Разработка учебного элемента "Приготовление холодных овощных блюд"
методическая разработка по технологии (5 класс) на тему
В теме: "Разработка учебного элемента "Приготовление холодных овощных блюд"" используются активные методы модульно-рейтинговой технологии обучения. Данный учебный элемент предназначен для обучающихся 5 классов по разделу "Кулинария".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnyy_element_prigotovlenie_kholodnykh_ovoshchnykh_blyud.docx | 458.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 19 г.Волжского Волгоградской области
Тема: «Разработка учебного элемента
«Приготовление холодных овощных блюд»».
Выполнила:
учитель технологии
МБОУ СОШ № 19
г. Волжский
Калмыкова Татьяна Сергеевна
2012 г.
Цели и задачи:
- Дать представление о пищевой ценности овощей, значении их в питании человека.
- Сформировать знания и умения выполнять первичную обработку овощей, а также по технологии приготовления овощных блюд.
- Воспитывать трудолюбие, потребность в творческом труде, аккуратность, культуру труда, эстетические чувства при оформлении готовых блюд.
Наглядные пособия: таблицы «Первичная обработка овощей», «Способы
нарезки овощей», «Оформление готовых блюд», «Виды овощей».
Межпредметные связи: история, биология, математика, русский язык.
Посуда и инвентарь: кастрюля, ножи, разделочные доски, столовые ложки,
миски.
Правила техники безопасности при кулинарных работах
- ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.
- . Опасные производственные факторы в работе:
- порезы рук ножом при неаккуратном обращении с ним;
- травмирование пальцев рук при работе с мясорубкой и теркой;
- ожоги горячей жидкостью или паром.
1.2. При выполнении кулинарных работ используется специальная одежда:
халат хлопчатобумажный или фартук, косынка.
- При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему.
- После выполнения кулинарных работ вымыть руки с мылом.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.
2.1. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.
2.2. Проверить исправность кухонного инвентаря и его маркировку.
2.3. Проверить целостность эмалированной посуды.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.
- Для приготовления пищи пользовать эмалированной посудой, не рекомендуется пользоваться алюминиевой посудой.
- Соблюдать осторожность при чистке овощей. Картофель чистить желобковым ножом.
- Овощи, хлеб и другие продукты нарезать хорошо наточенными ножами на разделочных досках, соблюдая правильные приемы резания: пальцы левой руки должны быть, согнуты и находиться на некотором расстоянии от лезвия ножа. Сырые и вареные овощи, хлеб нарезать на разделочных досках в соответствии с их маркировкой.
- Соблюдать осторожность при работе с ручными терками, надежно удерживать обрабатываемые продукты, не обрабатывать мелкие части.
- Передавать ножи и вилки только ручками вперед.
- Пищевые отходы для временного их хранения убирать в урну с крышкой.
- Следить, чтобы при закипании содержимое посуды не выливалось через край, крышки горячей посуды брать полотенцем или прихваткой и открывать от себя.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
- При разливе жидкости, жира немедленно убирать ее с пола.
- В случае, если разбилась столовая посуда, осколки ее не убирать с пола руками, а пользоваться веником или щеткой и совком.
- При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ.
- Тщательно вымыть рабочие столы, посуду и кухонный инвентарь.
- Вынести мусор, отходы и очистки в отведенное место.
- Снять спецодежду, вымыть руки с мылом.
Санитарно – гигиенические требования
К приготовлению пищи.
- Использовать только свежие продукты.
- Перед тепловой обработкой продукты тщательно моют, очищают и нарезают.
- Доски для разделки продуктов должны быть промаркированы.
К хранению продуктов и готовых блюд.
- Продукты и готовые блюда хранят закрытыми и не дольше положенного
срока.
- Скоропортящиеся продукты хранят в холодильнике.
- Нельзя употреблять в пищу несвежие продукты и с истекшим сроком
хранения. Это может привести к отравлению.
Классификация овощей
Овощи – основной источник витаминов, минеральных веществ, углеводов. Почти все овощи обладают лечебными свойствами, вызывают аппетит, улучшают усвояемость пищи. Овощи нужно есть ежедневно. Институт АМН разработал примерные годовые нормы овощей для человека:
Картофель – 120 кг ( 250 – 300 г в день )
Другие овощи – 110 кг ( 400 г в день )
Плодов ( тыква, кабачки ) – 106 кг.
Овощи малокалорийны, в них нет жира, поэтому полезны всем.
В пищу используют самые разные части растений;
по признаку использования той или иной части овощные растения подразделяют на следующие группы:
* Плодовые (помидор, огурец, баклажан, перец, кабачок, патиссон, цуккини, крукнек, тыква,
арбуз, дыня, артишок, физалис, горох, бобы, фасоль, соя, кукуруза сахарная и др.).
* Корнеплодные и клубнеплодные (морковь, брюква, свекла столовая, редька, редис, репа,
сельдерей клубневой, петрушка корневая, батат, топинамбур, овсяный корень, пастернак, скорцонера
и др.).
* Луковые (лук репчатый, лук-шалот, лук-порей, лук-слизун, лук душистый, лук многоярусный,
лук-батун, лук-резанец, дикорастущие луки, чеснок).
* Листовые, в том числе капустные (капуста белокочанная, краснокочанная, китайская,
листовая, савойская, брюссельская, пекинская, кольраби, цветная, брокколи).
* Зеленые (виды салата, цикорный салат (витлуф, эндивий), эскариол, шпинат, щавель,
ревень, портулак, спаржа, амарант, водяной кресс, кресс-салат, лебеда садовая, горчица листовая,
свекла листовая (мангольд), огуречная трава, одуванчик, спаржа, укроп).
* Пряно-вкусовые (анис, купырь, базилик, любисток, иссоп, змееголовник, кресс-салат,
майоран, эстрагон, хрен, катран, кориандр, мелисса, мята, шалфей, чабер, тмин, тимьян, розмарин,
рута, нигелла, фенхель и др.).
Первичная обработка овощей заключается в следующем:
сортировка, мойка, очистка, нарезка. Сначала овощи сортируют по размеру, удаляют посторонние примеси, загнившие или испорченные овощи. Зелень петрушки и укропа отделяют от стеблей.
После сортировки овощи моют, затем чистят. При очистки картофеля следует учитывать, что витамин С находится близко к поверхности, поэтому снимать нужно тонкий слой кожуры.
Очищенные овощи промывают.
После очистки овощи дочищают, то есть удаляют все повреждения и вкрапления, потом снова моют. Каждая из этих операций связана с потерей в большей или меньшей степени ценных пищевых веществ, в том числе витамина С. Чтобы снизить эти потери, овощи следует мыть не более 10—15 мин. Очищать и дочищать овощи нужно как можно быстрее, сокращая срок пребывания их в воде. Свёклу очищают только для борщей.
Для резки, очистки и шинкования овощей нужны ножи из нержавеющей стали.
У белокочанной капусты, предназначенной для приготовления голубцов, после зачистки вырезают кочерыжку так, чтобы кочан остался целым. Затем кочан промывают, погружают в кипящую подсоленную воду и проваривают 12—15 мин до полуготовности.
После очистки и промывания овощи нарезают.
Рис. Приспособление для нарезки овощей.
От вида нарезки овощей зависит продолжительность варки блюда, поэтому надо следить, чтобы в одном и том же блюде овощи были одинаково нарезаны. От формы нарезки овощей зависит вид их тепловой обработки. Крупно нарезанные или целые овощи целесообразно отваривать, мелко нарезанные — обжаривать.
Формы нарезки овощей
Нарезать овощи можно различными способами.
Соломкой (квадратное сечение 0,2X0,2 см, длина 4—5 см) нарезают картофель для жарки во фритюре; морковь, петрушку, свёклу, репчатый лук, сельдерей — для щей, борщей, рассольников, супов из овощей, свекольника, маринада; белокочанную капусту — для щей, борщей, тушения.
Брусочками (квадратное сечение от 0,7X0,7 см до 1X1 см, длина 3,5—4 см)
нарезают картофель для рассольника, жарки во фритюре; морковь, петрушку, сельдерей (квадратное сечение 0,4Х 0,4 см, длина 2,5—3,5 см) — для бульона с овощами.
Кубиками (величина ребра 1—2,5 см) нарезают картофель для супов, на гарнир к горячим блюдам; морковь, петрушку, сельдерей, репчатый лук (величина ребра 0,3—0,75 см) — для супов из круп и бобовых, на гарнир к различным блюдам.
Квадратиками (размеры 3—3,5 см) нарезают белокочанную капусту для щей, кольцами и полукольцами (диаметр 3— 6 см) — репчатый лук на гарнир.
Для украшения блюд морковь, корнеплод петрушки нарезают в виде звёздочек, шестерёнок, гребешков. Чтобы получить звёздочки или шестерёнки, на корнеплодах делают углубления — бороздки (по длине корня) и нарезают поперёк на пластинки. В зависимости от количества бороздок получают звёздочки или шестерёнки.
Можно нарезать картофель и корнеплоды специальными металлическими выемками в виде шариков, спиралей или орешков различной величины.
Овощи в сыром виде можно обточить в виде бочоночка, цилиндра, груши. Корнеплоды, обточенные в виде бочоночка или цилиндра, нарезают на четыре части и получают форму, близкую к дольке.
Изготовленные овощные полуфабрикаты надо как можно быстрее подвергать тепловой обработке.
Свежезамороженные овощи перед использованием погружают в кипящую подсоленную воду и отваривают в течение 10—15 мин до готовности.
Рис. Формы нареки овощей: а – дольками; б – брусочками; в – соломкой; г – кубиками; д – ломтиками и квадратиками (шашечками);е – кружочками; ж – полукольца, кольца.
Слово «салат» в России не знали до Первой мировой войны. Понятие салат современные словари объясняют как холодное кушанье из мелко нарезанных овощей, яиц, мяса или рыбы, фруктов.
Подчеркиваются две характерные особенности этого блюда: мелко нарезанное и холодное.
Слово «винегрет» иностранного происхождения, царь Петр I привез его из Голландии, хотя сейчас этот салат считается русским салатом.
Технология приготовления салата ( винегрет овощной ).
- Сваренные картофель, морковь, свеклу очистить от кожицы и нарезать
тонкими ломтиками (толщина 1,5 – 2 мм ). Промытые и очищенные
огурцы нарезать тонкими ломтиками, квашенную капусту отжать, лук
нашинковать.
- Соединить овощи, посолить, заправить растительным маслом ( свеклу
отдельно ).
- Винегрет уложить горкой в салатник, посыпать зеленью, украсить
овощами.
Технологическая карта
Винегрет
Наименование продукта | Масса, г | Последовательность приготовления | Посуда и инвентарь |
Свекла | 46 | Сварить, остудить, очистить, нарезать мелкими кубиками | Кастрюля, нож, разделочная доска |
Картофель | 50 | Сварить, остудить, очистить, нарезать мелкими кубиками | Кастрюля, нож, разделочная доска |
Морковь | 20 | Сварить, остудить, очистить, нарезать мелкими кубиками | Кастрюля, нож, разделочная доска |
Огурцы соленые | 30 | Нарезать мелкими кубиками | Нож, разделочная доска |
Капуста квашеная | 40 | Перебрать, нашинковать крупные куски | Нож, разделочная доска |
Лук репчатый | 40 | Очистить, мелко нарезать | Нож, разделочная доска |
Зелень | 10 | Мелко нарезать | Нож, разделочная доска |
Масло растительное | 30 | Смешать все продукты и заправить маслом | Столовая ложка, миска |
Контрольные вопросы
- Какова питательная ценность овощей?
- В каком виде их используют в кулинарии?
- В чем заключается первичная обработка овощей?
- Какие вы знаете виды тепловой обработки овощей?
- Почему салаты подают перед началом принятия пищи?
- Какие формы нарезки вы узнали?
Контрольное задание
По предложенным схемам приготовить на выбор следующие салаты:
- салат из моркови или свеклы;
- салат «Оливье».
Литература:
- Барановский В. А., Шатун Л. Г.
ПОВАР. Учебное пособие для учащихся профессиональных училищ, лицеев и курсовых комбинатов. Изд. 3-е. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.
- Каневец О. Ф.
Технология. Тетрадь для 5-го класса. Вариант для девочек: В 2-х ч. – Саратов: Лицей, 2003. – Ч. 1.
- Книга о вкусной и здоровой пище. – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2001.
4. Крупская Ю. В.
Технология. 5 класс ( вариант для девочек ): Методические
рекомендации / Под ред. В. Д. Симоненко. – М.: Вентана – Граф, 2005.
5. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных
учреждений (вариант для девочек). – 2-е изд., перераб. \ Под ред.
В. Д. Симоненко. - _М.: Вентана – Граф, 2005.
- Школа и производство, № 7 – 2005.
- Школа и производство, № 3 – 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка учебного занятия"Приготовление блюд из сырых овощей" 5 класс
Предмет: технология.Класс: 5.Учебная тема №4: Блюда из овощей (4час.)Кол-во часов:2 часаТема учебного занятия: «Приготовление блюд из сырых овощей».Цель урока: Ознакомить с ролью овощей в питани...
Из опыта работы. Учебный кейс по технологии "Блюда из яиц"
Кейс-технология на уроке помогает охватить большой теоретический и практический материал: ситуация, уточнение задания, контекст, теоретические сведения о свойствах продукта, его пищевой ценности, спос...
Методическая разработка урока "Организация работы овощного цеха на предприятиях общественного питания"
Данная презентация используется на уроках по учебной дисциплине "Организация и техническое оснащение рабочего места"....
Презентация по теме: Приготовление холодных овощных блюд.
Данную презентацию можно использовать на уроках технологии в 5 классе в разделе: Кулинария.Технология приготовления пищи....
Методическая разработка урока "Кисломолочные продукты и блюда из них".
Урок разработан для обучающихся по программе 8 вида....
Методическая разработка «Узоры Северной Двины. Роспись блюда»
Методическая разработка «Узоры Северной Двины. Роспись блюда»...
Разработка урока"Технология приготовления первых блюд", 6 класс
Подробная технологическая карта урока по технологии (раздел кулинарии) по теме "Технология приготовления первых блюд", 6 класс. Цель урока-Организация деятельности обучающихся по ...