Новые подходы в изучении иностранного языка
статья по английскому языку на тему
Успешное начало обучения иностранному языку способствует созданию высокой мотивации. Успех обучения и отношение учащихся к предмету во многом зависит от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки. Таким образом, успех практической реализации инновационных обучающих стратегий в школе в большей степени зависит от уровня готовности учителя иностранного языка к новым условиям социально-культурной среды, формируемой в школе, и от способностей преподавать язык функционально, с ориентацией на межкультурную коммуникацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novye_podhody_v_izuchenii_inostrannogo_yazyka.docx | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Современный этап обучения иностранным языкам, характеризующийся динамичной
диверсификацией вариантов изучения предмета, диктует необходимость привести
изучение предмета в соответствии с этапами обучения. Это должно касаться не
только объема осваиваемого языкового и речевого материала, определения
приоритетов в выборе видов формируемой деятельности и, следовательно,
соответствующих речевых умений и навыков. Проблема соответствия содержания
учебного предмета условиям обучения должна быть решена с учетом всех его компонентов. Так, совершенно очевидно, что нельзя обучать
учащихся общеобразовательных школ и гимназий, школ гуманитарного и
технического профиля на одних и тех же текстах, ситуациях общения. На уровне
отбора сфер общения для детей дошкольного и младшего школьного возраста
преимущество отдается игровой сфере. На старшем этапе обучения предметная сторона
содержания должна отражать наряду с другими и интересующую учащихся
профессиональную сферу общения (безусловно, в ограниченных пределах).
Для старшеклассников иностранный язык должен стать надежным средством
приобщения к научно-техническому прогрессу, средством удовлетворения
познавательных интересов. Поэтому в старших классах естественно расширение и
углубление тематики за счет страноведческого, общегуманитарного или
технического материала, ориентированного на будущую специальность учащихся.
Должно быть предусмотрено знакомство с элементами профориентации и
переподготовки в стране изучаемого языка, ознакомление с особенностями
выбранной профессии и роли иностранного языка в овладении профессиональным
мастерством.
Таким образом, в самом содержании учебного предмета должны быть заложены
механизмы, раскрывающие возможность практического использования иностранного
языка как важного средства развития и удовлетворения интересов учащихся, в
том числе и неязыковых. Действие этих механизмов будет обеспечено, если
учебный материал помогает учителю и ученику найти ответ на следующие вопросы:
1. Где и как может быть использован иностранный язык в будущей профессии ученика?
2. Какую пользу он может принести в избранной профессии или сфере интересов?
3. Каким образом иностранный язык позволяет приобщиться
к научно-техническому и культурному прогрессу и традициям страны изучаемого
языка, пополнить знания в области точных или гуманитарных наук?
Из практики известно, что в содержание учебного предмета помимо информации,
способов деятельности, выраженных устным или письменным текстом и
заданиями, входит также эмоциональная деятельность, вызванная предметом и
деятельностью усвоения. Применительно к предмету иностранный язык эта эмоциональная деятельность связана, прежде всего, с положительным отношением
учителя и учащихся к содержанию учебного предмета, к объекту им процессу усвоения. Учебный материала должен прогнозировать желание учителя и ученика работать с ним, а у учащихся пробуждать интерес к учению вообще и к иностранным языкам в частности. Именно с формированием личностного (положительного) отношения учащихся к усваиваемому содержанию, их потребностей и мотивов связан воспитательно-развивающий аспект обучения предмету.
Очень важно, чтобы в самом содержании учебного предмета были четко
отражены желаемые эмоционально-оценочные отношения учащихся к миру, друг к другу, действительности, к тому, чем они занимаются в процессе освоения иностранного языка. Поэтому воспитательный эффект обучения предмету в полной мере будет определяться тем, насколько содержание учебного предмета позволит учителю осознать, во-первых, какие ценности и какими приемами можно формировать у учащихся на основе того или иного отрезка учебного материала, и, во-вторых, каковы реальные потребности каждого ученика (исходя из его индивидуальных и личностных качеств), а также какой характер его отношение к тому или иному минимуму общественной системы ценностей должен быть при этом принят во внимание.
Качество содержания обучения иностранным языкам во многом определяется тем,
насколько оперативно учитывается его изменчивость и подвижность.
Согласно «Концепции содержания образования» основными целями обучения
иностранному языку в школе являются:
1. Формирование и развитие коммуникативной культуры школьников (формирование и развитие языковой, речевой и социокультурной компетенции, необходимой и достаточной для общения; обучение нормам межкультурного общения на иностранном языке; развитие культуры устной и письменной речи на иностранном языке в условиях официального и неофициального общения).
2. Социокультурное развитие учащихся (изучение родного языка и родной культуры и иностранных языков и культур других народов,развитие у школьников способностей представлять свою страну и культуру в условиях иноязычного межкультурного общения).
3. Ознакомление учащихся со стратегиями самонаблюдения за своими коммуникативным развитием по мере продвижения от одной ступени обучения иностранного языка в школе к другой, что позволит им ставить и достигать собственные задачи в изучении иностранного языка.
4. Формирование у школьников уважения к другим народам и культурам, готовности к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем.
5. Развитие мотивации к изучению второго иностранного языка.
6. Развития самообразовательного потенциала молодежи с учетом многообразия современного многоязычного и поликультурного мира.
7. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения языков и культур.
Содержание обучения иностранному языку в средней школе реализует его основные
цели, направленные на развитие у школьников культуры общения в процессе
формирования всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции. Данные
компетенции предполагают формирование как чисто лингвистических навыков
(лексических, фонетических и грамматических), так и их нормативное
использование в устной и письменной речи. Предполагаемые темы, тексты,
проблемы, речевые задачи ориентированы на формирование различных видов
речевой деятельности (говорения, чтения, аудирования, письма), развитие
социокультурных навыков и умений, что обеспечивает использование иностранного
языка как средства общения, образования и самообразования, инструмента
сотрудничества и взаимодействия в современном мире.
Содержание и структура школьного курса по иностранному языку определяются:
· коммуникативными целями и задачами школьного курса по иностранному языку;
· количеством учебного времени, отводимого на изучение иностранного языка;
· возрастными особенностями школьников на каждом из этапов обучения
иностранному языку;
· преемственностью между этапами обучения;
· междисциплинарными связями с другими предметами, в том числе с
родными и государственными языками.
На первой ступени обучения иностранному языку (в I – IV классах) большое
значение имеет создание психологических условий для развития у учащихся младших классов желания изучать иностранный язык; стимулирование потребностей в ознакомлении с миром зарубежных сверстников и использование иностранного языка для этих целей; формирование элементарных умений межличностного общения на иностранном языке с опорой на родной язык.
Обучение иностранному языку в начальной школе направлено на:
· создание условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации к новому языковому миру, отличному от мира родного языка и культуры, и для преодоления в дальнейшем психологического барьера в использовании иностранного языка как средства коммуникации;
· ознакомление с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором, миром игр и развлечений;
· приобретения детьми социального опыта за счет расширения спектра проигрываемых коммуникативных ролей в ситуациях семейного и школьного общения с друзьями и взрослыми на иностранном языке; формирование представлений об общих чертах и особенностях общения на родном и иностранных языках;
- формирование элементарных коммуникативных умений в 4-х видах деятельности с учетом возможностей и потребностей младших школьников;
· формирование некоторых универсальных лингвистических понятий, наблюдаемых в родном и иностранном языках
При изучении иностранного языка на второй ступени, в основной школе (V – XI
классы), в центре внимания находится последовательное и систематическое
развитие у школьников всех составляющих коммуникативной компетенции в
процессе овладения различными стратегиями говорения, чтения, аудирования,
письма.
Обучение иностранного языка в основной школе направлено на изучение иностранного языка как средства международного общения посредством:
· Формирования и развития базовых коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности;
· Коммуникативно-речевого вживания в иноязычную среду стран изучаемого языка; развитие всех составляющих иноязычной коммуникативной компетенции;
· Социокультурного развития школьников в контексте европейской и мировой культуры с помощью страноведческого, культуроведческого и лингво-культуроведческого материала;
· Культуроведческого и художественно-эстетического развития школьников при ознакомлении с культурным наследием стран изучаемого языка;
· Формирование умений представить родную культуру и страну в условиях иноязычного межкультурного общения;
· Ознакомление школьников с доступными им стратегиями самостоятельного изучения языков и культур.
фессионально-
технических лицеев.
Средняя школа также должна создавать условия и стимулировать школьников к
изучению нескольких иностранных языков с учетом потребностей как самих
учащихся, так и общества в целом.
Успешное начало обучения иностранному языку способствует созданию высокой
мотивации к изучению иностранных языков. Успех обучения и отношение учащихся
к предмету во многом зависит от того, насколько интересно и эмоционально
учитель проводит уроки.
Таким образом, успех практической реализации инновационных обучающих
стратегий в школе в большей степени зависит от уровня готовности учителя иностранного языка к новым условиям социально-культурной среды, формируемой в школе, и от способностей преподавать язык функционально, с ориентацией на межкультурную коммуникацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный и индивидуальный подход в изучении иностранного языка
Дифференциация в обучении теснейшим образом связана с индивидуализацией обучаемых. К сожалению, не всегда все школьники усваивают программный материал в полной мере, как бы учитель не старался донести...
«Метод проектов как средство реализации личностно ориентированного подхода при изучении иностранных языков»
Данная статья рассказывает о приемах и методах работы на уроках английского языка в условиях современного времени и технологий. В статье описан метод проектов как один из приемов в реализации личностн...
Доклад "Новые подходы к обучению иностранным языкам в пятом классе"
В докладе рассказывается о новых методах и подходах в обучении иностранным языкам в пятом классе....
Стандарты второго поколения: новый подход в обучении иностранным языкам
Статья на тему: " Стандарты второго поколения"...
Комплексный подход в изучении иностранного языка.
при изучении иностранного языка важен комплексный подход. Освоение лексических единиц и грамматического строя языка долно идти параллельно, также как осуществляться развития навков аудирования и говор...
Проект как инструмент деятельностного подхода к изучению иностранного языка
Проект как инструмент деятельностного подхода к изучению ин.языка...
Интерактивный подход к изучению иностранного языка в старших классах в средней общеобразовательной школе
Интерактивное взаимодействие является способом познания, который осуществляется посредством совместной деятельности учащихся на уроках английского языка...