Рабочая программа по технологии 8 класс
рабочая программа по технологии по теме
в программу по технологии включен модуль черчение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_8_-tekhncherch.doc | 190 КБ |
предпрофильная подготовка учащихся | 112.5 КБ |
программа составлена для не делимого класса сельской школы | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
Ильинская общеобразовательная основная школа №17
Раменского муниципального района
Московской области
«Согласовано» Методист МЦ _____ /Томина Е.А./ ФИО Протокол №____ от «___» _________ 2012г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «ООШ № 17» _____ /Лучко С.А./ ФИО «___» _________ 2012г. | «Утверждаю» Руководитель МОУ «ООШ № 17» _____ /Марченко М.С. / ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 2012г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Лучко Светланы Анатольевны учителя высшей категории
по технологии 8 класс
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № ___________ от
«____» __________ 2012г.
2012 - 2013 учебный год
Пояснительная записка.
Данная программа разработана для учащихся 8 класса общеобразовательной основной школы. Для проведения занятий по образовательной области «Технология» Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений на федеральном уровне в 8 классах еженедельно отводятся один час учебных занятий при продолжительности учебного года 34 недели. Один час введен за счет компонента ОУ на изучение модуля «Черчение». Для подготовки детей к осознанному выбору профиля обучения, формирования способностей к осуществлению зрелого выбора в программу включен модуль «Профессиональное самоопределение».
Нормативная база.
- Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по технологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03– 1263).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».
- Программы основного общего образования по образовательной области «Технология» рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, под ред. Симоненко В.Д. М: Просвещение 2008г.
Цели курса.
Главная цель образовательной области «Технология» — подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Это предполагает:
I. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации.
Для этого учащиеся должны быть способны:
а) определять потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в ее производстве;
б) находить и использовать необходимую информацию;
в) выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии);
г) планировать, организовывать и выполнять работу;
д) оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции.
II. Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.
- Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.
- Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
- Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях;
- Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб.
Задачи учебного предмета
В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:
- формирование политехнических знаний и экологической культуры;
- привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства;
- ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
- развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
- обеспечение учащимся возможности самопознания;
- воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
- использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации;
- развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
- Повысить уровень психологической компетенции учащихся, расширить границы самовосприятия, пробудить потребности в самосовершенствовании.
- Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.
- Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
- Обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.
Организация образовательного процесса.
Форма: урок.
Типы уроков:
- - урок изучение нового материала;
- - урок совершенствования знаний, умений и навыков;
- -урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
- -комбинированный урок;
- -урок контроля умений и навыков.
Виды уроков:
- урок – беседа
- лабораторно-практическое занятие
- урок – экскурсия
- урок – игра
- выполнение учебного проекта
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- Словесные, наглядные, практические.
- Индуктивные, дедуктивные.
- Репродуктивные, проблемно-поисковые.
- Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- Стимулирование и мотивация интереса к учению.
- Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
- Устного контроля и самоконтроля.
- Письменного контроля и самоконтроля.
- Лабораторно-практического (практического) контроля и самоконтроля.
Педагогические технологии:
- Дифференцированное обучение.
- Операционно-предметная система обучения.
- Моторно-тренировочная система.
- Операционно-комплексная система.
- Практические методы обучения.
- Решение технических и технологических задач.
- Учебно-практические или практические работы.
- Обучение учащихся работе с технологическими и инструкционными картами.
- Опытно-эксперементальная работа.
- Технология коммуникативного обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
- Проектные творческие технологии (Метод проектов в технологическом образовании школьников).
- Кооперативная деятельность учащихся.
- Коллективное творчество.
Контроль уровня обученности.
-Виды контроля.
Проверка знаний:
тесты,
кроссворды,
карточки-задания.
Проверка умений:
практические работы,
тесты,
упражнения.
-Основным критерием эффективности усвоения учащимися теоретического материала и умения применить его на практике считают коэффициент усвоения учебного материала — Ку. Он определяется как отношение правильных ответов учащихся в контрольных работах к общему количеству вопросов (по В. П. Беспалько):
Ку = KN
где N — количество правильных ответов учащихся на вопросы контрольной работы, теста;
К — общее число вопросов в контрольной работе или тесте.
Если Ку > 0,7, то учебный материал программы обучения считается усвоенным.
Текущие и итоговые знания и умения учащихся оцениваются по пятибалльной системе. Оценка 3 ставится за 70% правильно выполненных заданий (Ку > > 0,7), 4 — за 80—90% правильно выполненных заданий (0,8 = Ку < 0,9), 5 — за правильное выполнение всех заданий (Ку > 0,9).
Оценка швейного изделия производится по следующим параметрам:
- Качество и аккуратность выполнения изделия.
- Соблюдение нормы времени.
- Соблюдение технологии.
- Организация рабочего места.
- Соблюдение правил техники безопасности.
Оценка 5 ставится тогда, когда все вышеназванные требования соблюдаются, 4 — когда 1 или 2 критерия не выполнены. Оценка 3 выставляется, если нарушены 3 критерия, 2 — когда работа совсем не отвечает предъявленным к ней требованиям или брак, допущенный в работе, исправить невозможно.
Для сокращения времени, затрачиваемого на итоговый контроль, используются тестовые задания.
Виды тестовых заданий:
- с выбором одного, двух или нескольких правильных ответов из предложенных вариантов;
- на соответствие;
- с требуемым текстовым заполнением;
• на установление правильной последовательности действий.
Учебно- тематический план.
Разделы и темы программы | Количество учебных часов | |
теория | практика | |
Домашняя экономика. | 3 | 7 |
Профессиональное самоопределение. | 5 | 9 |
Черчение и графика. | 10 | 24 |
Творческие проектные работы. | 2 | 8 |
Итого: | 68 |
Содержание тем учебного курса.
Домашняя экономика.
Я и моя семья. Функции семьи. Семья и бизнес. Потребности семьи. Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета. Накопления. Сбережения. Расходная часть бюджета. Расходы на питание и составление меню. Реклама товара. Трудовые отношения в семье. Экономика приусадебного (дачного) участка. Информационные технологии в домашней экономике. Коммуникации в домашней экономике.
Профессиональное самоопределение.
Разнообразие профессий. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности. «Хочу» - «могу» - «надо». Типичные ошибки при выборе профессии. Общее понятие о профессии, специальности, должности. Потребности и мотивы, как условия активности личности. Карта интересов, опросник профессиональной готовности. Понятие проф. пригодности. Активная роль личности при выборе профессии. Социально-профессиональная мобильность. Психология принятия решения. Основные признаки профессиональной деятельности. Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Способы классификации профессий. Составление формул профессий. Общее представление о нервной системе и её свойствах. Ограничение при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Диагностические процедуры «Теппинг-тест», проба «Ланчиса». Общее представление о темпераметре. Особенности проявления темперамента в учебной и профессиональной деятельности. Психологические состояния в трудовом процессе. Опросник Айзенка.
Черчение и графика.
Введение.
Учебный предмет «Черчение». История развития чертежей. Значение черчения в практической деятельности людей. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Порядок работы в кабинете черчения. Обобщение знаний о методах графических изображений. Понятие о государственных стандартах. Шрифт. Основная надпись чертежа. Форматы, рамка, основная надпись. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная и штрихпунктирная с двумя точками тонкая. Масштабы.
Метод проецирования и графические способы построения изображений.
Центральное и параллельное, прямоугольное и косоугольное проецирование. Общие понятия о наглядных изображениях.
Прямоугольные проекции. Проецирование предметов на одну плоскость проекций. Выполнение изображений предметов на одной плоскости проекций по моделям и наглядным изображениям. Проецирование предметов на две и три плоскости проекций. Расположение на чертеже видов спереди, сверху и слева. Решение задач, углубляющих сформированные понятия. Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения. Сравнение изображений в диметрии и изометрии. Рациональные построения в аксонометрии. Прямоугольные (ортогональные) и аксонометрические проекции предметов с цилиндрическими элементами. Технический рисунок. Технические рисунки предметов, изображенных в системе прямоугольных проекций. Приемы работы от руки и на глаз..
Чтение и выполнение чертежей.
Анализ геометрической формы предмета. Анализ графического состава изображений. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела. Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета. Определение последовательности построений при выполнении чертежа. Способы чтения и выполнения чертежей на основе анализа формы. Нахождение на чертеже вершин, ребер, граней, поверхностей геометрических тел, составляющих форму предмета.
Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже. Выбор главного изображения и масштаба изображения.
Нанесение размеров на чертежах с учетом геометрической формы предметов. Нанесение знака квадрата. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений (деление отрезков, углов, окружностей на равные части, сопряжения).
Сечения и разрезы.
Выявление особенностей внешней и внутренней формы предметов при мысленном рассечении их плоскостями. Сечения. Классификация сечений. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Выполнение упражнений на сопоставление сечений с рассекаемой частью предмета, на построение сечений по чертежу или наглядному изображению предмета. Графические изображения материалов на сечениях. Простые разрезы (фронтальные, горизонтальные, профильные). Обозначение разрезов. Местные разрезы. Решение задач на сопоставление разрезов с сечениями, дополнение разрезов штриховкой. Выполнение полных разрезов (с использованием в необходимых случаях обозначений разрезов). Соединение вида и разреза. Особенности нанесения размеров при соединении вида и разреза. Условности изображения некоторых деталей в разрезах. Чтение и выполнение чертежей деталей с тонкостенными перемычками (ребрами жесткости), спицами и др. Применение вырезов на аксонометрических проекциях. Рациональные приемы построения наглядных изображений с вырезами.
Сборочные чертежи.
Общие сведения об изделии (деталь, сборочная единица, комплексы, комплекты). Чертежи разъемных и неразъемных соединений. Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Чтение и выполнение чертежей деталей с наружной и внутренней резьбой. Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудового обучения. Разрезы на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Размеры на сборочных чертежах. Порядок чтения сборочных чертежей. Деталирование сборочных чертежей.
Определение размерных данных при деталировании. Использование пропорционального масштаба. Согласование размеров сопрягаемых поверхностей. Решение творческих задач с элементами конструирования (типа «доконструирование» или «переконструирование» объекта).
Творческие проектные работы.
Тематика творческих проектов и этапы их выполнения. Организационно- подготовительный этап.
Выбор оборудования, инструментов и приспособлений, составление технологической последовательности выполнения проекта.
Технологический этап выполнения творческого проекта (конструирование, моделирование, изготовление изделия).
Заключительный этап (оценка проделанной работы и защита проекта).
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
- Значение профессионального самоопределения, требования к составлению профессионального личного плана;
- правила выбора профессии;
- понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
- понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, стилях общения;
- значение творческого потенциала человека, карьеры;
- понятие о бюджете семьи, доходной и расходной части семейного бюджета;
- понятие маркетинга в домашней экономике;
- основные составляющие метода проектов;
- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;
- изученные правила выполнения чертежей и приемы построения основных сопряжений.
- основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов;
- условности изображения и обозначения резьбы;
- иметь представление об изображениях соединений деталей.
Учащиеся должны уметь:
- Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- составлять профессиональный личный план и мобильно изменять его;
- анализировать профессиограммы;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;
- составлять бюджет семьи;
- разрабатывать проекты на изготовление различных изделий;
- рационально использовать чертежные инструменты;
- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
- анализировать графический состав изображений;
- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;
- выбирать необходимое количество видов на чертежах;
- осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;
- применять графические знания в новый ситуации при решении задач с творческим содержанием.
- выполнять необходимые разрезы и сечения;
- правильно выбирать главное изображение и число изображений;
- выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;
- читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5-7 деталей;
- пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником;
- применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).
Перечень учебно- методического обеспечения.
- Учебные столы, стулья.
- Компьютеры.
- Геометрические фигуры.
- Набор деталей для составления рабочих чертежей.
Список литературы.
Для учителя:
- Программы общеобразовательных учреждений. Технология 5-11 классы. Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко. Москва Просвещение 2008г.
- Программа общеобразовательных учреждений Черчение Москва издательство «Просвещение» 2008год.
- Поурочные планы Черчение 7 класс по учебнику А.Д.Ботвинникова и др. «Черчение 7-8 классы» М.В.Циганов, Ю.М.Циганова Волгоград изд. «Учитель»2004г.
- Развернутое тематическое планирование по программе В.Д. Симоненко «Технология 5- 11 классы (вариант для девочек)». Волгоград «Учитель» 2009г.
- Примерная программа основного общего образования направление «Технология. Сельскохозяйственный труд» (Интернет ресурс).
- С.Н.Чистякова Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера». Москва «Просвещение» 1997 год.
- С.Н.Чистякова Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера». Москва «Просвещение» 1998 год.
- И.А.Сасова. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2003г.
- В.М.Казакевич. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии. М.: Дрофа, 2000
- Методическое пособие к учебнику А.Д.Ботвинникова «Черчение 7-8 классы» А.Д.Ботвинников и др. Москва издательство «АСТ. Астрель» 2003 год.
- Черчение для учащихся 9 класса и поступающих в ВУЗы (ответы на вопросы билетов и программы), С.М.Полтавец Волгоград издательство «Учитель» 2002год.
Для учащихся:
- А.Д.Ботвинников «Черчение» Москва издательство «Просвещение» 2008 год.
- Е.Н.Прощицкая Практикум по выбору профессии 8-11 классы. Москва «Просвещение» 1995год.
- В.Д. Симоненко Технология 8 класс. Издательский центр «Вентана-Граф» 2009 год.
- С.Н.Чистякова Твоя профессиональная карьера 8-9 классы. Москва «Просвещение» 2005 год.
Приложения к программе.
Графические работы:
Графическая работа №1.
По наглядному изображению детали выполнить чертеж в трех видах.
Графическая работа №2. Выполнить эскиз детали с натуры ( с нанесением размеров) и ее технический рисунок.
Графическая работа №3.
По наглядному изображению детали выполнить чертеж, содержащий сопряжения.
Графическая работа №4. Выполнение эскизов деталей (с натуры, по чертежу или аксонометрической проекции) с построением сечений. Рабочая тетрадь.
Графическая работа №5.
По заданным видам детали выполнить необходимые разрезы. Построить изометрическую проекцию с вырезом четверти.
Графическая работа №6. Выполнение эскиза резьбового соединения. Рабочая тетрадь.
Графическая работа №7. Чтение сборочных чертежей (по вариантам). Выполнение технических рисунков отдельных деталей. Рабочая тетрадь.
Графическая работа № 8. Решение творческих задач с элементами конструирования (типа «доконструирование» или «переконструирование» объекта). Рабочая тетрадь.
Графическая (контрольная) работа №9.
Выполнение чертежа детали по сборочному чертежу. Формат А4.
Примерные темы творческих проектов.
- Выбор профессии.
- Рисунок с использованием геометрических построений.
- Расчет бюджета семьи.
Календарно- тематическое планирование.
№ заня- тия | Разделы и темы программы | дата | Количество Учебных Часов | |
На раздел | На Тему | |||
Домашняя экономика. | 10 | |||
1 | Я и моя семья. Функции семьи. | 1 | ||
2 | Семья и бизнес. | 1 | ||
3 | Потребности семьи. | 1 | ||
4 | Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета. | 1 | ||
5 | Накопления. Сбережения. Расходная часть бюджета. | 1 | ||
6 | Расходы на питание и составление меню. | 1 | ||
7 | Трудовые отношения в семье. | 1 | ||
8 | Экономика приусадебного (дачного) участка. | 1 | ||
9 | Информационные технологии в домашней экономике. | 1 | ||
10 | Коммуникации в домашней экономике. | 1 | ||
Профессиональное самоопределение. | 14 | |||
11 | Разнообразие профессий. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности. Практическая работа: Составление словаря профессий. | 1 | ||
12 | «Хочу» - «могу» - «надо». Типичные ошибки при выборе профессии. | 1 | ||
13 | Общее понятие о профессии, специальности, должности. | 1 | ||
14 | Потребности и мотивы, как условия активности личности. | 1 | ||
15-16 | Карта интересов, опросник профессиональной готовности. | 2 | ||
17 | Понятие проф. пригодности. Активная роль личности при выборе профессии. | 1 | ||
18 | Социально-профессиональная мобильность. Психология принятия решения. | 1 | ||
19-20 | Способы классификации профессий. Составление формул профессий. | 2 | ||
21 | Общее представление о нервной системе и её свойствах. Ограничение при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы. | 1 | ||
22 | Диагностические процедуры «Теппинг-тест», проба «Ланчиса». | 1 | ||
23 | Общее представление о темпераметре. Особенности проявления темперамента в учебной и профессиональной деятельности. | 1 | ||
24 | Психологические состояния в трудовом процессе. Опросник Айзенка. | 1 | ||
Черчение и графика. Введение. | 3 | |||
25 | Учебный предмет «Черчение». История развития чертежей. Значение черчения в практической деятельности людей. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Порядок работы в кабинете черчения. Обобщение знаний о методах графических изображений. | 1 | ||
26 | Понятие о государственных стандартах. Шрифт. Практическая работа: начертание букв и цифр. | 1 | ||
27 | Форматы, рамка, основная надпись. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная и штрихпунктирная с двумя точками тонкая. Масштабы. | 1 | ||
Метод проецирования и графические способы построения изображений. | 7 | |||
28 | Центральное и параллельное, прямоугольное и косоугольное проецирование. Общие понятия о наглядных изображениях. Прямоугольные проекции. Проецирование предметов на одну плоскость проекций. Практическая работа: выполнение изображений предметов на одной плоскости проекций по моделям и наглядным изображениям. | 1 | ||
29 | Проецирование предметов на две и три плоскости проекций. Расположение на чертеже видов спереди, сверху и слева. Решение задач, углубляющих сформированные понятия. Практическая работа: выполнение изображений предметов на трех плоскостях проекций (по моделям и наглядным изображениям). Решение задач на сопоставление чертежей с наглядными изображениями предметов. | 1 | ||
30 | Закрепление знаний о расположении видов. Графическая работа №1. По наглядному изображению детали выполнить чертеж в трех видах. | 1 | ||
31 | Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения. Сравнение изображений в диметрии и изометрии. Рациональные построения в аксонометрии. Практическая работа: Построение осей аксонометрических проекций. Анализ формы предметов, предшествующих построениям в аксонометрии. Выполнение изображений в изометрии методами приращения толщины, разности и суммы. | 1 | ||
32 | Прямоугольные (ортогональные) и аксонометрические проекции предметов с цилиндрическими элементами. Практическая работа: Выполнение чертежей предметов с изображением окружностей в аксонометрии (с помощью шаблона и циркуля). | 1 | ||
33 | Технический рисунок. Технические рисунки предметов, изображенных в системе прямоугольных проекций. Приемы работы от руки и на глаз. Практическая работа: построение от руки осей аксонометрических проекций. Выполнение технических рисунков несложных предметов. | 1 | ||
34 | Графическая работа №2. Выполнить эскиз детали с натуры ( с нанесением размеров) и ее технический рисунок. | 1 | ||
Чтение и выполнение чертежей. | 7 | |||
35 | Анализ геометрической формы предмета. Анализ графического состава изображений. Практическая работа: Мысленное расчленение предмета на геометрические тела. Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета. Определение последовательности построений при выполнении чертежа. | 1 | ||
36 | Способы чтения и выполнения чертежей на основе анализа формы. | 1 | ||
37 | Нахождение на чертеже вершин, ребер, граней, поверхностей геометрических тел, составляющих форму предмета. | 1 | ||
38 | Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже. Выбор главного изображения и масштаба изображения. Практическая работа: рассмотрение предметов, выполнение несложных чертежей. | 1 | ||
39 | Нанесение размеров на чертежах с учетом геометрической формы предметов. Нанесение знака квадрата. Практическая работа: упражнения в нанесении размеров на чертежах предметов. | 1 | ||
40 | Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений (деление отрезков, углов, окружностей на равные части, сопряжения). | 1 | ||
41 | Графическая работа №3. По наглядному изображению детали выполнить чертеж, содержащий сопряжения. | 1 | ||
Сечения и разрезы. | 8 | |||
42 | Выявление особенностей внешней и внутренней формы предметов при мысленном рассечении их плоскостями. Сечения. Классификация сечений. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Практическая работа: Выполнение упражнений на сопоставление сечений с рассекаемой частью предмета, на построение сечений по чертежу или наглядному изображению предмета. | 1 | ||
43 | Графические изображения материалов на сечениях. Практическая работа: чтение чертежей предметов (из различных материалов). Выполнение чертежей с построением сечений или сечений по чертежам. | 1 | ||
44 | Графическая работа №4. Выполнение эскизов деталей (с натуры, по чертежу или аксонометрической проекции) с построением сечений. Рабочая тетрадь. | 1 | ||
45 | Простые разрезы (фронтальные, горизонтальные, профильные). Обозначение разрезов. Местные разрезы. Практическая работа: решение задач на сопоставление разрезов с сечениями, дополнение разрезов штриховкой. Выполнение полных разрезов (с использованием в необходимых случаях обозначений разрезов). | 1 | ||
46 | Соединение вида и разреза. Особенности нанесения размеров при соединении вида и разреза. Практическая работа: Упражнение на соединение вида и разреза, на добавление половины разреза к заданной половине вида. Условности изображения некоторых деталей в разрезах. Чтение и выполнение чертежей деталей с тонкостенными перемычками (ребрами жесткости), спицами и др. | 1 | ||
47 | Применение вырезов на аксонометрических проекциях. Рациональные приемы построения наглядных изображений с вырезами. Практическая работа: Выполнение технических рисунков детали с вырезом четверти. | 1 | ||
48-49 | Графическая работа №5. По заданным видам детали выполнить необходимые разрезы. Построить изометрическую проекцию с вырезом четверти. | 2 | ||
Сборочные чертежи. | 9 | |||
50 | Общие сведения об изделии (деталь, сборочная единица, комплексы, комплекты). Чертежи разъемных и неразъемных соединений. | 1 | ||
51 | Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Практическая работа: Чтение и выполнение чертежей деталей с наружной и внутренней резьбой. | 1 | ||
52 | Графическая работа №6. Выполнение эскиза резьбового соединения. Рабочая тетрадь. | 1 | ||
53 | Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудового обучения. Разрезы на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Размеры на сборочных чертежах. Порядок чтения сборочных чертежей. Практическая работа: фронтальное чтение простейших сборочных чертежей. | 1 | ||
54 | Графическая работа №7. Чтение сборочных чертежей (по вариантам). Выполнение технических рисунков отдельных деталей. Рабочая тетрадь. | 1 | ||
55 | Деталирование сборочных чертежей. Практическая работа: выполнение чертежей деталей по сборочному чертежу (без нанесения размеров). | 1 | ||
56 | Определение размерных данных при деталировании. Использование пропорционального масштаба. Согласование размеров сопрягаемых поверхностей. Практическая работа: выполнение чертежей деталей с нанесением размеров. | 1 | ||
57 | Графическая работа № 8. Решение творческих задач с элементами конструирования (типа «доконструирование» или «переконструирование» объекта). Рабочая тетрадь. | 1 | ||
58 | Графическая (контрольная) работа №9. Выполнение чертежа детали по сборочному чертежу. Формат А4. | 1 | ||
Творческие проектные работы. | 10 | |||
59-60 | Тематика творческих проектов и этапы их выполнения. Организационно- подготовительный этап. | 2 | ||
61-62 | Выбор оборудования, инструментов и приспособлений, составление технологической последовательности выполнения проекта. | 2 | ||
63-66 | Технологический этап выполнения творческого проекта (конструирование, моделирование, изготовление изделия). | 4 | ||
67-68 | Заключительный этап (оценка проделанной работы и защита проекта). | 2 | ||
Итого: 68 часов. |
Предварительный просмотр:
Ильинская основная общеобразовательная школа №17
Раменского муниципального района
Московской области
«Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «ООШ № 17» _____ /Лучко С.А./ ФИО «___» _________ 2013г. | «Утверждаю» Руководитель МОУ «ООШ № 17» _____ /Марченко М.С. / ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 2013г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Лучко Светланы Анатольевны учителя высшей категории
по технологии 9 класс
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № ___________ от
«____» __________ 2013г.
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка.
Данная программа разработана для учащихся 9 класса общеобразовательной основной школы. Для проведения занятий по образовательной области «Технология» Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений на федеральном уровне в 9 классах часов не предусмотрено. Один час введен за счет компонента ОУ с целью организации предпрофильной подготовки, ориентации учащихся в мире современных профессий, ознакомления со спецификой различных видов деятельности.
Нормативная база.
- Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по технологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03– 1263).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год".
- Программы основного общего образования по образовательной области «Технология» рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, под ред. Симоненко В.Д. М: Просвещение 2008г.
Цели курса.
Главная цель образовательной области «Технология» — подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Это предполагает:
I. Формирование у учащихся качеств, творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации.
Для этого учащиеся должны быть способны:
а) определять потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в ее производстве;
б) находить и использовать необходимую информацию;
в) выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии);
г) планировать, организовывать и выполнять работу;
д) оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции.
II. Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.
- Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.
- Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
- Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях;
- Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб.
Задачи учебного предмета
В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:
- формирование политехнических знаний и экологической культуры;
- привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства;
- ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
- развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
- обеспечение учащимся возможности самопознания;
- воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
- использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации;
- развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
- Повысить уровень психологической компетенции учащихся, расширить границы самовосприятия, пробудить потребности в самосовершенствовании.
- Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.
- Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
- Обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.
Организация образовательного процесса.
Форма: урок.
Типы уроков:
- - урок изучение нового материала;
- - урок совершенствования знаний, умений и навыков;
- -урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
- -комбинированный урок;
- -урок контроля умений и навыков.
Виды уроков:
- урок – беседа
- лабораторно-практическое занятие
- урок – экскурсия
- урок – игра
- выполнение учебного проекта
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- Словесные, наглядные, практические.
- Индуктивные, дедуктивные.
- Репродуктивные, проблемно-поисковые.
- Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- Стимулирование и мотивация интереса к учению.
- Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
- Устного контроля и самоконтроля.
- Письменного контроля и самоконтроля.
- Лабораторно-практического (практического) контроля и самоконтроля.
Педагогические технологии:
- Дифференцированное обучение.
- Операционно-предметная система обучения.
- Моторно-тренировочная система.
- Операционно-комплексная система.
- Практические методы обучения.
- Решение технических и технологических задач.
- Учебно-практические или практические работы.
- Обучение учащихся работе с технологическими и инструкционными картами.
- Опытно-эксперементальная работа.
- Технология коммуникативного обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
- Проектные творческие технологии (Метод проектов в технологическом образовании школьников).
- Кооперативная деятельность учащихся.
- Коллективное творчество.
Контроль уровня обученности.
-Виды контроля.
Проверка знаний:
тесты,
кроссворды,
карточки-задания.
Проверка умений:
практические работы,
тесты,
упражнения.
-Основным критерием эффективности усвоения учащимися теоретического материала и умения применить его на практике считают коэффициент усвоения учебного материала — Ку. Он определяется как отношение правильных ответов учащихся в контрольных работах к общему количеству вопросов (по В. П. Беспалько):
Ку = KN
где N — количество правильных ответов учащихся на вопросы контрольной работы, теста;
К — общее число вопросов в контрольной работе или тесте.
Если Ку > 0,7, то учебный материал программы обучения считается усвоенным.
Текущие и итоговые знания и умения учащихся оцениваются по пятибалльной системе. Оценка 3 ставится за 70% правильно выполненных заданий (Ку > > 0,7), 4 — за 80—90% правильно выполненных заданий (0,8 = Ку < 0,9), 5 — за правильное выполнение всех заданий (Ку > 0,9).
Оценка швейного изделия производится по следующим параметрам:
- Качество и аккуратность выполнения изделия.
- Соблюдение нормы времени.
- Соблюдение технологии.
- Организация рабочего места.
- Соблюдение правил техники безопасности.
Оценка 5 ставится тогда, когда все вышеназванные требования соблюдаются, 4 — когда 1 или 2 критерия не выполнены. Оценка 3 выставляется, если нарушены 3 критерия, 2 — когда работа совсем не отвечает предъявленным к ней требованиям или брак, допущенный в работе, исправить невозможно.
Для сокращения времени, затрачиваемого на итоговый контроль, используются тестовые задания.
Виды тестовых заданий:
- с выбором одного, двух или нескольких правильных ответов из предложенных вариантов;
- на соответствие;
- с требуемым текстовым заполнением;
• на установление правильной последовательности действий.
Учебно- тематический план.
Разделы и темы программы | Количество учебных часов | |
теория | практика | |
Профессиональное самоопределение. | 2 | 4 |
Технология основных сфер профессиональной деятельности. | 6 | 10 |
Технология конструкционных материалов. | 2 | 2 |
Творческие проектные работы. | 2 | 6 |
Итого: | 34 |
Содержание тем учебного курса.
Профессиональное самоопределение.
Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Рынок, его функции, структура. Занятость населения. Безработица. Понятие о проф. карьере. Готовность к проф. карьере. Индивидуальный проф. план, как средство реализации программы личного и проф. роста.
Технология основных сфер профессиональной деятельности.
Технология индустриального производства. Профессии тяжёлой индустрии. Технология агропромышленного производства. Профессиональная деятельность в лёгкой и пищевой промышленности. Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании. Арттехнологии. Универсальные перспективные технологии. Профессиональная деятельность в социальной сфере. Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности.
Технология конструкционных материалов.
Конструкционные материалы: их получение, применение, утилизация.
Пластмассы: получение, применение, утилизация.
Творческие проектные работы.
Тематика творческих проектов и этапы их выполнения. Организационно- подготовительный этап. Выбор оборудования, инструментов и приспособлений, составление технологической последовательности выполнения проекта. Технологический этап выполнения творческого проекта (конструирование, моделирование, изготовление изделия). Заключительный этап (оценка проделанной работы и защита проекта).
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
- Разнообразные виды предприятий и форм собственности; функции и структуру рынка.
- Понятия занятость населения, безработица, рынок труда; знать, что необходимо предпринять, если ты остался без работы.
- Понятие о профессиональной карьере; значение творческого потенциала человека для осуществления карьерного роста в профессиональной деятельности.
- Сущность индустриального производства, его виды; профессии тяжёлой индустрии. Функции работников основных профессий.
- Сущность агропромышленного производства, его структуру; профессии АПК; содержание труда и профессиональных качеств работников АПК.
- Структуру и перспективы развития отдельных производств лёгкой и пищевой промышленности; профессии лёгкой и пищевой промышленности; содержание труда работников этой отрасли.
- Виды предприятий торговли и общественного питания; профессиональные требования к работникам в сфере торговли и общественного питания; профессии в сфере торговли и общественного питания; содержание труда и требования к работникам данных отраслей.
- Содержание труда представителей профессий мира искусств; требования, предъявляемые к работникам сферы арттехнологий; понимать необходимость учёта требований к качествам личности при выборе профессии.
- Содержание деятельности специалистов в сфере универсальных перспективных технологий; профессиональные качества данных работников; сущность и назначение социальной сферы; содержание труда и требования, предъявляемые к человеку, выбравшему профессию в социальной сфере.
- Роль предпринимательства в системе рыночной экономики; юридические основы предпринимательства; основные формы предпринимательской деятельности; этические и моральные принципы предпринимательства.
- Виды конструкционных материалов; область применения; экологические проблемы современного мира; способы утилизации различных материалов.
- Виды пластмасс, способы их получения, сферу использования; недостатки пластмасс; о влиянии технологий переработки на окружающую среду; способы утилизации пластмасс.
- Основные составляющие метода проектов.
- Методы поиска новых решений; сравнение вариантов решений; содержание проектной документации; виды обработки различных материалов.
Учащиеся должны уметь:
- Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии.
- Составлять профессиональный личный план и мобильно изменять его.
- Находить информацию о профессиях, региональном рынке труда в различных источниках.
- Составлять технологические цепочки производства отдельных отраслей АПК.
- Определять содержание труда работников той или иной профессии.
- Использовать приобретённые знания для выбора пути продолжения образования.
- Находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования и о путях трудоустройства.
- Анализировать наличие ресурсов и условий для выбора формы предпринимательской деятельности
- Использовать вторичное сырьё для различных поделок.
- Использовать пластмассы вторично, изготовляя из них различные поделки.
- Выбирать вид изделия на основе анализа потребностей; выполнять дизайнерскую проработку изделия; обосновывать функциональные качества изготовляемого изделия; составлять перечень технологических операций; осуществлять инструментальный контроль качества; осуществлять монтаж изделия, его отделку; представлять свой проект.
Перечень учебно- методического обеспечения.
- Учебные столы, стулья.
- Компьютеры
Список литературы.
Для учителя:
- В.М.Казакевич. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии. М.: Дрофа, 2000
- Е.Н.Прощицкая Практикум по выбору профессии 8-11 классы. Москва «Просвещение» 1995год.
- И.А.Сасова. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2003г.
- В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев Программы общеобразовательных учреждений. Технология 5-11 классы., Москва Просвещение 2008г.
- В.Д. Симоненко Развернутое тематическое планирование по программе «Технология 5- 11 классы (вариант для девочек)». Волгоград «Учитель» 2009г.
- С.Н.Чистякова Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера». Москва «Просвещение» 1997 год.
- С.Н.Чистякова Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера». Москва «Просвещение» 1998 год.
- С.Н.Чистякова Твоя профессиональная карьера 8-9 классы. Москва «Просвещение» 2005 год.
Для учащихся:
- В.Д. Симоненко Технология 9 класс. Издательский центр «Вентана-Граф» 2009 год.
Приложения к программе.
Примерные темы творческих проектов.
- «Способы утилизации различных материалов».
- Утилизация пластмассы «Поделка из пластмассы».
- «Выбор профессии» и др.
Календарно- тематическое планирование.
№ заня- тия | Разделы и темы программы | дата | Количество Учебных Часов | |
На раздел | На Тему | |||
1-2 3-4. 5-6. 7-8. 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-24 25-26 27-28 29-30 31-32 33-34 | Профессиональное самоопределение. Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Рынок, его функции, структура. Занятость населения. Безработица. Понятие о проф. карьере. Готовность к проф. карьере. Психологический практикум. Упражнение «Профессиональное воображение». Индивидуальный проф. план, как средство реализации программы личного и проф. роста. Технология основных сфер профессиональной деятельности Технология индустриального производства. Профессии тяжёлой индустрии Технология агропромышленного производства Профессиональная деятельность в лёгкой и пищевой промышленности Профессиональная деятельность в торговле Арттехнологии Универсальные перспективные технологии Профессиональная деятельность в социальной сфере Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности Технология конструкционных материалов. Конструкционные материалы: их получение, применение, утилизация. Пластмассы: получение, применение, утилизация. Творческие проектные работы. Тематика творческих проектов и этапы их выполнения. Организационно- подготовительный этап. Выбор оборудования, инструментов и приспособлений, составление технологической последовательности выполнения проекта. Технологический этап выполнения творческого проекта (конструирование, моделирование, изготовление изделия). Заключительный этап (оценка проделанной работы и защита проекта). Итого: 34 часа. | 6 16 4 8 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
Предварительный просмотр:
Ильинская общеобразовательная основная школа №17
Раменского муниципального района
Московской области
«Согласовано» Методист МЦ _____ /Томина Е.А./ ФИО Протокол №____ от «___» _________ 2010г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «ООШ № 17» _____ /Лучко С.А./ ФИО «___» _________ 2010г. | «Утверждаю» Руководитель МОУ «ООШ № 17» _____ /Марченко М.С. / ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 2010г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Лучко Светланы Анатольевны учителя первой категории
по технологии 5 класс
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № ___________ от
«____» __________ 2010г.
2010 - 2011 учебный год
Пояснительная записка.
Данная программа разработана для учащихся 5 класса общеобразовательной основной школы. Для проведения занятий по образовательной области «Технология» Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений на федеральном уровне в 5 классах еженедельно отводятся два часа учебных занятий при продолжительности учебного года 34 недели. Программа дополнена разделом «Сельскохозяйственный труд».
Нормативная база.
- Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по технологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03– 1263).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.12.2009 № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год».
- Программы основного общего образования по образовательной области «Технология» рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, под ред. Симоненко В.Д. М: Просвещение 2008г.
Цели курса.
Главная цель образовательной области «Технология» — подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Это предполагает:
I. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации.
Для этого учащиеся должны быть способны:
а) определять потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в ее производстве;
б) находить и использовать необходимую информацию;
в) выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии);
г) планировать, организовывать и выполнять работу;
д) оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции.
II. Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.
- Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.
- Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
Задачи учебного предмета
В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:
- формирование политехнических знаний и экологической культуры;
- привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства;
- ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
- развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
- обеспечение учащимся возможности самопознания;
- воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
- использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации;
- развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
Организация образовательного процесса.
Форма: урок.
Типы уроков:
- - урок изучение нового материала;
- - урок совершенствования знаний, умений и навыков;
- -урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
- -комбинированный урок;
- -урок контроля умений и навыков.
Виды уроков:
- урок – беседа
- лабораторно-практическое занятие
- урок – экскурсия
- урок – игра
- выполнение учебного проекта
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- Словесные, наглядные, практические.
- Индуктивные, дедуктивные.
- Репродуктивные, проблемно-поисковые.
- Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- Стимулирование и мотивация интереса к учению.
- Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
- Устного контроля и самоконтроля.
- Письменного контроля и самоконтроля.
- Лабораторно-практического (практического) контроля и самоконтроля.
Педагогические технологии:
- Дифференцированное обучение.
- Операционно-предметная система обучения.
- Моторно-тренировочная система.
- Операционно-комплексная система.
- Практические методы обучения.
- Решение технических и технологических задач.
- Учебно-практические или практические работы.
- Обучение учащихся работе с технологическими и инструкционными картами.
- Опытно-эксперементальная работа.
- Технология коммуникативного обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
- Проектные творческие технологии (Метод проектов в технологическом образовании школьников).
- Кооперативная деятельность учащихся.
- Коллективное творчество.
Контроль уровня обученности.
-Виды контроля.
Проверка знаний:
тесты,
кроссворды,
карточки-задания.
Проверка умений:
практические работы,
тесты,
упражнения.
-Основным критерием эффективности усвоения учащимися теоретического материала и умения применить его на практике считают коэффициент усвоения учебного материала — Ку. Он определяется как отношение правильных ответов учащихся в контрольных работах к общему количеству вопросов (по В. П. Беспалько):
Ку = KN
где N — количество правильных ответов учащихся на вопросы контрольной работы, теста;
К — общее число вопросов в контрольной работе или тесте.
Если Ку > 0,7, то учебный материал программы обучения считается усвоенным.
Текущие и итоговые знания и умения учащихся оцениваются по пятибалльной системе. Оценка 3 ставится за 70% правильно выполненных заданий (Ку > > 0,7), 4 — за 80—90% правильно выполненных заданий (0,8 = Ку < 0,9), 5 — за правильное выполнение всех заданий (Ку > 0,9).
Оценка швейного изделия производится по следующим параметрам:
- Качество и аккуратность выполнения изделия.
- Соблюдение нормы времени.
- Соблюдение технологии.
- Организация рабочего места.
- Соблюдение правил техники безопасности.
Оценка 5 ставится тогда, когда все вышеназванные требования соблюдаются, 4 — когда 1 или 2 критерия не выполнены. Оценка 3 выставляется, если нарушены 3 критерия, 2 — когда работа совсем не отвечает предъявленным к ней требованиям или брак, допущенный в работе, исправить невозможно.
Для сокращения времени, затрачиваемого на итоговый контроль, используются тестовые задания.
Виды тестовых заданий:
- с выбором одного, двух или нескольких правильных ответов из предложенных вариантов;
- на соответствие;
- с требуемым текстовым заполнением;
• на установление правильной последовательности действий.
Учебно-тематический план.
Разделы и темы программы | Количество учебных часов | |
теория | практика | |
Сельскохозяйственный труд | 4 | 12 |
Технология ведения дома. | 1 | 1 |
Технология обработки пищевых продуктов. | 2 | 6 |
Элементы материаловедения. | 1 | 1 |
Художественная обработка материалов. Лоскутная пластика. | 1 | 3 |
Творческие проектные работы. | 2 | 4 |
Уход за одеждой и ремонт одежды. | 1 | 1 |
Ручные работы. | 1 | 1 |
Техника (элементы машиноведения). | 2 | 2 |
Технология обработки тканей. 5.1Материаловедение 5.2.Конструирование и моделирование 5.3. Технология изготовления. | 7 1 2 4 | 15 1 4 10 |
Итого: | 68 |
Содержание тем учебного курса.
Сельскохозяйственный труд.
Безопасность труда при работе на учебно-опытном участке. Особенности с/х труда. Правилами трудового распорядка, личной гигиены.
Понятие о почве. Характеристика почв, ее состав и свойства. Необходимые условия для роста и развития культурных растений.
Виды обработки почвы.
Обработка почвы с помощью с/х техники.
Уборка посевного и посадочного материала цветочно-декоративных растений.
Технология ведения дома.
Эстетика и экология жилища. Интерьер и оборудование кухни, столовой.
Кулинария.
Понятие о процессе пищеварения, об усвояемости пищи. Условия, способствующие лучшему пищеварению.
Общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены. Кухонная утварь и уход за ней. Понятие о пищевой ценности овощей. Классификация овощей. Влияние экологии окружающей среды на качество овощей.
Блюда из сырых и вареных овощей. Виды салатов. Первичная обработка овощей.
Значение и виды тепловой обработки продуктов. Способы варки овощей. Оборудование, посуда, инвентарь для варки овощей. Технология приготовления блюд из отварных овощей.
Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления и оборудование для взбивания и приготовления блюд из яиц.
Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Технология приготовления бутербродов. Требование к качеству готовых бутербродов. Виды горячих напитков. Способы приготовления горячих напитков.
Сервировка стола к завтраку. Оформление готовых блюд и подача их к столу. Правила подачи горячих напитков. Правила пользования столовыми приборами. Способы складывания салфеток. Культура поведения за столом.
Элементы материаловедения.
Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Общие понятия о процессе прядения и пряжи. Основная и уточные нити. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства ткани из натуральных волокон.
Уход за одеждой и ремонт одежды.
Износостойкость ткани. Способы ремонта одежды. Уход за одеждой из хлопчатобумажных и льняных тканей. Удаление пятен с одежды. Условия хранения шерстяных и меховых изделий. Применение химических и природных средств защиты от моли и других насекомых.
Ручные работы.
Организация рабочего места при выполнение ручных работ. Инструменты и приспособления, применяемые для выполнения ручных работ. Терминология, применяемая при выполнении ручных работ. Виды ручных стежков и строчек.
Элементы машиноведения.
История создания швейной машины. Бытовая швейная машина. Виды приводов швейных машин. Приемы безопасной работы на швейной машине.
Терминология, применяемая при выполнении машинных работ. Виды машинных швов.
Рукоделие (лоскутная пластика).
Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Возможности лоскутной пластики.
Технология изготовления изделия в технике лоскутного шитья (прихватка).
Творческие проектные работы.
Тематика творческих проектов и этапы их выполнения. Организационно- подготовительный этап.
Выбор оборудования, инструментов и приспособлений, составление технологической последовательности выполнения проекта.
Технологический этап выполнения творческого проекта (конструирование, моделирование, изготовление изделия).
Заключительный этап (оценка проделанной работы и защита проекта).
Проектирование и изготовление рабочей одежды.
Краткие сведения из истории одежды. Виды рабочей одежды. Эксплуатационные и гигиенические требования, предъявляемые к рабочей одежде. Ткани, применяемые при изготовлении рабочей одежды.
Фигура человека и ее измерение. Основные точки и линии измерения. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа фартука.
Расчетные формулы. Построение чертежа фартука в М 1:4 по своим меркам в рабочих тетрадях и в натуральную величину.
Особенности моделирования рабочей одежды. Выбор модели фартука. Подготовка выкройки к раскрою.
Подготовка ткани к раскрою. Раскрой фартука.
Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Подготовка деталей кроя к обработке.
Последовательность изготовления обтачного шва концов пояса и бретелей.
Правила обработки накладных карманов. Определение месторасположения карманов. Накалывание, наметывание и настрачивание карманов на нижнюю часть фартука.
Выбор наиболее рационального способа оформления срезов для данного вида ткани с учетом ее свойств.
Соединение деталей фартука. Художественная отделка изделия.
ВТО. Правила безопасности при ВТО. Определение качества готового изделия.
Экономические расчеты. Затраты на материалы.
Сельскохозяйственный труд.
Удобрение почв. Виды удобрений.
Правила безопасности труда на учебно-опытном участке при работе с удобрениями.
Подготовка семян и посадочного материала к посеву. Очистка, сортировка, определение всхожести (петрушка, свекла, календула).
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
- общие сведения о процессе пищеварения, усвояемости пищи, о роли витаминов в обмене веществ;
- виды овощей, общие сведения о пищевой ценности овощей, способах их кулинарного использования, методы определения качества овощей, понятие об экологической чистоте воды и продуктов, правила первичной обработки всех видов овощей, инструменты и приспособления для первичной обработки и нарезки овощей;
- правила санитарии и гигиены при санитарной обработке продуктов, безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, горячими жидкостями;
- способы определения свежести яиц, использование яиц в кулинарии, способы крашения яиц;
- виды бутербродов и горячих напитков, технологию их приготовления, правила сервировки стола к завтраку;
- краткие сведения из истории архитектуры и интерьера; национальные традиции, связь архитектуры с природой; требования, предъявляемые к кухне, оборудование кухни и уход за ним.
- правила безопасной работы с ручными инструментами и на универсальной швейной машине; принцип изготовления пряжи, нитей и тканей, классификацию текстильных волокон, структуру полотняного переплетения, свойства нитей основы и утка, свойства тканей из натуральных растительных волокон;
- технические характеристики, назначение основных узлов универсальной швейной машины, виды приводов швейной машины, правила подготовки универсальной швейной машины к работе;
- эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к рабочей одежде, общие сведения о системах конструирования одежды, правила построения и оформления чертежей швейных изделий, особенности строения женской и детской фигуры, правила снятия мерок для построения чертежа фартука, их условные обозначения;
- назначение, конструкция, условные графические обозначения и технологию выполнения следующих швов: стачного взаутюжку, расстрочного, накладного с закрытым срезом, накладного с открытым срезом, вподгибку с открытым и закрытым срезом;
- способы ремонта одежды заплатами, правила ухода за одеждой из хлопчатобумажных и льняных тканей, способы удаления пятен с одежды, правила хранения шерстяных и меховых изделий, средства защиты их от моли.
- знать безопасные приемы труда при работе на сельскохозяйственном участке;
- иметь представление о строении почвы и ее свойствах, знать необходимые условия для роста и развития растений;
- знать приемы обработки почвы ручными сельскохозяйственными инструментами;
- знать виды удобрений и правила закладывания компостной кучи;
- знать правила подготовки семян и посадочного материала к посеву, правила посева и посадки овощных культур;
- знать краткие сведения из истории создания изделий из лоскута, возможности лоскутной техники;
- материалы, инструменты и приспособления для лоскутной пластики, правила подготовки материалов к работе.
Учащиеся должны уметь:
- работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями; определять качество овощей, проводить первичную обработку всех видов овощей, выполнять нарезку овощей, применять различные способы варки, готовить блюда из сырых и вареных овощей, определять свежесть яиц и готовить блюда из них, нарезать хлеб для бутербродов, готовить бутерброды различных видов и горячие напитки, сервировать стол к завтраку;
- выполнять эскиз интерьера кухни; украшать интерьер тканями, росписью, различными изделиями собственного изготовления.
- определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную сторону ткани;
- включать и отключать маховое колесо от механизма машины, наматывать нитки на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нити, запускать швейную машину и регулировать ее скорость, выполнять машинные строчки (по прямой, по кривой, с поворотом на определенный угол с подъемом прижимной лапки), регулировать длину стежка;
- читать и строить чертеж фартука, снимать мерки и записывать результаты измерений, выполнять моделирование фартука, подготавливать выкройку к раскрою;
- выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: стачной взаутюжку, стачной вразутюжку, расстрочной, накладной с закрытым срезом, накладной с открытым срезом, вподгибку с открытым и закрытым срезом, распускать швы, обрабатывать накладные карманы и бретели, подготавливать ткань к раскрою, выполнять обмеловку и раскрой ткани, переносить контурные и контрольные линии выкройки на ткань, обрабатывать детали кроя, накалывать, наметывать и настрачивать карманы, обрабатывать срезы швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой, выполнять влажно-тепловую обработку и определять качество готового изделия;
- ремонтировать одежду заплатами, удалять пятна с одежды, хранить шерстяные и меховые изделия, изготавливать чехлы для хранения одежды.
- уметь обрабатывать почву ручными сельскохозяйственными инструментами;
- уметь закладывать компостную кучу;
- уметь готовить семена и посадочный материал к посеву, проводить посадку и посев овощных культур;
- уметь готовить материалы к работе в технике лоскутной пластики, изготавливать изделия из лоскута.
Перечень учебно-методического обеспечения.
- Учебные столы, стулья.
- Швейная машина.
- Утюг.
- Электрическая плитка.
- Микроволновая печь.
- Сельскохозяйственный инвентарь (лопаты, грабли, мотыги, ведра, лейки).
Список литературы.
Для учителя:
- Программы общеобразовательных учреждений. Технология 5-11 классы. Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко. Москва Просвещение 2008г.
- Развернутое тематическое планирование по программе В.Д. Симоненко «Технология 5- 11 классы (вариант для девочек)». Волгоград «Учитель» 2009г.
- Примерная программа основного общего образования направление «Технология. Сельскохозяйственный труд» (Интернет ресурс).
- И.А.Сасова. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2003г.
- В.М.Казакевич. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии. М.: Дрофа, 2000
Для учащихся:
- Д. И. Трайтак, Г.В. Пичугина. Сельскохозяйственный труд 5-7 классы. Просвещение 1996 год.
- В.Д. Симоненко. Технология 5 класс. Вариант для девочек. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2008 год.
Приложения к программе.
Лабораторно-практические работы:
№1- Изучение внешних признаков почвы.
№2- Определение доброкачественности овощей по внешнему виду.
№ 3-Изучение устройства ручного привода швейной машины»
№4-Изучение свойств нитей основы и утка. Определение лицевой и изнаночной стороны, направление долевой нити в ткани.
№ 5- Определение свойств тканей из натуральных растительных волокон.
Перечень изделий.
Винегрет.
Омлет с зеленым луком.
Бутерброды. Горячие напитки.
Фартук.
Прихватка из лоскута.
Примерные темы творческих проектов.
- «Ассорти на хлебе»
- Сервировка стола к завтраку.
- Эскиз интерьера кухни.
- Изделие в технике лоскутной пластики.
- Фартук.
- Эскиз цветочной клумбы.
Календарно- тематический план.
Номер занятия. | Разделы и темы программы. | Дата. | Кол-во учебных часов. | |
На раздел | На тему | |||
1-2 3-4 5-6 7-8 9 10 11 12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-24 25-26 27-28 29 30 31-32 33 34 35-37 38 39 40 41-42 43-44 45-46 47-48 49-50 51-52 53-54 55-56 57-58 59-60 61-62 63-64 65-66 67-68 | Сельскохозяйственный труд. Безопасность труда при работе на учебно-опытном участке. Особенности с/х труда. Ознакомление учащихся с содержанием предстоящих работ, правилами трудового распорядка, личной гигиены. Понятие о почве. Характеристика почв, ее состав и свойства. Необходимые условия для роста и развития культурных растений. Практическая работа: изучение внешних признаков почвы. Виды обработки почвы. Практическая работа: подготовка поля к осенней обработке почвы. Закладка компостной кучи. Уборка посевного и посадочного материала цветочно-декоративных растений. Технология ведения дома. Эстетика и экология жилища. Интерьер и оборудование кухни, столовой. Практическая работа: Эскиз интерьера кухни. Кулинария. Понятие о процессе пищеварения, об усвояемости пищи. Условия, способствующие лучшему пищеварению. Общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены. Кухонная утварь и уход за ней. Понятие о пищевой ценности овощей. Классификация овощей. Влияние экологии окружающей среды на качество овощей. Практическая работа: определение доброкачественности овощей по внешнему виду. Блюда из сырых и вареных овощей. Виды салатов. Первичная обработка овощей. Практическая работа: 1. Нарезка овощей для салата и винегрета.2. Нарезка овощей для супа. Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления и оборудование для взбивания и приготовления блюд из яиц. Практическая работа: приготовление омлета . Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Технология приготовления бутербродов. Требование к качеству готовых бутербродов. Виды горячих напитков. Способы приготовления горячих напитков. Практическая работа: 1.приготовление бутербродов и горячих напитков для чайного стола; 2.сервировка стола к завтраку. Элементы материаловедения. Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Общие понятия о процессе прядения и пряжи. Основная и уточные нити. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства ткани из натуральных волокон. Лабораторно- практическая работа: определение основной и уточной нитей в тканях. Определение лицевой стороны ткани. Уход за одеждой и ремонт одежды. Износостойкость ткани. Способы ремонта одежды. Уход за одеждой из хлопчатобумажных и льняных тканей. Удаление пятен с одежды. Условия хранения шерстяных и меховых изделий. Применение химических и природных средств защиты от моли и других насекомых. Практическая работа: выполнение ремонта накладной заплатой. Ручные работы. Организация рабочего места при выполнение ручных работ. Инструменты и приспособления, применяемые для выполнения ручных работ. Терминология, применяемая при выполнении ручных работ. Виды ручных стежков и строчек. Практическая работа: выполнение ручных стежков и строчек. Элементы машиноведения. История создания швейной машины. Виды приводов швейных машин. Приемы безопасной работы на швейной машине. Практическая работа: подготовка швейной машины к работе, выполнение машинных строчек. Терминология, применяемая при выполнении машинных работ. Виды машинных швов. Практическая работа: выполнение машинных швов. Рукоделие (лоскутная пластика). Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Возможности лоскутной пластики. Технология изготовления изделия в технике лоскутного шитья. Практическая работа: Изготовление прихватки из лоскутов. Практическая работа: Изготовление прихватки из лоскутов. Творческие проектные работы. Тематика творческих проектов и этапы их выполнения. Организационно- подготовительный этап. Выбор оборудования, инструментов и приспособлений, составление технологической последовательности выполнения проекта. Технологический этап выполнения творческого проекта (конструирование, моделирование, изготовление изделия). Заключительный этап (оценка проделанной работы и защита проекта). Проектирование и изготовление рабочей одежды. Краткие сведения из истории одежды. Виды рабочей одежды. Эксплуатационные и гигиенические требования, предъявляемые к рабочей одежде. Ткани, применяемые при изготовлении рабочей одежды. Фигура человека и ее измерение. Основные точки и линии измерения. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа фартука. Практическая работа: снятие мерок для построения чертежа фартука. Расчетные формулы. Построение чертежа фартука в М 1:4 по своим меркам в рабочих тетрадях и в натуральную величину. Особенности моделирования рабочей одежды. Выбор модели фартука. Подготовка выкройки к раскрою. Подготовка ткани к раскрою. Раскрой фартука. Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Подготовка деталей кроя к обработке. Последовательность изготовления обтачного шва концов пояса и бретелей. Правила обработки накладных карманов. Определение месторасположения карманов. Накалывание, наметывание и настрачивание карманов на нижнюю часть фартука. Выбор наиболее рационального способа оформления срезов для данного вида ткани с учетом ее свойств. Практическая работа: обработка срезов фартука швом в подгибку с закрытым срезом или тесьмой. Соединение деталей фартука. Художественная отделка изделия. ВТО. Правила безопасности при ВТО. Определение качества готового изделия. Экономические расчеты. Затраты на материалы. Сельскохозяйственный труд. Удобрение почв. Виды удобрений. Практическая работа: закладка компостной кучи. Правила безопасности труда на учебно-опытном участке при работе с удобрениями. Практическая работа: весенняя обработка почвы. Внесение удобрений. Подготовка семян и посадочного материала к посеву. Очистка, сортировка, определение всхожести (бархатцы, петуния, календула). Практическая работа: посев семян (бархатцы, петуния, календула). Итого 68 часов.
| 8 2 8 2 2 2 4 4 6 22 8 | 2 2 2 2 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 2 1 1 3 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по технологии ( направление:" Технологии ведения дома ") для 5 класса с учётом требований ФГОС.
Примерная пояснительная записка к программе по технологии (направление: "Технологии ведения дома") для 5 класса с учётом требований ФГОС....
Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской
Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...
Рабочая программа по технологии (машиноведение,художественная обработка материалов, электронные технологии),7 класс
Рабочая программа по технологии предназначена для мальчиков, 7 класс...
Рабочая программа по технологии ( электрические инструменты, электронные технологии),8 класс
Рабочая программа по технологии для юношей 8 класса....
Рабочая программа по Технологии (индустриальные технологии + сельскохозяйственные технологии) для учащихся 5 класса, ФГОС
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотрен...
ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»
Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса: повышение профессионального уро...
Рабочая Программа по технологии 5-8 классы (для неделимых классов) на основе программы Технология 5-8(9) Синица, Самородский
Материал включает в себя нормативную базу документов, на основе которых составлена РП, роль учебного предмета Технология, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания предмета Технол...