«Синтез искусств на уроках музыки».
статья по музыке
Синтез искусств на уроках – это кладовая произведений, которые, раскрываясь во взаимосвязи друг с другом, раскрывают для нас новое видение мира, внутренний мир самого ученика.
Каждый человек несет в себе частичку Музыки, и главное, чтобы эта частичка была неотъемлемой частью души Человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sintez.doc | 41.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Чарина Ольга Владимировна,
учитель музыки
высшей категории
МОУ «Гимназия №29»
г.о. Саранск Республики Мордовия
« Синтез искусств на уроках музыки».
Главной целью работы учителя музыки, по-моему, мнению, является – формирование художественной культуры школьников в контексте различных видов творческого познания действительности.
На протяжении всей истории человечества музыка в содружестве искусства и науки занимала одно из основных мест в системе формирования социально – ценностных, созидательных параметров личности. Испокон веков наша Земля была гигантской музыкальной мастерской. Музыка рассматривалась как часть мировоззрения, подчиненная всеобщим законам Вселенной: « Законы Вселенной – законы музыки» (Маркетто Падуанский). Накопленный многовековый опыт показывает, что этот вид искусства должен вновь стать неотъемлемым фактором в художественно – творческом познании существующей реальности. « Без музыки ни одно учение не может считаться совершенным» (З.Кодаи).
Объектом изучения на уроках является искусство, во вне узкой предметно – деятельной направленности. Навыки и знания не должны быть самоцелью, они – средства и условия развития личности ребенка, а искусство – форма проявления его жизнедеятельности.
Выше сказанное определяет следующие цели уроков музыки:
- Всестороннее развитие творческого потенциала школьника и на этой основе формирования его эстетической культуры.
- Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутреннюю сферу человека, на его отношение к окружающей действительности, на идейные, нравственные и эстетические идеалы, на формирование жизненной позиции.
- Овладение образным языком музыкального искусства посредством усвоения знаний, формирования умений и навыков с целью постижения внутренней сущности музыки, взаимосвязи ее со смежными искусства – литературой, живописью, театром и др.
- Постижение сущности музыкальной интонации, ее драматургии через различные формы музыкальной деятельности.
Намечаными целями обусловлены задачи уроков музыки – как уроков искусства, уроков творчества:
- Продуктивное развитие способности эстетического сопереживания действительности и искусства, как умения вступать в особую форму духовного общения с содержательным миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий.
Эстетическое сопереживание и связанный с ним процесс сотворческого восприятия искусства становятся основой для самостоятельной созидательной деятельности школьников.
- Осуществление художественного познания мира учащихся через собственную созидательную деятельность.
- Активизация способностей художественного обобщения как основы для целостного восприятия многомерности искусства. Обобщение как «средство объединения явлений по общим и существенным свойствам» (Л.С.Выгодский) – универсальное для всех видов познания и творчества.
- Развитие совокупности качеств восприятия и оптимизации навыков целостного и динамичного охвата явлений искусства.
Под целостным художественным восприятием понимается отражение существенных свойств и признаков произведений искусства, нацеленное на активное осознание внутренних связей между различными видами творчества.
- Развитие образного мышления как важнейшего фактора художественного постижения мира, поскольку именно образное мышление развивает у ребенка понимание эстетической разноплановости окружающей действительности, стимулирует поиск нового, неординарного решения жизненных проблем.
- Формирование основ художественных знаний как необходимой предпосылки для реализации творческого опыта школьников и выработки критериев осмысления явлений действительности.
Педагогической находкой считаю идею комплексного освоения искусства, которое в настоящее время приобретает особую актуальность. При том дефиците духовности, сложившимся в нашем обществе, считаю необходимым развивать духовный мир учащихся всесторонне и полно.
Музыка, литература, изобразительное искусство – эти виды искусства на уроке музыки целостны и неразрывны.
«В школьных программах необходимо осознанно, целенаправленно и последовательно провести сквозную мысль: все три предмета являются гранями единого процесса приобщения ученика к миру искусства, к целостной (при всей его разноликости) сфере художественного освоения человеком мира» (М.Коган).
Считаю, что комплексный урок искусства – урок будущего.
Работая над проблемой целостности искусства, предполагаю, что ребенок никогда не поймет того, что оторвано от жизни человека. Делая первые шаги в Мир Музыки, в Мир Искусства, ребенок практически все пытается сравнить со своими собственными ощущениями. И если ему не помочь, то исчезнет самое главное – связь с жизнью.
Начиная с первых уроков нужно стремиться развивать в каждом ученике собственное восприятие мира. Создание проблемных ситуаций, фантастических предположений, и как результат, их решения – позволяют детям почувствовать радость открытия. И не важно, что открытие было уже сделано давным-давно. Когда у ребенка возникает чувство « я – сам», то можно уже считать, что процесс осознания себя как «человека разумного» произошел.
Изучая музыкальные произведения нужно помнить, что музыка – искусство вызывающее положительные эмоции, несущее гедонистическую функцию. Этого достигнуть помогает преподнесение материала различными способами. Особенно помогают – философские рассуждения о судьбе, красоте и правде, добре и зле, когда дети, высказываясь, опираются на свой жизненный опыт. Очень часто история создания произведения, исторические события вызывают огромный интерес у учеников.
Синтез искусств на уроках – это кладовая произведений, которые, раскрываясь во взаимосвязи друг с другом, раскрывают для нас новое видение мира, внутренний мир самого ученика.
Каждый человек несет в себе частичку Музыки, и главное, чтобы эта частичка была неотъемлемой частью души Человека.
Список используемой литературы
- Программы для общеобразовательных учреждений. Музыка I-IV классы. Музыкально – эстетическое воспитание.- М., Просвещение, 1994
- Программы для общеобразовательных учреждений. Музыка 1-8 классы. Под руководством Д. Б. Кабалевского. - М., Просвещение, 2006
- Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1993
- Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М., Знание, 1981
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИНТЕЗ ИСКУССТВ В ПРИМЕРНЫХ БЛОКАХ ТЕМ ДЛЯ 7КЛАССОВ ПО ПРЕДМЕТАМ «ИЗО» И «МУЗЫКА» (ПРОГРАММЫ Б. М. НЕМЕНСКОГО И В. В. АЛЕЕВА).
Создание данного блока тем вызвано актуальностью интеграции музыки и изобразительного искусства для выполнения требований стандарта образовательн...
Разработка урока по теме "Храмовый синтез искусств", 9 класс, "Искусство"
Разработка урока по теме "Храмовый синтез искусств" (презентация+конспект(2 части)+тест), 9 класс, "Искусство"...
"Интеграция искусств на уроках музыки"
Статья свещает актуальаные воросы интеграции видов деятельности на уроках музыки....
Предлагаю Вашему вниманию конспекты НОД в области "Художественно-эстетическое развитие" (музыка), которые апробированы в ходе творческого проекта "Синтез искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста 6-7 лет"
Данные конспекты были проведены мною в ходе творческого проекта "Синтез искусств в вхудожественно- эстетическом развитии детей дошкольного возраста 6-7 лет" . Очень интересные занятия,...
Открытый урок пл МХК " Искусство.Виды искусств. Синтез искусств", 10 класс
Материал содержит разработку урока, презентацию, рабочие материалы, задания....
презентация "Синтез искусств...музыка, поэзия, живопись."
В данной презентации показано, как взаимосвязаны эти три сферы искусства, насколько тесно они переплетены, чтобы разбудить воображение ребёнка в процессе исполнения музыкального произведения....
Практикум для педагогов " Использование синтеза искусств в развитии связной речи. (Русская пейзажная живопись, художественное слово, музыка)"
Практикум для педагогов Тема: Использование синтеза искусств в развитии связной речи.(Русская пейзажная живопись, художественное слов...