жизни? от себя? от других? куда двигаться дальше? Тогда цель воспитания в ее широком понимании будет ориентироваться на формирование у личности рефлекторного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соответствии с жизнью других людей.
В статье «Всех начал начало», народный учитель Галина Данилова пишет: «В детстве особенно важно воспитание чувств. Маленького человека необходимо научить любить, жалеть, сострадать человеку, чтить память умерших, быть благодарным людям за их труд».
Формирование личности происходит на основе всех аспектов: физического, нравственного, трудового, умственного, аскетического воспитания, а так же духовного развития человека.
Вся эта работа начинается еще в младшем дошкольном периоде и продолжается всю человеческую жизнь. Человек вечный познаватель нового.
Обучить творческому акту искусства нельзя; но это вовсе не значит, что нельзя педагогу содействовать его образованию и появлению. В соответствии с современными представлениями об эстетическом воспитании как обеспечивающем, в конечном счете, участие человека в социально-культурных процессах искусства, воздействие на все компоненты личности, особым образом связывая его с миром.
Народная культура и традиционное художественное воспитание в духовном становлении личности
Воспитание развитой личности неотделимо от мира культуры. У каждого человека есть понимание значимости культуры.
Выделение в качестве первоочередной задачи восстановления механизмов преемственности в воспитании культуры заметно повышает роль традиций народного художественного творчества и содержательной базы реализации разрабатываемых программ художественного воспитания подрастающего поколения. При этом важно подчеркнуть, что традиции местных национальных, этнических культур являются определяющими.
Специфика осуществления связи поколений в плане преемственности народной культуры заключается в воспитании культурной средой, через глубокое «погружение» в культурные отношения, наработанные и закрепленные многовековой историей общественного развития. Атмосфера многообразных культурных традиций всегда окружала человека с первых дней жизни и завершала весь его жизненный цикл. В этих условиях воздействие на различные сферы сознания формирующейся личности происходило естественным путем, без диктата и навязывания, осуществлялось самой жизнью. По мере развития эмоционально-чувственного восприятия мира ребенок познавал все более широкие грани народного искусства, приобретал необходимые знания, умения и навыки творческого самовыражения. Так постепенно в сознании человека складывался культурный иммунитет, основанный на традициях определенной культуры (этнической, национальной, классовой). Понимание красоты мира, природы, человека, его многогранной материально-духовной деятельности через познание национального характера, непреходящих нравственных и культурных ценностей - наиболее эффективный путь полноценного художественного воспитания личности, формирования его эстетических вкусов и нравственных норм.
Наблюдение обрядов и праздничных действий в народной культуре позволяет достаточно объективно проследить эту взаимосвязь. Ни один из жанров народного художественного творчества, включая декоративно-прикладное творчество, не выступает в качестве самостоятельного, изолированного и завершенного, а составляет часть единого явления, действа, обряда. При этом в качестве направленных факторов эмоционально-чувственного воздействия на человека выступают не только духовные элементы художественного творчества, но и весь составляющий его комплекс, включающий среди прочего, и предметно-материальные атрибуты культуры (оформление, одежду, утварь, национальную кухню и т.д.).
Культурно-эстетическое развитие и художественное воспитание школьников по возможности должны включать всю полноту психологических связей с окружающим миром, мобилизующих все органы чувств ребенка. На более поздних этапах жизни система детского художественного воспитания может базироваться на интегративных связях искусств, направленных на создание качественно нового уровня духовной культуры. Здесь необходимо отказаться от односторонней ориентации на унифицированное изучение только академического искусства - активизировать поиск путей приобщения учащихся к народной художественной культуре с учетом, разумеется, её местных, национально-этнических особенностей. Итак, народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности. Благодаря им в доступных формах, на близком и понятном материале дети усваивают музыкально-поэтический язык своего народа, его нравы, обычаи - весь комплекс духовных ценностей.
Декоративно-прикладное творчество как часть эстетического и патриотического воспитания школьников
Разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся школьники на уроках, помогают развивать в детях эстетическое отношение к действительности и любовь к родному краю. Удивительно интересны и бесконечно богаты пути эстетического воспитания детей с помощью декоративно-прикладного и народного искусства. Занятия по декоративно-прикладному искусству преследуют следующие конкретные цели и задачи:
Изучить:
- традиционное лоскутное шитье;
- плетение и ручное ткачество поясов и опоясков;
- особенности народной вышивки;
- символику и обереговое значение вышивки.
Освоить:
- приемы и технику выполнения русских узоров;
- технику плетения бисером;
- технику изготовления игрушек из соломки.
Приобрести:
- навыки и мастерство в изготовлении народной игрушки;
- умения росписи по дереву;
Общими задачами воспитания и обучения декоративно-прикладному искусству являются:
- приобщение детей к народной культуре и традиционным ремеслам;
- развитие личности на основе пробуждения творческих способностей, обогащение её духовного мира;
- формирование представлений о красоте и гармонии;
- воспитание трудолюбия, уважению к людям труда и старшему поколению;
- воспитание бережного, заботливого отношения к родной природе;
- формирование специальных умений в создании произведений декоративно-прикладного творчества;
- сохранение и развитие самобытного искусства художественных традиций русского народа;
- воспитание умений общаться в коллективе на основе изучения народного прикладного искусства, его истории и традиций.
Можно выделить этапы эстетического познания учащимися народного искусства. С методической точки зрения важно, чтобы все эти этапы нашли свое отражение в учебно-воспитательной работе на уроке.
- Первый этап. Эмоциональное восприятие учащимися произведения народного искусства.
- Второй этап. Познание учащимися художественных качеств предметов народного творчества.
- Третий этап Объяснение учащимся культурно-исторического смысла и научной ценности произведения народного творчества.
- Четвертый этап. Углубление представлений учащихся о художественном образе.
- Пятый этап. Сопоставление народной вещи с современными произведениями декоративно-прикладного искусства.
- Шестой этап. Художественная практика детей, связанная с эстетическим освоением учащимися народного искусства.
Первый и второй этапы эстетического освоения учащимися народного искусства протекают в момент непосредственного восприятия детьми художественной вещи. Конечно, эффективнее, если это будет настоящий предмет, но можно использовать и фото, таблицы или изображение на слайде. Эстетический эффект воздействия художественной вещи можно усилить, привлекая литературные и музыкальные произведения. Исследователи народного творчества неоднократно указывали на общность художественных образов в песенном, сказочном и изобразительном творчестве народа.
Эмоциональным восприятием учащимися произведения народного искусства не должен ограничиваться процесс эстетического познания школьниками художественных свойств предмета. Практика работы с учителями по изучению народного творчества на уроках позволяет вычленять важные моменты для определения художественности произведения народного искусства:
1) связь между формой предмета и его назначением;
2) взаимосвязь между формой и материалом, из которого выполнена вещь;
3) связь между формой предмета и его крашением.
Третий и четвертый этапы эстетического усвоения народного творчества связаны с процессом углубления представлений учащихся о художественном образе. Учитель должен подготовить материалы, объясняющие учащимся происхождение той или иной художественной вещи. Он должен помочь детям представить себе художественную вещь в среде. Большинство вещей создается для того, чтобы человек не только мог любоваться красотой её формы, росписи, но и применять её в быту. Пропорции, цвет, форма художественной вещи связаны с общей обстановкой, с ансамблем того предметного мира, в котором мы живем. Если на уроке учащиеся знакомятся с художественными вещами XVIII или XIX веков, то соответственно необходимо показать ту среду, в которой жили эти вещи.
Завершается процесс эстетического освоения учащимися народного творчества непосредственным участием детей в создании эскиза художественной вещи. В единстве эстетического познания учащихся и художественной их практике на материале народного творчества мы видим один из действенных принципов развивающего, обучения на уроках изобразительного искусства и технологии.
Итак, понимание красоты мира, природы, человека, его многогранной материально-духовной деятельности через познание национального характера, непреходящих нравственных и культурных ценностей - наиболее эффективный путь полноценного художественного воспитания личности, формирования его эстетических вкусов и нравственных норм. Народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности. Благодаря им в доступных формах, на близком и понятном материале дети усваивают музыкально-поэтический язык своего народа, его нравы, обычаи - весь комплекс духовных ценностей.
Система работы
Декоративно-прикладное творчество даёт возможность развития у учащихся творческих способностей, а так же развивает эстетический вкус, совершенствует их умения и навыки. На уроках развитие творческих
способностей учеников опирается на современную научно-обоснованную методику преподавания, которое направлено не только на передачу конкретных знаний, умений и навыков, но и на развитие творческого потенциала.
Проводя уроки по декоративно-прикладному творчеству, я стараюсь воспитывать трудолюбие, волю, пытаюсь формировать представление о красоте, гармонии, прививать любовь к родному краю. Хочется, чтобы уроки помогали ребятам раскрыть многогранный духовный мир человека, а благодаря тому, что уроки сопровождаются народной музыкой, лучше усваивается музыкально-поэтический язык народа и его творчество. Я ориентирую обучение на национальные традиции, на занятиях использую произведения музыкального фольклорного искусства:
1. Начиная уроки технологии в пятом классе, совместно с психологом школы, проводим ряд тестов на выявление способностей учащихся, их трудолюбия, настойчивости, воли, уверенности.
2. На каждом следующем уроке цели курса «Вышивка» - это усовершенствование навыков художественной обработки материалов, стремление воспитать у ребят творческий подход к выполнению домашних заданий, развивать их воображение, творческое мышление, прививать эстетический вкус.
3. Одной из основных задач является усовершенствование мастерства в выполнении ручных швов, а так же повторение и закрепление полученных ранее знаний, умений, навыков в увеличении или уменьшении выбранного рисунка, а так же подборе цветовой гаммы.
4. Продолжая показ возможностей рукоделия, не прекращать прививать интерес к вышивке, рассказывать историю русской вышивки, стремиться расширить кругозор учащихся, дать понять, что вышивка - это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени. Многие девочки посещают кружок «Ладушки» при ЦДЮТ «Радуга»
г. Нефтегорска, где продолжают совершенствовать мастерство в вышивке костюма (счётный крест), плетут пояса, узнают народные песни, частушки. Это помогает проводить уроки, интегрированные с музыкальным искусством.
5. Перед учащимися ставится цель в умении составлять эскизы будущего изделия, используя знания о композиции и цвете. Начинается работа над запуском проекта.
6. Продолжаем формировать у ребят умение оценивать свой труд с экологической и экономической стороны, самостоятельно разрабатывать эскиз будущего изделия, придумывать узоры и их расположение исходя из области применения выбранного изделия: салфетки, сувениры, закладки, декорирование одежды.
Вывод
В заключении хочется отметить, что образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения в комплексе могут быть реализованы на фоне высокой эмоциональной активности учащихся.
Если ребятам на уроке интересно, а для этого используются все средства для привлечения внимания учащихся, вовлечения их в творческий поиск: и рассказ, и демонстрация слайдов, дидактический и раздаточный материал, фольклорная музыка и др. Только тогда достигаются хорошие результаты.
Исследование подтвердило, что улучшение развития творческих способностей учеников в процессе занятий декоративно-прикладным творчеством (вышивкой) происходит, если учебный процесс строится с учётом психофизиологических особенностей и индивидуальных возможностей учеников, если методика преподавания опирается на современную научно-обоснованную базу.
Для выполнения поставленных задач использовалась учебная программа «Технология», изучалась научно-методическая литература, а так же систематический анализ наблюдений, проверка полученных знаний, через практические работы.
Участие ребят в школьных, окружных олимпиадах по предмету, а также занятие ими призовых мест на районных, окружных выставках творчества учащихся, подтверждает, что у ребят повышается интерес к фольклорному искусству, национальным традициям, к декоративно-прикладному творчеству.
Список литературы
1. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000.
2. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Многомерный мир современного человека.
М., 1998.
3. Ильенков Э. В. Что же такое личность? Философия и культура. М., 1991.
4. Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе: Монография/ М.Е. Кузнецов - Новокузнецк, 2000.
5. Крупнова Ю.В. Практика персонального образования. // Под ред. М.: 2000.
6. Кузнецов М.Е. Личностно ориентированное обучение школьников /М.Е. 7. Кузнецов — Брянск: Издательство Брянского государственного
педагогического университета. НМЦ «Технология» 1999.
8. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978.
9. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы)/ Л.М. Митина- М.: «Дело», 1994.
10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие - М.: Народное образование, 1998.
11. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование [текст] - М.: ТЦ Сфера, 2003.
12. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. М. - 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»
Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса: повышение профессионального уро...
РЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕМИНАР учителей технологии в рамках регионального методического объединения учителей технологии «ТЕМП» «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ТЕХНОЛОГИИ» 24.02.2015
На данном семинаре рассматривался современный урок технологии и его анализ.Современный урок технологии - это урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Гуляева Василия Петровича, учителя технологии . Тема:«Современные образовательные технологии на уроках технологии (проектная деятельность) в школе для слабовидящих» ""
Цель: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся с нарушениями зрения, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».Задачи:Изучить педагогические, псих...
Выступление на городском методическом объединении учителей технологии Практикум «Возможности использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности на уроках технологии»
Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают обучающимся понимание и запо...
«Синтез искусств на уроках музыки».
Синтез искусств на уроках – это кладовая произведений, которые, раскрываясь во взаимосвязи друг с другом, раскрывают для нас новое видение мира, внутренний мир ...
Методическая разработка урока технологии «Что такое «технология». Классификация производств и технологий» 5 класс
Тип урока-урок открытого нового знанияЦель - способствовать формированию первоначальных представлений о понятии "технология" и видах производства...